Pull to refresh
112.53
beeline cloud
Безопасный облачный провайдер

Как «взвесить» open source: разбираем противоречивые мнения об исследованиях ценности открытого программного обеспечения

Reading time5 min
Views1.3K

В хабраблоге beeline cloud мы уже говорили о модели post-open-source, а теперь посмотрим на исследование, которое подготовили специалисты из Harvard Business School (HBS) при поддержке Linux Foundation. Они представили модель для оценки экономического влияния открытого программного обеспечения на развитие ИТ-отрасли. Это — уже не первая попытка измерить «ценность» open source software (OSS). Мы решили посмотреть, какие исследования проводили раньше и разобраться, почему свежая работа HBS собрала такие противоречивые мнения.

Изображение — Graphic Node — Unsplash.com
Изображение — Graphic Node — Unsplash.com

Зачем вообще измерять ценность открытого ПО

Исследователи стремятся оценить роль open source проектов в современной экономике не только в абстрактных формулировках, но и выразить в конкретных цифрах. Обычно для этого измеряют финансовые показатели, на которые может влиять открытое программное обеспечение — объем выручки, прибыль или затраты на разработку приложений в компаниях. Эти данные помогают установить сколько-нибудь объективную ценность open source для бизнеса, что способствует росту инвестиций в индустрию, внедрению инноваций и развитию экосистемы в целом.

Существуют разные подходы к измерению экономического влияния OSS. И один из них основан на классических опросах. Обычно к ним привлекают топ-менеджеров ИТ-компаний, которые могут комплексно оценить роль open source в бизнесе — с точки зрения финансов, технологий, процессов. Например, в 2023 году специалист из Калифорнийского университета (при поддержке Linux Foundation) провел исследование, в котором опирался на мнение руководящего звена организаций из списка Fortune 500. До 75% респондентов ответили, что преимущества от использования OSS превышают затраты на него. Однако очевидно, что опросный метод обладает серьезным недостатком — анкетирование отражает исключительно субъективную и воспринимаемую ценность открытого ПО в рамках отдельной организации.

Существуют другие способы экономической оценки, например, на основе объективных показателей. Они позволяют иначе определить ценность open source. Такое исследование провели в 2018 году в Евросоюзе. Там подсчитали, что 10% увеличение числа коммитов в открытых проектах привело к росту ВВП Европы на 63 миллиарда евро. В рамках исследования также проводили опросы, которые подсветили интересные детали, например, чем меньше компания, тем больше ее вклад в развитие OSS. Но и при таком подходе результаты не всегда однозначны.

Чтобы обойти ограничения в методах и расчетах, некоторые исследователи пытаются измерять ценность OSS в стоимости труда разработчиков. В этом случае они стремятся выяснить, во сколько обойдется разработка open source продуктов с нуля на стороне организаций и экосистем-пользователей. Но и здесь есть свои сложности — например, оценки будут различаться в зависимости от выбранной модели распространения программного обеспечения. Если его вновь опубликуют под открытыми лицензиями, то это одни совокупные затраты на разработку. Если же эти проекты будут распространять под коммерческими лицензиями (или они вообще не выйдут за пределы инфраструктуры компании-автора), то количество программных решений в индустрии кратно возрастет, как и затраты на их проектирование.

Учитывая большое количество подводных камней и неопределённостей, неудивительно, что новое исследование Harvard Business School привлекло повышенное внимание участников ИТ-сообщества — поговорим о нем подробнее.

Методы и результаты исследования

В своей работе авторы попытались учесть стоимость воссоздания всех open source проектов в нескольких ситуациях, обусловленных разными условиями лицензирования. Специалисты использовали данные проекта Census II и датасеты BuiltWith. Census II представляет собой перечень открытого ПО, которое с которым чаще всего работают организации. Он составлен на основе данных от вендоров, предоставляющих решения для анализа состава ПО (SCA-анализа). Они проверяют, не нарушает ли софт правила лицензирования, и заодно идентифицируют все используемые в нем пакеты с открытым кодом. В свою очередь, BuiltWith предоставляет данные о технологиях, на которых построены девять миллионов веб-сайтов. Ученые сопоставили эти своды информации, чтобы снизить вероятность дублирования программных пакетов при подсчетах.

Чтобы оценить стоимость воссоздания открытого кода, авторы посчитали количество строк в приложениях ПО и применили модель COCOMO II (Constructive Cost Model). Она позволяет дать некоторую оценку того, сколько человеко-часов потребовалось бы для написания программы с нуля. Для расчета зарплаты разработчиков воспользовались данными компании Salary Expert. В результате, если посчитать, что каждой компании придется самостоятельно переписывать весь open source, который она использует, то затраты на разработку возрастут до 8,8 триллиона долларов [это в 3,5 раза больше затрат на проектирование программного обеспечения сегодня].

Критическая оценка

Не все согласны с выводами гарвардских исследователей. Один из наиболее полных критических обзоров написал разработчик Чад Уитакер, стоявший у истоков некоторых открытых проектов, например, библиотеки Aspen. Сейчас он руководит развитием open source направления в коммерческой компании. Чад не согласен с выводом о том, что без открытого ПО разработка бы обошлась компаниям в 3,5 раза дороже.

Изображение — Jason Dent — Unsplash.com
Изображение — Jason Dent — Unsplash.com

Главный аргумент против — авторы исследования не учитывают, что программное обеспечение можно не только разработать заново, но и просто купить у другой компании. Это упущение привело к тому, что результаты расчётов оказались завышены. По мнению Чада Уитакера, стоимость разработки ПО при отсутствии open source обошлась бы всего в 1,00005 раз дороже. Однако и эти доводы подвергают сомнению — если бы в мире и правда не существовало открытого программного обеспечения, то коммерческие продукты, также опирающиеся на возможности open source стоили бы гораздо дороже.

Также можно встретить мнение, что авторы из Harvard Business School недооценили экономическую значимость open source. Результаты расчетов кажутся заниженными, если взглянуть на число и объем проектов хотя бы в экосистеме Linux.

В разное время проходило множество исследований, в рамках которых пытались представить стоимость разработки ядра Linux. В 2004-м её оценили в 612 млн долларов. Всего два года спустя очередная группа специалистов пришла к цифре в миллиард долларов. В 2013-м испанские ученые также оценили стоимость разработки Linux kernel в 1,2 млрд евро. Все это при условии, что на тот момент проект содержал порядка 15 млн строк кода. С тех пор ядро увеличилось в размерах до 28 млн строк кода — то есть почти в два раза. Что касается дистрибутивов, то в 2008-м Linux Foundation оценили затраты на проектирование операционной системы Fedora в 10 млрд долларов. Можно с уверенностью сказать, что в пересчете на современные деньги эта цифра только выросла.

Также участники обсуждения на Hacker News отмечают, что для поддержки одного браузера Firefox с 21 млн строк требуется несколько сотен миллионов долларов в год. В связи с этим возникают сомнения, что разработка всех пакетов OSS может ограничиться парой триллионов.

Что в целом думают о значимости open source

По поводу экономической оценки OSS ведется множество споров. Одни пытаются ее измерить в финансовых показателях, но сталкиваются с критикой сообщества, а другие вовсе считают все попытки бессмысленными. Один из аргументов такой позиции — если в мире нет открытого ПО, то это уже альтернативная реальность, в которой бы нынешние корпорации, вероятно, не смогли добиться такого же успеха.

Если развить эту мысль, то можно поставить под сомнение сам факт существования компаний вроде Google в условиях отсутствия экосистемы open source. Профессор Дэниел Лемир из Университета Квебека отмечает, что современные корпорации «росли», буквально погруженные в экосистему открытого программного обеспечения. Бизнес, который отворачивался от open source, оставался позади и терял преимущество в конкурентной среде.

Другие специалисты также указывают, что в попытках вычислить ценность открытого программного обеспечения невозможно учесть все переменные и обстоятельства. И в таком контексте влияние open source лучше рассматривать не с точки зрения экономики, а инновационности, доступности и прозрачности кода, разработки стандартов, которые двигают всю ИТ-отрасль вперед.

beeline cloud— secure cloud provider. Разрабатываем облачные решения, чтобы вы предоставляли клиентам лучшие сервисы.

Tags:
Hubs:
Total votes 11: ↑11 and ↓0+11
Comments7

Information

Website
cloud.beeline.ru
Registered
Founded
Employees
501–1,000 employees
Location
Россия