Pull to refresh
45.17
Digital Rights Center
Юридическая помощь в цифровом пространстве

Как защитить свой бренд в Инстаграм

Reading time4 min
Views2.2K

Инстаграм сегодня представляет собой не просто соцсеть для общения, но в первую очередь бизнес - площадку, на которой большое количество пользователей продает и покупает различные товары и услуги. Эта социальная сеть отличается возможностями для продвижения и платежеспособной аудиторией, поэтому она так привлекательна для бизнеса и блогеров. У популярности Инстаграм есть и другая сторона – частое нарушение авторских прав, которое может выражаться в краже постов, использовании чужих фото и видео, создании аккаунтов-двойников. Вместе с юристами Digital Rights Center мы решили разобрать существующие особенности охраны результатов интеллектуальной деятельности в Инстаграм, и что можно сделать, чтобы защитить свой бренд от копирования.

Оригинальные тексты, фото и видео в силу ст. 1259 ГК РФ являются объектами авторских прав и не требуют регистрации. Это означает, что никто не имеет права без согласия использовать ваши материалы, и касается тех случаев, когда кто-то публикует чужой контент под своим именем. Цитирование при соблюдении ряда условий не запрещено, но обязательно должны быть указаны автор текста и источник заимствования. Кроме этого, значение имеет конкретная цель цитирования – например, критическая, научная, полемическая, информационная. Объем цитирования должен быть достаточным, чтобы донести до читателя мысль, но не более того. При этом, цитировать можно не только текст, но и фото/видео материалы. Например, любой пользователь может выложить вашу фотографию у себя в профиле в информационных целях, указав автора. Это не будет считаться нарушением авторских прав.

На нарушение авторских прав можно пожаловаться в справочном центре Инстаграм, заполнив специальную форму. В жалобе, отправленной через онлайн-форму, требуется указать контактную информацию, веб-адреса спорных материалов и заявление о том, что вы являетесь владельцем исключительных авторских прав, которые предположительно были нарушены. Инстаграм быстро реагирует на жалобы пользователей и удаляет контент, который явно нарушает авторские права. 

С 2018 года в Инстаграме пользуются спросом инфопродукты: гайды, чек-листы, вебинары, курсы и другая обучающая информация. Гайды и чек-листы охраняются авторским правом как литературные произведения. Вебинары и онлайн-курсы являются аудиовизуальными произведениями. Авторские права с момента создания аудиовизуального произведения могут принадлежать режиссеру - постановщику, автору сценария, автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Следует иметь в виду, что не существует стопроцентного способа избежать копирования контента. Если вы создаёте качественный продукт, обязательно появятся желающие продавать украденный материал. Задача состоит в том, чтобы помешать нарушителям распространять и монетизировать ваш инфопродукт. 

Пираты обычно реализуют видеоконтент в социальных сетях, на различных платформах и форумах, существуют даже специальные сайты, предоставляющие возможность совместно с другими пользователями купить интересующий онлайн-курс. Чтобы найти покупателей, пиратам приходится указывать название онлайн-курса, так как никто не будет покупать неизвестный инфопродукт. Учитывая это, целесообразно зарегистрировать в Роспатенте название курсов и логотип в качестве товарных знаков. Так вы сможете через претензию о нарушении исключительных прав на товарный знак быстро пресекать распространение вашего контента. Регистрация товарного знака также поможет вам оспорить его использование недобросовестными лицами в качестве доменного имени, хэштега или ключевого слова в рекламе. 

Сайт, социальная сеть или сервис, предоставляющие пользователям возможность самостоятельно публиковать различный контент, являются информационными посредниками. В ситуации, когда пользователь размещает контент, нарушающий интеллектуальные права другого лица, информационный посредник не будет нести юридическую ответственность, если, получив претензию правообладателя, примет необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Информационный посредник вправе запросить доказательства принадлежности авторских прав лицу, направившему претензию. Доказательствами авторства могут служить нотариально заверенный экземпляр произведения, сертификат депонирования, ссылки на публикацию материала, или токен системы WIPO PROOF. 

Таким образом, контент в социальной сети Инстаграм можно разделить на несколько объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых защищается отдельно. Алгоритм же в случае нарушения прав на эти объекты будет одинаковым:

  1. В первую очередь зафиксируйте факт нарушения интеллектуальных прав. Можно сделать скриншот, нотариально заверить интернет-страницы, записать видшот;

  2. Далее направьте претензию с требованием прекратить нарушение авторских прав. Претензия направляется в адрес информационного посредника и нарушителя; 

  3. Обязательно приложите к вашей претензии доказательства принадлежности вам авторских прав;

  4. По истечении 30 дней после направления претензии, если ваши требования не удовлетворены, следует подать исковое заявление о защите авторских прав в суд. 

Борьба с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности отнимает много сил и времени. Для того, чтобы проводить аудит нарушений интеллектуальных прав, необходимо знать законодательство РФ, уметь составлять убедительные юридические документы и правильно фиксировать нарушения. Чтобы уберечь свой бренд от лишних денежных и репутационных затрат, лучше обратиться к специалистам. Юристы Digital Rights Center помогают разрешать споры, связанные с использованием объектов интеллектуальных прав в Инстаграм, и консультируют пользователей по вопросам защиты контента.

Публикация подготовлена при поддержке юристов Digital Rights Center.

Tags:
Hubs:
Total votes 4: ↑0 and ↓4-4
Comments3

Articles

Information

Website
drc.law
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия
Representative
Sarkis Darbinyan