Pull to refresh

О шрифтовых способах выделения (часть 1)

Reading time3 min
Views20K
Всегда надо помнить, что любое выделение в тексте тревожит равномерность набора и тем самым уменьшает комфорт прочтения и как следствие, восприятие информации. Поэтому во всех неоправданных случаях от выделения следует отказаться. Любое выделение, также как и его степень, должно быть логически обоснованым.
В первой части обзора будут представлены самые популярные способы выделения, а также возможные ошибки их применения и рекомендации, как этого избежать.


1. Выделение прописными [заглавные] буквами
Этот способ выделения получил широкое распространение в качестве надписей на монументах и памятниках. Традиция этого выделения восходит ко временам римской империи с ее монументализмом и тягой к величию. Это выделение подходит для языков, в которых подобно латинскому преобладают короткие слова. В длинных словах или целых пассажах выделение заглавными буквами делает их плохо читаемыми.

image

Для кириллических шрифтов, в отличии от латинских, это правило не всегда подходит, так как строчные буквы часто повторяют написание заглавных.

image

2. Набор курсивом
Выделение курсивом является приоритетным способом шрифтового выделения, который меньше всего тревожит общую картину набора. Первоначально курсивный шрифт был аналогом рукописного текста, но со временем все больше и больше утрачивал это сходство, становлясь просто наклонной версией основной гарнитуры. Эта тенденция способствует тому, что курсивный набор утрачивает свою привлекательность и силу как способ выделения.

image

3. Жирное начертание и увеличение кегля шрифта
Жирное начертание по праву можно назвать самым популярным средством выделения, что не означает самым удачным. Жирное начертание нарушает лаконичность набора и создает темные пятна.
Жирное начертание должно использоваться только там, где следует сразу привлечь внимание к определенному месту в тексте. Парадным примером могут служить рекламные листовки.
Также жирное начертание хорошо использовать для выделения заголовков. Стоит заметить, что жирного начертания основного размера шрифта вполне хватает для выделения, поэтому не следует к нему добавлять еще и увеличение кегля. Только в особых случаях жирное начертание может быть совмещенно с отличным от основного размером кегля, к примеру для заглавий разного уровня. Контролирующей инстанцией всегда должна оставаться логика текста.

4. Изменение гарнитуры
Не рекомендуется смешивать различные гарнитуры, хотя этот способ выделения сразу акцентирует на себе внимание. Каждая гарнитура имеет свое неповторимое начертание, стиль и логику построения. Из-за смешивания гарнитуры возникает противостояние двух разных стилей, которое в большинстве случаев мешает адекватному восприятию.
Если же по каким-то причинам отказаться от смешивания шрифтов невозможно, обязательным условием должно стать как минимум использование гарнитур одного типографического класса.
Смешивание стилей требует огромного опыта, понимания начертаний шрифтов и знания их создания, а также непревзойденного чувства вкуса.

5. Разрядка
Разрядка действенна только тогда, когда разряженное слово или группа слов находится в окружении неразряженного текста.

image
Во всех остальных случаях разрядка теряет свое качество выделения и только вносит хаотичность и неряшливость в общую полосу набора. Это касается в первую очередь разрядки отдельно стоящих слов, заглавиев, оглавлениях и т.п.
Ошибкой также считается разряжать строчки не потому, что существует необходимость выделения, а для того, чтоб выровнять длину строк по отношению к друг другу.

image

6. Набор капителью
Наравне с курсивом, набор капителью считается самым удачным способом выделения. Выделяя капителью, следует всегда помнить о необходимости разрядки и всех ограничениях, связанных с ней.

image

Лучше:

image

7. Выделение линиями и рамками
Самое простое выделение линиями — это подчеркивание. Почти всегда это выделение проходит неудачно, вредя равновесию слова.

image

Этого можно избежать, используя цветное подчеркивание, или же, что еще лучше, попытаться линиями дополнить или, как минимум, обозначить простейший геометрический образ.

image

Предел выделения линиями и рамками — это белый текст на черном фоне.

image

Литература:
Paul Renner, Die Kunst der Typographie
Tags:
Hubs:
Total votes 49: ↑39 and ↓10+29
Comments33

Articles

Information

Website
winter-night.com
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Германия