Pull to refresh
106
0
Роман Левентов @leventov

Исследователь этики и безопасности ИИ

Send message

Юзабилити веб-форм или онлайн-заказ по-человечески

Reading time7 min
Views5.4K
Сегодня мне пришел заказ от весьма крупной компании. Они просят реализовать на одном из их сайтов вот такое решение (орфография оригинала, названия изменены):

Пользователь на сайте заходит в «Калькулятор стоимости решения „ЗАО Рога и Копыта“.
Там он отвечает на 11 вопросов для расчета стоимости решения. После этого пользователю должно быть предложено заполнить свои ФИО, должность, название организации и email.
На указанный email должно быть отправлено уведомление: „По указанному адресу в скором времени Вам будет выслана стоимости решения “ЗАО Рога и Копыта», на основе заполненной на сайте rogaiko.pyta анкеты".
На нашу почту должены прийти контакты пользователя и ответы на вопросы. В течении суток мы рассчитываем решение и высылаем на указанный адрес.

(прим.авт. — средняя стоимость решения более миллиона рублей).

Когда я получил это письмо, мне очень захотелось поделиться с вами мыслями, почему так не нужно делать и какие ошибки часто совершают создатели корпоративных порталов в попытке повысить их интерактивность.

1. «Калькулятор» означает устройство, которое выполняет расчет и выдает результат сразу.
Называя онлайн-сервис «калькулятором», мы как бы обещаем пользователю, что после того, как он потратит свое время и заполнит анкету, он сразу получит важный для него результат.
Если это не так, если над ответом будут трудиться живые люди, и придет он через пару дней, то мы не должны обманывать пользователя, называя этот сервис «калькулятором». Этот сервис правильнее назвать «запрос ценового предложения». Это операция совершенно иного характера, и заниматься такими запросами будут совсем иные люди с иной целью.
Особенно вызовет раздражение пользователя ситуация, когда о том, что это на самом деле не калькулятор, он узнает лишь после того, как заполнит и отправит анкету.

2. Большинство пользователей настоящих онлайн-калькуляторов подсчитывают на них что-то, в основном, ради любопытства, пусть и не праздного. Для них это быстрый способ узнать, стоит ли им тратить время на общение с этой компанией, или нет, а если да, то можно ли как-то сэкономить на том или ином решении. Для этого они могут пользоваться калькулятором несколько раз, вводя разные параметры и сравнивая результаты. Делается это, как правило, без особой предварительной подготовки, и некоторые параметры пользователь может ввести с изрядной погрешностью, что называется, «от фонаря». Заниматься этим будет, вероятно, сотрудник невысокой должности и квалификации, либо просто частное лицо.
Факт использования калькулятора совершенно не означает готовности пользователя пойти дальше и сделать заказ. Калькулятор лишь облегчает ему процесс принятия решения. И возможность быстро, навскидку, сравнить несколько результатов ему в этом сильно помогает.
Читать дальше →
Total votes 68: ↑60 and ↓8+52
Comments30

MinHash — выявляем похожие множества

Reading time4 min
Views25K
Категорически приветствую! В прошлый раз я писал о вероятностном алгоритме определения принадлежности элемента множеству, в этот раз будет про вероятностную оценку похожести. Не надо большого ума, чтобы додуматься до следующего показателя схожести двух множеств А и Б:

коэффициент Жаккара

То есть, количество элементов в пересечении делённое на количество элементов в объединении. Эта оценка называется коэффициентом Жаккара (Jaccard, поэтому «J»), коэффициент равен нулю, когда множества не имеют общих элементов, и единице, когда множества равны, в остальных случаях значение где-то посередине.

Как его посчитать?
Total votes 32: ↑31 and ↓1+30
Comments19

Про релевантность опыта. История с моралью

Reading time1 min
Views4.7K
Хочу рассказать поучительную историю.
Работает со мной мужик, который сразу после университета пришел в нашу компанию.
Сначала это был небольшой израильский стартап, потом его купила большая американская компания.
Мужик в фирме рос, руководил отделом. Так прошло 12 лет и мужик решил менять место работы.
И вдруг оказалось, что он никому не нужен.
Почему?
Дело в том, что в нашей фирме придумали свой язык, объектно ориентированный. И даже сделали его стандартом (IEEE) в области тестирования дизайна чипов.
Язык оказался удачным и на нём начали писать свой софт.
Так вот этот мужик, почти всё время, эти 12 лет, писал на этом нашем языке. (Кроме этого — на C++ и Perl, но немного.)
Читать дальше →
Total votes 130: ↑119 and ↓11+108
Comments82

История одной оптимизации

Reading time5 min
Views18K


Аннотация


Статья раскрывает особенности высокоуровневых оптимизаций вычислительных алгоритмов на Java на примере кубического алгоритма перемножения матриц.

Шаг 0. Установи точку отсчета!


Определимся с окружением:
  • Hardware: 1-socket/2-cores Intel Core 2 Duo T7300 2GHz, 2Gb ram;
  • Java: HotSpot(TM) Client VM (build 17.0-b17, mixed mode, sharing);

Читать дальше →
Total votes 96: ↑87 and ↓9+78
Comments84

Знакомство с АОП

Reading time10 min
Views127K

Парадигмы программирования


В современном мире IT-разработки существует довольно большое множество различных подходов к написанию программ. Так, например, кому-то нравиться представлять программу в виде последовательности действий, а кто-то считает, что программа должна представлять собой множество объектов, общающихся друг с другом. Совокупности этих идей и понятий образуют своего рода стиль написания программы, который принято назвать – парадигма программирования.

У каждой парадигмы есть свои особенности, однако, главным фактором, различающим их, является понятие основной единицы программы. Вот самые популярные из них:
  • инструкция (императивное программирование, FORTRAN/C/PHP),
  • функция (функциональное программирование, Haskell/Lisp/F#/Scala),
  • прототип (прототипное программирование, JavaScript),
  • объект (объектно-ориентированное программирование, С++/Java),
  • факт (логическое программирование, PROLOG).

Стоит заметить, что в общем случае язык программирования однозначно не определяет используемую парадигму: на том же PHP можно писать как императивные, так и объектно-ориентированные программы.

В этой статье я хочу рассказать о сравнительно молодой, но крайне, на мой взгляд, полезной парадигме программирования – аспектно-ориентированном программировании.

Читать дальше →
Total votes 105: ↑101 and ↓4+97
Comments70

Кэширование в Google App Engine

Reading time4 min
Views1.5K
Google App EngineКак вы уже знаете из предыдущей статьи, в App Engine есть множество способов хранения информации. Но многие из них весьма специфичны, и для повсеместного пользования подходят всего три: память инстанса, memcache и datastore.

Под катом вас ждёт изложение в цифрах и картинках, краткие рекомендации по кэшированию и исходные коды простого cacher'a и приложения для тестов.
Читать дальше →
Total votes 42: ↑37 and ↓5+32
Comments21

Учимся правильно бенчмаркать 2: как компилятор бьет в спину

Reading time5 min
Views1.6K
Получить годные цифры бенчмарка это полдела, однако вторая половина их правильно интерпретировать, узнать что-то новое, и суметь применить. 100x отличия промеж дебажным и нормальным билдом удивили, решил копнуть глубже. По итогам получше узнал, что происходит в дебаге; поискал отличия между 2005 и 2008 студией (не нашел); выяснил, как ускорить дебажный билд в 3 раза за пару минут (ставим блок против удара в спину); методом «взять и запустить» получил результаты, отличающиеся от авторских в 3.5 раза (адская сила x64 в действии!); и для смеха замерил плохой, негодный недовектор против хорошего (плохой оказался до 100 раз быстрее). Подробности под катом.
Читать дальше →
Total votes 76: ↑74 and ↓2+72
Comments24

Заработать на контенте

Reading time5 min
Views29K
Периодически ко мне обращаются пользователи Хабра со своими идеями создания сайтов. Естественно, почти все хотят на них так или иначе заработать.

При этом люди не страшатся рутинной работы или временных затрат. Большинство из них хотят минимальных вложений и предполагают так или иначе заработать на контенте сайта.

Они достаточно знают о том, какие способы рекламы использовать, но главный вопрос, который их мучает – о чем сделать сайт?

Я решил кратко показать, как достаточно быстро выбрать подходящую тему и оценить конкуренцию для такого сайта, не касаясь дизайна, не разбираясь в тонкостях поисковой оптимизации, юзабилити, размера текстов и подачи материала, выбора движков и прочего.

Все это, несомненно, важно, но только после первого шага – выбора тематики проекта.
подробности
Total votes 75: ↑61 and ↓14+47
Comments13

Учимся правильно бенчмаркать (в том числе итераторы)

Reading time3 min
Views2.5K
Скачал пример из предыдущего постинга, от запуска к запуску время дрожало до 1.5 раз, от 0.76 до 1.09 секунд. Как можно оценивать результаты подобных бенчмарков, неясно. Проблема знакомая, столкнулся и решал буквально вчера. Вкратце, виноват CPU throttling, а так же странный affinity в коде. Под катом борьба (успешная) и обсуждение.
Читать дальше →
Total votes 85: ↑82 and ↓3+79
Comments21

Как справляться с запланированной недоступностью веб-сайта

Reading time2 min
Views11K
Томер Хонен и Каспар Шимански, Команда качества поиска, Дублин

Нас часто спрашивают, может ли недоступность сайта во время сканирования Googlebot’ом плохо сказаться на видимостЬ сайта в результатах поиска Google. Иногда сайт бывает недоступен по техническим причинам, например когда он закрыт на обслуживание или редизайн. Подобные ситуации, не обозначенные должным способом, могут негативно повлиять на репутацию сайта. Мы не можем гарантировать индексирование или ранжирование, но существуют методы, которые позволяют справляться с запланированным простоем веб-сайта без отрицательного действия на его видимость в результатах поиска.

Например, при запросе страницы сайта вместо возврата кода статуса HTTP 404 (Не найдено) или показа ошибки на веб-странице с кодом статуса 200 (OK), лучше всего возвратить код статуса 503 (Сервис недоступен), который сообщает поисковику, что простой временный. Более того, это позволяет веб-мастерам предоставлять посетителям и ботам информацию о том, когда веб-сайт восстановит свою работу.

Если известны продолжительность простоя в секундах или предположительные дата и время завершения простоя, то они могут быть указаны в поле заголовка Retry-After, используемом гуглботом для определения подходящего момента переиндексации URL.

Ответ сервера кодом состояния 503 может быть хорошим решением и в других ситуациях. Хорошей практикой считается возвращать код состояния 503 «Сервис недоступен» для ошибок сервера, недоступности сайта, перерасхода трафика или страниц-заглушек (в том числе и «Сайт закрыт на реконструкцию»). На случай запланированных простоев сервера, таких как ремонт аппаратного обеспечения, стоит иметь отдельный сервер, который бы возвращал код 503.

Тем не менее, важно не относиться к коду статуса 503 как к постоянному решению проблемы: продолжительная выдача 503 может рассматриваться как знак, что сервер стал постоянно недоступен, в результате чего мы можем удалить URL из индекса Google.

header('HTTP/1.1 503 Service Temporarily Unavailable');
header('Retry-After: Sat, 8 Oct 2011 18:27:00 GMT');

Так может выглядеть информация в header-e при использовании PHP, если вы настроите ответ 503 (Сервис недоступен).

Подобно тому, как можно сделать страницы 404 более полезными для пользователей, следует также правильно настроить сообщения 503, объясняющие пользователям текущую ситуацию и предоставляющие им информацию о том, когда сайт снова будет доступен.

Дополнительная информация о кодах состояния HTTP предоставлена на странице RFC 2616.
Total votes 56: ↑48 and ↓8+40
Comments8

Новый пуленепробиваемый синтаксис @font-face

Reading time3 min
Views71K
С самого начала «вебошрифтовой революции» мы полагались на неизящные хаки деклараций @font-face, чтобы шрифты из Паутины загружались во всех браузерах. Может ли существовать лучший путь? Вполне изящный и совместимый с будущими браузерами?

Вкратце об истории вопроса


В сентябре 2009 года Пол Айриш (Paul Irish) огласил пуленепробиваемый синтаксис для записи деклараций @font-face. Синтаксис был компактным и в то время действовал во всех браузерах. Недавно стали поступать, со временем усиливаясь, жалобы на отказ шрифтов загружаться в Android — поэтому мы стали вместо того рекомендовать синтаксис «Mo' Bulletproofer», сочинённый Ричардом Финком (Richard Fink). К сожалению, синтаксису «Mo' Bulletproofer» требуется двойная запись деклараций, так что поддержка его сложнее.

Синтаксис Fontspring @Font-Face


А вот таким этому коду следовало бы быть с самого начала. Чистым, ясным и простым:
@font-face {
	font-family: 'MyFontFamily';
	src: url('myfont-webfont.eot?') format('eot'), 
	     url('myfont-webfont.woff') format('woff'), 
	     url('myfont-webfont.ttf')  format('truetype'),
	     url('myfont-webfont.svg#svgFontName') format('svg');
	}

Что? Я не понял.


Хак Трюк, заставляющий этот код заработать — символ «?» вслед за именем файла EOT. Без шуток.

Как это срабатывает


Читать дальше →
Total votes 141: ↑132 and ↓9+123
Comments42

Небольшое исследование sms спама

Reading time4 min
Views3.2K
image
Картинка справа не совсем соответствует содержанию поста, просто небольшой пример смс-спама.

Итак, сама история: получил вчера смс следующего содержания:

«Вам MMS сообщение tutu.wml.in/lo.jar»

Очевидно, что это очередной развод и я не стал открывать ссылку и занялся чем-то другим.

Но сегодня утром мне стало интересно, что же там, как оно работает и что делает.
Читать дальше →
Total votes 181: ↑151 and ↓30+121
Comments69

Git Wizardry

Reading time17 min
Views449K
1 Введение


В своей прошлой заметке я постарался осветить в общих чертах стиль работы с
распределенной системой контроля версий git и указать на отличия по сравнению с
классическими централизованными СКВ. Целью было прежде всего обобщение опыта
работы с системой без упоминания тонкостей синтаксиса отдельных команд.

Данный же топик задумывался как непосредственное введение в работу с git, нечто
среднее между tutorial и обобщенной справкой, до которого все же рекомендуется
прочитать упомянутое выше введение. Сознательно избегаются технические
подробности работы git, употребляются только общие для СКВ термины и
ограничивается список упоминаемых команд.

Читать дальше →
Total votes 89: ↑66 and ↓23+43
Comments76

Знаешь ли ты JAVA, %username%?

Reading time11 min
Views148K
JAVA Evil EditionНедавно я сдавал экзамен Oracle Certified Professional Java Programmer (бывший Sun Certified), и за время подготовки прорешал огромное количество различных задачек. Отдельные задачки по джаве иногда появляются на хабре и вызывают немалый интерес, поэтому я решил поделиться накопленным и сделать небольшую подборку.

Итак, ниже представлен десяток наиболее, на мой взгляд, интересных задач по Java SE из более чем 1000, проработанных мной. Сложность варьируется от средней до ооооооочень сложной. Решение большинства задач практически не требует знания API, достаточно логики и фундаментальных основ Java.

К слову, сложность экзамена Oracle Certified Professional Java Programmer гораздо ниже чем сложность данного теста, поэтому все, кто правильно ответит хотя бы на половину этих вопросов, может смело сдавать этот экзамен без всякой подготовки.

На самом деле количество очень понравившихся мне вопросов в несколько раз больше, поэтому через недельку я планирую написать продолжение данной темы. Если вопросы показались вам слишком легкими или наоборот, слишком сложными — дайте мне знать, внесем коррективы.

ВНИМАНИЕ: во второй половине статьи — ответы и подробные пояснения по соответствующим нюансам JAVA.

Читать дальше →
Total votes 136: ↑124 and ↓12+112
Comments85

Знаешь ли ты JAVA, %username%? Часть вторая

Reading time5 min
Views51K
JAVA Evil EditionВ начале января я написал пост с интересными тестовыми задачками по Java. Он вызвал достаточно большой интерес, интересные задачки еще остались, поэтому продолжим.

Сразу отвечу на некоторые вопросы, ответы на которые могли затеряться в комментах.
Во-первых, спрашивали, что почитать по теме. Очень рекомендую эту книжку. На русском не встречал, но читается она почему-то гораздо легче большинства книг по программированию, так что для большинства это не должно стать проблемой. Во-вторых, спрашивали где взять таких задачек. Тут что-то конкретное не посоветую, задачи из разных источников, в том числе некоторых нефришных наборов тестов, поэтому как вариант можно обратить внимание на источники, ссылки на которые есть в комментах к первой части статьи.

Так получилось, что в данную часть попали более легкие задачи, так что результаты должны быть лучше. Итак, очередной тест под хабракатом (Осторожно, во второй половине ответы и пояснения).
Читать дальше →
Total votes 72: ↑65 and ↓7+58
Comments28

Моноиды и их приложения: моноидальные вычисления в деревьях

Reading time20 min
Views23K
Приветствую, Хабрахабр. Сегодня я хочу, в своём обычном стиле, устроить сообществу небольшой ликбез по структурам данных. Только на этот раз он будет гораздо более всеобъемлющ, а его применения и практичность — простираться далеко в самые разнообразные области программирования. Самые красивые применения, я, конечно же, покажу и опишу непосредственно в статье.

Нам понадобится капелька абстрактного мышления, знание какого-нибудь сбалансированного дерева поиска (например, описанного мною ранее декартова дерева), умение читать простой код на C#, и желание применить полученные знания.

Итак, на повестке сегодняшнего дня — моноиды и их основное применение для кеширования вычислений в деревьях.

Моноид как концепция


Представьте себе множество чего угодно, множество, состоящее из объектов, которыми мы собираемся манипулировать. Назовём его M. На этом множестве мы вводим бинарную операцию, то есть функцию, которая паре элементов множества ставит в соответствие новый элемент. Здесь и далее эту абстрактную операцию мы будем обозначать "⊗", и записывать выражения в инфиксной форме: если a и b — элементы множества, то c = ab — тоже какой-то элемент этого множества.

Например, рассмотрим все строки, существующие на свете. И рассмотрим операцию конкатенации строк, традиционно обозначаемую в математике "◦", а в большинстве языков программирования "+": "John""Doe" = "JohnDoe". Здесь множество M — строки, а "◦" выступает в качестве операции "⊗".
Или другой пример — функция fst, известная в функциональных языках при манипуляции с кортежами. Из двух своих аргументов она возвращает в качестве результата первый по порядку. Так, fst(5, 2) = 5; fst("foo", "bar") = "foo". Безразлично, на каком множестве рассматривать эту бинарную операцию, так что в вашей воле выбрать любое.

Далее мы на нашу операцию "⊗" накладываем ограничение ассоциативности. Это значит, что от неё требуется следующее: если с помощью "⊗" комбинируют последовательность объектов, то результат должен оставаться одинаковым вне зависимости от порядка применения "⊗". Более строго, для любых трёх объектов a, b и c должно иметь место:
(ab) ⊗ c = a ⊗ (bc)
Легко увидеть, что конкатенация строк ассоциативна: не важно, какое склеивание в последовательности строк выполнять раньше, а какое позже, в итоге все равно получится общая склейка всех строк в последовательности. То же касается и функции fst, ибо:
fst(fst(a, b), c) = a
fst(a, fst(b, c)) = a
Цепочка применений fst к последовательности в любом порядке всё равно выдаст её головной элемент.

И последнее, что мы потребуем: в множестве M по отношению к операции должен существовать нейтральный элемент, или единица операции. Это такой объект, который можно комбинировать с любым элементом множества, и это не изменит последний. Формально выражаясь, если e — нейтральный элемент, то для любого a из множества имеет место:
ae = ea = a
В примере со строками нейтральным элементом выступает пустая строка "": с какой стороны к какой строке её ни приклеивай, строка не поменяется. А вот fst в этом отношении нам устроит подлянку: нейтральный элемент для неё придумать невозможно. Ведь fst(e, a) = e всегда, и если ae, то свойство нейтральности мы теряем. Можно, конечно, рассмотреть fst на множестве из одного элемента, но кому такая скука нужна? :)

Каждую такую тройку <M, ⊗, e> мы и будем торжественно называть моноидом. Зафиксируем это знание в коде:
public interface IMonoid<T> {
    T Zero { get; }
    T Append(T a, T b);
}

Больше примеров моноидов, а также где мы их, собственно, применять будем, лежит под катом.
Читать дальше →
Total votes 127: ↑124 and ↓3+121
Comments27

Делаем себе удобно и красиво (о настройках IDE/редактора)

Reading time4 min
Views52K
Один мой друг однажды сказал: „Я смотрю на код восемь часов в день, и я хочу, чтобы смотреть было приятно“. Он имел в виду качество кода, и здесь все понятно (или, наоборот, ничего не понятно). Но что с самим изображением? Все ли с ним хорошо? Можно ли сделать лучше? Это вопросы, которые совсем недавно пришли мне в голову, и я решил озаботиться ими серьезно. Оказалось, что это поле непаханое для улучшений.
Читать дальше →
Total votes 113: ↑90 and ↓23+67
Comments167

Моделирование отношений в App Engine

Reading time5 min
Views1.2K
Одной из проблем, с которой сталкиваются GAE-разработчики, привыкшие работать с реляционными СУБД и ORM, являются ссылки и отношения в App Engine. В данном руководстве рассматриваются два вопроса: во-первых, что вообще представляют из себя отношения в СУБД?; во-вторых, как ими пользоватья в GAE?
Читать дальше →
Total votes 29: ↑25 and ↓4+21
Comments7

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity