Пользователь
0,0
рейтинг
14 сентября 2010 в 13:30

Разработка → Веб-шрифты на распутье перевод

Перевод не претендует на 100%-ную точность, но я постарался максимально точно передать мысли и слог автора. Комментарии приветствуются.

Начиная с Интернет Эксплорера 4 в 1998-ом, а затем с марта 2008-ого и до марта 2010-ого, один за другим, вся «большая пятерка» десктопных браузеров — Сафари, Файрфокс, Опера и Хром — выкатили сравнительно похожие реализации правила @font-face для привязки шрифтов. Вместе с тем, неотъемлимая часть веб-издательского паззла, часть, которой не хватает с начала Веба, встала на место и теперь настоящая, веб-ориентированая типографика начинает принимать форму.

Для начала, обзор последних событий:
  1. 18-ого марта 2010 года была учреждена группа Web Fonts Working Group в W3C. Её первая задача была утвердить спецификацию WOFF как стандарт доставки sfnt (OTF и TTF) шрифтов в веб в «сжатом» виде.
  2. Была представлена отрисовка шрифтов в IE9 с помощью Windows’s DirectWrite в IE9 Platform Preview.
  3. Появились первые инструменты для подготовки веб шрифтов, такие как Font Squirrel’s @Font-Face Generator и EOTFAST.
  4. Пошла новая волна «шрифтохранилищ» в виде Typekit, Typotheque и бесплатного, опенсорсного Kernest.
  5. Появились первые “трастовые/кредитные” лицензии на веб-шрифты от дизайнеров коммерческих шрифтов.
  6. CSS3 Fonts Module включил в себя некоторые продвинутые свойства OpenType.
  7. Adobe Flash, когда-то надежная, кросс-платформенная среда замены текста (sIFR), сейчас выглядит абсолютно убогой.
  8. Google запустил бесплатный сервис шрифтов с растущей библиотекой. Все шрифты в библиотеке доступны и для частного хранения/использования.

Теперь пройдемся по пунктам…

WOFF


WOFF был официально добавлен в W3C Fonts Working Group 8-ого апреля, 2010 года. Microsoft неожиданно спонсировала его внесение вместе с Opera и Mozilla. Поддержка WOFF заявлена в тестовых билдах IE9 для разработчиков. WOFF будет стандартом “транспорта” для шрифтов. Поддержка WOFF уже реализована в Firefox 3.6+, и разработчики Chrome анонсировали поддержку WOFF в ближайшем будущем.

К сожалению WOFF был разрекламирован способами, которые могут ввести в заблуждение. Давайте на секунду остановимся, так как важно знать чем является WOFF и что не менее важно, чем он не является.

Как и его старший брат, EOT (Embedded Open Type), WOFF файл является по сути архивированым файлом шрифта. Он не является шрифтовым форматом, сам по себе. Это файл шрифта, который «собрали в дорогу». Как PNG и JPEG для BMP и TIFF, так и WOFF для TTF и OTF. (В отличии от сжатого изображения, оригинальный шрифт может и должен быть распакован из сжатия.) На практике, WOFF и EOT очень похожи и соотношения сжатия для них более-менее одинаковы.

WOFF это не магический формат шрифта, который раз и на всегда сломит все препятствия на пути лицензирования коммерческих шрифтов. Страхи производителей шрифтов относительно веба гораздо более сложны и скоро мы с ними разберемся в связи с FHOS.

IE9 и DirectWrite


IE9 использует Windows DirectWrite API для отрисовки шрифтов. Если вы еще не скачали предпросмотровую версию IE9 я рекомендую вам попробовать, это может вас приободрить. Проведя некоторое время с IE9 preview, вы не захотите возвращаться к IE8 и XP. (Mac-юзеры, не ржать.) Отрисовка шрифтов в IE9 это нечто гораздо большее, чем мы ожидали. Несомненно на уровне с Маком, а в некоторых случаях даже лучше. Каково бы не было ваше мнение, разница сократилась значительно. Одним из отличных побочных эффектов фокуса на веб-шрифтах стало заострение внимания на том, как желание отрисовки шрифтов в браузерах под Windows сравнивается с отрисовкой в браузерах на OS X. Обратите внимание на то, что DirectWrite является Windows API, а не специфично для IE, и другие браузеры, такие как Firefox тоже реализуют его.

IE9 и @Font-Face с помощью CSS3


Удивительно, но то что делает @font-face годным кросс-браузерным решением сегодня, это то что IE поддерживает @font-face уже более десяти лет. Тем не менее, IE9 будет первой реализацией @font-face так как описано в спецификации CSS3.

Вот основные изменения:

Форматы шрифтов


Дополнительно к TrueType (TTF) шрифтам, IE9 будет поддерживать PostScript-приправленные OTF CFF шрифты, так же как и “большая пятерка” браузеров. Удаление этой преграды для совместимости само по себе очень хорошо, но с предупреждением: только если в интересах обратной совместимости для IE 6–8, это произойдет за несколько лет до того как веб-шрифты перестанут быть TrueType. IE 6–8 будут поддерживать только TrueType шрифты, запакованные как EOT. Кроме этого есть и другие проблемы отрисовки в браузерах под Windows, о которых надо помнить.

Остается надеяться что дизайнеры шрифтов помогут в этом, создавая свои шрифты доступными в TrueType с адекватным TrueType хинтингом. Либо, как вполне серьезно предложил мне один дизайнер шрифтов, все должны воздержаться от использования веб-шрифтов, пока IE8 не уйдет со сцены. Ха! Слишком поздно.

Синтаксис


Внутри @font-face “декларации” в CSS3, вы, как веб автор, должны делать то, что операционные системы делают для вас с «безопасными» шрифтами. Вы должны группировать шрифты в семейства, декларируя их под одним именем семейства. Вы должны разделять членов этого семейства, декларируя для каждого из них быть различной комбинацией font-style (normal, italic) и font-weight (normal, bold).

Обратите внимание на то, что селекторы font-weight и font-style имеют различные значения внутри @font-face правила от тех же селекторов вне правила в основной таблице стилей. Внутри декларации, font-weight: bold означает, “это жирный участик этого семейства шрифтов;” вне декларации font-weight: bold означает, “применить жирность к этому тексту, с помощью участника этого семейства шрифтов, который декларирован как жирный.”

В IE6–8 @font-face работает тем же способом. Однако для того, чтобы EOT-файлы работали правильно, некоторые наименования и описательная информация внутри TTF-файла из которого создан EOT, должны совпадать с CSS декларацией. В большинстве случаев это не проблема. Но иногда, некоторые поля внутри таблиц данных шрифта должны быть изменены. В случае необходимости, все проблемы изучены и легко могут быть исправлены. (Подробности в документации для EOTFAST.)

Инструментарий для Веб-шрифтов


Необходимый инструментарий, которым должны обладать веб авторы:

Font Squirrel Генератор


Генератор это набор онлайн-инструментов, предлагающий конвертацию, очистку, генерирующий CSS стили и так далее. На данный момент, это лучшее что есть в сети и в руках дизайнера шрифтов и веб-разработчика Ethan Dunham только продолжает улучшаться.

Кроме того, возможно вы захотите ознакомиться с некоторыми бесплатными утилитами, которые используются за кулисами в таких местах как Font Squirrel, Kernest и Google:
  • FontForge полновесный редактор шрифтов со всевозможными конфигурируемыми вкусностями на стороне сервера. Открытый исходный код.
  • sfnt2woff это набор утилит с открытым исходным кодом для упаковки TTF и OTF CFF шрифтов в WOFF-файлы.
  • ttf2eot это предшественник EOTFAST. Он создает несжатые «легкие» EOT-файлы.
  • TTX это средство конвертации OpenType и TrueType шрифтов в и из XML.
  • Fontue это движок с открытым исходным кодом для вывода веб-шрифтов и скриптов для обработки шрифтов. Приветствуются вклады в Github.
  • WebFont Loader это JavaScript-библиотека, которая позволяет лучше контролировать загрузку шрифтов, чем позволяет Google Font API. Создана в сотрудничестве между Google и TypeKit.


EOTFAST


Разработан мной и Филлипом Тейлором из Кембриджа, EOTFAST является бесплатной и простой для использования альтернативой Майкрософтовскому конвертору, WEFT. Используйте EOTFAST для создания оригинально сжатых EOT файлов, совместимых с IE 6–8 и более быстрой загрузкой страницы. Обратите внимание на то, что EOT формат не был признан нерекомендованным и будет продолжать работать во всех режимах рендеринга в IE9, создавая тем самым легкий путь работы со всеми версиями IE, не прибегая к условным комментариям.

Доверительные лицензии


Доверительные лицензии—шрифты по оптовой цене, которые предоставляются в виде устанавливаемых TTF или OTF файлах для упрощения разработки, на равне с публикацией на веб-серверах — доступны в Font Spring. Этот сайт предоставляет, как каждый подобный сайт должен был бы, образцы шрифтов, так что вы в действительности видите то товар, перед тем как покупаете его. Надеюсь, остальные подобные сервисы примут эту простую модель лицензирования за основу.

Шрифтохранилища и «маскирующие» сервисы (FHOS)


До появления @font-face, браузеры полагались на операционные системы в вопросе шрифтов, так что нелицензионное использование оных на сайтах не было проблемой. Операционные системы являлись не только технологической основой, но и законодательной. Права на использование «безопасных» шрифтов для веба пришли с операционной системой. Но @font-face обходит операционные системы, так как шрифты приходят с веб-сервера. Создатели коммерческих шрифтов предстают перед перспективой потери контроля и абсолютно новыми правовыми реалиями. Помимо этого появляется перспектива огромного нового рынка, но внутри индустрии шрифтов не настолько воодушевлены ею, как обеспокоены потенциальной потерей контроля. Рынок веба неизучен, тогда как рынок печати закреплен. Конфликт новых и старых медиа возрождается, в этот раз в шрифтах.

Заботы создателей коммерческих шрифтов гораздо глубже, чем сценарий ситуации когда посетитель сайта видит понравившийся ему шрифт, роется в CSS и скачивает его. Позвольте мне предложить объяснение, чтобы вы могли лучше понять почему существуют сервисы шрифтов, использующие «маскировку», а в некоторых случаях и запутанные, и тупые лицензионные соглашения.

Производители шрифтов видели что произошло с индустрией музыки, книг, газет, журналов и банков изображений и они бояться что то же самое произойдет с ними. Это называется iTunes Effect, and it’s about price.

Дизайнеры шрифтов все еще очень сфокусированы на принте. В общем, основные деньги находятся в обслуживании профессиональных клиентов в индустрии печати: книги, журналы, художественное оформление и так далее. Цены обычно варьируются в зависимости от количества пользователей продукта. Основной их страх в том, что как только шрифты появятся в сети, они станут продуктом широкого потребления, существующая бизнес-модель рухнет и произойдет обесценивание шрифтов. Дизайнеры шрифтов боятся того, что не смогут запросить с клиента, скажем, 420$ за четыре семейства шрифтов для 6-10 пользователей, в мире где шрифты предоставляются на сайтах для «условно» неограниченного количества посетителей, которые вобще ничего не должны платить за это. Что если интернет снижает цены в секторе печати и сам по себе фактически не генерирует дохода?

Предостережение покупателям


В ответ на «интернет угрозу», некоторые коммерческие дизайнеры шрифтов выбрали шрифтохранилища и «маскирующие» сервисы. По существу, эти сервисы используют модель Amazon Kindle, но вместо книг вы получаете то, из чего сделаны книги — шрифты. Они раздаются отмереным, контролируемым путем так, что создатели шрифтов занют куда каждый из шрифтов идет и кем используется. Маскировка фокусируется на предотвращении обычного скачивания и возможности создания устанавливаемого в операционную систему шрифта, и поэтому шрифт становится недоступным для работы в таких програмах как InDesign. Основная задача подобных сервисов — удержать семейства шрифтов в своих руках.

Увеличение дискуссий между предтавителями производителей шрифтов, такими как Microsoft, Adobe, Monotype Imaging и другими, в следствии появления Typekit’а в прошлом году, в последние месяцы привело к созданию таких маскирующих сервисов какMicrosoft’s font distribution proxy, Ascender Corp, Extensis (специалисты в програмном обеспечении для управления и лицензирования шрифтов), Monotype Imaging, и коллектив, включающий Font Bureau от David Berlow.

Я могу сказать вам что ребята из Extensis, Ascender и Monotype счастливы и полны энтузиазма предоставлять шрифты для веба. Но они уж точно не будут спешить рассказывать вам, что система распространения этих шрифтов создана в ограничениях умной, но «грязной» DRM-подобной структуры. Это понятно. Но попытки идентифицировать и предотвратить случаи нелицензированого распространения через код доказали свою нецелесообразность фактически для всех и в перспективе, все попытки маскировки шрифтов выглядят тщетными и нецелесообразными.

Дизайнер шрифтов Ray Larabie выразил это лучше всех:

Защита шрифтов от установки в операционную систему, в то время когда изпользование шрифтов где либо, кроме веба, является признаком ретроградства, выглядит нелепо и глупо. Установить шрифты в свою ОСь? Да пожалуйста, дедуля! В ближайшем будущем никто и не захочет устанавливать шрифт в операционную систему.

Покупатель, будь благодарен


Как обычно, есть и обратная сторона. Можно рассматривать FHOS как фазу. Сервисы все время обновляются. Например WebINK сервис от Extensis бесплатный устанавливаемый «мастер предпросмотра» шрифтов Type Drawer, который позволяет, среди прочего, мнгновенно менять определенные шрифты на странице, просто перетаскивая их. Это позволяет сэкономить кучу времени и это то, что нужно дизайнерам в работе. На данный момент это проприетарная разработка WebINK, но она формирует направление развития сервисов.

Проверочный список сервисов шрифтов


Что касается меня, я фокусируюсь на предоставлении информации для разработчиков. И как веб-автор, теперь, когда я не должен полагаться на операционную систему в плане шрифтов, разве что как резерв, я чувствую себя некомфортно с мыслью о том, что такая базовая и фундаментальная часть дизайна моего сайта, как шрифт, будет контролироваться внешней сущностью. Далее, ни один независимый веб-дизайнер, с которым я говорил об этом, ни при каких обстоятельствах не согласен хомутать клиента постоянным расходом на шрифты.Есть тысячи бесплатных шрифтов и многие из них такогоже качества или даже выше, чем те, которые предлагают FHOS сервисы.

Само собой разумеется, вы должны знать как минимум, каковы технологические различия между тем, что предоставляет сервис и тем что сможете сделать вы, если будете хранить файлы у себя. Под влиянием проверочного списка, недавно предложенного EFF в связи с взрывом оцифрованых книг, вот вариант проверочного списка потребителя FHOS сервисов:
  1. Какие точно препятствия созданы в попытке предотвратить скачивание и установку шрифтов в операционной системе? На сколько вырастает число запросов к серверу в результате?
  2. Отключено ли кеширование? Будут ли пользователи видеть сначала «необстиленые» шрифты, которые потом будут сменяться нужными? (Flash Of Unstyled Text)
  3. Если разделение файла шрифта на части является техникой маскировки, то как это может повлиять на шаг и кернинг? И является ли разбивка файла шрифта на части дополнительным фактором риска в некоторых браузерах?
  4. Действительно ли сервис соответствует стандартам и позволяет вам использовать стандарт CSS3 во всей ширине, как это позволяют сейчас современные браузеры, поддерживающие @font-face?
  5. Понятны ли Пользовательское соглашение или Условия использования? Согласны ли вы или ваш клиент с обязывающими положениями контракта? Если вы прекратите пользоваться сервисом и будете хранить свои шрифты у себя, надете ли вы компромисс в соглашении?
  6. Какова политика конфиденциальности? Будет ли сервис мониторить и сохранять логи активности на вашем сайте, и если будет то как? Что будет происходить с этой информацией?
  7. Будут ли условия контаркта определять права посетителей вашего сайта? Имеют ли право посетители вашего сайта использовать шрифт не только для отображения на экране, но и распечатывать его и создавать PDF? Будут ли подвергаться риску те пользователи, которые попытаются скачать файлы шрифтов индивидуально? (Давайте признаем, все мы смотрим как люди делают свои сайты, это интернет.)
  8. Когда поддержка WOFF (и EOT) станет повсеместной, будет ли какой-то путь для хранения шрифтов у себя, или вы будете привязаны к сервису навсегда?

Комментарии приветствуются.

Расширеные функции OpenType


С того момента, как John Daggett из Mozilla возглавляет CSS3 Fonts Module, впечатляющая команда приглашенных экспертов в дизайне типографики обдумывает проблемы передовой типографики в W3C.Уже в ближайшее время это может иметь большое влияние на отображение математических символов и не-латинских языков.

Будущее Flash Text Replacement


Уже прошло несколько лет с момента выхода iPhone, а флэш на нем все еще не разрешен. Как и на iPad. Недавнее высказывание Стива Джобса привлекло много внимания и сложно представить себе что Apple пойдет на попятную в этом вопросе. Плюс, iPhone и iPad поддерживают гораздо более простую и элегантную альтернативу для отрисовки шрифтов с использованием SVG — @font-face. Любому разработчику, планирующему новый проект, тяжело предтавить себе использование в нем технологии sIFR. @font-face более прост в освоении и ему не нужно иметь будущее, он уже будущее.

Библиотека шрифтов Google


Благодаря неожиданной разработке, которая произросла из неформальных разговоров с ребятами из Typekit, Google стал провайдером свободно лицензированых шрифтов через Google Ajax API. Это опенсорсный проект в котором можно найти документацию, примеры и информацию о том, как можно способствовать его развитию в GitHub репозитории.В отличии от многих опенсорсных проектов, у этого есть постоянный куратор Raph Levien.

Заставим это работать сегодня


А теперь давайте окончательно запутаемся: для IE 6–8 вы можете использовать только TTF шрифты, обернутые как EOT или EOT “Lite” (несжатый). Для Firefox, Opera, Chrome, и Safari, вы можете использовать TTF или OTF файлы, как “сырые” или в некоторых случаях обернутые в WOFF файлы или как data URI внутри файла стилей. SVG будет основным форматом шрифтов, идущим вперед, но его основная добродетель сегодня заключается в поддержке в мобильном Safari для iPhone и iPad.

Да, это путает. Сначала. Всегда есть большие изменения. Но я ожидаю от веб-авторов сделать то, что они всегда делают. Найти путь заставить это все работать. Сырые материалы здесь и здесь. Инструменты здесь и здесь. Решения здесь и здесь. Так сложите вместе несколько страниц примеров и темплейтов, и приготовьтесь к распутью. Время пришло.

Translated with the permission of A List Apart Magazine and the author[s].
Перевод: Richard Fink
Денис @CurlyBrace
карма
170,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (43)

  • –9
    Не совсем понимаю зачем вся эта многоуровневая возня со шрифтами. Да, @font-face это здорово, но все равно никто в здравом рассудке не будет его использовать так, как на это рассчитывают шрифтоделатели. Содержательная часть сайтов по прежнему будет оставаться в рамках sans-serif/serif/monospaced. И даже если базовые шрифты сайта будут определяться через @font-face, все равно в абсолютно подавляющем числе случаев это будут свободные и/или бесплатные шрифты, которые будут крайне похожи на Arial, Verdana, DejaVu, Liberation и Times New Roman.

    Не представляю себе сайт, пусть даже и крупный, который бы всерьез покупал какие-то особенные заказные шрифты. Разве что для понтов во славу гламура… Да и то вряд-ли.

    P.S. Но кстати сказать, при некотором желании можно сбацать свой уникальный шрифт в fontforge где-то за пол-дня.
    • –1
      угу, ктото тоже однажды сказал нам хватит 640 кб памяти…
      • –4
        Обычно для сайтов и пары шрифтов хватает. И то много. И [надеюсь] это положение в ближайшие десятилетия не изменится.
        • +2
          а я и не говорил что на сайте должно быть 50 шрифтов, но почему бы не взять понравившийся шрифт и сделать им на сайте все заголовки, вместо порядком надоевших стандартных?
          • 0
            Ну да, почему бы и нет. Правда, думаю, мода эта быстро пройдет и снова вернутся кастомные заголовки в виде png.

            Тут ведь вот еще какая ерунда с @font-face — даже на винде разные браузеры будут немного по разному строки отображать. Так что плотная попиксельная верстка шапок сайтов будет ехать.
      • 0
        Позиция dmiceman не лишена смысла. Касаемо наборного текста внешние шрифты будут несколько уступать встроенным в привычности. Заметьте, что с добавлением новых шрифтов проблема рендеринга в разных средах остается актуальной. Как акцидентные шрифты — думаю будет самым подходящим решением (во всяком случае на ближайшее будущее).
    • 0
      на счет ЗЫ
      правильный шрифт думаю за пол дня не делается, ну разве что у вас 10 лет опыта за спиной.
      • 0
        Да нет, что бы потешить собственное самолюбие и пол-дня хватит при нулевом опыте. Я даже применение такому самопальному шрифту нашел — посредством gd из него картинки для капчей делаю :-)
        • 0
          занятно

          но я имел ввиду сделать шрифт для повседневного использования, ну да ладно
          • 0
            Тоже вполне подъемно. Но это, конечно, больше времени займет.
            • 0
              Вы похоже слабо представляете, что такое хороший шрифт. Или у вас юмор такой.
    • 0
      >Не совсем понимаю зачем вся эта многоуровневая возня со шрифтами
      Возьмите какую-нибудь бесплатную газету объявлений. Половина графических модулей содержит десяток изуродованных деформацией шрифтов и картинок из кореловского клипарта.
      Вот таким говнодизайнерам без кучи спизженных акцидентных шрифтов никак нельзя.
      Для них и стараются.
      • 0
        Так то для печати. Это немножко из другой оперы.
        • 0
          >Так то для печати. Это немножко из другой оперы.
          Пока только для печати. Но люди работают. Скоро говносайты говнодизайнеров будут тянуть до кучу по мегабайту говношрифтов.
          • +1
            Ну… будут, подумаешь… Эпоху метровых bmp-шек в бэкграунде как-то пережили.
            • +1
              Ну да пережили. Теперь суют по два мегабайта в png. Прогресс, однозначно!
    • +1
      Веб-дизайнеры с вами о-о-очень не согласятся.

      Шрифт — одна из базовых единиц дизайна. Смена одного шрифта на другой может кардинально изменить визуал. За счёт одного лишь хорошего шрифта можно создать прекрасный дизайн, не прибегая к использованию никаких других элементов декоративного оформления.

      p.s. на создание качественного текстового шрифта у опытного профессионала (команды опытных профессионалов) может уйти до нескольких лет.
      • 0
        >за счёт одного лишь хорошего шрифта можно создать прекрасный дизайн,
        Если дизайнер не может это сделать за счет имеющихся, он один хрен не сделает это, если ему дать всю коллекцию Paratype. А если он может это сделать за счет одного Times, то нефиг давать ему еще что-то.
        • 0
          Может! Хороший, профессиональный дизайнер может с помощью палочек и камушков создать нечто прекрасное.

          Но разве вопрос таким образом стоит?
          Расширение инструментария любого профессионала позволяет быстрее и точнее достигать требуемого результата, это касается не только дизайнеров.

          >А если он может это сделать за счет одного Times, то нефиг давать ему еще что-то.
          Вы что, хотите остановить прогресс? Хотите решать за других, чем им можно пользоваться, а чем нет? Не кажется ли Вам, что Ваши слова звучат просто глупо? Может Вам вообще не стоит лезь в разговоры по теме, где Вы не сильны?
          • –1
            > Ваши слова звучат просто глупо?
            > Может Вам вообще не стоит лезь в разговоры по теме, где Вы не сильны?
            Мы пойдет на компромисс. Я больше не буду комментировать Ваши замечания, а вы пойдете нахуй. Яхши?
            • +1
              думаю на хабре стоит ввести ограничение для троллей и не давать им возможности комментировать и портить своими высказываниями прекрасный ресурс
      • 0
        Да ну. Если шрифт кардинально меняет дизайн сайта при размере 10pt, при этом не взят из ms-ttf-core-fonts, то почти определенно можно утверждать, что сайт получится нечитаемым :-)

        > на создание качественного текстового шрифта у опытного профессионала (команды опытных профессионалов) может уйти до нескольких лет.

        Все так и есть. В производстве шрифтов общего назначения есть очень много тонкостей. Но что бы сделать шрифт специально под один-два заголовка — много сил не надо.
        • 0
          При всём уважении, Вы ведь не дизайнер?! И про шрифты знаете поскольку-постольку, иначе бы не стали писать того, что написали.

          Про 10pt я нигде не упоминал, тем более, зачем упоминать 10pt, если нынешний разумный минимальный размер для текста 12pt и даже больше. К тому же на каждом сайте есть много заголовков и подзаголовков, где можно использовать интересный шрифт.

          > что бы сделать шрифт специально под один-два заголовка — много сил не надо.
          сделайте, тогда и поговорим, а пока Вы меня только очень позабавили.
          • 0
            Нет, не дизайнер. Иногда приходится дизайн сочинять, но ни на что в этой области не претендую. Шрифты вот люблю.

            > нынешний разумный минимальный размер для текста 12pt и даже больше

            Не бесспорно. Мягко говоря. Если вы про гигантские кегли в стиле web 2.0, то это была мода позапрошлого года и она уже прошла.

            Да и цифру 10pt я от головы взял. Моя сентенция и для 12pt справедлива.

            > сделайте, тогда и поговорим

            Делал. Имел даже наглость выкладывать. Но лучше на это не смотреть :-)
            • 0
              Крупные заголовки — это не мода, а необходимость, для удобства ориентирования пользователя по текстовому материалу.

              Дело в том, что раньше веб-дизайн был уж слишком обособлен от других видов дизайна, но потом, со временем, пришло понимание того, что текстовый контент, составляющий 80% веба, должен подчиняться тем же правилам типографики, что и печатные материалы, т.к удобство чтения — залог того, что текст будет прочитан.
  • 0
    DirectWrite это хорошо. Хотя шрифты и непривычно выглядят, но рендеринг очень корректный, с учётом парного кёрнинга, например.

    В переводе пара лишних запятых, которые остались из оригинала, но я сам всегда за собой такой грех замечаю.

    P.S. А скажите, вы — тот самый Curly Brace из Kewlers? :)
    • 0
      Нет, не тот же самый :) Хотя судя по описанию, между нами немало общего.
  • +1
    > вся «большая пятерка» десктопных браузеров — Сафари, Файрфокс, Опера и Хром

    Что-то я в этой пятёрке насчитал только 4 браузера. Предлагаю исправить )
    • +1
      Так написано в оригинале. Подозреваю, что там не хватает всеми любимого браузера.
      • 0
        lynx?
  • 0
    Кстати, думаю не лишним в русскоязычном переводе упомянуть, что на данный момент у доступных веб-шрифтов есть большие проблемы с кириллицой. Практически все шрифты в Google Font Directory пока не имеют кириллических символов.

    Как-то рассматривали возможность использования какого-то из шрифтов и остановило именно это.

    Может кто подскажет хорошее хранилище бесплатных красивых веб-шрифтов с кириллицей?
    • 0
      Упомяну это в отдельной статье, которую хочу написать по горячим следам
    • –1
      пробуй вот это
      • 0
        ага, спасибо — нет ничего лучше получить абузу от правообладателей и несколько недель лицезреть отключенный сервер.
      • 0
        Как-то это выглядит как варезный сайт… Особенно нравится xfont.ru/owners.php — звучит как «легально пока не попалили»

        Насколько я знаю, уже довольно много компаний получило «приветик» за нелегальное использование шрифтов. Особенно часто забывали что те шрифты, которые предустановленны в ОС поставляются под отдельной лицензией.
    • 0
      >Практически все шрифты в Google Font Directory пока не имеют кириллических символов.

      «Практически все» это значит что какие-то поддерживают кириллице? Какие?
      • 0
        Прошу прощения, я имел ввиду что все те, которые я пробовал, но пробовал не все. По этому я добавил «практически» — т.е. те, которые я попробовал на практике.

        Теоретически они вполне могут содержать кирилицу :)
  • 0
    ну и по опытам которые мы проводили на работе, желательно не использовать шрифты с размером меньше 12px ибо отрисовываются они отвратительно практически везде кроме *nix дистрибутивов, например в ubuntu выглядит нормально.
    Работайте осторожно с font-width:lighter, в webkit'овских браузерах почему-то выглядит очень странно.
    • –2
      Я до сих пор глубоко скорблю по Netscape 4.x, в котором «font-weight: 600» действительно отображался промежуточной жирностию, лежавшею между «bold» и обычною.
      • +1
        Внезапно Мицгол!
  • +1
    Все нормальные дизайнеры, которые сотрудиничали с нами просто плакали от того, что не могут использовать в своих работах полный спектр шрифтов, который у них есть. Со своей стороны считаю, что нормальные шрифты в вебе — это будет действительно приятно и красиво. А даже лишних полметра (учитывая как сильно дешевеет во времени трафик) — совсем не жалко. А шрифты обычно даже и легче.

    Руками и ногами за все инициативы в эту сторону!
    • +1
      > Все нормальные дизайнеры, которые сотрудиничали с нами просто плакали
      Плачущий дизайнер — это прекрасно!
  • +1
    Спасибо за статью. Для меня лично очень полезно было.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.