Пользователь
0,0
рейтинг
11 июля 2014 в 16:24

Разработка → Кош на комплексной плоскости

В какой-то из весенних дней этого года я ехал в троллейбусе и листал комикс о Коше. В одном из выпусков была такая фраза «НО! Её можно понять, она же фракталами в горизонт перетекает, я бы тоже замешкался...». После этого я посмотрел в окно и понял, что если мы возьмём два подходящих дробно-линейных преобразования комплексной плоскости a(z) и b(z), и рассмотрим систему итерированных функций для a(z), b(z), a−1(z), b−1(z), взяв в качестве начального множества картинку с Кошем, то Кош будет перетекать фракталами в горизонт!

И вот несколько дней назад у меня дошли руки, чтобы написать нужный скрипт на питоне. Результаты мне и моим друзьям понравились, и я решил написать эту хабрастатью.

Итак, если вы хотите узнать, что такое дробно-линейные преобразования комплексной плоскости, и как с помощью них получать фрактальные картинки, то добро пожаловать под хабракат. Там будет немножко бесполезной математики и много гифок.





Итак, возьмём Коша К и поместим его на комплексную плоскость:



Что мы можем с ним сделать? Например, можем сдвинуть в каком-нибудь направлении. Такое преобразование запишется в виде f(z) = z + a, где a — некоторое комплексное число.



Мы можем повернуть Коша на угол φ относительно начала координат. Такое преобразование запишется в виде f(z) = eiφz.



Наконец, можем взять и увеличить Коша в k раз относительно начала координат. Как несложно догадаться, такое преобразование запишется как f(z) = kz.



Любое же линейное комплексное преобразование f(z) = az + b можно представить в виде композиции этих трёх.

Теперь пусть у нас есть некоторое преобразование f(z). Возьмём композицию этого преобразования с самим собой, получим преобразование f(f(z)) = f2(z), потом возьмём композицию f(z) и f2(z) получим преобразование f(f2(z)) = f(f(f(z))) = f3(z) и так далее до бесконечности. Например, если f(z) = z + a, то fn(z) = z + na. Применяя эту серию преобразований к нашему Кошу и объединяя результат, получим что-то такое:



Но, например, если возьмём f(z) = keiφz (сжатие с коэффициентом k плюс поворот на угол φ), то получим уже более интересную картинку: спираль из Кошей. (При построении этой картинки исходный Кош был размещён так, чтобы точка 1 была у него на груди, k = 0,8, φ = π/3.)



Обращу внимание на тот факт, что спираль сворачивается в точку 0.

Наряду с положительными степенями отображения f(z) мы можем рассмотреть нулевую и отрицательные. С нулевой всё просто — это тождественное отображение: f0(z) = id(z) = z. С отрицательными чуть сложнее: нужно сначала обратить преобразование f(z), а затем рассмотреть положительные степени преобразования f−1(z). Для преобразования f(z) из предыдущего абзаца f−1(z) будет растяжением с коэффициентом k и поворотом на угол −φ. Поэтому, если на Коша подействовать всеми целыми степенями преобразования f(z) и объединить результаты, то получим бесконечную в обе стороны спираль из Кошей.



Спираль это конечно хорошо, но давайте немного оживим изображение, для этого заметим, что если на эту спираль подействовать преобразованием f(z), то ничего не изменится. В самом деле, любой из Кошей fn(K) перейдёт в f(fn(K)) = fn+1(K), но такой Кош уже в спирали есть. А в fn(K) перейдёт Кош fn−1(K). Если мы хотим сделать гифку из N кадров, то нужно придумать такое преобразование g(z), что gN(z) = f(z). Но это просто: g(z) = k1/Neiφ/Nz, то есть g(z) сжимает в N раз меньше и поворачивает на угол в N раз меньший, чем f(z).



К спирали мы ещё вернёмся, а теперь немного фракталов. Для удобства введём следующие обозначения ta(z) = z + a — сдвиг на a, rφ(z) — поворот на угол φ и sk(z) — сжатие в k раз. Рассмотрим три преобразования:

f1(z) = ti(rπ/2(s0,6(z))),
f2(z) = tsqrt(3)/2 − 0,5i(r(−π/6(s0,6(z))),
f3(z) = t−sqrt(3)/2 − 0,5i(r−5π/6(s0,6(z))).

Предположим, что начало координат находится в центре Коша, что делает преобразование f1(z) с Кошем? Оно его сжимает почти в два раза, далее кладёт на правый бок и поднимает вверх на единицу. (Обращаю внимание, что преобразования нужно читать справа налево.) Что-то похожее делают и остальные два преобразования — эти преобразования подобраны так, чтобы уменьшенные копии Коша оказались в вершинах правильного треугольника.



Но мы же не хотим ограничиваться тремя Кошами, их нам нужно бесконечно много, поэтому рассмотрим всевозможные композиции преобразований f1(z), f2(z) и f3(z): id(z), f1(z), f2(z), f3(z), f1(f1(z)), f1(f2(z)), f1(f3(z)), f2(f1(z)), f2(f2(z)), f2(f3(z)), f3(f1(z)), f3(f2(z)), f3(f3(z)), f1(f1(f1(z))), f1(f1(f2(z))), ..., f3(f1(f2(f3(f1(z))))),… Подействуем на Коша всем этим множеством преобразований, а результаты объединим. Результат предсказуем и приведён ниже.



Снова добавим анимации, в этот раз сделаем, чтобы копии Коша вращались вокруг большего Коша. Как этого добиться? Предположим что мы хотим сделать N кадров, для кадра k рассмотрим подправленные преобразования f1'(z) = r2πk/(3N)(f1(z)), f2'(z) = r2πk/(3N)(f2(z)), f3'(z) = r2πk/(3N)(f3(z)). Эти преобразования отличаются от исходных тем, что переводят Коша в вершины правильного треугольника, который повёрнут на угол 2πk/(3N) относительно исходного. Результат приведён ниже.



Все преобразования выше были линейными, с помощью них много интересного не сделаешь. Рассмотрим преобразование: f(z) = 1 / zинверсия плюс отражение относительно действительной оси. Что произойдёт с нашим Кошем, если на него подействовать этим преобразованием? Если начало координат не внутри Коша, то ничего страшного, Коша нужно сначала инвертировать относительно единичной окружности, а затем отразить относительно действительной оси, а если 0 будет внутри Коша, то его просто напросто разорвёт (так как на ноль делить нельзя). Ниже приведено несколько примеров.




Заметим, что преобразование 1 / z внешность единичной окружности переводит во внутренность единичной окружности, а внутренность единичной окружности во внешность.

Теперь рассмотрим преобразования вида f(z) = (az + b) / (cz + d). Именно такие преобразования называются дробно-линейными. Любое такое преобразование можно представить в виде композиции уже известных нам, а именно: f(z) = f4(f3(f2(f1(z))), где f1(z) = z + d/c — сдвиг, f2(z) = 1 / z — инверсия плюс отражение, f3(z) = −(adbc) / c2z — сжатие/растяжение + поворот, f4(z) = z + a/c — ещё один сдвиг. Поэтому если задано какое-то преобразование, то можно быстро понять, что оно делает.

Удобство же рассмотрения преобразования именно в виде дроби в следующем: очень просто находить композиции дробно-линейных преобразований и обращать дробно-линейные преобразования тем, кто умеет работать с матрицами. В самом деле, если, преобразованию поставить в соответствие матрицу 2 x 2, в которой очевидным образом расставлены коэффициенты a, b, c, d, то композиции соответствует произведение матриц, а обращению — обращение матрицы.

Второе удобство заключается в том, что сразу по записи видно, в какую точку переходит точка 0, а в какую точку — бесконечность, а также какая точка перейдёт в 0, а какая — в бесконечность.

Ещё одним важным для нас свойством является тот факт, что прямые переходят в прямые или окружности, а окружности тоже либо в прямые, либо в окружности. Более точно: если прямая или окружность содержит точку, которая уйдёт в бесконечность, то она станет прямой, иначе же станет окружностью.

Вернёмся к нашей спирали. Применим к ней преобразование, которое 0 переведёт в −1, а бесконечность — в 1: r(z) = (z + 1) / (z − 1). Так как спираль заматывалась вокруг нуля, то теперь она станет заматываться вокруг −1, но ещё спираль разматывалась из бесконечности, поэтому она станет разматываться из 1.



Рассмотрим на комплексной плоскости полярную сетку и в каждую ячейку этой сетки поместим Коша.



Рассмотрим преобразование f(z) = keiφz. Оно поворачивает полярную сетку на угол φ и сжимает все клетки в k раз. Если рассмотреть последовательно несколько кадров, то получится следующее:



Если мы попытаемся уследить за каким-нибудь из Кошей, то увидим, что он движется по разматывающейся спирали, а с ней мы уже разобрались, поэтому понятно, что произойдёт, если ещё сделать преобразование r(z) = (z + 1) / (z − 1).



Если в каждой клетке сетки Коша положить на бок, то получим немного другую картину.



Преобразование f(z) является локсодромическим, можно также рассмотреть и преобразования других типов.

Мы разобрались с одним дробно-линейным преобразованием, теперь следует налить себе чашку вкусного чая и рассмотреть два преобразования:

a(z) = (sqrt(2)z + 1) / (z + sqrt(2)),
b(z) = (sqrt(2)z + i) / (−iz + sqrt(2)).

Что делает преобразование a(z)? Разложим его в композицию f4(f3(f2(f1(z))): f1(z) = z + sqrt(2) — сдвиг на sqrt(2) вправо. f2(z) = 1 / z — инверсия относительно начала координат плюс отражение относительно действительной оси, f3(z) = −z — поворот на угол π, f4(z) = z + sqrt(2) — сдвиг на sqrt(2) вправо. Или если собрать всё вместе, то получится, что внешность единичной окружности C1 с центром в −sqrt(2) переходит во внутренность единичной окружности C2 с центром в sqrt(2), а внутренность окружности C1 во внешность окружности C2.

Преобразование a−1(z) действует, как и положено обратному преобразованию, в точности наоборот.

Аналогично действует и преобразование b(z) — только окружности C1 и C2 имеют центры в точках −isqrt(2) и sqrt(2).



Самое время перейти к фракталам: рассмотрим всевозможные композиции отображений a(z), b(z), a−1(z) и b−1(z) и подействуем ими на Коша:



Чтобы получить гифку, снова заметим, что если к полученной картинке применить преобразование a(z) или b(z), то ничего не изменится. Рассмотрим, например, b(z): придумаем такое преобразование g(z), для которого gN(z) = b(z). Это несложно сделать, так как известно, что преобразование b(z) можно представить в виде b(z) = t−1(m(t(z))), где t(z) = (zz1) / (zz2), m(z) = keiφz, а z1 и z2 — неподвижные точки отображения b(z).
Неподвижные точки несложно найти: решим квадратное уравнение b(z) = z и получим z1 = −i, z2 = i, откуда получаем, что m(z) = t(a(t−1(z))), следовательно, m(z) = (sqrt(2) + 1)z / (sqrt(2) − 1). Поэтому g(z) = t−1((sqrt(2) + 1)1/N t(z) / (sqrt(2) − 1)1/N) = ((q + w)z/2 + i(qw)/2) / (−i(qw)z/2 + (q + w)/2)), где q = (sqrt(2) + 1)1/N, w = (sqrt(2) − 1)1/N.

Программируем и получаем:



Тут интересно заметить, что преобразование g(z) оказалось автоморфизмом единичного круга.

Наконец, если сначала применить к Кошу g(z), а затем уже остальные отображения, то получится тоже неплохо:



На этом всё.

Если кто-то захочет узнать больше, то рекомендую книгу Indra's Pearls Мамфорда и др.

Если кто-то захочет поэкспериментировать, то код выложен на гитхабе.

Если кто-то захочет позалипать, то можно это сделать на coub: раз и два.
Matvei Kotov @mkot
карма
232,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (26)

  • +23
    Потрясающе.
  • +13
    Моё глубокое уважение автору, спасибо вам за статью. Отличный пример того, как можно писать популяризационные статьи по математике. Я всегда радуюсь постам с грамотными иллюстрациями, а когда они ещё весёлые и анимированные — особенно) Ну и доступные исходники также являются большим плюсом, ведь сразу после прочтения хочется самому поразвлекаться с фракталами.
  • +6
    Автору низкий поклон.
  • +6
    Наконец-то мне стала понятна суть фракталов. Спасибо тебе добрый человек, за сочный красочный пример!
  • +5
    Божественно!
  • +22
    Никогда еще не было так в тему:

    image
  • +2
    Спасибо!
  • +2
    Кош при уменьшении становится страшным, как вы производите интерполяцию?
    • +1
      Да, согласен, очень страшный. Я использовал функцию geometric_transform() так как было лень что-либо выдумывать, а ничего лучше я не нашёл.
  • +1
    напоминает силовые поля одноименных и разноименных зарядов. Ушел думать…
  • +18
  • +2
    Пост века.
    • +2
      Ну может и не века, но как минимум пятницы :)
  • +5
    Чёрт, почему я такой тупой…

    =(
  • +2
    Тут нужен визатор.
    • +1
      Мимимиметр.
  • –2
    А почему когда вы К умножаете на Z получается масштабирование, а когда «е» в степени умножается на тоже Z то это уже поворот?
    «е» в любой степени это же такой же коэфициент как и К. Откуда берется поворот?
    А почему взята константа «е», а не любая другая например «пи»?
    В общем хочется ответов на такие глупые вопросы в стиле статьи.
    • +4
      Тогда придётся видимо делать небольшой курс по комплексной арифметике. Поворот получается из представления комплексного числа на плоскости и формулы Эйлера для комплексной экспоненты с мнимой степенью, её ещё называют поворачивающим множителем.
    • +2
      А почему когда вы К умножаете на Z получается масштабирование, а когда «е» в степени умножается на тоже Z то это уже поворот?
      «е» в любой степени это же такой же коэфициент как и К. Откуда берется поворот?
      K — действительный коэффициент, e — комплексный.
      А почему взята константа «е», а не любая другая например «пи»?
      Формула Эйлера:
      e = cos φ + i sin φ
    • 0
      Потому что показатель степени мнимый. Вы там i потеряли.
  • +2
    ТФКП был любимой дисциплиной. Теперь я понял, почему.
    • +4
      Вероятно, потому, что вас его учить не заставляли. Как вспомню гамма функции, так вздрогну.
  • +3
    Добро.

    Вот ещё безумные ТФКП-техники:
    image
    • 0
      Клёва!
  • 0
    Хорошая статья, спасибо.
    Только фон у гифок надо сделать менее кислотным, а то палитесь.
  • 0
    А я по заголовку ожидал увидеть такое:
    image

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.