Пользователь
0,0
рейтинг
16 октября 2011 в 19:53

Разное → 6 советов студентам

Шесть лет назад я только пришел учиться в университет. Не зная о жизни и высшем образовании практически ничего, не имея ни денег, ни связей родителей, я только начинал познавать мир.
Чего мне не хватало тогда? Опытного наставника, который помогал бы мне находить ответы на многие вопросы, помогал принимать важные решения, какой-то авторитет, на которого можно было бы равняться, человек, который уже достиг всего того, чего мне только хотелось.
Но, к сожалению, судьба распорядилась так, что «под рукой» такого человека не оказалось. И даже родители, которые, вроде бы, должны являться для нас примером, обладающим необходимым опытом, не могли мне ничем помочь, т.к. они, в общем-то, люди довольно простые и, едва ли, обладали достаточным кругозором в области университетского образования.
Прошло несколько лет, произошло множество событий, сделана куча ошибок. Некоторые из них уже никогда не удастся не исправить. Достижениями, конечно, тоже можно похвастаться, но сейчас речь не об этом.
Хотелось бы просто поделиться своим студенческим опытом и дать несколько советов студентам и абитуриентам для того, чтобы они, возможно, не повторяли моих ошибок.


Совет 1. Учитесь общаться, всегда умейте налаживать контакт с людьми


Университет — удивительное место. Едва ли в своей дальнейшей жизни вы попадете в подобное скопление самых разноплановых, разнообразных и интересных молодых людей, собранных в одном месте. Здесь можно овладеть навыком коммуникации в совершенстве. Ищите правильных, «своих» людей, держитесь за них, и учитесь уважать всех остальных окружающих. Умейте налаживать с ними контакт. Это, скорее всего, будет очень важным навыком, который не раз вас потом выручит.
Общайтесь больше! Очень редко одинокие люди, страдающие «аутизмом», хорошо устраиваются в жизни. Никогда не забывайте простой истины: друзей проще всего приобрести в школе и университете, позже сделать это будет уже несравнимо сложнее.


Совет 2. Концентрируйте свое внимание на важном


Ставьте перед собой цели, достигайте их, радуйтесь своим маленьким победам, получайте от них удовольствие. Повторяйте эту процедуру снова и снова. Учитесь удерживать внимание на самых важных учебных курсах, на самых важных для вас делах в университете. Фокусируйте свое внимание, стройте планы на будущее, но никогда не теряйте чувство настоящего момента. Именно в настоящий момент направляйте все свои силы, всю свою энергию.Но, пожалуйста, не теряйте при этом контроль надо всем остальным.


Совет 3. Не устраивайтесь на работу во время обучения


Это очень спорный для многих, но от этого не менее важный совет. Никогда, ни за что не работайте во время учебы в университете! Особенно, на полную ставку и на постоянном месте работы. Полный рабочий день, скорее всего, погубит ваше образование, и «система» будет старательно этому способствовать.
Почему? Вы теряете время. Вы приобретаете опыт? Он не всегда полезен. Разве, вы полностью уверены в том, что вам будет нужно в будущем?
Просто помните, что пока вы вкладываете свой ум, здоровье и время в развитие чужой компании (именно чужой, своя компания — совсем другое дело), кто-то в этот же момент вкладывается в развитие своей личности и интеллекта. Что, по-вашему, мнению является более приоритетной задачей? Задумайтесь над этим вопросом. И если работа для вас окажется важнее, то попробуйте ответить на вопрос, а зачем вам вообще тогда нужно образование…


Совет 4. Учиться, учиться, учиться


Работайте над собой, постоянно. Просто необходимо постоянно совершенствоваться, искать новые источники информации. Читать, писать, решать. Не бойтесь проявить себя, принимайте участие во всем, что считаете интересным: олимпиады, конкурсы, соревнования, гранты, поездки… Следите за этими событиями и находите важные и интересные для себя.
Не стоит чувствовать удовлетворения, усвоив все знания, полученные на занятиях. Помните, что это всего лишь необходимый минимум. Далеко не каждый студент добивается успеха, поэтому необходимо всегда быть на шаг впереди всех остальных.
Не бойтесь, что ваши знания не будут никому нужны. Толковые, умные «головы» стоят дорого. Никогда знания не оставались «безнаказанными», а труд — невознагражденным! Не думайте, что в вашем случае произойдет какое-либо исключение из этого правила.
А главное, сделайте так, чтобы ваша «учеба не мешала образованию».
Молодых людей, талантливых от природы, очень мало, большей же части приходится прокладывать себе дорогу в жизнь тяжелым каждодневным трудом.


Совет 5. Уделяйте внимание своим оценкам


Всем известны, наверное, примеры того, что некоторые известные личности (не будет называть их имена) так и не закончили университет, но при этом прекрасно чувствуют себя в этой жизни, добившись заоблачных успехов. Но!
Во-первых, они далеко не гордятся тем, что университетов не заканчивали, и нисколько не проповедуют этот стиль жизни. Разве они отдают при найме на работу приоритет людям без образования? Нет!
Во-вторых, если вы объявите себя троечником, и вас не будет волновать ваш средний балл, то вряд ли это как-то поможет вам основать свою компанию, и добиться всемирного признания. Очень часто молодые люди находят в этом просто причину, которая будет покрывать их безделие и некомпетентность в каких-то вопросах. Правда?
Важна ли успеваемость, ваш средний балл? Что думают по этому поводу родители и товарищи? Не авторитетное мнение? Тогда пример: один из основателей компании Google верит в то, что ничто так хорошо не характеризует интеллект человека, как средний балл его диплома, а именно оценки по математике и английскому языку. Остальные оценки, по его мнению, отражают способность человека реализовать эти знания во всех остальных областях. Вы должны знать об этом. Подумайте об этом сейчас, потому как исправить средний балл своего диплома у вас возможности уже не будет.


Совет 6. Be epic


Сейчас эту фразу часто используют, чтобы заканчивать выступления на конференциях. Для меня ее смысл складывается из следующих составляющих.
  • Чем-то отличаться от всех остальных
  • Быть известным, узнаваемым
  • Вызывать уважением, заработать авторитет
  • Быть лучше, хотя бы в чем-то



Если бы 6 лет назад или, хотя бы, немного позже нашелся человек, который сказал бы мне эти, теперь очевидные, вещи, думаю, я бы строил свое обучение в университете и отношения с людьми совсем иначе. Скорее всего, это изменило бы мою жизнь сейчас, да и вообще, я был бы другим человеком.

Прошу отнестись ко всему сказанному как к моему личному опыту. Никоим образом не пытаюсь навязывать свое мнение и не считаю его абсолютно правильным, но надеюсь, что кому-нибудь это пригодится и будет интересным.
@AlexanderLarin
карма
3,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разное

Комментарии (93)

  • +6
    Прочитал с улыбкой на лице)
    Хорошие слова, но поспорить можно.
    • +10
      Согласен с вами и даже немного поспорю.
      Высшее образование полезно? Да?? А, можно спросить, полезней чего?
      Допустим у меня есть альтернатива:
      1 проучиться 2 года, а потом перейти на заочку и работать по специальности
      2 5 лет заниматься действительно интересным мне делом
      3 Пойти работать в крупную иностранную компанию
      4 Начать свой бизнес

      А может ну его нафиг, этот универ?
      Не зря успешные люди (сами знаете кто) бросают вузы. Попробую обойтись единственным аргументом: comicsia.ru/i/54/a7-21671.gif
      • +2
        Тем не менее Гейтс, когда его приглашали выступить перед студентами, до получения своего высшего образования не выступал перед первокурсниками, чтобы не сбивать их с пути )))
      • 0
        если работа и личная жизнь мешают универу, ну его нафиг, такой универ…
    • +8
      Вот хз хз по поводу работы (Про девушку всё верно :D ). Я на 3м курсе устроился и хочу сказать что за год на работе я познал просто на несколько порядков больше полезной информации уже к имеющейся.
      А в остальном учусь таки да по этому же самому дао, только познал всё это сам
      • +30
        Да очевидно же, топик от ботаника. Простите, Саш, но это действительно так. А самое обидное, что вы считаете свое мнение совершенно верным, пытаетесь навязать его всем окружающим (приписки в конце поста аля это мое ИМХО никого не трогают, топик говорит о совершенно другом) при том, что не имеете никаких фактов, подтверждающих, что в универе учиться надо за оценки и ни о чем больше не думать. Вы же даже не пожили еще, чтобы делать такие выводы. Когда универ то кончили? Год назад?

        Если «система» мешает вам учиться, когда вы работаете, значит вы просто не способны работать и учиться, и ничего более.
        Все, совершенно всё, зависит от человека.
        • 0
          К сожалению, это не совсем так.
          У меня совершенно обычный диплом. Ботанизмом увлекаться я перестал еще на втором курсе, когда увлекся образом жизни, описанным в комментарии ниже habrahabr.ru/blogs/study/130519/#comment_4325805.
          ВУЗ закончил с хорошим средним баллом, при этом с конца 2го курса не посещал практически никаких пар, и не раз мне приходилось выпутываться из разных сложных ситуаций. При этом еще успевал заниматься музыкой, играть в КВН, заниматься научкой и продолжать вести все тот же образ жизни.
          Работаю с 3его курса 40-часовую рабочую неделю (благо после 1го курса побоялись взять) в довольно приличной фирме и довольно успешно.
          Могу конкретизировать, если это интересно. Поэтому «не способны работать и учиться», ну, я не согласен.
          Да, все зависит от человека.
          • +1
            А почему вы тогда даете советы во многом противоположные собственному опыту? Вас не устроил ваш опыт?
            С советами 1,2,4 согласен, с 3,5 хочется поспорить, 6 — не понял.
      • 0
        Самый идеальный вариант по поводу работать\не работать — это работать в ВУЗе, в котором учишься. Причем работать по своей специальности, а не полы в аудиториях мыть. Это позволит во-первых получить реальный опыт работы (как формально в трудовой, так и фактически) и при этом позволит отлично совмещать работу и учебу.
        • 0
          Как показывает практика моего однокурсника, он сейчас просто сисадминит и ничего не кодирует в принципе. Так что тоже такая двоякая ситуация. Но с учёбой да ему проблем нет, почти все закрывают )
        • 0
          Редко в каком вузе найдутся действительно актуальные задачи, на которых можно получить полезный опыт. Не знаю, сам в вузе не работал, но представить какие-либо полезные задачи, не могу, для программиста я имею ввиду. Если конечно вуз ведет спецпроекты, на переводом крае науки тогда да, возможно, вот только таких вузов думаю на постсоветском пространстве крайне мало.
  • 0
    >Чего мне не хватало тогда? Опытного наставника, который помогал бы мне находить ответы на многие вопросы, помогал принимать важные решения, какой-то авторитет, на которого можно было бы равняться, человек, который уже достиг всего того, чего мне только хотелось.
    Как я Вас понимаю.
    • +2
      У АСМ есть такая программа, как MentorNet. Можно найти себе наставника, проработавшего в индустрии продолжительное время, а заодно и английский подкачать.

      www.acm.org/membership/student/mentornet
  • +1
    Большое спасибо за данный топик. Конечно это не первая статья про данную проблему, но всегда подчерпываешь что-то новое.
    Но у меня такой вопрос: например я еду учиться в другой город, где ценники на товары совсем отличные от цен в своем городе и что-бы хоть как-то существовать, нужно ведь работать?
    • 0
      ну надо искать возможность благоприятного совмещения)
      Я вот на 2-3 курсах работал на кафедре математики- был энтузиазм и совмещение хорошее, но после понял что за такие копейки лучше посидеть дома, что-нибудь выучить полезное и выполнять небольшие заказы(контрольные, например, или фриланс)
      • 0
        Ну зачастую ведь после универа во многих компаниях требуют опыт работы от выпускника… Совсем недавно устроился работать, работаю с утра до обеда, потом на учебу. Первая неделя учебе вроде не помешала. Единственное, что раньше, утром я мог делать что-то относящееся к учебе, а вечер оставался на изучение чего-то нового или на чтение книг. Сейчас же утром работаю (иногда бывает свободное время на чтение Хабра), ну а вечер остается на уроки. Собственно результаты:
        + Получение опыта работы
        + Небольшая подработка.
        — Меньше времени на самообучение
        — Не всегда получается высыпаться

        Так что везде свои плюсы и минусы и приходится выбирать…
        • 0
          само собой.Это как повезет если честно.Я вот пока в поиске работы по специальности… ну само собой еще студент)
          • 0
            Ну собственно забыл сказать, что работаю по специальности и работа нравится :)
            И учусь на 3м курсе)
        • 0
          — Меньше времени на самообучение
          — Не всегда получается высыпаться

          Это как раз два самых критичных момента, которые ставят под вопрос целесообразность совмещения работы и учебы. Кроме того, повышенная усталость может простимулировать возникновение еще бОльших проблем с учебой. В один прекрасный день вы решите не пойти на первую пару и поспать немного дольше…
          • 0
            К счастью, учусь во вторую смену, и если поспать немного дольше, то придется опоздать на работу :)
            Единственное, что может случиться, это на паре сесть подальше и поспать или уйти с последней пары спать. Кстати после первой смены учиться во вторую немного не привычно, быстрее наступает утомляемость. В первую смену я, например, мог спокойно выдерживать 4 и 5 пар, а во вторую с трудом получается отсидеть и 3 (Это было еще до того, как устроился работать).
            Хотя с другой стороны самообучение заменяется практическим опытом.
    • +10
      Я начал работать еще учась в институте, но устроился по специальности. И работодатель и преподаватели с пониманием относились, если мне иногда трудно было совместить учебу и работу. Самое главное, чтобы сама работа нравилась. Денег вначале, конечно, не хватало. Но постепенно все встало на свои места. Еще раз хочу повторить — работа должна нравиться!
      • +1
        А на каком курсе начали работать или еще до учебы устроились?
        • +3
          Постоянно устроился уже на 4-м курсе. До этого только разовые заработки, но обязательно по выбранной профессии.
          • 0
            Абсолютно согласен!

            Когда устраивался на свою теперешнюю работу, еще на собеседовании все удивлялись: «Где это ты успел столько поработать в свои то молодые годы?»

            Уже на четвертом курсе работал по специальности. Но на пятом пришлось уволится, потому как курс оказался не из легких.

    • +2
      Возможно, слабый акцент сделал в топике, но я категорически против полного рабочего дня. Подработки, особенно, требующие профессиональных навыков, — это очень даже хорошо, по моему мнению. Тут логика в том, что если целый день работать, то учиться, реально получая новые полезные (и бесполезные) знания практически невозможно. Причем как в университете, так самостоятельно.
      • +8
        Вы исходите из предположения, что новые знания получаются только на территории университета. Это, мягко говоря, не совсем так.
      • +1
        Полный день я полностью вас поддерживаю, и в тоже время категоричное — найдите роботу хотя бы на несколько часов, хотя бы в неделю.
    • 0
      Учиться уехал в другой город, далеко от малой родины. На работу вышел в первом семестре, но по специальности. С местом работы повезло — опыта набрался неимоверного. Но учиться и работать (пусть и 4 часа в день) довольно сложно. Одно начинается мешать другому. В итоге немного запустил учёбу, о чём потом жалел.
      Но, слава богу, сессию первую закрыл, а работа вскоре кончилась (проект дописали). :)
    • 0
      Спасибо кто откликнулся! Уж извиняте, что так скромно отблагодарил :(
  • 0
    У каждого свой жизненный компас, который скорее всего формируется жизненным опытом и увлечениями, просто прочитать топик и следовать рекомендациям мне кажется просто нереальным.
  • +10
    Мой совет: съездите за границу как студент по обмену.
    Для меня раньше это казалось чем-то сверх сложным, но по факту надо было просто подойти в международный отдел ВУЗа и попроситься куда-нибудь съездить. Во некоторых случаях даже знание языка не обязательно, или обязательно, но не местного, а английского.
    Учился в Китае пол года.
    • +1
      Лекции читали на английском?
      • +2
        Лекции были на английском, да.
        А китайский был на китайском с учебниками на английском, причем английский было знать совершенно не обязательно. Лишь бы на группу был один человек знающий его.
        • +2
          А экзамены ведь тоже на английском приходилось сдавать? Иногда на русском то бывает сложно сформулировать то, что хочешь сказать)
          И еще пара вопросов:
          1. Как к вам отнеслись преподаватели
          2. По какой специальности учились?
          • +2
            Экзамен как таковой был только по китайскому, который я сдал на 60..70 баллов из ста (начальный курс). Он был в виде теста и небольшого эссе.
            По профильным дисциплинам был небольшой зачёт, уровень которого не предпологал ничего сверхсложного. Дисциплины выбирались по желанию, я выбрал цифровую обработку изображений (самое интересное), программирование на C, математику и ещё вроде что-то было, не помню.
            На сколько я понял у них такие предметы идут факультативами и обязательно/желательно на английском языке, каждый студент должен посещять несколько на выбор.
            На ЦОИ записалось очень мало человек, я иногда был единственным кто приходил на лекцию. С преподавателем мы душевно беседовали на текущую тему, часто дольше чем было установлено в рассписании. Преподаватель сначала сильно удивился, когда узнал что в его группе есть иностранец, но достаточно быстро стали комфортно общаться по английски.
            На программировании рассказывали про особенности на винде и линуксе, рассказывали про потоки и какую-то библиотеку для GUI (tk или wx может быть).
            Преподаватели относились ко мне очень хорошо.
            Учился, кстати, в Харбинском Политехническом HIT.
            • +1
              Действительно интересно съездили :)
    • 0
      Ага, правильно! Съездил так в Финляндию на семестр, стоило пошевелиться и сходить в международный отдел ВУЗа.
  • +6
    Нужно обязательно идти работать во время учебы по специальности, хорошо если на полставки, иначе после окончания ВУЗа, очень проблематично будет найти работу без связей.
    По поводу оценок, тоже спорный совет, у нас народ с красным дипломом продавцами-консультантами пошли работать.
  • +14
    Работаю full-time по специальности уже полтора года (сейчас на 4м курсе) вместе со своими преподавателями, что я делаю не так?
    Вообще какие основания давать такие советы? Есть success story после следования им?
    • –6
      Есть десяток fail story им Не следования
      • +13
        -Не ешьте огурцы
        -Почему
        -Я знаю десятки людей, которые ели огурцы и потом умерли.

        К чему это я? К тому, что fail story и не следование выдуманным из головы правилам (причем два пункта из 6 очень спорны) не кореллируют между собой.
      • +8
        Я знаю десятки epic fail после 25 лет на шее у родителей и что?
    • 0
      тут-то и подвох-вы работаете по спец-сти да плюс еще со своими преподами. По-моему вы в малине)
      • 0
        Ну то, что я работаю с ними — это совпадение, они в моем трудоустройстве не участвовали, и работа к универу никакого отношения не имеет. Но, в целом, вы правы, я доволен :)
    • +2
      Возможно, я высказался довольно резко.

      Просто задам свои вопросы.
      1. Что в Вашем понимании значит full-time?
      2. По какому графику Вы работаете?
      3. Как удается совмещать посещение лекций и практик с Вашим графиком?
      4. Вы учитесь по той же специальности, что и работаете?
      5. Есть ли в Вашем учебном плане интересные и полезные дисциплины, которые могут пригодиться в будущем?
      6. Сколько интересных дисциплин и учебных курсов Вы уже пропустили?
      7. Сколько и как часто Вы тратите оставшееся время для того, чтобы наверстать упущенное?
      8. Не было ли у Вас в жизни такой ситуации, когда на работе требовались знания, которые буквально месяц назад должны были Вам прочитаны в рамках какого-то учебного курса, но Вы успешно пропустили их из-за посещения всё той же работы?
      • +3
        1,2,3. Это 40 часов в неделю с гибким графиком (могу уходить на пары, если в проекте нет проблем, и отрабатывать в другое время).
        4. Я затрудняюсь сказать, чему меня учат. Это куча гуманитарных предметов и верхи от разных компьютерных дисциплин. Конкретно моя программа тут. Работаю web-developer'ом и занимаюсь теми языками, которым меня никто не учил и не будет.
        5. Да, есть. Например, проектирование БД, алгоритмы, дискретная мат. и пр. Чем старше курс — тем меньше таких дисциплин, скоро вот 1С начнется…
        6. Нисколько — интересных были единицы.
        7. Трачу оставшееся время на личную жизнь и на свой проект, учеба — не приоритет.
        8. Я всегда могу найти/изучить любую информацию самостоятельно или, в крайнем случае, спросить у коллег (в самом крайнем меня выручает stackoverflow).
  • 0
    Пошёл работать на третьем курсе программистом на PHP. На «какую-то там» ставку. Оооочень плохо сказалось на учёбе, но очень хорошо сказалось на саморазвитии и работу после ВУЗа. Проработал так пол года.
  • +18
    Стоп-стоп-стоп! А где же разухабистые пьянки, приключения, новые знакомства, уроки скалолазанья по стенам женской общаги и т.д. и т.п. Почему всё это забыли? Учёба важна, но более подходящего времени для sex-drugs-rock'n'roll не найти.

    P.S.
    Сам с первого курса учился, работал, гулял, с девушками как-то просто складывалось, и время оставалось свободное. Сейчас так не смогу, хотя уже женат и как-то спокойнее в жизни :)
    • +1
      Вторая причина, по которой уволился после пол года работы на 4 курсе)))
      В один момент пришло понимание, что пропускаю что-то…

      Не пропустил))
  • +7
    С университетами не всё так однозначно. То что это крутая штука это понятно. Но зачастую вопрос стоит ребром — «стоит ли эта крутая штука потраченного времени».
    Даже если выбросить те «университеты», которые в конце прошлого века стали «универами» из пту или институтов (введя пару необходимых кафедр и еще какую-то мелочь выполнив), то даже из оставшихся — исконных универов — найдется не больше 5 хороших на всю страну.
    Безусловно можно учиться в любом университете, утешать себя тем, что образование можно и самому получить, а на лекции ходить для галочки и оценок… для «бумажек, общения, знакомств», но это как-то уже тянет на профанацию идеи — в таком разе разумнее купить диплом и не париться особо.
    Опять же, советская система образования зачастую навязывает слишком большое количество непрофильных предметов (в отличии от западной), вплоть до 75% времени от учебы. Представьте, 30 учебных часов из 40 в неделю — выкидываются в топку. Безусловно кругозор это хорошо, но если хочется что-то изучать для кругозора, то опять же, можно делать это факультативно.
    Кроме того, безусловно все зависит от тематики. Хирург, языковед, юрист, дипломат, физик — тут понятное дело без универа никуда. А вот ИТ-шники и прочие «науки» динамично развивающиеся — во первых в советском универе особо не нуждаются, во вторых в советских универах зачастую сильно отстающая от времени программа.
    • +1
      Просто многие компании требуют высшего технического образования.
      • +3
        Высшее образование, наверное, скоро будут требовать от уборщиц и называть их менеджерами по экологической безопасности офиса.
        • +1
          Ну уже от секретарей требуют высшее экономическое. Причем оценки по русскому языку и литературе не нужны, главное экономическое. Потом в каждом письме по 10 ошибок.
        • 0
          Понятие «клининг-менеджер» уже существует. Этим красивым словом называют людей, которые занимаются банальной уборкой помещений…
          • 0
            — вы хоть понимаете, зачем нужен диплом?
            — чтобы на работу взяли не дворником, а менеджером по клинингу, естественно.
          • 0
            Читал баш и неожиданно наткнулся на это :)
    • +2
      <<<<Хирург, языковед, юрист, дипломат, физик — тут понятное дело без универа никуда>>>>

      Вот тут позвольте с Вами поспорить. Абсолютно все области науки динамично развиваются. Скажу о своей отрасли — о лингвистике. Во многих универах до сих пор учат по учебникам 30 — 40-летней давности, многие преподы не знают о том, что происходит в современной лингвистике, даже на уровне журнала «Вопросы языкознания». Из всех спецдисциплин у нас только литературу стран изучаемого языка и спецкурс по художественном переводу читали более или менее на уровне. Все, что я сейчас знаю — это результат исключительно самообразования.
    • +3
      >>>>, советская система образования зачастую навязывает слишком большое количество непрофильных предметов (в отличии от западной), вплоть до 75% времени от учебы. >>>>
      — общеобразовательные предметы нужны. Сейчас как раз идет сокращение часов, отводимых на них. Но делается это, как мне кажется, совершенно бессистемно: что дельного может рассказать преподаватель за 10 лекций по философии в семестр? что студент из этих лекций усвоит действительно полезного для себя? нужно преподавать эти предметы с умом, и все будет в порядке. Почему бы на той же философии на ИТ-специальностях не рассказать о проблемах искусственного интеллекта, об актуальных вопросах философии техники и т.п.? Это действительно поможет выработать нетрадиционный взгляд на многие традиционные проблемы собственной области. Но почти никто этого не делает.
  • +3
    Хороший университет помогает взрослому человеку получить нужные ему знания.
    Пост-советский — под страхом армии(и/или родителей) заставляет ребёнка вызубрить программу
  • +15
    Я конечно все понимаю.
    А кушать Вы что собираетесь в 22 года своих на 5м курсе универа? На шее у родителей, прилежно учитесь? Мне вот, например, колледж (который бывший ПТУ — Московский финансовый колледж если что) дал в 10 раз больше знаний за 3 года, чем второе высшее экономическое.
    Серьезно. В институте курс бухучета на специальности экономист 1 семестр лекций, после которого никто не понимал что такое дебет и кредит — в колледже 4 семестра практики, с ведением бухучета и операций «на бумаге» + 2 семестра 1С+ 4 семестра бюджетного учета+ месяц практики.
    В институте статистика 1 семестр с невнятной практической работой (если б я не знал что значат показатели, а слушал лекции — без шансов понять что-то), в колледже 2 семестра с 2 практиками по 20 листов каждая. Зато философии, культурологии, политологии и введений в каждый предмет было минимум по 3 предмета из 10 в семестре, и иногда и все 10. После колледжа я свободно работал помощником бухгалтера и вел несколько мелких фирм как бухгалтер, после института я получил диплом и вот ничего не изменилось.
    Я получил 2 Высших исключительно ради корочки. Объем знаний от обоих примерно на месяц прилежного изучения. Я жалею, что на 3м курсе не купил отсрочку и не начал свой бизнес, вместо потери огромного количества времени, а начал только после окончания ВУЗа.
    На данный момент профессия программист во всей красе показывает все недостатки образовательной системы. Можно успешно и качественно программировать без ВУЗа, а окончание ВУЗа хоть с красным дипломом совсем не гарантирует хотя бы код на уровне школьника.
    • 0
      Можно успешно и качественно программировать без ВУЗа, а окончание ВУЗа хоть с красным дипломом совсем не гарантирует хотя бы код на уровне школьника.


      1. Любой диплом гарантирует только то, что человек прошел через систему обучения данного учреждения. А вот качество полученного на выходе продукта гарантируется именем и процессами обучения самого учреждения. Цвет диплома роли не играет. Потому «синий» выпускник Физтеха на 2 порядка предпочтительнее и ценнее «красного» какого-нибудь ""*** Технического Универститета".

      2. Профессия программиста на сегодняшний день слишком широка и многогранна. Гипотетически можно замечательно «клепать сайты» на Битриксе или делать «паззлы под Андроид» без знания теории графов, множества разнообразных алгоритмов на дискретных структурах, без матлогики, тервера и матстата, без линейной алгебра и аналитической геометрии, без теории управления, без функционального анализа, методов оптимизации и диффур. Можно. Но это будут очень разные программисты. Одни способны только использовать некоторые заученные шаблоны/конструкторы. А другие способны создавать новые решения проблем, находить новые алгоритмы, оптимизировать существующие. Почему-то в «дорогих» вакансиях в серьезные финансовые корпорации всегда есть фразы завуалированный смысл которых можно передать как «кандидатов без знаний спец.дисциплин просят не беспокоиться». А где получать эти знания?
      • +1
        знания теории графов, множества разнообразных алгоритмов на дискретных структурах, без матлогики, тервера и матстата, без линейной алгебра и аналитической геометрии, без теории управления, без функционального анализа, методов оптимизации и диффур.


        Это Вы сейчас самовнушением занимаетесь, что не зря все это учили?

        Неоднократные опросы на хабре показавают, что дискретная математика еще используется в той или иной степени, но матан, функан и тп — крайне редко и только в очень специализированных нишах.

        Если же Вы говорите о влиянии математики на мыслительный процесс, то тут сложно спорить. Но необходимо не забывать о влиянии непрофильных предметов и художественной литературы. Тем более в контексте множественных коммуникаций программиста с заказчиком или коллегами.
        • +1
          Еще раз хочу внимание на то, что «программист» — это уже слишком широкое понятие для обозначения профессии — как «мед.работник» — можно капельницы ставить и таблетки по палатам разносить, а можно и нейрохирургию практиковать. Специалистов по капельницам надо много. И стоят не дорого. А нейрохирурги — вообщем-то специализированная ниша и штучный, и дорогой товар.
          И пока нет дифференцации в обучении, пока наши ВУЗы выпускают некого абстрактного специалиста, который уже в дальнейшем займётся некой специализацией, то почему эти абстрактые специалисты не должны изучать всё то, что гипотетически может им пригодиться в дальнейшем?
          Относительно же знаний матана/функана/дифур/матстата/тервера — это из реальных требований на хорошие «сеньёр-девелопер» позиции в европейские финансовые корпорации. И спецы с такими навыками стоят дорого.
          А для использования готовых ЦМС, фреймворков и прочих «Лего-конструкторов» действительно учиться в ВУЗе бессмысллено. 2 года в ПТУ/техникуме/колледже и вперед.
          • +1
            > Почему-то в «дорогих» вакансиях в серьезные финансовые корпорации всегда есть фразы завуалированный смысл которых можно передать как «кандидатов без знаний спец.дисциплин просят не беспокоиться».

            > Относительно же знаний матана/функана/дифур/матстата/тервера — это из реальных требований на хорошие «сеньёр-девелопер» позиции в европейские финансовые корпорации.

            А можно пару примеров таких вакансий?
            • –2
              Например при устройстве в Goldman Sachs программистом вас как минимум спросят мат статистику, тервер и еще кучу всего.
              Лично я исходя из своего опыта, не хотел бы чтобы мой ребенок работал во время учебы в университете.
              Я работал начиная со второго курса, на 5-м вообще зарывался в в работу(админил в двух конторах).
              Сейчас бывают ситуации, когда я думаю что лучше бы я потратил это время на учебу. Например когда на собеседовании тебя спрашивают что-то из учебной программы, а ты знаешь что это проходил, а ответить не можешь. Мне стыдно в такие моменты, хоть я и окончил универ(магистратуру) с красным дипломом.

              Не факт конечно, что если бы я не работал, я бы потратил время на учебу, потому что осознание того, что в универе надо было больше учиться, пришло уже после того как я покинул стены своего ВУЗа.
              • 0
                А там, на самом деле, принципиально больше платят чем в соседних конторах с другой предметной областью?
              • +2
                Это наверно это будет не популярное мнение, но я сделаю все, что бы мой ребенок мог обеспечить себя сам, не тратя 5 лет на ВУЗ и не РАБотая по профессии.
              • +1
                Не понимаю к чему Ваш пример. А при устройстве в Texas Instruments на должность, связанную с основной деятельностью компании — вас спросят про низкоуровневое программирование и архитектуры.

                Понятно, что есть узкоспециализированные компании и задачи: на финансах и аналитике, на медицине, на микропроцессорах и т.п. Там вам понадобятся узкие знания в соответствующих областях. Но это не значит, что пройдя курс Computer Science в каком-то ВУЗе, и имея хорошие оценки — вы сразу попадете к ним на собеседование (не говоря уже о работе). Зато имея опыт работы в том же программировании даже не в топовой компании — вы уже узнаете в какую сторону и как вам надо развиваться, чтобы в хорошую компанию попасть.
          • +2
            А может быть, есть смысл готовить ИТ-специалистов так же, как медиков готовят: в течение 2-х или 3-х лет идет общая подготовка, а далее — более узкая специализация?
          • +2
            Математика нужна математикам. То, что математик пишет программы, не делает его программистом.
            • –1
              То, что кодер реализует без понимания основ чужие алгоритмы и решения, так же не делает его программистом. И тут мы с вами сходимся к точке — а кто такие программисты? :)
              • 0
                Ну и кто же по-вашему? Ваша версия? Какие приоритеты должны быть у профессионального разработчика?

              • 0
                > То, что кодер реализует без понимания основ чужие алгоритмы и решения, так же не делает его программистом. И тут мы с вами сходимся к точке — а кто такие программисты? :)

                Ну тогда уж к точке «кто такие кодеры» тоже.
                Зарубежные интернеты такое слово знают в виде синонима слова «программист», а вот в русскоязычных имеет место быть небольшой срач по этому вопросу.

                Вот например статейка по этому поводу:
                www.samoychka.org/readarticle.php?article_id=245
      • +1
        Я видел юриста с красным дипломом Юр фака МГУ, работающего в фирме троечника с его же группы. Наши отличники, имеющие знания работают в НИИ с зп 25 тысяч как молодые специалисты.
        По поводу линала и матана это вообще смех и грех. Я заканчивал кафедру теоретической электротехники.
        У меня было 2 семестра матана (ну какой-никакой мат аппарат), по 2 семестра линала, аналитической геометрии, черчения (вообще никак не нужно, разве что черчение учит пространственному мышлению), 2 семестра дифур (не понадобилось, ибо цифровые схемы мы не изучали), 1 семестр аналога вышмата (преобразования Фурье и прочее — не понадобилось см. ниже), 1 или 2 семестра теормеха (вообще НАФИГА?), 2 семестра сопромата и материаловедения (НАФИГА?), 4 семестра теоретической электротехники с лабами, на которых мы делали rc цепочки и разбирали как работает транзистор, тиристор и прочее и ровно 0 (НОЛЬ) часов по дискретным схемам, преобразователям. Как работает простой усилитель и ФНЧ мы узнали на 5м курсе. Вы реально думаете, что 5 лет это нормальный срок для того, что бы узнать как работает усилитель и фильтры, когда это узнают на кружке радиолюбителей через месяц после начала занятий?
    • 0
      ага именно этого и не хватает вузам, практики.
      Такая вот палка — с одной стороны на вакансиях фактически везде требуется опыт, юниорских ставок для экономистов фактически не существует, с другой стороны, для работы требуется высшее образование, плюс знания того же 1С и прочих сертификатов, которыми стандартный вуз не обеспечивает.
      Начиная с околопрофессиональных ставок, например работать на входе в банке(много однокурсников примерно с этого начали, или с агентов по продажам) теряется свежесть усвоенных знаний, то есть не подкрепляются практикой, а затем и вообще теряются.
      • 0
        Тут клубок проблем. Минимум о которых знаю я:
        — слишком много контор, которые называют себя «универами», а фактически продают дипломы в рассрочку
        — слишком мало студентов, которые реально стараются получить знания, а не отсидеть часы на парах, и которые имеют достаточны образовательный школьный фундамент
        — универы не способны достойны оплачивать работу качественных преподавателей
        — финансирование кафедр/факкультетов тупо зависит от численности обучающихся студентов

        Относительно практики — я не знаю, как обстоят дела в финансовых ВУЗах. Могу сказать пару слов за Таганрогский Радиотехнический Институт (ныне Таганрогский Технологический Институт в структуре Южного Федерального Университета). На «программистской» кафедре МОП ЭВМ желающих студентов разбирают «на практику» IT-компании, базирующиеся в городе, начиная с 3-его курса. Подавляющее большинство толковых ребят к моменту окончания обучения уже вполне нормально трудоустроены. На кафедре иногда наблюдается обратная проблема — где взять практикантов?
    • 0
      Главное комментарий плюсуют, а в карму как всегда минусы. Объясните хоть что не правильно-то?)
      • 0
        Я вам в личку напишу. Ибо тут сработает стадный эффект и меня тож заминусуют :)
  • +11
    Оценки как показатель интеллекта? О, да. Или я живу на какой-то другой планете…
    • +2
      Прошу прощения, что не раскрыл. Вот кусочек истории, что находится по ссылке выше.

      Когда Сергей появился, мое первое впечатление подтвердилось. На нем были спортивные трусы, футболка и роликовые коньки…
      „Какой у вас был средний балл GPA?“. Я хорошо отвечал вплоть до последнего вопроса. Тут я просто посмотрел на него: „Мой средний балл?“. Я не думал о нем с тех пор, как получил диплом в 1981 г…»
      Дуг Эдвардс говорит, что это классическая ситуация для Google. Эта компания чрезвычайно тщательно изучает ваши оценки в школе и университете. Для них оценка по английскому и математике (SAT) — показатель вашего интеллектуального потенциала, а средний балл (GPA) — показатель вашей способности реализовать этот потенциал.
      • +1
        Может дело в том что на западе оценки отражают знания, а у нас они отражают:
        1. Количество посещенных лекций
        2. Насколько вовремя сданы лабораторные
        3. Не пытаетесь ли вы переспорить преподавателя/лаборанта когда считаете что он не прав.
        4. В принципе отношения с преподавателем
        5. Делали ли вы какую-нибудь работу полезную для преподавателя
        6. Какие у вас оценки в зачетке по другим предметам.
        7. Ну и конечно сколько вы дали на лапу преподавателю.
        Правила действуют к счастью не для всех преподавателей, но в большинстве случаев хотя бы несколько из них действуют.
        Поэтому я считаю что оценки как в вузе так и в школе очень далеки от оценки знаний и умений по предмету.
        • 0
          Не идиализируете, пожалуйста, «Запад» вообще. CS BC во многих «западных» универах известных мне — тот ещё «пионерлагерь». Серьезное обучение начинается с Ms или PhD.
          Как я написал где-то выше — обращать внимание надо не на оценки, как таковые, на на совокупность Оценка+ВУЗ.
  • +2
    Спустя несколько леи после окончания учебы часто, и не только у меня, приходили мысли типа: вот, если бы я сейчас попал в институт, да я бы учился, не забивал бы на необходимые для дальнейшей работы предметы, вообще интересовался бы и все такое. Да нереально это, пока учишься, совсем другие ценности и среди них обычно не так много места для осознанного, кропотливого самообразования.
  • +7
    Хабр становится уютным бложиком.
  • 0
    >>Вы приобретаете опыт? Он не всегда полезен

    Он всегда полезен, какой бы он ни был, это даже Пушкин знал
  • 0
    Вот про работу я бы поспорил. Сильно. Наше отечественное образование редко дает актуальную информацию, а работа в гугле-контактике-яндексе — вполне.
    • 0
      И тут мы подходим к главному моменту — что одно дело работа в гугле-контактике-яндексе, а другое — сайты-визитки и аналоги «веселой фермы».
  • +2
    Последний абзац, надо сделать первым и выделить.
  • +1
    Я перестал обращать внимание на оценки в университете (заочная форма обучения), когда за курсовой проект получил 3. При этом я его добросовестно рассчитывал по методичке, которую выдали в этом же университете. Завалили на том, что я не смог объяснить все подробности типового расчёта электрического фильтра. Хотя тут не тройка большую роль сыграла, а то, что некоторые спокойно получали 4 и 5, при этом с трудом отвечая на элементарные вопросы о которых речь шла на лекция и лабораторных работах.
  • 0
    Ну если кому интересно, собственный опыт (может и пригодится кому).
    1-2 курс: учеба. Нагрузка достаточная (особенно с непривычки) чтобы не заниматся работой. Хотя конечно занимался изучением интересных мне тем, делал первые проекты (web), вроде даже пару раз задачи заочникам решал. за оценками не гнался, так как давно понял что они ничего не значат.
    3 курс: учеба, фриланс (часов на 20 в неделю приблизительно). Ставки низкие, денег мало, но опыта достаточно.
    4 курс: Работа на фултайм, но по свободному графику (не совсем по специальности, тестировщик). Мог посещать только очень нужные лекции, лабы сдавал пачками, так как посещать каждую возможности не было. Часто приходилось работать по выходным, чтобы отработать часы которые не успел отработать за неделю. Большинство преподавателей относилось с пониманием, но были и исключения. Но сессию закрыл.
    5 курс. Первый семестр учеба, второй (у нас он почти пустой, под диплом и госы отводится) — работа на фултайм (график не очень гибкий) по специальности. После получения диплома продолжил работать в той же компании.

    Закончил вуз в 2008 работаю по специальности (хотя веб-программирование у нас и не преподавали почти, но будем считать что по специальности :) )

    Из минусов — большая загрузка, проблемы со сдачей (иногда, в большинстве случаев фраза «я же работаю» действовала очень неплохо). Не считаю что я из-за того что работал что-то недоучил, так как на действительно нужные мне вещи я ходил.

    Из плюсов — еще до получения диплома смог устроится по специальности и за довольно неплохие деньги, получил практический опыт, не пришлось после вуза заниматся еще 1-2 года чем-нибудь малооплачиваемым, чтобы написать в резюме «опыт работы 2 года», я понимал что мне действительно нужно изучать в вузе а что мне почти не понадобится, научился выделять главное.

    Плюсов на мой взгляд больше, ну а решает каждый сам. Есть у меня примеры людей которые учились на отлично, а потом пошли в госсектор, эникейщиками. Есть и люди которые перешли после 2-3 курса на заочку и пошли работать, и тоже сейчас работают эникейщиками на заводах. Так что универсального рецепта не существует.
  • 0
    Всё очевидно стало мне ещё в школе это, большая часть. Насчёт работы и учёбы — считаю, что нужно концентрироваться на одном деле. Если уж взялся учиться — учись. Конечно, если у тебя помимо учёбы ещё остаётся 5 часов абсолютной свободы можно и поработать, но лично я пока всегда нахожу чем заняться (почитать, программировать, тренировки, отдых и много всего действительно полезного, как вы сказали, для лмчности).
  • +1
    С большим удивлением узнавал после учёбы об упущенных возможностях — о поездках за границу по обмену, о стажировках в компаниях, о практике на живых предприятиях, о творческой научно-исследовательской работе на кафедрах и ведении там каких-то своих или просто интересных проектов, о написании публикаций по ним и издании их хотя бы в институтской типографии. О богатейшей институтской библиотеке, которая содержит не только учебники, заявленные обязательными на первой лекции вашей группы!

    Раз пять после института пришлось почувствовать себя девочкой-дебилом из анекдота про золотую рыбку: «А чё, можно было?»

    Огромная беда в том, что никто мне не сказал, не показал и даже не намекнул о таких возможностях! А ведь они были! А я первые два года учёбы — кроме расписания лекций, семинаров и лабораторок своей группы вообще ни о каких возможностях не знал! Да и потом, когда не помню каким образом затесался на кафедре физики баловаться с их компьютерами — делал это совершенно неофициальным и бессмысленным образом! А сильно потом оказалось, почти все кроме меня там научные работы вели! А я так, просто клубился…

    И тут вон в комментариях говорят, что достаточно зайти «в международный отдел ВУЗа и попроситься куда-нибудь съездить», чтобы открыть себе дорогу в мир носителей иностранного языка, что неописуемо полезно для того, чтобы начать его использовать. И ведь да! ДА!

    Заходите почаще и спрашивайте, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ВЫЯСНЯЙТЕ на всех кафедрах и в деканатах, чем ещё Вам лично можно бы заняться в институте, чтобы время в нём проходило интереснее и полезнее!

    Я только на последнем курсе института узнал, что такое кафедра. Что это не только учительская курилка и раздевалка для учителей-предметников!

    Очень полезно учиться, выясняя ДЛЯ СЕБЯ какую-то тему. Для этого нужно такой темой озадачиться, или чтобы кто-то озадачил. Для этого — стажировки и практика на живых предприятиях ну очень полезны. И чем больше разных предприятий в таком режиме посетишь — тем полезнее и интереснее учёба.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.