Pull to refresh

Классификация систем автоматизации допечатной деятельности

Reading time4 min
Views3.5K
На сегодняшний день, развитие конкуренции между полиграфическими предприятиями влияет определяющим образом на эффективность их деятельности, которая зависит от правильности, отлаженности и грамотности организации технологического процесса, иными словами автоматизации рабочего потока. Фирмы, использующие в своей деятельности средства автоматизации, в первую очередь, стремятся уменьшить затраты человеческого труда, сократить время выполнения заказа, улучшить качество услуг, и, как следствие, увеличить производительность и прибыль предприятия. Однако автоматизация является очень сложным и трудоемким процессом.

Анализ показывает, что в процессе прохождения заказа по технологическому маршруту в разрезе основных стадий (допечатная подготовка, печать, послепечатная обработка) наиболее трудоемкой и длительной является допечатная стадия. Именно данной стадии присуще большинство «узких» мест в деятельности полиграфических предприятий.

Существует большое количество программных средств, направленных на автоматизацию работы на различных этапах допечатной стадии. В то же время каждые из них специфичны, обладают рядом достоинст и недостатков.

Ключевыми концепциями, на которых базируются современные системы автоматизации, являются [1]:
  • единое хранилище информации, которое дает возможность работать одновременно с одной и той же информацией нескольким пользователям, обеспечивает информационную безопасность, предоставляет механизмы структуризации информации и прочее;
  • автоматизация документооборота и внутренней коммуникации, что ускоряет производственный цикл;
  • поддержка различного типа входной и выходной информации, что обеспечивает гибкость в работе с заказчиками.


Системы автоматизации допечатной стадии выпуска издания, построенные на данных концепциях, по назначению можно классифицировать следующим образом: 1) направленные на автоматизацию производственной деятельности (подготовка материала, его создание, обработка и т.п.), их называют редакционными системами (Prestige, Quark Publishing System, SoftCare K4, AxioCat, WoodWing Software и др.);
2) направленные на автоматизацию ведения бизнеса, управление деятельностью предприятия (поиск клиентов, оформление заказов, калькуляция, бухгалтерские операции, складской учет и др.), их называют бизнес-системами (ASystem, PrintEffect, Апплер, 1С: Полиграфия, Prinect и др.). Функции систем автоматизации, относящиеся к этим двум группам, абсолютно различны, и объединяет их лишь то, что они направлены на сокращение временных и трудовых затрат на допечатной стадии выпуска продукции.

Рассмотрим подробнее редакционные системы. Необходимо отметить, что вообще по полноте охвата техпроцесса системы бывают редакционными (РС) и редакционно-издательскими (РИС). Основное отличие между ними — в поддержке программы верстки. РС не имеет возможности автоматизировать процесс верстки и допечатной подготовки. Исходя из этого, основным недостатком РС является трудности с оперативным планированием издания. Примером такой системы является редакционная система «Коммерсант».

С позиции архитектурных особенностей системы подразделяются на закрытые и открытые [2]. Первые, это системы, все модули (сервер, программа верстки, редактор текста) которой специализированы и написаны одним производителем. Это — практически операционная система, максимально производительна, но узкоспециализированна. Вторая категория систем основана на уже созданных и широко использующихся настольных издательских технологиях (QuarkXPress, Ventura Publisher, Adobe PageMaker, InDesign и проч.), с которыми безпроблемно интегрируется.

По целям создания редакционные системы можно разделить на коммерческие и индивидуально-направленные. Коммерческие созданы с целью продажи, имеют официального производителя, гарантии поддержки и дальнейшего развития. Вторые обычно разрабатываются самими редакциями и полностью подстроены под его деятельность.

Использование редакционных систем наиболее оправдывает себя при использовании на предприятиях занимающихся выпуском периодических изданий. Собственно практически все существующие редакционно-издательские системы на это и направлены. Некоторые из них подстроены под газетное производство (Prestige), учитывая именно его особенности, некоторые – на производство журнальной продукции (SoftCare K4). Некоторые системы разработаны для работы небольших редакций с учетом их особенностей, а некоторые – для крупных редакций. Существуют и более универсальные системы, которые могут использоваться предприятиями любого масштаба, выпускаемыми любой вид печатной продукции (Adobe Version Cue).

Проводя обзор указанных выше систем, ьыли выделены основные недостатки редакционных систем. Многие РИС не гибкие, т.е. они настроены на интеграцию с определенными настольными программами и не дают возможности изменить параметры интегрирования. Это, а также использование систем закрытого типа, вызывает неудобство для многих пользователей, которые привыкнув работать в одной программной среде, начав работать с РИС, вынуждены переквалифицироваться. К тому же, системы закрытого типа непосредственно зависят от тесноты сотрудничества с программистом-разработчиком. Отрицательное влияние могут оказать узкоспециализированные системы. Если издательство, ранее выпускаемое только газеты и использующее для этого определенную редакционную систему, решает расширить номенклатуру выпускаемых изданий до журналов, необходимо приобрести новую систему, которая обеспечивала бы поддержку выпуска журналов.
Также к недостаткам можно отнести высокую стоимость редакционных систем.

1. Марианна Андреева. Медиаменеджмент: автоматизация в редакции // Журналист. – 2009. – №4. – с. 34-35.
2. Марго Григорян. Быстрее, лучше, эффективнее // «КомпьюАрт». – 2006. – №7. – Режим доступа к журналу: www.compuart.ru/article.aspx?id=16209&iid=761.
Tags:
Hubs:
+3
Comments7

Articles

Change theme settings