Пользователь
0,0
рейтинг
19 августа 2010 в 18:02

Разработка → R.I.P. «Ну, Погоди!» или повесть о копирайте

Эта история не грустная, не поучительная и не громкая.
Это просто реальный рассказ о судьбе одного iPhone приложения.


Если вы начинающий разработчик под iPhone (или другую мобильную платформу) и вам в голову пришла идея вроде «а не сделать ли мне вот эту игрушку из моего детсва», то статья может оказаться полезной для вас.

Если вы просто любите читать о фейлах других, тоже добро пожаловать под кат.


Начало

Несколько лет назад я написал порт старой игрушки «Ну, погоди!» под iPhone.
Через год я нагло пропиарился на Хабре, за что даже получил инвайт.

В коментах народ задавал вполне ожидаемые вопросы «а как же копирайт?».
Кто-то сказал что права на волка и зайца принадлежат Союзмультфильму, я же сам ответил «если копнуть глубже, права на эту игру принадлежат Nintendo».
Если бы я тогда знал, насколько пророческими были мои слова.

И вот день «Х» настал

Несколько недель назад я получил письмо от Apple AppStore Team.
Меня спокойно и вежливо предупредили, что ряд моих приложений подозревают в нарушении копирайта (copyright infringement в оригинале). Ниже приводился оригинал письма от Nintendo со списком приложений (не только моих, всего около 12 шт.)
С небольшим злорадством узрел в списке конкурентов :)
Мне порекомендовали связаться с Nintendo напрямую и предоставить Apple письменное подтверждение того, что приложения не нарушают чьих либо авторских прав. На всё про всё дали 5 дней, после чего приложения могут быть удалены из AppStore.

Скажу честно, я не был удивлён или расстроен.
С самого начала я знал историю происхождения игр «Электроника» и прекрсасно понимал на что иду. С другой стороны, я ничего не терял, написав Nintendo, что я и сделал. Попросил их уточнить какие именно авторские права я нарушаю и есть ли способ это дело поправить.

Ответ не заставил себя ждать

Как и следовало ожидать, они указали на то, что в моих играх используются изображения и звуки, которые практически идентичны (almost identical) графике и звукам в игрушке Egg серии Game & Watch.
И попросили прекратить безобразие ASAP (немедля!), иначе они обратятся к Apple с официальным запросом об удалении (Take Down Request).

Поспорить с этим тяжело, если убрать волка и зайца, все остальные элементы на самом деле практически содраны с указанной игры.
Звуки тем более похожи. Я то копировал с «Электроники» и ни разу не держал в руках живой консоли Game & Watch, но подозреваю, что в этих примитивных бипах особо не разгуляешься и звуки от оригинала недалеко ушли.

Развязка

Я снял приложения с продажи, и все же ответил еще одним письмом, так, для успокоения совести, не ожидая никакого feedback-а.
Привел фотки их игры и скрины своих приложений, указал на различия, объяснил схожести, выразил готовность исправить все, что они посчитают нужным. Насчет звуков сделал совсем уже вялую попытку оправдаться, мол любые часы типа Casio дребезжат точно так же, разве может тут идти речь о копирайте.
В общем, ответа я не ожидал, да впрочем я его и не получил.

Итоги

Как говорится, finita la comedia.
Приложение прожило свою жизнь в AppStore, кстати, не такую уж и короткую.
Побывало сначала в чешском топе, а затем и в российском, где так и телепалось в пределах первой сотни Top Free (с периодическими вылетами, конечно) до самого последнего дня.

Если захочется сделать клон известной игры, вот эта и эта ссылки вам пригодятся.

Согласно штатовским законам, правила и принципы игры защитить копирайтом невозможно, зато очень даже возможно защитить копирайтом графику, тексты (и звуки, я полагаю).

Disclaimer

Лишний раз напоминаю, это не статья-жалоба или плач обманутого разработчика.
На мой взгляд, все действия Nintendo и Apple абсолютно законны и правомерны.
Поэтому коменты типа «чо разнылся? обидели его! сначала содрал а теперь ноешь!» просьба оставить при себе, они тут не к месту.
Пишу об этом заранее, потому что знаю, подобная реакция имеет место быть.
Максим @i4niac
карма
52,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (106)

  • –19
    Продайте свою разработку нинтенде
    • 0
      А на кой она им? :)
      Я до сих пор удивлнен что они сами еще не портировали.
      Может быть эта охота на ведьм связана со скорым выходом их продукта, правда они мониторят AppStore с момента его появления.
      Есть некий товарищ, Mobile 1UP, как-то так называется, он сделал копии нинтендовских игр давным давно, а потом менял везде графику и звуки по их требованию.
      • +1
        что вам мешает поменять? тем более, если у игры уже карма хорошая
        • +1
          то что качают в основном из-за ностальгии
          никому не нужен современный римейк, их и так полно
          даже я делал bulls & bears на основе этого же движка — никому не интересно, да и признаться честно, поделка вышла не очень :)
      • 0
        Вообще-то они давно уже их портировали. На DS.
        • 0
          Ты забываешь, что во-первых, игра доступна только для членов Nintendo Club, или для владельцев DSi, при покупке в Шопе
  • +9
    Ну чтож, сожалею. Зато сколько довольных и ностальгических улыбок увидела твоя игруха. Так что удачи в следующих разработках.
  • –123
    чо разнылся? обидели его! сначала содрал а теперь ноешь!
    • +3
      Не ноут, предупреждает других.
      • 0
        *ноет
    • +1
      зря ты табличку «сарказм» забыл поднять.
      • +2
        рискованный комментарий кстати
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –2
    А нинтендо-то свой клон выпустила? Или их правовой отдел, как все копирастичсекие собаки на сене, только и заняты что подтверждают принцип «копирайт — единственный путь стимулирования креативности» хождением с флагами?
    • +4
      А почитать перед тем как ругать? Нинтендо выпускает компиляции этих игр как Game & Watch Collection (и Game & Watch Gallery для GBA), а так как для них iPhone — конкурирующая платформа рядом с NDS, то можно воспринимать эту классику как эксклюзивную для их платформ серию игр (аналогичную Марио, Метройду и другим)
      • 0
        Не очень понял как тот факт что менеджмент Нинтедо использует копирайтный шантаж в отношении вещей ставших классикой мировой культуры и реализованных много лет назад инженерами уже не имеющими ни к менеджменту ни к юристам никакого отношения помогает креативности сегодняшних разработчиков. Некоторые из которых хотят эту классику донести до iPhone. Причем донести не сколько волка какого-то там, а скорее ностальгию свою. Какое такое право девушка 21ого года от роду, отучившаяся на юриста и сидящая где-то в Киото имеет на нашу ностальгию?
        То-есть может там финансовая сторона, юридическая, психологическая, какая-то еще выигрывает от действия этих юристов и их начальства. Но это не отменяет то, что их главный лозунг — «Если не копирайтить до последней буквы — то креативность умрет как класс» слабо соответствует реальности.
  • +3
    Ну все, теперь исходники в опенсорс? :)
    • +7
      да, думал об этом
      по правде, единственное что может остановить — стыд за свой говнокод :)
      а вообще, чего сидеть как собака на сене
      • +4
        Многие выкладывают в опенсорс, как раз что бы код улучшить :) Ну, не свовсем честный подход конечно… Если надумаете — свистите :)
  • +7
    Раскрасьте всё (в оригинале оно ж чёрно-белое?) или ещё как-нибудь измените, убрав оригинальную графику.
    И верните на место! Нечего потакать им
  • +3
    А я скачал игруху на свой айфон еще давно. Понравилась играю и мне плевать на чьи-то там копирайты.
  • +1
    Nintendo играет по правилам, которые придумали не они. А вот то, что они бредовые это уже вечный холивар…
    • +2
      Надеюсь, не вечные. Холивар умрет вместе с правилами. Правда, видимо, не очень скоро. Очень уж живуч и прибылен это пережиток средневековья.
  • +37
    накой хер волку прилепили R I P ??? вы наше детство не трогайте! ну-погоди бессмертен!
    • –1
      да он вроде улыбается
      я у него попрошу прощения при случае ))
  • 0
    Мда… Сочувствую.
  • +8
    В Cydia обретёт бессмертие он (Волк) :) прямая дорога после такого в Cydia
  • +1
    Нинтендо в последнее время стала активнее бороться с пиратством и отстаивать свои интересы в вопросах копирайта, пошли иски к производителям флешридеров (типа R4 и AceKard) для DS-ок, и фирмам использующим их персонажей.
    На рутрекере свирепствуют уже долгое время.

    Оно и не удивительно, её консоли, занимающие огромную долю рынка, давно успешно взломаны, продажи потихоньку падают, конкуренты вовсю пытаются оторвать себе долю.
  • 0
    Хм. Когда-то купила The Eggs с тем же функционалом и дизайном от i4nApps, сейчас посмотрела — тоже нет в айтьюнзе. Зато много похожих приложений.
  • –9
    Советский Союз был «хорош» тем, что никому и никогда авторские не перечислял. Тупо брали, что хотели )
    • +2
      Это не так. За пластинки, например, перечисляли.
    • –1
      Дадада, и жигули стырили у Форда, и фильмы крали…

      Меньше слушайте пропаганду.
      • +4
        Не у форда, а у фиата. И не стырили а купили лицензию на производство.
        • +3
          Я знаю, поэтому и высказался столь иронично.
          • 0
            Фильмы особенно крали, да…
            • 0
              Да был какой-то п@#$@ из госкино, который в интервью всем говорил, что СССР все фильмы воровал.
              • 0
                Чтобы не быть голословным, прошу привести мне пример — с чего, например, спёрты «Любовь и Голуби» и «Бриллиантовая рука»
                • 0
                  Конечно, речь идет о том, что воровались зарубежные фильмы для проката в СССР, а не про воровство сценариев.
                  • 0
                    Можно пруф, пожалуйста? Например, то же индийское кино показывалось вполне себе по лицензии
                    • 0
                      Пруф чего? Вруна? Вот: oper.ru/news/read.php?t=1051603272

                      Пруфа того, что что-то воровалось нет в природе, потому что не воровалось.
                      • 0
                        Тухловатый пруф, но ладно, замяли :)
                        • 0
                          Если рассказы очевидцев — тухловатый пруф, то я не знаю, чего вы от меня ожидали.
                          Пруф чего?
                          • 0
                            Ладно, проехали :)
      • 0
        Сравните:

        ru.wikipedia.org/wiki/Fiat_124 (1964)
        ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%90%D0%97-2101 (1970)

        ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-29_Superfortress (1942)
        ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-4 (1947)

        ru.wikipedia.org/wiki/Douglas_DC-3 (1935)
        ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8-2 (1939)

        А «Волшебник изумрудного города» вам ничего не напоминает?

        Другой вопрос — действительно ли всё это плохо.
        • 0
          Два из трёх приведённых примеров — честное лицензионное производство. Что касается B-29, было бы интересно, если бы США предъявили серьёзные претензии союзнику. Рекомендую, кстати, вспомнить пример с изделием АК, и как его размножили по всему миру. Удачное часто копируют, это нормально.
        • –5
          Тогда сравните заодно Concorde и Ту-144. Только не перепутайте кто был раньше — иначе конфуз выйдет :)
          • +1
            Две разные машины, и что?
        • 0
          Кстати, да! Интересный момент. Могут ли наследники Фрэнка Баума предъявить претензии к А. Волкову?
      • 0
        Идиот!
        ВАЗ 2101 это Fiat 106 — это в свое время был автомобиль года.
        Наши не просто купили лицензию — Завод Fiat получил заказ на строительство завода «Автоваз» и обучение ведущих специалистов на производстве Fiat.
        Семья, если не ошибаюсь Морелли получила очень немалую прибыль от этого.
        Да, умник, если наши своровали, то почему они вокруг Автоваз-а построенный город Тольятти назвали? Это имя имеет какие-то Славянские корни? :)
        Книжки читай!
        • 0
          Блин — тупанул на почь глядя… это был 124 Fiat, как уже написали выше
        • 0
          28 августа 1964 года город был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.
          ru.wikipedia.org/wiki/Тольятти
        • 0
          Мне казалось, ироничность моего сообщения очевидна, нет?
          • 0
            Опс — косяк.
            Все, после часа ночи на хабре ничего не комментирую
  • +5
    Насчет копирайтов на звуки. Иногда бывает забавно видеть в ящике навсегда оставшиеся где-то в подсознании скрипы дверей или звуки оружия из контры, которые ни с чем не спутаешь.
  • +1
    Ну вообще, на сколько помню, плагиатом на музыкальное произведение считается 3 или 4 последовательно повторяющихся ноты. Т.е. если у вам 4 ноты были один в один тогда плагиат. А о каких 4 нотах может идти речь в звуке «Пик»?
    • +1
      да, там одни только пики, мелодий нет
      разве что один одинаковый пик повторяется три раза — можно ли это назвать мелодией, не знаю
      там звуки не главное, в первую очередь графика
      • 0
        Звук окончания игры (проигрыша) в советской электронике был больше, чем из 3 повторяющихся звуков-нот, как мне помнится. Оригинальной игры, естественно, в руках не держал.
        Кстати, строго говоря, у них там не волк, а Микки Маус, вроде, яйца ловит, как с этим быть?! Если ответят — напишите топик или добавьте в этот, пожалуйста.
  • 0
    Я думаю, что это кто-то из конкурентов настучал, а получили в плечи все.

    В войне проигрывают обычно обе стороны. Поэтому те, кто настучал — лучше бы не стучали.

    Обычная история для Аппстора.
    • 0
      может кто-то и стучал
      в списке «ну погоди» было только треть
      остальное — клоны donkey kong и duck hunt
    • 0
      В войне всегда выигрывает тот, кто продает оружие обеим сторонам. Не факт, что стучали конкуренты. Чем крупнее владелец интеллектуальных прав, тем больше денег он тратит на лоббирование своих интересов. Мониторят все, но особенно свирепствуют эбби, мелкософт, 1с, кинопрокатчики. Вот и нинтендо не отстает.
  • +1
    А вот если обойти требование — скажем, пользователь сам загрузит свои звуки, или дать ему возможность самому их запрограммировать как-то похоже, то есть в исходном продукте не будет того, на что положило свой старперский взор нинтендо?
    С графикой также, сделать все в ч/б и дать возможность пользователю раскрасиьт волка-зайца?
    • 0
      очень хорошая идея
      может топикстартер прислушается
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +44
    Николай Копейкин «Война миров»

    • +5
      а что с носом у пинокио о_О
      • +3
        Заврался.
      • +6
        Наверное таким он становится, когда Пиноккио произносит фразу: «Сейчас мой нос вырастет»
        • 0
          Вы нашли баг в носу Пиннокио )))
    • +10
      Полная версия здесь:
      pics.livejournal.com/kopeikinn/pic/000cc62d/
      • 0
        Гомер, несмотря ни на что, душит Барта :))))
    • 0
      шедевр
  • +1
    теперь кидай в андроид маркет, пусть там повисит до первого предупреждения
    я хоть скачаю )
    • 0
      там уже есть, правда не сборник «все в одном» и с навязчивой рекламой
      реклама пропадет раз и навсегда после первого клика
      называются anEggs, anEggs XL, aHunt
      • 0
        по таким названиям ничего не находит
        • 0
          • 0
            Спасибо. У меня, кстати когда сфоткал код и перешел игра называется «Ну, погоди!», возможно по этому названию найдет в маркете, а само приложение да, anEggs. Правда попутно нашел вашего конкурента «Russian Eggs», область экрана с волком у него побольше и пропорции соблюдены лучше (правда есть негативные отзывы на логику игры, сам пока не сравнивал).
  • +1
    Даешь под n900, мы не обидим :)
  • 0
    А как с теми, кто купил уже? Манибэк?
    Кстати, ИМХО рамка была лишней, лучше на весь экран и прозрачные кнопки делать. Был такой клон, ещё на первой прошивке, через инсталлер вроде ставилась.
    • 0
      а что им, они уже купили и будут пользоваться как ни в чем не бывало
      в этом сборнике были скины и на весь экран
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +1
      Не месяца, в liteAlloy (видео плеер) был очень грамотный тест на русского — загадки. Названия месяца легко ищется в словаре, а вот загадки это с детства, просто выучив русский загадки не разгадаешь. Правда есть интернет :)
  • +1
    Хех: Графика, если исключить волка и зайца, которых у Нинтендо не было, сводится к яйцам и курятникам… А звуки в игре отродясь были гудками…
    Вот и получается: наехали на яйца с гудком…
    • +1
      «Яйца с гудком» это прямо МТС какой-то.
      • +4
        у МТС овалы
        • 0
          неправильные какие-то овалы
  • +3
    Сочувствую. И меня сейчас наверное заминусуют, но в глубине души я рад, что Нинтенда хоть сейчас, спустя все эти годы, придралась к отечественному клону их игры. А ведь большинство людей даже не знает, что почти все наши игры тех времён являются клонами иностранных. И мне как-то стыдно за своих соотечественников.
    • +1
      Ага, а тетрис изобретён Алексеем Пажитновым, правда так как у нас не ценят людей он уехал и вмести с ним уехал и Тетрис.
      • 0
        причом он продал свой копирайт, котрый после бучи осел в том числе у (surprise!) Nintendo.
  • 0
    Если не секрет — сколько за все время заработали на приложении?
  • –3
    Идиотизм. Вот же уроды… они радоваться должны что люди портируют их УСТАРЕВШИЕ игры ради ностальгии, ведь они СНЯТЫ с производства, и прибыли они всё равно не получат. Это также смешно как подавать в суд за распространение эмулятора к денди и пака копий картриджей (всякие черепашки ниндзя там и т.д.). Я вот недавно поиграл на эмуляторе в черепашек, повеселило. Если б не эмулятор, как бы я поиграл? Если б они продавали свои эмуляторы лицензионные, или сами приставки, я бы еще понял…

    Многие разработчики игр, например Blizzard, не преследуют за любые действия с устаревшими играми (Diablo I например), там уже и модов куча вышло и кряков… а разработчики только этому рады, все равно ведь продажи давным давно прошли.
    • +1
      А они продают. На GBA/DS.
    • 0
      Да и игры для того, что ты называешь «Денди», они тоже вполне успешно продают. И эмуляторы у них лицензионные есть.
      Стоит хоть немного ознакомиться с темой перед тем, как писать бред.
    • 0
      Я не соглашусь только с тем, что близзы не зарабатывают деньги на старых играх — очень даже зарабатывают. Да, одних этих деньгах долго не проживёшь, но что-то капает регулярно.
  • 0
    Помню как сейчас эту игру… Любимое занятие было в детстве
    upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/4/41/Nu_pogodi_igra.jpg
  • +1
    Если бы в Nintendo догадались бы не банить игру, а просто догвориться поставить логотип в Credits, то все были бы довольны.
    • 0
      Они не издают игры не для своих платформ со времём Philips CDi.
  • –1
    а копирайт на всё это распространяется worldwide, так?

    p.s. ASAP — это всё-так не «немедленно», а «настолько быстро, насколько это возможно»
    • 0
      ну одно дело дословный перевод, а другое дело как это смыслово понимать. сленг всё-таки :)
  • 0
    Копирасты такие копирасты. Неужели теперь чтобы поиграть в любимые яйца придется ломать прошивку. Сраная Нинтендо.
  • 0
    Отличное приложение, кстати. Ни раз помогало коротать время :)
    Удачи в дальнейшем!
  • 0
    Нам уже у 2 программ пришлось менять названия — писали нам GamrLoft что типа название похоже на один из их тайтлов. пришлось поменять слово — не хотелось проблем.
    Потом кто-то помельче тоже написал то юриста письмо что мы используем в название продукта состоящего из 3 слов — слово от другой программы слово было «Easy» — пообщавшись с нашим паблишером этого продукта — было решено забить на претензии. Вроде тихо все.

  • 0
    И ничего не RIP, a будет жить в моем iPhone! ;)
  • 0
    Хорошо что деньги акк не закрыли, и что деньги остались при авторе.

    Возможно прогу можно выпустить во всех аппсторах кроме сша и западной европы спустя недельку и под другим именем (вообще на русском языке или транслитом от русского названия)- врядли Nintendo мониторит аппсторы всего мира.
  • 0
    Скажите пожалуйста а откуда вы взяли графику и звуки? Также интересно как высчитали моменты появления яиц на лотках.
    • 0
      Наглым образом с помощью print screen выдрал отсюда HandHeld Quake. Конечно, после этого были долгие часы ковыряния в фотошопе, чтобы вырезать каждый спрайт, там подмазать, там подчистить, и т.д. Звуки оттуда же, с помощью утилиты (уже не помню какой) записал эти звуки прямо во время работы программы.

      Насчет появления яиц, так с ходу не вспомню, но вы можете посмотреть собственно в коде. Я уже давно выложил весь проект на github. Там, кстати, есть вся графика и все звуки. Там же я выложил упрощенную версию под Android (aneggs, aneggs-xl, ahunt).
  • 0
    Спасибо большое и за объяснения и код.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.