Pull to refresh

Бизнес планирование. Статья 2. Бизнес-план — это попытка убедить себя, что вам не стоит начинать этот бизнес

Reading time 5 min
Views 17K
Итак, уважаемые читатели, учитывая успех предыдущей статьи по бизнес-планированию, думаю, продолжению быть. В прошлый раз мы остановились на вступительной теме по бизнес планированию, где обсуждали особенности идей, как они возникают и сколько они стоят. Также я предложил вам задаться вопросами (если вы только планируете начать свое дело), и подумать.

Хочу выделить следующие важные моменты, касающиеся бизнес плана в целом:
• Бизнес-план – это не только попытка проанализировать ваш бизнес и его шансы, но и ваше руководство к действию в ближайшем будущем после запуска бизнеса.
• Лучший способ писать бизнес-план, особенно на начальных стадиях – с листком бумаги и карандашом. И подальше от раздражителей. И только потом упорядочивание и перенос на компьютер.

Взгляд сверху


Сегодня мы продолжим уже более точечно рассматривать процесс бизнес планирования, но прежде я бы хотел ознакомить вас со списком тем, котрые обычно включаются в бизнес-план, и каждой теме я планирую посвятить по одной статье. Довольно амбициозная задача, так как обычно бизнес-план включает в себя около 15-20 разделов, и каждый важен по-своему. То есть, в идеале у нас с вами должно получиться около 20 статей.

Итак, список:

Раздел первый. Бизнес

1. Описание бизнеса
2. Описание продукта (товара/услуги)
3. Анализ рынка
4. Местонахождение бизнеса
5. Конкурентная среда (в рамках статьи планируется рассмотрение пяти сил Портера, как дополнительная опция)
6. Риски и возможности (в планах включить сюда SWOT-анализ, если это не будет слишком банальным)
7. Менеждмент бизнеса в целом и операционный менеджмент
8. Кадровая политика
9. Итоги

Раздел второй. Актуальная и прогнозируемая финансовая информация

Замечание: в данном разделе я принимаю как данность, что у вас есть как минимум общие знания финансов и финансовой отчетности, особенно темы стоимости денег с учетом времени, базовых принципов бухгалтерии и методов оценки бизнеса)
10. Возможные сторонние источники финансирования
11. Список капитальных вложений
12. Бухгалтерский баланс
13. Расчет точки безубыточности
14. Прогнозируемый отчет о доходах
15. Прогнозируемый отчет о денежных потоках
16. Анализ отклонений
17. Итоги

Также где-то между основными статьями планируется пара-тройка статей на специальные темы, например, на тему роли команды в бизнесе, особенности получения финансирования, и т.д.

Небольшое отступление


Перед началом обсуждения есть пара просьб к моей уважаемой аудитории:
• Я намеренно стараюсь не использовать современные поп-неологизмы, переводя материал на русский язык, поэтому иногда могут встречаться неточности, так как я изучаю весь материал на английском. Например, я стараюсь писать «денежные потоки» вместо «кэшфлоу». Но иногда я могу неточно перевести и использовать «финансовые потоки», например. В таком случае я прошу не бросаться в критику, а просто указать на неточность, которая будет исправлена.
• Ваши комментарии и пожелания очень важны для меня, так как цель моих статей – это взаимная услуга. Я вам даю интересную информацию, вы мне — стимул к более углубленному изучению бизнес-тем, а также ваш опыт, знания. Поэтому если нам всем будет интересно – я буду считать, что достиг цели.
• Каждый конструктивный комментарий будет учтен, так, например, пользователь Besu подсказал, написать о роли единомышленников, а пользователь OneTwo вообще подкинул нову тему для статьи, которая скоро будет.
• Критика. Обожаю конструктивную критику. Она заставляет думать. Неконструктивная критика вызывает только защитную реакцию, не более. В данном случае – игнор. В жизни – не всегда.

Итак, что-то мы затянули. Двигаемся дальше. Сегодня мы говорим о бизнесе в целом.

Знаете, какое самое важное решение вам предстоит принять даже не начав писать бизнес-план? Ответ: что представляет собой ваш бизнес и каким он будет через пять лет.
Если вы делаете ошибку на этом этапе – шансы успеха существенно снижаются. Потому что весь процесс планирования будет основан на вашем видении бизнеса, текущем видении и будущем. Начнем с вопросов (я бы советовал вообще задавать себе больше вопросов, они стимулируют мышление и действие):

• Что это за бизнес? Производство, сервис, торговля? Что за продукт? Кто покупатели? В какой стадии находится индустрия вашего бизнеса (от этого зависит ваша стратегия)? Это стартап? Расширение текущего бизнеса? Слияние?
• Тип организации? Товарищество, ИП? АО?
• Почему ваш бизнес будет расти?
• КАК он будет расти?
• Когда он откроется?
• Сколько времени вы сможете ему посвящать?
• Подвержен ли ваш бизнес сезонным влияниям?

Это очень нелегкие вопросы, и если для начала сойдут общие ответы, после написания бизнес-плана вы должны знать точный ответ на каждый из них.
Например, очень важно понять, как выглядит индустрия вашего бизнеса? Взгляние на эту диаграмму (рисовал сам, так что прошу простить мелкие огрехи):
image

Это понимание поможет вам определиться с целями. Чем конкретнее цель, тем меньше времени и денег вы потратите впустую. Это на самом деле важно – не далее, как сегодня у меня была презентация проекта бизнес плана (я с командой в роли выступающих), так вот, первый вопрос потенциальных инвесторов был «какая у вас цель, ребята? У вас лимит в десять слов».
Несколько дополнительных вопросов для стартапов:
• Почему вы думаете, что будете успешными?
• Каков ваш опыт в этой области? (один из основных факторов провала – именно недостаток опыта в этой области)
• Разговаривали ли вы с людьми, уже находящимися в таком бизнесе?
• Разговаривали ли вы с потенциальными клиентами? Поставщиками?
Все эти вопросы помогут вам написать краткое, но понятное описание бизнеса.

Давайте рассмотрим пример такого описания (в сжатом варианте), который мы после разберем в деталях:
«Компания Х специализируется на продаже экстра-свежих(не более одного дня с момента получения от рыбаков) морепродуктов оптовым и розничным покупателям. На текущий момент 60% продаж приходятся на розницу. Компания планирует сфокусироваться больше на оптовой торговле, так как, несмотря на низкую маржу, затраты на труд ниже, оборот выше. Розничный спрос сезонный и колеблется в зависимости от погоды. Оптовый спрос стабилен и растет (есть предложения от новых клиентов). Хозяин бизнеса – бывший рыбак, обладающий связями среди остальных рыбаков, что дает уверенность в стабильных поставках.»

Итак, такого абзаца зачастую достаточно, чтобы стороннему наблюдателю сделать первые выводы. Например, из первого предложения (самое важное, так называемый elevator pitch, фраза, которой вы ловите внимание) понятно три важных вещи – что они занимаются морепродуктами, что продукты отличаются свежестью экстра класса, и что их рынок сбыта широк. Из последующих предложений становится ясна стратегия – оптовая торговля. Становится ясно, в чем залог потенциального успеха – стабильная база поставщиков, и подписанные контракты от покупателей.

То есть, уже на основании этих фактов становится понятно, что бизнес стабилен, имеет потенциал роста. Разумеется, этого недостаточно для решения. Но этого вполне достаточно для привлечения внимания.
Итак, сегодня мы разобрали самые важные вопросы, для ответа на которые вам придется много исследовать, думать и излагать. Чтобы в результате получить тот самый elevator pitch (не могу подобрать точный перевод, но суть в том, что вы должны быть способны рассказать о бизнесе потенциальному инвестору пока вы едете с ним в лифте. Обычно это не более 20-30 секунд. Эта фраза произошла от схемы 30 секунд-30 минут -3 часа, если вы заинтересовали инвестора за время поездки в лифте, он пригласит вас в офис, где у вас будет 30 минут для более подробного изложения бизнеса. Если инвестор останется заинтересован и после этого, он пригласит вас позже на презентацию, где соберет своих людей, которым интересна ваша область. Это трехчасовая встреча).

Завершить статью хотел бы следующим. Пару дней назад я был свидетелем гениального описания бизнеса и elevator pitch. Без комментариев (по соображениям конфиденциальности я закрасил суть из бизнеса, но суть приема вам должная быть понятна):

image
Tags:
Hubs:
+52
Comments 34
Comments Comments 34

Articles