Pull to refresh

Создание международного стартапа

Reading time 7 min
Views 8.7K
Сегодня многие предприниматели из стран бывшего СССР задумываются или уже создают стартапы в сфере информационных технологий, которые ориентируются на весь мир в целом, а не свой отдельный регион. О таком подходе я поговорил с международным экспертом в ИТ и лектором предпринимательской школы Кубка Техноваций Владимиром Л. Павловым.

Под катом вы сможете прочитать об особенностях стартаперства после работы в ИТ гигантах, мире без границ, управлении проектами, Библии Кремниевой долины и многом другом.

Досье эксперта:
imageВладимир Павлов (http://www.linkedin.com/in/vlpavlov)
Родился на Украине в 1974 году. В 1991 году поступил на факультет прикладной математики Днепропетровского Государственного Университета. В 1996 году начал карьеру с должности программиста в крупной аутсорсинговой компании. Через 5 лет покинул ее уже техническим директором, чтобы заняться собственным бизнесом по разработке ПО.

В 2004-2005 годах работал директором в Intel. C 2005 по 2007 был руководителем одного из отделов в Microsoft Rus. С весны 2010 года развивает стартап rollApp.

Живет в Калифорнии, США. Работает по всему миру.

Юрий Брызгалов (Кубок Техноваций): Спасибо, Владимир, что согласились на встречу. Хотел бы поговорить с Вами о практических аспектах международного ит-предпринимательства. Как Вы пришли к созданию и развитию своего стартапа?

Владимир Павлов: У меня не совсем стандартная карьера. Обычно народ начинает как предприниматель, а затем (после покупки стартапа крупной компанией) переходит в корпоративные чиновники. У меня получилось наоборот.

В 1996 году я пошел работать программистом в аутсорсинговую компанию, которая писала программное обеспечение для рынка медицинского оборудования. Работа была непростая — от этой софтинушки зависели человеческие жизни. Наша материнская компания входила в тройку лидеров рынка США в своем сегменте.
В 2001 году я уехал во Флориду в эту материнскую компанию. Поработал там на средне-чиновнечьей должности, познакомился с людьми и сделал маленький, но гордый, стартап в области разработки наукоемкого ПО. Нашими клиентами были Microsoft, Nokia, Vodafone и др.

Параллельно я вел общественную деятельность. В то время в мире стал популярен международный стандарт Computing Curricula, о том, как учить студентов компьютерных специальностей. Мы с Андреем Тереховым организовали проект по переводу его на русский язык. Меня стали звать на конференции. На одной из них мы познакомились с Людмилой Нестеренко(копия), которая тогда была директором по технологиям и развитию российского Intel'a. Через какое-то время я получил предложение от Intel, где начал работать директором по аутсорсингу и поддержке процессов разработки программного обеспечения.

Однако через полтора года от Microsoft поступило предложение, от которого я не смог отказаться, и пошел руководить наглым депертаментом, который пытался поменять структуру российской экономики. Сделать так, чтобы программированию уделялось больше внимания. В зрелых экономиках, таких как Западная Европа, доля индустрии по разработке ПО составляет от 1 до 2.5 процентов ВВП. В России пять лет назад она была 0,17%.

Ю.Б.: А когда Вы решили заняться собственными проектами?image

В.П.: В 2007 году я решил, что хватит мне заниматься чиновничьей работой, надо пойти сделать что-то полезное. Со мной было еще несколько звездных людей. Мы вместе занимались консультированием. И решили заработанные таким образом деньги тратить на инкубатор стартапов.
Когда у нас появились первые проекты, готовые вылупиться из гнезда, случился кризис. Фонды были не готовы вкладывать в новые компании, только поддерживать или закрывать старые. В итоге наше предприятие обанкротилось, но я отнесся к этому спокойно, по принципу «за одного битого двух небитых дают».

Весной прошлого года я придумал стартап, которым сейчас занимаюсь — rollApp.

Ю.Б.: Как опыт работы в ИТ гигантах повлиял на Вас? На то, как Вы принимаете решения?

В.П.: Во-первых, показал, что в мире нет границ. Их правда нет. У ряда ИТ-гигантов годовой бюджет больше бюджета некоторых стран СНГ. Они живут в своем мире. Например, если надо с кем-то поговорить, ты едешь к нему, совершенно не думая, где находится собеседник. В том же Intel'e вы, в качестве нового сотрудника, в течение первого квартала обязаны пройти ряд курсов, например, о том, как проводить эффективные совещания. Одна из ключевых идей этого курса следующая: если нужно с кем-то поговорить — сядь на самолет и слетай поговори, если не можешь полететь — то сделай видео-конференцию, если снова не можешь — позвони, если и это не получается, то только тогда пиши и-мейл. И это действительно эффективно. Такие поездки становятся стилем жизни.

Во-вторых, показал, что нет неразрешимых задач. Когда перед вами возникает какая-то проблема, то к ней есть два подхода. Первый подход — это двухшаговый алгоритм. Начальный шаг: оценить реалистичность, сделаю или не сделаю. И следующий шаг, если решили, что осилите, то думаете, как именно это сделать. Второй подход — в нем нет начального шага. В результате, считая, что все реализуемо по умолчанию, живя по принципу презумпции достижимости целей, вы совершенно по-другому начинаете смотреть на мир. Половина задач, от которых другие отказываются, становятся возможными. Microsoft в этом смысле привил хорошую культуру: просто берись и делай, нет нереализуемых задач.

Ю.Б.: Интересные принципы. Но им хорошо следовать, когда есть ресурсы крупной компании. Для маленького стартапа поступать так сложнее.

В.П.: Что значит ресурсы? Главный ресурс — это не деньги, не бренд, а время. Это как раз тот ресурс, который есть у маленького стартапа, а у большого Microsoft'a нет. Чиновник Майкрософта отягощен таким количеством формальных обязанностей, что у него волей-неволей на работу времени остается меньше, чем у человека, который полностью может посвятить себя конкретной задаче. В этом смысле у молодого предпринимателя ресурсов больше, чем у людей, которые работают в больших компаниях.
Плюс свобода. Любая крупная компания забюрократизирована. Есть правила, процедуры и т.д, а в стартапе вы свободны. Если вам надо кардинально развернуть направление бизнеса, вы можете это сделать.

Ю.Б.: Можете ли вы порекомендовать предпринимателям сначала поработать в хорошей компании, а потом браться за свой бизнес?

В.П.: Правильно, что Вы сказали именно “хорошей”. Не обязательно это должен быть гигантский multinational, это может быть средняя или маленькая компания. Главное поработать не просто в хорошей, а в лучшей. Если вы набираетесь опыта в коллективах, которые лучшие в чем-то в мире, то вы повышаете свою стоимость с точки зрения резюме. Но обычно такие коллективы и с финансовой точки зрения оказываются очень перспективными.

Ю.Б.: С какими самыми большими сложностями Вы сталкивались на ниве предпринимательства? И как их разрешали?

В.П.: Первая сложность — это первые контракты. Работа с реальными клиентами важна не потому, что приносит деньги (их всегда можно доложить из своего кармана, позвать инвестора и т.п.) Она важна как индикатор того, что ты делаешь что-то действительно полезное людям. Если речь идет не просто о клиенте, а о клиенте с известным именем – это еще лучше.

Однажды (во время своего первого стартапа) я пообещал Microsoft'у сделать то, что они не просили. Им понравился результат. А когда выяснилось, что мы готовы отдать продукт бесплатно, они начали спрашивать: «А сколько вам дать денег?». И в итоге они заплатили даже больше, чем мы сами выставили бы счет. Но у меня не было задачи взять с них денег, важно было получить их в список клиентов.
Надо искать нетривиальные шаги. Нет ничего плохого в том, что у вас папа работает директором предприятия, которое находится рядом с тем предприятием, которому вы хотите продать. Если вы пришли и просто обаяли и продали, то это тоже fine. Искусство менеджмента состоит в том, чтобы заставить событие сбыться.

Если верить современной пропаганде Силиконовой долины, то надо все делать дешево, сначала получать клиента, который вам заплатить за что-то, а потом уже создавать продукт. Это то, что называется customer development. То есть, если клиенту что-то действительно нужно, то он готов заранее заплатить, даже если у вас этого еще нет.

Ю.Б.: Какой еще важный момент Вы можете назвать для предпринимателя?

В.П.: Второе — это люди. К сожалению, человек не свободен. Если посмотреть на себя, то можно заметить, что Вы –зеркало, Вы “отражаете” тех людей, с которыми общаетесь. Мозгу сложно заниматься творчеством, проще скопировать. Это проявляется не только в мелочах, но и в большом. Главная свобода, которая у нас с вами есть, — это свобода выбора: кого “отражать”, с кем вместе быть.
Те люди, которые приходят в компанию в самом начале, формируют ее лицо и будущее. Мне с людьми везло. Думаю, это везение детерминируется моим отношением к ним. Надо нанимать тех людей, у которых есть что-то, чего у тебя нет.

Ю.Б.: Какие три совета Вы можете дать молодым ит-предпринимателям?

В.П.: Первое, поскольку мир плоский, то не имеет смысла заниматься чем-то, что может стать лидером или является конкурентоспособным на местном рынке. Даже если вы «первый парень на селе», то завтра все равно придет какой-нибудь Майкрософт или Интел, который тоже самое, но намного лучше продает в Америке, и вас задавит. Конечно, всегда есть шанс, что вы станете Нуралиевым или Воложем, но это скорее исключения, подтверждающие правило. Надо сразу пытаться делать что-то, что будет конкурентоспособным на мировом рынке.

Следующий практический вывод — учите английский язык. Я, как член программных комитетов разных конференций, рецензирую статьи, тезисы которых люди пишут английском языке. Извините, но часто это как в том фильме: «Моя вчера приходить, тебя не застать».

Английский — это рабочий язык. Человек в ИТ области, который не владеет английским языком, просто проф непригоден. Точка. Надо остановить то, что он учит сейчас – С++ или как контроллер новый программировать, — пусть забудет об этом, и на несколько месяцев зароется в учебники, слушает записи и т.п. А потом пусть возвращается к штудированию книг Страустрапа – но уже в оригинале, на английском.

Еще одна практическая рекомендация — не берите гос. деньги. Никогда гос. чиновник не будет думать, как инвестор, вкладывающий собственные средства. В лучшем случае он будет заботиться о том, что бы его прокуратура не посадила, и принимать ответственные решения “коллегиальным” методом – здесь мотивация не результат получить, а зад прикрыть. Про худший случай – когда прокуратуре действительно есть за что садить – Вы сами можете додумать. В результате, Вам позже будет некуда деться от всяких проверок, отчетов. Да и приличные инвесторы будут шарахаться, зная, что в вас уже вложила структура, создающая дополнительный burden.

Ю.Б.: Спасибо, Владимир, за советы. В ходе часовой беседы невозможно охватить все вопросы по нашей теме. Могли бы Вы назвать несколько книг, откуда можно почерпнуть полезную информацию?

В.П.: В нашей области есть своя Библия. “Ветхий завет” — это книга Джефри Мура о преодолении пропасти. “Новый завет” – это книги Стива Бланка о четырех шагах к прозрению и коллектива под руководством Александра Остервальдера про шаблоны бизнес моделей. А также пара дополнительных книг, которые я рекомендую, хотя они в массовом предпринимательском сознании еще не приобрели статус “священных текстов” Силиконовой Долины:
  • Geoffrey Moor. “Crossing the Chasm: Marketing and Selling High-Tech Products to Mainstream Customers”
  • Steven Blank. “Four Steps to the Epiphany: Successful Strategies for Products that Win”
  • Alexander Osterwalder “Business Model Generation”
  • Brad Feld, Jason Mendelson. “Venture Deals: Be Smarter Than Your Lawyer and Venture Capitalist”
  • David Cohen, Brad Feld. “Do More Faster: TechStars Lessons to Accelerate Your Startup”


Электронные версии трех из этих пяти книг можно за несколько секунд приобрести на Амазоне.

Ю.Б.: Спасибо, Владимир, за разговор.

В.П.: Спасибо, Юрий. Хочу сообщить, что у нас в rollApp открыто несколько вакансий: HTML 5 and JavaScript Ninja и Mobile Apps Virtuoso. Буду рад, если читатели Хабрахабра откликнутся на них.
Tags:
Hubs:
+10
Comments 10
Comments Comments 10

Articles

Information

Website
technocup.ru
Registered
Founded
Employees
2–10 employees
Location
Россия