Pull to refresh

IT в дошкольном и (частично) школьном образовании

Reading time 5 min
Views 1.3K
Здесь много раз писали про то, как состоят дела с IT-инфраструктурой в ВУЗах. Что-то проскакивало и про школы. А вот про детские сады никто не писал. А там тоже есть компьютеры, с которыми надо работать. В своей статье я опишу состояние информационных технологий в детских садах и немного захвачу школы (потому что пересекаются темы).

Началось мое знакомство с этой областью с того, что я устроился компьютерным инженером в отдел образования два года назад. То, что я начал видеть с первых дней работы, ввело меня в глубокую депрессию, в которой я нахожусь с тех пор. Постараюсь описать по пунктам.

Железо


Без преувеличений могу сказать, что я видел компьютеры всех возрастов. Как от новых в коробках из магазина, так и тех, которые, по-моему, были произведены еще до моего рождения. И вот последних, к сожалению большинство. Надеюсь, вы уже догадались, что на этих компьютерах стоят операционки не ниже WinXP. Соответственно производительность этих машин с каждым годом стремилась к нулю. Доходило до того, что в одном саду я успевал выпить большую кружку чая с печеньками за время загрузки компьютера. Да и не только загрузки. Выполнение любой задачи подвешивало его на 5-7 минут. Так что, как вы понимаете, чая я пил много.
Были в моей практике и собирания одного работающего компьютера из 2-3х неработающих (чувствуешь себя некромантом), и замена каких-то внутренних частей (один раз даже провода питания жесткого диска оказались перерезаны, до сих пор не знаю, кто виноват), и констатация смерти «пациентов».
Это в детских садах. В школах же все радужнее. Попадание под многие федеральные программы обеспечило их более-менее новыми компьютерами. Изредка даже производительными. НО! Поскольку вся техника закупается путем тендера, которые выигрывают зачастую сомнительные компании, то срок службы таких машин не велик. Я лично списывал половину материнок из компьютерных классов, которые лишь слегка пережили сроки гарантии.

Программное обеспечение


Здесь вообще полный мрак. Лицензионными осями обладает лишь та часть садов, которая закупала компьютеры за последние 3-4 года (естественно OEM версии). Из всего остального софта лицензионно только то, что закупалось сразу на весь город. Об этих программах чуть ниже. Антивирусы… ой, хорошо бы, если б они были хотя бы пиратскими – они просто отсутствуют. Первые три месяца работы у меня была одна задача – вычищать вирусы со всех компьютеров. CureIt почти стал моим братом :) Я встречал вирусы всех модификаций, версий, сложностей и дат производства. По количеству мой рекорд – 2536 вирусов на одной машине. Что самое печальное, так это то, что вирусы распространяют не только работники садов, но и РОНО. «Центральный узел» образования тоже неплохо делится вирусами со своими «филиалами».
В школах, в этом плане, полный кайф. Лицензионное ПО на всех компьютерах; офисы, антивирусы, среды разработки (!) и проч. Федеральная программа, как-никак!
Теперь чуть подробнее о специальных программах, закупаемых на весь город. Это жуткий ужас и мрак! При всем моем уважении к любым братьям-разработчикам, ну нельзя же так писать!!!
Есть своя программа управления данными, сотрудниками и учениками (детсадовцами в том числе) учреждения, «Параграф» зовется. Писали ее, если не ошибаюсь, в Белоруссии. Первый же вопрос: «Почему не российской разработки?». Программа максимум на уровне диплома программиста, а то и курсовой работы. Второй вопрос: «Почему все ТАК сделано?» Ответственный за наполнение базы раз в месяц выгружает все данные в специальный файл, который после отправляет или несет на флешке в районный отдел образования. Там в единую базу сводятся все «базки» из всех учреждений. При этом если при импорте возникает ошибка, то в детский сад или школу звонят, и просят подправить какие-то данные. После чего нужно снова принести или отправить специальный файл в район. Если опять возникает ошибка, то шаги повторяются до бесконечности. А ошибки возникают постоянно, потому что на клиентских приложениях не проводится никакая верификация вводимых данных. Например: если в поле можно ввести только строку вида: «ДОУ №28», где могут меняться только цифры, то туда вполне можно ввести «123 нога-нога #$%». И никто, ничего не скажет :)
После сведения баз в районе, то же самое происходит на уровне города. В общем, к тому моменту, как по городу сведут базу, в детских садах наступает новый месяц, в котором нужно снова делать экспорт и т.д.
Есть и другие вещи. Программа для казначейства, которая требует компьютер, не подключенный к интернету и с Dial-Up модемом. Программа для гос. закупок, которая требует наличия цифровой подписи (Крипто-Про, между прочим). Но вот проблема, эту цифровую подпись ни установить, ни настроить адекватно не получается. Да и, что самое интересное, поставить ее можно только на XP или Vista, а те, кто уже обладает семеркой, должны со своего кармана оплачивать новую версию программы.
В общем, мрак.

Интернет


Ну, тут вообще песня. Если кто-то заскучал по Dial-Up, то может смело приходить и ностальгировать. Почти все садики еще сидят на нем (потому что тендер на интернет выиграл кто-то больно умный и жадный). Это при том, что количество писем, приходящих ежедневно, не менее 20 штук (вроде мало, но пока все откроешь, хочется кому-нибудь проломить череп). Да и маленький бонус, в виде обновлений для программ размером в 5 Мб, присылаемых также на почту, заставляет понервничать, ведь в любую секунду может произойти дисконект – и начинай сначала.
Заведующие садов побогаче покупают Мегафон/МТС/Билайн модемы, которые оплачиваются из их кармана. Т.к. нельзя оплатить из бюджета сада – двойное финансирование! у них ведь есть уже интеренет! зачем второй-то?!
В школах, слава Ктулху, выделенные линии. Вот только иногда бывает разводка сетей, которая напоминает клубок червей. В одном месте на то, чтобы нарисовать таблицу маршрутизации я потратил около недели. Там вообще была смерть кащеева – роутер присоединен к роутеру, тот еще к двум, те еще к двум. Где-то мог вообще хаб стоять.

Техническая грамотность


По этому пункту вполне ожидаемо. Везде стоят «шайтан-машины», которые «Пип-пииип» и «Жууу-жууу», «А еще вот тут бац, и все не работает!». Проводятся какие-то курсы безграмотности, которые нифига не помогают.
Мне, кстати, довелось вести один. Пришел приказ сверху: «Каждому саду иметь по собственному сайту». Кто их будет делать, как, когда – никого не интересовало. Мне предстояло научить 12 человек хоть чему-то. Обязательное условие – ПО, на котором будут делать сайт, должно быть бесплатным (вы ведь понимаете, что воспитатели не в блокноте сайты писали). Единственный WYSIWYG-редактор, который я тогда смог найти и поставить, был NVU. Вот как-то на нем работали. Но садиков-то больше, чем 12! Итог федеральной программы: две трети сайтов на Народе, сделанные народным же редактором, большая часть оставшейся части на Юкозе, и часть на нормальных хостингах, более-менее адекватно выглядящая, сделанная на заказ, но абсолютно не поддерживаемая, в силу отсутствия знаний.
Ну и начальство тоже жжет. Мой непосредственный начальник – начальник отдела информатизации образования по району, действительно соображает в прикладном программном обеспечении гораздо меньше меня. Так что авторитета особого нет.

Ситуация на текущий день


Сейчас все медленно начинает выправляться в лучшую сторону. Сады изыскивают какие-то средства на покупку новой техники, либо получают гранты на ее закупку.
Два года назад с провайдером был подписан договор о смене Dial-Up интернета на выделенные линии. Но, как обычно, случился кризис, и провайдер заморозил выполнение работ на неопределенный срок. Пока что, ничего особо не поменялось.
С января обещают для садов сделать единую поставку лицензионного ПО (в том числе и антивирусов). Наконец-то перестанут подводить всех заведующих детскими садами под уголовную ответственность. Но, учитывая ситуацию с интернетом, я пока не сильно себя обнадеживаю.
Пара слов об СПО. Видя уровень компьютерной грамотности, я с ужасом ожидаю того дня, когда всех переведут на Linux. Думаю, что в этот же день, я положу заявление об уходе, потому что объяснять каждый шаг и чих в работе я не выдержу. Так что в этом случае я категорический противник СПО. Лучше уж платить дяде Билли, чем моему психиатру.

Эпилог


А чтобы вам стало совсем страшно сообщу два изумительных факта:
  • За 36 часовую рабочую неделю я получаю 7200 руб. (спасает то, что начальство не трогает, и я могу работать в удобное мне время, а в остальное работать на «нормальной» работе за «нормальные» деньги)
  • Я работаю не где-нибудь в глубинке. А в одном из районов Санкт-Петербурга.

Спасибо за внимание.
Tags:
Hubs:
+7
Comments 7
Comments Comments 7

Articles