Пользователь
0,0
рейтинг
23 марта 2011 в 19:33

Управление → Как хороший договор спасает нервы и монетку

Договоры, отчеты, акты — кому охота заниматься этой скукотой, когда вокруг бьет ключом и фонтанирует идеями креативная жизнь? Особенно, если заказчик снисходительно хлопает творческого подрядчика по плечу: «Да ладно, зачем какие-то договоры. Мое слово — закон!» Остается только радостно согласиться и приступить к работе.

На заре существования нашего агентства мы вообще не стремились формализовать отношения с дорогими клиентами. Типовой договор умещался на двух машинописных листах. Содержал он минимум информации: предмет договора, сроки, цена. Если заказчиков немного, и все они — старые знакомые, то в известной степени можно положиться на их добропорядочность. Но когда клиентская база активно растет, то и проблемы множатся: задерживают выплаты, не выполняют обязательства, злоупотребляют лояльностью исполнителя. Столкнувшись с ними в полном объеме, мы собрались, подумали и составили новый типовой договор.

За основу взяли документ Студии Лебедева, свободно доступный в сети по первому запросу в гугле. Это достойный образец, выстраданный годами практики. Конечно, он не идеален: многое в нем кажется лишним, есть жестокий перекос в сторону студии. Как описал его кто-то в двух фраза «Привет! Сначала вы даете нам мешок денег и мы рисуем чуток. Потом вы даете нам еще один мешок денег, и мы, так и быть, отдаем вам то, что нарисовали!». Местами так и есть.

Но, исследовав его в сотрудничестве с нашей юридической службой, мы взяли из него лучшее и дополнили собственным «выстраданным». Каждый раздел договора наполнен смыслом.

Играем по-ученому


Известно, что ученые люди в любом споре сначала договариваются об однозначном понимании терминов. Если мы с партнером сделаем то же самое, то, возможно, вообще избежим споров: чтобы не допускать двоякого толкования профессиональных терминов, очень важно расшифровать их в самом договоре. Это распространенная юридическая практика. Определения слов можно брать из любых источников, например, из Википедии или словарей, главное, чтобы они верно отражали суть выполняемой работы.

Практика:

Расхождения в определении такого распространенного понятия, как «дизайн-концепция», чреваты потерями времени и переработками. Такое было в нашей практике: клиент под дизайн-концепцией понимал уже работающий в браузере, сверстанный в HTML макет, где уже можно нажимать на ссылки. Представитель заказчика ссылался на опыт работы с другой студией, которые показывали сверстанный макет, и требовал от нас того же.

После дипломатичного, но настойчивого выяснения «понятий» было подписано отдельное дополнение к договору. Оно, в частности, уточняло, что «дизайн-концепция сайта» представляется в виде неинтерактивного графического файла.


§: Предмет и сроки


Самая содержательная часть договора, описывающая суть сотрудничества: что обязуется сделать исполнитель и в какие сроки. При желании можно разбить работу на этапы и каждый оговорить отдельно. Сегодня популярна форма рамочного договора, который используется при долгосрочном сотрудничестве или в случае сложного проекта со множеством работ. Тогда удобнее подписать один общий договор, а параметры конкретных работ документировать в виде приложений к нему. Так согласование документов займет меньше времени.

В случае рамочного договора пункт «Предмет и сроки» гласит: «Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию рекламных услуг, разработке креативных концепций, дизайна рекламных и полиграфических материалов. Детализация услуг осуществляется в Приложениях к настоящему Договору, которые являются неотъемлемой часть настоящего Договора».

Практика:

После успешного выполнения одного-двух проектов клиент изъявляет желание работать с нами постоянно. Но на согласование договора в юридической службе клиента каждый раз тратится около недели чистого времени. Чтобы избежать проволочек, мы предлагаем клиенту, а иногда и он нам, заключить рамочный договор. Плюс такого договора именно в быстром согласовании деталей при большом количестве разных работ. Минус в том, что если потребуется внести изменения в основной договор, придется заново проходить все процедуры согласования.

§: Права и обязанности


Здесь указаны обязательства и права клиента и агентства относительно друг друга. Исполнитель обязан качественно и в срок выполнять работу, а заказчик — своевременно принимать результат и оплачивать его. Кроме того, заказчик должен своевременно предоставлять все исходные материалы, а исполнитель — раскрывать информацию о ходе работ и предоставлять клиенту доступ к результату. Все стандартно и похоже на шаблонные нормы, закрепленные в ГК РФ, кроме одного важного пункта — «ответственное лицо». Здесь указано имя человека, который будет отвечать за проект со стороны заказчика. Цель простая: ограничить вмешательство в рабочий процесс третьих лиц. Разумеется, заказчику никто не мешает ежедневно созывать весь совет директоров на четырехчасовое совещание по вашему проекту, но вы имеете полное право решать все возникающие вопросы только с одним человеком, наделенным всеми полномочиями согласно указанному пункту. Это страхует от активности десятка менеджеров, которым «тоже поручили вести данный проект».

Бывает и так: проект начинал вести один менеджер, а продолжает другой — по объективным причинам, например, первый уволился. Что делать в таких случаях? Все просто: оформить этот факт дополнительным соглашением к договору.

Практика:

Однажды наш клиент игнорировал этот пункт договора и на каждую встречу приводил новых людей, которые высказывали свое мнение по проекту. Мы не стали указывать клиенту на договор, оставив его как последний аргумент, а просто мягко сказали примерно следующее: «Если вы считаете, что мнения всех этих людей очень важны для проекта, давайте введем их в курс дела полностью и начнем работу сначала. Пока же их вмешательство только тормозит ход работы, что создает неудобства и для нас, и для вас». Клиент согласился с нашей позицией.

§: Порядок расчетов


Очень важный пункт, в котором закрепляется цена работы, если нужно, с разбиением на этапы, а также порядок расчетов: каким образом и в какой срок оплачивается результат. Раньше мы придерживались схемы «100% или 50% предоплата». Теперь разбиваем работу на четкие этапы, каждый с полной предоплатой. Это очень удобная схема: она позволяет более гибко резервировать время работников студии и практически исключает торможение работ по вине заказчиков. Агентство получает предоплату за этап и полностью отрабатывает его, а если заказчик не готов перейти к следующему шагу, то он его не оплачивает, а мы переключаемся пока на другие работы.

В общем случае, например при создании рекламной кампании, этапы такие:
  • разработка концепции и подготовка ее презентации в виде текстового описания и эскизов,
  • финальная визуализация утвержденной концепции,
  • верстка рекламных модулей под различные каналы размещения рекламы.


§: Сдача-приемка работ


Самый важный пункт, ради которого, собственно, такой длинный договор и нужен. Тут детально оговариваются процессы утверждений и переделок. В частности, определяется срок утверждения итогов работы или промежуточных итогов. Процитируем этот пункт полностью: «По окончании работ со своей стороны Исполнитель направляет Заказчику результат работ, и в течение трех рабочих дней с момента получения Заказчик обязуется принять работу (путем подписания Акта сдачи-приемки работы) либо отправить Исполнителю мотивированный письменный отказ в приемке, указав на необходимость доработки макетов. Мотивированный отказ должен содержать перечень несоответствий выполненной работы Брифу (Приложение к настоящему Договору) либо условиям настоящего Договора или Приложений».

Обратите внимание, что при приеме работы обязательно подписывается отдельный документ — акт приема-передачи либо подписанный заказчиком мотивированный отказ. Если отсутствует один или второй документ, работа признается принятой, и далее агентство получает возможность подавать иск в суд, в случае, если заказчик не выплачивает причитающуюся часть оплаты. Остается одна тонкость: надо зафиксировать факт отправки готового продукта клиенту.

«Базовый» способ: передавать работу лично, с курьером или менеджером, и по факту доставки требовать подпись о том, что документы или файлы получены. Хотя этот способ не гарантирует защиту от любых проблем: файлы могли на диск не записаться или заказчику были отправлены не те эскизы.

Оптимальный способ: переслать работу по электронной почте или с курьером, на всякий случай дублировать по обычной почте, «бумажной», в этот же день. Первое легко и быстро, а второе поможет, если потребуется доказать факт отправки и доставки отправления.

Конечно, фиксировать буквально каждый «чих» — занятие муторное, но при возникновении неприятных ситуаций позволяет избежать болезненных конфликтов.

Практика:

Слышали от коллег дикую историю. После длинных проволочек с платежами клиент вдруг начал утверждать, что, мол, на диске файлов не оказалось, платить не за что. Так как проект еще не был окончен, а шел второй этап, агентство вернуло часть предоплаты и прекратило все отношения с заказчиком.

§: Ответственность и гарантии


Этот раздел, в частности, регулирует действия исполнителя в случае, если заказчик затягивает предоставление исходных материалов. В ответ исполнитель может увеличить сроки выполнения работ, изменить условия оплаты, расторгнуть договор или прибегнуть к другим оговоренным мерам воздействия на безалаберного клиента. Разумеется, все достигнутые договоренности должны быть оформлены как дополнительное соглашение к договору и подписаны с обеих сторон.

Также в разделе описана взаимная ответственность сторон в случае нарушения авторских прав третьих лиц. Впрочем, об интеллектуальной собственности мы поговорим подробнее чуть ниже.

§: Форс-мажор


В целом раздел соответствует общим положениям гражданского законодательства, поэтому подробно на нем останавливаться не будем.

§: Срок действия и порядок расторжения


Договор действует до тех пор, пока стороны не исполнят свои обязательства до конца либо не будет расторгнут по их инициативе. Это принято признавать по умолчанию. Но бывает важно уточнить, что пункт, посвященный сохранению коммерческой тайны по проекту, действует бессрочно—даже после прекращения действия всего договора. Это относится к положениям, касающимся интеллектуальной собственности и материалов, которыми обменивались стороны.

Особняком в этом разделе стоит следующее положение: если договор вдруг расторгается по инициативе заказчика или вследствие неисполнения им своих обязанностей, то предоплата ему не возвращается, дабы компенсировать убытки, понесенные агентством.
Последний пункт может показаться спорным, особенно с точки зрения заказчика: поскольку работу было решено свернуть до появления конечного продукта, то и платить не за что. Студии же, напротив, хотят получить оплату за неоконченную работу как за полную.

Истина, как водится, где-то посередине. Справедливой будет схема, при которой каждый этап делится на рабочие дни, и возвращается предоплата за те дни, которые оставались до дедлайна на момент расторжения договора. Да, студия в этом случае испытывает некие неудобства. Но по закону оплачиваться должна только фактически понесенные расходы, а не сам факт резервирования рабочего времени команды. Именно об этом говорит статья 717 ГК РФ: в договоре можно предусмотреть, помимо оплаты стоимости собственно работы, расходы на приобретенные, но не использованные материалы, на услуги моделей и сторонних подрядчиков.

Практика:

Работа по созданию рекламы была разделена на три этапа:
1. разработка концепции (10 рабочих дней),
2. финальная визуализация выбранной концепции (15 рабочих дней). Подразумевалась съемка с подбором моделей, с арендой предметов и помещения, ретушь снятых кадров и верстка макета,
3. адаптация макета для разных форматов и размеров модулей. Согласно договору, клиент оплачивал каждый этап предоплатой в размере 100%.
Клиент решил свернуть работу сразу после съемки, на пятый день работ по второму этапу. Мы еще не приступили к ретуши и верстке, и клиенту нужно было вернуть предоплату за оставшиеся десять дней. Но мы уже понесли расходы на оплату работы моделей, аренду студии и предметов в кадре. Клиенту была возвращена предоплата за вычетом стоимости пяти дней работы и указанных дополнительных расходов.


Что может осложнить расчеты с заказчиком в суде


Некоторые наши коллеги оговаривают в своих договорах, что 70% процентов предоплаты не возвращают клиенту в любом случае, даже если он отказался от работы над проектом на следующий день после оплаты. Это своего рода компенсация за резервирование команды на определенный срок. Логика, конечно, в этом есть. Но такое условие оправданно, если график работы агентства очень плотный, и любые неувязки с одним клиентом могут сказаться на других. Это не просто требование «высшей справедливости». В случае судебного разбирательства придется убедительно обосновывать «невозвратную» сумму — какие расходы, убытки или упущенную выгоду понесла студия.

Также можно отметить пункт о месте проведения судебного процесса на случай самой неприятного завершения сотрудничества. Рекомендуем указать местом рассмотрения дела ближайший к вам арбитражный суд. Это изменит общие правила подсудности, закрепленные в Арбитражном процессуальном кодексе, и позволит сэкономить на поездках в чужой город.

§: Интеллектуальная собственность


Некоторое время наш стандартный договор вопросы авторских прав никак не регулировал, но понемногу, пункт за пунктом, мы начали включать в него соответствующие положения. По большому счету их два: одно касается обязанностей заказчика, другое — исполнителя.

Заказчик обязан предоставлять исходные материалы, полностью свободные от претензий третьих лиц. И если исходники все же оказались «нечисты», то ответственность за это несет именно заказчик. Какие именно материалы передаются, фиксируется в передаточном акте. Не забываем, что любое движение информации в обе стороны должно отражаться в документах.
Исполнитель, в свою очередь, гарантирует, что все сделанное им по проекту также не обременено ничьими авторскими правами. И с ответственностью в этом смысле аналогично: если авторство конечной работы вызывает сомнения, то агентство несет за это полную ответственность.

Кроме того, договор определяет объем прав, передаваемых клиенту по окончании проекта. Само собой, все права передаются только при подписании акта приема-передачи. Как правило, клиенту доступны все способы трансляции рекламы: по кабелю, в эфире, публикации в печатных СМИ и интернете. Клиенту запрещается изменять дизайн сайта и декомпилировать код сайта и любых полученных программных продуктов.

В договоре специально уточняется, что при любом использовании готовой работы, например сайта, клиент обязан сохранять на нем подпись исполнителя: логотип с гиперссылкой на первой странице. Агентство, в свою очередь, получает право использовать имя клиента в портфолио.

Практика:

Некоторые, обычно очень крупные, клиенты настаивают на подписании особого приложения к договору — «соглашения о неразглашении». Оно пришло к нам из западной практики, где называется NDA (Non-Disclosure Agreement). В нем указано, что студия не имеет права обнародовать результат работы в течение какого-то срока или вообще бессрочно. Это связано с нежеланием клиента делиться с кем-то популярностью своего бренда и раскрывать конкурентам информацию о своих подрядчиках. Справедливо, что при подписании NDA стоимость проекта увеличивается.

В нашей практике дважды возникали случаи, когда без подписания каких-либо NDA клиент вдруг стал настаивать на удалении любых пресс-релизов о проекте. В одном случае удалось убедить его не делать этого: удалить уже размещенные в СМИ материалы невозможно, а если произойдет, то может повредить репутации как студии, так и клиента. В другом случае клиент без согласования с нами предпринял некорректные шаги, которые, по его мнению, должны были урегулировать ситуацию. Начальник отдела маркетинга зашла на новостной сайт и оставила нелицеприятный комментарий под материалом о проекте. Никаких переговоров после этого с клиентом мы не вели, все было оставлено, как есть.


Не надо самодеятельности


Будет справедливо дополнить охрану интеллектуальной собственности некоторыми нюансами отношений исполнителя и заказчика. Например, не разрешать клиенту использовать готовые материалы «не по назначению». Скажем, картинки, нарисованные для сайта, нельзя использовать в фирменном буклете или в рекламе.

Бывает, что клиент без ведома агентства что-то самовольно меняет в уже принятой работе. Это может произойти потому, что к клиенту пришел новый менеджер проекта, который, по его мнению, лучше знает, как делать сайты и дизайн. Или сам клиент пообщался с женой или друзьями, и было решено перекрасить логотип под цвет обоев в спальне. Бороться с этим практически невозможно, увы. Пожалуй, единственное, что можно сделать — с достоинством попросить удалить вашу подпись с работы. Это можно прописать в договоре отдельным пунктом.

Практика:

В нашем агентстве такое происходило несколько раз. В случае с сайтами все решалось стандартно: мы звонили и просили клиента убрать наш логотип. Иногда клиент интересовался, почему? Следовало деликатное объяснение ситуации: «сделанные вами или вашими новыми подрядчиками изменения, по нашему мнению, не соответствуют качеству нашей работы. Наш логотип может ввести в заблуждение посетителей и навредить нашей репутации». Во всех случаях клиент соглашался убрать подпись.

Один раз имело место самовольное изменение клиентом (органом государственной власти) логотипа. Звонки ничего не дали («наш начальник лучше знает, это его сын пририсовал листочки!»), и мы убрали работу из своего портфолио и удалили упоминания о ней в сети, насколько это возможно.


С чем чаще всего спорит клиент


Конечно, не каждый клиент привык, что подрядчик предлагает ему воспользоваться собственной, не самой стандартной и лаконичной формой договора. Претензии к документу возникают часто: заказчики удивляются дотошности исполнителя и выражают недовольство конкретными пунктами договора.

Лидеры по появлению в протоколе разногласий.


Пункт о том, что заказчик обязан в течение трех рабочих дней либо принять работу, либо предоставить мотивированный отказ, в противном случае работа автоматически будет считаться принятой. Клиентам не нравится, что кто-то вздумал ограничить их время на раздумья. Поэтому они просят совсем убрать этот пункт. Как правило, мы не идем на тотальное исключение, но предлагаем компромисс: увеличить срок до 5 или даже 7 рабочих дней.

Часто клиент не укладывается и в эти сроки. Обычно мы терпеливо ждем. Когда же приходится слишком долго, по две недели и больше, ожидать ответа на каждое изменение в макете, мы сначала мягко напоминаем ему о сроках, затем просим встречи с руководством. Мы объясняем, что чрезмерно неспешное реагирование клиента вредит нашему общему делу, и напоминаем, что у клиента всегда есть право отказаться от работы с нами, если его что-то не устраивает.

Пункт о том, что если заказчик сам не соблюдает сроки реагирования или пишет немотивированные отказы, то это лишает его права ссылаться в суде на нарушение сроков студией. Часто звучит просьба убрать этот пункт: юристов заказчика пугает, что их чего-то лишают.

Ответственность клиента по поводу авторских прав на предоставленные им материалы. Здесь мы честно объясняем, что даже удалив этот пункт из договора, мы ничем ему не поможем: ответственность за нарушение прав третьих лиц останется на поставщике материалов. А пункт договора призван еще раз напомнить заказчику об осторожности.

Досудебное разрешение споров


Столь сложный договор имеет первоочередной целью не помогать в суде, а скорее дополнительно страховать от самого неприятного — судебного спора. Однако между возникновением разногласий и судебным разбирательством существует еще одна стадия — досудебный (претензионный) порядок разрешения споров.

Если одна из сторон нарушает договор, то другая должна направить в ее адрес письменную претензию с требованием устранить нарушение: предоставить необходимые материалы, отозваться на отправленный запрос или оплатить причитающееся. Обычно подразумевается, что реакция на претензию должна последовать в течение одного календарного месяца. Если за это время нарушение не было устранено, то можно обращаться в суд.

Претензионный порядок может быть не предусмотрен договором, в этом случае стороны встречаются сразу в суде. Однако рекомендуем все же включить его в договор — никому не помешает дополнительная подушка безопасности.

Практика:

Когда один из клиентов задерживал оплату в течение месяца, не отвечая на звонки, а в конце концов заявил: «Не звоните мне больше, когда будут деньги, тогда и оплачу, ясно?!», мы действительно не стали ему больше звонить, а отправили письменную претензию. Текст был примерно такой: «Тогда-то стороны заключили такой-то договор, в котором было зафиксировано, что когда исполнитель заканчивает работу, клиент обязан ее оплатить. Работа окончена такого-то числа, что было зафиксировано почтовым отправлением, а также актом приема-передачи работы. Согласно договору заказчик обязан был оплатить оставшуюся часть в течение трех рабочих дней с момента окончания работы, однако не сделал этого. Требуем оплатить оставшуюся часть вознаграждения к такому-то числу (указан месячный срок со дня отправления клиенту претензии), в противном случае мы оставляем за собой право обратиться в суд».
Претензия возымела действие: через два дня на наш счет поступили деньги.


Какие бывают приложения


Все, о чем договариваются стороны до начала работы или в ее процессе, следует обязательно оформлять как приложения к договору: брифы, технические задания на сайты, детализация списка работ, изменение цен или сроков выполнения проекта. Приложения к рамочным договорам вообще должны содержать ту конкретику, которая не входит в «материнское» соглашение: предмет, срок, цену и прочие нюансы работы.

Если в проекте участвуют живые модели, то с ними подписывается специальное соглашение, в котором модель дает согласие на использование ее изображения в коммерческих целях. Так требует Закон — ст. 152.1 ГК РФ. Модель отказывается от каких-либо претензий, а также от права распространять предоставленный ей материал, если, например, исходники фотосессии отдаются ей на руки в качестве бонуса. Это бывает полезно, чтобы сделанные для крупного проекта снимки не начали утекать в различные социальные сети «на аватарки».

Агентство, в свою очередь, гарантирует, что материал с моделью не пойдет в другие коммерческие проекты. Это было бы нечестно. Соглашения с моделями не передаются клиенту, а остаются у исполнителя.

О пользе бюрократии


Сложно ли агентству самому придерживаться такого сложного документа? Поначалу — да. Но это как организация некоей сложной, но очень мощной системы: достаточно наладить ее один раз, чтобы надолго облегчить себе жизнь. Запастись доказательствами для суда — не главная цель всех юридических строгостей в работе с заказчиком. Гораздо важнее другая функция договора — дисциплинировать, причем не только заказчика, но и себя.

Подробный договор с четко обозначенным порядком работ, как постоянное молчаливое напоминание о собранности и дисциплине, приучает обе стороны быть вежливыми, ценить время друг друга. Но самое главное: помогает создавать талантливые, креативные и эффективные проекты, которые еще долго будут радовать и студию, и ее счастливых клиентов.

UPD: Собственно, наш договор — http://cl.ly/5SQL. Тут на 50х50 оплату.
Напоминаю, что за основу взят шаблон договора Студии Лебедева, и если хотите сами поразбираться в довольно сложном первоисточнике, то вэлкам.
Данил Снитко @Kukalyakin
карма
39,3
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Управление

Комментарии (51)

  • +11
    А договор-то где? Покажите уж!
    • +10
      Выложил в статье!
  • +6
    Ну а сам пример договора где?
  • +4
    Народ требует рыбу договора!
  • +4
    ждем договор
  • 0
    + Спасибо, пригодится :)
  • +5
    Исполнитель, в свою очередь, гарантирует, что все сделанное им по проекту также не обременено ничьими авторскими правами.

    Это очень скользкий момент в свое время перечитал немало лицензионных соглашений, в итоге использую такую формулировку вместо 10.4:
    Исполнитель предоставляет Заказчику лицензию, т.е. право использования объектов
    интеллектуальной собственности, созданных Исполнителем в рамках исполнения настоящего Договора и
    входящих в Результат работ по настоящему Договору и соответствующим Приложениям и
    дополнительным соглашениям к нему, в предусмотренных настоящим Договором пределах, за
    исключением Системы управления сайтом (легальность которой, в случае её использования определяется
    отдельными лицензионными соглашениями между Заказчиком и производителем Системы), а именно:

    И плюс:
    Результат работ может содержать объекты, принадлежащие третьим лицам. В этих случаях
    Исполнитель гарантирует легальность использования таких объектов.
    • 0
      Хорошее уточнение, спасибо.
  • –6
    Материал конечно подробный, но это уже перебор если каждый чих-пых по бамажке.
    • 0
      Практика показывает, что это помогает избежать конфликтных ситуаций, а в случаи неизбежности — защититься.
    • 0
      Чих-пых в этом случае, это отношения двух компаний. Такие отношения должны быть оформлены юридически. Во избежание, как говорится. Потом, ещё в начале статьи автор оговорился, что всё это не актуально, пока ваш бизнес рассчитан на друзей/знакомых, ну или фриланс на сайте «для себя». При росте бизнеса — это либо будет практикой, либо будет много головной боли. Выбирать вам :)
    • +16
      Больше бумаги — чище попа!
  • –5
    Покажи, пожалуйста, несколько конкретных договоров:
    — создание сайта
    — поисковое продвижение

    Ну очень интересно как составлено!
    Хотим живых премеров.
    • +1
      На сайт выложил в конце поста, поисковым продвижением наше агентство не занимается.
      • 0
        спасибо
  • 0
    Статья замечательна и спасибо за *upd*, тоже завтра почитаю)

    Жаль нельзя больше одного раза плюсовать ни карму, ни статью, такое подробное рассмотрение определенно заслуживает большей оценки.

    Сами тоже основали свой договор на всем известной Лебедевской рыбе, но он находится на уровне детеныша и требует серьезной доработки, путь к которой теперь намного понятнее! Спасибо.
  • 0
    У нас как правило хватает письма о приостановлении сопровождения — после этого деньги сразу находятся. За 10 лет был один случай когда нас кинули, причем с нами кинули и всех сотрудников той контры. Договор мы тогда заключили чисто формальный, но думаю, если бы он был более грамотный, то это не сильно бы помогло.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Да, полезный совет!
    • 0
      С досудебным — возможно. А вот в суд с такой формулировкой идти не рекомендую. Ибо что является доказательством, а что нет — решает суд. Юридически корректную формулировку, если я ничего не путаю, на своём сайте размещал г-дин Колосов. Сейчас нет возможности добраться до него. Но суть там была в том, что стороны признают емэйлы друг друга аналогами собственноручной подписи.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    =отметить пункт о месте проведения судебного процесса=

    Могу ошибаться, но, насколько я понимаю, федеральный закон дает право выбирать суд по определеным правилам. Если вы в договоре оговорите конкретный суд, это не будет обязательным к исполнению, так как ваш договор не может противоречить букве ФЗ и ущемлять стороны в правах.

    Повторюсь, могу ошибаться — может закреплять в договоре и можно.
    • +1
      Можно закреплять в договоре — т. н. «договорная подсудность»
      • 0
        Спасибо за разъяснение.
  • +2
    Я не юрист, поэтому не знаю насколько это критично, но.

    1. Не нашёл нигде упоминания «Сборки сайта», кроме как в терминах. Возможно оставлено для приложений?
    2. Где-то по тексту договора идёт Заказчик, а где-то Клиент. Хотя в начале явно определено что будет «Заказчик».
    3. В договоре есть ссылки на пункты 4.2.1 и 4.2.2 которых в вашей версии нет. Вырезали намеренно или просто забыли про них? Или, может быть, они указываются в приложении?
    • 0
      «Сборка сайта» упоминается в пункте 2.1.3.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      в данном случае договор подразумевает минимум 2 приложения
      1)приложение это ТЗ (которое тут обозвано почему-то брифом)
      2)приложение где написано когда, за что и сколько платить (я его убрал и просто в договоре прописал что работаю по 100% предоплате)
      понятно что ТЗ тут смысла нет выкладывать никакого ))
  • 0
    Очень интересует момент, касающийся защиты авторских прав. В тексте договора упоминаются лицензии (неисключительная и исключительная), которые должны передаваться Заказчику. Не могли бы вы поделиться содержанием этих документов?
    • 0
      У нас до 2008 года действовал Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Исключительная и неисключительная лицензия — оттуда. Сейчас своеобразные аналоги этих терминов: «исключительное право» и «лицензионное право» соответственно. (Я несколько огрубил терминологию.)

      Это не документы, а именно права. Разница в том, что первое даёт возможность использовать произведение (например, сайт) любыми способами, где угодно и в течение какого угодно времени, а второе — даёт «усечённое» исключительное право: то есть содержит какие-то ограничения по территории, времени, способам использования.

      Некоторые способы использования — в статье 1270 Гражданского кодекса.
  • +2
        Интеллектуальная собственность и интеллектуальное право в России это очень интересная тема.
        Во-первых, точного определения Сайта в законодательстве нет. Многие студии вообще не включают пункты по передачи прав кому-либо, хотя в связи с этим есть очень много интересных моментов, но не об этом сейчас. К примеру, мы определим, что Сайт является сложным объектом авторского права, включающий в себя программы для ЭВМ (серверные скрипты подходят под описание ст.1261 ГК.), базы данных, текстовые и графические материалы, статьи, изображения и т.д., с эти более-менее понятно.
         Во-вторых, в идеале при передаче Сайта необходимо передавать права на все из вышеперечисленных объектов авторского права. И если передача прав на текст и графику, это более-менее простая задача, хотя не всегда, ведь графика тоже может содержать объекты авторского права третьих лиц, то с программной частью это гораздо сложнее. Скрипты к примеру по мимо части разработанной для Заказчика, могут содержать в себе множество элементов: библиотеки и Фреймворки сторонних производителей, элементы разработанные самими студиями, которые используется постоянно, к примеру механизмы авторизации, или отправки почты и другие элементы. Если передавать исключительные права на весь продукт, то согласно законодательству, студия не сможет использовать свои элементы в следующих разработках, так как это будет нарушать авторские права предыдущего Заказчика, а это либо писать заново, либо закрываться. В этих Договорах фигурирует такая фраза как «средства разработчика», и что на эти «средства», права не передаются, таким образом, защищаются элементы, принадлежащие студиям. Заказчику же, иногда не достаточно прав на верстку и дизайн, а также на «информационные материалы» передаваемые в этих Договорах, в особенности, если разработка включает некое ноу-хау. Но реализация ноу-хау, также может содержать объекты третьих лиц или «средства разработки».
        
    Возникают вопросы:
    1.На объекты третьих лиц (javascript библиотеки и php Фреймворки) невозможно передать права, на «средства разработки» тоже права не передаются, что же в итоге получает Заказчик помимо верстки и дизайна, а также некого «клея» собирающего все эти элементы?
    2.Как качественно и количественно определить «результаты работы» или термин «сборка Сайта» что бы Заказчик понимал, за что именно он платит деньги и чем может распоряжаться?
    3.Как грамотно передать права Заказчику и не запереть себя в лицензионных соглашениях, ведь даже в абсолютно разных проектах может произойти ситуация когда будет необходимо использование чего-то, что уже было передано предыдущим Заказчикам?
    Каждый решает их по-своему и это является их коммерческой тайной, но возможно у читателей Хабра есть идеи?
    • 0
      Мы прописываем в договоре передачу прав на весь продукт, т.е. Сайт целиком, и отдельно — на его составляющие. Лично мы передаём систему управления контентом и средства разработчика только в право пользования, но не распоряжения. Проектная документация, дизайн, вёрстка переходят в полное распоряжение Заказчика.
      • 0
        Я бы даже сказал не «в право пользования», а «на условиях простой (неисключительной) лицензии», так будет более юридически.
        В принципе это самый логичный вариант, который я тоже поддерживаю, а также нечто подобное описано в Договорах указанных выше, проще перечислить то, на что мы не передаем исключительные права, а остальное принадлежит Заказчику, но бывали моменты когда Заказчик не был удовлетворен такой трактовкой, объясняя, что он не видит, что именно он приобретает, а больше видит что ему не передают.
        • 0
          Насчёт более юридически грамотной формулировки: меня как раз смущает использование слова «лицензия». Создание сайтов — не лицензируемая деятельность.
          • 0
            В данном случае подразумевается другая лицензия, то о чем вы говорите, это регулирует Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, и если я не ошибаюсь, действительно, пока создание сайтов, не входит в список. Но я же ссылаюсь на ст.1235 ГК. Лицензия которая я упоминаю это лицензия на использование объекта авторского права. Цитирую п.1 этой статьи:

            «1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
            Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.»

            В данном случае не заключается лицензионный договор, а встраиваются его положения в гражданский договор, договор подряда, или договор разработки (заказа) программы ЭВМ. Лицензии бывают разные, в любом случае технически при передаче результатов вы передаете своего рода лицензию, просто не прописываете это в договоре, хотя это подразумевается законодательством, так как создание сайта является особым договором подряда — договором разработки (заказа) программы ЭВМ, а в связи с этим на него распространяются особые положения ч.4 ГК.
            • 0
              Спасибо за пояснение.
            • 0
              128 ФЗ не действует, вместо него 99 ФЗ от 4 мая 2011 г.«О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • –1
    Во первых (это вообще самое главное) — в вашем договоре не прописана ответственность исполнителя за несвоевременное или не надлежащее исполнение работ. ВООБЩЕ. Исполнитель ответственности не несет. Никакой. Ха-ха-ха. И что, находятся идиоты которые ЭТО подписывают?????

    А еще поясните вопросы по пунктам, пожалуйста:

    5.1. По окончании работ со своей стороны Исполнитель направляет Заказчику результат работ, и в течении трех рабочих дней с момента получения Заказчик обязуется принять работу…

    — Что делать, если заказчику требуется более трех дней на приемку работы? Например на организацию полномасштабного тестирования?

    6. 1. Исполнитель гарантирует качество выполняемых работ.

    — Что именно гарантирует исполнитель в случае некачественного выполнения работ? В случае несоблюдения сроков? Оплачивает ли Исполнитель ущерб, нанесенный Заказчику вследствие неисполнения обязательств (включая упущенную выгоду)?

    10.5. — в приниципе не приемлемо (не для всех заказчиков, но для некоторых).

    10.4 насколько я помню, противоречит российскому законодательству, т.к. полными правами на интеллектуальную собственность (исключая авторское) созданную по заказу, обладает заказчик. В вашем случае — за исключением тех частей, которые не были разработаны в рамках договора.

    10.7 — «Ваш сайт принадлежит нам и если мы разоримся, то вам прийдется заказывать новый полностью. Или мы вам можем закатить цену близкую к созданию нового» — ?????

    10.8 — чем то принципиально отличается от 10.5 (впрочем, это больше подпункт 10.5)

    10.11 — не приемлемо (не для всех, но для некоторых).

    Я бы не стал у вас ничего заказывать.
    Кстати, НДА у вас включен в договор — пункт 9.1, при этом он противоречит или может входить в конфликт с п. 2.3 если вы не заставляете «третьих лиц» подписывать соглашение о неразглашении.

    • +1
      "— Что делать, если заказчику требуется более трех дней на приемку работы? Например на организацию полномасштабного тестирования? "
      Тогда пусть оплачивает время простоя. В особенности это будет значимо для маленьких студий с ограниченным количеством ресурсов. К примеру, студия взяла проект, все ресурсы заняты, и тут заказчик тянет с утверждением, а она в свою очередь не может занять ресурсы в новом проекте. Как только заказчик примет те результаты, все ресурсы надо будет перебрасывать с нового проекта обратно, а новый проект остается без ресурсов. Вот по этому и есть такой пункт, если же студия большая, для неё не это не составляет больших проблем.

      «10.5 в принципе ни приемлемо»
      Все студии привлекают новых заказчиков, используя свое портфолио. Будь я трижды умен, без работ, которые я выполнил, мало, кто поверит, что я чего-то стою. Большинство начинающих студий даже работы выполняют только ради портфолио, что в корне не верно. Я уже не говорю о всяких фрилансах. Поэтому если этот пункт неприемлем, цена возрастет, так как метка автора играет большую роль в этом бизнесе.

      «10.4 насколько я помню, противоречит российскому законодательству, т.к. полными правами на интеллектуальную собственность (исключая авторское) созданную по заказу»
      Согласно ст.1296 ГК. «если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное». Вот собственно для этого и прописываются эти пункты, в связи с тем, как я уже сказал выше, студии не могут передать вам все права, тогда им закрываться надо будет, или переписывать заново все компоненты.

      Что до пункта 10.7, то, к примеру, при создании сайта используются объекты авторского права самой студии, изменение кода и декомпилирование, это нарушение авторского права студии, я уже не говорю, что реализация тех или иных компонентов может быть коммерческой тайной. Если бы студиям приходилось разрабатывать все компоненты сайтов заново, причем, не используя технические решения, которые были использованы в прошлый раз, чтобы не нарушить авторские права предыдущих заказчиков, то стоимость разработки была намного дороже. Стоимость разработки всегда рассчитывается, основываясь на себестоимость, и если пока вы платите только за дизайн, верстку, и адаптацию всего этого к cms или компонентам сайта, то, передавая исключительные права, студиям пришлось бы разрабатывать cms и все компоненты заново, исходя из этого, себестоимость бы явно возросла.

      10.5 отличается от 10.8, тем что, в 10.5 указанно, что необходимо сохранять товарный знак Исполнителя, а в 10.8, что cохранять именно в виде гипертекстовой ссылки и логотипа.

      «10.11 — не приемлемо (не для всех, но для некоторых)»
      Еще раз повторюсь, результаты работ, и возможность их публикации в портфолио, серьёзная маркетинговая составляющая, этого бизнеса. Если это исключить, то цена возрастет. Я, конечно, понимаю, что кому хочется, что на супер-стартапе крупной Московской фирмы будет написано «Сделано в деревне Бухалово, кампутерщиком Васей». Потому как в большинстве случаев, такие мега проекты и делаются простенькими фирмами из региона. А также это связано с многоступенчатой системой распилов, когда заказ получает крупная фирма, а заказ делает студент за 5 тысяч.
      • 0
        Если про логотип/ссылку на студию — пункты важные только для некоторых заказчиков, то пункты 10.4/10.7 — критичны. Во-первых, в соответствии с этим пунктом, вместе со смертью студии умирает и веб-сайт, более того, если услуги студии больше не устраивают заказчика, он не может создать новый сайт используя дизайн и материалы, созданные в рамках контракта. Как то фото, видео, аудио, текстовые материалу, изображения и т.п. Сейчас ему передаются только права на публикацию.
        Во-вторых, «самописные» CMS приемлемы далеко не для всех. По причине привязки к создателям таковой и связанными с этим рисками по отсутствию поддержки/невозможности модификации/проблемами с безопасностью. Поэтому в таких случаях будет использоваться либо какая-то известная CMS, либо сайт будет разрабатываться под конкретного заказчика. Например на RoR. Всё остальное в данном случае создается под конкретного заказчика => будьте добры передать права.

        P.S. Вы не упомянули про отсутствие ответственности исполнителя в контракте.
        • 0
          Не совсем так,
          Во-первых, тут передаются исключительные права на информационные материалы, верстку и дизайн, и после «смерти» студии, на эти материалы право остается, что означает, что вы сможете создать новый сайт с этими материалами.

          Во-вторых, права пользования, на компоненты и cms остаются на весь период, не зависимо от «смерти» студии. Да, конечно в идеале, когда вам будет необходимо увеличить функционал сайта, то компоненты или саму cms придется переписать. Такие задачи бывают очень часто, Заказчику сделали сайт на одной cms, он просит переписать на другую.

          В-третьих, да согласен самописные cms не для всех, но никто же не заставляет, выбирайте компанию, которая разрабатывает на сторонней cms. Привязка к создателям cms будет всегда, и даже если это не сами разработчики сайта, тогда вы будете зависеть от разработчика cms, и когда он закроется, будут те же проблемы. Или, к примеру, Вам необходим «особый» функционал, который для Вас отдельно разработчик cms реализовывать не будет, и не все cms позволяют разрабатывать модули к ним, или править их код.

          В-четвертых, что касается «будьте добры передать права», создания сайтов в большинстве своем это конвейерная разработка, собирающая сайт по частям из повторяющихся блоков, а передачей всех прав, вы забираете эти блоки. Это «ловушка мертвеца», я согласен, что вам необходима возможность управлять тем, за что вы заплатили. Но управлять вы сможете только при наличии исключительных прав, а если они у вас будут, все следующие сайты, написанные этой студией будут нарушать ваши права. Полностью передать права можно на единичную, уникальную разработку, которая не влияет на последующие разработки и весь бизнес, либо за совсем другую стоимость. Ведь при передачи полных исключительных прав, разработчик не сможет даже указать у себя в портфолио данную разработку, в связи с нарушением права на воспроизведение и право на публичный показ. Вам будет необходимо давать ему на это лицензию.

          Что до ответственности,я считаю, что ответственность необходима, но ответственность обоюдная. К примеру адекватно использовать от 0,1 до 0,3 процентов от суммы договора в день, при нарушении сроков. Но при нарушении сроков с обоих сторон, так, как не всегда Исполнитель задерживает сроки, хотя это бывает очень часто. Я не буду говорить сейчас о причинах этих задержек. Бывает так, что заказчик может месяцами задерживать выплаты, утверждать результаты, что в итоге приносит студии серьёзный ущерб.

          PS. Договор должен быть основан на равном уважении, с равными гарантиями, и выгоден обеим сторонам.
  • +1
    Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за подход к договору и к соотношению его с реальными действиями. Судя по изложенному, Вы представляете тот относительной небольшой пласт, которые понимают важность обоих составляющих этого соотношения. Как юрист — я Вас люблю :)

    В то же самое время, тоже как юрист, могу сделать несколько замечаний. В-нулевых, по поводу оригинала. Да, конечно г-дин А. авторитетен. Но не в области юриспруденции точно. Если вкратце, то: есть абсолютно лишние положения; и, наоборот, часть нужного — отсутствует. Ваш договор (который выложен) часть этих недостатков сохранил по наследству. Но это отдельная тема для разговора.

    А вот по поводу сказанного в самом посте — замечу следующее.

    Во-первых, пункт про ответственное лицо. С ним не всё гладко. Например (начинаю фантазировать), уволенный работник, который указан в качестве ответственного лица, vs генеральный директор контрагента (который, естественно, не прописан). Понятно, что при таком сочетании при любых раскладах слушать надо второго. А вот что делать, если весть о том, что работник уже бывший, по каким-то причинам не дошла до вас? а при этом он приходит и говорит, что договор расторгнут и знать мы вас не желаем. Либо приходит новый сотрудник, взамен старого, который как бы не имеет право подписывать допсоглашение об изменении пункта. Сталкивались с такими ситуациями?

    Во-вторых, форс-мажор. Посмотрел в договоре. Нет, он не копирует нормы ГК. (По сути, этому посвящены статьи 401, 416 и 451 оного.) Но вводит положения, которые понятны с точки зрения практики, однако при этом весьма спорны с позиций их законности. Например, невозможность ссылаться на форс-мажор в случае, если другая сторона не была уведомлена об этом обстоятельстве в 15-дневный срок. (Дойди дело до суда — тот будет применять закон, если договор противоречит ему. Иногда, возможно, есть смысл включать незаконные пункты; но в любом случае Вы можете их использовать либо в качестве рычага давления на переговорах, и тогда это обман незнающего, либо будете нарушать закон.)

    В-третьих, коммерческая тайна. При такой редакции пункт 9.1 можете смело убирать: кроме уменьшения количества букв, ничего не изменится. По крайней мере, по существу.

    Есть довольно крупные косяки в положениях об интеллектуальной собственности. Но поскольку здесь эти положения не приводились, об этом тоже не буду говорить.

    Поэтому моим «в-четвёртых» станет положение о порядке разрешения споров. Независимо от того, написано это в договоре или нет, стороны вправе проводить переговоры и решать споры именно там. А коли уж обязательный претензионный порядок предусматриваете, то не забудьте описать, что собой представляет претензия, в каком порядке она подаётся, с какого момента считается полученной, в какой форме может быть направлен ответ, какие конкретно действия должен совершить контрагент автора претензии и, естественно, в какой срок и т.д. У меня текст о претензионном порядке обычно выходил на страницу.
    • +3
      Есть довольно крупные косяки в положениях об интеллектуальной собственности. Но поскольку здесь эти положения не приводились, об этом тоже не буду говорить.


      Не приводился текст лицензий, а само положение в договоре есть (пункт 10). Ваше мнение, как юриста, по этому животрепещущему вопросу очень ценно и интересно; поделитесь, пожалуйста.

      Предложение к топикстартеру (Kukalyakin): почему бы не выложить текст договора в Google Docs, сделать его редактируемым для всех, опубликовать в топике ссылку и пригласить к редакции экспертов и заинтересованных? Полагаю, если взяться «всем миром», то можно довести этот документ до состояния, близкого к совершенству. Как считаете?
      • +1
        Категорически поддерживаю предыдущего докладчика. Я лично приму участие в редактировании договора.
      • 0
        Я думаю, это очень хорошая идея! Я готов это сделать, только — если он будет редактируемым для всех, не начнется ли сумбур?
        • 0
          если он будет редактируемым для всех, не начнется ли сумбур?


          Очень даже может начаться. Как вариант — включать в список доступа тех, кто запросит таковой в этом топике (в идеале с пояснением, какие положения нуждаются в улучшении или правке или что нужно добавить; к примеру, как уже сделал Altunik).

          Ну или забить на сумбур как на явление, неотъемлемое от «мозгового штурма» :)
  • 0
    Данил, очень хорошо написанная и полезная статья. Думаю, многие поймут, зачем нужен хороший договор. Комментарии, кстати, не менее ценные получились.

    Я от себя добавлю, что очень полезно дополнять договор так называемыми Правилами работы над проектом. Правила, во-первых, дают клиенту представление о том, как будет идти работа, во-вторых, в случае спорных или сложных ситуаций помогают их разрешить, и, в-третьих, отлично организуют процесс с самого начала, что позволяет избежать потерь времени и ресурсов.

    Я начал писать комментарий и понял, что у меня уже получается пару тысяч знаков. Так у меня получилась статья «Рабочий процесс как важная часть договорённостей с клиентом». Она про то, зачем нужно оговаривать правила в договоре и, вообще, обучать клиента.
  • 0
    Я вот в последнем договоре у себя заметил такое выражение:
    "В случае несвоевременной уплаты вознаграждения, Заказчик обязан уплатить Подрядчику по выбору последнего пени в размере 0,01 % от неуплаченной суммы, за каждый день просрочки...."

    А вот что делать мне, как Заказчику, если Подрядчик не предоствил результат к оговоренной в договоре дате?

    Думаю, нужно тоже снимать по определенному проценту, от общей суммы за работу!
  • 0
    п 9.9 двух аутентичных экземплярах — нужно иднетичных экземпляра
    по тексту очень часто употребляется неопределенный термин Клиент, вместо определенного термина Заказчик
  • 0
    не рабочая ссылка у вас

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.