• Шаблон проектирования “минисценарий с проверкой противоречий”

      В данной статье я расскажу о собственных наработках, которые я опробовал на практике, чтобы внести больше ясности в разработку и эксплуатацию кода.

      Последние пару лет я работаю в крупном проекте и наткнулся на некую закономерность, которая приводит к тотальному запутыванию кода. Код, который развивался лет двадцать командой около сотни человек трудно назвать кодом без эпитетов. Скорее это гора на десяток миллионов строк из всяких правильных и неправильных техник, умных идей, ухищрений, заплаток, копипастов на скорую руку и тд тп…

      image

      В организации, где я работаю, автоматизируют бизнес процессы, и обычно это связано с ведением базы данных. У нас принято работать по канонам, — сначала проводить бизнес анализ, составлять умное ТЗ, писать код, проводить тестирование и много всякой деятельности при дефиците времени. Первичная мотивация, вроде разумная, — “давайте будем разделять обязанности”, “давайте будем делать так, чтобы было безопасно” и тд и тп. Все эти приемы менеджмента с восторгом преподают на различных курсах, обещая много хайпа и охмурянта. Надеюсь, что читатель уже знаком с некоторыми модными словами, которые зачастую ни потрогать, ни налить нельзя. Но вопрос не об них, а о том, как программисту жить с ними.

      Далее постараюсь объяснить, в чем разница между “бизнес логикой” и “строгой логикой”, на которую почему-то многие не обращают достаточного внимания. В результате оголтелого использования бизнес логики страдает просто логика, за которую боролись и математики и философы сотни лет. А когда страдает настоящая логика, то вместе с этим страдают сначала исполнители-технари, которые от безысходности могут начать лепить несуразное, чтобы лишь бы начальники отвязались. А потом бумерангом страдания возвращаются на источник “ярких супер бизнес идей”, заставляя их придумывать другие еще более “яркие супер бизнес идеи” или в конце концов надевать накладную бороду и темные очки, чтобы больше никто не узнавал на улице и не показывал пальцем.
      Читать дальше →
    • Классы матриц и векторов в Delphi

        В этой статье рассматривается проектирование типов для работы с объектами линейной алгебры: векторами, матрицами, кватернионами. Показано классическое применение механизма перегрузки стандартных операций, использование приёма «Copy On Write» и аннотаций.
        Читать дальше →
      • Графы большие и маленькие: интеллектуальное решение проблемы выбора представления

          (Этюд для программистов или заявка на Интернет-поиск нового типа)



          Программа, делающая из мухи слона (далее программа МС), показала, что неориентированный граф существительных с заданным количеством букв хоть и содержит тысячи вершин, но при этом довольно «тощий» (т.е. имеет сравнительно не много ребер) и до полного графа ему далеко (см. Пример 1). Вслед за Чарлзом Уэзереллом (Charles Wetherell), автором широко известной книги «Этюды для программистов», выбрал жанр этюда, чтобы представить различные способы представления таких графов. (И сделать из этого выводы для автоматизации выбора представления – вплоть, может быть, до Интернет-поиска нового типа).

          Start for word length 8
          6016 words loaded from dictionary file: ..\Dictionary\ORF3.txt
          Graph was made: edges number = 871


          Пример 1. Характеристики графа существительных длиной 8 букв.
          Читать дальше →
        • Принцип единственной ответственности: фундамент декомпозиции


            Сейчас об этом принципе слышал любой, кто занимается программированием. Чуть меньше тех, кто думает, что его знает. Гораздо меньше тех, кто действительно умеет его использовать. Я постараюсь объяснить суть, назначение и применение этого принципа как можно проще и короче.


            Определение


            Каждый программный объект имеет одно и только одно назначение.
            Его можно исчерпывающе описать одним предложением, не используя союзы.


            Пример


            Lazy<T> — обертка для объекта, чье создание откладывается до первого обращения к нему.


            Антипример


            Синглтон — класс, не допускающий создания более одного экземпляра. В этом описании нет союзов, но оно неполное — синглтон всегда имеет основную функциональность помимо контроля единственности собственного экземпляра. Синглтон — класс, реализующий полезную функциональность и контролирующий единственность собственного экземпляра. Теперь описание исчерпывающее, но имеет союз "и" — у синглтона два разных назначения. Он не соответствует принципу единственной ответственности.


            Еще антипример


            Локатор сервисов — позволяет получить доступ к любому сервису приложения. Это описание без исчерпывающего списка сервисов заведомо неполное.


            Назначение


            Упрощение создания, анализа и модификации программных систем.

            Читать дальше →
          • Часть 2: MVVM: полное понимание (+WPF)

            • Tutorial
            image

            В этой статье в качестве примера у нас будет программа чуть посложнее, а именно — торговый автомат, реализация которого часто встречается в качестве тестового задания до собеседования. Будут рассмотрены взаимодействие нескольких View с одним VM и наоборот, будет показан подход «View first» и будет показан не итоговый код, с рассказом какая часть для чего нужна (ссылка для скачивания кстати Vending Machine (программный код), а будет продемонстрирован весь процесс создания и, самое главное, последовательный ход мысли.

            Но перед этим я постараюсь еще раз ответить на вопрос, который обычно не задают люди, имеющие опыт отладки неструктурированных проектов, а именно: «Так зачем все-таки нужен паттерн MVVM?»

            Если формально и коротко, то паттерн MVVM используется в первую очередь для разделения ответственности, для повышения читабельности, управляемости, поддерживаемости и тестируемости кода. Программный продукт состоит из модели (доменной модели и бизнес-логики) и инфраструктурного кода в соотношении, допустим, 20% на 80%. Инфраструктурный код должен быть простым, понятным, чуть ли не автоматным — как Scaffolding. А вот модель…
            Читать дальше →
          • Зачем мне гибкость Python, если мне запрещают ей пользоваться?

              Здравствуйте! Есть Была у меня следующая задача: надо было спарсить кучу данных и организовать их в классы, а позже загрузить в БД. Вроде бы, ничего сложного, но в этот день я даже забыл поесть, а почему — смотрите под кат, потому что я сделяль.

              image
              Читать дальше →
            • AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

              Подробнее
              Реклама
            • MVVM: полное понимание (+WPF) Часть 1

              В настоящей статье задействован мой опыт доведения некоторого числа студентов до полного и окончательного понимания паттерна MVVM и реализации его в WPF. Паттерн описывается на примерах возрастающей сложности. Сначала теоретическая часть, которая может использоваться безотносительно конкретного языка, затем практическая часть, в которой показано несколько вариантов реализации коммуникации между слоями с использованием WPF и, немножко, Prism.

              Зачем вообще нужно использовать паттерн MVVM? Это ведь лишний код! Написать тоже самое можно гораздо понятнее и прямолинейнее.

              Отвечаю: в маленьких проектах прямолинейный подход срабатывает. Но стоит ему стать чуть больше — и логика программы размазывается в интерфейсе так, что потом весь проект превращается в монолитный клубок, который проще переписать заново, чем пытаться распутать. Для наглядности можно посмотреть на две картинки:
              Читать дальше →
            • Параллельный Hystrix. Повышаем производительность распределенных приложений

                Около года назад наша команда переписала бэкенд одного малоизвестного приложения с 5 млн. пользователей с использованием «latency and fault tolerance» Hystrix. Это позволило значительно повысить надежность приложения при падении или задержках в нижестоящих системах (их около 10, что для серьезной системы не много), предоставило замечательный инструмент (Hystrix Dashboard) мониторинга нагрузки внешних систем (теперь мы знаем кто тормоз), позволило оптимизировать размеры различных пулов в приложении. Однако, осталась проблема длительной обработки отдельных тяжелых запросов, решению которой и посвящена эта статья.
                Много букв и кода
              • RailsClub 2017. Интервью с Luca Guidi, автором Hanami: смешиваем FP и OOP в Ruby

                  Всем привет! Мы вовсю готовимся к RailsClub, который состоится 23 сентября (ааааа, это уже на следующей неделе!!). Программа на сайте, 500 крутых рубистов уже зарегистрировались, ждем только тебя! Еще можно успеть заскочить в последний вагон и поучаствовать в главном Ruby событии года в России.

                  У Павла Аргентова получилось очень интересное интервью с потрясающим человеком. Luca Guidi — семьянин, независимый OSS разработчик, автор Ruby фреймворка Hanami.

                  image
                  Читать дальше →
                  • +12
                  • 2,1k
                  • 1
                • Архитектурная пирамида приложения

                    Программирование — достаточно молодая область знаний, однако, в ней уже существуют базовые принципы «хорошего кода», рассматриваемые большинством разработчиков как аксиомы. Все слышали о SOLID, KISS, YAGNI и других трех- или четырех- буквенных аббревиатурах, делающих ваш код чище. Эти принципы влияют на архитектуру вашего приложения, но помимо них существуют архитектурные стили, методологии, фреймворки и много чего еще.

                    Разбираясь со всем этим по отдельности, меня заинтересовал вопрос — как они взаимосвязаны? Пытаясь выстроить иерархию и вдохновившись небезызвестной пирамидой Маслоу, я построил свою пирамиду «архитектуры приложения».

                    О том, что из этого вышло — читайте под катом.
                    Войти в пирамиду
                  Самое читаемое