• Бот в муравейнике


      Еще один игровой бот для «Космических рейнджеров HD» (издатель ) наводит на интересные мысли о путях развития искусственного интеллекта (ИИ).
      Читать дальше →
    • Борьба со сложностью в сетевом протоколе прикладного уровня

        Доводилось ли Вам реализовывать объёмный сетевой обмен посредством TCP- или HTTP-протокола? Насколько, в случае такого опыта, Вы были удовлетворены сопровождаемостью конечного решения? Утвердительный ответ на первый вопрос (пусть даже и без «объёмистости» обмена) и недовольство гибкостью получившейся реализации позволяют рекомендовать эту статью как содержащую один из способов избавления от такого несчастья.

        Ценность публикации, как представляется автору, также в том, что иллюстрируется всё не на простейшем учебном и малосвязанном с реальностью примере, а на небольшой части реального решения из настолько же взаправдашнего мобильного приложения, ранее уже упоминавшегося в другой статье.

        Нужно отметить, что в программном коде статьи используется Indy, однако, хотя это и может показаться странным в материале, посвящённом сетевому взаимодействию, как такового знания этой библиотеки от читателя не потребуется, ибо смысл – в знакомстве с более абстрактными, высокоуровневыми приёмами при реализации своего протокола – речь в большей степени о проектировании.
        Читать дальше →
      • Перехватываем запуск любого приложения в Windows и пытаемся ничего не сломать

        Если вы много занимаетесь отладкой приложений под Windows — вы, возможно, слышали о таком замечательном механизме, как Image File Execution Options (IFEO). Одна из предоставляемых им возможностей позволяет отлаживать приложение в условиях, более приближенных к боевым. Записав в нужное место в реестре специальный ключик, мы можем вместо программы автоматически запускать её отладчик, позволяя ему делать свои отладочные дела. Однако кто сказал, что этот механизм (фактически — перехвата запуска чего угодно) можно использовать только в подобных целях? Эта статья вовсе не об использовании вещей по назначению.


        Под катом рассказ о том, как я попытался выжать побольше из этого механизма в своих добрых целях, и какие подводные камни мне встретились на пути. А у меня тут хорошие, отборные камни.

        Читать дальше →
      • Тестирование БД мобильного Delphi-приложения

          В предыдущем материале «Выбор СУБД для мобильного Delphi-приложения», как следует из его названия, был показан первый этап в разработке той подсистемы приложения, что отвечает за хранение и бо́льшую часть обработки его данных; уточнение про «бо́льшую часть» сделано неспроста, т. к. в итоге обозначенный выбор пал на СУБД Interbase именно из-за возможности применять хранимые процедуры (ХП), которые и стали сосредоточением основной логики по работе с данными, оставляя за Делфи-кодом несложную задачу по их вызову.

          Для лучшего понимания необходимости тестирования в данном конкретном случае, нужно отметить, что в описанном проекте изначально была задана довольно высокая планка качества, поддержание которой в части функционала, реализованного в процедурах, достиглось, в том числе, за счёт автотестов, проверяющих ключевые ХП (они ответственны за критический для приложения функционал – систему рекомендаций). Именно один из способов организации такого тестирования – на основе DUnitX и XML – и является предметом статьи.
          Читать дальше →
          • +16
          • 5,6k
          • 1
        • Рынок 5D. Проекционные системы

          На рынке 5D платформ мы уже более 5 лет. За это время у меня накопился солидный багаж знаний, которыми решил поделиться. В первой части я хочу рассказать о проекционных системах, применяемых в этой отрасли, а так же об адаптации нашего ПО под них. Какие решения мы применяли и почему. Я сознательно не зазываю товарный знак, чтобы не сочли, что пост – это просто реклама очередной программы.
          Итак. 5D – это прежде всего кинотеатр со стерео контентом. Ведь звуковые или тактильные ощущения для большинства людей не так важны, как видеоряд.
          Читать дальше →
        • Готовим Physically Based Rendering + Image-based Lighting. Теория+практика. Шаг за шагом

            Хей, привет. 2017 год на дворе. Даже простенькие мобильные и браузерные приложения начинают потихоньку рисовать физически корректное освещение. Интернет пестрит кучей статей и готовых шейдеров. И кажется, что это должно быть так просто тоже обмазаться PBR… Или нет?

            В действительности же честный PBR сделать достаточно сложно, потому что легко достичь похожего результата, но сложно правильного. И в интернете полно статей, которые делают именно похожий результат, вместо правильного. Отделить мух от котлет в этом хаосе становится сложно.
            Поэтому цель статьи не только разобраться, что же такое PBR и как он работает, но и научиться писать его. Как отлаживать, куда смотреть, и какие ошибки типично можно допустить.
            Статья рассчитана на людей, которые в достаточной мере уже знают hlsl и неплохо знакомы с линейной алгеброй, и можете написать свой простейший неPBR Phong свет. В общем я постараюсь как можно проще объяснить, но рассчитываю на то, что некоторый опыт работы с шейдерами вы уже имеете.
            Читать дальше →
            • +46
            • 8,5k
            • 9
          • Автоматизированная генерация схемных компонентов из PDF файлов для Altium Designer



              Несмотря на то, что Altium Designer поставляется с огромными библиотеками компонентов по-прежнему остается необходимость создания в нем своих схемных компонентов. Особенно это актуально для крупных микросхем с большим количеством выводов и атрибутов выводов. Это могут быть FPGA, микроконтроллеры, процессоры, чипы памяти и т.д. Здесь я представлю свою технологию генерации схемных компонентов экстрагируя информацию из PDF файлов.
              Читать дальше →
              • +25
              • 5,7k
              • 3
            • Перегрузка операторов в freepascal на примере обыкновенных дробей

                image

                Все мы помним, как в школе учили обыкновенные дроби. Числители, знаменатели, НОД и НОК, арифметические действия с дробями. Но и в реальной жизни обыкновенные дроби успешно применяются в разных сферах деятельности, в том числе юридической: например, в обыкновенных дробях могут выражаться доли участников хозяйственных обществ, доли в праве общей долевой собственности и т.д.

                И вот, понадобилось как-то раз реализовать пару функций в корпоративном приложении для оперирования обыкновенными дробями. Современная реализация паскаля, будь то delphi или freepascal, предлагает удобные средства для этого.
                Читать дальше →
              • Использование code blocks из Objective-C в Delphi на macOS: как мы навели мосты

                  image


                  Многие, наверное, слышали о замечательном способе решения программистских задач под названием метод утенка (rubber duck debugging). Суть метода в том, что надо сесть в ванную, расслабиться, посадить на воду игрушечного утенка, и объяснить ему суть той проблемы, решение которой вы не можете найти. И, чудесным образом, после такой беседы решение находится.


                  В своей прошлой статье на Хабре, где я рассказывал о разработке TamoGraph Site Survey для macOS, в роли утенка оказался сам Хабр: я пожаловался на то, что нам никак не удается придумать способ реализации code blocks из Objective-C в Delphi. И это помогло! Пришло просветление, и всё получилось. О ходе мыслей и о конечном результате я и хочу рассказать.

                  Читать дальше →
                  • Telenor Digital Осло Полный рабочий день
                  • Icons8 Москва Неполный рабочий день
                  • Веб-разработчик
                    от 80 000 до 120 000 руб.
                    HTML Academy Москва Полный рабочий день
                • Безболезненная прививка объектного мышления

                  Или как можно проще об основных принципах ООП в Lazarus и FreePascal


                  Часть I


                  Изучать ООП (объектно-ориентированное программирование) можно двумя способами: или прочитать сотню книжек, в которых дается голая теория об устройстве классов и принципах наследования, полиморфизма, инкапсуляции, но так ничему и не научиться, или перестать беспокоиться и попытаться на практике освоить новые приемы, переработав, к примеру, готовые коды, а лучше с нуля изготовив что-то простое, но красивое.


                  Во всех книгах, посвященных паскалю, delphi и lazarus (я нашел аж целых две о последнем), очень схожая часть, посвященная ООП. По этим книгам можно много узнать о том, насколько круче ООП устаревшего структурного подхода, но так и не получить достаточных навыков применения этого на практике. Конечно, любой программист, использующий визуальные IDE, уже по умолчанию использует ООП, так как все компоненты и структурные элементы визуального приложения представляют собой объекты, однако свои собственные структуры и абстракции перенести в парадигму ООП бывает очень сложно. Чтобы понять всю прелесть и оценить открывающиеся перспективы, я решил сделать небольшое приложение, которое в конечном итоге превратилось в простенький screensaver. Заодно вспомнил о существовании тригонометрии.

                  Приложение будет рисовать на экране в случайных местах пятьдесят полярных роз с разными характеристиками: размер, цвет, количество лепестков. Потом их же затирать и рисовать новые, и т.д. Используя принципы структурного программирования, можно, конечно, сделать обычный многомерный массив объемом на 50 и в нем сохранять все уникальные характеристики. Однако стоит вспомнить, что паскаль подразумевает строгую типизацию данных, а, следовательно, массив не может состоять их элементов с разными типами. Можно сделать массив из записей (record), но чего уж мелочиться, от записи до класса — один шаг. Вот его мы и сделаем.

                  Читать дальше →