Пользователь
0,0
рейтинг
21 августа 2010 в 01:45

Управление → Карьера админа глазами экономиста

GTD*
Сегодня у меня был интересный спор с нашими админами, которым решил поделиться. Тем более, что сегодня суббота — нужно расслабляться, потому ниже чистый худлит, никакой технологии :) Сразу скажу — я не админ, а ИТ-менеджер, то есть не совсем технарь. Вообще-то я учился на экономиста-производственника, отчего всегда смотрю на вещи, связанные с деньгами, через призму полученных знаний.

Спорили, что лучше в смысле карьеры и удовольствия: совершенствоваться в управлении рядом систем или только одной, но очень глубоко. Получилось, что ни та ни другая точка зрения не могут быть окончательно верными. Рассказываю почему...

Дано


Админов вполемике участвовало двое. Третий слушал (очень внимательно, ведь он тоже волнуется). Тема для волнения простая — их «сливают». В смысле передают вне компании не оставляя выбора. Чтобы было понятно: наше предприятие входит в крупную корпорацию и «голова» решила по максимуму централизовать ИТ, «собирая» в принудительном порядке всех сколько-нибудь стоящих ИТ-шников в свое вновь созданное предприятие. А уже это предприятие будет аутсорсить бизнесы корпорации по максимуму…

Участники будущей дискуссии оказались жертвами этой реформы. Их переводят туда. Причем, это все не оказалось бы интересным, если бы один не оказался въедливым и опытным виндовым админом, а второй — сетевиком / юниксоидом.

Граничные условия


Позиция виндового админа простая — ему некуда расти, кроме как вглубь. Все возможные сферы применения виндосерверов он опробовал, построил много чего кластерного / виртуального / отказоустойчивого / с распределенным хранением данных и репликацией и прочая и прочая… Проблема в том, что больше из технологий он в принципе ничего не умеет. Переведут в сервисную компанию — останется только качать скилл дальше, изучая новые версии серверного и системного ПО, выходящие в Мелкософте. На что-то новое времени не останется — там уж позаботятся об утилизации рабочих часов сотрудника.

Путь получается тупиковый: рос бы вширь, собирая новые нишевые знания — не дадут, времени не остается; копаться в многосложных кластерах, отыскивая глюки и затыкая дырки — бег по кругу, сегодня одна версия, завтра другая — надо быть на острие информации, актуализировать знания. Но как был виндовым админом, столько и заплатят хоть сегодня, хоть через 10 лет. В общем, это монопрофильный админ.

Сетевик ратует за многостаночность. Он умеет и винду, и почтовые сервера, и юниксы, и циски, и многоуровневые DMZ проектировать и строить, и BGP на спаренных 6500 клепает (кто знает, тот поймет), и хабр читать сутками успевает :)

Он считает, что вот так развиваться и надо. А что плохого? На рынке труда ищут какой-то один скилл. А тут ты медленно достаешь и показываешь и нужный скилл, и еще с десяток в нагрузку. И просишь за этот upsell небольшую надбавку, Ну там в полтора крата. Где они еще вместо одного сразу десять админов на полторы зарплаты найдут?

К тому же интерес можно удовлетворять бесконечно. Сегодня эксчейндж поднял, завтра в кластер собрал, послезавтра по DMZ реплики расставил и между ними антиспамы с антивирусами проложил… Усложняй схему как хочешь, лишь бы задачи соответствующие ставили. Надоест крутить эксчейндж — хе, так есть сетка, циски. Их можно бесконечно тюнить, обувать правилами, мониторить, оптимизировать нагрузку, наворачивать правила маршрутизации. Опять надоело? Настроение не ахти? Ну щас займемся ифобезом. Накрутим спам-фильтр пожестче, вланы перестроим позакрытее, поотрубаем накопившиеся дырки во внешний мир в виде правил на файерволле и так далее… Какое огромное поле для творчества, а? Первый админ в квадрате. Даже в кубе, чего уж там.

Варианты ответов


И тут, значит, перспектива перехода в сервисную компанию. Виндовый админ стонет: опять винда, опять AD с политиками. Мало того, что нудно, так и на зарплате точно будут экономить. Ведь ты становишься заменяемым винтиком. Любой винду админить может. Ну на определенном уровне, когда уже построено и надо только поддерживать, апдейтить да права пользователям давать… Какое развитие у винтика? Резьбу только истирать да смазку требовать время от времени… К тому же, при известной настойчивости каждый пионер за штуку баксов будет выполнять рутинную работу по виндоадминству, удовлетворяя свои скромные потребности порезаться в онлайн-игры или (если совсем ботаник) — использовать корпоративные железки как стенд для лабораторных работ, вычитанных в торентных книжках на английском. И куда, спрашивается, деваться? Винтиком становиться ох как не хочется.

Сетевик улыбается и хмурится одновременно. Улыбается от гордости: он-то крут, он сразу много умеет и все это «много» — выше среднего уровня. У него выбор видов работы — больше. Правда, условия перехода таковы, что все равно выбрать можно только одно-два смежных направления. От того и хмурится. И денег за upsell не выпросишь, и свободы поиграться как обычно не остается… И он получается винтик, только более универсальный (как ему кажется).

Выбор верного решения


А в самом деле, если отбросить склонности, личные предпочтения, взять чисто карьерный рост и монетизацию навыков — что лучше-то? На дуде игрецом или умелым мастерцом?

Сетевик — продукт нашей постсоветской действительности. У него достаточно характера, чтобы выбраться за пределы одной специализации, но это лишь потому, что бизнес экономит на it guys. Потому что бизнес у нас — мелкий. Когда ты крупный, транснациональный, денег уже столько, что можно закупать специализированные износостойкие винтики. Например, если ты Intel, то можно, как в анекдоте, купить себе McAffee (гендир Intel (устало): ребята, мне нужен антивирус получше, купите пожалуйста… Подчиненные (через несколько часов): все готово, шеф, мы купили McAffee. Гендир (заинтересованно): а какую версию?… Подчиненные (удивленно): версию?). Смех смехом, а «ролевые» игры с персоналом наш бизнес позволить себе не может. В смысле, нанять человека только на одну функцию, выиграв в качестве, предсказуемости и стабильности результата.

Тут все просто. На тех рынках, где есть достаточные деньги, нет конкуренции — полный госконтроль. Там, где супчик жидковат, зато есть конкурентная среда — нет масштабов, потому что попробуй сунься вне своего региона, там у полковников свои дети есть и тоже кушать хотят.

Как связаны конкурентная среда, свободный рынок, крупный капитал и админ-сетевик? Очень просто. Щас будет краткая экономическая картинка, нервным не читать.

Конкурентная среда дает несколько компаний, которые растут. Свободный рынок дает максимальный доступ к ресурсам для роста. Когда компаний на рынке становится много и им уже тесно (экстенсивный рост за счет освоения целины закончился), они начинают выживать более слабых или просто их есть. Им требуются дополнительные ресурсы (технологии, скорость реакции, возможность оперативного изменения бизнес-процессов, т.е. адаптации), то есть нужна основа — ИТ. Тут лучше всего подходит наш сетевик — он стоит весьма недорого, делает много разного, но не всегда качественно. Зато броня и оружие появляются быстро, а это бизнесу и требуется…

Борьба с конкурентами требует ресурсов на все это вооружение, а источник для их приобретения все так же один — кормежка с рынка. Владельцы бизнеса качают маркетинг, вытаскивая на одних и тех же продуктах все больше и больше денег с рынка. Рано или поздно, хитростью или правдой, но на рынке остается несколько крупных игроков, с суммарной долей рынка более 50% и несколько десятков мелких, чтобы те демпфировали неумелую экономическую политику правительства вообще и мировой конъюнктуры в частности. Крупные делят поле на доли и начинают спокойно с него кормиться (пример — банки и ОПСОСы; там и ИТ, кстати, самые развитые).

За время своего роста крупняк усовершенствовал и нарастил свое вооружение (ИТ). История превращения бизнеса из мелкого в крупный обычно несложная: успешный старт — построение филиальной сети — скупка мелких конкурентов в регионах до пределов ареала кормления — выживание тех, кто не продался — все, ты в дамках. Эта схема плодит кучу админов-сетевиков на местах и дает море творческих оргазмов нашему главному админу-сетевику, с которого все начиналось — он же строит ИТ-машину все большего размера, что есть very cool.

Но приходит время и бизнес становится большим и крупным. Расти некуда, надо давать прибыль. Это значит, что в бизнесе начинают считать деньги, то есть максимально оптимизировать расходы. Мало того, что и главный и «филиальные» чудесные сетевики уже физически не могут тянуть развитие, а тем более, обслуживание всей этой высокотехнологичной машины, так они оказываются дорогими. Ведь все равно делают они одно-два дела (хоть умеют делать тыщу). Это особо важные (или интересные) дела. На остальные уже давно наняты админы-«винтики», а если повезло, то и внедрен ITSM, получены выгоды от этих инвестиций. Создана армия и внедрена технология управления ею.

Как известно, армия стоит дорого. Мелкие фирмы себе такой армии позволить не могут, потому их всегда можно держать за тестикулы и кормить объедками со стола… Правда, мелочь живет в очень конкурентной среде и, соревнуясь с противниками, по эффективности может сильно превосходить монстров. Ну так это им на руку: мелочь хочет денег, потому надо отслеживать, кто там начинает мутить воду и почему и, если найденный вид вооружения полезен — купить растущий стартап бизнесик с корнями. Ну это что-то я углубился. Проехали.

Подмножества решений => одно множество?



Так вот, как я сказал выше — сетевик есть продукт нашего несовершенного рынка. Куда ему податься? В нашей стране — только туда, где конкуренция еще не породила монстров и есть спрос на универсалов. В крупных монстрах ему неизбежно придется выбирать: или специализация, на которую хватит сил, или менеджмент (понукайство подчиненных и жополизство начальников), то есть вообще не ИТ.

Виндоадмин тоже может успешно встроиться в «жидкую» среду (на винде вполне можно строить средний и даже (sic!) крупный бизнес, только уж очень это временами трудоемко) и даже сохранить остатки достоинства. Ему будет что выкладывать на стол работодателю. Правда, это до тех пор, пока аппетиты бизнеса не вырастут и он (неизбежно) перейдет к централизованной модели управления. В тот великий день виндоадмин станет винтиком и больше никем. Продать крупняку он может лишь самый раскачанный навык, причем, навык этот придется затачивать чуть ли не ежедневно, иначе цена головы резко снижается.

В общем, с одной стороны если бизнес растет — вероятность закупки «винитков» растет, а «мультиинструмента» — падает. С другой — сложность систем, обслуживаемых «винтиками» с ростом бизнеса растет и все более становится бесконечно интересной областью познания.

Вот и получается, что и моноэкспертом быть можно, и «швейцарским ножом» тоже неплохо. А вы как думаете?
Дима Кудрявцев @dikud
карма
70,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (95)

  • +2
    Хабракат поломался.
    • –1
      Ой, действительно. Ну я ж гуманитарий, невнимательное существо ;) Спасибо, всё вёрнуто как надо.
    • +13
      Топик интересный. Правда слишком длинный на мой вкус, многие абзацы можно было бы ужать без потери смысла.

      По теме:
      А почему Вы не считаете переход из компании в компании решением? Компания выросла > человек превратился в винтик > сменил компанию на ту, где он сам снова машина.
      • +3
        Тут можно ответить математической формулой, которую однажды озвучил мне один знакомый, работающий в MS Россия. Ему комфортно работать, когда он продает человеко-часов из имеющегося набора знаний менее половины имеющихся в рабочем дне. Если более — становится скучно и заниматься чем-то интересным становится некогда.

        На новой работе придется убрать косяки, созданные предшественником (иначе будет некомфортно), решить поставленные хозяином задачи (иначе выгонит), а потом уже появится свободное время. Уходить оттуда, где этого свободного времени уже достаточно, но из тебя делают винтик — тоже еще тот вопрос. Может быть, остаться на месте и продолжить заниматься хобби, чем в стотыщный раз делать кому-то хорошо с нуля…
  • +3
    древний неразрешённый вопрос… спорить бессмысленно.
    • +2
      Я думаю решаемый.

      Для меркантильного меня из описанного выше случая есть два решения:

      1. Идти в другую компанию техническим директором или руководителем ИТ отдела крупной/средней компании.

      2. Искать себя в бизнесе
      • +4
        Зависит от эволюции личности — потянешь ли.

        Когда-то давным-давно я перестал сносить винду при каждом удобном случае, а стал изучать, что поломалось. С тех пор началась моя карьера ИТ-шника.

        Позже я понял, что технари работают исправно, а большинство проблем из-за неумелых руководителей. Я стал изучать, почему ИТ «ломаются» со стороны управления. С тех пор началась моя карьера ИТ-менеджера.

        Недавно я осознал, что ИТ не дают новой информации о мире, только сами о себе. Контент производят не айтишники. И бизнес весь — там. Меня постиг кризис, потому что создавать контент и управлять системами, пусть даже виртуозно — принципиально разные вещи.

        Бизнес не ради спортивных достижений или удовлетворения амбиций — очень редкая вещь. До него надо дорасти. Имхо.
  • +18
    Для полноты, надо ещё в конце статьи спросить: нужно ли высшее образование :)
    • +11
      Неееет, только не про это…
      • +8
        И правильно! Ответ очевиден, чуть более чем полность.


    • 0
      Если голова на плечах есть и знаешь чего хочешь — не нужно.
  • +1
    Интересно написано, несмотря на кучу метафор, некоторые из которых с ходу непонятны для «простого технаря»))
    Спасибо за статью!
  • +5
    Самый важный скилл — это скилл получения нового скилла:)
    Теперь необходимо выяснить, имеются ли в характере рассматриваемых товарищей организационные начала, и если имеются, то им следует крепко взяться за свою карьеру и уходить с чисто технических должностей, не забывая при этом чем они занимались.
    Только в этом случае у них будет значительный профит для себя и семьи, и их никто не назовёт «офисным планктоном».
    В противном случае, даже если монитизация, в связи с переходом, поднимется в 2 раза — это не изменит их профит настолько, что бы обладать большим числом ресурсом.

    Резюме моей мысли: только если ты знаешь мат. часть, и можешь принять решение, как она будет работать в реальности — только в этом случае ты будешь ценным для общества, с выгодой для себя. Подкрепи это знакомствами и холодной головой и монетизация вырастет в разы:)
    • 0
      как я понял этот вариант автор тоже упомянул:
      >или специализация, на которую хватит сил, или менеджмент (понукайство подчиненных и жополизство начальников), то есть вообще не ИТ

      • +2
        Автор-то упомянул, но не сазал, что игра «винтиков» с винтиками и гаечками не имеет перспектив.
        Кроме того,
        не «понукайство подчиненных», а подбери себе команду с которой интересно.
        не «жополизство начальников», а уйди оттуда, где надо лизать кому-то что-то. Начальников, которые с головой и которым не надо ничего лизать очень мало, но они есть!
        Если найдёшь такую нишу, где и снизу тебя и сверху будут люди адекватные — вот тут и будет комфортная работа с отличными перспективами.
        • 0
          А в России есть такие компании? Ну если не ТОП-5 в вебе?
        • 0
          не «жополизство начальников», а уйди оттуда, где надо лизать кому-то что-то.

          Для этого трактор понадобится.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Вот это скилл, как раз, и прокачивают в ВУЗах…
        Если это, конечно, ВУЗ со старой преподавательской школой…
        Этим сильна была советская система.
        Новая, к сожалению, отстает…
    • 0
      Вариант действительно разумный. ИТ — жесткая школа для специалиста, в ней нет места заблуждениям. Сами знаете, кто лучше знает бухгалтерию — 1Сник или главбух ;)

      Проблема в том, что технарство и менеджмент требуют кардинально разных личных качеств. И не у всех людей есть и то и другое.
  • +1
    интересно. но без вариантов. не нравиться быть винтиком ищи другое место.
  • +1
    Спасибо за статью.
  • 0
    Конечно, можно всю жизнь заниматься администрированием. Будь то многостаночность, или моноскилл, но всё-таки самый верный вариант — стремиться выше по социальной и служебной лестнице. Т.е. переход в управление.
    • +3
      Менять простые и логичные машины и технологии, разработанные лучшими умами галактики на непредсказуемых людей местного производства?
    • +3
      Кроме некоторого количества материальных благ за выполненный объем работ я получаю еще некоторый эфемерный бонус в виде удовольствия от своей работы.
      Я ее действительно люблю…
      Потому как Cisco ASA 5510, к примеру,
      не может быть подлой, лживой, мелочной, завистливой и т.д.…
      А люди?

      Я не хочу быть управленцем от IT…
      Я пробовал, мне не понравилось…
      • 0
        у нас 5520 :) 2 штуки…
        • 0
          Двоеженцы…
          • +2
            :)

            Ну бизнес бабок дал: кругом файловеры, кластеры, парные узловые железяки. Пуркуа бы не па, собсно :)
      • +2
        Каждому своё. Кто-то любит людей, а кто-то ненавидит. Кто-то может управлять не только своим временем, но и чужим в рамках рабочего дня, а кто-то и с собой справиться не может.
        • 0
          Разве я сказал, что не могу управлять чужим временем?
          Могу…
          Но мне не нравится…
          Точно так же, как заниматься постоянно одной и той же работой…

          Мне творчества хочется, а не *метрии…
          Кто более высокую должность занят и/или больше капусты накосил…

          Тем, кто пытается превратить отрасль IT в производственную отрасль, не понять, что это процесс творческий, не алгоритмизируемый, по умолчанию…
          Так же, как создание литературных, музыкальных и иных шедевров ( и программных)…

          Обратите внимание, не штамповка ширпотреба, а именно создание шедевров.

          Я не хочу превращаться в приставку к станку…
          • +1
            IT — обычное ремесло.
            Здесь всё так же поддаётся алгоритмизации и формализации. А попытки сделать из этого святой образ, попахивают юношеским максимализмом.
            Кому нужны шедевры, если результат нужен здесь и сейчас?
            • 0
              > IT — обычное ремесло.
              Ремесло предполагает штучное, ручное, производство.
              ru.wikipedia.org/wiki/Ремесло
              Тут я с вами согласен, это не штамповка ширпотреба…

              Алгоритмизации и формализации, может быть, и поддается, но дерево вариантов столь развесисто, что путем перебора вариантов искать ответ непозволительно долго…
              А опыт и талант позволяют найти безошибочное решение сразу, практически…

              И кто сказал, что ради результата «здесь и сейчас» нельзя сделать шедевр?
              Либо вы специалист, и просто не умеете делать плохо, либо вы не специалист…

              В ситуации «П», когда пришло время «Ч», и все находятся в «Ж», шедевром будет быстрое решение проблемы бородатым мужиком в свитере и с банкой пива в руке, а не планомерное исполнение формальных рекомендаций, описанных в книжках, которые еще нужно прочитать :)
              • +2
                Ок. Что бы не цеплялись к словам: IT — отрасль промышленности. Подразумевает производство товаров и услуг в промышленных масштабах.
                • –1
                  Попытаюсь отделить мухи и котлеты…
                  На примере транспорта…
                  Построение сети дорог и управление транспортным потоком и грузоперевозками — две разные отрасли деятельности…

                  Сети, маршрутизаторы, серверы — это транспортная инфраструктура.
                  То, что по ним циркулирует — данные, контент, информация.
                  Это две большие разницы (или четыре маленькие).

                  Те, кто наполняют сеть «контентом», зачастую, не подозревают о том, что транспортная сеть накладывает некоторые ограничения на возможности доставки этого контента получателю.

                  Правильно построить сеть и заставить ее работать без сбоев и отказов — это ремесло.
                  Творческий процесс.

                  Организация процесса циркуляции информации — отрасль промышленности, которая уже допускает конвейерную обработку и штамповку.

                  И то, и другое объединяют понятием IT.
                  Не будем спорить о правомерности…

                  • 0
                    То-то у меня в шкафу пыляться книги Cisco Press. Оказывается это секретное знание шаманов, которое передаётся от поколения к поколению.
                    • 0
                      Это только молоток…
                      А стучать им можно по разному…
                      Два админа настроят две одинаковые Cisco, под одно и то же ТЗ, совершенно по разному…
                      И одна будет глючить неимоверно, а вторая будет работать долго и счастливо…
                      Потому как один из админов, продукт ширпотребно-массового производства, только книжку читал, а второй, кустарь-ремесленник работал творчески…

                      Разве нет?
                      • +1
                        Нет. Не так.
                        Просто эти два человека стоят разных денег в силу того, что у них разный уровень профессионализма.
                        У второго уровень выше первого. И творчество тут не при чём. Все конфигурации делаются под копирку.
                        Наверное, вы только начали с этим работать и у вас пока наблюдается эйфория от приобщения. Но поверьте, лет через 5 для вас всё это будет рутина. А заодно придёт понимание, что нужно делать стандартные и просто копируемые решения, чем каждый раз творить «шедевр». И касается это любых сфер ИТ, а не только сетей.
                        • 0
                          Я первую свою Киску воспитал в 1993 году…
                          Лет через 5, может быть, что-то и поменяется…
                          Пока же, вот уже 18 лет, я люблю свою работу, делаю ее творчески, делаю ее максимально хорошо…

                          А под копирку, так ситуации разные… Топологии разные, а вы их под копирку…

                          Так нельзя…
                          • +1
                            Ну так понятно, топологии разные. Нумерация вланов разная, интерфейсы по другому называются, адреса опять же разные. Но при чём тут творчество?
                            А, простите, это ж какие девайсы были в 93-ем году?
                            • +2
                              > Но при чём тут творчество?
                              Ну, это как сочинение на заданную тему.
                              Буквы у всех одинаковые, тема — то же.
                              А сочинения разные…

                              > А, простите, это ж какие девайсы были в 93-ем году?
                              На вид — такие же :)
                              «Чего-то-там 2510» с платой на 16 COM-портов…
                              Модемный пул и корпоративная почта.
                              Рядом почтовый сервер: UUCP на BSDI, чуть дальше внутренний, на НеТвари 3.x
                              Коаксиальный кабель, обжатый пассатижами…
                              Центральную жилу паяли!!!
                      • –1
                        Давайте внесем чуть ясности. Вы считаете, что разнообразие условий реализации задачи и есть творчество. Коллега EvilX — что все равно методы используются одинаковые, то есть творчества тут нет.

                        Вы оба правы по-своему.

                        Творчество в обыденном понимании это создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Не обязательно в искусстве. И если смотреть отсюда на мнение НЛО не смогло распознать ссылку, то постоянно разные сетевые ситуации дают поле для комбинаций, генерации идеального решения и наслаждения результатами. Это творчество, связанное с эволюцией навыка.

                        С другой стороны, ничего нового, кроме соединения систем в нужную композицию в существующих условиях, админ-сетевик не создает. Он не придумывает нового железа, не оптимизирует микрокод девайсов или не пишет свой. В смысле общечеловеческом максимум что появляется от такой работы — опыт, который шарится среди попавших в подобную ситуацию. То есть вне админа творчество исчезает.

                        Думаю, EvilX говорит об этом.
          • +2
            Создатели и апологеты ITIL/ITSM с Вами бы поспорили…
            • –2
              Евангелисты MS то же поспорили…
              Только доказать ни чего не смогли…
              Как только упирались в конкретику, так сразу и в кусты линяли…
              Так же и тут…
              Тот, кто эту теорию создавал, тот, несомненно, имел определенный практический опыт.
              Обобщил его и опубликовал…
              При этом, произнося некоторую фразу, осознавал, какие конкретные действия за этой фразой скрыты.

              Теперь же, прочитав (выучив наизусть!) все эти книги, но ни разу не настроив достаточно сложную сеть, некоторые «манагеры» пытаются руководить…

              Результат предсказуем.

              С другой стороны, хороший практик-многостаночник будет действовать в рамках той же теории, исходя из собственного опыта, но не нуждаясь в руководстве…
              • +2
                Евангелисты MS то же поспорили…
                Только доказать ни чего не смогли…
                Как только упирались в конкретику, так сразу и в кусты линяли…

                Чем вам так насолили MS? Да речь тут шла и не о них.

                Теперь же, прочитав (выучив наизусть!) все эти книги, но ни разу не настроив достаточно сложную сеть, некоторые «манагеры» пытаются руководить…

                Лаврентий Палыч Берия, ни черта не смысля в ядерной физике, тем не менее руководил ядерной программой в СССР, и добился вроде бы неплохих результатов. А все потому, что он был очень хорошим управленцем. Управленцу самое главное — уметь управлять людьми. При этом ему совсем не обязательно уметь делать то же самое, что и люди, которыми он управляет. Хотя это никогда не помешает, но это — не обязательное условие.

                С другой стороны, хороший практик-многостаночник будет действовать в рамках той же теории, исходя из собственного опыта, но не нуждаясь в руководстве…

                «Хороший практик-многостаночник» может быть будет хорош при небольших масштабах. А в масштабах крупного предприятия, если доверить рулить всем одному «многостаночнику» — то у него просто тупо будет не хватать 24 часов в сутках на все, и в итоге работать все будет через то самое место.
            • 0
              Написать ту же статью только с точки зрения ITSM-эксперта? Ничего не изменится, ценности эволюции как специалиста и участника сервисной модели — для конкретного человека разные.
  • –1
    Ну, с точкой зрения автора я не совсем согласен.
    Ибо владеть циской без *nix — не полноценно, можно сказать и наоборот. Вот винда да — она тут лишняя в этом списке, так же как почтовые сервера (если только база — то лучше знать, если досконально — не нужно).
    А циска+*nix — обязательно. Я не говорю, что сетевику нужно достконально разбираться в, скажем, Tomcat, но в ядре, сетевых тонких настройках ОС он должен разбираться, так же как уметь скомпилить Кваггу, настроить файрвол/нат средствами ОС и т.д.
    • +1
      А циска+*nix — обязательно. Я не говорю, что сетевику нужно достконально разбираться в, скажем, Tomcat, но в ядре, сетевых тонких настройках ОС он должен разбираться, так же как уметь скомпилить Кваггу, настроить файрвол/нат средствами ОС и т.д.

      Совсем не обязательно. Цискарю нужны две вещи: сети (протоколы и т.п.) и сами циски — то есть реализация этих протоколов в «железе» и конфигурирование и траблшутинг.

      У нас, например, в сети — порядка 16000 компов, несколько сот серверов, и абсолютно все — на виндах. Умение пересобрать ядро или «скомпилить кваггу» у нас совершенно не нужно, в то время как цисок полно — от простеньких каталистов до 6500.
  • +8
    Как известно, знания бывают двух видов: «знаю, как это сделать» и «знаю, где узнать, как это сделать». Я двумя руками за второй вид знаний. В ИТ носители исключительно первого вида знаний устаревают очень быстро.
    • –1
      Отнюдь. Информация о способе действия («знаю как») и навык поиска этих способов («знаю где найти») это фактически производные друг от друга. Правильнее было бы сказать: умею делать и знаю, где нарыть инфу о том, что еще не умею. Простые «знаю как» делу не помогают, к сожалению… Это как знать, сколькими способами можно двигаться спиной вперед, но не владеть более чем одним из них.
  • +1
    я не совсем понял логику первой части.
    Что мешало виндовому админу изучать новое, хотя при всем том же никсовый админ мог развиваться? Я сначала вообще подумал, что вы похолварить хотите на тему win vs lin

    со второй частью ваши мысли хоть понятны больше.
    • +1
      да. как-то не логично, что юниксовый за всё хвататься может (и эксчейнж и винда и циска), а виндовый — «только бегать по кругу».
      два варианта:
      либо юниксовый — это энерджайзер и зватается за всё до чего шаловливые руки дотянутся.
      либо виндовый настолько матёр и загружен работой, что в отличии от коллеги даже на хабр не хватает времени
      • 0
        Юниксовый точно поактивнее виндового. Но виндовый очень аккуратный, вдумчивый, неторопливый. Ну просто такой от природы. Он от скуки освоил за последние полтора года кучу технологий, связанных с виндоадминством (системы управления СХД, SCOM и SCCM, управление производительностью кластеров и т.п., я не очень в курсе всего). Но сами по себе эти знания недорогие, если сравнивать с основым — виндовым.
        • 0
          холерик/сангвиник и меланхолик/флегматик? )) тогда один точно будет многостаночником с поверхностными знаниями (качество их уже индивидуально в каждом случае)… а второй — вдумчивый, аккуратный )
          • 0
            Не могу сказать, не спец в психотипах.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    Есть ещё один вариант — сделать собственный бизнес, обслуживать другие компании. Пока компания не дорастет до монстра, универсалы будут самыми востребованными людьми. И развиваться смогут в любые стороны, куда захотят.
    • +4
      Сделать собственный бизнес — это действительно хороший выход. Но тут стоит учитывать, что владельцу/организатору бизнеса приходится очень много заниматься разными организационными вещами и на работу по специальности может оставаться мало времени, особенно если бизнес действительно хорошо пойдет.

      Я это ощутил на собственном опыте — с развитием своего бизнеса появилось очень много разных и интересных задач для меня как программиста, но успеть делать это все и еще управлять бизнесом — очень сложно.

      Мне кажется, и возможно владельцы малого бизнеса меня поддержат, что лучший вариант для бизнеса — это пара «управленец+профессионал (админ/программист/дизайнер/или еще кто-то по профилю бизнеса)». Это позволяет одному взять на себя всю организационную работу, а второму заняться тем, что он действительно обожает — админить/программировать/рисовать, без отвлечения на взаимодействия с бухгалтерами, клиентами и т.п.

      Поняв это, я стал искать себе программиста (и сейчас ищу, windows программисты — welcome), такого, как описан в статье «сетевик» — которому интересно изучать множество разных областей по роду деятельности, и которому я могу предоставить условия для осуществления этой мечты. Например, у меня есть задачи про безопасность и шифрование, про визуализацию графов, про удобные гуи-интерфейсы, про серверы и многое другое — это как раз то, где может быть интересно развиваться специалисту, подобному описанному в данной статье. И без опасности что из него сделают винтик, т.к. это не крупный бизнес где приказали — копай, а маленькая компания где можно договориться и выбрать интересующий в данный момент вид работ. Ведь глава маленькой компании всегда понимает, что заинтересованный специалист — это мотивированный специалист, это лучший код, это лучший продукт.

      Так что малый бизнес — это как раз самый вариант для специалистов, которые хотят развиваться.
  • +4
    Во такой он гуманитарный ИТ — менеджмент.
    :-)

    • +6
      Самое забавное тут то что эти люди считают что для управления процессами не обязательно вникать в суть:) И хороший менеджер может управлять процессами склада или там ит подразделения.:-)

      В результате на каждую задачу вместо двух трех грамотных специалистов рождаются три четыре отдела и пара директоров (особенно хреновый признак это появление директоров по развитию и стратегическому управлению, чтобы это нахрен не значило ) с кучей неспециалистов сотрудников, которые пытаются стать логистами\импортерами и т.д.

      • 0
        эти люди считают что для управления процессами не обязательно вникать в суть:) И хороший менеджер может управлять процессами склада или там ит подразделения.:-)


        Это вы про меня? Хоть в статье я такого не говорил, но в комнате админов — не раз. Вы подслушивали, стопудово :)

        Тогда чуть-чуть недослушали. Управлять = принимать решения по выбору оптимального пути достижения цели. Это как в армии: поставлена задача, вверено подразделение и поддержка с тыла — действуй. Командир оперирует функциями, ресурсами. Чтобы вовремя, нужное и куда надо.

        Успешный менеджер умеет решать такие задачи с нужным результатом. Неуспешный — ошибается, допускает зацикливания и пустую растрату ресурсов.

        Люди разные, нравится всем свое, особенное. Сделать двумерную схему взаимодействия систем — вкусняшка админа; трехмерную — вкусняшка системного архитектора; n-мерную, быстро и с минимумом затрат — вкусняшка менеджера. Я, конечно, утрирую эти образы, никоим образом не говоря, что сложность или элегантность решения задач админа ниже задач менеджера. Просто у админа в руках технологии и механизмы, а у менеджера — живые люди. Про них почитать (с) негде…

        Лично у меня дух захватывает только от «мультискалярных вычислений» в голове. Кому-то это кажется поверхностным подходом, но задачи перед менеджером ставит бизнес, а он состоит из кучи функциональных подразделений и нужно учесть интересы всех сразу. Значит, надо понимать их устройство, потребности, решаемые задачи. И дать профит заказчику. И не вылезти из бюджета. И админам подкинуть достаточно вкусняшек, а то могут сорвать сроки или схалтурить. И вовремя дать результат. И вести проект так, чтобы было несколько страховочных схем. И не срать кирпичами от натуги по 18 часов в сутки, идеально вообще часа по 4 работать.

        Когда получается удерживать такой баланс — удовольствие колоссальное.

        Думаю, у всех так. Что у админов, что у архитекторов, что у менеджеров.

        Сравнивать бесполезно.

        Надо выбрать, взяться и балдеть в процессе.
        • +1
          Имею неудовольствие наблюдать ежедневно последствия вот такого «универсального» менеджмента, где мерилом является не профессионализм а как вы правильно заметили успешность.

          • +1
            Тобишь казаться для вас важнее чем быть, достичь результатов не так важно как их продемонстрировать. Подставить или настучать это вообще в порядке вещей.

            Мой личный опыт говорит о том, что самые провальные проекты всегда случались под руководством «универсальных» менеджеров. Причины фейлов были различны, от банальной некомпетентности до откатов, которые эти самые рулители людьми не стесняются брать.

  • +3
    >Сразу скажу — я… менеджер

    >или менеджмент (понукайство подчиненных и жополизство начальников)

    Как самокритично :)

    А если серьёзно, то, по-моему, надо или настраиваться на карьеру (техническую, менеджмент и прочее не рассматриваем) в крупном бизнесе (есть же «главные админы» в любой компании) и тогда надо сосредотачивать усилия на углублении имеющихся знаний, не забывая, конечно, про смежные области и новинки. Или расти вширь, постоянно меняя места работы в малом/среднем бизнесе, если принять за аксиому, что он либо вырастает в большой (скупается им), либо вымирает.
    • +2
      Или это моя карма, или нигде в «крупняке» (а вся моя карьера — в крупняках) без жополизства не обойтись. И вот почему. Вверху всегда сидит человек, удовлетворяющий свои амбиции или выполняющий поставленную еще выше задачу. ИТ не могут быть непрозрачными и недонастроенными, если через них текут бизнес-процессы. Эти автоматизированные бизнес-процессы просто не будут стабильно исполняться, если с ИТ все плохо. Что это значит для людей из бизнеса? То, что все их ошибки, лень и некомпетентность видно практически сразу. Вот в крупняке таких много, потому что там очень много псевдоспециалистов, с кучей сертификатов но без умения делать что-то руками.

      Или еще сценарий — команда управленцев уже сидит, никуда уходить не хочет, а тут ты умный и красивый прибегаешь и указываешь на недоработки, неровности и шероховатости. Стабильность их доходов зависит от мнения об их успешности директора/собственника (совершенно некомпетентного). Попробуй сходи к нему сам — тут же уволят под благовидным предлогом, ну а инициативы будут поддерживать только в слвчае полной безысходности (все рухнуло, как и предсказывал или все-таки появились внешние давлеющие факторы).

      Чтобы самому интересным делом позаниматься и не сильно вредить руководителям из сценария №2, приходится лавировать между целесообразностью и политической безопасностью.

      Есть еще третий сценарий, когда бизнес уже перешел к фазе централизации и в нем начали считать деньги. Их просто так не допросишься, надо сломать кучу копий и простые объяснения тут не катят. Приходится расставлять приоритеты, объяснять бойцам, почему некоторые будут «голодать», а некоторым свалится проект или новые технологии. Тут чтобы заниматься интересными делами, приходится прикладывать огромные усилия, потому что приоритеты бизнеса часто совсем «неинтересные». А за все отвечает руководитель (чаще всего финдиректор или безопасник, то есть не it guy), которого трахают за твои экзерсисы.

      В общем, менеджеру всегда приходится быть прослойкой, учитывать собственные интересы и удовлетворять слои сверху и снизу.
  • +3
    Отлично написано…
    Юмор на столько тонок, что можно порезаться :)
    Осознавая себя «мультитулом» согласен по всем позициям.
    На поставленный вопрос отвечу цитатой из моего разговора с другом (Александр):
    Я: Санек, так я ж ни чего не умею, по большому счету…
    Скриптик написать, почту настроить, файер и всякие мелочи…
    Циску, там, мелкую, для средней сети… LDAP, опять же…
    Винды знаю средне, и меня от них тошнит…
    А: Димон, ты ж «олдскул», ты ж умеешь всё, а что не умеешь,
    за неделю освоишь, потому как у тебя базис широкий…
    Мне не нужен специалист по Windows2008, мне нужен специалист
    «по всему».

    За точность цитаты не отвечаю, но смысл такой…
    Александр работает в известной на планете компании,
    начальник отдела, стажа и опыта хватит на троих.
    • 0
      это смотря для чего нужен. если накрыть маленьким напалмом большую территорию — «олдскул» есть гут.
      если нужна тонкая филигранная настройка чего-то — проще временно найти спеца.
      • 0
        Ошибочное мнение.
        Это «чего-то» не сферический конь в вакууме…
        Чтобы его тонко филигранно настроить, нужно настроить и все, на чем «оно» крутится, с чем взаимодействует, и т.д.…

        Цитата из жизни:
        «А нафига настраивать apache, если я прошу только статистику Squid показать»…
        • +1
          это у Вас ошибочное. пример не из ИТ
          кто лучше проведёт операцию на сердце:
          — кардиохирург с 30 летним стажем проведения операции
          — терапевт?

          я утрирую. и понятно что кардиохирургу понадобится помощь: опер.сестры, анестезиолога и пр. (это как раз те, кто помогут спецу филигранно настроить). а спец сделает своё дело. и отвечать он будет тоже за него.
          я понимаю, что и анестезиолог насмотревшись 30 лет как делается операция на сердце может себя возомнить. Вы лично ляжете ему под скальмель. как первый пациент?

          цитат и я могу привести. и примеров из жизни. я ниже написал, что я сам «многостаночник». но если рядом будет спец — я уступлю дорогу.
          • 0
            Как и Вы, я то же «многостаночник».
            Как и Вы, при наличии узкопрофильного специалиста, я уступлю ему дорогу, а сам подучусь.
            Как и Вы, при отсутствии такого специалиста, я смогу выполнить задание, может быть чуть медленнее, чем он.

            Но узкопрофильный специалист не сможет заменить ни Вас, ни меня…
            И даже 9 узкопрофильных специалистов не смогут заменить одного «многостаночника»,
            как 9 беременных женщин не смогут родить одного ребенка за месяц.

            Потому как на 9 «узкопрофильных» нужен один, объединяющий их трудовой порыв и синхронизирующий их действия…
            Иначе — лебедь раком щуку :)

            Хотя, высокий профессиональный уровень, даже в одной области, я очень уважаю…
            • 0
              со всем вышесказаным полностью согласен )
  • +6
    >В крупных монстрах ему неизбежно придется выбирать: или специализация, на которую хватит сил, или >менеджмент (понукайство подчиненных и жополизство начальников), то есть вообще не ИТ.
    Есть еще вариант. В крупных компаниях могут быть и архитектурные подразделения, занимающиеся планированием, развитием, модернизацией корпоративной сети. Вот там универсалам самое место. И IT, и простор для применения своих навыков.
    • –1
      Согласен. Сколько их таких в стране?
      Или все-таки придется идти к интеграторам?
      • +1
        как раз у интеграторов ценятся узконаправленные спецы. Вам нужно в любую крупную контору (over 5000 users или просто с крупной гетерогенной КИС).
        • –1
          Мне не нужно, я к ИТ ровно дышу.

          В по сути замечания скажу, что степень утилизации имеющихся навыков в интеграторах очень высока. То есть продыху нет, так кровь пьют. Даже заставляя заниматься любимым делом.
      • 0
        Их, этого кого? Если фирм, то мало, да и людей то же таких мало.
        Основаня беда найти место работы.

        Уневерсал может занять нишу мозга, когда он примерно понимает что и как работает, но ему не нужно вникать в детали, те он может принять решения.

        К примеру: не пладить в проэкте зоопарк из java,php,perl,html5, а использовать python+django, узкие места потом переписать на более быстрый язык.
        У меня за пслд время около 20 человек в такую ловушку попали.
  • –2
    Считаю, что людям такой благородной профессии как менеджер не нужно заниматься размышлениями о том, что луше для гномиков.
  • +2
    вы так и не ответили, чем же ваш спор закончился.
    у меня создалось впечатление (я просто таких людей наблюдал в жизни), что ваш виндовый админ просто завис в своей «клетке» золотой-виндовой и не хочет лишний раз дёргаться. т.е. с одной стороны он понимает, что его работа «бег по кругу», с другой он совершенно ничего не берёт от своего коллеги «и то и то и этого чуть-чуть».
    я сам начинал (да и продолжаю оставаться) «широкопрофильным», но есть вещи куда я не суюсь, без лишней надобности. их можно освоить более глубоко, только если будет спрос. а иначе достаточно поверхностного знакомства.
    и ещё, я убеждён, что всего знать нельзя. правильно выше писали. надо знать где взять/где поучиться/кого спросить. и это не только ИТ касается
    • 0
      Спор был не совсем «у нас». Он произошел между многостаночником и моноспецом. Я лишь попытался показать, что каждому найдется место в нашей экономике. Что они выберут — время покажет.
  • –5
    Щас ...

    Замените, пожалуйста, на сейчас.
  • 0
    >А в самом деле, если отбросить склонности, личные предпочтения
    Вы лучше объясните, зачем их отбрасывать :) Многим просто интересно пробовать много/заниматься одним и тем же, совершенствуясь. От этого никуда не деться. Деньги — фактор гигиенический, если их нет — желания работать тоже нет. Но и если они есть — интерес к работе так просто не появится. По себе знаю: когда работал в РЕНе — платили неплохие по моим меркам деньги, но было очень скучно изо дня в день заниматься одним и тем же, тоска постоянно одолевала. Я всё же из тех, кто любит «вширь», временами забираясь в вообще не связанные с IT области.
    Ну и еще соображения: в данный момент, как правильно заметили, в России бизнес по большому счёту мелкий, и многостаночники нарасхват. Поэтому пока они, то бишь мы, не бедствуем. Со временем, конечно, фирмы будут расти и спрос на глубоких специалистов вырастет. Но это лишь со временем, а жить и работать-то надо здесь и сейчас. Поэтому, если узкопрофильный специалист хочет сейчас найти работу своих масштабов — ему лучше смотреть за границу пока. Ну или в отдельные упомянутые отрасли. А со временем будет всё больше и больше подходящей для него работы. Но это не значит, что количество работы для многостаночников сильно уменьшится — новые фирмы рождаются каждый день.
    • 0
      А в самом деле, если отбросить склонности, личные предпочтения
      Вы лучше объясните, зачем их отбрасывать :)


      Условия задачи личные потребности в себя не включают. Задача стояла в том, как набирать монетизируемую массу навыков и знаний — широким профилем или узким.
  • 0
    Сетевик юниксоид по идее может в любой момент уйти из большой компании даже во фриланс, а как с этим у винтика?
    • +1
      Думаю, что и у сетевика и у винтика одинаковое будущее — появится семья, ипотека и дети ;)
  • 0
    Администратор может переквалифицироваться в проектировщики решений, пойти в системный интегратор или типа того.
    Т.е. вместо эксплуатации заниматься проектной деятельностью, внедрением.

    Только давайте признаемся, эти два товарища — по уровню все-таки выше среднего. У большинства админов нет таких терзаний.
  • +1
    Позиция виндового админа простая — ему некуда расти, кроме как углубь. Все возможные сферы применения виндосерверов он опробовал, построил много чего кластерного / виртуального / отказоустойчивого / с распределенным хранением данных и репликацией и прочая и прочая… Проблема в том, что больше из технологий он в принципе ничего не умеет. Переведут в сервисную компанию — останется только качать скилл дальше, изучая новые версии серверного и системного ПО, выходящие в Мелкософте.

    … достаточно знает все решения MS? не верю…

    Сетевик ратует за многостаночность. Он умеет и винду, и почтовые сервера, и юниксы, и циски, и многоуровневые DMZ проектировать и строить, и BGP на спаренных 6500 клепает (кто знает, тот поймет), и хабр читать сутками успевает :)

    … и чем этот «многостаночник» отличается от «многостаночника виндового»? немного смещенным фокусом? :)

    И тут, значит, перспектива перехода в сервисную компанию. Виндовый админ стонет: опять винда, опять AD с политиками.

    … а вот тут непонятно, что же меняется то для него?

    Ведь ты становишься заменяемым винтиком. Любой винду админить может.

    … и вот тут непонятно, откуда опасения?… а не кажется ли вам заблуждением, то утверждение, что «любой пионер» может заменить опытного «виндового админа»? и почему «винтик», а не «ключевая фигура»?

    Сетевик улыбается и хмурится одновременно. Улыбается от гордости: он-то крут, он сразу много умеет и все это «много» — выше среднего уровня. У него выбор видов работы — больше.

    … а его почему «любой пионер» не может заменить? непонятно… может «Сетевик» станет «винтиком»? на мой взгляд, таких «многостканочников» больше и заменить их легче?

    Сетевик — продукт нашей постсоветской действительности. У него достаточно характера, чтобы выбраться за пределы одной специализации, но это лишь потому, что бизнес экономит на it guys.

    … а весь вопрос то, оказывается в характерах…

    вообщем непонятно…
    • 0
      В общем, похоже на тролля :) Ладно, отвечу разок. За то, что вы потратили время на обувание цитат из меня в квоты.

      чем этот «многостаночник» отличается от «многостаночника виндового»? немного смещенным фокусом? :)


      Тем, что он дает бизнесу выбор не садиться на иглу M$. Тем, что владея технологиями ниже уровня графического интерфейса, он априори понимает матчасть прозрачнее, делает много быстрее, как мастер кун-фу знает болевые точки, а не использует силу в бою. Он дешевле в ресурсном смысле и зачастую эффективнее в производственном. Это важно, ибо внешне для пользователей (клиентских компьютеров) пофигу на чем крутится сервер, лишь бы работало быстро и без сбоев.

      а не кажется ли вам заблуждением, то утверждение, что «любой пионер» может заменить опытного «виндового админа»? и почему «винтик», а не «ключевая фигура»?


      Не кажется. Ибо частота появления задач масштаба «ключевой фигуры» исчезающе мала. Например, в российском MS есть единственный в стране спец по сложносоставным кластерам, некий Куксыч (если не ошибаюсь в кличке, виделся пару раз довольно давно). Так у него клиентов — полтора десятка. На страну. Уже лет десять как. И больше их не становится. Куксыч пример винтика, ставшего незаменимым. Не у всех хватает терпения, способностей и желания пройти такую метаморфозу.

      Все, что ниже «золотого» уровня Куксыча — конкурентная среда. И чем ниже, тем больше конкурентов. Тупая работа по внесению текущих изменений в системы, сервисные работы и мелкие настройки нужна ежедневно. Тут пионерам раздолье. Дешевым.

      У него достаточно характера, чтобы выбраться за пределы одной специализации


      Наверное, я неясно выразился. Продается на рынке одна-две «главных» фишки в резюме. Ну, базисные знания не в счет, это азбука. Так вот, характер нужен чтобы не просто качать эти фишки, а еще и становиться профи в тех смежных областях, куда жизнь постоянно заносит. Я знаю многих, которым слабо выходить за пределы профиля, и (поменьше) тех, кому выходить за пределы — самое вкусное в работе.

      В статье я сознательно ушел от характеров, потому что ответа тогда вообще не найти.
      • 0
        В общем, похоже на тролля :) Ладно, отвечу разок.

        … пожалуй, уже не стоит…
  • 0
    тут еще кое что упустили… а если я не хочу дальше админить… зп все та же… забот все больше…
    хочется расти куда-то выше… то как быть? как ступить на следующую ступеньку?
    • 0
      1. Выключить разум.
      2. Дожить до состояния «все за»№%ло" и временно устраниться с работы вообще.
      3. За этот период опять сможешь слушать себя и поймешь, чем хочется заниматься далее.

      Можно быстрее и без дауншифтинга — гугл ит «расстановки хеллингер». Там прямо в моск получишь ответ :)
    • +1
      Идти к интеграторам. Перед этим желательно более-менее на чем-то специализироваться (AD, Exchange, Cisco, VoIP, etc.)
  • 0
    /me из многостаночника ушел в программисты.
  • +2
    Любой винду админить может.

    дальше можно не читать. очень опасное заблуждение.
    • 0
      Глубокомысленное замечание. Видимо.

      Выше я раскрыл разницу между работой «пионера» и «главного админа». Понятно или нет, но раскрыл.

      А вам слабо показать, где я заблуждаюсь?
  • –1
    >>> Виндоадмин тоже может успешно встроиться в «жидкую» среду
    классная метафора! такая жидкая коричневая виндо-среда…

    есть два хороших положения:
    1) один раз сделал — много раз продал
    2) в этой стране только (пере)продажа чего-либо приносит ощутимый доход.

    то есть админом ты всегда есть и будешь просто дорогостоящим дворником, а вот как только ты научишся что-либо создавать из ничего… то есть путь один — в программеры, архитекторы и тд
  • +3
    То, что в крупных достаточно выросших компаниях специалисты широкого профиля не нужны, это вы верно заметили. Там нужны только узкие специалисты по отдельным IT-секторам. В этом случае действительно специалисту-многостаночнику можно выбрать одно направление и по нему работать, став главным админом компании по этому направлению. Но он там в итоге упрётся в потолок, когда в своём направлении ты главный админ, а расти профессионально дальше некуда.

    Но есть и другие варианты.
    Можно, например, стремиться стать руководителем (управления, департамента, дирекции), который стоит над узкоспециализированными IT-отделами, поэтому знания по широкому сектору IT-задач ему будут очень помогать для понимания процессов и управления ими.
    Если высшее руководство адекватное и всё не поглощено бюрократией и связями, то пробиться от специалиста до такого руководителя может оказаться вполне реальной задачей.

    Однако, не все специалисты хотят уходить дальше от железа и заниматься руководящей деятельностью, да и не всем это дано. Многим хочется и нравится всю жизнь быть экспертом именно в админской деятельности, а менеджмент/управление/руководство их не привлекает с профессиональной точки зрения.
    В этом случае можно действительно (как уже отмечалось выше) найти себя в подразделении крупной компании, занимающимся глобальными архитектурными IT-решениями. Это хоть и дальше от работы непосредственно с железом/софтом, чем у админов узких специалистов, но за то широкая специализация на должности IT-архитектора будет полезна и применима.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.