Дневник репатриантов: как мы подняли 1 млн. $ инвестиций за шесть недель (и отдали менее 15%)

    На UpStartConf – секции о рынке инвестиций и стартапов в рамках РИФа-2011 основатели Островок.ру рассказывали о том, как привлечь в Рунет мировых инвесторов.

    Эксперты, инвесторы и IT-предприниматели Рунета сошлись в едином мнении, что на российском интернет-рынке нет публичных кейсов стартапов, нет обучения для начинающих веб-предпринимателей, что неблаготворно влияет на рынок. В этом посте репатрианты Кирилл Махаринский и Сергей Фаге презентуют кейс по привлечению инвестиций на примере проекта Островок.ру

    Стартапам в России посвящается

    Одна из вещей, которую мы заметили после возвращения из Кремниевой Долины в Россию, было то, как много российских стартаперов (часто очень талантливых людей) испытывают трудности в процессе привлечения начального финансирования.

    Мы решили поделиться своим опытом и написать серию постов для хаброчитателей. В первом посте мы представимся, опишем этапы поиска инвестиций и процесс привлечения миллиона долларов на создание Островка за 6 недель. Мы надеемся, что наш опыт поможет тем людям, которые готовятся к запуску стартапа в России. И что это будет полезно для развития локальной экосистемы стартапов.

    О нашем проекте

    Ostrovok.ru – это продукт, цель которого помочь российским пользователям в процессе заказов номеров в отелях по России и всему миру. Мы начали со списка лучших предложений и скоро запустим полноценную систему бронирования отелей. Наши основные конкуренты это travel агенты в оффлайне. Наш главный он-лайн конкурент это booking.com, но мы надеемся создать более качественный user experience для российских путешественников.

    Работать мы начали совсем недавно (и знаем что продукт сейчас далек от идеала), поэтому если вы заметили какие-то ошибки – критикуйте, и мы сделаем его еще лучше!

    image

    До Островка мы работали над собственными интернет-проектами в Кремниевой Долине. Кирилл основал Quid, компанию в сфере анализа данных, которая привлекла финансирование от основателя PayPal Peter Thiel, до этого работал в Slide (разработчик социальных приложений #1 в мире на тот момент) и учился в Оксфорде. Я(sergef) основал видеокоммуникационную компанию TokBox, которая привлекла $26 миллионов от Sequoia Capital и других инвесторов, а до этого работал в Google в Калифорнии и учился на MBA в Стэнфорде.

    Сервис для онлайн-бронирования отелей Островок.ру мы основали в 2010 году и привлекли более 1 млн. долларов инвестиций от основателей и инвесторов лидеров мировой онлайн-туриндустрии, среди которых Kayak.com, ITA Software, Booking.com и Qunar.com.

    Шаг 1. Теория

    image

    «In theory, theory and practice are the same. In practice, they are not» — Albert Einstein

    Этап первоначального привлечения инвестиций называется «seed round» или «angel round» и выглядит он следующим образом.

    — Наиболее типичные инвесторы — это индивидуальные инвесторы с опытом в сфере высоких технологий. Менее распространённый тип инвесторов — это венчурные компании, которые хотят инвестировать в мелкие сделки. Также это могут быть ваши родственники или друзья. Старайтесь держаться подальше от инвесторов, которые не имеют опыта инвестирования или которых не знаете вы, ваши родственники или друзья – с ними будет трудно иметь дело.
    — Типичная сумма первоначального финансирования – это $100,000-500,000. Привлекать менее чем $100,000 бессмысленно, потому что этого недостаточно для достижения следующего этапа финансирования. Брать более чем $500,000 очень сложно, так как компания еще недостаточно развита.
    — Типичный процент, который Вы будете отдавать инвесторам составляет от 10% до 30% акций компании, в идеале — менее 20%. Никогда не отдавайте более 30% за начальное финансирование. Вот более подробное объяснение, почему этого нельзя делать.
    — Есть масса форм структурирования сделки, которые можно использовать для получения инвестиций. Лучший способ — конвертируемый долг (займовые вложения, впоследствии превращающиеся в акции). Вот очень детальное объяснение, почему это идеально для стартапа.

    Шаг 2. Подготовка

    image

    «Fortune Favors The Prepared Mind» — Louis Pasteur

    Мы вернулись в Россию в июле 2010 года с планом сделать стартап в области e-commerce. В августе мы потратили 3 недели и провели изучение индустрий, которые были хорошо освоены в других странах, но не были разработаны здесь. Результат мы свели в таблицу с сопоставимыми компаниями, основными конкурентами, и позитивными / негативными аспектами для каждой такой индустрии. После этого мы выбрали два наиболее перспективных направления из этого списка (онлайн торговля одеждой / обувью/ аксессуарами; и сектор онлайн-продаж туристических продуктов) и проанализировали их более подробно на последующей неделе.

    31 августа мы приняли решение концентрироваться на travel-сегмент и сделали 12-ти слайдовую презентацию для потенциальных инвесторов. Презентация содержала в основном текст, там почти не было графики и изображений, не было бизнес-плана и финансовой модели. Для хорошего примера того, как составлять инвестиционную презентацию, см блогпост 10-20-30 от Гая Кавасаки. Составление полного бизнес-плана и финансовых моделей на столь ранней стадии, как правило, пустая трата времени, потому что все будет очень быстро меняться. На данной стадии важно понимать и демонстрировать (а) как растет рынок, (б) отсутствие идентичных решений, (в) привлекательность бизнес-модели, и (г) почему именно ваша команда преуспеет на этом рынке.

    В течение августа мы начали работать с адвокатом в Лондоне, Chris Grew at Orrick Herrington & Sutcliffe. Его фирма была основным юристом Facebook и множества других успешных технологических компаний. Нас познакомил друг, который ранее пользовался их услугами для своего стартапа. Они согласились с нами работать, и отложить оплату их услуг до момента когда мы получим инвестиции в размере $ 3 млн. или более. Если не получим, мы ничего не должны. Это очень распространенная форма сотрудничества и технологические юридические фирмы это практикуют. Chris и его команда создали (а) юридическую структуру (в штате Делауэр в США, поскольку это место наиболее знакомо для наших инвесторов) (б) документы для инвесторов.

    Параллельно мы составили список целевых инвесторов. Это был файл Excel из 20 инвесторов, которых знал хотя бы один из нас. Затем мы расставили приоритетность инвесторов –определили, с кем будем говорить в первую очередь, а с кем — потом. Мы также согласовали конкретные сроки для рассмотрения каждого инвестора.

    Шаг 3. Привлечение инвесторов

    image

    «Always Be Closing» — Glengarry Glen Ross

    Первым нашим инвестором стал Naval Ravikant, основатель Angel List Более подробная информация о них в посте на TechCrunch. Мы выбрали его, потому что он имеет отличную репутацию и авторитет среди инвесторов.

    У нас состоялся разговор в Skype, где мы описали российский рынок и то, что мы хотим делать. Он согласился инвестировать еще до конца звонка. Мотивами к этому послужило в первую очередь то, что Россия — наименее конкурентный большой рынок в мире (с т.з. электронной коммерции). Во-вторых его привлекла наша команда. Получение этих первых инвестиций было самым важным этапом во всем процессе.

    Как только мы получили его устное согласие, мы обратились к следующим 15-20 инвесторам, аппелируя к тому, что Naval уже дал согласие. Многих инвесторов это заинтересовало, однако трудно перевести интерес в формальное подписание документов без дополнительной мотивации.

    Мы предложили более выгодные условия для тех, кто решится быстрее, и дополнительно мотивировали инвесторов когда кто-то другой соглашался. Каждый раз, когда у нас появлялись новые договоренности, мы давали об этом знать всем другим инвесторам, с которыми шло общение, тем самым подталкивая их включаться в проект. Спустя примерно 4 недели, мы собрали довольно большой пул инвесторов, и каждый следующий шаг был легче, чем предыдущий. Ничто так не толкает инвесторов, как действия других инвесторов. Вот еще один пример стартапа который провел похожий но более длительный процесс.
    Каждый раз, когда кто-то соглашался, мы сразу же просили их подписать документы и отправить деньги (независимо от того, что делают все остальные инвесторы). Это очень важно, так как каждый день задержки снижает вероятность подписания. Как говорит Алек Болдуин, Always Be Closing.

    Резюме: выбрать нишу для стартапа – найти первого инвестора с хорошей репутацией – общаться со многими инвесторами (в 3-4 раза больше, чем вам нужно) – «давить на них» – доводить до конца каждую сделку.

    Следующий хабрапост

    Вопрос в том, как это все полезно для вас, если у вас еще нет первичных связей и репутации с точки зрения инвесторов? В следующем посте мы постараемся описать, как найти эти ключевые связи и выстроить доверие с нулевого старта в России, а также описать ключевые ошибки которые мы совершили.
    Ваши вопросы?
    Метки:
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Комментарии 129
    • +6
      Если это не секрет, то окупились ли ваши компании Quid и TokBox? Приносят ли они дивиденды сейчас?
      • 0
        Обе компании недавно закрыли серьезное доп. финансирование и продолжают развиваться, но это частные компании и мы не можем комментировать конкретные финансовые результаты.

        Кстати, стартапы в Силиконовой Долине почти никогда не платят дивиденды а реинвестируют в рост.
        • +10
          > Обе компании недавно закрыли серьезное доп. финансирование и продолжают развиваться, но это частные компании и мы не можем комментировать конкретные финансовые результаты.

          Но вы, тем не менее, можете говорить, сколько было вложено, хоть это и частные компании.

          > Кстати, стартапы в Силиконовой Долине почти никогда не платят дивиденды а реинвестируют в рост.

          Вся прибыль идет в рост? Как так? А жить на что?

          Я объясню свои вопросы. По рассказу сложилось впечатление, что вы — ребята, которые крутитесь в правильной среде, в которой деньги делают деньги за счет новых и новых инвесторов.

          К сожалению, пока действительно непонятно, как ваш опыт может помочь людям, которые живут в России и не имеют связей вроде ваших.

          Тем не менее, пишите еще. Все-таки интересно, как такие дела проворачиваются ;)
          • +1
            > Вся прибыль идет в рост? Как так? А жить на что?

            Дивиденды это совсем не операционные траты (в т.ч. зарплата).
            • +2
              Я (надеюсь) примерно представляю, что такое дивиденды.

              Т.е. основатели получают деньги в виде зарплаты?

              (дальше мысли вслух)

              Вообще, это все довольно странно. Насчет нашего продукта обращались к нам несколько инвесторов. У них было требование по темпам роста прибыли, а также по абсолютным показателям по прибыли (скажем, $250.000 в квартал).

              Но если все деньги, что зарабатываются, вкладываются в рост и/или уходят на з/п, то прибыль получается нулевая…

              Еще тут надо вспомнить, что налогообложение дивидендов и зарплат разное, и вроде как получать дивиденды выгоднее.
              • 0
                Ежегодно собрание акционеров компании принимает решение о распределении прибыли. Она может реинвестироваться в развитие компании, или пойти на выплату дивидендов акционерам. Либо и то, и другое — в оговоренных пропорциях.
            • +1
              Просто то что мы говорим публично это то что компании опубликовали в открытом доступе. А детальную финансовую информацию они не публикуют, значит мы ее тоже публиковать не можем.

              Прибыль идет в рост потому что изначально важно достичь серьезной масштабируемости. Оптимизация маржи и доходов обычно приходит позже. Простой пример: PayPal потратил сотни миллионов долларов до выхода на прибыль. Сегодня их бизнес стоит десятки миллиардов. Если бы пытались сразу быть прибыльными, никогда бы не преуспели. Аналогично см. Facebook, YouTube, даже Google несколько лет был финансово убыточным.
              • +1
                > Прибыль идет в рост потому что изначально важно достичь серьезной масштабируемости. Оптимизация маржи и доходов обычно приходит позже. Простой пример: PayPal потратил сотни миллионов долларов до выхода на прибыль.

                А можете рассказать, в этом примере что значит «масштабируемость»?..

                Спасибо :)
                • +8
                  Очень упрощенный и не технический пример:

                  Если у компании есть 10 клиентов, она может получить цену от отеля в $100 за комнату и продать ее за $120 клиенту. Косты $10 на среднюю транзакцию, прибыль $10*10 = $100

                  Если у компании 10 миллионов клиентов, она может получить цену от отеля в $80 за комнату и продать ее за $82 клиенту. Косты $1 на среднюю транзакцию, прибыль $1*10,000,000 = $10 млн.

                  Все клиенту переходят в компанию 2 за счет ее масштаба. Конкурентам очень сложно начать новую компанию. Поэтому важна не прибыль как можно быстрее, а достижение масштабируемости.
                  • 0
                    наверное не масштабируемость, а оборот?
              • +1
                Получить связи в «Ангельской» тусовке довольно просто — это вопрос человеческого общения и посещения этих тусовок. А основная мысль «при работе с инвестором нужна настойчивость» — кажется универсальной.
              • –2
                Не знала, что финансовые результаты являются секретом. Это необходимая информация для кредиторов и остальных контрагентов, и она должна быть публичной.

                В налоговой тоже можете сказать, что у вас частная компания, и вы не собираетесь им ничего раскрывать. Я думаю, они оценят ваше чувство юмора.
                • +1
                  Есть частные компании, в которых отчет о прибыли в закрытом виде предоставляется ограниченному кругу инвесторов (совладельцам), а есть публичные — там акции находятся в свободном обращении (на бирже) — и компания должна публично отчитываться о своих результатах для того, чтобы её акции котировались.

                  Финансовые результаты — это информация «не для всех». Естесс-но, налоговая и инвесторы её знают, но они не имеют права её разглашать.
                  • 0
                    Есть разные уровни секретности. Даже налоговая имеет право знать только то что ей положено по закону. Пример: если налоговая прийдет и попросит финансовые данные о стоимости за клик каждого ключевого слова в чьей-то рекламной кампании то им ничего никто не даст.
                    • 0
                      Речь шла о финансовых результатах.
              • +6
                Островок уже вышел на окупаемость (и возврат долгов) или пока развивается на деньги, полученные от инвесторов?
                Проекту не два-три месяца, интересно как быстро он с нуля дойдёт/дошёл до принесения прибыли…
                • +4
                  Мы планируем реинвестировать в рост. И у нас и у наших инвесторов очень долгосрочное видение компании (минимум 5-7 лет).
                • +8
                  Очень интересно и познавательно! Спасибо!
                  Вы говорите, что инвесторам отдаете от 10% до 30% акций. Каким образом эти проценты делятся между инвесторами? Существует какая-то стандартная схема или вы практиковали индивидуальный подход?
                  • 0
                    зависит от того кто сколько вкладывает. например если вы привлекли $200,000 за 20% компании от двух инвесторов ($50т и $150т) то один получает 5% а второй 15%.
                    • 0
                      Это логично, но ведь вы не одновременно встречались с инвесторами, чтобы можно было сразу раскидать между ними проценты. Получается вы заранее собирались привлечь $1 млн и знали сколько хотите получить от каждого инвестора и сколько акций готовы отдать за это?

                      Мне всегда казалось, что на этапе привлечения из инвесторов вытягивают как можно больше — косвенно вы подтверждаете, когда подогревали у инвесторов интерес к проекту, сообщая о новых инвестициях. Или все же цель была $1 млн?
                      • 0
                        там не совсем так все работает, в итоге все инвесторы консолидируются в один раунд. Почитайте про финансирование через «Convertible Note.» мы может тоже опишем детально в другом посте.
                  • +1
                    Почему вернулись в Россию?
                    • +6
                      Forbes брал интервью у Сергея. Там был такой вопрос, а также другие вопросы, которые, возможно, могут повториться здесь.
                    • +1
                      очень интересно! Спасибо за подробное изложение!
                      • +7
                        Обидно, что бизнес-моделью во всей этой стартап-шумихе является раскрутить инвесторов на деньги, а не разработка действительно полезного и нового проекта.
                        • +3
                          Почему Вы считаете, что Островок.ру не является действительно полезным проектом?
                          • +3
                            Потому что вы сами перечислили кучу аналогов и ваш проект от них ничем не отличается. Я не знаю, что такое user experience для соотечественников. Для них и так есть экспириенс в виде множества сайтов туристической направленности, в т.ч. предоставляющих услуги бронироания.
                            • +1
                              В этих аналогах не решено много критичных проблем для России. Например то что в СНГ более 10,000 отелей а в самой развитой системе бронирования всего 1,500.

                              Если Вы считаете что подключить остальные 8,500 очень легко, приглашаю в нашу команду продаж :)
                              • +1
                                Подключить — это еще ладно. Надо будет еще доказать, что это — именно то, что надо клиенту.

                                Кажется, это не так тривиально.

                                Допустим, я хочу отправиться из Питера в… ну в Ярославль. booking.com мне кучу отелей выдает. Так… А в Якутск. Во, не выдает!

                                Т.е. важно не столько количество отелей, а покрытие городов.
                                • 0
                                  очень хорошие комментарии но это уже более сложный разговор про оптимизацию бизнеса. про это как-нибудь в другой раз напишем.
                                  • 0
                                    Не пойму какая у вас «фишка». Инвесторы не могли вложиться просто в «русский букинг.ком». Так ваша основная цель это подключать к вашей букинг-системе отели у которых пока еще нет своих букинг-систем?
                                    • 0
                                      фишка — команда
                                • +1
                                  Я не гвоорю что ваш проект никому не нужен, нет. Любую уже существующую идею можно взять, отполировать до блеска и превратить в драгоценность.

                                  Но нужно четко проводить грань между созданием пусть тяп-ляп сработанного, но чего-то нового и ценного уже именно этим и подобной полировкой имеющихся бизнес-моделей.

                                  В этом нет ничего плохого, если вы четко осознаете собственную цель как полировку и поступаете сообразно ей. Более того, в достаточно развитой индустрии это по сути является единственной реальной бизнес-моделью. Но это по сути не является классическим стартапом, как мало кто называет стартапом строительство жилого комплекса или магазина.
                                  • +1
                                    тогда VKontakte не стартап (полировка FB), FB не стартап (полировка Friendster), Friendster не стартап (полировка Geocities) и.т.д.

                                    это уже философский вопрос, я не квалифицирован на него ответить :)
                                    • +4
                                      В моем понимании классический стартап это группа единомышленников в гараже без капитала, которая создает что-то новое. Далее можно добавить разделение на стартапы с уникальной идеей, стартапы на раннем этапе развития идеи и стартап- клоны. Первые по сути первопроходцы, часто они не живут достаточно долго и могут мигрировать/вливаться в другие проекты, те кому удается своевременно меняться становятся большими и дорогими (Google). Стартапы на раннем этапе развития идеи по сути имеют полное право на жизнь, так как они видят дорогу, видят ошибки и видят реакцию рынка — это бесценный опыт он часто позволяет создать действительно конкурентный продукт, здесь чаще всего выигрывает тот у кого лучше команда (Facebook). Стартапы-клоны это либо локализованные версии, как вы говорите с user experience :), либо попытка повторить чужой успех. Часто они обречены на роль царька в своем болоте или погибают на этапе внедрения новых идей не в русле (из-за противодействия рынка и стереотипов). Немногим удается сделать что-то стоящее, ключевой фактор в квадрате — команда, без гениев нечего и соваться (Vkontakte).
                                      Ваш пост не про стартап и не про Россию. Есть наработки, опыт создания компаний, получения инвестиций, выпуска продукта, его продажа и окупаемость. + Зарубежное образование, связи и скорее запас на черный день если что. Вам дали инвестиции не дослушал разговор по скайпу, не за идею, а за команду! Российские стартаперы не имеют и 10 доли подобного преимущества и все это на ужасающем фоне российского рынка и бизнеса. Но у вас надеюсь все получиться, хотя конечно бы хотелось увидеть от такой команды не очередной клон, а что-то реально новое и полезное (booking со временем сам бы пришел в Россию).
                                      Напоследок вопрос: По собственному опыту не подскажете по ключевым затратам внутри стартапа, их распределение по этапам и на что действительно стоит тратить деньги и что можно купить потом? Расскажите как бы вы на основе опыта создавали стартап с нуля (особенно про планирование разработки).
                                      • 0
                                        Сложный вопрос, зависит от компании. Если в общих чертах то затраты обычно идут на ФОТ (в основном разработка и продажи) и на маркетинг.
                            • +1
                              Нам совершенно не нужно «раскрутить инвесторов на деньги.» Мы строим компанию которая принесет пользу нашим клиентам.

                              В создании наиболее успешных/полезных компаний обычно задейстовано много времени и денег.
                              • 0
                                Абсолютно согласен.
                                Ручная агрегация пакетных туров, без возможности онлайн заказа — это прошлый век.
                                Посмотрите на ЧипТрип, ребята без сайта за 1 млн раскрутились и работают со скоростью недоступной почти никому. Увидел тур в ленте, написал письмо и все — тур твой, а горячие предложения уходят за 3-4 часа. Да, конечно, надо до этого внести аванс (депозит), но это гарантия нужна обеим сторонам.
                                • 0
                                  Почему сайт за миллион? Миллион привлекается в бизнес, а сайт лишь один из активов.
                              • +1
                                Ваша презентация, которую вы демонтрировали потенциальным инвесторам не выложена в свободном доступе?
                                • 0
                                  Пока нет, но в нашем следующем посте мы включим часть информации из нее.
                                • +2
                                  Я правильно понял, что ваш конкурент Booking.com вложился в ваш проект? Если да, то зачем это делается? Извините за возможно глупые вопросы, в инвестировании не силен.
                                  • +1
                                    В нашем развитии участвует не компания-конкурент а один из их основателей (который ее продал несколько лет назад).
                                  • +8
                                    Меня интересует практическая сторона ваших рекомендаций применительно к Российским реалиям. А именно, что делать тем, у кого нет за плечами своего многомиллионного бизнеса, обучения на MBA в штатах и знакомых-друзей бизнес-ангелов из силиконовый долины?

                                    Ведь не секрет, что устроить на работу с ЗП в 1 500 000$ очень просто, надо всего лишь получать на предыдущем месте работы как минимум 1 000 000$…

                                    • +1
                                      Да, мы понимаем что самое важное о чем мы можем рассказать это о том как достичь данных результатов стартуя с нуля в России. Планируем написать столь же подробный пост на эту тему в ближайшие пару недель.

                                      Возможность есть, мы видели несколько компаний которые это успешно сделали. Позитив присутствует :)
                                      • +4
                                        Эээ, как же вы сможете рассказать? Ведь нельзя отбросить знакомства, связи, образование.

                                        Я думаю, что надо тогда начинать рассказ вот так. Хотите привлечь деньги инвесторов? Итак: первым делом уезжайте из России пока вы еще студент, учитесь в США, заводите связи. Создайте пару-тройку компаний, покрутитесь в этой среде.

                                        И вот тогда вы сможете привлечь миллион долларов за полтора месяца.
                                        • 0
                                          В принципе Вы правы. мы планировали поделиться тем что видели у других компаний здесь, а также нашим видением потенциальных решений.

                                          Ну и тем опытом который был когда делали это все в первый раз в США, там тоже в первый раз сложно :)
                                          • +2
                                            > мы планировали поделиться тем что видели у других компаний здесь, а также нашим видением потенциальных решений.

                                            Ну т.е. рассказ про чужой опыт ;)

                                            > Ну и тем опытом который был когда делали это все в первый раз в США, там тоже в первый раз сложно :)

                                            А там у вас за плечами был универ и связи. И дело было в США, а мы сейчас в РФ.

                                            Это все увлекательно, я не спорю, но, увы, лично мне это не поможет, хотя я и занимаюсь вроде как IT бизнесом.
                                          • 0
                                            >> И вот тогда вы сможете привлечь миллион долларов за полтора месяца.
                                            И вот тогда вы сможете привлечь миллион долларов за полтора месяца. После того, как вы все это провалите через пару другую лет, и вас сожрут местные акулы, приезжайте снова в Россию с широкой импортной улыбкой (64 зуба) и обещаниями, какие замечательные деловые советы можно будет получить от Вас в обмен на пустяшную долю в нефтяном бизнесе.
                                          • 0
                                            Вы меня заинтересовали. Буду ждать.
                                          • +1
                                            Об этом отлично рассказно в книге Ричарда Брэнсона «К черту все. Берись и делай.»
                                          • 0
                                            >Наш главный он-лайн конкурент это booking.com…
                                            Хотел найти на островке отели в Стокгольме. Ничего не вышло. Это возможно без регистрации, как на booking?
                                            • 0
                                              как пишем в посте, наш полноценный продукт бронирования отелей будет запущен скоро.
                                              • 0
                                                Спасибо за ответ. По остальным аспектам сайта вопросов не имею. Возможно, летом, планируя поездку, буду бронировать у вас. Еще раз спасибо за ресурс.
                                            • 0
                                              вы пишите, что подняли более 1 млн. долларов инвестиций за менее 15% акций компании. при этом обращались к примерно 20 инвесторам.
                                              допустим, половина из них согласилась. тогда получается, что в среднем каждый из них проинвестировал в вас по 100 тысяч долларов всего за 1-2%. как это согласуется с тем, что типичная ситуация — от 10% за сумму от 100 тысяч?

                                              и второй вопрос. насколько это целесообразно обращаться сразу ко многим инвесторам? почему не делать это, например, последовательно, когда кончаются деньги предыдущего? )
                                              • 0
                                                Про «типичную ситуацию» я имел ввиду на весь раунд а не на каждого инвестора. Если раунд за 20%, то инвестор i получает n% от 20%, где n = 20%*$i/$round

                                                Если речь про то что у нас больше чем «типичная ситуация» то это зависит от того как смогли договориться. По этому и хорошо с многими сразу — таким образом создается конкуренция между инвесторами.
                                              • 0
                                                Молодцы! Сайт понравился, и идея хорошая! Тут же захотелось слетать куда-то :)
                                                А лучшие предложения из Украины (предпочтительнее Харьков) когда будут или как посмотреть?
                                                • –4
                                                  Мдя… Еще один сайт от которого надо держаться подальше.

                                                  Я много путешествую и практические всегда самостоятельно, без пакетных туров и стараюсь избегать любых систем бронирования где хоть немного есть намек на русский язык. Вот такая вот фобия. :)
                                                  1 Расскажите мне что Ваш сервис сможет мне предложить против связки:
                                                  * Поиск и бронь — hotelcombined.com
                                                  * Отзывы и оценки — Tripadvisor.com, forum.awd.ru
                                                  2. Зачем на сайте пакетные туры (Еги 5*, все включено), которые нельзя забронить в онлайне? Или уже появились настолько продвинутые «посредники», тк большинство турфирм — это просто убогие посредники?

                                                  3. Главный конкурент booking? :) Сайт раскручен, но ценник часто заряжен.

                                                  4. Где тут закопан $1 млн ?!
                                                  • 0
                                                    1., 2., 3. как я упоминал в посте, полный продукт про который мы говорим будет запущен скоро. Тогда посмотрим :)

                                                    4. то что у нас есть деньги не значит что мы их все потратили (или планируем потратить) на сайт.
                                                    • 0
                                                      удачи, но имхо — это клон проф.сайтов с отличной репутацией.
                                                    • –3
                                                      ну да… нагадить в карму — это святое :)
                                                    • +1
                                                      Немного поехала верстка на странице при прокрутке, смотреть на левое боковое меню: «Обзор», «Детали», «Документы».
                                                      • 0
                                                        Не вижу, в чем там проблема. Chrome 11, Win XP.
                                                        В том, что дергается панель с боковым меню? Это лечится, у темы был обзор скрипта.
                                                        В том, что иногда серая плашка с фоном может стать посередине слов «Детали» и «Документы»? Все правильно, потому что она движется пропорционально позиции показанного контента на странице. Иными словами, если вы читаете между «Детали» и «Документы» — плашка будет стоять так же.
                                                        Было бы неплохо, если вы укажете браузер.
                                                        • 0
                                                          Браузер забыл указать, прошу прощения, Chrome 11, Win 7.
                                                          > В том, что иногда серая плашка с фоном может стать посередине слов «Детали» и «Документы»?
                                                          Именно, в этом, мне показалось это не правильным. Но если это «as designed» — то все ок, хотя выглядит странно :)
                                                          • 0
                                                            Подтверждаю, проявляется когда скроллишь экран вниз.
                                                      • +6
                                                        > Кирилл основал Quid

                                                        > www.quid.com/team.html

                                                        > founders Bob Goodson and Sean Gourley

                                                        Не могу понять, Кирилл — это Bob или Sean?
                                                        • +2
                                                          я тоже обратил внимание, но речь не об этом.
                                                          • 0
                                                            Сначала был YouNoodle — см википедию
                                                            Потом из него развился Quid – см Блумберг

                                                            Кирилл – акционер и той и той компании
                                                          • 0
                                                            Да, это очень интересно.
                                                            • 0
                                                              1. Вы агитируете за convertible notes, при этом в названии топика указана ваша оценка <15% отданных инвесторам. Где подвох, почему сами не воспользовались нотами, а ушли в valuation сразу?

                                                              2. Вы вообще анализировали риски ведения бизнеса в современной России? Операционные риски и жизненные риски для бизнеса (включая частичную и полную потерю), риски для личной безопасности и здоровья себя и ключевых сотрудников?
                                                              • 0
                                                                1. мы делали по convertible notes. но структурировали так что в результате вышло меньше 15%. юридический вопрос.

                                                                2. в нашем мнении это не особенно актуально для электронной коммерции. если бы мы инвестировали в нефтегазовый бизнес мы бы думали по другому.
                                                                • 0
                                                                  Почитал про convertible notes и рассматриваю этот вариант для привлечения инвестиций для своего бизнеса. Не могу сообразить, каким образом вы структурировали сделку так, что появилась оценка компании? В какой момент появилась оценка (в этом же раунде или следующем) и кто ее определил: вы или очередной инвестор?
                                                              • 0
                                                                У меня есть ваша подписка и двух других сервисов. Всё нравится. Но только я падкий очень на красивое оформление и ненавязчивый сервис. А сколько реально на рынке стоит конкретное предложение я не знаю. Очень ленивый, никогда не смотрю, а знать охота для сравнения. Если бы видел разницу, то желание стало кратным.
                                                                • 0
                                                                  И все таки, зачем заниматься локализациями иностранных проектов когда есть возможность сделать нового игрока на глобальном рынке? Допустим, если говорить не о вас, а о сферическом коне в вакууме. А именно плюсы локального проекта над глобальным, кроме отсутствия конкуренции. Понятно, что не у всех хватает денег начать бизнес в буржнете, но если есть такие возможности.
                                                                  • 0
                                                                    и может быть это похоже на сарказм, но я действительно хочу понять людей побывавших и ТАМ и ТАМ.
                                                                    • 0
                                                                      да я почитал статью, там написано что здесь рынок свободный. Но конкуренции боятся — в лес не ходить)))
                                                                      • 0
                                                                        лучше синица в руках, чем журавль в небе, может поэтому?

                                                                        p.s. а где вы локализацию увидели?
                                                                        • 0
                                                                          Мне кажется врядли для ребят это был «дауншифтинг», в том смысле что синица то в руках у них была ввиде реализованных уже в долине проектов, по их словам этим проектом они метятся в журавля

                                                                          P. S. локализация — в смысле перенесения глобального проекта на локальный рынок.
                                                                        • 0
                                                                          дело в том что при начинании нового глобального игрока намного более низкая вероятность успеха по причинам которые мы не можем контролировать (нужно придумывать что-то новое и нести высокие инновационные/продуктовые риски). Тут дело не в конкурентах а скорее в нежелании тратить время с низкой вероятностью успеха.

                                                                          нас интересует строить компанию в которой высокая вероятность достижения капитализации в $1млрд или более. Это то что мы делаем; если посмотреть на online travel в Китае там две компании с капитализацией в более $10 млрд, еще 5 с капитализацией в $1 млрд или более. Россия конечно не Китай, но на пару компаний в нашем целевом сегменте хватит.

                                                                          так что мы здесь потому что тут журавль в руке :)
                                                                          • 0
                                                                            ну ведь логично что есть две кривые, одна возрастает (шансы на успех, отсутствие конкуренции), другая убывает (прибыль). Увеличивая шансы на успех и переводя свой проект в РОссию вы тем самым отрезаете как и конкурентов, так и рынки.

                                                                            Спасибо, в общем я наверное удовлетворил свое любопытство)))
                                                                        • 0
                                                                          Если не секрет, какую зарплату может назначить себе совладелец компании, поднявшей 1 млн?
                                                                          • 0
                                                                            Причем тут зп? Насколько я понимаю, цель сделать так, чтоб капитализация выросла, а дохлд можно получить от продажи долей.
                                                                            • 0
                                                                              Продажа своей доли в бизнесе / выход происходит намного позже. Интересно же какой текущий доход может назначить совладелец бизнеса, если нет например собственного капитала.
                                                                            • 0
                                                                              у нас есть з/п порядка 15 т.р. для формальности. к счастью мы смогли заработать некоторый капитал с предыдущих бизнесов, и нас интересует только долгосрочная капитализация компании.
                                                                            • 0
                                                                              Долгожданная после «Рунетологии» статья.
                                                                              • +1
                                                                                небольшой оффтопик

                                                                                После кризиса 1998 года, мучительного выживания интернет-проектов, нехватки денег не только на новые сервера, но даже на хостинг для старых, отсутствия ясных перспектив, интернетчики вдруг стали элитой, привилегированной кастой, желанными гостями, людьми, с которыми ищут встречи самые богатые и крутые парни.

                                                                                Это ощущение праздника, удавшейся жизни, бешеного пузырения лёгких денег можно было просто физически почувствовать на интернет-конференциях 2000 года, где российские интернетчики съезжались, чтобы лично рассказать за стаканом мартини, кто сколько венчурных денег срубил, кто какого инвестора зацепил.
                                                                                • +2
                                                                                  Собственно очень хочется почитать про «самое начало». То есть когда нет никаких связей и не очень ясно куда вообще сунуться со своими проектами, идеями и, может даже, прототипами.
                                                                                  Судя по тому где и как вы работали до островка — с этим делом у вас проблем не было, вам давали приличные инвестиции под минимальный процент без особых вопросов. Что делать человекам без авторитета? :)
                                                                                  Спасибо
                                                                                  • 0
                                                                                    На всякий случай: да, я видел похожий комментарий выше, просто чем больше просьб подобного рода, тем выше мотивация у автора. Ну, в теории. :D
                                                                                  • +5
                                                                                    Краткое содержание статьи

                                                                                    Мы крутые парни.
                                                                                    Мы знаем других крутых парней.
                                                                                    Поэтому мы получили крутые бабки.

                                                                                    У нас пока все проще. Ходят тут всякие инвесторы, предлагаю 10-20 тысяч на прототип за половину фирмы и сетуют на то что прототип могли бы сделать и бесплатно.

                                                                                    На самом деле интереснее всего было бы почитать переводы тех самых ссылок на quora которые вы дали.
                                                                                    • +1
                                                                                      Дополнение.

                                                                                      Мы тут такие крутые решили, что в америке ловить нам больше нечего и пришли в вашу гребаную рашку с тем, чтобы принести вам, далеким от hotels, booking и expedia, свет истины и труЪ сайт.

                                                                                      Мы крутые парни.
                                                                                      Мы знаем других крутых парней.
                                                                                      Поэтому мы получили крутые бабки.
                                                                                      Финале)
                                                                                      • 0
                                                                                        Во-первых мы нигде в статье не говорим что мы «крутые.» Вся информация которая там включена является актуальной для темы статьи.

                                                                                        Во-вторых дело не в том что люди «далекие от hotels, booking и expedia» а в том что эти самые hotels, booking и expedia далекие от России и не имеют адекватного локального контента с т.з. отелей и авиаперелетов актуальных для людей из нашего региона. Также не имеют локального контактного центра, локальных платежей, правильного использования локальных маркетинговых каналов и.т.д.
                                                                                        • 0
                                                                                          Хотел бы добавить, так как тоже кое-что понимаю в этом — тоже делаю travel стартап по гостиницам. Правда в штатах, и с совершенно другой бизнес-моделью.

                                                                                          Здесь очень важно застолбить место в снг. Пока здесь не очень много гостиниц имеют свои booking-системы, в отличие от запада. Потому подключив их через свою букинг систему и вывев на рынок онлайн-бронирования, островок сразу становится очень аппетитной целью для acquisition. Его может выкупить тот же booking.com, который заранее вложил деньги, тем самым застолбив себе возможность учавствовать в принятии решений. Потому идея правильная, своевременная, это та ниша на рынке которая еще не занята у нас.

                                                                                          Другой вопрос, что со временем все гостиницы будут иметь свои веб-сайты с букингом. И необходимость в travel agents отпадет, так как гостиницам совсем невыгодно платить 15-30% комиссию агенту за то что они могут сделать бесплатно. Останется одна проблема, привести клиента на вебсайт гостиницы. Это то чем мы занимаемся… Рынок изменится со временем, появятся новые игроки, или существующие выкупят новых чтобы остаться на рынке. Но это все тема для более длинного разговора, думаю к тому времени островок уже выкупят :)
                                                                                    • +6
                                                                                      Интересный материал — приведено описание реального (если не считать, что автор преднамеренно вводит аудиторию в заблуждение) процесса получения финансирования, что редкость у нас.
                                                                                      Другое дело, что оно способно вызвать баттхёрт как у российских как бы инвесторов и организаторов стартап-тусовок, так и у начинающих предпринимателей.

                                                                                      У первых — т.к. показывает вторым модель, отличающуюся от популярных сейчас каруселей и хороводов, где стартаперы скороговоркой рассказывают друг другу, нескольким загадочным экспертам и глубоко законспирированным инвесторам про свои проекты, при этом их учат, что чуть ли не главное — это имитировать оргазм в виде элевейтор питчей, экзекьютив саммари, презентаций и бизнес-планов.

                                                                                      У вторых — потому, что описанный способ как бы намекает, что без связей, образования, бэкграунда и денег шансы выйти на нормальный путь очень низки, и надо либо этим обзаводиться, либо принимать правила каруселей и хороводов, приведенные выше.
                                                                                      • +2
                                                                                        По поводу первых, с удовольствием им создадим максимальный баттхёрт так как то что здесь происходит (40% за $50,000 и.т.д.) это наглое, неэтичное наживательство.

                                                                                        По поводу вторых, ситуация действительно сложная но видны некоторые позитивные тенденции. Надеемся они будут продолжаться :)
                                                                                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                          • +1
                                                                                            советую почитать матчасть или хотя бы комментарии, все уже достаточно ясно разжевано.

                                                                                            Специально для тех, кто в танке шахте — инвесторы дают деньги, взамен получают процент акций в будущей компании, который они смогут реализовать (продать) через некоторое время, если компания будет чего-то стоить. Больше никто никому ничего не должен (в данном варианте). Выгода им в том, что деньги (довольно смешные, по их меркам) не висят, а работают, соответственно, если хотя бы один из пяти стартапов выгорит и будет стоить хотя бы больше $M100, они получат неплохую прибыль.
                                                                                            В карман руководства при должном управлении не попадает ничего, скорее наоборот, в случае крайней необходимости на какие-то текущие расходы может руководство и потратиться. З/п при так называемой американской системе составляет $0. Остальное — бонусы, в случае успешной деятельности.
                                                                                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                              • 0
                                                                                                бонусы уже потом идут, когда компания выходит на операционную прибыль (обычно больше трех лет проходит)
                                                                                              • 0
                                                                                                а доход хозяев складывается из продажи доли в компании (оставшиеся 80/3% в данном случае)
                                                                                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                                                                                • +2
                                                                                                  Доход стартаперов должен идти из капитализации компании, а не из зарплаты. Вам все равно высокая зарплата не нужна так как вы должны жить и есть в офисе, и ничем больше не заниматься кроме того что строить компанию. Это недорогой образ жизни

                                                                                                  Если хотите отличные условия, зарплату и.т.д. то не начинайте компанию, это не для вас. Лучше приходите к нам в сотрудники, у нас эти отличные условия есть :)
                                                                                            • –5
                                                                                              1 миллион за сайт который обновляется раз в неделю и состоит из одной странички?

                                                                                              да вы молодцы, ребята, хорошо надурили инвесторов))
                                                                                              • 0
                                                                                                Сергей, скажите пожалуйста, а собираетесь ли вы продавать данный бизнес и как скоро? Или это тот самый «большой серьезный бизнес», в котором вы не совершили прошлых ошибок (Tokbox), и которым хотели бы заниматься как можно дольше?
                                                                                                • 0
                                                                                                  Это именно последнее. Мы собираемся работать над этим бизнесом минимум 5-7 лет и продавать не собираемся. Даже если нам сегодня (зачем-то) предложат $100млн., мы откажемся.
                                                                                                • –1
                                                                                                  Ага. Это такой типичный case для российских стартапов: знакомство с Тилем, адвокат в Лондоне, работавший с Facebook :) Вы напоминаете мне наше правительство доблестное своей оторванностью от жизни…
                                                                                                  • +1
                                                                                                    Я вполне осознаю что наш case не актуален для человека который начинает с нуля. Мы постараемся дать полезные советы для этого случая в следующем посте.
                                                                                                  • +5
                                                                                                    Спасибо большое за пост — в Избранном! В каждом абзаце — толковый совет или пример, а также мотивирующая энергия.
                                                                                                    • +3
                                                                                                      Статья полезна всем:
                                                                                                      — талантливым людям и идеям. Им есть над чем работать
                                                                                                      — зарубежным инвесторам. Не занятая ниша Россия и СНГ
                                                                                                      — местным инвесторам. Призадуматься.
                                                                                                      • 0
                                                                                                        Я немного не понял смысла.
                                                                                                        Вы конечно крутые перцы, но например я, делаю стартап и что? Надо поехать в штаты и какими-то путями познакомится с кучей народа, что бы составить список?)
                                                                                                        • +1
                                                                                                          Даже с презентацией — вы говорите — используйте отличный подход 10-20-30. Я согласен, этот подход крутой. Но если я с ним пойду куда-то — меня повесят, расстреляют и закидают помидорами. Хотя может и нет. Надо проверить.
                                                                                                          • +1
                                                                                                            тут не согласен. независимо от того кто вы, если вы умеете излагать сложные идеи в простом формате то это будет намного более эффективно и ваша способность убеждать вырастет.

                                                                                                            «Гений не в том чтобы усложнить, а в том чтобы упростить не потеряв смысла» — мой кривой перевод цитаты Эйнштейна
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Я ж не спорю с этим. Именно поэтому я написал что подход отличный. Но люди не особо к нему привыкли.
                                                                                                        • +1
                                                                                                          TokBox — отличная штука, спасибо за то что сделали ее!
                                                                                                          • +1
                                                                                                            добавьте еще комментарии тех, кто уже бывал в указанных отелях, потому как очень часто подбирают себе отдых исходя из отзывов туристов.
                                                                                                          • +1
                                                                                                            Сергей, Вам бы подымать стартапы у нас. Опыт и связи есть.
                                                                                                            Уверен, народу много бы к Вам потянулось с идеями и проектами.
                                                                                                            Ну и удачи с островком.
                                                                                                            • 0
                                                                                                              Сергей, в вашем списке инвесторов были российские инвесторы?
                                                                                                              • 0
                                                                                                                да но основная масса инвесторов была не из РФ.
                                                                                                              • 0
                                                                                                                > Сервис для онлайн-бронирования отелей Островок.ру мы основали в 2010 году и привлекли более 1 млн. долларов инвестиций от основателей и инвесторов лидеров мировой онлайн-туриндустрии, среди которых Kayak.com, ITA Software, Booking.com и Qunar.com.

                                                                                                                Поясните пожалуйста момент, про Booking.com. Из вашего текста следует, что вы привлекли деньги от ваших главных конкурентов?

                                                                                                                > Наш главный он-лайн конкурент это booking.com

                                                                                                                А вообще спасибо за статью. Очень интересно и очень полезно. Удачи вам и вашим проектам.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Не от них самих. Один из их основателей участвует в процессе. Очень полезно с т.з. знания точно того как работают данные продукты на глобальном уровне, всех лучших практик и.тд. Не совсем ясно было прописано в тексте.
                                                                                                                • 0
                                                                                                                  Сергей, а как определяется стоимость доли? Хотя бы приблизительно. Почему 15% оценили в 1млн, а не 0.5 и не 2?
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    на основании двух моментов:

                                                                                                                    1) примерной рыночной динамики в Силиконовой Долине (там стартапы на посевной стадии с сильными основателями в этом году оцениваются в $3млн — $6млн). Если оценка = $6млн и вы добавляете $1млн то ваша доля = 1/(6+1) = 14.3%
                                                                                                                    2) спроса/предложения. у нас было много инвесторов которые хотели участвовать и мы устроили аукцион — те кто больше заплатили попали в раунд, те кто не были готовы платить больше не попали
                                                                                                                  • 0
                                                                                                                    У вас есть функция Гарантия Цены, те найдете дешевле — вернем разницу.
                                                                                                                    Я, ради интереса, проверил ваши цены на Боготу (мне туда лететь в ноябре) и получилось что разница вашей цены на конкретный отель в топе (его рекомендуете и вы и большинство сервисов) и цены 5 крупных букинг сервисов порядка 30% не в вашу пользу.
                                                                                                                    А сейчас вопрос, как воспользоваться вашей гарантией цены, если в описании есть такое условие:
                                                                                                                    «Более низкая цена должна быть указана в идентичной валюте;», а у вас цены показываются только в рублях?
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Цену в других валютах мы вскоре добавим. А пока, присылайте пожалуйста информацию в других валютах и мы сделаем обмен по официальному курсу ЦБ (или рыночному курсу если ЦБ неприменим к релевантной валюте).

                                                                                                                      Спасибо за Ваш комментарий!
                                                                                                                    • 0
                                                                                                                      Где то на хабре была статья про соц сеть любителей путешествовать на своей машине, так вот там он рассказывал что booking.com с ним договорились о партнерке… И Вам советую найти подобные сайты и интегрировать туда партнерку. Ну и мне процент какой нибудь за совет :) шутка

                                                                                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.