Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 2)

    Предыдущая часть: habrahabr.ru/post/118475

    В этой части: подробнее о жизни эникейщика: как устроиться, чем заниматься, чего избегать, к чему стремиться.

    Я откладываю вопрос о «будущем сисадмина» на следующие части — сейчас я сфокусируюсь на том, как начинается карьера. Повторю, опытным администраторам всё это будет казаться либо обидным, либо очевидным — но я достаточно посмотрел за эту весну на людей, которые пытаются «вскочить в индустрию», но у них не получается. Именно для них этот цикл статей. (Я не ощущаю себя достаточно умным, чтобы рассказывать про будущее карьеры для людей, у которых опыта, возможно, больше, чем у меня).

    Вступление


    Примерно до середины 2000ых было два пути стать системным администратором: через путь эникейщика и через профильное высшее образование (обычно, в всякого рода институтах связи). Первое давало много опыта, второе — довольно много знаний (из которых большая часть не нужна). Сейчас появился третий — всякого рода «курсы системного администрирования», которые, реально, тлен и прах (если судить по тому, что знают и умеют те, кто их закончил).

    Я пока сфокусируюсь на первом — а именно, «через эникеи в админы».

    Что должен знать эникей?


    То, что я напишу, вызовет бурю возмущения (во всяком случае, именно такую бурю обычно вызывает текст вакансии с такими требованиями и з/п в 15-17 т.р. (Санкт-Петербург)).

    Нужно: уметь установить виндоуз, починить ей загрузчик, точно знать, где находятся программы, данные пользователей и т.д. (то, что называется «уверенный пользователь windows»). Дальше интеренее: нужно иметь представление об СКС (объяснить, какие пары и зачем переворачиваются в кроссе), знать про маршрутизацию (на уровне объяснить что от чего отделяет маска сети), DNS (на уровне знания про существования RR и способности определить IP по dns-имени в консоли), диагностику сети (знать, что такое пинг и уметь интерпретировать его вывод), нужно иметь какой-никакой опыт с офисными приложениями, уметь читать отлупы почтовых серверов.

    Тяжеловатый список, правда? Последний раз, когда я искал помощника сисадмина, я решил не сдаваться и остановился именно на таком уровне. Нужно сказать, человек таки (через 3 недели) нашёлся.

    Итак, первое — это знания. Где их получить? Видимо, дома. Внимательно думайте что делаете, старайтесь разобраться «почему». Каждая переустановка windows с нуля — ваш проигрыш.

    Второе — адекватность. Свободный график, поблажки по времени работе — это удел админов. Эникейщик должен быть вовремя (и никого не волнует маршрутка в пробке), он должен быть приветлив к пользователям, он должен владеть русским языком и более-менее письменным этикетом (чтобы отвечать на письма внутри компании вменяемо).

    Собеседование


    Для того, чтобы попасть(ся) на работу, нужно пройти собеседование. Бывают разные компании, как вести себя в ситуации HR-дурочки или гендиректора в роли собеседующего я не знаю, но вот несколько нехитрых правил, которые влияют, возьмёт вас на работу собеседующий администратор, или нет:
    1. Никакого шапкозакидательства (плохой пример: «да, это элементарно, ну чё тут вообще делать, плёвая задача, я такие не люблю, но умею»). Если вы такой умный, почему вы на «помощника» претендуете, а не админите уже который год?
    2. Позитивный настрой. Даже если вы винды и 1С терпеть не можете, если с ними работаете — никакого (по-крайней мере на собеседовании) бухтежа по поводу глючных виндов, грёбанного 1С, тупых ламеров и т.д. Примерный формат ответа: Да, знаю, да, могу. Это и это — наверное, смогу, хотя ни разу не делал. Вот это — пока не знаю, трудно оценить сложность.
    3. Отсутствие самоуверенности. Типичные ошибки: «я всё знаю про винды», «знаю линукс», «знаю 1С». Самую большую ошибку, которую можно сделать при собеседовании с профессионалом (когда вас админ собеседует, а не дамочка из HR) — это знавить о большИх знаниях, но не показать их. В этом случае даже ваши небольшие знания не будут засчитаны. Будте честнее — чем понятнее будет ваш уровень знаний, тем больше к вам доверия. Когда вы всё знаете, но ничего не можете — это худший вариант. Откровенно, если у меня на собеседовании человек заявляет о глубоких знаниях, а по сути ничего не может сказать, то на этом можно считать собеседование законченным (чуть ниже я раскрою эту мысль).
    4. Отсутствие попыток залезть поперёк батьки в пекло. По молодости я, например, этим страдал — идя на собеседование я по заголовкам писем старался выяснить максимум про структуру сети компании. Иногда это удавалось, и я горделиво объяснял, что я уже много знаю про эту сеть. Разумеется, реакция была не «ой, какой он умный, берём его сейчас же», а строго обратная — враждебная подозрительность «а что он ещё тут хочет вынюхать?». Вы пока что чужой человек копании — и доверия к вам пока никакого — «искательный» энтузиазм — это интерес к «нутру» компании постороннего человека, что однозначно враждебное действие, особенно в условиях распространённых мухлежей с НДС и прочими «холдинговыми методами ведения бизнеса».
    5. Безусловно, никакого бреда из книжек про трудоустройство про особый энтузиазм к компани. Если вы устраиваетесь в ООО «блаблабла», то говорить, что хотели бы работать именно тут — это ошибка. Будет звучать фальшиво. (Впрочем, если вы идёте в крупное звучное имя, то сказать, что вам интересно было бы работать в крупной компании можно, но ни на что не повлияет). Кстати, у меня есть подозрение, что фраза «я хочу поработать в крупной компании» может быть интерпретирована как «я хочу вас как строчку в резюме и долго тут не задержусь», так что я бы вообще предложил на этом этапе воздержаться от описания своих карьерных ожиданий
    6. Никаких рассуждений с чем бы вы хотели работать. Оставим это до момента появления у вас специализации — людям нужен человек, который будет делать то, что сказали (помним про «расходный материал» из предыдущего поста). Право выбирать себе область специализации вы сможете после того, как она у вас появится. До этого момента — что дали, то и надо жрать. Жрать, усердно делать что сказали, и учиться-учиться-учиться
    7. Очевидное, но важное: приносите с собой резюме. Может сильно помочь, потому что иногда его забывают распечатать/прочитать и т.д., наличие с собой во-первых покажет, что вы таки идёте сюда, а не куда попало, а во-вторых даст капельку человеческой благодарности. Специально предлагать не надо, но вполне можно положить рядом с собой на стол. В резюме имеет смысл написать вилку от предлагаемой з/п для должностей такого рода она обычно в вакансии написана ± 1т.р.
    8. Если предложат подвинуться вниз, то не возмущайтесь, говорите, что «это нижняя вилка моих ожиданий, я бы хотел видеть чуть большую сумму, если вы настаиваете на нижней границе, то если можно, то я хотел бы некоторое время подумать и посмотреть на другие предложения по рынку». Это даёт момент манёвра и вам, и работодателю.
    9. Будет очень неплохо уточнить, что нужно будет делать на должности, но в реальности — это не та должность, чтобы что-то куда-то выбирать.
    10. Не рассказывайте про мега-навыки программирования и другое вышивание крестиком. Если вы крутой программист, почему вас собеседуют на должность помощника сисадмина? Особо это касается познаний в Си, ассемблере, яве и прочих вещах, которые в системном администрировании точно не используются. Впрочем, если умеете, стоит сказать, что «более-менее сносно умеют писать скрипты» — это будет засчитано в плюс.

    Собственно, всё.

    Дальше вам нужно оценить адекватность людей вокруг. Трудная задача. Не стоит заигрывать в крутых админов и панибратствовать (см п.1), спросите, чем занимается компания, если видите затруднения в ответе, уточни, что интересует только то, с чем нужно будет работать по должностным обязанностям. Многие компании представляют из себя жуткое сплетение разных ООО, которые делают что попало, и рассказывать про бизнес вам никто не будет.

    Теперь подробнее о двух типичных профессиональных ошибках на собеседовании.
    Я их упомянул выше, пишу подробнее:
    1. Overqualification. Если админ почувствует себя неуютно рядом с вами, то вряд ли вы получите эту работу. Если нужен человек для замены картриджей в бухгалтерии, а вы рассказываете про mad skillz в реверс-инженеринге хасп-ключей, то это вызывает негативную реакцию. Зачем этот человек нам? О чём он вообще? То же касается и overqualification в целом. Если вы говорите, что на двух предыдущих работах вы админили сетку из 30 компьютеров, и вообще вы крутой админ, то почему вы сейчас ищите работу помощника? Этот вопрос не праздный, и имеет несколько важных вывода у работодателя. У админа: он хочет меня подвинуть. У вменяемого админа: он врёт, либо, почему он идёт вниз по карьере? И ещё один вопрос: а как долго он у нас проработает?
    2. Ошибка в оценке собственных знаний. Ещё раз повторю: «я знаю линукс», «я знаю windows», «я знаю компьютерные сети», «я знаю SQL» и т.д. — это явная ЛОЖЬ. Даже если вы проходите экзамен на MSCE, это вовсе не означает, что вы знаете windows. Поверьте мне, областей специфичного знания там слишком много для обычного человека (не верите? Ок, оставили в стороне серверы, контрольные вопросы про десктопные винды: Каким образом perfmon может показывать дополнительные счётчики производительности для установленного ПО? Где контролируется доступность счётчиков? Другой вопрос: каким образом осуществляется проверка достоверности обновлений; какие сертификаты и настройки службы валидации сертификатов на это влияют? Третий: Где хранится информация о данных, которые были поменяны MSI-инсталляторами; можно ли эти данные менять, и если можно, то при соблюдении каких условий?). Про «знаю linux» — строго аналогично. Итак, забыли про архигромадные и глупые утверждения об всеохватности знаний. Говорите точнее: «знаю и умею выполнять типичные операции с windows таких-то версий — переустановить, настроить драйвера, простейшую сеть...». Никогда не говорите обобщающих утверждений, если вы не знаете подробностей того, о чём говорите — значит, не имеете даже общего представления о том, что там есть. Наоборот, подробное описание своих поверхностных навыков даст информацию о том, что вы хоть что-то знаете в области, и вас легко будет доучить до нужного уровня.


    Кстати, об ответе на вопрос «долго ли вы у нас собиратесь работать?», отвечайте честно: «хочу набраться опыта, думаю, что минимум год, если будет интересно, то дольше». Вполне разумный срок для эникейщика. Поиск работника не менее геморройный, чем поиск работы, так что человек с намерением поработать пару месяцев энтузиазма не вызовет, но и обещание работать в качестве эникея тут до гробовой доски тоже не вызовет доверия к вашим словам.

    Что делать, устроившись на работу?


    В этой секции о том, как выполнять служебные обязанности. О том, что на самом деле (для собственного карьерного продвижения делать, чуть ниже).

    Во-первых, осознайте, для чего вас наняли на работу: снять с админа работу. Не её излишек, очень редко администратор бывает совсем уж занят, а снять с него самую неприятную её часть: общение с пользователями и танцы вокруг компьютеров с бубном.

    Значит:

    а) Вежливость. Предельная. Даже если мудак и капризничает. Если на вас пожалуются, да ещё и так, что админа вызовут на ковёр, то это 50% вылета с работы.
    б) Память. Запомните, если вам сказали, что через три дня надо будет в 13:00 отключить что-то, то вы и только вы про это помните. О том, что вы не отключили вам напомнят через 2-3 дня, да ещё и объявят виноватым во всех последующих проблемах. Если пользуетесь аутлуком — используйте планировщик. Нет — используйте будильники, клейкие бумажки на монитор, что угодно — но помните. Забывчивые эникейщики на работе не задерживаются.
    в) Прикладывайте усилия к решению проблем. Это не только сделает вас чуть лучше в глазах админа (получить оценку «толковый эникейщик» — это дорогого стоит, хотя не надейтесь на прибавку), но и даст вам тот самый опыт, которого вам не хватает.

    Вообще, это касается не только «помощника», всегда соглашайтесь на любую разовую работу (ну, кроме работы наркодиллером и испытателем ракет) — однократно вы получите от этой работы больше опыта, чем работодатель от вас пользы. Один раз протащили СКС — пачка опыта, один раз разобрались с видеокамерами — другой бесценный опыт. Научились программировать системный телефон АТС — опять же опыт. Опыт, опыт, опыт. Столкнувшись с проблемой пытайтесь не только решить её здесь и сейчас, но ройте по-максимуму. Если есть время, старайтесь прочитать в гугле хоть сколько-то про каждое новое название, которое встречаете.

    Что на самом деле нужно делать?


    Следуя вышеприведённым советам вы будете хорошим эникейщиком, но не более. Если вы хотите стать администратором, то:
    • Вас никто не будет учить специально
    • У вас есть все возможности учиться
    • Но эти возможности вам никто не будет предлагать


    Итак, у вас есть сколько-то времени ежедневно между звонками бухгалтеров о залипшей кнопкой, посылом «пойти почини вот ту неведомую фигню» и прочими глупыми, жрущими время и низкооплачиваемыми вещами.

    Это время можно:
    а) Потратить на игры. Уносить сразу же. Не только потратите всё время, но ещё и получите массу проблем по работе, потому что будете тупить, тормозить и не успевать сделать, что сказали.
    б) Потратить на сёрфинг, вконтактик, чатики, двачики, лепру, ещё какой другой замечательный в своей социализации сервис. Примерно то же самое, правда, менее опасно для работы.
    в) Тратить на самообучение.

    И вот это — главное.

    Запомните, главные различия между админом и эникейщиком: теоретические знания и опыт. Опыт вы вычитать не сможете, он придёт со временем. Но какой именно он придёт, и, главное, первый пункт зависит ТОЛЬКО от того, сколько вы будете читать.

    Читать, читать, читать, читать.

    Если на работе есть проф. литература — читать всё. Даже если половину не понимаете. Прочтёте всю полку — начинайте читать то, что не поняли раньше.

    Поток знаний, который на вас обрушится из самой глупой и зачуханной админской книжки достаточен, чтобы вкачать 2-3 левела по администрированию, причём по совершенно несвязным с темой книги темам. (Воспоминания: книжка по 2003 экчейнжу мне дала огромный пласт знаний по устройству виндов и active directory, наверное, больше, чем про эксчейнж).

    Первые книги будет читать безумно тяжело. Но это нужно делать, потому что если вы не научитесь учиться, то пик вашей карьеры — престарелый полуадмин-идиот. Я таких встречал, они в 45+ лет несут наивную ахинею про антивирусы и глючную винду. Преимущественно такие выживают в гос. организациях или подыхающих от безделия полусоветских конторах.

    Итак, читать, читать, читать.

    Что делать, если литературы нет?

    1) Купить (иногда кусается)
    2) Читать, что есть (с экрана)
    3) Попытаться попросить купить книжки за счёт компании (шансов мало, но есть).

    В любом случае, читать, читать, читать. Договоритесь с самим собой — не менее часа в день на чтение _КНИГ_. Болтовня на тематических ресурсах за это не засчитывается. Сразу отвечаю на вопрос, каких книг: всех, которые хоть как-то касаются того, с чем вы работаете и до которых у вас дотянулись руки. За условный год вам нужно прочитать не меньше 20-30 книг, что очень, очень, очень много (это не беллитристика, некотрые умные книги нужно 2-3 раза перечитывать). Если уж совсем хочется руководства — ну, хотя бы «DNS и Bind» Альбеца и Ли. В принципе, Неймет хорош, он, правда, не по виндовой части. От себя ещё порекомендую Филимонова, «Основы мультисервисных сетей Ethernet», даёт очень мощный пинок по куче технологий. Но, 2-3 книги погоды не делают — читать, читать, читать.

    Следующий пункт: общение на тематических форумах, комьюнити, и т.д. Полезно, но не заменяет книги. Лучше читать ответы, максимум, задавать вопросы. Умничать пока рано, но если вас тыкают носом в вашу глупость, страйтесь выяснить, почему вы всё ещё идиот, а не устраивайте битву троллей за кубок Флеймера. Если уж втянулись в спор, то аргументируйте — ищите источники, доказывайте. В принципе, один затяжной холивар может привести к тому, что вы сильно улучшите свои знания в области — но это при условии, что вы пытаетесь доказать свою точку зрения по источникам, а не громким и могучим IMHO.

    Далее, как уже сказано ранее, старайтесь разобраться. Если вы будете задавать идиотские вопросы по работе, то это нормально (учтите, только, что админ не бог, и если он отмахивается, то есть вероятность, что он просто не знает).

    Что учить?


    Как сказано ранее, на первых порах всё — смежные вопросы из книг дадут вам первичные знания широкого спектра.

    Дальше стоит заняться ключевыми технологиями:
    • IP-маршрутизация, и если найдётся книжка, устройство ethernet на втором-первом уровнях
    • DNS. Учтите, майкрософтовские пособия по подготовке к экзамену отвратительны, потому что почти не содержат информации. Читайте Альбеца и Ли
    • Основы DHCP. До байта знать не нужно, но точно знать кто какие бродкасты когда отправляет
    • Архитектура Windows (если с ней работаете) — любой талмуд по администрированию windows
    • Какие-либо книжки по «общему» администриованию, там будет поверхностно, но на первое время сойдёт
    • Устройство HTTP-протокола. Книг не знаю, учите по тому, что найдёте. Знать нужно до уровня, когда вы чётко различаете POST/GET, способны оба отправить с помощью telnet/nc.
    • Командная строка и скрипты. Если не знаете — учить обязательно, даже для windows. Для windows — это power shell, для линукса — advanced bash programming. Если не знаете программирования — учите, учите, учите. Без основ жизни не будет.
    • Английский. Если... С большой вероятностью вы его не знаете достаточно хорошо. Значит — учить. Для этого не нужно зубрить tension и faces, достаточно читать английскую литературу. С словарём. Первые десятки страниц будут кошмаром, потом привыкните. Учить английский нужно всю разумную жизнь, потому что чем выше квалификация, тем меньше документации на русском (на английском тоже, но эти кошмарики мы оставим на последующие статьи). Кстати, англоязычные фильмы с английскими же субтитрами (в свободное от работы время) сильно помогают.
    • Что-то про виртуализацию. Хотя бы одна толковая книжка вам вкачает 10-20 левелов по всем параметрам


    К моменту, когда вы это всё изучите, вы с большой вероятностью уже будете иметь какой-никакой опыт и вполне сойдёте за начинающего админа.

    Чего избегать?


    Тут мы начинаем самую сложную часть.

    Во-первых, в мире Windows принято пиратить платный софт. В мире линукса тоже, только платного софта почти нет, в репозиториях много нужного и опенсорсного, так что проблема менее остра.

    Наш доблестный уголовный кодекс предусматривает, что виноват тот, кто софт ставил. И если по служебной записке — то «по предварительному сговору», то есть отмазок нет. Если что-то случится — вас попытаются сделать виноватым. Учитывайте это, старайтесь держаться от Microsoft, Adobe, Autocad, 1С подальше. К сожалению, выбора нет, решайте сами — рисковать потенциальным условным сроком или вполне неиллюзорно вылететь с работы «за идиотизм». Это проф.риск многих начинающих админов (а так же цена работы с хорошо знакомой windows).

    Вас могут попытаться сделать гибридом грузчика и помощника завхоза. От переноски серверов (легко) и серверных упсов (тяжело) вам не отвертеться, а вот от всякой завхозной ерунды — старайтесь уклоняться. Ибо время ест, а квалификации не добавляет.

    (to be continued)
    Продолжение: habrahabr.ru/post/119407
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 95
    • +2
      А вот и долгожданная часть 2!
      • 0
        Спасибо, получил для себя пару бесценных ЦУ. Скажите, специально ли пишется лишь про Win ориентированные компании (не спорю, такого большинство, однако в вакансиях нет-нет да и проскакивает Linux)?
        • +7
          имхо — вхождение в линукс на уровне эникея/админа требует все-таки более высокий начальный порог знаний. Да и какая особо разница, основы от этого не изменятся…
          • +3
            Начинающие помошники админа почти всегда сталкиваются с Windows сетями. Даже если сервера под Linux, но помошнику админа их не доверят.
            • +1
              За вычетом упоминаний windows нет никакой разницы. Читать, читать, читать. В линуксе, кстати, если садиться и читать, всё-таки проще, чем в виндах, потому что средний уровень текстов существенно выше.
            • –6
              >Для того, чтобы попать(ся) на работу

              Для того, чтобы попаСть(ся) на работу
              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                • 0
                  Думаю автор говорит про первый этап обучения, что скорее продвнутый эникей, нежели админ. А на первых порах нужно получить общие базовые знания.
                  как можно выбирать специализацию, не зная всей области в целом? Есть риск выбрать что-то случайное.
                  А так ознакомившись с большинством многообразий направлений, человек может вообще какую-нить экзотику выбрать, типа кластеров на Виндах…
                  А на первых порах начальными знаниями в данной области сыт не будешь.
                  • +1
                    Это всё — потом. Сначала нужно получить sane уровень в базовых вопросах. Не имеет значения, базами данных вы будете заниматься или цисками — как пакет по сети отправляется, знать всё равно нужно. Не говоря уже о куче других вещей, вокруг этого — понимания «сетевой стек», «PDU», разделения задачи взаимодействия на уровни и т.д.
                    • 0
                      Вот тут я тебя поддержу, а то мне на той неделе в Q&A народ стал втирать что знать общую структуру tcp/ip для большинства it вообще не нужно.
                      • 0
                        Конкретно tcp/ip, может и нет, а модель ОСИ — да. Нужно просто знать, чем эти уровни были сделаны и в нужный момент правильно интерпретировать происходящее. Без хорошего понимания как оно там внутри неонкой светит, никакого пути не будет.
                        • 0
                          Модель то достаточно хромая. Ну все же представлять модель и знать что находится на 2-3 уровне.
                          А вот оппоненты пишут, что программистам это нафиг не сдалось habrahabr.ru/qa/7440#answer_31890
                      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        • +1
                          Хорошо зная работу AD, у человека не будет никаких трудностей с openldap, а этот катало в unix встречается сплошь и рядом.
                          В IT мало уж совсем бесполезных знаний, всякие таки или иначе расширяют кругозор, позволяя в дальнейшем адекватнее оценивать применимость каждой технологии к конткреной задаче.
                          • 0
                            никогда не говори никогда. Особенно в отношении красивых архитектурных решений. Знать особенности поведения инсталляшки live messenger на windows 2003 — пустые знания.

                            Знания архитектуры какой-либо системы — всегда ценные знания и пользы от них больше, чем кажется.
                      • 0
                        Отличная статья! По поводу чем заняться в свободное время — я делал так, в нашем телекоме была куча всяких временно не использованных DSLAM, Cisoc, роутеров и прочего. И я часто просил выдать мне сие девайсы и тренировался на них в конфигурации. Тем самым я и читал как-что делать с ними в Интернет и тут же пробовал это на железе. Конечно опыт шел не так сильно, как на реальном железе, но польза была не сомнена.
                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                          • +21
                            К разделу «Что делать, устроившись на работу?» я добавил бы немаловажный, на мой взгляд, пункт — нужно четко понимать, где кончаются твои обязанности, и начинаются не твои. Ибо, пару раз «настроишь аську»(речь, само собой, о ситуации, когда оная не требуется для рабочего процесса), включишь компьютер в розетку(«я на кнопочку жму, а ничего не происходит!») — и на шею сядут, как пить дать — будешь заниматься этим постоянно, а откажешься — начальству твоему будут лететь жалобы. Для больших контор это достаточно актуальный момент.

                            Плюс есть категория пользователей, совершенно не желающих осваивать компьютер даже в тех рамках, что необходимы для их собственной работы(«а зачем, ведь эникейщик же есть!»). Не надо обманываться, когда эти люди с благоговейным придыханием наблюдают, как вы в сотый раз вводите вместо них пароль для входа в Windows(«как ты быстро печатаешь, Вася, я так никогда не научусь!»), показываете как делать настройки для одного и того же отчета в 1С, объясняете, что не нужно отключать антивирус «потому что тормозит». Они воспринимают вас как личного «компьютерного чертика из табакерки» и этим пользуются. Первые пару-тройку месяцев, пока оглядываешься, не стоит из себя корчить умного, но по прошествии этого периода — ни в коем разе нельзя давать садиться себе на шею. Когда рано или поздно станешь админом — этот «организационный» опыт будет очень и очень на пользу, так как именно из таких вот компромиссов с самим собой и юзерами начинаются сначала «костыли», а потом и проблемы уровня всей сети и т.п.
                            Помни, контора платит тебе за эникей, а не за объяснения типа «вы своим животом нажимаете на пробел, поэтому у вас пищит системный блок и ''глючит офис''».

                            Пока писал, еще один момент вспомнился, из личного опыта. Если рабочих мест в конторе больше трёх, то обязательно где-то фиксируй для себя все, что относится к твоим обязанностям. Структура сети, хотя бы на простейшем уровне, айпишники, разные нюансы работы(«комп МарьВанны обязательно должен быть включенным в субботу утром, там в шедулере настроен клиент-банк»), где какая база 1С лежит, как часто и куда бэкапится. Если админы вменяемые, то у тебя будет что-нибудь вроде корпоративного портала с разделом для айтишников, а если нет — не ленись записывать. Через несколько месяцев, окинув взглядом скопившее количество «нюансов», ты удивишься, и поймешь, как был неправ, считая, что все это можно было запомнить. Некоторые вещи проявляются настолько редко, что каждый раз приходится разбираться с ними заново, и записи в этом случае сэкономят тебе немало времени и нервов.
                            Ну и, само собой, тот, кто придет на твое место, когда ты уйдешь на повышение или на более интресную работу — за эти записи тебе будет очень благодарен.
                            • 0
                              >Первые пару-тройку месяцев, пока оглядываешься, не стоит из себя корчить умного, но по прошествии этого периода — ни в коем разе нельзя давать садиться себе на шею.

                              За эти пару-тройку месяцев успеют очень крепко сесть на шею и привыкнуть. Необходимо с первого дня давать понять, что по некоторым вопросам что называется «Где сядешь, там и слезешь». Макиавелли примерно об этом же пишет.
                              • +2
                                В идеале — да. Но эникейщик же, в основном — молодой парень, устроившийся на первую работу. Он очень хочет всем помочь и собрал еще мало граблей. Мало у кого получится вот так вот сходу народ в жопу посылать, тем более, что айтишники очень много где воспринимаются как обслуживащий персонал, где-то недалеко от сантехника. Поэтому сначала лучше бы все-таки присмотреться к людям, с которыми будешь работать бок о бок.
                                • 0
                                  После того, как эникейщик учится подобному, с ним расстаются, потому что за что ему тогда деньги платятся?
                                  • 0
                                    Эникейщику платят деньги за решение проблем, связанных с компьютерами, сетью и т.п., а не с ленью и завышенным ЧСВ пользователей.
                                    • +1
                                      Давайте мы этот вопрос оставим на усмотрение тех, кто платит ему зарплату, ок?

                                      Допустим, есть тупой менеджер по продажам, который получает 50к и приносит компании 400-500к в месяц чистыми. Есть эникей за 17-20к в месяц. Дано: менеджер туп как пробка и не умеет сортировать в экселе. Что проще: научить менеджера (силком отправить на курсы), уволить менеджера и нанять другого, который умеет (но делает не 500к, а 250), уволить эникея, который решил, что он тут главный?

                                      Очевидный ответ, я думаю.

                                      Эникея заводят в компанию обычно тогда, когда админа эти вопросы задолбали. И обязанностью эникея является помощь таким долб… ам. Собственно, решение компании простое — легче иметь человека за 17к в месяц, чем решать проблему с компьютерной безграмотностью вполне себе справляющихся с работой сотрудников.
                                      • +4
                                        Вы заранее делаете допущения в пользу вашего мнения.
                                        А мне кажется(повторяю — кажется), что серьезный сотрудник, который работает, а не пытается отсутствие рабочего процесса оправдать нерадивостью эникейщика, обязан быть хорошо знаком с инструментом, который ему нужен для работы, будет знаком достаточно хорошо, чтобы не звать постороннего человека поменять ему обои на рабочем столе или скопировать файлы на флэшку.
                                        И речь не о том, кто главный, а о границах ответственности.
                                        • 0
                                          У вас столкновение ультра-реальной ситуации с инфра-идеальной.
                                          На деле получится что-то среднее.
                                          Люди совсем не дискретны, их не загонишь в по-настоящему строгие рамки.
                                          Время-от-времени, всё же, эникею придётся проявлять гибкость.
                                        • +2
                                          а если представить что без обращения к эникейшику он бы сумел зарабатывать 600-700к? :)
                                          Чисто за счет отсутствие потери времени на посредничество.
                                          Имхо, бывает и такие ситуации как вы описали, но и не только.
                                          • 0
                                            Ну во первых менеджер когда приносит свои штаны в компанию в резюме обязательно пишет:«Пакет майкрософт офис — пользуюсь на уровне эксперта». Во вторых вопрос о обучении пользователей можно поднимать и при устройстве на работу, если у вас в должностных обязанностях установлено, что вы ОБЯЗАНЫ обучать пользователей, то тогда да, если нет, то тогда смело шлите лесом.
                                            Так же спешу развеять ваши фантазии по поводу менеджера приносящего кучу нефти и эникея.
                                            По собственному опыту могу вам сказать, что во всех крупных компаниях в которых доводилось работать как таковых звезд продаж нет, есть регламентированный процесс, чем лучше он отлажен, тем лучше живет компания, менеджеры с легкостью заменяются, заводится новая учетка в crm и новый человек через 2 месяца уже выходит на уровень не меньше, а то и больше.
                                            А вообще эникей не бывает сам по себе он работник отдела, где уже как минимум есть админ, если админ нормальный, то он без проблем адаптирует к коллективу, банально подскажет кого на юх, а какому надо помочь.
                                  • 0
                                    Эникей в хелпдеск для того и берётся, чтобы ему садились на шею. Эти люди не желают осваивать компьютер, потому что у них есть своя профессия и они деньги именно за неё получают. А служба поддержки в компании — для того, чтобы этого человека не напрягать подобными вещами.

                                    Кстати, это признак профнепригодности эникея, если он не хочет заниматься хелпдеском. Вариантов два — искать новую работу или идти в админы.
                                    • +1
                                      Студент подрабатывал эникейшиком, вылетел по тому что не стал ставить photoshop бухгалтеру.
                                      • +2
                                        Между делом — а по какой причине отказался? Может, чтобы не подставиться под уголовку? Фотошоп-то, это не винда за 100$. Было бы лучше, если бы после наезда какой-нибудь проверяющей конторы, студенту навесили штраф в виде ущерба компании Adobe?
                                        А если Photoshop лицензионный, если он требуется для работы или если конкретно этот бухгалтер — важный человек в конторе, то надо было ставить. Помнится, доводилось мне ковыряться с проблемой «не запускается ''Ил-2: Штурмовик'' у генерального директора».
                                        А когда начнут ебать мозг трижды в неделю с «я на флэшку перенесла, а у меня дома не открывается»(а на самом деле ты уже сто раз объяснял, в том числе и под запись, чем создание ярлыка отличается от копирования) — это совсем другое.
                                        • 0
                                          Photoshop пиратка, просто бухгалтеру захотелось порисовать.
                                          • 0
                                            Почему бы не скачать триал? Дел на час при хорошем инете.
                                            • 0
                                              На личные просьбы всегда был однозначный ответ НЕТ, хотя можно было и найти компромисс :)
                                              Но я не жалею, всё таки учёба важнее, а с этой работай пары прогулять раз плюнуть.
                                    • +1
                                      может в начало топика добавить ссылку на первую часть?
                                      • +1
                                        извиняюсь, надо было наверное в личку лучше написать.
                                      • +6
                                        В принципе, Неймет хорош, он, правда, не по виндовой части.

                                        Эви Немет — женщина. То есть «хороша» и «она». В любом случае, хоть в смысле «книга», хоть в смысле «автор».

                                        Остальные опечатки (типа «попасть(ся) на работу» ) — ерунда, но про эту не мог не написать :)
                                        • 0
                                          Вдобавок, да, программировать админу надо уметь, и чем больше знания в этом, тем проще автоматизировать свою повседневную работу! для виндовс админов, учите C#+Powershell этим можно целые горы свернуть ;)
                                          • 0
                                            Унестите, пожалуйста, C#. Админ, который пишет на C# сервисные скрипты — неадекватен.
                                            • 0
                                              C# юзается в PowerShell скриптах ;)
                                              • 0
                                                Во-первых не C#, а .net объекты, а во-вторых какое это имеет отношение к написанию скриптов?

                                                powershell для того и создавался, чтобы админу не нужно было заморачиваться на написание полноценного кода.
                                                • 0
                                                  как раз знание C# очень там пригождается. Видно вы просто не писали более менее сложных скриптов.

                                                  • +2
                                                    Я как-то писал про то, каким должен быть нормальный скрипт. Он просто физически не должен быть «более менее сложным». Потому что тогда это не скрипт, а чистой воды «криво написанная программа».
                                                    • 0
                                                      но согласис, ь знание этой технологии не повредит, а только увеличит потенциал админа ;)
                                                      • 0
                                                        Это очень специфичная область, её голое знание мало поможет в администрировании. Я бы скорее сказал, изучение иерархии объектов .net (и администрирование .net) — может быть. Изучение wbem и wmi — да. Но это не программирование.

                                                        Именно «mad skillz» в программировании администратору не нужны. Это примерно как знание силовой электротехники. Да, умница, знаешь. И?
                                                    • +1
                                                      «Более-менее сложные скрипты» — это не задача для админа.
                                                      Я писал скрипты в 5-15 тыс строк, но это уже программы и делать, документировать, сопровождать их должны программисты.
                                            • +1
                                              Ещё как совет начинающим администраторам, сразу учитесь писать документацию, справки и т.п.
                                              То есть документируйте важные вещи, чтобы через месяц полгода или год не вспоминать, а как это всё работает, это хорошо когда у вас 30 компьютеров, более менее можно что-то в голове держать, а когда у вас тысяча и больше, то тут только так
                                              • 0
                                                Даже с десятью компами рано или поздно начнутся проблемы, если не вести документацию.
                                              • +5
                                                Хочтеся встать и долго аплодировать автору :-) Статья просто исчерпывающая, распечатать и каждому юному админу на стол.

                                                От себя добавлю еще один «подводный камень»: когда все настроено, работает как часы и делать, в общем-то, нечего — такое правда бывает — за самообразованием не стоит забывать о том, что «компьютерщик», сидящий у себя и на глаза не показывающийся, для начальства и коллег может показаться бездельником и тунеядцем.

                                                Я не говорю: «имитируйте бурную деятельность», я говорю — хоть как-то обозначайте ее.
                                                • 0
                                                  Ни разу с этой проблемой не сталкивался. Максимум, могут попытаться привлечь к чему-либо дополнительно, раз свободный.
                                                • 0
                                                  Что же ошибок так много? Отличная статья, но обилие ошибок просто режет глаз.
                                                  • +1
                                                    приват отменили?
                                                    • +2
                                                      Вопрос об отмене привата логичнее было бы написать в приват.
                                                  • +8
                                                    amarao копит инвайты[x]
                                                    новое амплуа xen-гуру[x]
                                                    советы Бывалого[x]
                                                    • 0
                                                      Конечно понятно, что эникейщики — расходный материал, но все-таки считаю неуважением к человеку не распечатать и не взять с собой на собеседование его резюме.
                                                      А про компанию расскажет и отдел кадров (HR).
                                                      • 0
                                                        Вот-вот, в этом и проблема — эникейщик находит работу с 2-3 попытки, а отсобеседовать приходится пару десятков. Потерять/не распечатать резюме — элементарно, особенно, когда пол-дня только собеседованием и занимаемся.
                                                        • 0
                                                          Ха, у меня одна из самых удачных контор, где я работал «забыла» напечатать мое резюме. Извнились и попросили рассказать на словах, где-то пол часа нонстопом им все подробно рассказывал, по этому видимо и создалось хорошее впечатление. Ну правда шел админом, а не эникей.
                                                          • 0
                                                            Ага, у меня в резюме все написано четко и понятно, где работал, чем занимался. Резюме не прегружено мелкими деталями, все по существу. И все равно, каждый своим долгом считал сказать фразу «ну, расскажите, где работали, чем занимались?». Только парочка работодателей так не тупила, задавали четкие вопросы уже в рамках общего моего уровня, явно внимательно изучали резюме. В итоге выбирал между двумя, где адекватные люди работают, а не ленивые «менеджеры». Эти вещи сразу надо на собеседовании отлавливать, если потенциальный начальник настолько глуп/ленив, что не понял (не захотел понять), что написано в резюме, то точно так же ты и отчитываться будешь перед ним потом, все разжевывать, как младенцу.
                                                            • +1
                                                              Можно понять, почти все резюме содержат информацию «где работал», но не содержат «что делал». И это очень хороший показатель, многие даже пройдя не одно собеседование не могут отверить на вопрос, над чем вы работали и чего добились на последнем месте работы. Люди просто теряются, то есть и их до этого ни кто не спрашивал, и они сами не задумывались, а есть ли от их работы какие-то достижения. А кому интересно брать безинициативного «просиживальщика штанов»?
                                                              Так что вопрос этот вовсе не праздный.
                                                              • 0
                                                                Не-не, у меня очень четко прописаны пункты, что делал (основные обязанности), какие важные достижения. Большая часть «начальников» себя не утруждала прочтением. Даже не так. В моей должности меня собеседовали в два этапа (иногда в три), первый-второй — эйчар + начальник, второй этап — технический директор/члены правления/гендиры. Если в первом этапе такой проблемы практически не было, то во втором — повально. Можно понять, «большие боссы» люди занятые, конечно, но в итоге самые адекватые оказались в двух очень крупных, уважаемых компаниях, а «ленивцы» были в конторах попроще.
                                                                • 0
                                                                  Да, видел такое. Ну тут уж не проблема в собеседовании, а проблема в отдельных людях, не на свои местах.
                                                                  • 0
                                                                    Ага, именно об этом и хочется предупредить соискателей. Бежать надо от таких, замучают потом своим тугодумием.
                                                      • –1
                                                        Посоветуйте книги.
                                                        • 0
                                                          > Если уж совсем хочется руководства — ну, хотя бы «DNS и Bind» Альбеца и Ли. В принципе, Неймет хорош, он, правда, не по виндовой части. От себя ещё порекомендую Филимонова, «Основы мультисервисных сетей Ethernet», даёт очень мощный пинок по куче технологий. Но, 2-3 книги погоды не делают — читать, читать, читать.

                                                          Внимательней читайте.
                                                        • –1
                                                          Так как автор ленив — ссылка на первую часть:
                                                        • +1
                                                          > для линукса — advanced bash programming
                                                          имхо, тогда уже bash + perl / python.
                                                          • 0
                                                            неплохо, но не обязательно.
                                                            bash/awk/sed решает 90% возникающих задачь, а перл-питон это уже точно не задачи эникея, да и не всегда админские. это будет плюсом, но это не жизненная необходиомость.
                                                          • 0
                                                            Автору большое Спасибо за статью!
                                                            Но часто упоминается что шаг влево шаг вправо увольнение. Но наш ТК не даст так просто уволить сотрудника. В испытательный срок да, придется прогибаться, т.к. в его период могут просто уволить без объяснения причин, а вот после испытательного срока уволить сотрудника очень-очень проблематично
                                                            • 0
                                                              Уволить эникейщика? Обычно зовётся к себе и говориться, мол, начинай искать новую работу.

                                                              Если начинает строить из себя ТК, то вопрос решается очень просто: если к эникейщику есть претензии, то они просто излагаются на бумаге. Раз выговор, два выговор, всё.

                                                              Вообще, все эти подывания с ТК можно оставить для шахтёров и прочих ударных работников Форда. В ИТ всё просто — либо ты устраиваешь всех, либо не работаешь. Никто никогда не будет терпеть на работе того, кто работает ниже терпимого уровня.
                                                              • 0
                                                                Это конечно все правильно. А если нет должностных инструкций? как и что изложить на бумаге. И если попадется сотрудник хорошо разбирающийся в ТК, то после увольнения подаст заявление в суд и с большой долей вероятности выиграет дело и получит моральную компенсацию и восстановится на работе. Даже в сфере ударных работников где есть все интсрукции и должностные обязаности уволить архи сложно да и проще по взаимному согласию с небольшой компенсацией. А если увольнять Системного Администратора да еще который и год проработал в компании? и он единственный ИТшник и нет никаких должностных инструкций, его так просто ведь не уволишь
                                                                • 0
                                                                  Не выиграет. Человек подписывал трудовой договор, где написано что-то вида «обеспечивает работоспособность рабочих мест сотрудников, следит за актуальностью установленного ПО, помогает сотрудникам в работе с ВКТ».

                                                                  Дальше свидетельские показания двух-трёх сотрудников о том, как этот товарищ их послал — и всё.
                                                            • +1
                                                              Я думаю, что помимо технологий даже начинающему эникею надо бы изучать и организационную сторону вопроса — как вообще работает ит-отдел, что такое ITSM, сервис-деск, CMDB и т.п.

                                                              Если эникей — _помощник админа_ (то есть в службе уже 2 человека) — то в компании должно быть как минимум штук 100 (обычных офисных) рабочих мест. Это значит, что обязательно должна вестись документация на сеть, пресловутая CMDB хоть в каком-то виде, мониторинг. Хорошо бы иметь хелпдеск, регистрацию и классификацию обращений (в том числе для установления рамок в отношениях с пользователями). Должно быть понимание, какие сервисы (не серверы) критичны, а какие — не очень.

                                                              Понятно, что ITIL, реализуемый без включения мозгов и без кхм… оглядки на масштаб и зрелость компании — это кромешный ад, но есть вполне полезные практики, которые не требуют жуткой бюрократии, а в жизни помогают.

                                                              Понятно также, что не дело начинающего эникея — _организовывать_ поддержку и _внедрять_ какие-то там практики. Но здесь речь о знаниях, а также о необходимости участия (с пониманием процесса), если каким-то практикам пытается следовать сам админ (или выше).

                                                              Здесь у меня вопрос автору. Как вы думаете, в каком ключе и в какой последовательности «герою» поста стоит (и стоит ли) изучать ITSM?
                                                              (Я тут не имею в виду большие компании, где все давно сделано, включая систему дрессировки эникеев.)

                                                              • 0
                                                                Изучать стоит вообще все, что как-либо связано с IT. ITSM прочесть и понять совсем не вредно.
                                                                Главное что дожен делать эникей — это развиваться. Если прошел месяц-три и ничего нового не изучено, то сразу закапывать. Человек останется саппортом и расти не способен.
                                                              • +1
                                                                Только добавьте ссылку на первую часть. А в первой — на вторую, и будет отличненько.
                                                                • 0
                                                                  Работаю начальником группы админов уже 8 лет (около 1000 и людей и компов). Приятно вспомнить с чего начинал. На помощника бы уже не сдал :))) (с гуглем — без проблем, зараза такая, совсем читать из-за него разучился). Хотя примеры знаний и направлений без сомнения правильные. В IT, как говорится, своей головы не приставишь.
                                                                  • –1
                                                                    Ладно, поехали.
                                                                    Итак, мне 18 лет.
                                                                    В 10 лет папа мне подарил книжку про бейсик. Интернет через диалап.
                                                                    В 11 лет я начал кодить на делфи 6. Интернет через gprs.
                                                                    12-13 годы я ломал программы под windows. Ассемблер, IRC каналы и вообще веселое время. Первый php опыт. В 13 лет состоял в кряк группе(ныне несуществующей). Интернет через ADSL, оплата по трафику. Написал плагин к RapidGet(видимо, начал изучать php в это время) для внутрисетевого сайта sibnet.ru, гонял все файлы через него, было куда дешевле, чем просто с интернета качать. Потом безлимитка 64кбит/c. Увлекся аниме. Сканировал диапазоны провайдера в поисках прокси. Додумался поднять сначала два pppoe соединения, потом 8. Настроил балансировку, качал торренты на скорости 512кбит/c. Доступ на провайдерский сервер. Написал прокси на php.
                                                                    В 14 лет первый опыт фриланса. Белые и не очень программы. Ломание серверов, продажа шеллов. Первый линуксовый опыт(Mandriva 2006 linuxcenter edition на 2 DVD, где-то бокс лежит еще). Интернет все еще медленный. Написал поисковик и универсальный парсер сайтов с ftp серверов с аниме(http://anigle.ru) т.к. php прокси не качала торренты.
                                                                    В 15 лет нормальный, более-менее быстрый интернет канал. Просмотр и хранение аниме. Винчестер на 250гб.
                                                                    В 16 лет быстрый интернет канал. Маялся всякой фигней. Интересуюсь сетями. Винчестеры: 750+750+250.
                                                                    В 17 лет винчестеры 1500+1000+750+750+250. Занял 1 место на городской ИТ-олимпиаде в номинации «сети». Выиграл нетбук.
                                                                    В 18 лет интернет 100мбит.
                                                                    Все надоело. А я еще и не работал толком.
                                                                    tl;dr: Аниме — зло!
                                                                    • 0
                                                                      Ах да, у меня уже год как везде линукс. Пишу скрипты на баше, мучаю железо, сервер в коробке, вог и 3 домашних ноутбука.
                                                                      • +5
                                                                        Это резюме было?
                                                                        • +1
                                                                          это весело, но такого человека я бы эникеем не взял. :)
                                                                          судя по всему есть небольшой эффект «перегорания», надо дать отдохнуть и посмотеть что будет через годик.
                                                                          плюс «везде линух» это клево, но саппорт типичной конторы это 90% винда. нужно ее в достаточной мере знать, что бы чинить всевозможные траблы не зарываясь в гугл на неделю. особенно всякие вирусы выкончевывать и востаннавливать нормальную работу и покореженное файло. дальше — читать документацию по домену, оптимизациям политик и т.п., что бы домен в итоге причесать.
                                                                          ну вот если это есть, то тогда можно и дальше двигаться.
                                                                          • +1
                                                                            опыт дело наживное, если есть желание и голова хоть немного варит :)
                                                                            • 0
                                                                              Вы не поверите, сколько эникея садится на попу ровно и все свободное время играет в игры или тончит на развлекательных сайтах.
                                                                              Я согласен, что после долгой работы бывает время, когда сил на умственный труд просто нет, и сдиш какое-то время просто расслабляешься, но это может неделю-две, ну максимум месяц, но не годы подряд…
                                                                              • +1
                                                                                значит первое условие (есть желание) не выполнено :)
                                                                                IT не для них, се ля ви.
                                                                              • +1
                                                                                Меня такие люди очень удивляют. Охранниками они бы получали больше.
                                                                                • 0
                                                                                  У охранника ответсвенность и злой начальник из бывших военных, а тут сиди себе, играй, чуть ли не оффициально, пока все работает…
                                                                        • 0
                                                                          че это было?
                                                                          • +1
                                                                            STARS, если мне память не изменяет?)
                                                                            • 0
                                                                              Ох, а вы откуда знаете?
                                                                              • +1
                                                                                Пару релизов помню, например к Restorator :)
                                                                            • +1
                                                                              18 лет, а уже какое криминальное прошлое )
                                                                            • +1
                                                                              Хорошая статья. Хочу от себя кое-что добавить — полезно свои знания и наработки записывать, лучше в блог. Блог — польза и себе (можно быстрее что-то найти), и людям, и Ваша визитная карточка.
                                                                              • 0
                                                                                Свой опыт и знание лучше документировать в корпоративной wiki (поднять хотя бы для нужд it, если ее еще нет).
                                                                                А блог тогда придется вести совсем отдельный и только про it, это сложно. Общий же блог с разными дневниковыми постами лучше не показывать вообще, может оказаться что там слишком много компромата на вас самих же.
                                                                                • 0
                                                                                  Имел в виду писать в блог только полезную техническую инфу, которая может пригодиться лично Вам или кому-то еще. Компромат там конечно же не нужен, и сопливые переживания тоже (для этого при желании лучше завести настоящий дневник, и совсем не обязательно его публиковать). ИМХО, ни в коем случае не стоит оставлять знания в корпоративной вики — зачем зависеть от какого-то дяди?.. Уволят меня, и что, все останется на старой работе? Зачем так делать — не понимаю. Пусть лучше мои знания будут доступны всем желающим.
                                                                              • +1
                                                                                Простите, что вмешиваюсь, но фамилию автора наверное стоит указать более правильно — Альбитц. По вашему — Альбец, ничего не ищется и может оттолкнуть напугать совсем еще зеленых.
                                                                                • 0
                                                                                  я бы ещё рекомендовал бы пойти за свой счёт/счёт работодателя на IT-курсы (http://it-university.ru/)

                                                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.