Пользователь
12,9
рейтинг
3 сентября 2010 в 14:32

Администрирование → Нужны ли компаниям собственные домены?

Тема доменов не теряет своей актуальности — вчера холиварили сразу в нескольких топиках на главной. Самое горячее обсуждение вышло вокруг инициативы ру-центра о регистрации доменного имени .moscow.

В основном идею критикуют, саркастически предлагая варианты типа .petropavlovskkamchatskiy или .severodonetsk — мол, вот какая фигня получится, если все желающие смогут регистрировать свои домены. Идея понятна — придуманная некогда для систематизации интернет-пространства, доменная система не справляется с возложенными на неё функциями: деление на страны, деление на типы, теперь вот деление на города — бред, структура становится настолько сложной, что в ней легче запутаться — только и знай, что плати деньги за защиту своего trademark во всех возможных вариантах. Такое ощущение, что у киберсквоттеров мощное лобби в ICANN.

Надо понимать, что деление по странам хромает уже чисто с идеологической точки зрения — интернет наднационален, и интернет-бизнес — в частности. Выбор доменного имени невольно служит неким психологическим поводком — будем работать только в .ru или замахнёмся на .com? А если второе, то не нужно ли зарегистрировать своё доменное имя ещё в сотне национальных доменов, чтобы закрыть лазейку мошенникам? Решение есть, и даже не одно. У меня, по крайней мере, созрело два варианта:

Попроще


Систематизация — штука хорошая, и отказываться от неё совсем нельзя — бардак-с будет. Давайте подумаем, какой критерий имеет право на то, чтобы служить разделителем первого уровня? Страны? Интернет экстерриториален. Города? Тем более? Типы контента, типы бизнеса просто не охватывают и не могут охватить всё разнообразие этих категорий, что возвращает нас к доменам национальным и всем связанным с этим недостатками.

Кстати, надо учитывать тот факт, что страны, конечно, банкротятся не так часто, как компании — но, тем не менее, в масштабе десятилетий тоже достаточно динамично возникают и исчезают. Вот исчезнет страна — а домен останется. Но домен несуществующей страны — это мина под самой идеей территориального деления.

На самом деле, реально внутренние границы интернета давно определились, и пролегают мимо доменов — это языковые барьеры. И именно языковое деление и имеет смысл оставить — с чётким условием, что в домене .ru могут существовать только русскоязычные сайты, и русскоязычные сайты не могут существовать где-то кроме домена .ru. Таким образом проблема киберсквоттинга разом снимается — скажем, транснациональным корпорациям не составит труда зарегистрировать домены всех языков, на которых говорят их потребители. С другой стороны, интернет-магазину pupkin.ru, поставляющему матрёшки и балалайки по всему миру, не придётся бояться, что какой-нибудь pupkin.ro начнёт воровать клиентов — потому что такой сайт сможет быть только на румынском языке, а значит и работать на румыноязычную аудиторию.

При этом разделение такое уже практически состоялось — .com де-факто содержит англоязычные сайты, .ru — русскоязычные, .cn, .fr, .de и т.д.

Чтобы не доводить идею до абсурда, можно ограничиться правилом — не больше двух языковых доменов для стран с мультиязычным населением, кроме языков, являющихся официальными в других государствах — это снимет проблему доменов для редких и малоупотребимых языков — почти все носители таковых говорят на другом, более распространённом и являющимся государственным в той или иной стране, и им вполне подойдут сайты на этих языках.

Собственно, эта идея даже не отменяет существования чисто бизнесовых доменов типа .travel или .aero — главное, чтобы в языковых доменах было запрещено размещение сайтов на других языках. Тогда проблема киберсквоттинга снимется сама собой.

Кстати, этот же способ решит проблемы фишинга, возникающие в связи с плодящимися национальными, типа.рф, доменами — никакие подстановки будут невозможны..РФ? Извольте русские буковки использовать.

Посложнее


С любым явлением можно бороться двумя способами: запретив, или, наоборот, сняв все ограничения — тогда нежизнеспособная система разрушит себя сама. В случае с регистрацией доменов для этого можно просто поэтапно, но быстро снять все ограничения и условности для регистрации доменов. Просто ввести иерархию — первыми пойдут транснациональные корпорации и мегаполисы — домены .mcdonalds, .cocacola, .newyork опять же снимут проблемы с киберсквоттингом на мировом уровне и упростят жизнь пользователям. Затем — города помельче (областные центры, столицы штатов) и компании странового уровня, затем — все остальные обладатели trademark'ов всевозможных уровней, и, наконец, отпустить домены в свободную продажу. При этом возможны стычки из-за обладателей одинаковых имён сайтов в разных доменах первого уровня — но худшее, что может случится в этом случае — это то, что проигравший просто останется по прежнему адресу.

С точки зрения удобства пользователей это решение тоже оптимально — тенденция такова, что большинство юзеров доменами итак не заморачивается, все эти «точка.ру» и «дот.ком» стали модной частью словообразования и брендирования, но в реальной жизни пользователи просто забивают название нужного сайта без всяких доменов в поисковую строку и переходят по первой ссылке. Более того, совмещение поисковой и адресной строки стало безусловной находкой и мощным трендом — остаётся только довести идею до логического завершения, сократив количество кликов с двух — в поисковой строке и на результате поиска — до одного: в адресно-поисковой строке. Фигакс — и ты на сайте.

Идея немного сложнее в реализации — без косяков, судов и потраченных нервов не обойтись, но, зато, в отличие от идеи №1 переходный процесс конечный. А вот контроль за тем, чтобы языковые домены содержали только сайты на соответствующем языке, нужен будет постоянно.

В общем, все идеи хороши — выбирай на вкус. Зато тему доменосрачей так или иначе можно будет закрыть. Уже неплохо.
егорро @andorro
карма
220,0
рейтинг 12,9
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (37)

  • +1
    Вы говорите о правообладателях трейдмарков, а тем времен разбирательство по вопросу, кто имеет право называться Apple (Apple Records — звукозаписывающий лейбл от 1968 года, или Apple Computer, зарегистрированный в 1976) длится до сих пор.
    Нельзя отдавать мир в руки юристам и маркетологам — иначе они скоро в суд на Бога и законы природы начнут подавать…
    • –1
      Прициденты уже были и не раз. Вот один, для примера: lenta.ru/news/2007/09/18/senator/
      • –4
        Ну сколько можно? Правильно «пренценденты»! :)
        • +9
          Прецеденты?
          • +8
            у них ничья :-)
        • +11
          Мдя, пойду-ка я со своим искрометным юмором куда-нибудь в другое место.
    • 0
      Пускай будет .applerecords и .applecomputers (или что-то в этом роде)
      Но мне больше нравится конечно вариант с делением по языкм. Очень бесит когда адреса транснац фирм выглядят eu.example.com?page=1123&loc=ru&lang=ru или еще что похуже. Вместо example.com и example.ru
      • +3
        А кто мешает, например, сделать ru.example.com/pages/1123 или en.example.com/pages/1123

        Тут вопрос не в доменам, а в умении использования MOD_REWRITE
  • 0
    А кто, например, будет решать — какой именно город будет иметь право на .stpetersburg? (можно подставить другие совпадающие названия). Это даже не трейдмарк. То есть видимо решать ICANN. Но на основе чего?
    • –1
      На основе численности населения
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Нежизнеспособная но работающая система, разрушая себя обязательно прихватит с собой несколько сотен-тысяч душ
  • 0
    Киберсквоттеры не только регистрируют похожие домены. Гораздо чаще они просто массово регистрируют домены и покупают не продленные домены с целью перепродажи. И чтобы выбрать домен для себя, который будет подходить по тематике и не будет выглядеть убого, порой приходится перебрать не одну сотню вариантов. И языковой барьер тут ни каким боком.
    Однако предложенные способы по меньшей мере оригинальны. Первый так вообще нравится.
  • 0
    Наши соотечественники слишком напрягаются по поводу доменов и киберсквоттеров. Вон американцы зарегистрировали, например, flickr, digg, reddit для серьезных проектов и не парятся.
  • –4
    Имхо, нужно отдать домены на откуп бизнесу — пусть регистрируют, что хотят, жалко что ли?

    Но нужно отменить сквоттинг (кто первый встал, того и тапки), и сделать свободный аукцион: захотел ты домен ".москва" — плати базовую цену в 1000 у.е. (плюс 200 у.е. наценки за юникод) и пользуйся доменом целый год. Но через год домен освобождается и снова попадает на аукцион. Хочешь пользоваться дальше — плати снова. Но может найтись кто-нибудь и дать цену в 1100 у.е. — домен перейдёт ему. Или ты можешь повысить цену до 1110 у.е. и купить домен. И т.д. — аукцион.
    Тем самым полностью решится проблема киберсквоттеров — они не смогут за бесценок скупать доменне имена тысячами.

    Для защиты текущих обладателей (арендаторов) доменов можно ввести коэффициенты: пропользовавшись доменом год, получаешь коэффициент, скажем, 2, т.е. чтобы перебить твою ставку в 1000 у.е. потенциальный перекупщик должен предложить не менее 2000 у.е.

    Кроме того, можно ввести ограничения: не больше N таких доменов на юр.лицо или у организации должно быть не меньше 1000 сотрудников или членов, название домена должно совпадать с названием организации или принадлежащей ей торговой марки и т.п.
    • 0
      Вариант тупиковый. Каждый раз Вы будете выкупать домен по его базовой стоимости +рыночной стоимости влияния бренда на домен. По Вашей логике, домен microsoft или google, компания вынуждена была бы продливать за несколько миллионов долларов, а то и больше. Потому как полно людей хотели бы перекупить эти домены, даже за очень большие деньги.
      • –2
        1. У полных людей не будет юр.лица или торговой марки с названием Гугл или Майкрософт.
        2. У Гугла и Майкрософт найдётся несколько миллионов долларов, в отличие от полных людей.
        3. Если кто-то и выкупит домен, то Гугл и Майкрософт быстро отсудят его обратно — как это происходит и сейчас.

        >>Каждый раз Вы будете выкупать домен по его базовой стоимости +рыночной стоимости влияния бренда на домен.
        Ну ради этого всё и затевалось :)
        Одним из условий участия в аукционе для желающих перекупить домен можно сделать удержание 10% от суммы максимальной ставки и т.п.
        К тому же, базовую стоимость можно поднять до 1000000 у.е. в год.
  • 0
    У меня тоже в первую очередь возникают мысли, что появление новых зон инициируют сквоттеры… Интересно, а когда они додумаются регить бездоменные имена? (типа microsoft ;) )
  • 0
    На что же будут похожи стартовые страницы сайтов регистраторов и их партнеров? И сейчас то глаза разбегаются от разнообразия зон…
  • +1
    Все подобные предложения по-моему смахивают на «Как нам обустроить Россию?».
    Угу, вот придумаем механизм классный — и заживём!
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Уважаемый, Интернет реформировать не надо

      Вы это ICANN скажите. Я-то как бы только за, и предлагаю утихомирить именно их.
  • 0
    >> инициативы ру-центра о регистрации доменного имени .moscow.

    Идея изначально бестолковая, а что делать, если существуют другие населённые пункты с таким же названием?

    В случае с Москвой, к примеру, мэрия города Moscow штата Айдахо может отсудить домен, т.к. название более соответствует названию их города :)
    • +1
      В ответ Лужков может отсудить у мэрии города Moscow штата Айдахо название их города :)
      • 0
        В ответ Лужков может отсудить у мэрии города Moscow штата Айдахо город Moscow штата Айдахо
  • 0
    >остаётся только довести идею до логического завершения, сократив количество кликов с двух — в поисковой строке и на результате поиска — до одного: в адресно-поисковой строке. Фигакс — и ты на сайте.

    Я поставил дефолтным поисковиком гугловский «мне повезёт». Если я, например, не помню зону, то можно набрать только домен без неё.
  • 0
    Предположим что я рускоязычный житель Украины. Мне нужен сайт-аукцион заточенный под Украину, но на русском языке. Тоже самое с погодой, картами, госуслугами и тд и тп. Это так сказать пример того, что глупо делать деление по языку.
    • 0
      Сайт будет в зоне .ru, какие проблемы? Множество сайтов, популярных сейчас на Украине, итак в ней находятся.
      • 0
        И как я буду отличать тот что заточен под Украину и тот что заточен под Росию?
      • –1
        Я вам могу привести примеры нескольких популярных в Украние сайтов в зоне ру.

        Хабр — он заточен на техническую состовляющую. Что само по себе интернационально. И то напрягают статьи заточенные под Росию. Про всякие Йоты и тому подобное.

        Вконтагтег, Однокласники — хоть он и в зоне ру, он переведен на украинский.
        • 0
          Господи, сделайте сайт на русском, заточенном под Украину — что за тон, будто вам все должны? Если вам таких сайтов не хватает, что в зоне .ру, что в зоне.уа — значит, нет спроса. Нет спроса — нет сайтов, домены тут ни при чём.
          • 0
            Андорно вам чето не то мерещится. Я вам говорю что идея разделять доменны по языкам глупая. Привел пример рускоязычной части Украины, которой нужны сайты для Украины, но на русском языке.

            П.С. Надеюсь вы меня за газ или Южную Осетию отчитывать не начнете.
            • 0
              Андорно --> andorro, простите это конешно же была опечатка.
  • 0
    И именно языковое деление и имеет смысл оставить — с чётким условием, что в домене .ru могут существовать только русскоязычные сайты, и русскоязычные сайты не могут существовать где-то кроме домена .ru.

    Бред в высшей его степени. Теория хороша — реализация будет писец.
    Ру-центр просто слюной залился.

    Второе:
    Просто ввести иерархию — первыми пойдут транснациональные корпорации и мегаполисы — домены .mcdonalds, .cocacola, .newyork…
    Эти корпорации довольно часто сливаются/обламываются и т.д. т.п.
    + Кто скажет что какая-нибудь фирма, вышедшая на международный рынок (н-р УкртТрейдЗЕрно, которая будет продавать за границу товар) это тоже корпорация?

    А если выстрелит какой-то стартап аля Фейсбук — тоже ему выдавать верхний домен?
  • –2
    Извините за грубость, ПНХ с такой идеей. Сайт wikipedia.org содержит тексты на 271 языке.
  • 0
    Чтобы не доводить идею до абсурда, можно ограничиться правилом — не больше двух языковых доменов для стран с мультиязычным населением, кроме языков, являющихся официальными в других государствах — это снимет проблему доменов для редких и малоупотребимых языков — почти все носители таковых говорят на другом, более распространённом и являющимся государственным в той или иной стране, и им вполне подойдут сайты на этих языках.

    Идеи, конечно, почитать было инетресно. Но такая дискриминация языковых групп вряд ли возможна. Более того, с возрастающим влиянием Интернета на реальную жизнь такая дискриминация — это и удар культуре незначительных языковых групп и ещё один шаг к глобализации. Я не уверен, что кто-то имеет право ставить подобные ограничения.

    Кстати идея о том, как контролировать соответствие языка содержания домену. Минут к рейтингу в поисковых системах к сайту, нарушающему правило может быть эффективным стимулом для его соблюдения.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.