Pull to refresh

Как стать системным администратором — пособие для начинающих (часть 3)

Reading time9 min
Views149K
Предыдущая часть: habrahabr.ru/post/118966

В этой части: как закончить быть эникеем и стать системым администратором.

Итак, допустим, вы работаете эникеем. Возможно, уже вторую или даже третью работу. Допустим, вы восприняли всерьёз мой совет читать по 20-30 айтишных книжек в год и прочитали за прошедшие два года аж 4 книги. У вас обширный экспириенс общения с пользователями, вы перестали бояться бить в бубен, а удачно посылать пользователей вы научились лучше админа. (Не в этом ли причина третьей по счёту работы?).

В «завершении карьеры» есть два важных фактора: куда уйти и как уйти.

Я сейчас скажу очень важную вещь, её многие, работающие на «младших должностях» не понимают, а на самом деле это очень важно:

Не портите себе карму

Не увольняйтесь внезапно.

Если вы уйдёте с работы в режиме «да, с принтером разобрался, кстати, с первого числа я тут не работаю, если что, сейчас пойду посмотрю что там в бухгалтерии случилось», то на вас обидятся. Почему? Потому что найти толкового эникея (так же как и админа) сложнее, чем найти работу толковому эникею. И для вас «неделя без работы» может и имеет какие-то неприятные финансовые результаты, но, по сути, не является смертельной. Для фирмы остановка работы из-за внезапного отсутствия сотрудников — это много более болезенный процесс.

Большинство эникеев и начинающих админов подсознательно (или сознательно?) боятся, что их выставят за дверь при первом заикании о поиске новой работы.

Наверное, с неадекватными людьми так и будет, но вот реакция адекватных будет куда более хорошей, чем вы ожидаете. Если вы скажете «я уже устал тут работать, сейчас постепенно себе подыскиваю новую работу», то вы дадите куда больше времени найти вам замену. Понятно, что это риск: если вы «подыскиваю новую работу», а сами сидите на месте, получается глупая ситуация. Но, в современных реалиях (Москва, Санкт-Петебург) вы её себе найдёте вполне, даже если не так хорошо, как ожидали. А сказав заранее о том, что вы уходите вы дадите возможность найти замену в спокойном, а не в авральном режиме. И да, фирма лучше заплатит вам и вашему последователю пару недель зп, чем выпихнет вас тут же за дверь, взяв на ваше место нуба без опыта работы в компании. Если вас не увольняли раньше, зачем работодателю расставаться с вами досрочно? Нуб будет первые недели учиться у вас (меньше идиотизмов и доставаний админа), а вы спокойно искать работу.

Зачем эти сложности, когда можно просто хлопнуть по столу и сказать «через две недели меня тут ни духа»?

Потому что чем выше будет ваша квалификация, тем меньше вы будете серой безликой массой одной категории с сотрудниками склада. И если ваш внезапный уход, оставивший от себя ощущение «подставы» — то это очень плохо. Вас запомнят, и, возможно, в дальнейшем с вами просто не будут иметь дело. А, повторю, чем выше квалификация, тем меньше мирок, в котором вы вращаетесь. Если вы хотите идти вверх — не разрушайте то, по чему идёте.

Самый же ужасный вариант ухода — сразу после отпуска.

Если вы хотите иметь нормальные отношения — уходите плавно. Пример из моего опыта: этой зимой я расставался с небольшой компанией, которую держал на аутсорсе. Из-за специфичных условий работы адекватная замена нашлась только через 4 месяца. Сказал я о том, что мне больше не интересно с ними работать в феврале, а ушёл — в мае. Разумеется, не всегда такие экстремальные условия, но старайтесь идти на встречу работодателю в таких вопросах.

О том, куда уходить


Первый вариант — снова эникеем, возможно, на большие деньги. По большому счёту не имеет смысла — у вас начнут постепенно появляться дурные привычки застарелой низкоквалифицированной работы. Поставьте для себя лимит — в эникеях не более полутора — двух лет. Если вы проработаете эникеем больше 5 лет, то перспективы стать спецом в какой-то области (кроме эникейства) станут весьма призрачными.

Второй вариант — уходить в менеджеры по продажам/индустриальные альпинисты и т.д. — на ваше усмотрение, знать ничего не знаю (хотя денег будет больше).

Очевидный третий путь — искать работу системным администратором. Вариантов два — либо уходит текущий системный администратор и вы автоматом получаете карьерное повышение, либо вы уходите на администратора в другую компанию.

Чтобы уходить на админа — нужно иметь достаточно мужества и знаний. Мужества — потому что вам придётся стать крайним во всех проблемах посторонней компании, про которую вы ни сном, ни духом. Раньше, если вы чего-то не могли, суровый и сердитый админ садился сам это делать, пусть и отругав вас. Теперь — вы крайний.

Вариант с «повышением» до админа много более приятный — знакомый коллектив, знакомая техника, знакомый человек, которому можно задать вопрос, если совсем будет плохо. Однако, учтите, что это очень и очень суровый шаг. Обычно «эникеи» есть в достаточно крупных компаниях, и вы окажитесь один на один не с десятью компьютерами и никому не сдавшимся сервером, а в условиях мощной инфраструктуры, на которую рассчитывают — и вовсе не для того, чтобы посидеть во вконтактике, эти сервера вероятнее всего, то, что называется 'mission critical', то есть приносят деньги компании (а когда простаивают — приносят убытки). И спрашивать с вас будут в полный рост, да ещё и с мыслью «ничего он не умеет, а этот месяц он с работающих серверов пыль сдувал». Менее радикальным является повышение в условиях крупного IT-отдела — в этом случае есть коллеги и начальники, которые не дадут упасть совсем. Но они же будут куда более строгими судьями, чем мало понимающие в IT начальники.

О том, когда уходить



Как я уже сказал, категорически «нет» сразу после отпуска, праздников, в моменты авралов и т.д. Про внешние обстоятельства я написал выше. Здесь — про внутреннее ощущение о своей квалификации.

Точный момент ухода каждый определяет для себя сам; но учтите, работать админом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Роскошь уходить с работы вовремя для вас будет закрыта на ближайшие пару лет.

К моменту ухода вы должны иметь опыт установки и конфигурирования с нуля active directory (я пока иду по виндовому пути, про более интересные варианты карьеры чуть позже), уметь организовать маленькую сеть компании. Тренируйтесь — виртуализация позволит вам полне поиграться с крутой топологией чуть ли не на ноутбуке.

Существует определённая традиция пытаться нахапать себе сертификатов по различным технологиям. Навыков они существенно не добавят, какие-никакие знания дадут. Главное, на что влияют сертификаты — на з/п и шансы быть взятым на вакансии в всякие крутые конторы на мелкие должности. Если есть деньги, время и желание — получайте, лишними не будут. Вообще, это более общий принцип: никогда не избегайте обучения. Особенно, если вам его дают в рабочее время, особенно, если оно профильное, особенно, если за счёт работодателя.

Старайтесь не уходить «как только подвернулось куда» — я выше написал о проблемах внезапного ухода, плюс, уходя по первому чиху вы рискуете оказаться в ситуации, что попали не туда, куда хотели. Если с эникейством выбора особого нет, то с администрированием я очень не советую бежать куда попало лишь бы стать админом. Особенно следует быть осторожным с вакансиями, на которых написано «системный администратор», а по описанию — это непонятно что. Часто в сисадминов записывают сотрудников саппорта, эникейщиков и т.д. Для звучной строчки в резюме неплохо, но вы там потеряете кусок своей жизни.

Итак, правильное решение выглядит так:
  • вы более менее осволились с тем, что происходит в компании, где вы работаете.
  • вы изучили то, что можно было изучить в пределах доступных вам задач (бесполезно зубрить BGP на двух коммутаторах и dlink'овском рутере с NAT'ом)
  • У вас есть денег на месяц-полтора спокойной жизни. Нужно на случай, если вы не справитесь с новой работой и с вами расстанутся.


После этого идёте к начальству, спокойно говорите, что у вас возросла квалификация, и вы хотите начать искать новую работу, уточняя, что вы не планируете уходить «прямо сейчас». Если начальство адекватное, то это правильно поймут. Если нет — не забывайте про резервные деньги, да и в любом случае выставят вас не мгновенно, а в какие-то разумные сроки.

Кстати, если компания большая, то вам могут просто предложить повышение. Но не настаивайте на нём в режиме «дайте больше, а то уйду» — это некорректно и в таких условяих вам точно ничего не дадут. Если же предложили повышение, то не бросайтесь с распростёртыми объятиями, скажите, что хотите подумать недельку. Хотя советую соглашаться — делать карьеру лучше, чем менять работы.

После этого начинаете искать работу. Резюме, описание навыков, опыт — обязательно. Кстати, если начальство адекватное и уход восприняло спокойно, то вот вам и важный пункт: контакты человека, у которого вы всё ещё работаете, где можно узнать, как и что. Опять же, адеватное начальство вполне спокойно отнесётся к вашим отсутствиям на время собеседований, которые не надо будет «прятать» за опоздания и личные проблемы.

И снова собеседование


Ключевые изменения: ваша предыдущая работа, ваши success story, более глубокие знания и навыки. Поскольку ничего этого на самом деле нет, придётся чуть-чуть надуваться. Но чуть-чуть — ибо пустые рассказы ни о чём никого не убедят.

Есть несколько вариантов, в которых вы окажетесь:

  • Вас собеседует профессионал к себе в команду. Шансов попасть (если мы про карьеру, которую я описываю) мало, если попадёте — вам повезло.
  • Вас собеседует профессионал себе на замену. С большой вероятностью вас возьмут, если у собеседующего цель «сдыхать с себя задачу поиска замены себе» или не возьмут, если у собеседующего задача показать, какой он уникальный и незаменимый.
  • Вас собеседует непрофессионал — тётя из HR, директор, человек, считающийся IT-директором, но нифига не разбирающийся в вопросе и т.д.
  • Вас пристраивают по знакомству. Самый мерзкий вариант, потому что все, кто знает про «знакомство», считают, что вы тут по блату и на самом деле ничего не умеете, плюс от вас ожидают, что вы-таки умеете, а вы сами не знаете, подходите вы на эту работу или получаете зарплату за знакомство вашего старшего брата с замдиректора этой конторы. Плюс, у вас психологические проблемы с требованием прибавки, ухода с работы и т.д.


В зависимости от сценария вам будут задавать либо очень сложные вопросы, либо дурацкие. Хоть я и написал типы собеседований, но особых советов по каждому из них дать не могу — практически всё, что я говорил про собеседование эникейщика применимо и тут.

Вы админ. Ура?


Я оставляю в стороне вопрос что делать в команде (что сказали, то и делать) и расскажу про сценарий, когда вы оказались Системным Администратором мелкой конторы, которая решила сэкономить на админе и согласилсь взять малоквалифицированного нуба на смешную зарплату (то есть вас).

Повторю:
  1. вы теперь отвечаете за всё, что происходит с компьютерами.
  2. Вы должны предугадывать дальнейшее развитие инфраструктуры.
  3. От вас зависит, будет ли инфраструктура унылым дерьмом или будет нормально работать.


Вероятнее всего, в первые месяцы будет не до систематического обучения. Ваша задача — понять всё, что делал ваш предшественник, причём, как в смысле «что он хотел сделать», так и в смысле «что получилось».

Не стоит гневно возмущаться, столкнувшись с неизвестной вам вещью, которая кажется нелогичной — возможно, у этого есть глубокие соображения, которые вам должны быть известны, но вы их не знаете. Быстрый пример из жизни: на виндовых в настройках DNS указаны не только контроллеры доменов, но и юниксовый кеширующий DNS-сервер, который не поддерживает динамические обновления. Это вызывает отчаянный флуд в event log'е — но сделано это для того, чтобы избежать рейс кондишн при старте сети после блэкаута (DC стратуют много дольше, чем большинство других серверов). При этом нужно помнить про особенности кеширования и сбрасывать кеш в случае смены конфигурации AD.

Так же не стоит ругать предшественника за кажущуюся «халтуру». Право кого-либо ругать у вас появится после того, как вы сделаете лучше.

И нет, фраза «не нужно быть поваром, чтобы сказать, что еда подгорела» не применима к ситуации, когда вы тоже повар. Сначала сделайте лучше, а потом ругайте(сь).

Впрочем, ближе к сути.

Ваши ближайшие задачи: найти документацию или создать её в случае отсутствия по устройству сетей, список оборудования с настройками management-интерфейсов и паролей, аналогично для серверов, список рабочих станций, принтеров и т.д.

Без понимания конфигурации сети вы ничего не сможете сделать (хорошего).

После того, как конфигурация выписана, попробуйте её нарисовать схематически. Попытайтесь определить, есть ли в сети (зачатки) distribution и core level, почему то или иное оборудование именно тут. Если хватит квалификации — попытайтесь оценить размеры broadcast-доменов и трафик в узловых точках. Трафик в локалке считать сложно, но понятно, что пачка сотрудников, сидящих вместе с сетевым принтером в одном сегменте сети, но работающая с 1С на файловой шаре в другом, подключенная через 100Мб маршрутизатор — плохое место, источник потенциальных сбоев (включая сбои 1С и т.д.).

После сетевой топологии попытайтесь собрать воедино все права (группы, служебные учётные записи) и общие ресурсы.

После этого попытайтесь выяснить все нестандарные сервисы, которые работают в сети. Обычно это делается через сотрудников, которые ими пользуются. Узнать заранее о существовании системы автоматического учёта расхода топлива много лучше, чем узнать о ней вместе с жалобой «перестала работать».

То же касается конфигурации серверов — списки обслуживаемых доменов, сайты, почтовые домены, система редиректов, организация выхода в интернет, учёт расхода трафика и т.д. Особый акцент на лицензионность софта. Обязательно сделайте бэкапы всего, что есть. Попытайтесь поднять его на тестовой машине (внимание: машина должна быть изолирована от основной сети физически, иначе можете поймать страшные проблемы с конфликтами одинаковых настроек).

С большой вероятностью вы найдёте для себя более чем много нового. И это определяет ваше первичное обучение. Как только вы сталкиваетесь с каким-либо новым сервисом (а, полагая, что вы выходец из эникеев, каждый сервис для вас в новинку) — не ленитесь:
а) Находить литературу и читать. На этот раз не 20 (4) книжки в год — не больше недели-двух на книгу. Да, свободного времени больше у вас нет и не будет в ближайший год.
б) Воссоздавать конфигурацию с работы на тестовом оборудовании. Надо — переделайте домашний комьютер. Изучать как работает сервис лучше на работающем сервисе, чем на его обломках. Даже в простейшей настройки сквида вы найдёте для себя очень много нового и неожиданного. Причём, не факт, что именно в самой настройке — будет качаться общий админский уровень (начиная с простейшего «как отредактировать файл» до внезапного вопроса «а как программы выбирают, какой IP использовать в качестве source?»)
в) Ничего не меняйте просто так. Работает — не трогай. Пока вы не перерастёте сложность конфигурации, ломать её нельзя. Это вам должны подсказывать инстинкты. Если такого инстинкта нет — вы ошиблись профессией.

В следующей части: как живут администраторы, что такое специализация и когда нужно валить...
habrahabr.ru/post/120009
Tags:
Hubs:
+107
Comments83

Articles

Change theme settings