Pull to refresh

Как я боролся с кодировками в консоли

Reading time 6 min
Views 171K
В очередной раз запустив в Windows свой скрипт-информер для СамИздат-а и увидев в консоли «загадочные символы» я сказал себе: «Да уже сделай, наконец, себе нормальный кросс-платформенный логгинг!»

Об этом, и о том, как раскрасить вывод лога наподобие Django-вского в Win32 я попробую рассказать под хабра-катом (Всё ниженаписанное применимо к Python 2.x ветке)

Задача первая. Корректный вывод текста в консоль

Симптомы

До тех пор, пока мы не вносим каких-либо «поправок» в проинициализировавшуюся систему ввода-вывода и используем только оператор print с unicode строками, всё идёт более-менее нормально вне зависимости от ОС.

«Чудеса» начинаются дальше — если мы поменяли какие-либо кодировки (см. чуть дальше) или воспользовались модулем logging для вывода на экран. Вроде бы настроив ожидаемое поведение в Linux, в Windows получаешь «мусор» в utf-8. Начинаешь править под Win — вылезает 1251 в консоли…

Теоретический экскурс

За параметры преобразования символов и вывода их в консоль отвечают сразу несколько параметров:
  • Кодировка по-умолчанию модуля syssys.getdefaultencoding()
  • Предпочитаемая кодировка для текущей локали — locale.getpreferredencoding()
  • Кодировка стандартных потоков sys.stdout, sys.stderr
  • Кое-какую смуту вносит и кодировка самого файла, но договоримся, что у нас всё унифицировано и все файлы в utf-8 и содержат корректный заголовок
  • «Бонусом» идёт любовь стандартных потоков выдавать исключения, если, даже при корректно установленной кодировке, не найдётся нужного символа при печати unicode строки

Ищем решение

Очевидно, чтобы избавиться от всех этих проблем, надо как-то привести их к единообразию.
И вот тут начинается самое интересное:
# -*- coding: utf-8 -*-
>>> import sys
>>> import locale
>>> print sys.getdefaultencoding()
ascii
>>> print locale.getpreferredencoding() # linux
UTF-8
>>> print locale.getpreferredencoding() # win32/rus
cp1251
# и самое интересное:
>>> print sys.stdout.encoding # linux
UTF-8
>>> print sys.stdout.encoding # win32
cp866

Ага! Оказывается «система» у нас живёт вообще в ASCII. Как следствие — попытка по-простому работать с вводом/выводом заканчивается «любимым» исключением UnicodeEncodeError/UnicodeDecodeError.

Кроме того, как замечательно видно из примера, если в linux у нас везде utf-8, то в Windows — две разных кодировки — так называемая ANSI, она же cp1251, используемая для графической части и OEM, она же cp866, для вывода текста в консоли. OEM кодировка пришла к нам со времён DOS-а и, теоретически, может быть также перенастроена специальными командами, но на практике никто этого давно не делает.

До недавнего времени я пользовался распространённым способом исправить эту неприятность:
#!/usr/bin/env python
# -*- coding: utf-8 -*-
# ==============
#      Main script file
# ==============
import sys
reload(sys)
sys.setdefaultencoding('utf-8')
# или
import locale
sys.setdefaultencoding(locale.getpreferredencoding())
# ...

И это, в общем-то, работало. Работало до тех пор, пока пользовался print-ом. При переходе к выводу на экран через logging всё сломалось.
Угу, подумал я, раз «оно» использует кодировку по-умолчанию, — выставлю-ка я ту же кодировку, что в консоли:
sys.setdefaultencoding(sys.stdout.encoding or sys.stderr.encoding)

Уже чуть лучше, но:
  • В Win32 текст печатается кракозябрами, явно напоминающими cp1251
  • При запуске с перенаправленным выводом опять получаем не то, что ожидалось
  • Периодически, при попытке напечатать текст, где есть преобразованный в unicode символ типа ① (①), «любезно» добавленный автором в какой-нибудь заголовок, снова получаем UnicodeEncodeError!

Присмотревшись к первому примеру, нетрудно заметить, что так желаемую кодировку «cp866» можно получить только проверив атрибут соответствующего потока. А он далеко не всегда оказывается доступен.
Вторая часть задачи — оставить системную кодировку в utf-8, но корректно настроить вывод в консоль.
Для индивидуальной настройки вывода надо переопределить обработку выходных потоков примерно так:
import sys
import codecs
sys.stdout = codecs.getwriter('cp866')(sys.stdout,'replace')

Этот код позволяет убить двух зайцев — выставить нужную кодировку и защититься от исключений при печати всяких умляутов и прочей типографики, отсутствующей в 255 символах cp866.
Осталось сделать этот код универсальным — откуда мне знать OEM кодировку на произвольном сферическом компе? Гугление на предмет готовой поддержки ANSI/OEM кодировок в python ничего разумного не дало, посему пришлось немного вспомнить WinAPI
UINT GetOEMCP(void); // Возвращает системную OEM кодовую страницу как число
UINT GetANSICP(void); // то же для ANSI кодовой странцы

… и собрать всё вместе:
# -*- coding: utf-8 -*-
import sys
import codecs

def setup_console(sys_enc="utf-8"):
    reload(sys)
    try:
        # для win32 вызываем системную библиотечную функцию
        if sys.platform.startswith("win"):
            import ctypes
            enc = "cp%d" % ctypes.windll.kernel32.GetOEMCP() #TODO: проверить на win64/python64
        else:
            # для Linux всё, кажется, есть и так
            enc = (sys.stdout.encoding if sys.stdout.isatty() else
                        sys.stderr.encoding if sys.stderr.isatty() else
                            sys.getfilesystemencoding() or sys_enc)

        # кодировка для sys
        sys.setdefaultencoding(sys_enc)

        # переопределяем стандартные потоки вывода, если они не перенаправлены
        if sys.stdout.isatty() and sys.stdout.encoding != enc:
            sys.stdout = codecs.getwriter(enc)(sys.stdout, 'replace')

        if sys.stderr.isatty() and sys.stderr.encoding != enc:
            sys.stderr = codecs.getwriter(enc)(sys.stderr, 'replace')

    except:
        pass # Ошибка? Всё равно какая - работаем по-старому...

Задача вторая. Раскрашиваем вывод

Насмотревшись на отладочный вывод Джанги в связке с werkzeug, захотелось чего-то подобного для себя. Гугление выдаёт несколько проектов разной степени проработки и удобности — от простейшего наследника logging.StreamHandler, до некоего набора, при импорте автоматически подменяющего стандартный StreamHandler.

Попробовав несколько из них, я, в итоге, воспользовался простейшим наследником StreamHandler, приведённом в одном из комментов на Stack Overflow и пока вполне доволен:
class ColoredHandler( logging.StreamHandler ):
    def emit( self, record ):
        # Need to make a actual copy of the record
        # to prevent altering the message for other loggers
        myrecord = copy.copy( record )
        levelno = myrecord.levelno
        if( levelno >= 50 ): # CRITICAL / FATAL
            color = '\x1b[31;1m' # red
        elif( levelno >= 40 ): # ERROR
            color = '\x1b[31m' # red
        elif( levelno >= 30 ): # WARNING
            color = '\x1b[33m' # yellow
        elif( levelno >= 20 ): # INFO
            color = '\x1b[32m' # green
        elif( levelno >= 10 ): # DEBUG
            color = '\x1b[35m' # pink
        else: # NOTSET and anything else
            color = '\x1b[0m' # normal
        myrecord.msg = (u"%s%s%s" % (color, myrecord.msg, '\x1b[0m')).encode('utf-8')  # normal
        logging.StreamHandler.emit( self, myrecord )

Однако, в Windows всё это работать, разумеется, отказалось. И если раньше можно было «включить» поддержку ansi-кодов в консоли добавлением «магического» ansi.dll из проекта symfony куда-то в недра системных папок винды, то, начиная (кажется) с Windows 7 данная возможность окончательно «выпилена» из системы. Да и заставлять юзера копировать какую-то dll в системную папку тоже как-то «не кошерно».

Снова обращаемся к гуглу и, снова, получаем несколько вариантов решения. Все варианты так или иначе сводятся к подмене вывода ANSI escape-последовательностей вызовом WinAPI для управления атрибутами консоли.

Побродив некоторое время по ссылкам, набрёл на проект colorama. Он как-то понравился мне больше остального. К плюсам именно этого проекта ст́оит отнести, что подменяется весь консольный вывод — можно выводить раскрашенный текст простым print u"\x1b[31;40mЧто-то красное на чёрном\x1b[0m" если вдруг захочется поизвращаться.

Сразу замечу, что текущая версия 0.1.18 содержит досадный баг, ломающий вывод unicode строк. Но простейшее решение я привёл там же при создании issue.

Собственно осталось объединить оба пожелания и начать пользоваться вместо традиционных «костылей»:
# -*- coding: utf-8 -*-
import sys
import codecs
import copy
import logging

#: Is ANSI printing available
ansi = not sys.platform.startswith("win")

def setup_console(sys_enc='utf-8', use_colorama=True):
    """
    Set sys.defaultencoding to `sys_enc` and update stdout/stderr writers to corresponding encoding

    .. note:: For Win32 the OEM console encoding will be used istead of `sys_enc`
    """
    global ansi
    reload(sys)
    try:
        if sys.platform.startswith("win"):
#... код, показанный выше
        if use_colorama and sys.platform.startswith("win"):
            try:
                # пробуем подключить colorama для винды и взводим флаг `ansi`, если всё получилось
                from colorama import init
                init()
                ansi = True
            except:
                pass

class ColoredHandler( logging.StreamHandler ):
    def emit( self, record ):
        # Need to make a actual copy of the record
        # to prevent altering the message for other loggers
        myrecord = copy.copy( record )
        levelno = myrecord.levelno
        if( levelno >= 50 ): # CRITICAL / FATAL
            color = '\x1b[31;1m' # red
        elif( levelno >= 40 ): # ERROR
            color = '\x1b[31m' # red
        elif( levelno >= 30 ): # WARNING
            color = '\x1b[33m' # yellow
        elif( levelno >= 20 ): # INFO
            color = '\x1b[32m' # green
        elif( levelno >= 10 ): # DEBUG
            color = '\x1b[35m' # pink
        else: # NOTSET and anything else
            color = '\x1b[0m' # normal
        myrecord.msg = (u"%s%s%s" % (color, myrecord.msg, '\x1b[0m')).encode('utf-8')  # normal
        logging.StreamHandler.emit( self, myrecord )

Дальше в своём проекте, в запускаемом файле пользуемся:
#!/usr/bin/env python
# -*- coding: utf-8 -*-
from setupcon import setup_console
setup_console('utf-8', False)
#...

# или если будем пользоваться раскрашиванием логов
import setupcon
setupcon.setup_console()
import logging
#...
if setupcon.ansi:
    logging.getLogger().addHandler(setupcon.ColoredHandler())


На этом всё. Из потенциальных доработок осталось проверить работоспособность под win64 python и, возможно, добаботать ColoredHandler чтобы проверял себя на isatty, как в более сложных примерах на том же StackOverflow.

Итоговый вариант получившегося модуля можно забрать на dumpz.org
Tags:
Hubs:
+49
Comments 35
Comments Comments 35

Articles