Pull to refresh

История очень неудачного стартапа

Reading time7 min
Views1.5K
Оговорюсь сразу, эта история про моего друга, с которым я поддерживаю связь. Ему не нужен инвайт. Все имена и названия будут упущены. Данную историю в течение недели он рассказывал мне урывками. О ее правдивости я не сомневаюсь.
Я не буду ее оценивать, как правильный или неправильный поступок. Даю на прочтение ХабраСообществу, чтобы каждый, возможно, оценил ее сам и, может быть, нашел опыт для себя.

Статья выводится с разрешения друга.

Для начала о нем:
Он программист. Слишком доверчивый, добрый и замкнутый человек, который редко показывает свои эмоции и только тем, кому он доверяет. Три года в своем городе во время учебы в школе он занимал первое место по программированию. После окончания он получил приглашение в МГТУ им. Баумана на зарождающийся тогда факультет ИУ9, но по собственной глупости (из-за любви к девушке, которая ушла через месяц) отказался.
Высшее образование он так и не получил, но сразу пошел работать. Парень он способный, разбирался в технике, программировал на C, C++, Delphi, PHP, JS, Java, под конец нашего общения он программировал на С#. На момент написания статьи ему исполнилось 22 года. Да, и работал он программистом с 16 лет.

Если вам интересно, добро пожаловать под кат.


Предыстория



После школы его посещали постоянные мысли о создании какого-нибудь проекта. В 20 лет он устроился в компанию, в которой через месяц за заслуги его поставили Начальником Отдела Программирования. Также предыдущая команда программистов была распущена, и ему сказали собирать команду. В течение 2 месяцев команда составила 12 человек.
Всю команду выставили на проект «Интернет Операционная Система». На тот момент аналогами можно было назвать только пару, одна из которых была коммерческой и ориентировалась на многие страны.
Первая версия системы была разработана за 3 месяца. Главным правилом было «как можно меньше Flash, как можно больше JavaScript». Из Фреймворков использовался только MooTools. Из недостатков было то, что она была слабо защищена, но включала в себя такие возможности, как платежная система, социальная система, рабочий стол, огромное хранилище, проигрыватель, назначение программ по умолчанию, несколько игр, офисные программы и даже VoIP. Самым главным плюсом было то, что больше половины кода исполнялось на клиенте.
За неделю до конца разработки первой версии он разделил команду и начал разработку второй, более защищенной, но совместимой версии.
Компания была извещена о том, что проект готов, но не безопасен. В принципе, в компании его уважали, в какой-то мере даже любили, потому что на все вылазки его брали с собой. Его мнению прислушались, но попросили побыстрее.
Уже тогда по компании ударил кризис. Время от времени зарплата задерживалась, программисты волновались, но работали. В 2010 году после нового года ему было прямо сказано, что денег не будет до мая.

Начало



Пытаясь держать команду, он спокойно все объяснил, сказал, что не просит, чтобы все держались, но ему будет очень жаль, если они уйдут. Проект был ему дорог, как и команда. Тогда совместными мыслями вместе с заместителем было принято решение: основать свою компанию, доделать проект и выпустить под своей эгидой. Поскольку компания им задержала достаточно много денег, то ноутбуки, купленные ею, было принято взять с собой. Осталось, как он считал, только найти инвестора.

Я всегда почему-то считал, что честные люди в мире присутствуют и меня поймут, хотя я сам поступал нечестно и очень подло. Меня это сильно гложило и мне было жаль расставаться с компанией. Меня здесь любили и уважали… как никогда. Это было моей первой ошибкой. Надо было просто уйти и оставить проект. Забыть об этом. Стереть из памяти. Найти новую работу и спокойно ждать задержанных денег.

Инвестор был найден в течение месяца. По забавным обстоятельствам он попадает в больницу почти на половину месяца. При выходе уже была готова новая компания, в проект уже вложили ~500 тыс. рублей. Он был в ней Генеральным Директором, соучередителем и главным бухгалтером. Он расстался с фирмой в не очень мягкой форме, просто отправив заявление на увольнение и перестав выходить на связь.

Я не был бухгалтером, я вообще никогда не смыслил в финансах, поэтому все финансовые вопросы решал друг инвестора, который также был в доле. У нас был офис, техника и мебель.
Как оказалось позже, о зарплате не было и речи. Все имущество, купленное в фирму, не было оформлено на нее, но я отвечал за все, что было в офисе. Проще говоря, стоимость фирмы была 12 тысяч, которые были вложены при создании оной.
Это была моя вторая ошибка.


Проще говоря, команду обязали разрабатывать проект просто так, дав только место и обустроив его. Они вернулись к тому, что было. Только теперь он был формально обязан вернуть 500 тысяч рублей выстрелом проекта.

Предыдущие работодатели дело просто так не оставили и, написав несколько заявлений, начали его ловить. В скором времени у них это получилось.

Меня попросили отремонтировать компьютер. По своей тупости я согласился, спросив изначально, чисто для интереса, как и всегда, откуда они обо мне узнали. Я всегда хотел удовлетворить свое эго, потому что не раз видел, когда моя слава бежала вперед меня. Я даже не сообразил, что фраза «Сын друга моего брата» — это бред!

Я пришел на встречу, но не один, а с другом. Меня запихали в машину у самого ОВД и повезли в офис. По дороге меня пытались запугивать даже тем, что увезут меня в лес и закопают. Хотя с моим постоянным спокойствием на лице, видимо они не были впечатлены своими действиями. Там у меня состоялся неприятный разговор, где мне пришлось долго отмазываться и врать. Тогда у меня было 2 телефона. Они нас обыскали, но я по хитрости просто запихал его в трусы, включив запись. Вскоре нас довезли до дома, с обещанием, что назавтра я привезу проект самостоятельно, потому что типа мой ноутбук у мамы, а я тогда вместе с ней не жил.


Тут же они поставили в известность нового инвестора, который вступился за них. И в течение месяца, бывший работодатель перестал их дергать. Все заявления в милиции, поданные бывшим работодателем, потихоньку заглохли и канули в лету.

Я еще тогда задумался над тем, сколько он может. Я был познакомлен с заместителем начальника ГУВД нашего края. Личное общение. Я узнал, что мои бывшие работодатели раньше работали в отделе убийств (или как он сейчас называется), я узнал всю их подноготную. Даже то, что один из них хотел покончить с собой…

Через месяц, его команда начала понимать то, что так долго не продержится никто. В принципе, все знали подробности, кроме того, что теперь он обязан выплатить при выстреле проекта 500 тысяч.
В течение месяца вся команда ушла. Некоторые вернули ноутбуки бывшему работодателю. Со многими он поругался, хоть и не хотел этого.

Я тогда остался один в команде. Меня поддерживало несколько людей, но они не были программистами. Я писал все сам. Долго, но писал. Я изучал еще больше и больше. Я писал дополнения для Apache. Проект был готов только к августу месяцу.
Я выдохся.


Проще говоря, его просто использовали, обязав работать просто так. Время от времени ему давали денег на еду, дорогу, жизнь… Поскольку он курящий, то ему покупали сигареты.

В сентябре месяце было видно, что проект надо продвигать. Сначала это тоже хотели повесить на меня, но и сами начали дергаться – никто не хотел терять денег. Мне же уже было все равно. Последний месяц я разрабатывал проект просто потому что надо. Мне хотелось, чтобы они его хоть продали, хоть что, главное, чтобы они отстали от меня. У меня практически не было друзей, не было девушки, мне не с кем особо было поговорить. Они кидали людей у меня на глазах. Я чувствовал, что это произойдет и со мной…

Вскоре он принимает решение устроиться на другую работу. Он находит достаточно высокооплачиваемую должность и место обычного программиста.

Я понял, что, если ты идешь к инвестору со своим проектом, то идти надо или с готовым, или максимально записывать все договоренности на бумаге с подписями. Нужны деньги на проект? Обдумай десять раз, а выстрелит ли он? Принесет ли он хотя бы то, что было в него вложено инвестором…

Вскоре, после 3 дней работы на новом месте, его просят прийти в офис. Там ему было сказано, чтобы он или оставался на месте генерального директора, или платил им деньги. С него берут расписку на 500 тысяч рублей и угрожают, что испортят жизнь, если он будет делать что-то не так. Что компанию превратят в «помойку» для отмывания денег, а он, как главный бухгалтер и генеральный директор, пойдет ко дну.

На следующий день он пишет заявление в милицию, пишет заявление на увольнение и отправляет по почте, продолжая работать на новой работе.

Меня поймали через неделю. Также по глупости. Девушка попросила посмотреть ноутбук, но теперь пригласила в кафе. Я пришел. Как только она взяла в руки телефон, я все понял, но лучше оставаться в кафе, чем бежать на улицу. Тут я также был не один, за соседним столиком сидели мой друг и брат. Ребята спокойно зашли в кафе, присели рядом и заказали чаю. Мне задали вопросы о том, не продаю ли я проект, не хочу ли я в бубен, не хочу ли я срок, зачем я написал заявление и что делать дальше. Меня попросили подписать бумаги о том, что проект принадлежит моим соучередителям. Я подписал, т.к. мне было все равно. Мне он был уже не нужен. Я творил, а не продавал.
Мне сказали оставаться на связи, брать трубку и позволили работать спокойно дальше на другой работе.
Я поддерживал им несколько сайтов, только я разбирался полностью в проекте. Как ни странно, но если бы они почитали его Help, то я им был бы не нужен. Слава Богу, что они, как и большинство, не любят читать.


Конец



Его заявления в милицию и прокуратуру были также заглушены. Через некоторое время на него начали давить в том, чтобы он оплачивал-таки деньги, вложенные в проект, продвигал его…

Я не знал, что делать. Честно говоря, я жутко растерялся. У меня не было этих денег. Я вообще, если честно, не знал что делать. Я понимал, что меня не отпустят, что до конца жизни из меня будут доить деньги. Если им что-то не понравится – меня, в лучшем случае, посадят. Все мои проекты, которые я выполнял в то время, могли быть просто забраны у меня путем каких-либо махинаций… Я решил бежать.

В течение месяца он находит работу заграницей. Получает заграничный паспорт и едет в посольство оформлять визу.

Это были самые страшные дни. Я боялся, как бы все это не затронуло моих родных, но каким-то местом знал, что у них есть чувство меры. Что моих родных не тронут… Я клеил объявления, чтобы не устраиваться официально. Работал я с 6 утра. Приходил домой только в 12 часов вечера. Я завтракал, обедал и ужинал на улице. Была зима, но я терпел.

За 12 дней до нового года он находился в самой ИТ развитой стране. Обычным веб-программистом.

Я постоянно высылаю 3 тысячи долларов в месяц своему другу, чтобы он клал на счет компании деньги. Получает он их по WM c простого счета, данные в котором вписаны левые. Мои родные получают 1000 долларов в месяц. В принципе, мне хватает остального на жизнь. Я даже купил новый ноутбук.
Перед уездом я встретился с моим бывшим работодателем, который был до моей фирмы. Я объяснил ему все и извинился. Я благодарен ему, что он меня простил и понял.
Вернусь ли я в страну? Никогда. Просто у меня там никого нет, кроме родных.
Честно говоря, я даже теперь не знаю что мне нужно. Этот проект был частью моей жизни. Сейчас я заканчиваю другой проект вместе с программистом из Англии и дизайнером на Карибах. Все они бывшие Русские, поэтому нам легко общаться. У нас есть идеи, которые тоже стоит воплотить в жизнь.
Как я понял, я не один такой неудачник, бежавший из страны по таким экономическим проблемам.
Но с какой-то стороны мне стыдно, с какой-то нет…
Я даже не знаю, как себя оценивать. И вроде бы я неправ, вроде бы я сам виноват и допустил ошибки, за которые мне надо расплачиваться. Вроде бы я кинул людей, но я не хочу гробить свою жизнь. Лучше или жить, или умереть, чем быть на всю жизнь рабом…


UDP: прошу прощения за пропадание статьи: из-за небольшого недоразумения она была убрана, а мой аккаунт временно забанен.
Tags:
Hubs:
Total votes 21: ↑15 and ↓6+9
Comments18

Articles