Pull to refresh

Уникальный продукт — преимущество или недостаток для стартапа?

Reading time 4 min
Views 3.9K
Есть два основных пути в мире бизнеса: создать что-то новое и уникальное или скопировать (а если получится — и превзойти) чужой успех. Если бы вы начинали бизнес — какой путь вы бы выбрали? Что-то мне подсказывает, что большинство потенциальных стартаперов — вполне себе романтики, и копирование чужих идей их не очень-то привлекает. Тем более, что и своих оригинальных идей — полна голова, аж крышу сносит, правда?

Так вот, по собственному (не очень богатому, но тем не менее) опыту могу судить: оригинальная идея и уникальный продукт крайне осложняют жизнь стартапу. И вот почему:


На этом пути все ошибки — ваши!

Все знают, что учиться лучше на чужих ошибках. Но где же их взять, если вы делаете что-то уникальное, и до вас никто этой фигней не занимался в принципе? Запасайтесь обезболивающим, пластырем и (увы, главное) деньгами — все шишки и синяки на этом пути достанутся вам.
Любой хоть сколько-нибудь высокотехнологичный проект имеет забавную особенность: каждый день (а то и каждый час) вам придется делать выбор между несколькими возможными вариантами решения какой-то конкретной проблемы. Как в известном «менеджерском» анекдоте про сортировку апельсинов — раз за разом, решение за решением, и вся ответственность — на вас. Знания, опыт, эрудиция, интуиция — помогают, но не гарантируют от неправильного выбора. И не у кого «списать»… А о последствиях можно будет объективно судить ох как не скоро.
И цена почти любой вашей ошибки может оказаться фатальной для стартапа — зато вашим последователям будет легче, ага.

Если это так круто, то почему это еще никто не сделал?

Любимый вопрос потенциальных инвесторов про предложенный вами уникальный продукт. Ну и что будете отвечать? Я-то натренировался за много-много раз и отвечаю обычно что-то вроде: «Этот товар находится на стыке нескольких совершенно независимых областей деятельности. Специалисты в одной из таких областей просто не догадываются, что такой продукт можно сделать относительно легко. Те же специалисты (из другой области), которые об этом догадываются — не видят потенциал этого рынка, т.к. мыслят другими категориями товаров etc». Причем это все — правда (во всяком случае, я искренне так считаю). Но не истина. Ибо истина таится в ответе «а фиг его знает», который почему-то потенциальные инвесторы очень не любят…

Почему ты такой дерзкий?

Как это ни странно, но миром стартапов правит мода. Казалось бы, если все дружно ломанулись инвестировать (например) в купонные сервисы, то шансы каждого отдельного инвестора на успех резко падают, ибо конкуренция зашкаливает. Но вот ведь что забавно: венчурные инвесторы, чья область деятельности по определению связана с немалым риском, сильно рисковать-то и не любят. И если есть выбор — пойти по проторенной дорожке или взять в руки мачете и прорубать себе путь в глухих джунглях — угадайте, что выберет инвестор в большинстве случаев? Вот и открываются практически одновременно десятки почти одинаковых сервисов, а дерзкие выскочки сосут лапу со своими оригинальными идеями.

Гонка за лидером подразумевает, что лидер устает первым

«Мы вложимся в твою идею, а через месяц (полгода, год) её растиражируют подражатели (вариант для товара: „украдут китайцы“) и мы потеряем инвестиции!» — вот и что тут ответишь? В 99% случаев единственное преимущество стартапа-оригинала — это гандикап по времени. Который часто легко отыгрывается, например, бОльшими начальными инвестициями в проект-подражатель. «Уникальная запатентованная технология» — ну-ну. «Кроме нас никто не сможет повторить в разумные сроки» — да ладно!

А кто это купит?

Продукт уникальный? Круто. Значит, рынка для него нет. Вот ведь радость, да (особенно — с точки зрения инвестора)? Рынок тоже придется выстраивать с нуля. Продвижение, ломка стереотипов, дэмпинг — все у вас с вашим уникальным продуктом впереди! Как мне однажды сказал один потенциальный инвестор: «Принесите мне договор о намерениях с крупным оптовиком о покупке большой партии товара — и я проинвестирую в ваш проект!» — ага, любой крупный оптовик прям мечтает вывести на рынок новый уникальный продукт! Т.е. вложиться в региональную рекламу, в дилерскую сеть, сопровождение и сервис на местах и прочие недешевые вкусности, да еще и с немалым риском полного провала — кто же может оценить ёмкость несуществующего на данный момент рынка?

А почем?

Вы — первые на рынке! Практически — монополисты! Мечта? Но есть нюансы.
Товар производится за границей? Значит, на таможне вы — первый с вашим уникальным продуктом, поздравляю. Кто узнает таможенников — начинает любить гаишников (нар.мудр.).
Все знают, что чем больше партия чего-то — тем она дешевле. А первая партия у вас — она как, сильно большая будет? Ну, сами подумайте? Значит, себестоимость задрана… А наши любимые ритейлеры, например, почему-то хотят не меньше 100% маржи. Т.е. задранной получается и розничная цена. Ну и как продажи?
Продаем сервис или софт? «А че так дорого?!» — спрашивают вас. А ответить «дык, не дороже, чем у конкурентов» и не получится — продукт-то уникальный. Зато получится так ответить у ваших последователей и подражателей.

Ещё немного добавить и можно купить...

Уникальный продукт будут сравнивать не с аналогами (их же нет), а с конкурентами из других ниш. Т.е. вашими вечными спутниками станут фразы клиентов «да, у той хреновины нет и половины ваших функций, зато она дешевле почти в два раза!» и (моя любимая) «да если я ещё чуть-чуть добавлю, то могу купить целый/настоящий/самый навороченный ...».

Это не исчерпывающий список, конечно. Да что там, достаточно посмотреть, как на всяческих стартап-сходках инвесторы реагируют на проекты типа «мы представляем новый уникальный продукт» и они же — на «мы сделаем как у ..., но в два раза дешевле!». Так что хотите создать успешный стартап — копируйте, мой вам совет.

P.S. А если хотите получать от своей работы удовольствие, но видеть деньги только по телевизору — плюньте на все то, что я здесь наговорил, и бейтесь головой об стену. Как я. Пока ещё я ни разу не пожалел. «Но мы еще и не доехали!»(с)
Tags:
Hubs:
+112
Comments 55
Comments Comments 55

Articles