Пользователь
0,0
рейтинг
24 декабря 2010 в 14:35

Управление → Введение в SaaS — системы управления проектами. Часть 1

Для того, чтобы управлять проектами по-настоящему эффективно, необходимо обращение к специальному программному обеспечению. Набор систем для управления проектами на сегодняшний день очень обширный: от громоздких, мегафункциональных до самых «лёгких» и простых. Для внедрения первых и их эффективной отдачи, конечно, потребуется много усилий (если, конечно, Вы не пригласите пару другую сертифицированных специалистов для контроля project-цикла внутри организации). Но всегда ли это оправдано? И будет ли использоваться весь функционал системы?


Даже в крупных компаниях не всегда используют ПО на 100%, что уж говорить про малый и средний бизнес. Зачем тратить лишние $? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решил протестировать различные системы для управления проектами и определиться, «что это и с чем его едят».

SaaS – системы разрабатываются, поддерживаются и находятся на сервере поставщика ПО. Для данных систем не нужно проводить долгоиграющие процедуры внедрения, обучения и дальнейшей поддержки. Как правило, всё уже за Вас сделали.



Headliners — звучит гордо, но это и список ПО класса «премиум». Системы известные, и все плюсы и минусы их давно знакомы. Лично мне хочется узнать о SaaS-системах, которые уже давно в моде. К вашему удивлению, я с ними никогда не сталкивался. Пиар, реклама, представители — всё у headliners. Да и полной конкуренции настольным системам SaaS пока не даёт. Функциональность ниже, затраты ниже. Но парадоксально, что «скупой платит дважды» тут не действует.

Итак, приступим к разбору полётов обзору.

Условные обозначения: + (хорошо); – (плохо)


I. Обзор qTrack



+ Регистрация в системе занимает менее минуты.

Рабочий стол:

+ Рабочий стол приятен и состоит из четырёх отображений:

В « Неразобранные тикеты» попадают все задачи, в которых Вы ответственное лицо, список ToDo отображает текущие задачи. Стоит отметить, что рабочий стол не совсем статичен. DragAndDrop возможен для задач. Любую задачу можно перенести в выполненные.

— К сожалению, «кастомизация» рабочего пространства не предусмотрена



Создание проектов




+Процесс создания проекта стандартный

+возможность определения дефолтной группы в свойствах личного аккаунта

+есть возможность ограничения видимости внутригрупповых сообщений

+участник необязательно должен быть в системе (достаточно лишь знать его e-mail)

— скудная групповая политика, но достаточная для данных функций

— ввод подпроектов по имени ( без автоподстановки)

Проектные задачи


Проект представляет собой совокупность тикетов(задач). Процесс создания также очень прост, как и проекта.



+ возможность импорта текста из Word

+ возможность прикрепления файлов

+ определение тегов задачи

+ -выбор статуса сообщения внутри тикета ( постановка, реализация, готово, закрытие)

+ процесс обсуждения схож с общением на форуме



Для того, чтобы закрыть тикет необходимо отчитаться о задаче и пометить сообщение статусом «закрытие». В такое случае тикет закрывается и пропадает из проекта, но в любой момент можно открыть тикет.

Процесс отслеживания


+- Каждому тикеты присваивается граф. индикатор. Закрытый тикет маркируется серым цветом.



+ e-mail оповещения

+ богатый набор фильтров для упорядочивания и группировки

— Абсолютно отсутствует статус проект (в наличии открытый и закрытый статусы)

— статус подпроектов не влияет на главный проект

Интересные опции можно обнаружить в управлении аккаунтом:

+ возможность определения url адреса компании в виде www.имя_компании.qtrack.ru

+ возможность добавления дополнительных E-mail под каждый проект http:// имя_проекта.имя_компании.qtrack.ru

После создания доп. ящика его можно настроить таким образом, чтобы все входящие сообщения перемещались в определённый проект. Такая функция пригодится службе тех. поддержки или администратору сайта и др.



Итог: qTrack мне очень понравился. Порадовали возможности, вытекающие из полной интеграции с e-mail. Здорово, когда заказчикам ничего не надо знать.

Но всё-таки сказать, что перед нами серьёзное EPM решение, нельзя. Главный минус – излишняя простота и малая функциональность. Здесь нет ни красивых отчётов, ни автоматизированных расчётов, ни грамотной системы отслеживания проектов и… даже календаря нет. Вобщем, для продвинутых пользователей он покажется слишком простым и скучным. А вот непрофессионалам, тем, кто только начинает освоение проект-менеджеров и кому нужна система без «заморочек», — для них это только в плюс. Этот сервис идеален для новичков. Но за 350 руб/мес есть ли конкуренты подобной системе?



II. EasyProject.Net



Данное SaaS-приложение построено на технологии Ajax 2.0. Используется в компаниях с мировыми именами. Например, Symantec, General Electric. Если сравнивать с qTrack… Oops. Не буду я сравнивать. Приравняем qTrack к 10% от EasyProject.Net. Больше дать не могу.

+ Стартовая страница показывает перечень текущих и будущих задач на текущее число. Тут же можно создать новую задачу к любому проекту или оповестить о состоянии дел по висящим на вас задачам.



+ дополнительно к стартовой странице присутствует dashboard с возможностью добавления виджетов

Создание проектов


Проект может быть создан двумя путями – используя «быстрый старт» или стандартную форму ввода данных проекта.



При создании проекта нам доступно большое количество возможностей:



+определение корпоративных нестандартных полей, статуса проекта в %

+ импорта проекта и экспорта из(в) MS Project, CSV

+ формирование примерных расчётных часов проекта

+ прикрепление файлов к проекту

Подобно MS Project в EasyNetworks есть возможность определения пользователей и их роли для каждого проекта



Для каждой роли определены свои права. При необходимости можно добавить новые роли. Хочется заметить, что перечень прав и опций для их редактирования очень широк вплоть до задания часовой ставки «по умолчанию». Повторю, что процесс схож с MS Project.

Интересной функцией является автоматическое назначение ответственного для новых задач:



Для любого проекта можно параметры расчёта затрат и платежей, используя одну из схем, показанных на рисунке:



Создание задач проекта


Возможности при создании задачи схоже опять же с Project:

+Определение связей между задачами

+формирование структуры задач в проекте, их вложенность



Статус проекта отображается в процентах и полностью зависит от статуса задачи и подпроектов. Дополнительно к статусу отображаются граф.индикаторы свободного резерва времени, которые показывают опережение или отставание от намеченных сроков.



Созданный проект можно открыть в стандартном, либо в интерактивном виде на основе технологии Silverlight. Как в полноэкранном режиме, так и в режиме браузера. Интерактивный режим очень хорош! Также просмотр проектов может быть дополнен отображением «Диаграммы Ганта»



Каждому пользователю в системе присваивается рабочий график по умолчанию:



В случае необходимости предоставления отчёта данную процедуру можно сделать в два клика, выбрав соответствующее направление отчётности и сформировав его. Присутствует экспорт в excel и pdf отчёта-результата



На данный момент это самая удобная система на базе SaaS, которую я видел. Главный минус для разработчиков – похожесть функций с MS Project, что не делает им хорошей репутации. Но стоит отдать должное, — реализовано всё на высоком уровне, работать в систем приятно. Приятно, что триал после 15 дней превращается в бесплатную версию для одного активного пользователя.

Основные плюсы:



Для русского потребителя отмечу отсутствие должной русской локализации и справки. Несмотря на минусы – это достойный ответ настольным системам.

P.S. Данная статья рассчитана на упрощение процесса выбора и знакомства с SaaS – EPM системами. Все неточности прошу выносить в комментарии. Цивилизованная критика приветствуется. Постараюсь вторую часть сделать более лучшей ( обзор Jira и Gemini). Всем спасибо за внимание!
Roman Levchenko @Courteous
карма
16,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (52)

  • –3
    Хабракат, пожалуйста.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –2
    oops забыл
  • –2
    из-за хабракат в течение 3 минут я получил -7… отлично! спасибо ребят
    • –3
      причем хабракат я поставил… только он чудесным образом не обрезал )
    • –1
      Судя по всему, статья без ката висела порядка 20 минут (разница между временем публикации и комментом «oops забыл „). Все-таки надо помнить о капризах Х-парсера и сразу проверять пост.

      PS. Поправил карму как смог
      • –5
        не совсем так. но не будем про этот кат уже. если статья чем-то помогла, то я рад. а на карму и рейтинг мне нас…
      • –4
        dohlik, спасибо
  • –3
    следущую статью посвящу хабракату полностью. надеюсь на рейтинг :D
  • +5
    Я использую планфикс.ру.
    До этого полгода юзал Google Wave с расширением Tasky, но их не будет с нового года. так что пришлось искать. у планфикса есть свои минусы, но мне хватает… я там и проекты и домашние дела завел :)
  • +9
    Вам будет интересен этот обзор.
    projectman.livejournal.com/5123.html
    • 0
      почитал обзор. закулисной работы автор проделал большую, но каждую оценку необходимо конкретизировать. в итоге все читающие смотрят в сторону победителей по общему баллу, а промежуточные быстро забывают). у меня подход совсем иной…
      • +4
        Если почитать блог проджектмена, то у него на каждый сервис есть отдельный обзор (ссылка внизу таблицы)

        Это не к тому что Ваша статья не нужна, а справедливости ради :)
        • 0
          не заметил). но у меня с картинками зато :D…
          • 0
            На самом деле очень приятный и полезный обзор, спасибо вам.
  • 0
    спасибо.неплохо
  • 0
    Основные плюсы:
    — частичная интеграция с MS Project
    — ресурсное планирование

    Это не читается. Я долго думал, пытаясь понять, почему это плохо. Поставьте там или буллиты-точечки, или плюсики — как в остальной части топика.
    А за обзор спасибо, полезно.
    • 0
      спасибо за мнение. на самом деле хотел сделать итог заметным что-ли, но видимо переборщил. подумаю как сделать лучше и приятнее глазу.
  • 0
    Спасибо за обзор. Будет интересно почитать про JIRA. На базе неё у нас в компании и пытаются вести все проекты. Но jira у нас так перекоцана и обезображена, что работать в ней невыносимо жутко и не удобно. Хочется почитать про jira настоящую, а не то, что у нас из неё сделали (даж слов нет)…
    • 0
      а можете пояснить род деятельности компании? ну при наличии тысячи дополнений к ней и широким возможностям, то я представляю, что у Вас там :)
  • –2
    Лично я пользуюсь SaaS- системой Кларис. Мне очень нравится, рекомендую. www.claris.su/
  • +5
    Выбирал себе SaaS систему. Самым главным пунктом было наличие выгрузки данных, или api для взаимодействия с системой.
    Победил планфикс.
    В общем отдавать данные на сервис без возможности выгрузки это очень недальновидно.
    • 0
      естественно более приятно когда все данные у тебя " в кармане", а не в чужом. но в этом некая экономия и удобство согласитесь. Но считаю, что у всех должна быть поддержка такого рода взаимодействия.
  • +1
    Для данных систем не нужно проводить долгоиграющие процедуры внедрения, обучения и дальнейшей поддержки. Как правило, всё уже за Вас сделали.

    Это как? В случае SaaS за вас выбирают и обслуживают какой-то программно-аппартный комплекс, но никак не «внедряют, обучают»
  • 0
    С маленькой оговоркой именно да. Внедрение и обучение превращается для администратора подобно повседневной помощи решения проблем с word и excel. Но никто ведь MS Office не внедряет из-за его понятности. Так же и с большинством SaaS — систем ( хотя с Jira повозиться надо, но только администратору).
  • 0
    только сейчас заметил на сайте easyproject dot net:

    After the 15 days period is over, your account will be automatically converted into a FREE package (limited to a single user)

    п.с. добавил в статью
  • +1
    А где же Redmine?
  • 0
    всего не охватишь. но никто не отменял 3-ю часть :)
    • +2
      вам стоит попробовать Отвечать на комментарии, у них здесь предусмотрена иерархия
      • 0
        не успеваю нажимать на «ответить» уж извините. но плюсы раздавать успеваю
        • 0
          Я не о том. Вы пишете в поток, как комментарии самому себе.
          • 0
            я абсолютно понял Вас. сейчас вроде получается :D
  • +3
    У меня предложение: давайте будем разделять issue tracking и project management!

    В последнее время читаю много обзоров систем «управления проектами», которые, на мой взгляд, совершенно не разделяют эти понятия.
    Одно дело (issue tracking) — конвеерная обработка тикетов (кто-то создает тикеты, кто-то обрабатывает, все смотрят на прогресс — радуются)
    И совершенно другое (project management) — первоначально от начала и до конца продумать план достижения конкретного результата, распланировать ресурсы, время, расписать цели и результаты, а в процессе выполнения плана — мониторить достижение целей, учитывать форсмажоры (без которых никуда), перераспределять ресурсы.

    На мой взгляд, главное отличие инструмента по project management от issue tracking — это возможность задавать зависимости между блоками задач с точки зрения хронологии выполнения и некая дополнительная помощь в распределении ресурсов (resource leveling) (и соответствующем планировании времени).

    Предлагаю коллективно этот момент уточнить, и затем рассматривать именно системы управления проектами, а не заявками/задачами и т.д.
    • 0
      Очень дельное замечание-ссылка. Многие путают эти два понятия. Системы, приведённые в обзоре позиционируется разработчиком именно как project management. Но, как мы убедились, qTrack — совсем иной продукт, который годен только на issue tracking, а не как project management. А все последующие включают в себя и issue, и project management с дополнительными вспомогательными опциями.

      Несмотря на различия в «скелете» программ, весь обзор строился по схеме " задачи-проект-отслеживание".
      • +1
        Позиционирование вендоров — вещь на 100% субъективная, поэтому я и предлагаю ввести критерий, который четко определит, является ли данная система системой управления проектами, или нет.

        Если уж зашла речь об обзоре, то если наша цель — это выбор системы, то для этого нужно эти системы сравнивать. А для того, чтобы сравнивать, надо для начала определить общие пункты сравнения, затем выработать общую шкалу по каждому пункту, и лишь затем смотреть и оценивать конкретные системы. Что-то наподобие того, что сделал projectman, только у него недоработка вышла по шкалам, оценки довольно субъективны и спорны.

        Иначе получается серия «первые шаги в системе», а не обзор нескольких систем.
        • 0
          Основная цель, которую стараюсь придерживать в написании обзора — дать понять начинающим пользователям о функциях той или иной системы и проблемах, с которыми можно столкнуться в процессе эксплуатации. Тестировать и сравнивать (при данных системах) не очень корректно.

          Часть 1 — более простые… далее по нарастающей.

          Спасибо за грамотные комментарии.
          • 0
            Если не сравниваете по общим параметрам, то хотя бы поясните свой кейс (кейсы), для каких задач примериваете ту или иную систему, т.к. читатель имеет перед собой свой кейс, и на основании обзора хочет понять, может ли эта система удовлетворить его потребности.

            Я еще раз прочитал весь обзор, и так и не понял, какую задачу примеривал автор при обзоре этих систем, описание получилось фрагментарным, в стиле «что вижу, то и пишу». Сам ощущаю дефицит толковых обзоров, и раз уж автор решился на обзоры, мне бы очень хотелось, чтобы они были полезными и для меня, и для многих таких, как я.

            Если я ошибся с целевой аудиторией (наличие у читателя примерного сценария использования), то поправьте меня (или дополните, а то сейчас в комментариях по большей части предложения новых систем, а не критика самого обзора).
            • 0
              Вы абсолютно правы! Лучше наглядного примера ничего нет, но я по своей природе — администратор, а не мен.проект. Обзор я делал на основе опыта поддержки проектов в строительной сфере ( договора, учёт счетов и т.д.)
              Если система мне понравилась, то в ней можно спокойно «рулить» всем строительным процессом, т.к. внедрение проводил с полного нуля — поэтому судить «как и что» вполне могу.
  • 0
    Самое лучшее, развернуть SaaS систему на совём хостинге.
    Я в итоге использую FengOffice и очень надо сказать доволен.
    Подробнее о процессе выбора: habrahabr.ru/qa/2738/
  • 0
    А почему знаменитую assembla.com не рассмотрели? Это, конечно, больше issue tracking, нежели project management, но зачатки project management там тоже есть. Например есть зависимости между задачами, есть общая статистика по проекту и многое другое. Вообще там довольно широкий функционал. Например qTrack, судя по обзору, гораздо менее функционален, нежели assembla.
  • 0
    Если честно, то не слышал. Посмотрю обязательно. Как минимум, для себя. Спасибо.
    • 0
      да что же такое опять иерархию не соблюдаю… :D
  • 0
    Где Basecamp? Мы им уже несколько лет пользуемся в Solo Business. Где же он любимый? :-) Обязательно включите в обзоры, идеальная система, хотя и дорогая.
  • +1
    Давайте не подменять понятия. SaaS не равняется «системы управления проектами».

    SaaS — это любой веб-сервис, заменяющий аналогичную десктоп-программу. Например, Google Apps for Business (GMail на своём домене) — это тоже SaaS.
    • 0
      Я думаю все и так знают, что такое SaaS… не пойму к чему Ваш комментарий. В заголовке статьи написано, исходя из правил русского языка. Тире между «SaaS» и «системы» ставить надо :)
      • 0
        Я в большей степени о комментариях.
  • 0
    Silverlight — говно.
    • –2
      qTrack для небольших команд — охуенно!
    • 0
      конкретизируйте, пожалуйста…
  • 0
    А почему в обзоре не был рассмотрен Basecamp?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.