Pull to refresh
0

Биржа ИТ-услуг: публикуем предложения, размещаем заказы

Reading time5 min
Views12K
Спустя некоторое время после того, как в июле 2010 года мы запустили портал-сообщество руководителей ИТ-компаний Смартсорсинг мы поняли, что основная задача руководителей не в том, чтобы оптимизировать деятельность, внедряя лучшие практики в работу и автоматизируя ключевые процессы. Главная задача — увеличивать оборот.

На Смартсорсинге, конечно, проводятся обучающие вебинары для ИТ-предпринимателей (пост с подборкой записей есть на Хабре). Теория — это хорошо. Но реальные клиенты — круче. Тогда мы решили сделать биржу ИТ-услуг для бизнеса. Если упрощенно, то была (и есть) задумка сделать аналог фриланс-бирж, но с нормальными корпоративными ценниками и с учетом особенностей корпоративных заказов.

В итоге к октябрю прошлого года мы выкатили первый релиз биржи ИТ-услуг (названную "Смартвендор"), который представлял из себя просто каталог ИТ-компаний с расширенным описанием. К декабрю добавили возможность публиковать в профиле компании резюме проектов, благодарственные письма от клиентов и создавать в профиле каталог оказываемых услуг (с подробным описанием самой услуги). Ко всему тому сделали привязку рейтингов участников сообщества Смартсорсинг к рейтингу их компаний на бирже. В общем, всё, что нужно для “презентации” компании, сделали. На этом мы временно приостановили работы над биржей ИТ-услуг.

Но в конце апреля мы возобновили развитие проекта и на днях выкатили релиз, благодаря которому у потенциальных заказчиков ИТ-услуг появилась возможность размещать на бирже заказы. Ниже мы расскажем о том, что же нового появилось (да и вообще, что есть), как новый функционал учитывает особенности корпоративных заказов и каким образом мы собираемся привлекать на биржу заказчиков ИТ-услуг.

Поставщики


Как уже написано выше, начали все с расширенного каталога поставщиков. Каждый представитель ИТ-компании, имея аккаунт в сообществе Смартсорсинг, может добавить профиль компании на бирже ИТ-услуг. В профиле, помимо контактных данных и краткого описания можно указать список предоставляемых услуг, портфолио проектов компании, сканы свидетельств и сертификатов, сканы рекомендательных писем от клиентов и коротко описать ключевые технологии, которые используются в работе. Заполненная карточка поставщика ИТ-услуг выглядит вот так (к компании по ссылке мы не имеем никакого отношения, просто взяли как пример полностью заполненного профиля).

К профилю каждой компании могут присоединиться другие участники сообщества Смартсорсинг, которые являются сотрудниками этой компании. Компании рейтингуются — рейтинг компании на бирже ИТ-услуг равен суммарному рейтингу (в сообществе) всех сотрудников компании. О том, как считается рейтинг участников сообщества написано вот тут.

Все сотрудники компании (те, кто зарегистрирован в сообществе и присоединился к профилю компании) имеют доступ к вкладке со списком избранных/поступивших заказов. Но о заказах речь пойдет чуть ниже.

При добавлении профиля компании на биржу ИТ-услуг автоматически создается блог для компании в сообществе Смартсорсинг. На этот блог можно перейти из профиля компании.

На момент написания данной статьи на бирже зарегистрировано около 350 поставщиков ИТ-услуг. Причем бурный рост был до января 2011 года, после добавлялось не более 1 поставщика в день (что, впрочем, объяснимо — в конце декабря мы перестали активно заниматься этим проектом).

О поставщиках всё — перейдем в заказчикам (к слову, одна и та же компания может иметь статус и поставщика и заказчика одновременно).

Заказчики


Заказчики — это те, кто будет размещать заказы на оказание ИТ-услуг (спасибо, Кэп). Профиль компании-заказчика добавляется так же просто, как и профиль компании-поставщика.

Одна и та же компания может быть одновременно как поставщиком, так и заказчиком (принадлежность компании к тому или иному лагерю отображается в профиле компании):



При этом, если компания не является поставщиком, её профиль упрощен — нет портфолио, отзывов клиентов, каталога услуг и т.д. Компании-заказчику позже можно добавить статус поставщика и наоборот.

О профилях всё. Теперь о самом интересном — о размещении заказов.

Заказы


Для начала небольшое лирическое отступление.

В чем особенность корпоративных заказов на ИТ-услуги? Тут можно конечно сказать, что бывают случаи, когда дают и берут откаты. Но мы не об этом. Особенность в том, что ИТ-услуги — не стандартизированы. Под одним и тем же названием (скажем, “внедрение 1С” или “абонентское обслуживание компьютеров”) могут скрываться услуги с разным качеством, содержанием и стоимостью. При этом, требования к качеству и ответственности исполнителя со стороны заказчика выше. В результате получаем, что дистанционно-интернетный выбор исполнителя на проект по формальным признакам невозможен.

По этой причине мы ни в коем случае не хотим реализовать процедуру электронных торгов. И уж тем более мы не хотим сделать электронную торговую площадку. Задача биржи ИТ-услуг с точки зрения поставщика — генерация “лида. Иными словами, заказчики борются за право начать дальнейшие переговоры по проекту в оффлайне. При этом, победителей такой борьбы может несколько. А уж кто в итоге продаст — нам скорее всего известно не будет.

Итак, размещение заказа. Процедура инициируется с главной страницы. Процедура совершается в несколько шагов (в зависимости от того, зарегистрирован ли пользователь или нет). Описывать пошаговую инструкцию размещения заказа мы не будет — все желающие сами смогут попробовать и разобраться. Но хочется отметить поле, заполняемое на последнем шаге размещения — видимость заказа. На выбор предлагается три варианта: публичный, анонимный и индивидуальный.



Это ещё одна важная на наш взгляд особенность корпоративных заказов. Особенность в целом простая — хочется “светить” как можно меньше информации о себе и своем заказе. Для этого при создании можно указать параметры анонимности заказа:

  • Публичный — заказ виден всем пользователям во всех списках. В заказе видна вся контактная информация;
  • Анонимный заказ — заказ виден всем пользователям во всех списках. Вся контактная информация скрыта;
  • Индивидуальный — заказ виден только для представителей компаний, которых заказчик выбрал вручную именно для этого заказа (т.е. обратить внимание компании на заказ).

Все размещённые заказы видны в списках. Списки можно фильтровать по региону, типу услуг, бюджету и размеру компании.



В случае, если заказ анонимный или публичный (а значит — виден в списках), представитель компании-поставщика может откликнуться на заказ. В свою очередь, представитель заказчика может либо принять отклик и продолжить взаимодействие, либо отклонить. Потенциальный поставщик и заказчик до момента оффлайновой встречи могут задать друг другу уточняющие вопросы. При этом представитель поставщика видит только свою ветку (начинающуюся с его отклика), представитель заказчика видит все ветки. Пример карточки заказа (c фейковыми текстами и персоналиями) из интерфейса заказчика вот тут.

Список всех входящих и исходящих заказов виден в профиле компании.

Откуда возьмутся заказы


Само-собой, у нас нет 100% рецепта заманивания денежных заказчиков на биржу ИТ-услу. Но есть 2 гипотезы, которые будем последовательно проверять:

  • Продвигать конкретные типы услуг. Выбираем несколько наиболее популярных (исходя из предложения). Сейчас это абонентское обслуживание компьютеров и различные услуги, связанные с 1С-ом. Создаем для них landing pages и продвигаем конкретные страницы с конкретными услугами в поисковиках. Соответственно, лендим посетителей и далее конвертируем в размещённые заказы.
  • У нас есть сообщество СмартCIO, которое мы начали развивать в феврале. В сообществе — руководители ИТ-оделов. Ожидаем, что какая-то часть заказов будет генерироваться оттуда.

Проверим эти гипотезы — будем придумывать и проверять новые.

Вот в общем-то и всё. На все замечания и предложения ответим в комментариях.

P.S. Чтобы не искать ссылку на биржу в тексте — дублирую в конце поста. Добавляйте свои компании, если таковые имеются.Это бесплатно (что не исключает появления дополнительных платных сервисов позже).

upd: тем временем на бирже появился первый заказ.
Tags:
Hubs:
+12
Comments7

Articles

Information

Website
www.itsm365.ru
Registered
Founded
2010
Employees
201–500 employees
Location
Россия