Pull to refresh

Rock Music Inside

Reading time 6 min
Views 4.6K
Когда-то давно начал писать для одного интернет журнала цикл статей про то, как устроена рок музыка, так сказать, «изнутри». Увидев статью Основы звукозаписи от любителя для любителей решил поделиться и своими наработками. Надеюсь, это кому-то будет интересно.

Рок-музыка – музыка жизни для очень и очень многих, это музыка, которая несет в себе сильнейшую энергетику: от мрачной и темной, до пафосно возвышенной и каждый может найти в ней что-то для себя. Утонченная красота рок-баллад и невероятный драйв «боевиков» сносит мозг огромному количеству людей вот уже около 50ти лет. Но мы не будем углубляться в историю, не будем пытаться доказать, кто же все-таки был первым рокером: битлз или блек саббат – оставим это музыковедам. Также мы не будем пытаться разграничить её на стили, говоря «это фиговая попса, а это – труъ», ведь, на мой взгляд, МУЗЫКА не может быть заключена в какие-либо рамки. Задача этой статьи несколько иная – я хочу попытаться пролить свет на то, чем является рок-музыка изнутри. На то, что для большинства глаз скрыто, и то, что волнует многих: «а как он это сделал?», «а что это такое торчит?» — то, что разграничивает слушателя и музыканта. Я хочу попытаться пролить свет на те вещи, на которых в большинстве своем базируется рок-музыка: инструменты, техники игры, технологическая сторона вопроса, однако хочется сделать это как можно проще и понятнее. Это как раз то, чего не хватало мне в свое время и, надеюсь, станет для вас интересным и занимательным. Так же я попытаюсь провести небольшой экскурс в искусство звукозаписи и то, как можно сделать РОК у себя дома:).
Заранее попрошу простить меня за некоторую заангажированность, необъективность и необразованность по некоторым вопросам – я лишь любитель, а не профессионал, кроме этого – музыка является искусством, на которое всегда найдется как минимум 2 разные точки зрения.

Лицензионно крякнутый софт


Несколько слов необходимо сказать о том софте, который используется для звукозаписи и будет необходим для создания песни.
В первую очередь это программа-хост (host) – основной редактор, в котором происходят все работы (запись/редактирование/создание) над аудио- и миди-треками. Обычно они имеют огромное количество возможностей, различных крутилок-вертелок, гибких настроек и прочую лабуду. Кроме того стоят они огромных денег (некоторые доходят в цене до 4-5 тысяч вечнозеленых), что составляет немалую долю стоимости всего оборудования на профессиональной (легальной) студии. Но, не забывая то, где мы живем – нас это не очень касается:). Из самых распространенных и профессиональных хостов можно выделить Nuendo, Cubase, Ableton Live, Logic (for Mac), Sonar. Из более любительских и «дружелюбных» — Fruity Loops. Лично я предпочитаю Nuendo, так как он очень эргономичен, удобен и имеет довольно солидную базу встроенных инструментов.

Выглядит рабочее окно в Nuendo примерно так:
image

Красный — список аудио дорожек
Синий — список миди дорожек
Желтый — миди партии
Зеленый — аудио партии

Так же нам понадобятся так называемые VST (Virtual Studio Technology) plugins и instruments(VSTi).
VST — Это отдельные программы, которые подключаются к хосту. Плагины обрабатывают звук (отдельные аудио дорожки, группы дорожек или весь трек вместе – по сути это эффект), инструменты же – накладывают свои наборы семплов (звуков) на прописанную миди дорожку (по сути – это программный синтезатор).
Огромное количество VST плагинов и инструментов на любой вкус можно найти на торентах.

Подключаются они очень просто:
Инструмент

image

Эффект

image

Приведу пример вида нескольких разных VST инструментов:
Miroslav Philarmonik(симфонический оркестр)

image

Addictive Drums(акустические барабаны)

image

MS-20(эмулятор аналогового синтезатора от фирмы Korg)

image

Midi – спасение для музыканта


В первую очередь мне бы хотелось рассказать о самой важной, с моей точки зрения, музыкальной технологии, которая прямо или косвенно лежит в основе большинства музыкальных композиций независимо от стиля или направленности. Это, без преувеличения, самая часто используемая и удобная технология, но обо всем по порядку.
Что же такое midi (Musical Instrument Digital Interface) и чем оно такое замечательное? Миди – это музыкальный протокол передачи и записи данных. Если говорит проще – это такая технология, которая записывает в каждый момент времени сыгранную НОТУ, её ГРОМКОСТЬ (velocity) и ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (на самом деле есть еще ряд параметров, но на данном этапе они не важны). То есть это некоторый управляющий сигнал, который говорит о том какую ноту и с какой громкостью необходимо сыграть.
Чем же это так хорошо? Во-первых – это очень удобный способ для записи (конспектирования:) ) партий. Во-вторых – полученный сигнал можно обработать как угодно: наложить на него любой звук или семпл. Таким образом, мы можем сымитировать любой инструмент, всё зависит только от качества семпла, который будет играть ту или иную ноту.
Самый простой пример использования технологии миди – это монофонические и полифонические мобильные телефоны. Мелодии в них записаны нотами и громкостями, а играет их какой-либо выбранный инструмент (в монофонических телефонах инструмент (семпл) один: «пииииии», в полифонических их может быть много). То что вы слышите в колонках, когда запускаете midi файл(*.mid) на компьютере – это есть стандартный General Midi Bank от Microsoft и многие считают, что миди на этом заканчивается (иногда встречается понятие «мидишное звучание» — значит искусственное, пластиковое и ненатуральное). Однако правильно «набранная» партия в миди (с реалистичной динамикой – громкостями нот, таких, какие бы они были при игре на настоящем инструменте) и хорошие семплы (которые часто занимают не один десяток гигабайт) могут дать результат, слабо или вообще не отличимый от хорошо записанного «живого» инструмента. Это дает возможность при отсутствии настоящего фортепиано/скрипки/саксофона получить очень похожий, а часто лучший по качеству звук, чем его можно было бы записать в условиях ограниченных материальных возможностей (не на супер-пупер студии).
Стоит заметить, что некоторые инструменты (такие как гитара, некоторые духовые) практически невозможно заставить звучать реалистично, так как их звук слишком обогащен «нюансами» игры и сложными тембрами.
Нельзя не сказать, что большинство синтезаторов работает также по технологии Midi или схожей с ней, считывая ноту и силу нажатия на клавишу и генерируя необходимый звук для этой ноты.

Примерно так выглядит партия, прописанная в миди:
image
Желтый — Так называемый PianoRoll — показывает какая нота играется
Синий — Собственно сами ноты, их продолжительность и громкость(более красный — более громкий)
Красный — Громкости нот, каждая нота со своим «столбиком» velocity
Зеленый — Панель управления в редакторе

Партия ударных также прописывается с помощью миди технологии, где каждая нота соответствует какому-либо удару по одному из барабанов/тарелок
image

Показанная выше партия миди с использованием разных инструментов:
Акустическое фортепиано: dump.ru/file/4946866
Колокольчики: dump.ru/file/4946869
Рок-орган: dump.ru/file/4946874

Показанная выше партия миди барабанов отдельно и в миксе:
В миксе: dump.ru/file/4946883
Отдельно: dump.ru/file/4946877

Этапы создания


Запись любой песни состоит из 3х основных этапов: накопление, сведение и мастеринг.

-Накопление – собственно запись всех инструментов (если они «живые» — то запись, если это миди – то прописывание партии, подбор семплов). Очень часто звук инструмента во время накопления и звук, который получается в готовой песне, очень отличаются друг от друга вследствие последующей обработки, однако многие звукорежиссеры считают, что процесс накопления самый важный и что именно на нем необходимо добиваться нужных тембров звука каждого инструмента.

-Сведение – это микширование всех полученных дорожек, подгонка балансов громкостей и частот (эквализация). Это поистине самый творческий и ответственный этап, потому что именно на нем зарождается звучание всей композиции, слепливается общий звук и концепция песни. На этом этапе необходимо «подружить» гитару с басом, бас с барабанами и отследить, чтобы все было слышно и ничего не «вылазило» и не «пряталось».

-Мастеринг – это финальный этап, на котором обрабатывается уже сведенный трек. Основная цель этого этапа – сделать так, чтобы полученный трек одинаково хорошо звучал на любой аппаратуре – начиная от профессиональной, заканчивая свеном за 25гривен. Однако часто на этом этапе треку придают более «сжатое» или, наоборот, более «воздушное» звучание. Вариантов мастеринга есть множество – начиная от дорогих «мастеровых студий» и отдельных мастер-инженеров, заканчивая простой программной обработкой полученного трека. Я использую специальный vst плагин – Izotope Ozone 4, который подключается в качестве эффекта на так называемую мастер-шину (шина – это канал, по которому идет звуковой поток: может быть шина бас гитары, гитары, вокала и т.д; мастер-шина – это общая шина, по которой идет звуковой поток всего смикшированного сигнала) – после чего выбирается нужный пресет и подбираются настройки. Это достаточно удобно, так как его всегда можно включить/выключить, чтобы проконтролировать, не пропадает ли какой-то инструмент в миксе после мастеринга, и для этого не нужно экспортировать трек и мастерить в какой-то другой программе:

Подключение VST Izotope Ozone4:

image

Меню VST Izotope Ozone4:

image

Именно грамотный мастеринг придает треку «фирмовость» и качественность звучания.
Пример микса без мастеринга: dump.ru/file/4946886
Пример микса с мастерингом: dump.ru/file/4946950

Надеюсь, Вам было интересно!
Tags:
Hubs:
+20
Comments 57
Comments Comments 57

Articles