• Краткий справочник информатики

      Область ИТ растёт, и легко заблудиться в зоопарке подходов, фреймворков и технологий, которые громко заявляют о своей "новизне" и "эффективности". Но за обёрткой обычно скрываются старые добрые идеи, заново "изобретённые" в другом контексте. В итоге распространяется не самая простая и эффективная, а самая разрекламированная реализация. Разработчики не успевают вдумчиво произвести выбор из-за постоянного недостатка времени, а менеджеры выбирают самое распространённое, чтобы снизить риски при поиске разработчиков.


      Для себя я стараюсь свести используемый в индустрии термин или технологию к простому определению или наглядному примеру. Предлагаю справочник, очень краткий, и поэтому неполный и не претендующий на точность.

      Читать дальше →
    • Винеровский хаос или Еще один способ подбросить монетку

      • Tutorial

      Теория вероятности никогда не переставала меня удивлять, начиная ещё с того момента, как я впервые с ней столкнулся, и до сих пор. В разное время в разной степени меня настигали, назовём их «вау-эффекты», шоковые удары в мозжечок, от которых меня накрывало эффектом третьего ока, и мир навсегда переставал быть прежним.

      • Первый «вау-эффект» я испытал от Центральной предельной теоремы. Берем кучу случайных величин, устремляем их количество в бесконечность и получаем нормальное распределение. И совсем неважно как распределены эти величины, неважно, будь это подбрасывания монетки или капли дождя на стекле, вспышки на Солнце или остатки кофейной гущи, результат будет всегда один — их сумма всегда стремится к нормальности. Разве что, нужно потребовать их независимость и существование дисперсии (позднее я узнал, что существует теорема и для экстремальных тяжелохвостых распределений с бесконечной дисперсией). Тогда этот парадокс долго не давал мне заснуть.
      • В какой-то момент учебы в университете такие предметы как дискретная математика и функциональный анализ слились вместе и всплыли в теорвере под видом выражения «почти наверное». Стандартный пример: вы случайно выбираете число от 0 до 1. С какой вероятностью вы ткнёте в рациональное число (привет, функция Дирихле)? Спойлер: 0. Ноль, Карл! Бесконечное множество не имеет никакой силы, если оно счетно. У вас бесконечное число вариантов, но вы не выберете ни один из них. Вы не выберете 0, или 1, или 1/2, или 1/4. Вы и не выберете 3/2.

        Да-да, что выбрать 1/2, что выбрать 3/2, вероятность нулевая. Вот только в 3/2 вы не ткнёте точно, таковы условия, а в 1/2 вы не попадёте ну… «почти наверное». Концепция «почти всюду»/«почти наверное» забавляет математика, а обывателя заставляет крутить пальцем у виска. Многие ломают себе мозг в попытке классифицировать нули, но результат того стоит.
      • Третий по счёту, но не по силе, «вау-эффект» настиг уже на переходе в advanced level
      Читать дальше →
    • FPConf 2017. Интервью с Александром Вершиловым

        Привет!

        Продолжаем говорить про Haskell со спикерами FPConf 2017.

        Павел Аргентов задал несколько вопросов Senior Software Engeneer в Tweag I/O Александру Вершилову, программисту, который уже 10 лет продвигает Haskell в индустрии.
        Читать дальше →
      • Паттерн Model-Update-View и зависимые типы



          Model-Updater-View — функциональный паттерн, успешно применяемый в языке Elm в основном для разработки пользовательских интерфейсов. Что бы им воспользоваться надо создать тип Model, представляющий полное состояние программы, тип Message, описывающий события внешней среды, на которые программа должна реагировать, меняя свое состояние, функцию updater, которая из старого состояния и сообщения создает новое состояние прораммы и функции view, которая вычисляет по состоянию программы требуемые воздействия на внешнюю среду, которые порождают события типа Message. Паттерн очень удобный, но у него есть маленький недостаток — он не позволяет описать какие события имеют смысл для конкретных состояний программы.

          Схожая проблема возникает (и решается) и при использовании ОО-паттерна State.

          Язык Elm простой, но очень строгий — он проверяет, что функция updater хоть как-то обрабатывает все возможные сочетания модели-состояние и сообщения-события. По этому приходится писать лишний, пусть и тривиальный — как правило оставляющий модель без изменений, код. Я хочу продемонстрировать, как этого можно избежать в более сложных языках — Idris, Scala, C++ и Haskell.
          Читать дальше →
          • +16
          • 4,9k
          • 2
        • FPConf 2017. Интервью с Денисом Шевченко

            Привет!

            Начинаем публиковать разговоры со спикерами FPConf 2017. Павел Аргентов расспросил самого зажигательного евангелиста ФП и Haskell Дениса Шевченко.



            В начале разговора — расскажи немного о себе.

            Меня зовут Денис Шевченко. Я основатель сообщества ruHaskell. В данный момент тружусь Haskell-разработчиком в компании IOHK. Бывший С++-разработчик, ныне Хаскелист, начинающий ФП-евангелист и автор незаконченной книги “Haskell по-человечески”.
            Читать дальше →
            • +10
            • 2,7k
            • 1
          • Приглашаем на конференцию FPConf 2017

              Привет!

              2 декабря ждем всех, кто любит делать это функционально на третьей конференции FPConf — конференции о Haskell, Scala, Clojure, Elixir, Kotlin, F# и функциональных подходах в программировании фронтендов, бэкендов и чего угодно на чем угодно. Больше монад, лямбд, замыканий! Всем иммутабельность, друзья :)

              Традиционно, приглашаем как опытных функциональщиков, так и тех, кто только хочет получить вдохновение и расширить горизонты.

              Цена билета сейчас — 5000 рублей. Регистрация тут.

              Что в программе:

              image Arnaud Spiwack, core-разработчик Coq Proof Assistant, старший архитектор в Tweag I/O

              USING HASKELL TO GREAT EFFECT

              It is beyond cliché, nowadays, to say that testing is really important. This is even more so in I/O intensive applications because so many things can go wrong. Unfortunately, testing I/O intensive applications is particularly hard. We have to mock all our files, data-bases, and so on. But even so, we're only scratching the surface: so many things can go wrong. How do we test for absence of deadlocks? Of races?

              I came to the conclusion that Haskell's insistence on purity made it, paradoxically, one of the best languages to write I/O intensive programs. The reason for this is that Haskell makes it very easy to mock every single aspects of the I/O fabric, hence testing is more powerful. Up to checking for the absence of deadlocks and races. This talk will discuss the programming patterns which emerge from this point of view, and, of course, encourage you do use them in your programs.
              Смотреть всю программу
            • AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

              Подробнее
              Реклама
            • Money-моноид


              Mark Seeman рассказывает о функциональном программировании просто и быстро. Для этого он начал писать цикл статей, посвященных связи между паттернами проектирования и теорией категорий. Любой ООПшник, у которого есть 15 минут свободного времени, сможет заполучить в свои руки принципиально новый набор идей и инсайтов, касающихся не только функциональщины, но и правильного объектно-ориентированного дизайна. Решающим фактором является то, что все примеры — это реальный код на C#, F# и Haskell.

              Этот хабрапост — вторая статья из цикла статей о моноидах:

              Читать дальше →
            • Моноиды, полугруппы и все-все-все

              • Перевод

              Если ты на практике используешь ООП, то хорошо разбираешься в таких вещах, как «паттерны проектирования». А знаешь ли ты, что есть множество полезных паттернов, которые не укладываются в этот стандартный список? К сожалению, многие из них связаны с «функциональным программированием», которое, согласно легенде, сложное и заумное. Если десять раз сказать слово «моноид», можно вызвать Дьявола.


              Mark Seeman расскажет о функциональном программировании просто и быстро. Для этого он начал писать цикл статей, посвященных связи между паттернами проектирования и теорией категорий. Любой ООПшник, у которого есть 15 минут свободного времени, сможет заполучить в свои руки принципиально новый набор идей и инсайтов, касающихся не только функциональщины, но и правильного объектно-ориентированного дизайна. Решающим фактором является то, что все примеры — это реальный код на C#, F# и Haskell. Этот хабрапост — перевод самого начала цикла, первых трех статей, слитых воедино для удобства понимания.


              Кроме того, с Марком можно пообщаться вживую, посетив конференцию DotNext 2017 Moscow, которая состоится 12-13 ноября 2017 г. в Москве, в «Славянская Рэдиссон». Марк прочитает доклад на тему «From dependency injection to dependency rejection». Билеты можно взять здесь.

              Читать дальше →
            • Создаём GTK-видеоплеер с использованием Haskell

              • Перевод


              Когда мы в последний раз остановились на Movie Monad, мы создали десктопный видео-плеер, использующий все веб-технологии (HTML, CSS, JavaScript и Electron). Фокус был в том, что весь исходный код проекта был написан на Haskell.


              Одним из ограничений нашего веб-подхода было то, что размер видео-файла не мог быть слишком большим, в противном случае приложение падало. Чтобы этого избежать, мы внедрили проверку размера файла и предупреждали пользователя о превышении ограничения.


              Мы могли бы продолжить развивать наш подход с вебом, настроив бэкенд на стриминг видеофайла в HTML5-сервер, запустив параллельно сервер и Electron-приложение. Вместо этого мы откажемся от веб-технологий и обратимся к GTK+, Gstreamer и системе управления окнами X11.

              Читать дальше →
              • +35
              • 6,8k
              • 7
            • Пишем (недо)интерпретатор на Haskell с помощью alex и happy

              Привет, Хабр! В этой статье мы рассмотрим, как сделать своими руками (недо)интерпретатор на Haskell. Заинтересовавшихся прошу под кат!

              Однажды мне пришла мысль написать свой интерпретатор, причем обязательно на Haskell. Писать его с нуля — занятие не для слабых духом, да и зачем, если для этого уже все написано другими, (возможно) более опытными людьми!
              Читать дальше →
            Самое читаемое