Pull to refresh

«Индженьюити» с нерабочим инклинометром и низким зарядом батарей смог выполнить небольшой полет №29

Reading time4 min
Views3.6K
Место посадки «Индженьюити» после выполнения полета №28.

11 июня 2022 года марсианский вертолет «Индженьюити» с нерабочим инклинометром и низким зарядом батарей смог, по заверению НАСА, выполнить небольшой полет №29. Вертолёт приземлился на западе от места взлета на новом и тринадцатом по счету посадочном месте (Airfield U) за всё время своего пребывания на Марсе.

В ходе этого сложного для текущего состояния аппарата полета «Индженьюити» преодолел дистанцию в 179 метров, летел на высоте 10 метров со скоростью 5,5 м/c, провёл в атмосфере 66,6 секунды. Задача «Индженьюити» заключалась в том, чтобы приблизиться к марсоходу «Персеверанс» для поддержки радиоконтакта и начать переходить в режим пережидания зимнего периода на Марсе.

Инженеры НАСА оценивали вероятность успеха этого полёта как низкую, но старались сделать все возможное, чтобы он состоялся, но пыль, холод, деградация элементов и зима на Марсе очень сильно влияют на состояние «Индженьюити».


Посадка «Индженьюити» в процессе после окончания полёта №29.

В конце мая НАСА наладило резервный канал связи с «Индженьюити» и начало скачивать с аппарата оставшиеся фото и логи перед масштабным обновлением ПО, подготовкой к новому полету и переводу в зимний режим. За земной год солнечная батарея и аккумуляторы вертолета деградировали (почти на 30%), и эти системы не могут полноценно сохранять работоспособность электроники «Индженьюити» в текущих зимних условиях на Марсе. НАСА придумало новый план по восстановлению полетов, но может начать выходить из строя бортовая электроника аппарата, так как она не рассчитана на долгое ожидание включения при -80°C.

НАСА уже второй месяц каждое утро через марсоход заново передает на «Индженьюити» обновленные кадры данных для временной синхронизации бортовых часов вертолета. С начала мая системы управления обогревателями «Индженьюити» из-за низкого заряда батарей отключаются слишком рано и не работают всю ночь. Температура электроники вертолета снижается до -40°C и ниже. Также каждую ночь сбрасывается системный таймер. Вертолет просыпается после первых лучей Солнца и фактически не знает текущую дату и время. За день он успевает лишь частично зарядить свои батареи.

6 июня 2022 года, спустя 430 земных суток после высадки на Марс, НАСА зафиксировало первую серьезную поломку у «Индженьюити». Телеметрия показала, что у вертолета вышел из строя инклинометр. НАСА смогло имитировать работу навигационного датчика программным патчем во время попытки выполнить новый полет.

Ранее за 28 полетов у «Индженьюити» уже отказывали датчики и системы перед взлетом, не работали некоторые сервоприводы автомата перекоса (износ движущих частей), прерывалась работа системы радиосвязи с марсоходом, происходили фантомные сбои таймера навигационной камеры, также на нее попадали песок и пыль. За 28 полетов «Индженьюити» НАСА смогло удалённо решить большую часть проблем. Но вот инклинометр починить уже не в силах. Датчик выводит мусорные данные в бортовой компьютер и полностью перестал быть полезен. В итоге НАСА смогло выполнить имитацию работы инклинометра с помощью других приборов на борту вертолета и доработки бортового ПО.

Небольшой полет №29 на запад был необходим, чтобы сохранить возможность радиоконтакта с марсоходом на время зимнего периода на Марсе. НАСА планирует, что через несколько месяцев «Индженьюити» сможет проснуться и сделать несколько полетов или хотя бы помахать на прощание лопастями, когда марсоход поедет дальше от него на сотни метров, оставив вертолет в одиночестве. Это может случится через четыре-шесть месяцев.

Самые проблемные времена с охлаждением электроники у вертолета уже настали — это июнь и июль. В августе погода начнет меняться, а «Индженьюити», в случае штатной работы систем обогрева и электроники, сможет передвинуться еще ближе к марсоходу. Его миссия не включает в себя подъем и обогрев вертолета. Вероятность такого развития ситуации мала, но инженеры НАСА хотят, чтобы «Индженьюити» еще полетал, хотя бы на небольшие расстояния.

В НАСА считают большой победой, что «Индженьюити» смог в таком состоянии выполнить полет №29.

В настоящее время марсоход «Персеверанс» выполняет свою основную научную миссию, собирая образцы марсианского грунта, и находится на удалении нескольких сот метров от «Индженьюити» в устье кратера Езеро, представляющее собой веерообразную дельту высохшей реки. Вертолёт долетел туда прямиком через безопасные промежуточные места посадки, которые он выбирал с помощью специального программного алгоритма НАСА. Теперь «Индженьюити» готовится к спячке в течение нескольких месяцев зимнего периода с временными контактами с марсоходом.



Согласно текущей статистике, «Индженьюити» пробыл в рабочем режиме на Марсе в более чем 12 раз дольше расчетного времени: 468 сол (марсианских суток), как и марсоход «Персеверанс», но 403 сола на поверхности планеты — автономно. Вертолет был спроектирован на 30 суток работы в условиях Марса после высадки с марсохода. Оказалось, что его возможности позволяют летать и дольше. НАСА в августе 2021 года продлило работу «Индженьюити» на 2022 год в режиме зонда-разведчика для фиксирования с воздуха возможных препятствий и выбора оптимальных путей движения марсохода. Он будет летать еще как минимум до сентября 2022 года, если решатся проблемы со связью, датчиками навигации и батареей.

Камера марсохода запечатлела 8 апреля 2021 года процедуру проверки работы роторов «Индженьюити»

«Индженьюити» за 29 миссий и год работы пролетел в общем 7088 метров над поверхностью Марса и провел в режиме полета в атмосфере планеты 3322 секунды (более 55 минут). Достиг потолка 12 метров и развил максимальную скорость 5,5 м/c. За все полеты «Индженьюити» сделал с помощью своих камер несколько сотен цветных фотографий и более 3 тыс. черно-белых фотографий.

Примечательно, «Индженьюити» преодолел в атмосфере планеты две трети дистанции, которую марсоход «Персеверанс» в режиме научных исследований проехал по поверхности за все время.

Аппаратные системы «Индженьюити» основаны на плате SoC Snapdragon 801. В его бортовой системе установлен Linux и открытое ПО.

19 апреля «Индженьюити» совершил первый автономный полет, а марсоход сделал и прислал на Землю его видеозапись
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
Total votes 22: ↑22 and ↓0+22
Comments5

Other news