Pull to refresh
6
0
Олег Серых @seryh

Fullstack Web Developer

Send message

ICQ: 20 лет — не предел

Reading time6 min
Views33K

Год назад мы вспоминали, как от релиза к релизу Аська подвергалась пластическим операциям и фейслифтингу. Но сегодня юбилей — ICQ исполняется 20 лет, это не кот чихнул! Вот уже целое поколение выросло вместе с прародительницей мессенджеров. И в честь такого события мы решили посмотреть в ретроспективе, какие технологии применялись в ICQ на протяжении двух десятилетий.
Читать дальше →
Total votes 87: ↑72 and ↓15+57
Comments168

Протокол QUIC: переход Web от TCP к UDP

Reading time9 min
Views68K
Протокол QUIC (название расшифровывается как Quick UDP Internet Connections) — совершенно новый способ передачи информации в интернете, построенный поверх протокола UDP, вместо общепринятого ранее использования TCP. Некоторые люди называют его (в шутку) TCP/2. Переход к UDP — наиболее интересная и мощная особенность протокола, из которой следуют некоторые другие особенности.

Сегодняшний Web построен на протоколе TCP, который был выбран за его надёжность и гарантированность доставки пакетов. Для открытия TCP-соединения используется так называемое «трёхкратное рукопожатие». Это означает дополнительные циклы отправки-приёма сообщений для каждого нового соединения, что увеличивает задержки.

image

Если вы захотите установить защищённое TLS-соединение, придётся переслать ещё больше пакетов.

image

Некоторые инновации, вроде TCP Fast Open, улучшат некоторые аспекты ситуации, но эта технология пока не очень широко распространена.

Протокол UDP, с другой стороны, построен на идее «отправить пакет и забыть о нём». Сообщение, отправленное по UDP, будет доставлено получателю (не гарантированно, с некоторой вероятностью успеха). Яркое преимущество здесь в меньшем времени установки соединения, такой же яркий недостаток — негарантированность доставки или порядка прихода пакетов получателю. Это означает, что для обеспечения надёжности придётся построить некоторый механизм поверх UDP, который гарантирует доставку пакетов.

И здесь на сцену выходит QUIC от Google.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑35 and ↓2+33
Comments23

50 оттенков Go: ловушки, подводные камни и распространённые ошибки новичков

Reading time44 min
Views213K


Go — простой и забавный язык. Но в нём, как и в любых других языках, есть свои подводные камни. И во многих из них сам Go не виноват. Одни — это естественное следствие прихода программистов из других языков, другие возникают из-за ложных представлений и нехватки подробностей. Если вы найдёте время и почитаете официальные спецификации, вики, почтовые рассылки, публикации в блогах и исходный код, то многие из подводных камней станут для вас очевидны. Но далеко не каждый так начинает, и это нормально. Если вы новичок в Go, статья поможет сэкономить немало часов, которые вы бы потратили на отладку кода. Мы будем рассматривать версии Go 1.5 и ниже.
Читать дальше →
Total votes 80: ↑76 and ↓4+72
Comments270

Уходим глубже в Underground: история одного экстремального дизайна игры

Reading time6 min
Views27K


Хорошо размахнувшись, инженер производил мощный удар кулаком сверху монитора. Раздавался треск и… монитор оживал! Тогда, 30 лет назад, когда в свои десять лет я посещал вечерние занятия школы юных программистов в университете, только инженер имел право так чинить мониторы. Только он знал, в какое место и с какой силой приложить компьютерную технику, чтобы она ожила и мы, дети, которым повезло попасть в школу программистов, продолжили, счастливые, писать свои строчки кода.
Посмотреть дизайн
Total votes 116: ↑116 and ↓0+116
Comments56

Прощальная записка языку программирования

Reading time4 min
Views36K
В данной статье я бы хотел поделиться с сообществом «Хабрахабр» стихом «Письмо Онегина к Татьяне» переводом статьи от Matthias Nehlsen“«A farewell note to a programming language». Автор рассказывает о своем опыте разработки на Scala в стиле «Я к вам пишу – чего же боле?»


Читать дальше →
Total votes 39: ↑25 and ↓14+11
Comments17

Теория категорий на JavaScript. Часть 1. Категория множеств

Reading time35 min
Views35K


Абстракция – это одна из основных техник в ИТ. Любой язык программирования или моделирования, любая парадигма программирования (процедурная, функциональная, ООП, …) дают ответ на вопрос, как и от чего нужно абстрагироваться. Причём, адепты каждого подхода предлагают какой-то свой вариант абстракции.

Если вы хотите увидеть истинную, универсальную абстракцию, то вступайте в нашу… изучайте теорию категорий. В статье на примере категории множеств с картинками и JavaScript-кодом объясняются самые базовые понятия теории категорий: пределы, универсальное свойство. Рассматривается вычислительный аспект теории категорий.

Также немного говорится про классы, примеси и смеси в JavaScript.

Примеры из статьи можно посмотреть тут.
Читать дальше →
Total votes 48: ↑48 and ↓0+48
Comments47

Сделано в МТИ: система контроля версий Gitless

Reading time4 min
Views36K

Все вы знаете систему Git. Хотя бы слышали — это наверняка. Разработчики, которые пользуются системой, ее или любят, или ругают за сложный интерфейс и баги. Система управления версиями Git де-факто является стандартом в индустрии. У разработчика могут быть мнения о преимуществах Mercurial, но чаще всего приходится мириться с требованием уметь пользоваться Git. Как у любой сложной системы, у нее множество полезных и необходимых функций. Однако, до гениальной простоты добираются не все, поэтому существующая реализация оставляла пространство для совершенствования.

Простыми словами — мудреным приложением было трудно пользоваться. Поэтому в лаборатории Массачусетского Технологического Института взялись за улучшения и отсекли все «проблемные элементы» (ведь то, что для одного проблема, для другого легко может быть преимуществом). Улучшенную и упрощенную версию назвали Gitless. Её разрабатывали с учетом 2400 вопросов, связанных с Git и взятых с сайта разработчиков StackOverflow.

Команда авторов вычленила самые проблемные места в Git, включая две концепции staging и stashing. Затем они предложили изменения, призванные решить известные проблемы.
Читать дальше →
Total votes 97: ↑87 and ↓10+77
Comments93

JavaScript 2016, а можно попроще?

Reading time8 min
Views45K

Последние полгода много пишут о неоправданной сложности клиентского JavaScript. Недавняя статья How it feels to learn JavaScript in 2016 и ее перевод на хабре вызвали много внимания, критика во многом справедливая, но...


Усложнять просто, упрощать сложно. (Один из законов Мерфи)


В этой статье я дам практические советы, как можно просто сделать фронт-энд приложение, используя при этом современные технологии. Вначале практические детали реализации, а в конце статьи будет анализ выбранного стека.


Как пример используется приложение для работы с коллекцией фильмов. Фильмы отображаются в списке с постраничной выборкой, поиском, сортировкой, редактированием и удалением.


Использованный стек: create-react-app как сборщик для клиента, React, bootstrap, API с json-server или json-заглушки.



Работающее демо здесь: Movies List.

Читать дальше →
Total votes 37: ↑28 and ↓9+19
Comments135

Миф о RAM и O(1)

Reading time7 min
Views55K


Городская библиотека Стокгольма. Фото minotauria.


В этой статье я хочу рассказать о том, что оценивать время обращения к памяти как O(1) — это очень плохая идея, и вместо этого мы должны использовать O(√N). Вначале мы рассмотрим практическую сторону вопроса, потом математическую, на основе теоретической физики, а потом рассмотрим последствия и выводы.


Введение


Если вы изучали информатику и анализ алгоритмической сложности, то знаете, что проход по связному списку это O(N), двоичный поиск это O(log(N)), а поиск элемента в хеш-таблице это O(1). Что, если я скажу вам, что все это неправда? Что, если проход по связному списку на самом деле O(N√N), а поиск в хеш-таблице это O(√N)?


Не верите? Я вас сейчас буду убеждать. Я покажу, что доступ к памяти это не O(1), а O(√N). Этот результат справедлив и в теории, и на практике. Давайте начнем с практики.


Измеряем


Давайте сначала определимся с определениями. Нотация “О” большое применима ко многим вещам, от использования памяти до запущенных инструкций. В рамках этой статьи мы O(f(N)) будет означать, что f(N) — это верхняя граница (худший случай) по времени, которое необходимо для получения доступа к N байтов памяти (или, соответственно, N одинаковых по размеру элементов). Я использую Big O для анализа времени, но не операций, и это важно. Мы увидим, что центральный процессор подолгу ждет медленную память. Лично меня не волнует, что делает процессор пока ждет. Меня волнует лишь время, как долго выполняется та или иная задача, поэтому я ограничиваюсь определением выше.

Читать дальше →
Total votes 128: ↑107 and ↓21+86
Comments96

Сколько места в куче занимают 100 миллионов строк в Java?

Reading time4 min
Views28K
При работе с естественным языком и лингвистическом анализе текстов нам часто приходится оперировать огромным количеством уникальных коротких строк. Счёт идёт на десятки и сотни миллионов — именно столько в языке существует, к примеру, осмысленных сочетаний из двух слов. Основной платформой для нас является Java и мы не понаслышке знаем о её прожорливости при работе с таким большим количеством мелких объектов.

Чтобы оценить масштаб бедствия, мы решили провести простой эксперимент — создать 100 миллионов пустых строк в Яве и посмотреть, сколько придётся заплатить за них оперативной памяти.
Читать дальше →
Total votes 28: ↑21 and ↓7+14
Comments85

Готовим многопоточность с core.async

Reading time4 min
Views12K
image


Всё больше набирает популярность паттерн использования каналов при создании
многопоточных приложений. Идея не нова, ее дизайн заложен ещё в далёком 1978 году
в виде CSP.Наиболее известная реализация сейчас повсеместно используется в Golang.


Мы же в статье рассмотрим реализацию CSP в core.async для Clojure, если интересно, добро пожаловать под кат.


Читать дальше →
Total votes 22: ↑17 and ↓5+12
Comments11

Зачем вскрывать черный ящик JVM — Интервью с Charles Nutter, JVM-разработчиком из Red Hat

Reading time8 min
Views13K


Осень – отличное время для встречи со старыми друзьями, поездок на конференции, прогулок по паркам. Многие уже вернулись из отпусков с новыми впечатлениями, идеями, готовые делиться ими, общаться с окружающими. Наше сегодняшнее интервью не о путешествии, хотя, несомненно, погружение в мир Java тоже можно назвать таковым. Разговор пойдет о JVM. Наш собеседник – Charles Nutter, разработчик JVM в Red Hat, ведущий инженер проекта JRuby.

Итак, запасаемся кофе и начинаем.

— Наше тема сегодня – это JVM и ее «тёмное» содержимое. Charles, скажите, когда для вас JVM перестала быть загадкой?
Читать дальше →
Total votes 43: ↑39 and ↓4+35
Comments12

Pico8 — несуществующая игровая консоль

Reading time1 min
Views37K
Второй день умираю от умиления и решил поделиться с хабрасообществом. По большому счёту, достаточно просто дать ссылку, но тогда это вроде как не статья получается, поэтому расскажу немножко.

image
Читать дальше →
Total votes 85: ↑83 and ↓2+81
Comments33

Организация роутинга в clojure веб-приложении

Reading time4 min
Views3.8K

Существуют библиотеки на различных языках, имеющие общие черты. Это compojure, sinatra, grape, express, koa и подобные.


У них схожий подход к роутингу. Они не накладывают никаких ограничений и не предлагают структуру для организации url. Разработчики в таких условиях склонны не заботиться о структуре и впоследствии получают плохо поддерживаемый код.


Другая общая черта — это однонаправленность. Т.е. определенному запросу соответствует определенный обработчик. Разработчики вынуждены прописывать url строками в шаблонах. Нет возможности указать в виде конструкции языка, какой url сгенерировать. Это приводит к тому, что в представлениях остаются мертвые ссылки, и нет способа найти их, кроме как протыкать все страницы.


Я расскажу, как улучшить поддерживаемость кода в экосистеме Clojure, и покажу, как:


  1. организовать url'ы
  2. структурировать код обработчиков
  3. использовать языковые конструкции для генерации url
Читать дальше →
Total votes 10: ↑9 and ↓1+8
Comments19

Пять перспективных языков программирования со светлым будущим

Reading time12 min
Views154K

КДПВ


Если разделять языки программирования по популярности, то они делятся на три эшелона. Первый эшелон включает мейнстрим-языки, такие как Java, JavaScript, Python, Ruby, PHP, C#, C++ и Objective-C. Несмотря на то, что некоторые из ведущих языков возможно увядают, вам лучше знать один или несколько из них, если вы хотите иметь возможность легко найти работу.


Языки второго эшелона пытаются пробиться в мейнстрим, но ещё не добились этого. Они доказали свою состоятельность путем создания сильных сообществ, но они до сих пор не используются большинством консервативных IT-компаний. Scala, Go, Swift, Clojure и Haskell — языки, которые я бы отнёс ко второму эшелону. Некоторые компании используют эти языки для отдельных сервисов, но широкое применение встречается редко (за исключением Swift, который начинает обгонять Objective-C в качестве основного языка для iOS). Go и Swift имеют хорошие шансы на переход из второго эшелона в первый в течение ближайших двух-трёх лет.


Большинство языков в первом эшелоне прочно укоренились на своих позициях. Поэтому выпадение языка с лидирующих позиций занимает ощутимое время, а для языка второго эшелона очень трудно пробиться в первый.


Перспективные языки из данной статьи относятся к третьему эшелону, и они только начинают свой путь наверх. Некоторые языки пребывают в третьем эшелоне на протяжении многих лет, не получая популярности, в то время как другие врываются на сцену всего за пару лет. Как, например, языки, про которые пойдёт речь в статье.

Читать дальше →
Total votes 77: ↑67 and ↓10+57
Comments146

Жаргон функционального программирования

Reading time10 min
Views91K


У функционального программирования много преимуществ, и его популярность постоянно растет. Но, как и у любой парадигмы программирования, у ФП есть свой жаргон. Мы решили сделать небольшой словарь для всех, кто знакомится с ФП.


В примерах используется JavaScript ES2015). (Почему JavaScript?)


Работа над материалом продолжается; присылайте свои пулл-реквесты в оригинальный репозиторий на английском языке.


В документе используются термины из спецификации Fantasy Land spec по мере необходимости.


Arity (арность)


Количество аргументов функции. От слов унарный, бинарный, тернарный (unary, binary, ternary) и так далее. Это необычное слово, потому что состоит из двух суффиксов: "-ary" и "-ity.". Сложение, к примеру, принимает два аргумента, поэтому это бинарная функция, или функция, у которой арность равна двум. Иногда используют термин "диадный" (dyadic), если предпочитают греческие корни вместо латинских. Функция, которая принимает произвольное количество аргументов называется, соответственно, вариативной (variadic). Но бинарная функция может принимать два и только два аргумента, без учета каррирования или частичного применения.

Читать дальше →
Total votes 91: ↑87 and ↓4+83
Comments113

Мир не идеален

Reading time5 min
Views15K
image
Мир не идеален. В любой момент что-то может пойти не так. К счастью, большинство из нас не запускает ракеты в космос и не строит самолеты.

Современный человек зависит от приложения в его телефоне и наша задача, сделать так, что бы в любой момент времени при любом стечении обстоятельств, он мог открыть приложеньку и посмотреть картинки с котиками.
Читать дальше →
Total votes 37: ↑31 and ↓6+25
Comments11

Переписываем сценарии тестирования на Clojure за 24 часа

Reading time7 min
Views4.8K

Предлагаю читателям «Хабрахабра» вольный перевод статьи «Rewriting Your Test Suite in Clojure in 24 hours» от основателя CircleCI.


image

Эта история о том, как я написал компилятор для автоматической трансляции комплекта тестов CircleCI (14000 строк), в другую библиотеку тестирования за 24 часа.

Читать дальше →
Total votes 20: ↑19 and ↓1+18
Comments3

Scala vs Kotlin (перевод)

Reading time7 min
Views48K

Наша команда, аналогично с автором статьи, уже почти как год перешла со Scala на Kotlin в качестве основного языка. Мое мнение во многом совпадает с автором, поэтому предлагаю вам перевод его интересной статьи.


Прошло прилично времени с того момента как я не обновлял блог. Вот уже как год я перешел со Scala, моего основного языка, на Kotlin. Язык позаимствовал много хороших вещей, которые мне нравились в Scala, сумев при этом избежать многих подводных камней и неоднозначности, которая есть в Scala.


Ниже я хочу привести примеры, которые мне нравятся в Scala и Kotlin, а также их сравнение в том, как они реализованы в обоих языках.

Читать дальше →
Total votes 40: ↑37 and ↓3+34
Comments132

Навигатор 2ГИС: Экстраполяция позиции автомобиля

Reading time17 min
Views39K


В приложении 2ГИС теперь есть навигатор. Мы научились «ехать» по треку, озвучивать манёвры, автоматически перестраивать маршрут, рассчитывать время в пути, доводить пользователя до входа в здание или организацию, учитывая заборы и шлагбаумы, — и всё это в честном офлайне. Пробки (вот разве что для них нужен интернет), разведённые мосты и перекрытые улицы учитываем давно. Пока в нашем навигаторе — необходимый минимум. Чуть позже научим его предупреждать о слишком высокой скорости, лежачих полицейских и камерах ГИБДД, настроим ночной режим, сделаем маршруты по платным и грунтовым дорогам опциональными. Чтобы воспользоваться им, нужно обновить 2ГИС в своем смартфоне или скачать в AppStore или Windows Store. Для Android обновление выходит постепенно, начиная с 22 августа (будет доступно на всю аудиторию к сентябрю).

А сегодня расскажем, как навигатор 2ГИС предугадывает положение автомобиля и плавно перемещает стрелочку по маршруту. Ведь именно качество ведения пользователя по маршруту определяет эргономику интерфейса любого современного навигатора, простоту ориентирования на местности и своевременность совершения манёвров.
Читать дальше →
Total votes 61: ↑60 and ↓1+59
Comments91

Information

Rating
Does not participate
Location
Новосибирск, Новосибирская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity