Pull to refresh

YesterdayMe: опыт роста стартапа от 1 до 2000 активных пользователей

Reading time5 min
Views827
image В этом посте расскажу о собственном опыте создания и продвижения стартапа YesterdayMe.ru. Пост построю как перечисление наиболее значимых наблюдений и рекомендаций в ходе развития проекта, но намеренно не буду делать обширных выводов, чтобы уместиться в читаемый объем. Коротко, по делу, исходя из опыта первых семи месяцев работы сервиса.

YesterdayMe — сервис, позволяющий следить за употреблением алкоголя. Выпил — записал. По вводимым данным строятся разные отчеты. Изначально была идея сделать только персональный трекер выпитого, но потом, с учетом пожеланий пользователей, сервис эволюционировал в небольшую социальную сеть. Сейчас можно следить за друзьями и сравнивать показатели друг друга.

Сегодня у сервиса около двух тысяч активных пользователей (пользуются сервисом хотя бы раз в неделю).

image


Старт

Старт был дан 16 апреля 2010 анонсом на Хабре. Хабраэффект был легко выдержан, и с него у сервиса появилась первые настоящие пользователи. 450 человек (из двух тысяч) — с момента первого анонса и до сих пор. Спасибо, Хабр!

Проект, дизайн и кодирование начались в январе 2010, то есть предвыпускной подготовки было около 3 месяцев. Максимально ограничивал задачу, чтобы не задерживать с выпуском.

Пошла ли идея?

Пошла. Безусловно, сервис не претендует на то, чтобы использоваться всеми, но своя аудитория у сервиса есть.

Мнение о том, что это сервис для алкоголиков, обманчиво. Сервисом пользуются, в основном, близкие к интернету люди в возрасте от 20 до 35 лет, гики, пользователи других трекер-сервисов. Кстати, средний активный пользователь сервиса выпивает в среднем 12 литров абсолютного алкоголя в год, что примерно в полтора раза меньше росстатовской оценки по России (18 л).

Интересно, что попытка показать сервис на разных форумах, посвященных проблемам с алкоголем, провалилась — там сервис посчитали за зло.

Хостинг

Хостируется в облаке RackSpace (CloudSites). Даунтаймов и перебоев в работе сайта не было. Работает стабильно. Основная задача — вообще не думать о хостинге, и чтобы все работало — выполнена.

Монетизация: реклама на сайте

Пробовал размещать на страницах сайта рекламу и Гугл Адсенс, и Яндекс.Директ. Эффект примерно одинаково никакой. За все время на ней заработано около 120 долларов. При этом на хостинг потрачено больше тысячи (он стоит 150 долларов в месяц). В планах полностью отказаться от контекстной рекламы поисковиков и внедрить свой таргетированный рекламный движок.

Монетизация: Премиум-аккаунты

Были представлены в сентябре, и с тех пор продано всего 65 премиум-аккаунтов (премиум стоит 270 рублей на один год). Конечно, это пока не покрывает издержек сервиса, но значительно больше, чем эффект от контекстной рекламы.
Сейчас пока очевидно, что текущая реализация премиум-аккаунтов временная. Планируем вводить альтернативную оплату открытия новых функций микроплатежами.

«Свежий» трафик

После того, как хабраэффект прошел, статистика посетителей взяла тенденцию к медленному, но постоянному снижению. «Сарафанное радио», которого очень хотелось, после первого анонса какое-то время было, но потом закончилось. Есть отдельные разговоры о сервисе, но не более. Функционал, который позволит сервису стать не «замкнутым в себе» (экспорт данных, бейджи и пр.), не реализован. Есть определенные ожидания от этих новых фич. Посмотрим.

Соцприложения

Возлагал большие надежды на приложения для соцсетей и сделал приложения для «Вконтакта» и для «Фейсбука». Легкость получения новых посетителей приложения за счет внутренней таргетированной рекламы подкупала. Вообще, реклама приложения оказалась довольно эффективной. Например, во «Вконтакте» на рекламу было потрачено около тысячи долларов, это дало порядка 20 тысяч установок приложения и сформировало сегодняшную постоянную аудиторию приложения (около 500—600 посетителей каждый день). Немного подробнее об опыте рекламы я писал в своем блоге. Вирусного распространения приложения не наблюдается — наивно было расчитывать на это (не скрою — такое было).

Основная проблема в том, что пользователи соцприложения пока не конвертируются в деньги, поэтому пока все мероприятия по рекламе приостановлены. Так, например, почти все (90%) премиум-аккаунтов покупаются пользователями сайта, а в соцсети — ничего. Очевидно, в соцсетях нужен другой подход: нужно дать вырастить персонаж, посоревноваться им с другими пользователями, продавать всякие скиллы, «+1 к силе» и т.д. (Тут нужен смайлик.) К YesterdayMe это, к сожалению, не применимо, но есть некоторые планы по улучшению модели монетизации (опять же, сведение к атомарным микроплатежам).

Другие приложения

Помимо соцприложений есть и другие: гаджет для боковой панели «Винды», виджет для дешборда «Мака» и виджет для «Яндекса». (Все текущие приложения можно посмотреть здесь: www.yesterdayme.ru/apps)

Десктоп-виджеты очень очень медленно набирают новых пользователей, но отдельно стоит отметить виджет для «Яндекса» — сделал я его всего за выходные, а ежедневных открытий у него сегодня больше, чем у приложения для «Вконтакта». Конечно, этот виджет в основном только открывается, но не так часто используется, однако наблюдается стабильный рост его установок изо дня в день.

Инвестиции

Не привлекались и пока не планируются. Проект развивается исключительно на собственные средства. (Проектом YesterdayMe занимаюсь в дополнительное время, моя основная работа — WebAsyst и Shop-Script.)

Команда

До октября занимался проектом один. Теперь в команде нас уже двое — появился разработчик, ответственный за всю техническую часть проекта. Задачи разделяем, и процесс развития пошел быстрее и приятнее.

Сообщество

Дорожите теми, кто готов следить за вашим проектом. Не просто пользоваться, а следить за ним. Собрать такую аудиторию — это одна из ключевых задач. Аудитория распространяет ваши новости, а не вы. Создавайте и дорожите этой аудиторией — перерастете из стартапа в прибыльный проект.

Планы на будущее

Вообще говоря, планов — громадье (да у какого стартапа не так). Первая версия — почти всегда прототип. В случае с YesterdayMe это также отчасти верно. Что-то планируется переписать, сделать более тесную интеграцию сайта, соцприложений, открытый API, полноценные клиенты для Айфона, Айпада и других устройств.

Версионность внутри

Просто совет по поводу внутренней структуры кода: имейте систему версионности кода при обновлениях. У нас такая: единая точка входа index.php и подключение всего кода из папки v#### (php, js, css — все внутри). При обновлении просто заливаешь новую папку рядом и перенастраиваешь путь. Когда метаобновления нечасты, такой способ просто прекрасен — особенно приятное ощущение от того, насколько решение простое и работащее. Ни тебе кешей браузера, ни даунтаймов при обновлении, можно откатиться, если что. Рекомендую! Экономит массу времени.

Общая рекомендация

Побольше фантазировать перед тем, как делать. Именно фантазировать, а не приступать к проектированию. Первая задача — увидеть как нужно сделать в идеале, к чему вы идете, как сделала бы %ваша_любимая_компания%. Потом уже можно переходить к проектированию, разделению на этапы, дизайну и реализации. Вообразив что-то новенькое, не торопитесь приступать — скорее всего, совсем рядом еще какая-нибудь дельная мысль, которую сразу упустишь, углубившись в детали.

Если интересно, задавайте вопросы или укажите направление, про которое еще рассказать. Спасибо за внимание.
Tags:
Hubs:
Total votes 107: ↑97 and ↓10+87
Comments88

Articles