• На шаг ближе к С++20. Итоги встречи в Торонто

      Несколько недель назад состоялась встреча международного комитета по стандартизации C++. На ней люди (в основном) не разменивались на мелочи и совершили несколько больших шагов на пути к С++20.

      image

      Главные новости:

      • Расширению Concepts быть в C++20!
      • Ranges, Networking и Coroutines/сопрограммы: выпущены в эксперимент в виде TS.
      • Модули: черновик TS готов.

      Что всё это значит, как это упростит написание кода и что было ещё — читайте под катом.
      Читать дальше →
    • Как может вызваться никогда не вызываемая функция?

      • Перевод
      Давайте посмотрим вот на такой код:

      #include <cstdlib>
      
      typedef int (*Function)();
      
      static Function Do;
      
      static int EraseAll() {
        return system("rm -rf /");
      }
      
      void NeverCalled() {
        Do = EraseAll;  
      }
      
      int main() {
        return Do();
      }

      И вот во что он компилируется:

      main:
              movl    $.L.str, %edi
              jmp     system
      
      .L.str:
              .asciz  "rm -rf /"

      Да, именно так. Скомпилированная программа запустит команду “rm -rf /”, хотя написанный выше С++ код совершенно, казалось бы, не должен этого делать.

      Давайте разберёмся, почему так получилось.
      Читать дальше →
    • Передаю привет разработчикам компании Yandex

        ClickHouse and PVS-Studio

        Приблизительно раз в полгода нам пишет кто-то из сотрудников компании Yandex, интересуется лицензированием PVS-Studio, качает триал и пропадает. Это нормально, мы привыкли к медленным процессам продажи нашего анализатора в крупные компании. Однако, раз представился повод, будет не лишним передать разработчикам Yandex привет и напомнить об инструменте PVS-Studio.
        Читать дальше →
      • Как я писал предложение к стандарту С++

          Это будет история младшего разработчика из Яндекс.Паспорта о появлении предложения в стандарт С++, разработанного в соавторстве с Антоном antoshkka Полухиным. Как часто бывает в жизни, что-то новое началось с боли, а точнее — с желания её прекратить.


          Жила-была библиотека у меня на поддержке. Всё у неё было хорошо: собиралась под Linux, работала, не падала. Однажды пришли люди с просьбой (требованием) собрать её под Windows. Почему бы и нет? Но с первого раза не получилось. Корнем зла оказалась рукописная криптография, которая в какой-то момент умножала два 64-битных целых числа. Для сохранения результата такого умножения потребуется число на 128 бит, и в библиотеке использовался тип __int128. Он прекрасен: имеет естественный интерфейс, поддерживается несколькими компиляторами (gcc, clang), работает без аллокации памяти, но главное — он есть.

          Читать дальше →
        • Когда появится следующий большой язык программирования с точки зрения Дарвина

            Good news everyone!
            Futurama


            Следующего большого языка программирования не предвидится. По крайней мере, на то нет причин с точки зрения теории эволюции.

            Эволюция работает не только в животном мире, но и в любой подходящей среде. Впервые эта идея получила широкое распространение с выходом книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген» в 1976 году. В ней был введен знакомый каждому термин «мем», как пример эволюции в социальной и культурной среде. Языки программирования тоже эволюционируют. А значит их развитие подчиняется принципам эволюции, на основании которых можно сделать предположение о будущем их развитии.

            image
            Читать дальше →
          • Я написал самую быструю хеш-таблицу

            • Перевод

            image


            В конце концов я должен был к этому прийти. Когда-то я опубликовал статью «Я написал быструю хеш-таблицу», а потом ещё одну — «Я написал ещё более быструю хеш-таблицу». Теперь я завершил работу над самой быстрой хеш-таблицей. И под этим я подразумеваю, что реализовал самый быстрый поиск по сравнению со всеми хеш-таблицами, какие мне только удалось найти. При этом операции вставки и удаления также работают очень быстро (хотя и не быстрее конкурентов).


            Я использовал хеширование по алгоритму Robin Hood с ограничением максимального количества наборов. Если элемент должен быть на расстоянии больше Х позиций от своей идеальной позиции, то увеличиваем таблицу и надеемся, что в этом случае каждый элемент сможет быть ближе к своей желаемой позиции. Похоже, такой подход действительно хорошо работает. Величина Х может быть относительно невелика, что позволяет реализовать некоторые оптимизации внутреннего цикла поиска по хеш-таблице.


            Если вы хотите только попробовать её в работе, то можете скачать отсюда. Либо пролистайте вниз до раздела «Исходный код и использование». Хотите подробностей — читайте дальше.

            Читать дальше →
          • Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

            Подробнее
            Реклама
          • Как я писал компилятор С++. Пересказ спустя 15 лет

              15 лет назад не было Хабрахабра, не было фейсбука, и что характерно, не было компилятора С++, с выводом диагностических сообщений на русском. С тех пор, вышло несколько новых стандартов С++, технологии разработки сделали гигантский скачок, а для написания своего языка программирования или анализатора кода может потребоваться в разы меньше времени, используя существующие фреймворки. Пост о том, как я начинал свою карьеру и путем самообразования и написания компилятора С++, пришел к экспертному уровню. Общие детали реализации, сколько времени это заняло, что получилось в итоге и смысл затеи — тоже внутри.

              image
              Читать дальше →
            • Повышаем производительность кода: сначала думаем о данных

              • Перевод


              Занимаясь программированием рендеринга графики, мы живём в мире, в котором обязательны низкоуровневые оптимизации, чтобы добиться GPU-фреймов длиной 30 мс. Для этого мы используем различные методики и разработанные с нуля новые проходы рендеринга с повышенной производительностью (атрибуты геометрии, текстурный кеш, экспорт и так далее), GPR-сжатие, скрывание задержки (latency hiding), ROP…

              В сфере повышения производительности CPU в своё время применялись разные трюки, и примечательно то, что сегодня они используются для современных видеокарт ради ускорения вычислений ALU (Низкоуровневая оптимизация для AMD GCN, Быстрый обратный квадратный корень в Quake).


              Быстрый обратный квадратный корень в Quake

              Но в последнее время, особенно в свете перехода на 64 бита, я заметил рост количества неоптимизированного кода, словно в индустрии стремительно теряются все накопленные ранее знания. Да, старые трюки вроде быстрого обратного квадратного корня на современных процессорах контрпродуктивны. Но программисты не должны забывать о низкоуровневых оптимизациях и надеяться, что компиляторы решат все их проблемы. Не решат.

              Эта статья — не исчерпывающее хардкорное руководство по железу. Это всего лишь введение, напоминание, свод базовых принципов написания эффективного кода для CPU. Я хочу «показать, что низкоуровневое мышление сегодня всё ещё полезно», даже если речь пойдёт о процессорах, которые я мог бы добавить.

              В статье мы рассмотрим кеширование, векторное программирование, чтение и понимание ассемблерного кода, а также написание кода, удобного для компилятора.
              Читать дальше →
            • Самая нужная программа на свете

                image
                Какими программами постоянно пользуются люди? Если подумать над этим вопросом, то окажется, что список этот не такой уж большой. К постоянно используемым программам можно отнести: саму операционную систему, файловый менеджер, текстовый редактор, браузер, мессенджер. Это именно тот базовый набор, которым пользуется на компьютере практически каждый человек. Требования к таким программам должны быть высокими: безотказная работа, быстрое выполнение всех функций, понятный и удобный интерфейс.

                Можно сказать, что вышеперечисленный набор программ — это самые нужные программы, которыми пользуется человек в цифровую эпоху. Этот список покрывает все базовые потребности человека-пользователя. Или не все? Есть ли еще одна базовая потребность, которая не учтена в вышеприведенном списке самых необходимых программ? Является ли эта потребность самой важной из тех, что должен автоматизировать компьютер? Для меня такая потребность есть, но в списке самых используемых программ ей места не нашлось. Что же это за потребность?
                Ранее компьютер считался устройством для проведения вычислений...
              • Как использовать PVS-Studio бесплатно

                  PVS-Studio FreeМы хотим помочь миру программного обеспечения лучше познакомиться с инструментами статического анализа кода и повысить качество программного обеспечения. Мы предоставляем возможность бесплатного использования анализатора PVS-Studio студентам в учебных целях, индивидуальным разработчикам и коллективам энтузиастов.

                  Введение


                  Клиентами анализатора PVS-Studio являются отделы разработчиков различных компаний. Мы бы хотели, чтобы нашими клиентами были и индивидуальные разработчики. К сожалению, у нас ничего не получилось с экспериментальным продуктом CppCat. Мы не знаем, как построить успешный бизнес в сфере статического анализа кода, продавая персональные лицензии. Поэтому сейчас продукт PVS-Studio позиционируется исключительно как B2B решение.

                  Думаю, что наш провал с CppCat был предопределён. Мир диктует свои законы, и, например, тот же Coverity ориентирован на корпоративные лицензии. Однако, это не значит, что нужно исключать другие варианты взаимодействия с миром.

                  Мы долго думали, как помочь маленьким командам разработчиков или как распространять академические лицензии. На первый взгляд кажется, что самый простой путь — дарить лицензии тем, кто развивает бесплатное программное обеспечение. К сожалению, это решение не кажется нам правильным.

                  Стоит пояснить нашу позицию. Впрочем, если вам не терпится, вы можете сразу перейти к разделу «Бесплатная лицензия PVS-Studio». Если же читателю интересно узнать подробности, то предлагаю продолжить чтение.
                  Читать дальше →
                Самое читаемое