Pull to refresh
0

7 проблем российского облачного хостинга

Reading time 6 min
Views 14K
image

фото (с) HP Creative Express

Этот пост – попытка собрать воедино и взглянуть повнимательнее на основные проблемы российского «облачного» хостинга. Он ни в коей мере не претендует на исчерпывающее отражение проблем или истину в последней инстанции. Будем рады, если к обсуждению присоединятся представители хостинг-компаний, пользователи облачного хостинга, производители оборудования, представители дата-центров и вообще все, кому интересна эта тема.

Итак, основными проблемами российского облачного хостинга мы считаем:



Расплывчатость определений


Часто случается, что наглядно объяснить, что такое «облако» и чем оно отличается от привычного виртуального хостинга, не могут даже сотрудники провайдера. А если могут, то от компании к компании объясняют по-разному. Кто-то призывает на помощь сложившиеся американские стандарты, кто-то изобретает свои определения. Но потребителю облачных сервисов, в нашем случае – хостинга, по большому счету, абсолютно все равно, в соответствии с каким из стандартов выстроено облако. Ему прежде всего нужно получить услугу. При этом очень часто, чтобы ее получить, от него требуется разобраться в хитросплетении маркетинговых и технических терминов. Отсюда вытекает вторая проблема.

Доступность для понимания


Быстрое развитие облачных технологий породило массу новых терминов и понятий: инстансы, ядра, доли ядер, тайм-слоты. Это часто вызывает непонимание у людей, привыкших мыслить категориями гигагерц и гигабайт, а также платить деньги за месяцы, а не часы. С одной стороны, из-за непонимания механизма не срабатывает главное маркетинговое преимущество облаков, на котором строится основной рекламный посыл – плата за реально использованный объем ресурсов. А с другой – вместо того, чтобы навязывать термины, провайдеры могли бы более «плотно» привязать облачную технологию и привычные параметры оценки мощности виртуальных машин. Разный подход к описанию реально получаемых клиентом мощностей часто приводит к следующей проблеме.

Разброс цен


Цены на виртуальные машины (инстансы, слоты) сравнительной производительности от провайдера к провайдеру отличаются в разы. Основные факторы ценообразования здесь – используемые технологии виртуализации, оборудование, на котором запускаются машины, системы хранения данных, и, конечно же, позиционирование самого провайдера. Ситуация с технологиями виртуализации крайне неоднозначная – в то время, как «открытые» системы не требуют от провайдера практически никаких затрат, проприетарные системы подразумевают лицензирование каждой запущенной машины. Из-за этого нередки ситуации, когда провайдер имеет себестоимость одной виртуальной машины выше, чем «отпускная» цена подобной машины у другого провайдера. Такая ситуация сложилась уже довольно давно, и производители средств виртуализации в целом взяли курс на либерализацию собственных систем лицензирования, но принятых изменений пока недостаточно. Оборудование тоже играет свою роль в конечной цене – одни провайдеры строят свои «облака» на десятке простых одноюнитовых серверов и типовых свитчах, другие — закупают титанические терабитные коммутаторы и сложные СХД. Плохого в этом ничего нет, главное – чтобы потребители услуг понимали, за что именно платят деньги. Но есть и другой фактор риска — ожидается

Приход «гигантов»


На рынок облачных вычислений и сервисов обратили свое внимание гиганты масштаба сотовых операторов «большой тройки». Да и иностранные игроки внимательно изучают ситуацию, сулящую неплохие перспективы. Конечно, основной фокус здесь формируется не на облачном хостинге, а на массовых бизнес-сервисах, однако направление движения очевидно. Приход новых крупных и очень крупных игроков ожидаемо перекроит рынок и потребует новой расстановки приоритетов. При этом для крупных компаний лучше работает эффект масштаба – себестоимость услуги у них, как правило, ниже, и конкурировать с ними будет непросто. Тем более, что

Потребители ориентируются на запад


Локальные потребители услуг облачного хостинга все чаще обращают внимание на услуги крупных провайдеров, предоставляющих мощности в США и Европе. Особенно если размещаемый проект ориентируется на западную аудиторию. В явлении как таковом нет ничего плохого, в теории эффективнее всего размещать сервис ближе к потенциальным потребителям и арендовать сразу три площадки для России, Европы и США. Но ведь десятилетиями складывавшийся стереотип «иностранное – значит хорошее» продолжает работать и после смерти страны, в которой он сложился. Возможно, это отчасти служит причиной того, что многие потенциальные клиенты российских провайдеров, предоставляющих качественные услуги (кто бы что ни говорил), стараются перенести все свои задачи в западные «облака». При этом не берутся во внимание ни увеличенные задержки, ни как минимум схожий уровень надежности, а, зачастую, даже меньший, ни проблемы с бухгалтерским оформлением платежей. Кроме того, серьезным проектам, как правило, требуется серьезная кастомизация параметров хостинга, предоставить которую массовый сервис неспособен именно в силу своей массовости, что также часто не учитывается. «Историй успеха», конечно же, тоже немало, иначе услугами западных провайдеров никто бы и не пользовался. Эта проблема, на наш взгляд, сильно перекликается с проблемой недостаточной информированности потребителя, который просто не знает, что может получить в России сервис схожего, если не более высокого качества по сравнимой цене. При этом уровень и скорость техподдержки в большинстве случаев будут выше по умолчанию. Одним из факторов, усиливающих эту проблему, является боязнь мифических «выемок» серверов, эта проблема слишком широка и заслуживает отдельного подробного поста. Пока же следующая проблема —

«Железный» фактор


Рынок молод, только за последний год появилось несколько активных игроков, плюс традиционные хостинг-провайдеры вовсю реализуют переход на решения разной степени «облачности». Чаще всего «обкатка» производится уже в прямом эфире, на «боевых» системах – простой чреват потерей пользователей, и так пока немногочисленных. И здесь, конечно, начинают проявляться проблемы. Чаще всего сбоит разрекламированное автомасштабирование мощностей, главный маркетинговый козырь облаков – ожидаемого выделения ресурсов не происходит, либо оно происходит не так, виртуальные машины «залипают» или вообще уходят в валгаллу. Надо отдать должное, в Штатах такие же проблемы. Как выясняется, пока что механизм автомасштабирования – настолько сложная с программной точки зрения вещь, что действительно надежной и прозрачной его работы не обеспечивает еще ни одно решение на рынке. Чуть реже сбоят диски – для «облаков» требуется высокопроизводительное и распределенное хранилище, с сотнями логических дисков, размазанных по сети хранения данных. Очевидно, что чем сложнее решение – тем выше вероятность, что что-то пойдет не так. Радикально разрешить проблему не представляется возможным, остается только постепенно наращивать надежность, отлавливая баги. Ну и, конечно же, нельзя забывать, пожалуй, главную проблему –

Человеческий фактор


Эта тема поистине неисчерпаема, ведь по сравнению с ней все остальные проблемы отходят на второй план. В любом бизнесе именно люди, к сожалению, создают основную массу проблем, где первые места занимают сбои в работе, утечки информации, потеря прибыли и незапланированные расходы, что часто одно и то же. Самые печальные случаи у всех на слуху – «забытые» кондиционеры в дата-центрах, неожиданные ремонтные работы в виде выключенных рубильников, неверные настройки систем хранения, приводящие к потере пользовательских данных. Но и помимо таких без преувеличения катастрофических сбоев есть и другие проблемы. Например, техподдержка. Очень часто люди «на телефоне» не обладают необходимой квалификацией для оперативного решения проблем и передают запрос далее, теряя время на ненужные коммуникации. Случается, линейные специалисты сами плохо представляют специфику услуг компании и не могут правильно донести ее до потенциального потребителя, теряя его в пользу конкурентов. Да и с маркетингом тоже не все ясно – качественные и дорогие по умолчанию услуги переводятся в ранг фаст-фуда, формируя восприятие облачных сервисов как чего-то дешевого и несущественного. В общем и целом, молодой российской индустрии облачного хостинга еще стоит многому научиться у других видов бизнеса, более зрелых и уже отладивших свои бизнес-процессы.

Примерно так мы представляем себе основные проблемы и вызовы, стоящие перед российскими провайдерами облачного хостинга и сервисов. Мы намеренно не употребляли в посте торговые марки, ибо в том или ином виде все из перечисленных вопросов применимы к большинству провайдеров, и не стоит говорить о проблемах одних, умалчивая о недостатках других.

Мы считаем, что осознание проблемы – это уже половина решения, а свободный обмен информацией о том, как бороться с теми или иными негативными факторами в работе поможет становлению и оздоровлению рынка. Что, в конечном итоге, окажется полезным всем – и провайдерам услуг, и их потребителям, не говоря уже об общем IT-климате в России.
Tags:
Hubs:
+16
Comments 61
Comments Comments 61

Articles

Information

Website
www.cloudone.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Россия