Сейчас, в первые десятилетия XXI века паровые турбины ещё можно встретить (хотя их почти никогда не увидишь), но паровые поршневые двигатели — это архаичный пережиток. Почти все движущиеся машины, которые мы видим — автомобили, грузовики, газонокосилки, самолёты в небе и лодки на воде — получают свою энергию непосредственно от сгорания топлива (например, бензина) внутри цилиндра: внутреннее сгорание, в отличие от внешнего сгорания, которое производит пар из топлива, сжигаемого вне котла.
Двигатель внутреннего сгорания требует отдельной главы в рассказе об эпохе пара по двум причинам. Более очевидная — это роль, которую первый двигатель сыграл в гибели второго. Двигатель внутреннего сгорания можно с некоторой долей справедливости обвинить в убийстве парового двигателя. Другая, менее очевидная причина заключается в том, что внутреннее сгорание развивалось как реакция на пар и под его сенью. На протяжении всего девятнадцатого века двигатель внутреннего сгорания оставался новичком, который искал своё место в мире, где пар стал выбором по умолчанию для всех, кто нуждался в механической энергии.