Пользователь
0,0
рейтинг
16 мая 2011 в 12:33

Управление → Опыт внедрения корпоративной социальной сети и внутреннего документооборота организации

Данный топик посвящен описанию процесса разработки и внедрения бюджетного варианта корпоративной соцсети(корпоративного портала) и внутреннего документооборота организации из 600+ сотрудников.

Основная цель — показать, что вполне можно своими силами развернуть корпоративную соцсеть и наладить внутренний документооборот не прибегая к дорогостоящим коммерческим решениям от Microsoft, 1C Bitrix, решениям Google и др.

Прочитав на Хабре статью повышение производительности сотрудников умственного труда, которая на мой взгляд достаточно хорошо описывает ряд типовых препятствий в информационном развитии организаций и барьеров, сдерживающих повышение эффективности работы персонала, зарабатывающего на хлеб умственным трудом, решил привести пример практического решения ряда обозначенных в ней проблем.

История началась в 2007 году, когда я устроился на работу в крупную региональную кредитную организацию на должность программиста(про веб-разработчиков мало кто вообще в регионах знает, поэтому все кто хоть что-то на чем-то пишут называются программистами).

Буквально с первых же дней работы обнаружился ряд препятствий существенно осложняющих выполнение рутинных служебных операций таких как всевозможные согласования, подписания документов, заявлений и т.п., вызванных весьма разветвленной иерархией руководящего состава и крайне непрозрачными сферами ответственности многочисленных подразделений. По ходу решения подобных бюрократических головоломок приходится вначале найти ответ на ряд очевидных вопросов:
  • Какое подразделение занимается данным вопросом?
  • Узнать кто именно в этом подразделении этим занимается?(при наличии временно замещающих задача усложняется)
  • Где рабочее место нужного сотрудника?
  • Как он/она собственно выглядит?

Таким образом проходя данный квест ежедневно практически по каждому вопросу требующего участия/согласования с сотрудниками подразделений, отличных от своего собственного, возникает вполне очевидный вопрос: Сколько же рабочего времени тратится впустую?

Имея в прошлом опыт разработки под LAMP и WAMP, я обратился к своему непосредственному руководству с идеей создания внутрикорпоративного ресурса в интрасети организации, на котором можно было бы с легкостью найти фио/фото/телефон/кабинет нужного сотрудника и его круг обязанностей. Однако учитывая тот факт, что руководящий состав проработал уже поболее 3-5-7 лет в организации и за это время уже успели выучить кто какие типовые вопросы решает, я получил отказ по причине неразумности траты рабочего времени на подобную ерунду, ведь так просто запомнить что Лена на 3 этаже занимается тем, а Коля на 6 — этим, всеж просто и очевидно. Однако на практике выясняется, что Лена ушла в декрет, а Коля уехал в отпуск, но вопрос-то отлагательства не терпит.

Надо признать подобная аргументация оказалась для меня неубедительной ибо к тому времени я уже был знаком на уровне пользователя на предыдущем месте работы в телекоме насколько просты и эффективны подобные системы и сколько времени они экономят в повседневной работе. Поэтому решил не забрасывать данный вопрос, а внедрять его постепенно навешивая функционал на свой интерфейс приема платежей через браузер, которую разрабатывал и сопровождал в рамках основной должностной задачи. Ведь для контроля доступа к подобному интерфейсу в любом случае нужна база кассиров, рабочих мест и т.п. атрибутики. Также для личного удобства я стал использовать веб-доступ к собственной документации к платежному интерфейсу ибо так было проще и удобнее, чем рассылать doc файлы каждому сотруднику лично. Причем подобный способ распространения документации получил много положительных отзывов от читающих ее сотрудников в отличии от традиционного бумажного метода прохождения через все инстанции руководства. Итак список проблем на производстве, которые предстояло решить пополнился:
  • Приказы и другие нормативные документа либо доводятся до исполнителей с большой задержкой либо теряются в чьей нибудь приемной или на столе кого-либо из руководителей.
  • Отсутствие контроля ознакомления с вышеуказанными приказами и распоряжениями.
  • Крайне неудобный метод персональной рассылки многочисленных инструкций сотрудникам, приводящий к существенным потерям времени и как следствие пренебрежением к составлению и обновлению документации как таковой.
  • Отсутствие информирования о корпоративных изменениях, акциях, новых и уволенных сотрудниках и т.п.
  • Отсутствие возможности оперативного контроля прохождения служебных записок и на каком этапе они находятся в данный момент времени.

Разумеется под решение данных задач уже существовало множество готовых решений, указанных в начале топика, но либо они решали вышеперечисленные задачи лишь частично, либо их стоимость вызывала крайнее недовольство у руководства. В связи с этим был вынужден первые полгода использовать собственную рабочую станцию в качестве серверной части. Да-да, Вы не ослышались. Такова забота и понимание проблем защиты данных во многих и многих организациях. Благо я сразу разработал и внедрил систему резервного копирования критичных данных на файлсервер в локальной сети.

Далее начался 2й этап внедрения «снизу». Я предоставил сотрудникам возможность самим регистрироваться на моем ресурсе и заполнять о себе типовые корпоративные координаты и фото по желанию, т.е. добровольно, а не по приказу свыше. Надо признать, что темпы регистрации оказались нешуточными и превзошли самые смелые мои ожидания. Несмотря на всеобщее молчание об обозначенных мной проблемах функция поиска сотрудника и его координат в офисе по фио оказалась наиболее востребованной. В дальнейшем я убедил выкладывать и приказы по организации в общий доступ на веб-ресурс в интрасети для более оперативного уведомления и скачивания с протоколированием в базе кто/когда/откуда. После этого на ресурсе добровольно зарегистрировалась еще треть от общего числа персонала в организации. «За бортом» оказались лишь сотрудники, которым компьютер на работе не положен(водители, уборщики, охранники) и группа сотрудников кто принципиально делает что-либо только по приказу с уведомлением и росписью под ним.

И вот лишь теперь, спустя год, удалось добиться одобрения сверху, официального утверждения положения о корпоративном портале и положительного решения вопроса о покупке выделенного сервера в стойку. На ПО тратиться не пришлось совсем ибо все с относительно без проблем(кроме вполне решаемых проблем с кодировкой) перенеслось с WAMP на LAMP сервер.

Далее, после официального утверждения, развитие пошло более быстрыми темпами. Например список сотрудников стал регулярно обновляться из кадрового ПО, постоянно совершенствовался модуль работы со служебными записками и их визированием. В рамках предстоящей аттестации мною был разработан модуль электронного тестирования знаний сотрудников. Добавлен модуль ежедневник, «мои отчеты» и опросы. Прочитав в Интернете, что Сбербанк ввел премии сотрудникам за рационализаторские предложения добавил модуль «Предложения по развитию» для того, чтобы проблемы на местах не замалчивались и где каждый мог обозначить свое предложение или открыто поддержать/не поддержать чужое.

На этом пока все. Надеюсь кому то будет полезен пример того, как можно внедрить подобный проект при полном отсутствии поддержки руководства, которое к слову и по сей день считает эту задачу не приоритетной ибо не приносит явного дохода в денежном выражении, но, судя по многочисленным спасибо от рядовых сотрудников, положительный эффект очевиден. Попытки указать на сэкономленную стоимость трудочасов многочисленных сотрудников тоже ни к чему не привели. Будьте готовы к этому, если решитесь повторить мой опыт внедрения за «спасибо».

Спасибо всем кто осилил данный топик целиком, буду рад ответить на Ваши вопросы и при необходимости расшифрую интересующие Вас моменты более подробно.
SSar @SSar
карма
39,2
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (110)

  • +1
    Последний абзац очень красноречив. Вот такая суровая действительность сильно разочаровывает. Руководство не оценило проект не только до его внедрения, но и после! Хотя результаты налицо. Кто же лучше самих сотрудников знает, что им нужно и что вызывает самые большие проблемы.
    • +3
      Проект разрабатывался и внедрялся не в целях получения звездочек, а для сокращения рутины. Да, отсутствие признания официального печалит, но как для разработчика немало греет душу, что много кому это оказалось реально на пользу. Инициативу многие не переваривают — факт.
      • 0
        Пробовал сделать нечто подобное. Поднял у себя на машине wiki и начал собирать всю информацию по серверам, людям, проектам. Когда помучаешься, настраивая какой-то сервер, часто есть ценный опыт, который можно было бы записать в помощь другим.

        Все больше склоняюсь к мысли, что нужна какая-то CMS с функциями соц-сети, вики и хранилища документов. Вот пришел новый человек в команду, зарегистрировался на этом сайте и есть у него уже 80% информации о компании.

        Такая вещь позволяет не только получить актуальную информацию по текущему состоянию дел в компании, но и автоматизировать многие вещи. Возникнет эффективная обратная связь между руководством и рядовыми сотрудниками.

        Например, создал статью/топик «Хорошо бы купить новый стол для тенниса, старый совсем разломали». Тут же куча комментариев, голосование и резолюция директора прямо в комментариях. Красота.
        • 0
          Вы правы CMS нужна. Для организаций где расходы особо не считают — есть предложение готовое от 1С Bitrix, но доступным его назвать никак не могу. К тому же, основываясь на собственном опыте скажу, что уж больно уникальных заморочек в каждой конторе под которые приходится «допиливать» проект и соответственно типового решения неа все случаи никак не найти. К примеру у нас кадровый учет ведется вовсе не в продуктах 1С и выгрузка сведений по кадрам коекак удалось прикрутить через CSV формат ибо кадровое ПО не умеет работать никак иначе.
          WiKi штука классная и мощная, но уж крайне сложна в освоении для неподготовленных. А в большой конторе источников информации для наполнения очень много и необходимо наладить все таким образом, чтобы в итоге не превратиться в секретаря, который будет перепечатывать с бумаги ли Word в WiKi, надо чтобы ответственные сотрудники сами смогли сделать все необходимое и отвечать за актуальность сведений независимо от Вас.
          • 0
            Именно поэтому я предложил хранилище документов.
            Под вики, я фактически подразумеваю, редактирование страницы/статьи в браузере + история изменений.

            ИМХО, пока я вижу ситуацию примерно так:
            1 Заметки (в основном для себя).
            2 Статьи (аналог вики страниц). Просмотр через браузер, редактирование через бразуер.
            3 Документы (word, exel,...). Просмотр через браузер, редактирование: скачал, исправил, залил.
            4 Файлы (psd, ..., любые файлы). Просмотр через браузер — только snapshot. Редактирование: скачал, исправил, залил.

            Еще бы книги не помешали. По бизнесу, timemanagement, программированию, дизайну. И рейтинг/отзывы об этих книгах. Если бы несколько моих друзей помогли мне прочитать хоршую книгу, я был бы им благодарен.
            • 0
              Все файлы нужно сразу побить на категории по предназначению.

              1. Служебные записки и приказы с ограниченным доступом(нельзя скачать по прямой ссылке без авторизации) и протоколированием скачиваний.
              2. Картинки и прочее файло, которое проще и удобнее загружать используя плагин к TinyMCE например.
          • +1
            Это готовое предложение 1С Битрикс требует доработки напильником под конкретную организацию. Следовательно платим за лицензию и за допиливание/поддержку. Стоит это совсем негуманных денег.

            НО! Если это сделано правильно и встречает не очень организованное сопротивление сотрудников — то вещь отличная и полезная. Мне очень нравилась.

            Ну и чтоб два раза не бегать: вы молодец.
        • 0
          Попробуйте Confluence
        • +2
          Sharepoint, есть и бесплатная редакция, содержащая все перечисленное.
          • 0
            Отвечал ведь уже по тексту… А на что ставить эту самую бесплатную редакцию? На Linux сервер? Или в комплекте с Sharepoint Windows Server тож бесплатно поставляется вместе с сотнями клиентских лицензий.

            PS Для истории запостите ссылку плиз на бесплатную версию Sharepoint и список его возможностей. Так сказать чтоб подкрепить слова фактами. Думаю всем читающим топик пригодится ваша ссылка на первоисточник.
        • 0
          Есть мнение, что Google Wave делался примерно именно для этого. Если поставить его движок на сервер в корпоративной сети.
  • 0
    > «Надеюсь кому то будет полезен пример того, как можно внедрить подобный проект при полном отсутствии поддержки руководства, которое к слову и по сей день считает эту задачу не приоритетной ибо не приносит явного дохода в денежном выражении, но, судя по многочисленным спасибо от рядовых сотрудников, положительный эффект очевиден»

    Вы просто Шикарны. Я также без поддержки руководства внедряю Web-приложения заточенные под нужды своего отдела без всякой компенсации затраченного труда, но для меня это окупается экономией рабочего времени сотрудниками нашего отдела.
    • 0
      Примерно также, только вот не для отдела, а для всей организации. только с ИТшниками наладить процесс в разы проще, гораздо сложнее объяснить это тем, кто с компом на Вы и кто сайт называет «программой».
  • 0
    Спасибо за статью!
    Было бы еще интересно почитать про установку SVN на IIS, так как TFS к сожалению не всегда есть возможность развернуть, а ставить лишний сторонний веб-сервер только для репозитория не очень рационально.
    • +2
      У меня такое ощущение, что ваш комментарий должен был быть в топике Mercurial на Windows Server 2003
      • +1
        упс. Дейстивтельно описался. Сорри!
    • 0
      SVN в проекте используется также на LAMP, но сама платформа не подразумевает наличия IIS. Хотя ради интереса поднимал както на IIS доступ к базе WSUS сервера(Windows Internal Database, т.е. не полноценный MSSQL) используя PHP скрипты. Надо сказать слишком много подводных камней и нюансов, но всеж думаю реально. Только вот это не по теме данной статьи.
      • 0
        Спасибо за ответ. Я действительно промахнулся когда писал коммент. Это к другой статье относилось.
        Что касается сути ответа. вот как раз подводные камни и особенности и интересуют.
        Так как обычно когда конфигурируется сервер — хочется ставить как много меньше дополнительного ПО.

        А устанавливать несколько компонентов дублирующих работу друг друга (в данном случае apache в качестве второго веб-сервера для SVN) — это вдвойне нехорошо.
        • 0
          Просто успел написать вам ответ ранее, чем обновились комменты.
          Для доступа к базе WSUS из PHP я Apache не устанавливал. Скачал установщик PHP под IIS с windows.php.net и в настройках IIS разрешил запуск модуля PHP.
          • 0
            PHP под Windows еще удобно через WebPI качать.
            Кстати запускал уже несколько PHP проектов под Windows 2008 (IIS 7)- работает отлично.
            Ожидал что могут проявится какие-то проблемы. Но пока все как часы :)
            • 0
              Ничего удивительного. Как я писал в топике, первое время все вертелось на типовой офисной рабочей станции где еще и средства разработки активно использовались и на тот момент 200 пользователей по вебсерверу серфили и тогда еще все это было на 512мб, а чуть позже на 1гб ОЗУ.
  • +1
    Врядли руководство заинтересует кто и сколько времени тратит на поиск нужной информаци. Оно (рководство) не ищет номеров телефонов и номеров своих приказов, у него для это серетарша есть. Можно попробовать заинтересовать его прикрутив интересную ему статисктику в виде графиков/схем/диаграм. Это оно любит :)
    • +3
      А вот тут интересный момент. Оно само 80% времени использования ресурса тратит на поиск нужного сотрудника и 20% на визирование служебных и т.п. Статистика использования всегда меня интересовала. Секретарь по запросу фото сотрудника не выдаст, а в крупных конторах где текучка кадров велика довольно часто возникает вопрос «А это кто?».
    • 0
      > «Врядли руководство заинтересует кто и сколько времени тратит на поиск нужной информаци. „ Вы не поняли это не ради руководства. Это ради экономии времени и сил сотрудников, которые работают с Вами в одной организации. У сотрудников появляется свободное время, они меньше устают и т.д.
      • 0
        Понятно. Согласен, что большая часть мотивации именно ради сотрудников, а также для привлечения внимания руководства к реально существующим проблема внутри и вовсе не только в области ИТ.
        А из реальной пользы для руководства — это возможность не только знать кто собственно у тебя работает/числится, но и в 2-3 клика оценить текущее положение дел на местах, т.е. отчеты там всякие, служебные активные, диаграмки и т.п.
  • 0
    По-моему это называется корпоративный портал, а не социальная сеть.
  • 0
    Расскажите, пожалуйста, про техническую составляющую побольше. Вы использовали какие-либо фреймворки или писали всё сами? Есть ли интеграция / автоматический импорт данных / синхронизация с другими БД и корпоративными системами? Сам «по долгу службы» занимаюсь похожим вопросом, интересен ваш опыт в этом плане.
    • +5
      Основа как я уже писал — LAMP (Linux + Apache + PHP + MySQL)
      В следствие анализа наиболее частых запросов MySQL практически идеально вписывается ибо сложных группировок почти нет, нагрузка во многом схожа скажем с типовой нагрузкой на базу Интернет-форума.
      Какой именно Linux использовать — тут особых ограничений нет, главное чтоб на нем можно было Apache и PHP и MySQL поднять. В моем случае под рукой оказалась Ubuntu, что признаться для меня как бывшего виндового сисадмина было куда проще в освоении. С нагрузкой справилась на ура, отказов не спровоцированных внешними факторами практически небыло. Аптайм 24/7. Нагрузка на CPU менее 1% в пике при 200 активных сеансах.
      Фреймворки PHP не использовал, использовал собственные проверенные годами и уже «допиленные» библиотеки функций и классов.
      Из готового использовал только классы для работы с протоколом Jabber(для рассылки уведомлений) и SMTP(для рассылки email) внутри организации. Ито пришлось потратить время на их подстройку под уже используемое серверное ПО. Со временем подключил всякие красивости JavaScript для удобства например TinyMCE с плагином для загрузки картинок и библиотечку WZ_Tooltip для отображения инфы о сотруднике по наведению курсора мыши на его ФИО. Намаялся с адаптацией TinyMCE и поиска работающего плагина аплоада к нему, но в итоге вышло очень недурно. Все эти плагины и библиотечки 100% бесплатны.
      Импорт кадровых данных — через файловые реестры CSV с проверкой актуальности и т.п. Работа с платежными шлюзами и смс — HTTP GET/POST + XML.
      Импорт внешних RSS, курсов валют ЦБР — через simplexml или где нужна скорость через PCRE.
      Автоимпорт — это либо по cron мониторится входящая папка(для совместимости), либо используется ftp(например для автоматического бэкапа загруженных файлов и т.п.).
      В общем используется множество различных способов, что не есть хорошо, но эти ограничения вызваны требованиями уже внедренного приобретенного софта и обойти их не представляется возможным.
      • 0
        Понятно, спасибо.
  • 0
    Нечто подобное делаю и я. Сейчас реализована вся кадровая информация по сотрудникам — фио, фото, данные об образовании, воинский учет, начначения и перемещения, отпуска, больничные, командировки, семейный состав, инвалидность, пенсия и т.д.
    Потом было дабавшено штатное расписание с окладами и надбавками, модули расчета премий, табель учета, подключили статистику по турникету со входа.
    Постепенно начинаем завязывать бухгалтерию и плановый отделы.

    Сейчас это уже база на 60++ таблиц и генератор отчетов/справок/списков на более чем 50 различных информационных запросов. Во что это все выростет дальше — пока еще даже трудно представить.
    • +1
      Респект коллега) У меня пока 77 таблиц + архивная база для закрытых периодов(изменения прошлых лет которые нет смысла бэкапить ежедневно/ежечасно).
      Отпуска и отгулы тоже есть, больничные и командировки на подходе.
      Такие вещи как состав семьи, воинский учет и т.п. на данный момент отсутствуют(хотя при необходимости просто поля в табличку добавить и готово) ибо упор делался на информацию востребованную всеми подразделениями, а не только кадровиками у которых уже есть все необходимое ПО.
      • +2
        Кстати о базе и бекапах. Я делаю ежесуточное резервное копирование всей базы и файлов на два физически разных сервера. Но не в этом дело, есть интересное наблюдение — за два года работы наибольшая по объему таблица в БД (на порядок больше всех остальных) это логи всего и вся что происходит :)
        • +1
          А так оно и бывает. Только вот я чтоб бэкап шел быстрее логи «кто чего делал» вынес в архивную базу за прошлые года в таблички аля LOG_2007...LOG_2010 и т.п. Невижу смысла их бэкапить ежедневно. А если очень надо UNION в SELECT запросах никто не отменял.
          • +1
            Да, хорошее решение. Пожалуй так и сделаю.
  • 0
    А что планируете делать, если вдруг придется уходить из компании?
    Вообще, авторские права на исходный код как-то документально зафиксированы?

    Замечу, что у вас фактически там и зачатки CRM, с тенденцией к полноценной ERP.
    Интеграцией с 1С, я так понял, тоже уже заморочились в некоторой степени? (данные о сотрудников из кадров же автоматом идут, да?)
    • +1
      Если придется уходить то конечно печально и обидно, но SVN использовался, в коде на комменты я не скупился и даже не жаль было в pma комменты к табличкам и полям MySQL оставлять. И знаете, по сравнению с готовыми классами и скриптами у меня их даже больше(пояснений), хоть небыло цели сделать продакшн версию на поток.

      Авторские права на код кхм, вроде в России живем, но я добился хотяб чтоб приказ провели официалом, что я должен сделать тото и тото для конторы хотя на тот момент уже все работало по факту, т.е. я единственный утвержденный приказом с сверху исполнитель по данному проекту.

      Понимаете, кидаясь перед руководством словечками типа CRM, ERP, HelpDesk и т.п. обычно на тя сразу смотрят с вопросом «Что самый умный чтоль?». Поэтому были реализованы задачи на который был спрос здесь и сейчас. Если в будущем возникнет необходимость интегрировать с 1С — не вопрос, сделаем. И не только я, но и болемене любой программер кто умеет читать чужой код с комментариями)

      Данные из кадров идут «полуавтоматом». По нажатию кнопочке в кадровом ПО. Печально но факт. Такое вот кадровое ПО.
  • +1
    Моё признание за то, что удалось. У меня ещё всё впереди. Не могли бы Вы обрисовать архитектуру системы? Как реализован механизм разграничения прав к разному функционалу и визирования документов несколькими людьми?
    • 0
      Эх как! на полное описание и топика не хватит не то что комментария.
      Еси вкратце, то есть табличка: набор прав и список юзеров — их пересечение — TRUE(1) или FALSE(0).
      Запрос по uid на выходе массив булевых прав, юзайте на здоровье.
      Визирование — еще 1 табличка: uid визирующего, id объекта, хеш, дата подписи.
      • 0
        Правильно ли я понимаю, при вызове функции идёт проверка TRUE/FALSE на право выполнения этой функции текущим юзером? Тогда вопрос: где хранится массив прав для юзера в конкретный момент времени? Неужели каждый раз идёт запрос в БД?
        • 0
          Это уж как вы сами закодите. Я вам ответил «как хранить». Метод запроса зависит от нагрузки на ваш ресурс, настроек кеширования субд. Да и зачем вам весь набор данных в каждый момент времени? Не нужно ничего лишнего держать в оперативке в рамках каждой сессии.

          PS Помоему вопросы кодинга выходят за рамки данного топика. Давайте уж не будем уходить от основной темы.
      • 0
        И следующий вопрос: если добавлена ещё одна функция, система подхватывает её самостоятельно или надо ручками лезть в базу и прописывать права?
        • 0
          Еще раз повторюсь, здесь вовсе не обмен исходниками, а обсуждение корпоративных соцсетей как таковых.
          Неужто так сложно самому придумать как хранить и вызывать данные и функции?
          • 0
            О как! Тогда дайте пожалуйста инструкцию к пользованию вот этим абзацем:
            «Спасибо всем кто осилил данный топик целиком, буду рад ответить на Ваши вопросы и при необходимости расшифрую интересующие Вас моменты более подробно.»
            • 0
              Моменты в архитектуре, порядок внедрения и т.п., а не курс программирования на PHP и MySQL. Почитайте другие комментарии и вопросы которые задают хабровчане. Халяву здесь не раздают однако, только обмен опытом.
  • 0
    Сорри что влезу, но по функционалу который вы описали, это очень похоже на SharePoint который идет с Виндой.
    • 0
      Ну тут до Хабраката ответ содержится. А вот что SharePoint с виндой в комплекте — это вы бывшему винь-сисадмину не рассказывайте. MSDN подписка не у всех имеется. $ решают.
      • 0
        Для Microsoft SharePoint Foundation никакой подписки не надо. Она ставится на любой сервер. И лицензируется на эти сервера.
        • +1
          Только вот еще надо купить Windows Server (которого нет) и N клиентских подключений к нему, а это сотни. Просчитайте стоимость сколько вышло? На сколько ваших месячных окладов хватило бы?
          И почему про это сроду забывают? Все, прошли 90е-00е халява кончилась, за все платное надо платить.
          • 0
            Я про Винду написал еще в первом коментарии.
          • –2
            В типичных конторах винда и сервер либо есть, либо пиратский.
            • 0
              ну у кого как. видимо наш случай «не типичный».
          • 0
            Могу ошибаться, но разве Windows Server как-то ограничивает количество клиентских подключений к нему? Про удалённые рабочие столы — знаю, нужно докупать, но тут же просто сетевые подключения к серверу.

            Выше скорей всего имели в виду SharePoint Services (ныне Foundation), который абсолютно бесплатный, в отличии от SharePoint Server. Я пару лет назад смотрел SharePoint Services, человек 20 одновременно подключались без проблем, ведь это по сути просто сайт внутри сети.
            • +1
              Ограничивает не технически, а лицензионно. То есть если вы лицензии не купили, то подключаться всё равно сможете, но это будет пиратским использованием.

              С другой стороны, клиентские лицензии покупаются однажды и действуют для подключения ко всем серверам, независимо от их количества.
              • 0
                Лицензии должны быть на клиентских машинах? А если машины, которые подключаются (веб-сайт с сервера смотрят!) линуксовые?
                • 0
                  Просто пример:
                  Microsoft Windows Server CAL 2008. Цена: от 970.00 руб.
                  www.softkey.ru/catalog/program.php?sphid=38705422&ID=37371
                  CAL — это не программный продукт, это — лицензия, которая дает пользователю право на доступ к услугам сервера.
                • 0
                  Лицензии просто должны *быть*. И неважно откуда потом смотреть с линукса или откуда угодно.

                  Если есть необходимость дать доступ неопределенному (неограниченному) количеству, то покупается лицензия external connector (но стоит она очень негуманно :).
  • 0
    Недавно начал заниматься чем-то похожим (поднял Wiki, в планах багтрекер). Скажите, а какие функции портала являются наиболее востребованными? Мне кажется, если внедрять в первую очередь их, коллеги быстрее поймут ценность идеи.
    • +1
      Так то я в топике писал про это «Далее начался 2й этап...»
      1. Поиск сотрудника и его телефона/кабинета/фото по ФИО.
      2. Информация о днях рождения, новых и уволенных сотрудниках.
      3. Инструкции, документы, приказы для всех. Особенно приказы о премировании и выходных днях).
      4. Служебные записки (тут скорее по необходимости, т.е. приказу)
      5. Корпоративные новости, акции, полухалявные билеты куданить и т.п.
      • 0
        А касательно непосредственно разработки вы что-нибудь внедряли? Дело в том, что 1-5 было еще задолго до моего прихода.
        • 0
          Собственно тут все 100% касательно разработки и внедрения с 0.
          Вы тогда уж конкретней опишите, что именно вас интересует?
        • +1
          Если же вы имеете ввиду только для нужд сотрудников ИТ, то просто развернули типовой SVN+redmine и все, разрабатывать его не пришлось. Я лишь к его базе(redmine) цеплялся чтобы коллегам было удобнее импортировать отчеты о проделанной работе по изменениям в SVN, но это простая выборка и ассоциация uid в корп.портале с логином в redmine.

          Еще самодельный ServiceDesk написал и интегрировал его в общую систему. Суть его работы в том, что сотрудники на местах пишут сообщения по Jabber боту, который их разбирает, складывает в базу и уведомляет по Jabber ответственных лиц, выбранных на основе ключевого слова или фразы в сообщении. По факту рассмотрения/исполнения ставится отметка и заявитель уведомляется об этом.
          • 0
            Да, это именно то, что я хотел узнать. Спасибо.
  • +1
    Жаль что руководство обычно поздно понимает, что за мнимую экономию сейчас они будут платить в дальнейшем. В том числе велосипедами, которые некому будет обслуживать, ибо хорошие и инициативные сотрудники типа топикастера вряд ли будут долго засиживаться на неперспективных местах.

    • 0
      Постараемся встать на точку зрения начальства ( потом на отрезок, плоскость, сферу итд :-))

      Начальство наверное думает, что проблемы надо решать по мере поступления. За что их трудно упрекать, по большому счету.
      А «когда» некому будет обслуживать велосипед подразумевает, что это «когда» вообще наступит, в том числе лично для начальства.
      Как-то я сам построил временную систему, которая как говорится в пословице «нет ничего более постоянного, чем временное». Это был немножко велосипед. Но вот коммерческое приложение после меня несколько человек уже несколько лет внедряют. А мое поддерживает бывший практикант время от времени (сейчас он уже конечно заматерел :-)
      • 0
        В действительности это еще 1 проявление проблемы взаимозаменяемости сотрудников, которой вечно пренебрегают. Кроме того подмечено, что даже если на сопровождение проекта выделено 6 чел, то в более половины случаев 90% работы выполняет тимлид ибо ему проще самому сделать чем объяснять другим быстро меняющуюся ежедневно ситуацию. В итоге получаем, что судьба проекта в любом случае зависит от 1(отсилы 2х) ключевых сотрудников ибо остальные выполняют лишь функции сопровождения, а не развития и оптимизации. Что печально конечно же.
        • 0
          Именно поэтому типичные функции ИС, такие как документооборот, ведение сотрудников и т.д. нужно отдавать в системы разработанные на стороне (найти для них поддержку на порядок проще). Внутри себя же оставлять только специфические вещи, касающиеся данного предприятия.
          • 0
            С таким подходом тоже сталкивался, бесспорно тут есть свои очевидные плюсы, вы правы. Но все меркнет при первой же маломальски серьезной проблемой, когда нужно решить вопрос немедленно, а тебе в трубку «подождите, вы N-ый в очереди на обслуживание» или просто игнор на запросы к разрабам по email.
          • +1
            Видите в чем дело, в более менее сложившихся преприятиях, уже есть определенный внутрений документооборот который был вырабатан годами, и его не хотят менять! Хотят просто обьединить разрозенные куски вместе и как можно больше автоматизировать! И получаеться что покупную систему надо пилить и пилить, возможно даже ломая ее логику работы(или перестраиваться под нее). Получаеться что предприятию надо нанимать програмиста этой системы для додедлак\переделак, а также выделять отдельного человека который будет писать ТЗ на изменения, тестировать.По хорошему это все надо описать в договоре итд… Получаетсья огромная гора проблем и такии внедрения длятся долго, возможно с перерывами на суды, так как разные стороны читают договор по разному!
          • 0
            В дополнение сказанному beho1der еще стоит отметить и финансовый аспект:

            1. Нужно потратиться на готовую систему, для которой с сотнями сотрудников очень нехилая сумма выходит.

            2. Нужно ежемесячно отстегивать разрабам за техсаппорт ибо сами разобраться в их деянии и тем более адаптировать под месные особенности не представляется возможным из-за больших временных затрат, а при этом еще надо выполнять и рутину, которую никто не отменял.

            Итого считаю необходимость покупки сторонних ИС оправданной только при внедрении с 0 и как правило крупного ПО по работе с финансовыми потоками. В данной же статье идет речь преимущественно о работе с пер.данными сотрудников строго внутри организации.
    • +1
      Тут вспоминается история про одну крупную компанию, которая пока была маленькой внедрила самописную ERP. А потом компания быстро и сильно выросла. В итоге, пока шло внедрение SAP (а компания выросла так что потребовались решения уровня SAP) руководством к программисту-автору была приставлена охрана — если бы с ним что-то случилось — работа всей компании просто бы встало.

      С точки зрения внедряющего человека — велосипед это хорошо — можно при удачном стечении обстоятельств обеспечить себя булочкой не только с маслом — но и икоркой. А вот с точки зрения руководства — фиг знает, фиг знает.
      • 0
        Согласен с Вами. Непосредственное начальство ни раз о подобном риске предупреждалось, но ни к чему так и не привело ибо неприоритетно.
      • +1
        Ну а что тут плохого с точки зрения хозяев фирмы — самописная ERP свою функцию выполнила — компания быстро и сильно выросла. Потом заменили на SAP. В процессе перехода потратились на охрану. Сколько фирм вообще никуда не вырастают.
  • +1
    Скриншотов-бы ;)
    • 0
      Тут я Вас разочарую ибо дизайнер из меня никакой, штатный дизайнер внешнюю рекламу рисует, а не сайты. Скупая табличная верстка + местами на слоях, css с корпоративными цветами, основное меню разделов со спойлерами ибо подпунктов многовато в левой колонке, в верхней — название офиса. Нижняя правая часть — рабочее окно. Список разделов в меню отличается в зависимости от прав доступа данного сотрудника. Разумеется большего всего пунктов у админа, под разрешение экрана 1280/1024 кое как разместил, остальным попроще и под 1024/768 сверсталось неплохо.
  • 0
    «Разумеется под решение данных задач уже существовало множество готовых решений, указанных в начале топика, но либо они решали вышеперечисленные задачи лишь частично, либо их стоимость вызывала крайнее недовольство у руководства.» — я как то пропустил «готовые решения указанные выше» — или плохо читал.
    Мы используем Liferay — это конечно не LAMP а java — но в принципе есть все что надо — и CMS, и простейший документооборот, и социальные сети — и все бесплатно. Хотя конечно не зная Java «допиливать» его сложно. Но наверняка и на PHP есть адекватные решения.
    Если честно — все-таки сомневаюсь в эффективности писания нового велосипеда — наверняка при дальнейшем развитии проекта встанет вопрос реализовывать новые и новые фичи, которые есть в готовых продуктах заточенных под создание корпоративных порталов.
    • 0
      «Но наверняка и на PHP есть адекватные решения.»
      Наверняка… но не более того. Яву допиливать физически некому. Все кто ею пользовались уже уехали в нерезиновую за многочисленными нулями в зп.
      Однако исходя из опыта внедрений купленных Java приложений еще во времена сисадминства — прожорливость ресурсов у нее сильно бьет по кошельку работодателя на крутое железо. Да и за решением любых вопросов обращаться физически не к кому ибо разрабы далеко не всегда доступны для диалога.
      • 0
        По поводу прожорливости — у меня проект на amazon small instance (1.7Gb RAM, проц порядка 1GGz) выдерживал хабраэффект. Так что простенькой машинки с двумя гигами на 600 пользователей (подозреваю 50 одновременных это максимум у вас) вполне бы потянула. Java хочет больше ресурсов для запуска чем PHP — но зато потом ее прожорливость растет медленней (имхо).

        «обращаться физически не к кому» — согласен что это причина — если нет возмодности допилить самому — заказывать разработку на java (а тем более с опытом в какой-то системе) будет отностительно дорого — ЗП программиста на Java сильно отличается от ЗП программиста на PHP

        Но все равно не могу поверить что на PHP не было ничего адекватного — если не секрет (и дял общего развития) — какие средства рассматривали (из бесплатных)?
        • 0
          Прожорливость вашего проекта сопоставить не могу вслепую, вдруг он у вас только пароли генерит для этих 600 чел и при этом требует 1.7Gb RAM. Одновременно у меня было 209 — спасибо аттестации и ее нескольким этапам. Кроме того, каждый раз при публикации очередного приказа/распоряжения получив уведомления, набегает тут же сотня уников с ним ознакомиться.

          «обращаться физически не к кому» — это не просто мелкая проблемка, это крайне высокий риск когда надо решить проблему за минуты иначе чревато последствиями. Заказывать разработку на java + нанимать еще сотрудника, а лучше 2х для заменяемости — какие накладные расходы для работодателя? Если только по зп каждый Java программер по данным hh в рамках одного региона обходится в 2-3 раза дороже PHPшника ежемесячно.

          Первым делом составлялся списочек, что должно быть из функционала, а только потом уже искалось что на рынке имеется отвечающее данным требования как среди платного так и бесплатного. Т.е. не задача подгонялась по какую нибудь CMS, а наоборот.

          В результате нескольких дней что были в запасе на принятие решения(ибо сроки очень поджимали сверху + обязанности и кроме портала только росли) было выявлено, что максимально отвечает требованиям только 1С Битрикс(остальные были вообще крайне далеки ибо ориентированы только на подготовленный сотрудников ИТ либо попросту не выполняющих программу минимум), но на 2007 год он был очень сыроват и не содержал в себе например модуля тестирования, а аттестацию ради этого разумеется никто переносить не стал. Т.е. нужно было еще чтото отдельное для тестирования искать, покупать, внедрять. По правде на разработку ушло меньше(дней 4-5 на изготовление «сырого» варианта и еще с недельку на тестинг и доведение до ума).

          А Вы сами список уж напишите коль знаете. Спустя 4 года ситуация с «шаблонками» могла разумеется измениться, но на слуху только Битрикс все еще как решение для всей конторы.
  • 0
    Интересно, если не с главным начальством, с кем вы обсуждали функционал каждой фичи и как потом работали с реакцией коллег? Или просто и так было понятно, что нужно сделать, так что и советоваться ни с кем не надо было?
    • 0
      Да, обязательно, но каждая фича обсуждалась только с теми кому предстояло с ней работать.
      Грубо говоря мнение водителей о поиске по тегам во внимание не принималось.
      Кроме этого, согласно общеизвестной истине — учись на ошибках других(систем).
  • 0
    Про документооборот можно поподробнее?
    В чем он заключается? В том, что документы выкладываются в одно место и доступны через web-интерфейс?

    Или есть workflow? Т.е. можно завести служебку, ввести туда согласующих, подписывающих, исполнителя и система пошлет документ вначале согласующим, потом (если они согласовали) на подписание, а потом на исполнение.
    • +1
      С такого угла зрения можно выделить 2 независимые части:

      1. По сути дела файлхостинг doc/xls и прочих документов для массового ознакомления с защитой от скачивания по прямым ссылкам без авторизации.

      2. Служебные записки, в т.ч. и с шаблонами, при создании которых либо при выборе подразделения выбирается из перечня решаемых вопросов и автоматически заполняется список исполнителей и визирующих(если нужно). Или же по ситуации, по наиболее часто решаемым вопросам просто в 1 клик мышью + краткое описание сути вопроса(прочие атрибуты заполняются автоматически). Разумеется вложенные файлы и сам текст доступен только задействованным лицам в решении данного вопроса.

      В обоих случаях обращения к файлам протоколируются со штампом времени, uid, ip. Востребованная мера предосторожности ибо юзеры часто лепят отмазки вроде «не знаю, не видел».
  • 0
    Сейчас используем самописку:
    1) Разделеные по отделам сотрудники, фотография, телефоны и т.д.
    2) Дни рождения сотрудников на главной ( естественно, для дам без указания возраста))
    3) Заявки на указанный отдел (Могу отправить заявку в it-отдел: «Когда же вы уже подключите мне мышку». Сотрудник обязан уведомить о получении, если реакции нет, то старший (ответственный по отделу) это видит.
    4) Организована система прохождения документа по цепочке (кто-то инициирует документ, задает цепочку пользователей: т.е. первым читает Иванов, вторым Петров и так далее. Документ попадает Иванову, если он нажимает кнопку «Подписать», уходит Петрову, если нет — возвращается инициатору
    5) Информация для колл-центра по услугам (всё, что можент понадобится клиенту по интересующей его теме, существующие акции (автоматически уходят в архив, если закончились)
    6) Информация где что спросить и что делать (Сейчас работаем над разграничением информации. Скажем, сотруднику колл-центра необязательно видеть, как заказать визитку директору продаж)
    7) Заказ визиток. Те, кому дали права на изготовление могут просто нажать кнопку
    8) Очень хочется внедрить выгрузку зп из 1С (не важно через что). Хочется, чтобы любой сотрудник видел какая у него зп на данный момент и что (как) её увеличить ( чаще всего касается тех, кто на процентах)
    9) Регламенты поведения любого сотрудника
  • –1
    А как относится ваше руководство к тому, что вы тратите рабочее время на непрофильную для вас деятельность?
    • 0
      По моему вы саму статью невнимательно прочли. Все развивалось как добавление фич в систему по прямым обязанностям, а после приказа это вообще перестало быть лишь инициативой и стало очередной официальной обязанностью. Отношение руководства неоднозначно: непосредственное приревновало, высшее выразило благодарность, вот так.

      Ваше мнение видимо в том, что стоило на все это забить на всю эту автоматизацию, уменьшение рутины не только своей, но и коллег и спокойно «пить чай/кофе» в минутки свободного времени от основных обязанностей? Или я ошибаюсь?
      • 0
        >>итерфейс приема платежей через браузер
        Согласитесь, автоматизация внутреннего документооборота притянута за уши к системе приема платежей. Но раз вам это удалось, почему бы и нет?

        >>Ваше мнение видимо в том
        Нет. Дело в том что любое руководство всегда очень против непрофильной деятельности. И не просто по тому что они такие косные бюрократы. Есть ряд причин.
        • 0
          Непрофильная — это когда рабочее время тратят на личные проекты и служебным Интернетом в личных целях — заказы, закупки, баш и т.п. А насчет развития данного проекта у меня в должностных явно прописано «принимать все возможные меры по автоматизации труда» и будучи веб-разработчиком я именно это и сделал. И есть простая истина — если бы сверху посчитали бы это непрофильным — никто никогда официально не утвердил данный проект.

          Целый цикл статей был на Хабре, что от молчаливо плывущих по течению сотрудников выполняющие работы только по приказу, толку для организации минимум, а порой и вред ибо зп надо выплачивать регулярно независимо от факта наличия/отсутствия ежедневных указаний чего сегодня сделать нужно.

          Развертывание моего проекта обошлось компании всего в ~30 килоруб. только на железо сервера в стойку. ЗП за новую обязанность никто не прибавлял. В чем же вред по-вашему для фирмы в целом?
          • 0
            >> В чем же вред по-вашему для фирмы в целом?
            Для фирмы в целом конечно хорошо. А вот для вашего руководителя, например, головняк: во первых с него теперь будут спрашивать за этот документооборот, ставить новые задачи по нему, ругать за глюки. Как называется его отдел?

            во-вторых, вместо реализации нового функционала по приему платежей вы занимаетесь документооборотом компании. Или у вас слишком много свободного времени остается по основным задачам?

            По-хорошему вам надо переходить в отдел внутренней автоматизации или выделяться в такой отдел, предложите главному руководству
            • 0
              По моему, вы уже придумываете аргументы или по другому сказать — придираетесь.
              Вас действительно не интересует организация самого сайта, а именно «профильная» или «непрофильная»?

              Присоединюсь к вам.

              Автор, скажите, а когда вы делали сайт, вы ездили на черном Форд Фокусе?
              • 0
                >>Вас действительно не интересует организация самого сайта

                А что там может быть интересного? Очередной лисапед. Есть же готовые решения, даже озвученные в коментах выше.

                >>По моему, вы уже придумываете аргументы или по другому сказать — придираетесь
                Я просто рассматриваю ситуацию с точки зрения непосредственного руководителя
              • 0
                Если вопрос ко мне — то ни на чем не ездил, и по сей день.
                Или же вопрос был к ncix?
                • 0
                  Да не обращайте внимания. Это у меня была неудачная попытка пошутить
            • 0
              Позиция ясна. Да, бесспорно дополнительный груз сопровождения имеется, тут вы правы, но как-то сложилось, что и глюков мало было за 4 года и при малейшем их проявлении вызывали и допрашивали лично меня, а не непосредственного. А к тому же уж звиняйте судьба такая у руководителей — отвечать за все проекты в их подразделении(а их десятки и +-1 не решает) за это им и зп выше, ее тоже надо отрабатывать и думать не только о своих интересах(работы бы поменьше, а зп повыше) но и вцелом рутину в конторе исключить по максимуму, тоже ведь наемные работники.

              Далее, лично моя нагрузка особенно в момент первичного развертывания была явно выше средней и было очень нелегко, но я решил «день потерять, затем за 5 минут долететь» несмотря на то что было очень и очень непросто соблюдать и основные сроки и дорабатывать инициативную часть дабы не опозориться на первом демопоказе. И как показало время — данный подход себя оправдал, я сделал все возможное, чтобы каждый источник информации и ее потребитель зависел от меня минимально(даже если я вообще уволюсь). Мое вмешательство требуется только для оптимизации невидимую простому пользователю + разработку новых модулей либо по просьбам большинства сотрудников(уменьшение рутины) либо по приказу свыше. При этом ни один срок по первичным задачам не был сорван.

              Мой отдел изначально назывался «отдел автоматизации» и по сей день так называется. Как водится в крупных конторах главное руководство занимается внешнеполитическими делами и крайне труднодоступно, но в тоже время в результате многомесячного упорства достучаться всеж порой получается, в частности подписать приказ и последующие распоряжения о разграничении сфер ответственности за внесенную в портал информацию уже удалось, пусть не на 100%, но работа ведется постоянно и в этом направлении тоже.
              • +2
                Желаю вам все-таки выделиться в отдельное подразделение
                • 0
                  Спасибо за пожелание, при случае обязательно, но вопрос создания отдельного подразделения вызывает также вопрос о расширении штата ибо уже имеющиеся в наличии сотрудники по умолчанию уже заняты на 100%, что соответственно вызывает не позитивную реакцию изначально.
          • 0
            >>если бы сверху посчитали бы это непрофильным — никто никогда официально не утвердил данный проект.

            теперь то понятно, я имел ввиду момент, когда вы НАЧАЛИ этим заниматься
            • 0
              на момент начала — я расписал подробнее постом выше.
  • +1
    Мысли здравые. В нашей компании аналогичная система является практически системой жизнеобеспечения, и очень помогает в работе.

    А вы в каком городе живете, если не секрет?
    • 0
      Пасиб, но личные вопросы давайте все же в личку.
  • 0
    Вы как-то ни словом не упомянули про вопросы безопасности вашей системы. Все-таки крупная региональная кредитная организацая подразумевает обращение массы сведений для служебного пользования во внутреннем документообороте. С наполнением системы данными риск утечек и ценность для конкуррентов и разного рода госструктур повышается.
    • 0
      Первейшая мера — физическое отсутствие публичного доступа из Интернет(да и доменное имя .local).
      Сетевая безопасность вне моей компетенции, но тем не менее все каналы связи межофисные — OpenVPN или IPSec. Отдел ИТ безопасности тоже имеется.

      Программная защита — исключение передачи пароля в открытом виде, только случайные хеши привязанные к сеансу. Под давлением сверху для забывчивых паролей пришлось сделать куки авторизацию, но опять же хеши, привязанные в т.ч. к IP в локальной сети, подмена IP блокируется сисадминами. Локально в куках или еще как не хранится ничего связанного с группами доступа.

      Однако общеизвестный факт, что самое слабое место любой системы — это ее пользователи. Тут я практически бессилен, разумеется кроме ограничений на простоту пароля и периодических разъяснительных работ о том как важно свой пароль все же запоминать, а не записывать.
      Недавно на Хабре проскочила полезная имхо статья про passwordcard, пробую оттестировать данный подход на особо забывчивых.
  • +1
    Простой способ показать начальству полезность ресурса — отключить его на несколько дней. И сотрудники сами объяснят начальству что им это надо.
    • 0
      жестоко, но улыбнуло) +
  • 0
    Сорри, не могу прочитать все комментарии.
    Уточните, пжлс, какой софт в итоге использовали: самостоятельная разработка или продукт-коробка с последующей доработкой?
    • 0
      Самостоятельная разработка + ряд доработанных классов и плагинов.
      PS А что не так с комментариями?
  • 0
    Извиняюсь за излишне личный вопрос, но почему вы не сменили работу, с таким-то руководством?
    • +1
      Логичный вопрос, слабая конкуренция меж работодателями и зп на полкопейки больше, чем среднем в регионе по профессии. В общем данный вопрос в разработке)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.