Пользователь
0,0
рейтинг
18 июля 2011 в 20:32

Разработка → Ошибки и заблуждения заказчиков при разработке корпоративного сайта из песочницы

Сайт — это отличный инструмент для решения задач, связанных с узнаваемостью бренда и повышением продаж. Казалось бы — закажи сайт, и проблема решена: потенциальные клиенты находят сайт компании через поисковую систему, знакомятся с услугами и товарами и покупают их.

Но зачастую всё бывает иначе. Сайт запущен, а клиентов не прибавляется. В то же время у конкурентов дела идут как нельзя лучше. Заказчик обвиняет во всем разработчиков сайта, обращается к новым разработчикам, сайт переделывается, но история повторяется. В чем же ошибка? Давайте разберемся.


Ошибки и заблуждения заказчиков при разработке корпоративного сайта


Ошибки на этапе проектирования сайта

1. Разработку сайта можно поручить своему системному администратору.
Каким бы не был ваш системный администратор способным кадром, как правило, результат из этой затеи получается плачевным. Профессиональный сайт сделать под силу лишь команде, состоящей из специалистов разных предметных областей — маркетолога, аналитика, проектировщика, дизайнера, верстальщика, программиста, копирайтера, специалиста по продвижению. Сможет ли ваш системный администратор заменить этих специалистов?

2. Я не хочу заполнять ваши многостраничные опросники и анкеты! Я могу сообщить вам название своей фирмы, ее вид деятельности, дать визитку с логотипом. Мне нужен «просто красивый сайт», что тут непонятного?
К сожалению, визитки, или даже корпоративного буклета недостаточно для разработки профессионального сайта. Разработка сайта подразумевает не только графическое оформление, но и проектирование структуры разделов, навигации, представление ваших товаров и услуг в наиболее понятном и привлекательном виде. Поэтому для всех будет лучше, если вы ответите на все вопросы студии, изложенные в опроснике, причем подойдете к этим ответам осознанно. Иначе у студии не будет исходного материала для того, чтобы создать сайт, который будет полезен вам и вашим клиентам.

3. Можно создать качественный сайт в короткие сроки и почти бесплатно — в сети много таких предложений!
Действительно, ваш сайт может появиться быстро и за небольшие деньги, но скорее всего он будет низкого качества. Разработка сайта — это работа нескольких специалистов, у которых за плечами не один год опыта и огромный багаж знаний всех тонкостей этой весьма специфичной работы. Оценивать работу каждого из них в пару тысяч рублей абсурдно. Задумайтесь, кто эти люди, которые Вам предложили создать сайт за такую сумму. Помните, скупой платит дважды!

4. Затраты на поддержку сайта несоизмеримо меньше, чем на его создание.
Если под поддержкой сайта понимать стабильное периодическое наполнение сайта, в том числе и поиск, подготовку новой информации, проведение кампаний по продвижению сайта, то затраты на поддержку могут быть значительно выше, чем на разработку. Заранее поинтересуйтесь, во сколько вам обойдется поддержка сайта.

Ошибки при разработке дизайна сайта

5. Самое главное на сайте — это отличный дизайн!
На самом деле дизайн сайта важен только его владельцу, посетителям же намного важнее быстро найти нужный товар или услугу и контакты вашего офиса. Качественный дизайн необходим лишь на промо-сайтах, где ставка делается на презентативность и «вау-эффект».
Поставьте себя на место клиента, будете ли вы обращать внимание на дизайн сайта, если вам нужно быстро найти компанию-подрядчика среди десятка предложений? Клиент скорее всего выберет ту компанию, чей сайт откроется в считанные секунды и с первого взгляда будет понятно, какие товары и услуги предлагает компания.

6. Нарисуйте мне 3 варианта дизайна, а я выберу один!
Чтобы нарисовать дизайн, требуется немалое время дизайнеров, которое должно быть оплачено. Бесплатно рисовать несколько вариантов как правило согласны только непрофессионалы. Но это не означает, что они выполнят свою работу плохо. Любая веб-студия имеет портфолио, по которому вы можете сразу оценить ее уровень и принять решение, работать с этой студией или нет. Профессионалы своего дела обычно создают один вариант дизайна, чему предшествует разработка и утверждение дизайн-концепции будущего сайта. При таком подходе исключается необходимость выполнять несколько вариантов дизайна

7. Я посижу вместе с вашим дизайнером и мы вместе сделаем то, что я хочу.
Заблуждение состоит в том, что заказчик всегда уверен, что он самый лучший дизайнер. Заказчик способен изменить первоначальный дизайн до неузнаваемости, превратив главную страницу сайта в мигающую новогоднюю ёлку. Поэтому, чтобы сайт не стал заложником фантазий заказчика и решал поставленные перед ним бизнес-задачи, перед отрисовкой дизайна нужно сначала разработать и утвердить дизайн-концепцию и прототипы основных страниц. В этом случае сидеть заказчику вместе с дизайнером не придется.

8. Возьмите за основу наш логотип на нашей визитке (бланке, листовке и т.д.) и сделайте дизайн сайта.
Для создания любого графического макета необходимы изображения в электронном виде высокого качества, либо в векторном формате. Если таковых нет, не удивляйтесь, если вас попросят доплатить за оцифровку исходных материалов.

Ошибки на этапе передачи контента

9. У нас нет контента для сайта. Придумайте тексты сами, а мы, если что подкорректируем.
Для того чтобы создать качественный контент для вашего сайта, нужно иметь четкое представление о вашей деятельности. Как правило, эту часть работы заказчик не хочет выполнять, либо у него нет времени. Поверьте, если вы четко не скажете «мы занимаемся тем-то и тем-то», то этого за вас не сделает никто.

10. Возьмите контент с такого-то сайта.
Многие заказчики считают, что можно скопировать информацию с сайтов конкурентов и разместить ее слово в слово у себя на сайте. Раз товары и услуги одни и те же, зачем же изобретать велосипед? Потенциальному клиенту действительно будет безразлично происхождение контента, а вот поисковому серверу будет понятно, что содержание краденное, и ничего хорошего это сайту не принесет. При таком подходе сложно попасть на первые страницы выдачи поисковых систем, а значит, вы будете теряеть значительную часть потенциальных клиентов.

11. Разработчики сайта обязаны знать, чем занимается компания заказчика и легко должны отличить фото нашей последней модели станка СДВ-12 от уже устаревшего СДВ-11А.
К сожалению это не так, для того, чтобы не допустить курьезных ситуаций, заказчику необходимо потратить время на сортировку и обработку информации.

12. Свой будущий сайт мы легко наполним сами!
Если речь идет о крупном корпоративном сайте, то подсчитайте, сколько может уйти времени на сбор информации, обработку изображений и их размещение. Сможете ли вы выделить сотрудника на столь продолжительное время?

Заблуждения относительно поискового продвижения сайта


13. После запуска сайта он сразу будет посещаем и приносить доход.
Это не всегда так. Для привлечения людей на сайт необходимо постоянно следить за актуальностью информации на сайте, проводить мероприятия по привлечению людей на сайт, а это требует немалых усилий и времени.

14. Сайт достаточно один раз наполнить контентом.
Поисковые системы устроены так, что сайтам с часто обновляемой информацией отдается большее предпочтение. Информация имеет тенденцию терять свою актуальность. Не стоит удивляться, если позиции сайта в поисковых системах будут снижаться. Делайте сайт интересным, периодически обновляйте контент, и новые посетители не заставят себя ждать.

15. Сайт можно продвинуть на первую страницу поисковика за месяц.
Это заблуждение возникло из-за пестрых рекламных объявлений, которые предлагают вывести сайт в десятку за короткий срок. Как правило, быстрый взлет опасен полным удалением сайта из поисковой системы. Не покупайтесь на рекламу!

16. Мой сайт на первом месте в поисковике. Можно разрывать контракт на продвижение сайта.
Сайт не может бесконечно долго занимать лидирующие позиции в выдаче поисковиков. Конкуренты не дремлют. Нужно постоянно проводить комплекс работ по мониторингу сайтов конкурентов, поддерживать свой сайт на лидирующих позициях.

А теперь подытожим
При грамотном подходе можно создать качественный сайт с оптимальным соотношением составляющих цена, качество, время.
  • Проанализируйте сложившуюся ситуацию на рынке, подумайте о перспективах развития компании на ближайшие годы. Задумайтесь, какие задачи должен решать ваш будущий сайт
  • Запомните — корпоративный сайт делается для ваших клиентов, а не для вас самих, ваших коллег и друзей. Вы должны сформировать четкое представление о том, кто ваши клиенты и чего они хотят.
  • С первого взгляда на сайт должно быть понятно, какие товары и услуги предлагает ваша компания. Поверьте, в век, когда людям дорога каждая секунда, мало кто будет читать длинный текст о компании, всматриваться в фото директора и читать его приветственную речь на главной странице сайта.
  • При подготовке информации для сайта учтите, что копирование материалов с других сайтов может негативно повлиять на дальнейшее продвижение сайта в поисковиках. Пишите уникальные тексты!
  • После запуска сайта не пытайтесь раскрашивать заголовки и текст во все цвета радуги, делать текст мигающим и прочие глупости — это всё признаки дилетантства и снижает уровень доверия к вашему сайту.
  • При продвижении сайта учтите, что оно должно быть плавным и постепенным. Не пользуйтесь услугами горе-продвиженцев, которые обещают продвинуть сайт в считанные дни на первые позиции, иначе это может обернуться полным крахом вашего сайта.


Я надеюсь, что мои советы помогут Вам правильно спланировать свой будущий сайт и сделать правильный выбор подрядчика для разработки сайта.
Андрей Мягков @AndreyMyagkov
карма
10,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разработка

Комментарии (68)

  • +37
    Спасибо Капитан, вот Ваш камень.
  • +9
    Э-эх, если бы Хабр читали заказчики, работать было бы существенно проще… А тут обитают те самые разработчики, которые согласны почти с каждым словом.
    Впрочем, с удовольствием распечатаю текст и буду подсовывать заказчикам:)
    • +1
      Не поможет — они его обязательно интерпретирует по-своему :)
    • +1
      Вы удивитесь, но часть заказчиков читает Хабр.
      • 0
        Не похоже, чтобы текст был направлен на эту лучшую часть. По крайней мере, мне сложно представить себе человека, читающего Хабр, к которому применим хотя бы один из перечисленных пунктов.
    • 0
      А что мешает скопипастить эту статью на сайт с разрешения автора? :)
      • 0
        с указанием первоисточника — пожалуйста
        • 0
          Спасибо, непременно воспользуюсь, только подредактирую немного — для восприятия клиентом текст немного резковат, хотя и передает суть точно.
  • +4
    Материальчик будет открытием только для начинающих веб-технологов, но 80% заказчиков реально такие. Чем мельче и проще компания, тем сильнее в их голове сидят подобные штампы. Переубедить часто бывает невозможно, особенно портят кровь расплодившиеся объявления о создании сайта на CMS и под ключ за 200-1000 долларов. Никакие аргументы не помогают, и чаще проще откреститься от такого заказчика, и поработать с более умным (и как результат, получить больше денег и удовольствия).
    • +1
      200-1000 долларов это еще вы «приличную» сумму называете. А в основном же наблюдается такое.

      Цитирую отрывок из переписки с потенциальным заказчиком:
      Заказчик
      приступать к работе НЕ нужно
      нас не устраивает ваша цена

      Исполнитель
      А зачем тогда дали доступы?: )
      Какую цену вы готовы предложить?

      Заказчик
      4 т.р.
      доступы мы дали автоматически
      мы же не писали что начинайте и не оплатили вашу стоимость


      Ну и предмет обсуждения
      Техническое задание:
      Обычный корпоративный сайт. На главной странице сайта немножко другая шапка, исходники дизайнов прилагаем.


      То-есть речь шла как раз о создании «корпоративного» сайта на одной из ЦМС.
      • 0
        я как-то работал с заказчиком, который за крутой интернет-магазин(почти портал) с нуля предлагал 8к рублей
        • 0
          «работал» или «разговаривал»?
          • 0
            работал, в качестве получения опыта, так и не закончил, заказчику обломалась поставка электрогитар и он решил забить на идею открытия магазина
    • 0
      Извините конечно, но сколько вы берёте за сайте на CMS?
      А то я видел людей которые брали 2К $ за сайт на WP, с дизайном 90х, и говорили что это дёшево.

      Дабы не разводить флэйм оглашу цены на которых работают у нас, но это не в России
      1K $ за сайт с дизайном, на своей CMS с персональной админкой, поставка 2-7 дней, но это именно что простой сайт в него входит:
      1) страницы (добавление категории etc)
      2) менюшка (автоматом из страниц + редактирование)
      3) drag'n'drop админка
      4) галеррея
      5) прочие мелочи
      • 0
        Забыл уточнить, это без бумажной волокиты, без отряда менеджеров, с проплатой по сдаче в течение 2-3х дней
        • +1
          Вы наверное невнимательно прочли мой пост.
          Я же как раз и сказал что 200-1000 долларов это еще «приличная» сумма.

          Меня бы в этом данном случае устроила весьма скромная сумма, укладывающаяся в 200-1000$. И далеко не у верхней планки этого диапазона.
          Тогда как «заказчик» оценил работу вообще в 4000 рублей.
          : ))

          p.s. Не надо думать что сделать сайт на ЦМС — это просто сверстать под ЦМС. В 100% случаев надо «курить код» самой ЦМС под каждого конкретного заказчика, под каждый конкретный дизайн.
          • 0
            Нет ваш то внимательно :) Я же и ответил не к вашему посту, а к посту выше.

            Про 4тр вопросов даже нет, это только голый дизайн ну если очень повезёт и звёзды встанут как надо то ещё вёрстка.

            Про CMS, понятное дело, что надо курить хотя бы минимум, я просто привёл случай когда именно брали 2K и делали кривую натяжку на WP, то есть не смена движка под особенности клиента, а просто натяжка диза, тоже самое часто вижу с друпалом, у нас за такое канделябром бьют-с
            • 0
              Сорри. Что-то «мелькнуло».: ) Посчитал что ваш комментарий именно в ответ на мой.
      • 0
        Ладно хоть на WP… У меня есть знакомый, который за эти суммы впаривает сайты на юкозе! >_<
        Юкоз в принципе неплох, как готовое быстрое решение, в котором есть все, но уж слишком он неюзабелен и нелогичен.
  • 0
    Давненько такого не читал. Вспомнил с ужасом былые заказы за 1-2-3 тыс.$ :)
    Таких заказчиков мало что излечит, поэтому скорее прокачивайте портфолио и работайте с серьезными клиентами — там вас ждут «профессиональные» маркетологи :)
  • +1
    [sarcasm] Надо же, кто-то еще делает сайты для компаний, у которых их нет, а не убер-стартапы с прицелом на весь мир, чтобы продать Гуглу ну или хотя бы инвесторам! [/sarcasm]

    При этом статья хорошая и все верно, только это нужно публиковать на сайте для руководителей малых и средних фирм. Вдруг прочитают и задумаются?

  • +7
    Часто бывает так что заказчик настойчиво просит сотворить какую-нибудь откровенную хрень, которую потом стыдно разместить в портфолио.
  • +4
    Всё в общем верно, но не для всех компаний это верно на 100%. Если речь идёт о магазине велосипедов или фирме по установке платиковых окон, т.е. об открытых рынках, то всё так. Если речь о фирме, которая работает на закрытых рынках, то правила немного другие. Можно привлечь сколько угодно рядовых граждан, но толку от этого не будет. Конечно, я понимаю, что интернет-магазинов нижнего белья и детских игрушек гораздо больше, чем разработчиков вагонов и систем наведения.

    К сожалению, заштампованность и засоренность многих фирм по разработке сайтов ещё сильнее, чем 80% их рядовых заказчиков. Иногда даже больно смотреть на такие сайты, хотя они сделаны без ошибок, описанных выше.
  • +16
    «Но тут такое дело помимо вас эту работу будут выполнять еще 2 конторы и кто быстрее представит готовый сайт тот и получит деньги» ©
    • +1
      Те, кто предлагают такие (и подобные) условия, и те, кто соглашаются на этих условиях работать — в общем-то стоят друг друга.
      В конечном счете не жаль ни тех ни других, несмотря на весь гемор, который они сами себе обеспечивают :)
  • +1
    Все верно говорите. Вот почитал комментарии и подумал, я что один такой дурак, который поддкрживает в фирме около 5 сайтов? 2 из них внешние визитка и кабинкт клиентов и три внутренние технические, в то же время voip почта и сервер биллинга, ну и саму систему биллинга и еще много всяких мелочей. Про качество сайта визитки вообщк молчу он был написан до меня, но никак не могу вдолбить руководству, что его надо переделывать, в ответ да зачем нужно на это время тратить. Подскажите как вдолбить руководству, что сайт это важно? я бы оставил ссылку на сайт, но мне тупо стыдно такое показывать.
    • 0
      Нет, не один.

      А может быть руководству виднее? Ссылку на сайт можно в дичку, если не стыдно.
    • 0
      попробуйте предложить начальству вариант снять с вас заботу по поддержке сайта-визитки:
      http:// habrahabr.ru/blogs/webdev/124394/#comment_4090068

      и начальству хорошо: без лишних затрат времени получат нормальный сайт в замен позорного старого, и вам хорошо: надо будет поддерживать уже 4 сайта а не 5
  • +3
    1. Разработку сайта можно поручить своему системному администратору.

    Можно, если это ваш первый сайт. Четвертый уже можете заказывать у веб-студии, а до этого момента, пока вы не понимаете зачем он вам нужен, как лучше всего его использовать, что хотят ваши пользователи, любые заказы, даже у самых именитых студий, не принесут вам ничего кроме убытков.

    • 0
      К моменту запуска четвертого сайта имидж компании уже может быть испорчен. Если компания не понимает зачем нужен сайт — лучше его не делать вовсе или обратиться в хорошую веб-студию за консультацией (в большинстве случаев это бесплатно). Скупой платит дважды.
      • +2
        Имидж компании составляется не по ее сайту, а по отношению к клиентам, отношению к контрагентам, качестве продукции, и другим вещам, которые к сайту не имеют никакого отношения. Какая бы ни была обертка, вкус какашки внутри не скроешь ни чем.
  • +1
    мне кажется, малому и среднему бизнесу, вместо того, чтобы тратить время и деньги на заказ сайта у студий, или даже одиночных исполнителей, гораздо дешевле и быстрее будет воспользоваться специализированными решениями, совмещенными с попаданием в каталоги организаций, благо их сейчас развелась целая куча на любой вкус. Я говорю о таких проектах, как, например, www.tiu.ru или www.salemarket.ru

    Плюсы такого решения:
    — относительно низкая стоимость, за 300 — 1200 $ в год компания получает полнофункциональный сайт
    — сайт начинает работать сразу же после регистрации на сервисе, а не через месяц-другой
    — с созданием, поддержкой и наполнением сайта справится не только сисадмин, но даже продвинутая секретарша, особенно с помощью техподдержки сервиса
    — сервис берет на себя все заботы о «движке», «хостинге» и всех остальных технических аспектах, исключаются факапы типа «сайт не работает, что нам делать?» или «наш сайт взломали, где теперь найти человека, который все исправит», от компании требуется только проплачивать домен
    — т.к. сервисы предлагают типовые специализированные решения то они сразу идут достаточно хорошо оптимизированными, как с точки зрения внешнего вида и удобства использования, так и с точки зрения сео

    минусы:
    — типовые решения не подразумевают особого простора в плане возможностей кастомизации, и сервис с несколькими тысячами или даже десятками тысяч клиентов не будет вносить какие то изменения для кого то одного отдельно. С другой стороны, предоставляется довольно большой выбор тем оформления, что позволяет подогнать сайт под фирменный стиль и сделать его не таким как все остальные
    — компании придется самой заполнять информацию о всей своей продукции. зато механизм модерации размещаемых товаров не даст попасть на сайт откровенно некачественным страницам
    — оплата ежегодная а не единоразовая как в случае покупки готового сайта

    возможно есть другие плюсы и минусы, о которых я не вспомнил в 4 часа ночи, но в целом считаю, что если компания хочет создать себе корпоративный сайт формата «информация о нас плюс каталог продукции» то такие сервисы — отличный вариант решения этой задачи.
  • 0
    Вот пока такие как вы клиентам будут говорить, что
    Сайт — это отличный инструмент для решения задач
    клиенты и будут к нему относится как к инструменту, как к молотку, например. Ведь часто при продаже корпоративного сайта говорят «это простой инструмент для привлечения клиентов».
    Причем разработчики имеют ввиду «простой в разработке», а клиент подразумевает «простой в использовании». И клиент с осознанием «простоты» покупает продукт, веря, что с закрывающим актом потекут деньги.
    А на самом деле, в терминах клиента, сайт — это процесс и как только он готов, все только начинается: поддержка, поисковое продвижение, реклама, наполнение, усовершенствование…

    • 0
      Сайт — и есть молоток. Процесс — это забивание гвоздей, молоток сам тоже гвозди не забивает.
  • +1
    Я не согласен с тем, что дизайн важен только владельцу. Тем более, если это интернет-магазин — пользователи будут склоняться к тем сайтам, на которые им приятно заходить.
    • 0
      Интернет-магазин — это отдельная тема и там важнее не дизайн, а степень доверия к магазину и удобство пользованием магазином, включая оплату и доставку товара. Вы будете покупать в магазине, где шикарный дизайн, но доставка пол-года, заоблачные цены, и кнопку купить невозможно найти?
      • 0
        Я буду покупать в магазине, где присутствует все перечисленное вами и на который приятно зайти снова.
  • 0
    В целом, мысли, изложенные в статье, правильные, но, к сожалению, отсутствует позиционирование по сегментам заказчиков. Неясно все-таки, о каком сегменте идет речь.

    Если речь идет о сегменте недорогих сайтов, то, действительно, можно использовать готовые коробочные решения, готовые типовые сайты или воспользоваться (как писали выше) сервисами, подобными tiu.ru (они дают достаточно адекватный инструмент).

    Если чуть дороже — то вот здесь я не согласен с идеей про дизайн
    6. Нарисуйте мне 3 варианта дизайна, а я выберу один!
    [skip]
    Любая веб-студия имеет портфолио, по которому вы можете сразу оценить ее уровень и принять решение, работать с этой студией или нет. Профессионалы своего дела обычно создают один вариант дизайна, чему предшествует разработка и утверждение дизайн-концепции будущего сайта. При таком подходе исключается необходимость выполнять несколько вариантов дизайна


    Часто (и у нас в компании именно так и делается) практикуется последовательное предоставление макетов. Это позволяет, уточняя задачи, получить требуемый вариант.
    Насколько я знаю, в среднем ценовом сегменте это часто делают.

    Также, вероятно, есть компании, которые делают только один эскиз. Но я не пока не работал с такими компаниями.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    Совершенно ни о чем, любой руководитель это знает. Другое дело, что этого не знают заказчики. Лучше бы объяснили как правильно и безболезненно донести эту информацию до клиента.
  • +9
        Частенько слышал от Заказчиков что то вроде: «Нам нужен Сайт визитка, ну чтобы там пользователи регистрировались, сообщениями обменивались как в Социальной сети, ну и чтобы видео загружали, ну как у всех! Дизайн чтобы был гламурный, не то что однообразие всякое, цвета что бы яркие были, но глаза не резали, ну вы понимаете! Логотип нам тоже нужен кстати! У нас просто сейчас времени нет, мы и сами бы все сделали, а вот пришлось к вам обратиться. Результат нужен к следующему четвергу и пожалуйста не задерживайте, а то мы рекламную компанию уже начали. Что до цены, давайте не больше 10 тысяч рублей, а то мы лучше у студента знакомого за 3 тысячи закажем, а вы же профессионалы, вот мы вам и накинули аж в 3 раза больше. И кстати наполнение тоже за вами, а то нам сейчас некогда. И в Яндекс наш сайт запрограммируйте, ну чтобы мы что нибудь вводили и там наш сайт, и вот с этим вообще не задерживайте, у нас Директор уж больно хочет чтобы мы в Яндексе были.».
        Я конечно немного, повторяю немного утрировал, но в основном всё так и есть, по крайней мере у нас в регионе (Саратов). Люди вообще не берут в расчет, что над любым сайтом нужно хоть немного да потрудиться, и причем не одному человеку. А себестоимость, зарплата исполнителям, аренда офиса и амортизация оборудования, и уж тем более налоги, вообще никого не волнуют. Приходят, говорят у нас есть фирма, мы хотим: Логотип, Фирменный стиль, Визитки, Сайт с каталогом, и Презентацию товаров, у нас ничего нет, ни текстов, ни наполнения каталога, всё на вас! Мы считаем, называем цену, после этого начинается магия. То директор в отъезде, то мы его не видели, то мы думаем, а потом вообще перестают трубки брать, чуть позже сбрасывают. И причем это взрослые люди, деловые, директора заводов даже бывало. А сказать что то вроде: «для нас это дорого», или «мы нашли более выгодный вариант», это нет, лучше затаимся, авось про нас забудут. Бывали варианты, когда торговались, «Давайте сделайте нам сайт, мы готовы оплатить только половину от вашей стоимости, давайте подписывайте. Да ладно вам, тут и так сумма не маленькая. Да вы по любому половину как раз накручиваете».
    P.S. Работа в сфере ИТ, особенно с заказчиками, частенько напоминает мне Сумасшедший дом, и я никак не могу понять, от региона ли это зависит, или вообще везде так?
    • +1
      Это зависит от ценового сегмента рынка.
      • 0
        Ясное дело, что Премиум-сегмент обычно не грешит таким отношением к Исполнителям. Но в регионах этого Премиум-сегмента не слишком много, по крайней мере в нашем. К тому же, Премиум-Регион и Премиум-Москва, это совершенно различные сегменты. Поэтому в основном получаются вот такие вот отношения…
      • 0
        Не думаю, что директора заводов относятся к нищебродному сегменту рынка. Скорее зависит от непонимания «Что там вообще делать-то? Это ж сайт! Тут все просто: картинка + текст!»
        • 0
          Не заказчика, а ценовому сегменту исполняемой работы.
    • 0
      >Люди вообще не берут в расчет, что над любым сайтом нужно хоть немного да потрудиться, и причем не одному человеку.

      Ну, а в чём проблема? Спокойно излагаете свои условия, если соглашения нет — уходите. Помыкавшись со студентами за 3 тысячи они либо вернутся к вам (вуаля!), либо будут довольны студенческой поделкой (значит это были изначально не ваши заказчики).

      >А себестоимость, зарплата исполнителям, аренда офиса и амортизация оборудования, и уж тем более налоги, вообще никого не волнуют.

      А почему это их должно волновать? Это исключительно ваши заботы. Вы когда хлеб в магазине покупаете разве волнуетесь об амортизации оборудования всей цепочки от трактора, элеватора, мельницы, пекарни до транспотрной компании и магазина (я ещё забыл нефтедобычу, перегонку, заправки, дорожные службы и тд и тп)? :)
  • –1
    Ваша статья здесь не имеет смысла. У меня тоже куча проблем, хотите расскажу?
    • 0
      А что, рассказывайте. Для тех, кто не занимается веб-разработкой на заказ сейчас, но захочет в будущем, это знать полезно.
      • 0
        Я бы рассказал, но кармы нет ) Я кстати не считаю что тут о многом нужно писать. Чтобы заниматься коммерческой деятельностью, вообще любой, для начала необходимо планировать, изучать рынок, выбирать для себя ценовые категории и вообще нишу. Поверьте, те заказчики о которых тут написано — это своя ниша, и с ними можно правильно работать.
        И такое сплошь и рядом: есть турагентства у которых в окне висят распечатки про Египет за 100 баксов, а есть такие, в которых нет распечаток и с ними ездят крупные руководители или просто очень обеспеченные люди за 500 000-1000 000 рублей, и те и другие работают. И это не значит что первые плохие. Есть массовый спрос (даже на то, на что его вроде и быть не должно) а есть не массовый. И так будет всегда.
    • 0
      Вообще-то здесь не описаваются проблемы конретной компании.
      • 0
        Ну мои проблемы тоже будут многим знакомы. Это все равно что таксистам рассказывать о том, что бывает попадаются бухие клиенты или вредные. Ну дооо… и что?
  • 0
    Дизайн — не главное, если понимать его как «цветовая схема + градиенты». Если же подумать о дизайне, как о совокупности удобства, доступности и приятности внешнего вида для пользователей, вырисовываются совершенно другие требования к дизайнеру, и, соответсвенно, другие суммы в выставленных счетах.

    А в остальных пунктах да, все согласны, все киваем.
  • 0
    почему-то возникло чувство, что мне пытались продать разработку сайта ))
  • +2
    Гм…

    >1. Разработку сайта можно поручить своему системному администратору.

    В принципе, можно :). Зависит от цели с которой этот сайт делается. Но если заказчик уже к вам пришёл, это значит он уже решил НЕ поручать это сисадмину. Зачем этот пункт?

    >2. Я не хочу заполнять ваши многостраничные опросники и анкеты! Я могу сообщить вам название своей фирмы, ее вид деятельности, дать визитку с логотипом. Мне нужен «просто красивый сайт», что тут непонятного?

    Заполнять опросники? Вы шутите! А ваши маркетолог с аналитиком (раз уж вы перечислили их как обязательные штатные единицы) в это (и всё оставшееся) время будут ковырять в носу? Гнать в шею такую студию.

    >3. Можно создать качественный сайт в короткие сроки и почти бесплатно — в сети много таких предложений!
    Действительно, ваш сайт может появиться быстро и за небольшие деньги, но скорее всего он будет низкого качества. Разработка сайта — это работа нескольких специалистов

    Вот-вот. Убеждаете, что за сайтом стоит работа нескольких специалистов, а заказчику предлагаете выполнить всю их работу. Если заказчик действительно способен это сделать сам, ему действительно не нужна ваша студия и можно обойтись «почти бесплатным» решением.

    >5. Самое главное на сайте — это отличный дизайн!
    На самом деле дизайн сайта важен только его владельцу, посетителям же намного важнее быстро найти нужный товар или услугу и контакты вашего офиса. Качественный дизайн необходим лишь на промо-сайтах, где ставка делается на презентативность и «вау-эффект».

    Хренассе! Студия, позиционирующая себя как высокопрофессиональная заявляет, что качественный дизайн необходим лишь на промо-сайтах? Заказчику следует бежать таких студий. В них окопались дилетанты. Они под словом «дизайн» подразумевают лишь визуальную картинку! Ужос. Вообще-то дизайн сайта — это в первую очередь разработка структуры, позволяющей втч «быстро найти нужный товар». И лишь во вторую (или десятую), картинка (если хотите — визуальный дизайн).

    >6. Нарисуйте мне 3 варианта дизайна, а я выберу один!
    Чтобы нарисовать дизайн, требуется немалое время дизайнеров, которое должно быть оплачено.

    Ну да. Клиент, потребовавший три варианта должен быть обласкан, захолен и взлелеян. На ровном месте вы получаете тройной заказ для дизайнеров. Странно, что вы этому так противитесь. Конечно, за деньги.

    >7. Я посижу вместе с вашим дизайнером и мы вместе сделаем то, что я хочу.
    Заблуждение состоит в том, что заказчик всегда уверен, что он самый лучший дизайнер.

    Заблуждение состоит в том, что вы уверены, что дизайн — это лишь картинка. С заказчиком действительно посидеть стОит. Только не дизайнеру, а дизайнеру И аналитику. Чтобы аналитик извлекал из заказчика знания и пожелания, а дизайнер визуализировал это в набросках.

    >перед отрисовкой дизайна нужно сначала разработать и утвердить дизайн-концепцию и прототипы основных страниц. В этом случае сидеть заказчику вместе с дизайнером не придется.

    Это лишь прикрытие задницы недобросовестной студии…

    >8. Возьмите за основу наш логотип на нашей визитке (бланке, листовке и т.д.) и сделайте дизайн сайта.

    А что не так? Логотип на визитке появился не святым духом. Кто-то его рисовал и он где-то существует до тех пор, пока печатаются новые партии визиток и бланков. Надо лишь найти это место и извлечь из него логотип.

    >9. У нас нет контента для сайта. Придумайте тексты сами, а мы, если что подкорректируем.
    Для того чтобы создать качественный контент для вашего сайта, нужно иметь четкое представление о вашей деятельности. Как правило, эту часть работы заказчик не хочет выполнять, либо у него нет времени. Поверьте, если вы четко не скажете «мы занимаемся тем-то и тем-то», то этого за вас не сделает никто.

    Опять таки — а нафига вам в штате аналитик? Это его (а не заказчика, как вы ошибочно пишите) работа. Он должен извлечь из заказчика (или его представителей) эти данные.

    >10 [про ворованый контент]
    >При таком подходе сложно попасть на первые страницы выдачи поисковых систем, а значит, вы будете теряеть значительную часть потенциальных клиентов.

    Воровать контент действительно не хорошо, но вы тут не совсем правы — у заказчика может не быть цели попадать на первые страницы выдачи поисковиков. Правда-правда :).

    >11. Разработчики сайта обязаны знать, чем занимается компания заказчика и легко должны отличить фото нашей последней модели станка СДВ-12 от уже устаревшего СДВ-11А.

    См. замечания про протирающего штаны аналитика. :) Это его работа.

    >12. Свой будущий сайт мы легко наполним сами!
    Если речь идет о крупном корпоративном сайте, то подсчитайте, сколько может уйти времени на сбор информации, обработку изображений и их размещение. Сможете ли вы выделить сотрудника на столь продолжительное время?

    Если речь идёт о крупном корпоративном сайте, то речь идёт о крупной корпорации, возможно даже с IT-отделом. Наверняка смогут :). А вот для студии, на мой взгляд, именно этот этап работы наименее интересен. Кого вы за неё посадите? Это ж скучнейшая рутина. Программиста? :) Дизайнера? Ему будет грустно, он бы с гораздо бОльшим удовольствием нарисовал бы два дополнительных макета, но вы не дали ему такой возможности, добровольно отказавшись от них. Аналитика? Ну да, раз он не выполнил прямых обязанностей (см выше) — пусть, цуко, помучается с наполнением… Копирайтер, может быть? Круто, блин.

    >14. Сайт достаточно один раз наполнить контентом.
    Поисковые системы устроены так, что сайтам с часто обновляемой информацией отдается большее предпочтение. Информация имеет тенденцию терять свою актуальность. Не стоит удивляться, если позиции сайта в поисковых системах будут снижаться. Делайте сайт интересным, периодически обновляйте контент, и новые посетители не заставят себя ждать.

    Опять таки, не всегда цель — высокая позиция в поисковиках. Но сильно возражать не буду :). Если это можно продать — продавайте. Вашим дизайнеру и аналитику будет чем заняться вместо прямых обязанностей — будут контент обновлять :).
    • 0
      imho повествование заполнено различными передергиваниями и оверквотингом.
    • 0
      1) Пункт для возражения на такую ситуацию: ваш сайт будет стоить от… до… руб. Сколько?! Я лучше своего сисадмина заставлю делать сайт.
      2) Маркетологи и аналитики не телепаты и для начала работы им нужна исходная информация из уст заказчика
      3) От заказчика требуется только информация. Всю остальную работу делает студия. Представьте — вы пришли на прием к врачу и молчите, а потом обвиняете врача, что он не смог вас вылечить и не выполнил свой долг.
      5) Слово «юзабили» слышали? Дизайн и юзабилити вещи зачастую противоречащие друг другу. Сайт может выглядеть сногсшибательно, но не понятно как им пользоваться.
      6) Несколько вариантов дизайна как правило предолагаю олату только одного варианта (зачем оплачивать не понравившиеся 2 варианта?). По этому делать несколько вариантов предполагается возможным лишь в дорогих проектах. За частую бывает так, что у заказчика очень маленький бюджет и он требует не 3, а 5-7 вариантов, если пойти на его требования, он потом не сможет выбрать ни одного, будет советоваться с друзьями, будет просить объединить несколько вариантов и проект будет убыточен. Знакомо?
      7) Недобросовестная студия не делает ни дизайн, ни прототипы, ни концепцию, а тупо тырит шаблоны.
      8) Логотип могло делать РА, которое уже 100 лет как закрылось, а иходников у заказчика нет.
      9) Прочитайте внимательно
      • 0
        2. В чём проблема её получить? У меня недоумение вызвали опросники для заполнения. Вы любите заполнять опросники? Расчитанные на абстрактного коня в вакууме? Вот и никто не любит. Непосредственный контакт многократно эффективнее.

        3. Повторюсь — если заказчик сам в силах извлечь из себя, компании и процессов всю необходимую информацию, то следующий логичный шаг — запихать её в любое понравившееся шаблонное решение. Эстеты от веб-дизайна могут исходить желчью, но такие решения для очень и очень многих корпоративных сайтов ни чуть не хуже заказных. Я говорю о том, что извлечь и структурировать нужную информацию — это ваша задача. Если вы считаете, что это задача заказчика, то вы — лишнее звено. Из вашей аналогии с врачом — если врач не распросил пациента, не ощупал его, не послушал фонендоскопом, не сделал анализы и тд, то, конечно, пациент виноват. Задача врача — извлечь из пациента нужные для постановки диагноза данные. Пациент может вообще не знать что рассказывать. Например, определённого типа боли в левой руке могут быть признаком определённых заболевания сердца. Но откуда об этом знать пациенту?

        5. Повторяю — ваша ошибка в том, что вы под словом «дизайн» с какого-то перепуга подразумеваете только визуальный дизайн. Картинку. Это дилетантизм граничащий с безграмотностью. Я бы не стал с вами связываться.

        Большой Энциклопедический Политехнический Словарь:
        ДИЗАЙН — (от англ. design — замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) — художественно-конструкторская деятельность в пром-сти, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель Д. — создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям обществ. пользы, удобства эксплуатации и красоты.

        Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д. возник в начале 20 в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Д. разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под Д. понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Д., однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Д. находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

        Ваше «юзабилити» является составной и неотъемлемой частью дизайна. Поэтому дизайн и юзабилити не могут друг другу противоречить. Поэтому сайт, которым не понятно как пользоваться имеет плохой дизайн. Даже если картинки там гламурные.

        6. Не понятно. Оплатили 1 вариант — получили 1 вариант. Хотите 3 варианта — платите за 3. Хотите 7? :) 3 по цене 1, конечно, не вариант. Возможно, я просто неправильно вас понял — вы чересчур категорично утверждали что 1-го достаточно для всего на свете. Наверное, в этом месте заказчику надо рассказывать русскую народную сказку про то как мужик шапку из шкурки пошить заказывал. — А 5 можно? И 5 можно! — И получил мужик 5 шапок. Только очень маленькх. :)

        8. Но заказчик в этом всё-равно виноват? Хорошая позиция, да.

        9. Прочитал внимательно. Особое восхищение вызвала фраза — «Как правило, эту часть работы заказчик не хочет выполнять». Продолжаю утверждать, что это не его, а ваша работа. Извлечь из заказчика нужные знания.
        • +1
          Очень много букв…

          «Это ваша работа, а не заказчика». Анализ услуг компании, определение ее целевой аудитории, потребностей и возможностей этой аудитории, анализ конкурентов, сравнение с ними, обработка всех полученных данных и построение маркетинговой стратегии стоит от 500 000р. Не хотите заполнить 6 страниц опросника — платите.

          Для одного проекта мы сами писали текст о компании. Писали на основе данных, которые нарыли в интернете (а откуда бы их еще взять?). Заказчик сказал, что в тексте все не так, данные не актуальны и т.д., обещал прислать поправки «в пятницу» (он кстати сам даже затруднялся отвтить в каком году открыта компания и обещал выяснить по документам). Ну в итоге висит уже полгода наш вариант текста, т.к. заказчик ничего не прислал и вообще забил.
          Так как быть нашим копирайтерам в этом случае? Заказчик в личной беседе не может ничего назвать. Сам он править текст не желает. А у наших людей просто физически нет нужных данных. Ваше решение?
          • 0
            >Анализ услуг компании, определение ее целевой аудитории, потребностей и возможностей этой аудитории, анализ конкурентов, сравнение с ними, обработка всех полученных данных и построение маркетинговой стратегии стоит от 500 000р.

            Это другая работа.

            >Не хотите заполнить 6 страниц опросника — платите.

            Посадить рядом с заказчиком аналитика, который голосом задаст эти вопросы (из которых где-то две трети в процессе разговора окажется не нужной для конкретного заказчика) — поллимона? Ну-ну. 6 страниц опросника? Заполнить самому? Я бы просто охренел. Думаю большинство ваших заказчиков тоже.

            >Сам он править текст не желает. А у наших людей просто физически нет нужных данных. Ваше решение?

            Послать? :) Забить? Попросить заказчика назначить эту работу на зама и трясти зама до просветления?
            Я не до конца понял суть проблемы — заказчик сказал, сделайте сайт, а мы тексты сами внесём? А тексты не внёс? Вы свою часть по договору выполнили? Деньги получили? И зачем вам продолжение банкета?
            • 0
              Затем, чтобы сделать качественный сайт. Они получили, что хотели — красивую картинку и сидят довольные, а сайта даже нет в Яндексе.
    • 0
      примерно те же мысли и у меня рождались, когда я читал этот опус (но писать было бы лень)

      Складывается впечатление, что автор имеет опыт работы с очень мелкими фирмами (логотип только на визитках), но давно причисляет себя к списку величайших дизайнеров всея Руси.

      Во всем нужна гармония. Разработка и внедрение сайта в бизнес-процессы — действительно ПРОЦЕСС (как написали выше) и требует работы как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Но исполнитель должен работать больше — за это ему вроде как платят :)

      Кроме того необходимо обоим сторонам держать в голове ROI, особенно подобным аля-профессиональным студиям, которые делают сайт за $3-5-10-50-100k, который НИКОГДА В ЖИЗНИ не окупится, но вину на это складывает на Заказчика в виде десятков пунктов.
      Заказчику тоже нужно помнить о ROI (а не платить каждому встречному разводящему вед-дизайнеру, который твердит, что сайт увеличит узнаваемость бренда, продажи, лояльность, будет способоствовать налаживанию PR итп, но все это сотрясание воздуха), а лучше иметь в штате нормального маркетолога или icc, чтобы он курировал эти вопросы.
      • 0
        Возвращаясь к ROI — сейчас действительно можно сделать некой условной фирме сайт за $500-1000 (и недорогим обслуживанием) — и он окупится через 2 года. Это можно сделать заказав сайт у кого-то, или воспользовавшись сервисом. Можно сделать средний сайт, вложиться нормально и он окупится через несколько лет. Можно сделать дорогой сайт, который будет сливаться с рекламной кампанией фирмы, быть дополнением её маркетинговой стратегии… и может инвестиции окупятся.

        Но примерно в 80% случаев заказчик терпит неудачу, вне зависимости от выбранного пути.
        Причина в том, на мой взгляд, что рынок этот очень молод; вебстудии предпочитают вести бизнес по-русски (сорвать куш побольше, сделать 200% наценки и ещё директору з.п. :) ) и достойных игроков мало, ровно как и мало специалистов, которые бы представляли интересы заказчика.
  • 0
    Да все как правило на практике так и есть как написано, сам не так давно начал работать с клиентами. Понимание приходит с опытом, в первую очередь нужно научиться грамотно оценивать стоимость работ и обосновывать цену клиенту (включая написание контента). Для нижнего сигмента стоит иметь несколько готовых шаблонов сайтов и дизайнов и предлагать их клиенту если они не видят смысла или не имеют возможности платить вменяемые деньги за объём работ по разработке уникального решения.
  • 0
    Да, у меня тоже создалось впечатление некоторого дисбаланса (в части интересов сторон) в утвердительных положениях поста, из-за чего в целом текст оставляет впечатление «если хотите сайт — не вякайте и платите, окучиваемый».
    Уж извините.
  • 0
    Лучше бы сделать статью как с этим бороться разработчику!
    • 0
      Не работать с такими заказчиками.
      • 0
        Таких большинство, с ними невозможно не работать
        • +1
          А что вы предлагаете? Учить заказчиков?
          Одному генеральному директору компании на 500 человек (IT-компания, кстати), я в течении 5 лет втолковывал, что он не программист и не дизайнер.
          «Мы тут посидели и решили, что новая логистическая система будет работать так, и так, ТЗ не будет, вы же все умные, за две недели сделаете?» — итог 2 года разработки на пустом месте.
          Я ушел оттуда, когда он приучил всех, включая менеджеров среднего звена, решать за отдел автоматизации, как будет работать вся ИС компании.
          Выход для разработчика я вижу один — если человек проигнорировал предупреждение о том, что он больше портит, чем помогает, и тем более не одно — сотрудничество заканчивается. Ибо на большой дистанции такое сотрудничество убыточное, как и по финансам, так и по нервным клеткам.
          К сожалению, такое решение было выстрадано своим негативным опытом.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.