Pull to refresh

Джеймс Гослинг объясняет, почему ушёл из Oracle

Reading time 3 min
Views 6K
Джеймс Гослинг дал эксклюзивное интервью eWeek, где впервые подробно рассказал о причинах, заставивших его покинуть компанию Oracle.

По его словам, для увольнения был целый ряд причин, начиная с зарплаты. В Oracle ему предложили точно такую же зарплату, но лишили всех бонусов, а ведь если бизнес шёл хорошо, то бонусы приносили денег гораздо больше, чем базовая зарплата.

Кроме того, в должностной иерархии Oracle не оказалось позиции такого уровня, которая была у Гослинга в Sun (fellow), так что ему фактически пришлось сильно спуститься по должностной лестнице.

Но даже это не стало последней каплей. Гослинг терпел, пока не понял, насколько жёстко Oracle собирается его контролировать. Политика компании была в том, что он как сотрудник не имеет права высказывать своё личное мнение по поводу Java, если это мнение противоречит политике компании. Теперь Java перешла в интеллектуальную собственность Oracle, а возможности его создателей по принятию каких-то решений были минимизированы.

Роль Гослинга хотели свести к представительской. То есть он должен был ездить по конференциям и семинарам и выступать от имени Oracle как автор Java. Другими словами, играть роль эдакой звезды и раздавать автографы. Кому-то нравится подобная роль, говорит Гослинг, но не ему.

Он и раньше сомневался в «этической чистоте» Oracle, но попав в такую ситуацию, решил вообще уйти из компании.

Отвечая на вопрос о том, было бы лучше продаться IBM, которая тоже являлась претендентом на покупку Sun, Джеймс Гослинг ответил, что они долго обсуждали этот вопрос со Скоттом Макнили (председатель совета директоров Sun), но в итоге решили, что хотя «Oracle более дикая компания, но IBM уволит больше народу». Так что они отдались в лапы Oracle, можно сказать, из гуманных соображений: руководители думали о судьбе обычных сотрудников.

Хотя сам Гослинг, без сомнений, получил бы в IBM гораздо больше уважения и бенефитов. Например, когда IBM в своё время купила Rational Software, то ведущий разработчик Грейди Буч (Grady Booch, соавтор языка UML) без проблем получил позицию IBM Fellow и возможность заниматься любимым делом.

Главная проблема Oracle, говорит Гослинг, в засилье микроменеджмента. То есть руководитель фирмы Ларри Эллисон принимает решения по всем вопросам, даже самым мелким. Он может вмешаться в абсолютно любой микропроект и решить судьбу любого сотрудника. По сути, даже высший менеджмент Oracle не имеет никакого влияния в этой империи, построенной одним человеком. Гослинг говорит, что во всех решениях относительно Java он чувствовал руку Ларри Эллисона.

Гослинг также приводит любопытный пример корпоративной культуры по-оракловски. Компания Sun перед продажей решила устроить большую вечеринку для своих сотрудников и сняла на сутки целый парк развлечений Great America в Калифорнии. Сотрудникам дали бесплатные билеты на все аттракционы. Однако в последний момент руководство Oracle наложило вето на это увеселительное мероприятие. Было сказано, что оно противоречит их корпоративной культуре (мол, это не Oracle Way). Об экономии денег речь не идёт — Sun уже оплатила аренду парка и деньги было не вернуть, так что все билеты пришлось сдать в благотворительные организации. При этом Oracle недавно потратила $200 млн на парусные гонки. Такая уж корпоративная культура.

Гослинг также сообщил, что судебный иск Oracle против Google по поводу нарушения патентов на Java в операционной системе Android — это примерно то, что он ожидал. Во время предварительных переговоров перед слиянием на одном из заседаний зашла речь о ситуации с патентами между Sun и Google, и в этот момент «мы видели, как засияли глаза юристов Oracle», говорит Гослинг.

Сама Sun не хотела судиться с Google по нескольким причинам. Во-первых, они не видели в Google эдакого «юного Microsoft», который стремится покорить весь мир и подсадить на свои продукты. Во-вторых, такие судебные процессы обходятся очень дорого, и не только в плане денег, но и времени топ-менеджеров. Огромные ресурсы уходят впустую. Ну и ещё один аргумент — пиар-машина Google, против которой не хотелось даже высовываться. Всё-таки Google — это всеобщий любимец, так что Sun, судя по всему, пыталась получить компенсацию без скандала.

В целом, Джеймс Гослинг не беспокоится за судьбу Java. Он уверен, что всё будет хорошо. Во-первых, Java уже живёт своей жизнью. Во-вторых, значительная часть бизнеса Oracle зависит от Java, так что в интересах самой компании развивать эту технологию. Конечно, могут быть какие-то конфликты между Oracle и Java-коммьюнити, но в итоге всё должно уладится. Всё-таки для многих тех, кто строит свои продукты на Java, важно понимать, что Java — это больше, чем какой-то один вендор.
Tags:
Hubs:
+76
Comments 50
Comments Comments 50

Articles