Pull to refresh

Технологии виртуализации в менеджменте

Reading time 7 min
Views 6.5K
image
Как правило, при создании или запуске нового продукта, стараются сперва провести его тестирование в условиях, близких к боевым. Так в работе системного администратора вместо развёртывания какой-либо системы на работающем сервере, вначале происходит обкатка на тестовом стенде, где выясняются особенности и нюансы работы системы, а также возможные варианты отката в первоначальное состояние. Но подобный вариант практически неосуществим, когда речь заходит об управлении бизнесом. Едва ли кто-то будет тратить деньги на создание предприятия, чтобы научится управлять таким тестовым предприятием, а потом, выяснив возможные проблемы, создавать предприятие, которое будет работать без сбоев. Да и времени это займёт на порядки больше, чем поднять тестовый сервер.

Однако первоначальный опыт и навыки управления компанией приобретать где-то нужно, причем желательно, чтобы без плачевных последствий. Одним из таких вариантов, так сказать, для «тренировки на кошках» является использование какого-либо бизнес симулятора. В данном топике хотелось бы кратко рассказать об одном из самых популярных бизнес симуляторов — симулятор на проекте Global Management Challenge, в котором нам удалось поучаствовать.

image

«Программа действий сопряжена с рисками и затратами, но они гораздо меньше долгосрочных рисков и затрат, к которым может привести удобное бездействие»



Intro


Начиная с 2008 года по статистике поисковых запросов и популярности обсуждений в блогосфере в Российском сегменте Интернета популярность таких запросов как «инновации», «стартап», «малый бизнес» выросла от 3 до 5 раз.
График

Пульс блогосферы по запросам инновации, стартап и малый бизнес


На Хабре часто фигурируют статьи о стартапах. К сожалению, в среднем не более 10% стартапов доживают до состояния финансовой зрелости. Этому существуют различные причины. Можно, опираясь на первую попавшуюся ссылку, перечислить самые популярные из них:
• Отсутствие опыта;
• Недостаток средств;
• Недостаточные объемы продаж;
• Высокие эксплуатационные расходы;
• Неспособность к конкуренции;
• Неудачное местонахождение;
• Отсутствие плана или целей;
• Отсутствие самооценки;
• Неоправданные движения денежной наличности;
• Изымание денег из бизнеса;
• При непрофессиональном ведении бухгалтерии;
• Слишком высокая дебиторская задолженность;
• Высокая затоваренность;
• Слишком высокие капиталовложения в основные средства;
• Неквалифицированные сотрудники.
Большинство из вышеперечисленного относится к проблемам управления (менеджменту). Поскольку создание инноваций предполагает наличие знаний в областях близких к техническому направлению, то часто возникают ситуации, когда при создании собственного предприятия с хорошей (почти реализованной) идеей, но без знаний в области менеджмента (общего, стратегического, финансового, кадрового и т.п.), через некоторое время оказывается, что предприятие умерло в колыбели.

Если же банально обращаться только к теории, то необходимо будет прочитать и попытаться осознать следующие источники:
Общий менеджмент;
Финансовый менеджмент;
Управление персоналом;
Стратегический менеджмент и т.п., каждый из которых тянет минимум страниц на 500 снотворного текста. Но теория без практики всё равно не даст ничего, кроме общего представления о терминологии в этой области знаний.

Наиболее оптимальный вариант, так сказать, для «тренировки на кошках» — это использование какого-либо бизнес симулятора, чтобы понять то, каким образом происходит управление компанией, ибо за исключением разницы в производимом продукте, или оказываемой услуге, все остальные фундаментальные процессы во всех предприятиях в целом схожи: финансовый менеджмент подчиняется законодательству о налогах, кадровый менеджмент подчиняется трудовому кодексу и т.д…
Наиболее популярным бизнес симулятором является симулятор на проекте Global Management Challenge, постоянно совершенствуемый в Operational Research Department of the University of Strathclyde в Шотландии. В России он представлен проектом Открытое первенство по управлению компанией (Global Management Challenge) и в несколько упрощённом виде в Business Battle.
Понятное дело, что в Москве об этом симуляторе известно достаточно давно и достаточно хорошо, но всё же, хочется поделиться впечатлениями от лица участников, являющихся одновременно резидентами Хабра, дошедших до финала Российского первенства.

Пара слов о формате первенства


Модель игры представляет из себя симулятор компании на рынке FMCG (товары повседневного спроса), конкурирующей с другими компаниями на глобальных рынках Internet, России и ЕС. По сути это уникальный «тренажер», готовящий менеджеров и проектные команды к работе на конкурентных рынках по международным стандартам управления.

Правила участия

Команды, участвующие в GMC-Россия, распределяются на группы по 4-8 команд.
Каждая группа – локальный рынок, где команды напрямую конкурируют друг с другом.
Каждый раунд Первенства состоит из 5 периодов: пяти последовательных тактов принятия решений.
Команды с наивысшей ценой акций в своих группах по итогам 5 периода выйдут в следующий раунд.

Что для этого нужно

Создать команду из (3-5 человек) и зарегистрировать ее на сайте www.globalmanager.ru
Дождаться начала тестовых раундов либо официального начала первенства.
Скачать историю своей виртуальной компании и разработать стратегию ее развития на 1 год и 3 месяца.
Анализировать управленческие отчеты и принимать решения в сфере производства, маркетинга, финансов и управления персоналом.

А теперь немного подробнее


Как устроен GMC


Модель виртуальной компании в GMC:
image
Участники становятся топ-менеджерами виртуальных компаний.
«В Вашей компании существует несколько отделов, за управление которыми Вы
отвечаете:
• Отдел маркетинга анализирует рынок для подготовки прогноза вероятных
• объемов продаж.
• Отдел производства отвечает за выпуск и отгрузку для реализации
• необходимого количества продукции, а также контролирует наличие
• трудовых и производственных ресурсов.
• Отдел управления персоналом регулирует заработную плату и отвечает за
• условия труда сотрудников компании.
• Отдел финансов контролирует процесс в целом и отвечает за прибыльность
• компании и эффективное использование доступных ей ресурсов.
Каждый отдел должен удерживать долгосрочную стратегическую цель компании и
работать на её достижение.» (Мануал GMC).
На первом этапе вы получаете историю компании в виде управленческих отчетов за пять кварталов. Каждый квартал представляет собой 12 недель.
Команде необходимо будет проанализировать отчеты, которые представляют в некотором роде
бухгалтерскую и управленческую отчетность, описывающую состояние компании, действия команд-конкурентов (их затраты на рекламу, на разработки, цены на продукты, стоимость их активов и т.д.) и изменение ситуации на международных финансовых рынках.
Из управленческих отчетов видно, какие принимались решения и как они повлияли на настоящее положение. По истории компании строится предварительная стратегия, уточняются некоторые параметры для своей расчетной модели.
Далее необходимо принимать 66 управленческих решений каждую неделю. Какие цены установить, как изменить финансирование НИОКР, какими будут затраты на рекламу, сколько производить товара и т.д., для ответов на эти вопросы необходимо попытаться построить прогнозы, как поведет себя рынок, конкуренты для этого создается расчетная модель.
С каждым принятием решения вы получаете управленческий отчет — результаты вашего решения и решений команд-соперников.
Исходя из своих первоначальных прогнозов и того, что пришло в управленческом отчете, делаются выводы, на сколько точно работает расчетная модель. Далее выясняются и исправляются ошибки и неточности в своей расчетной модели. И так шаг за шагом с каждым принятием решения расчеты становятся точнее и точнее. Но не надо забывать про основную стратегию! Ведь даже при очень точной расчетной модели ошибочная стратегия может привести не к самому лучшему результату.

Компании работают в условиях, приближенных к реальным.
Команды конкурируют друг с другом на протяжении 5 кварталов в симуляторе (5 принятий решений = 5 недель в реальной жизни) – победитель определяется по цене акций.

image
Первый лист управленческого отчёта

image
Второй лист управленческого отчёта

Собственные впечатления

Очень ценной показалась инструкция к игре, где на 80 страницах заархивированы знания, содержащиеся в 500 страничных фолиантах со снотворным содержимым, про которые речь шла выше.
На основе инструкции необходимо будет разработать собственную модель, описывающую поведение симулятора. На первом этапе это наиболее ресурсотребовательное занятие (как по времени так и по трудоемкости), но в дальнейшем это все окупится и принятие решений будет происходит за один день. Нами, как и всеми другими участниками была создана собственная модель игры на основе функционала Microsoft Excel 2007. С некоторыми выдержками, из которой можно ознакомиться по ссылкам:
Вкладка из модели для принятия решений;
Вкладка из модели, помогающая прогнозировать спрос.

Участие в GMC даёт возможность в сжатые сроки освоить азы того, что жизненно необходимо для управленца. Опробовать знания на практике, оценить, на сколько все основные параметры при принятии управленческого решения взаимоувязаны друг с другом. Это дает совершенно отличное от того, что может быть взято из учебников, восприятие.

Так, например, выглядела динамика курса акций в нашей подгруппе:
image

По показателям стоимости акций на конец игрового раунда команда проходит в следующий раунд игры. Нам удалось дойти до финала Российского первенства, который традиционно проходит в Москве в Президент-Отеле.

image

image

Победитель Российского этапа едет на международный финал. В этом году международный финал проходил в России в городе Ханты-Мансийске, т.к. в прошлом году победителем международного суперфинала стала российская команда. В этом году команда из России заняла 3 место. Победила в этом году команда Украины.
Результаты международного суперфинала 2010:
1 место. Украина — 1.843
2 место. Финляндия — 1.825
3 место. РОССИЯ — 1.817
4 место. Гонконг — 1.779
5 место. Турция — 1.740
6 место. Китай — 1.733
7 место. Макао — 1.720
8 место. Германия — 1.587
Между прочим, в команде Финляндии были китайцы. Поэтому можно сказать, что половина участников международного суперфинала – это китайцы, что неудивительно, учитывая показатели их экономики в целом.

Можно посмотреть видеорепортаж с международного финала этого года.

Outro


Для успешного выступления на этом первенстве вовсе необязательно учится на менеджера или экономиста, либо работать в управленческой должности в крупной компании. Победитель прошлых лет учится в магистратуре на направлении бизнес-информатики.

Основной целью данной статьи является стремление заинтересовать в участии в подобных мероприятиях. Главное, чтобы эти «потешные бои» привели к появлению по настоящему успешных Российских компаний, составляющих конкуренцию на мировом рынке. Ведь не случайно команды из Китая на протяжении ряда лет участвуют в этом первенстве и 6 раз становились победителями международного суперфинала…

P.S. Хочется поблагодарить vikds и lena_sakhno без них участие в GMC и эта статья вряд-ли бы удались.

UPDATE1: Для участия в турнире Global Management Challenge необходимо заплатить оргвзнос с команды в размере от 40 до 50 тыр (в зависимости от условий участия). Существует возможность участия бесплатно, либо со значительной скидкой, при условии, что тестовые раунды вашей командой будут пройдены с наилучшим результатом.

UPDATE2: Для участия в очном туре Global Management Challenge необходимо, чтобы в команде было не меньше 3 и не более 5 человек. Меньшее количество участников могу участвовать в тестовых турах.

UPDATE3: Для участия в Business Battle оргвзнос не требуется, но там есть ограничения к участникам — это должны быть студенты вузов, поступившие на учёбу не позднее определённого года. И выход на международный финал в Business Battle не предусмотрен.
Tags:
Hubs:
+21
Comments 16
Comments Comments 16

Articles