Pull to refresh

Размышления о том, как правильно спрашивать, чтобы получать ответы

Reading time 4 min
Views 9.1K
Часто приходится наблюдать, как разработчик пытается узнать у аналитика или клиента нужную ему информацию. В результате это превращается в бесконечный обмен письмами и совещаниями и не факт, что в результате разработчик получит тот ответ, который ему нужен.

Основная причина в том, что у людей, которые спрашивают и у людей, которые отвечают отличаются «картины мира», т.е. разные взгляды на одни и теже вещи. Картина мира – способ восприятия и интерпретации событий и явлений [1]. К примеру, если вопрос задает разработчик, он задает вопросы с точки зрения решаемой им конкретной задачи (важной для него, но мелкой в с точки зрения системы в целом), архитектор после прочтения вопроса, может ответить на него с точки зрения архитектуры системы в целом, а аналитик на этот же вопрос — с точки зрения требований и в терминалогии сферы проекта. То есть задавая один и тот же вопрос людям с разными сферами деятельности мы можем получить разные ответы. Они не будут неправильными, просто они будут отражать разное видение одного и того же объекта/ситуации (иными словами – «картины мира»). Надо сказать, что картины мира у всех людей в принципе различаются.
Простой жизненный пример: спросите у соседа справа, что для него значит «хороший разработчик» и возможно Вы получите ответ, который с Вашим представлением никак не совпадает.
Таким образом, прежде, чем задать вопрос, необходимо позаботиться о его смысловом содержании(предмете вопроса).
Предмет вопроса — это концептуальное видение объекта, определяемое исследователем и отражающее его сущностное содержание [2]. Соотвественно смысловое содержание вопроса – это выражение предмета вопроса. Именно смысловое содержание вопроса сильно зависит от взгляда на вещи. Поэтому задавая вопрос, необходимо помнить постое правило: «какой вопрос – такой ответ».

Так же стоит помнить, что существуют следующие типы вопросов:

1. Закрытые вопросы – вопросы на которые можно дать однозначный ответы Да/Нет. Пример: Допускается ли использовать в рамках проекта .NET?
2. Открытые вопросы – вопросы на которых нет однозначного ответа и нам важно услышать от собеседника его мнение и взгляды по предмету вопроса. Пример: Какое будет Ваше мнение об использовании .NET в рамках проекта?
3. Наводящие вопросы – вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику ожидаемый от него ответ. Пример: В настоящий момент Ваши сервера работают под управлением MS Windows Server 2008, мы можем реализовать функиональность на Java или .Net. Какое будет Ваше решение?
4. Контрольные вопросы — вопросы цель которых проверить, что вы достигли понимания предмета вопроса. К примеру: Я правильно понял, что мы будем реализовывать проект с помощью .NET?

Чтобы грамотно сформулировать вопрос, который поможет вам получить нужный ответ, можно пользоваться рядом практик:

1. Прежде чем задать вопрос, необходимо для себя четко определить предмет задаваемого вопроса(сформулировать его содержание). Иначе говоря то, о чем вы хотите спросить и что ожидаете услышать в ответ. Таким образом вы сможете заранее определить, кто сможет ответить на Ваш вопрос.
2. Исходите из того, что картины мира людей разные и один и тот же вопрос может быть понят по разному. Поэтому прежде чем его задать, постарайтесь хотя бы вкратце обрисовать собеседнику ваше видение ситуации ( «картину мира»). Благодаря этому вы сможете синхронизировать ваши взгляды на предмет вопроса. Так же помните, что иногда возникает необходимо уточнить терминологию, используемую Вами при изложении предмета вопроса, потому что одни и теже термины могут быть поняты собеседниками по-разному или не поняты в принципе.
3. Избегайте избыточного использования «закрытых вопросов. Зачастую у людей, к которым адресован такой вопрос,
нет однозначного ответа и/или им нужна дополнительная информация, чтобы принять решение. Злоупотребление данным типом вопросов ведет к созданию напряженной атмосферы при коммуникации, так как у партнера может сложиться впечатление, что его допрашивают. Закрытые вопросы лучше всего использовать для подведения итогов в качестве контрольных вопросов.
4. Если у Вас есть несколько вариантов решения проблемы, но Вы затрудняетесь в выборе одного из них, то сначала опишите проблему, опишите возможные варианты решения с их плюсами и минусами и задайте вопрос, какое из предложенных решений можно использовать. При такой постановке вопроса, вы предоставляете информацию для принятия решения и одновременно ограничиваете возможные варианты ответа. Как правило, для человека проще выбрать что-то из уже готовых вариантов, чем дать ответ на абстрактный вопрос « а как надо?».
5. Если вам необходимо задать вопрос, в ответ на который Вы ожидаете, что вам расскажут некие подробности о предмете вопроса, то воспользуйтесь стратегией «от общего к частному». Задавая сначала общий вопрос, затем уточняя детали. А не наоборот, иначе начиная с детальных вопросов, можно упустить главное – что именно надо сделать или что именно вы пытаетесь решить. При этом лучше начинать с открытых вопросов, затем плавно преходя к уточняющим и подводя итоги закрытыми вопросами.
6. Если Вы чувствуете, что собеседник Вас не понял или полученный ответ не совсем понятен Вам, используете уточняющие вопросы, которые позволят синхронизировать взгляды на предмет вопроса ваши и собеседника. К примеру:
— Мы планируем в рамках проекта использовать .NET. Устроит ли вас этот вариант?
— С точки зрения ведения нашего бизнеса, нам главное обеспечить производительность приложения.
— Мы правильно поняли, что при условии если будет обеспечена производительность приложения мы можем использовать .NET?

Литература:
1. Wiki Картина мира.
2. Социология: искусство задавать вопросы, Л.Я. Аверьянов
3. Как правильно задавать вопрос?
4. Ораторское мастерство, или как правильно задавать вопросы?
Tags:
Hubs:
+35
Comments 18
Comments Comments 18

Articles