Pull to refresh
1258.11
МТС
Про жизнь и развитие в IT

Как поддерживать себя в кибербезопасной форме: инструкция по самообразованию в IT на примере ИБ

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views17K

Привет, Хабр! Меня зовут Роман Панин, я начал свой путь в ИТ с фронтенда около 10 лет назад. Затем я перешёл в кибербез и успел построить его в нескольких сферах – от нефтянки и финтеха до телекома. А ещё исследовал массу способов получения новых знаний и укрепления твердых навыков, чем и хочу поделиться с вами в этой статье. 

Наша цель — улучшить профессиональные навыки и выстроить личный бренд без ущерба для психического здоровья. Все методы были проверены лично мной, поэтому я ручаюсь за их безопасность и результативность. 

Зачем самообучаться в IT?

По статистике Минцифры РФ, к концу 2022 года в ИТ-отрасли работала 761 тыс. сотрудников. Это на 12% больше, чем годом ранее. Ежедневно в сфере появляются новые разработчики, кибербезопасники или тестировщики. 

Чтобы остаться на плаву при такой конкуренции, каждому айтишнику стоит развивать профессиональные навыки. 

Но любое обучение — это нагрузка, а нагрузка — это стресс. Нередки случаи, когда перегруз знаниями приводит к выгоранию. Если заглянуть в исследование hh.ru и heath tech из середины 2022 года, окажется, что более половины россиян (54%) в тот момент считали себя выгоревшими. 

Собственно, наша задача — научиться совмещать работу и обучение так, чтобы не выгореть за несколько месяцев.

Ставлю цель — иду к ней 

Метрик нет. Документации тоже. Да и чёткой цели не имеется. Идеального гайда по этой теме просто не существует — отрасль слишком быстро и часто меняется. 

Повышение своих компетенций и самообучение — это то, что нужно делать перманентно, подстраиваясь под запросы рынка и изучая вечные перемены в сфере. Но за прохождение всех описанных шагов у вас точно прокачаются не только профессиональные скиллы, но и личный бренд, а это уже хороший результат, который позже можно будет конвертировать во что-то более полезное. 

Используем популярные источники знаний

Чтобы поддерживать себя в тонусе, можно иногда обращаться к популярным источникам профильных знаний. Например, в кибербезе такими являются тренажеры по типу HackTheBox или различные CTF. 

Еще один метод — внешние курсы, но есть несколько важных нюансов. 

  • Во-первых, это дорого. Нет, реально дорого. За обучение в области кибербезопасности придётся отдать порой больше 100 тысяч, поэтому советую брать подобное обучение только в компании, в качестве корпоративных бонусов.

  • Во-вторых, экспертное обучение, которое научит действительно применимым практическим навыкам, не так уж и легко найти. И тут многое зависит не столько от провайдера этого обучения, сколько от человека, который будет вас образовывать.

  • В-третьих, согласно исследованию «Барометра онлайн-образования» только у 20% российских онлайн-школ до конца их курса или программы доходит больше 71% учеников. Шансы стать частью такой статистики высоки. Поэтому не тратим бюджет зря и проходим корпоративное обучение.

Другой (на этот раз бесплатный!) метод — профильный нетворкинг. Как я писал выше, ИТ-коммьюнити растет день за днём и синергия между профессионалами — это прекрасный драйвер для новых идей и знаний.

Ну и само собой, не забываем про мониторинг инфополя посредством различных СМИ, профильных чатов или того же нетворкинга. Всегда важно о каких-то актуальных угрозах или средствах защиты от них же.

Наводим порядок в знаниях

Перед структурированием информации важно найти и ликвидировать пробелы в знаниях, провести в них «инвентаризацию».

Формула успеха: Структурируем информацию → Формируем роадмап → Строим процесс
Формула успеха: Структурируем информацию → Формируем роадмап → Строим процесс

Наверняка бывало, что вы изучили какую-то тему не до конца. Например, чтобы помочь другу или решить какую-то задачу на работе. Так вот, можно вернуться немного назад и закончить начатое, чтобы полноценно разбираться в теме.

Хороший способ найти серые зоны в знаниях — посмотреть требования работодателей в актуальных вакансиях на рынке. Изучите, какие навыки и качества ищут чаще и на что нужно сделать упор.

После этого переходим к собеседованиям. Они нужны, чтобы найти «боль рынка» и понять, что именно рекрутеры и технические специалисты спрашивают чаще всего.

Параллельно просматриваем актуальную повестку ИТ-инфополя. Следим за всеми уходящими с рынка вендорами, новыми разработками и импортозамещаемыми программами. Это минимум, который нужен, чтобы у вас не появлялось новых пробелов. 

Все приобретенные знания стоит структурировать и визуализировать — так информацию легче запомнить. Я делаю это с помощью Xmind.

Затем составьте роадмап, чтобы не терять мотивацию изучать темы и иметь чёткие дедлайны. На базе этой дорожной карты будет строиться весь процесс. А ещё она помогает регулярно проводить ревью знаний. Чтобы немного упростить себе задачу, вы можете привлечь к процессу проверки ваших друзей из сферы, коллег или просто поговорить с эйчарами — наверняка они знают, какие знания сейчас востребованы на рынке.

Само собой, для того, чтобы разметить и структурировать всю эту информацию, нужно немало времени, времени и наработанной насмотренности. Чтобы все эти ресурсы сэкономить, можно подглядывать в уже готовые роадмапы, например, вот в этот.

Как стать гуру в IT? 

Итак, у нас есть некая стартовая точка и мы можем наблюдать за развитием прогресса. Теперь переходим непосредственно к самообучению.

Важный пункт: не забывайте себя мотивировать. Рисуйте прогресс-бары, ставьте звёздочки, назначайте личные награды — что угодно, главное, чтобы работало. Ведь мотивация изучать новое и прокачивать харды и софты — та база, без которой ничего не получится. 

Первый шаг — выступаем на митапах, конференциях и профильных мероприятиях. Это не только прокачивает медийность, но и побуждает к изучению нового, ведь до того, как преподнести публике информацию, её нужно тщательно изучить и структурировать. А развитый личный бренд идёт приятным бонусом.

Если вам сначала покажется, что рассказать не о чем – подумайте о том, какие последние сложные задачи вы пытались решить на своей работе. Наверняка вы делали какой-то ресерч для того, чтобы разобраться и решить вставшую перед вами проблему.

Вот это и есть та самая идеальная тема для предстоящего доклада. Для насмотренности и понимания того, как доклад должен выглядеть, можете походить по тем самым митапам, конференциям или просто посмотреть примеры в интернете.

Шаг второй — пишем статьи и колонки. Да, даже этот чек-лист — прокачка моих знаний. Складный текст — это сложный, кропотливый процесс, требующий множество доработок и правок. Но на выходе вы получите хорошо структурированный материал, в котором вы точно разбираетесь.

Публикации можно постить как с личного аккаунта, так и с помощью каналов компании — оба способа работают на личный бренд. Более того, во втором случае вы одним выстрелом убьете двух зайцев – и себя попиарите, и имя своей компании прославите, за что также можно получить какие-то бонусы от своего работодателя.

В роли площадки для размещения вам подойдут любые популярные айтишные СМИ. Ах да, ваш доклад, подготовленный для выступления на митапе (из прошлого пункта) можно легко преобразовать под формат статьи и наоборот.

Шаг третий — менторство. Получая своего менти, специалист получает и большую ответственность. Он может как направить человека на верный путь, так и подвести его из-за недостатка знаний.

Эта позиция сама собой подталкивает к саморазвитию и обновлению знаний. А если вы пока не уверены в своей экспертизе на сто процентов, приглядитесь к позиции «Buddy». Buddy — это человек, который знакомит нового сотрудника с рабочими процессами и стандартами компании. Намного меньше ответственности, однако soft skills точно прокачаете.

Шаг четвёртый выступаем судьёй на тематическом мероприятии. Не зря ведь в инфобезе говорят: «чтобы что-то защитить, надо понять, как это взломать». Судейство — это отличный метод для тех, кто хочет попробовать себя в смежной теме и получить новые знания. Также хорошо развивает собственную экспертизу и личный бренд.

​​

В случае ИБ – если вы, например, специалист из синей команды, то участие в судействе мероприятия, связанного с красной командой точно заставит прокачаться ваши нейронные связи. Бонусом у вас появится большая насмотренность благодаря изучению большого количества материалов, необходимых для оценки результатов участников соревнований.

Шаг пятый — становимся амбассадором своей компании. В МТС есть амбассадорская программа для сотрудников: нам дарят фирменный мерч, а мы в нём представляем компанию на мероприятиях и конференциях. В итоге сотрудники становятся известнее через выступления и нетворкинг, и получают за это компенсацию или сувениры. Наверняка подобная практика есть и у вас. А если вы о ней еще не знаете, то ваши коллеги из DevRel вам наверняка помогут.

Шаг шестой — становимся преподавателем. В онлайн-школах можно не только учиться, но и зарабатывать. Вы можете прийти к ним, сказать, что разбираетесь в своей теме и поучаствовать в создании профильного курса.

Платят там неплохо, но знайте, что создавать и записывать обучение — это очень сложное и ответственное занятие. Это также положительно скажется на вашем личном бренде. Например, когда вышел когда-то записанный мной образовательный курс, ко мне стали приходить рекрутеры, которые его видели или о нём слышали.

Шаг седьмой — заводим блог в соцсетях. Подойдёт любая площадка. Главное, чтобы на ней была ваша аудитория. Перед тем, как написать что-то на 1 000 человек, вам придётся тщательно разобраться в вопросе. Как это часто бывает, убиваете двух зайцев: первым узнаёте новости из своей сферы и прокачиваете личный бренд. Желательно всё это приправлять живой подачей в своей собственной стилистике, а не просто пересказывать актуальные инфоповоды.

Век учись

Lifelong learning — это не новая, но всё ещё актуальная концепция. Сегодня такой тип обучения становится не просто трендом, а средством выживания в быстро меняющейся ИТ-сфере.  

Лучший способ удержаться в таком темпе — сделать самообучение привычкой, бытовым действием, которое не будет вызывать отторжения. А если действовать по этому гайду, вы не будете только обучаться новому, но и развивать личный бренд, который тоже не повредит айтишнику.

На десерт скажу, что участие во всех вышеперечисленных активностях откроет для вас многие двери в плане карьеры или, например, поспособствует в получении визы талантов.

Tags:
Hubs:
Total votes 22: ↑21 and ↓1+20
Comments10

Articles

Information

Website
www.mts.ru
Registered
Founded
Employees
over 10,000 employees
Location
Россия