Пользователь
102,0
рейтинг
7 ноября 2011 в 00:04

Дизайн → Математик сочинил «самую неприятную музыку в мире»

Математик Скотт Рикард (Scott Rickard) попробовал сделать то, что ни один музыкант никогда не пытался, а именно — сочинить самую противную мелодию. Таким способом учёный хотел проиллюстрировать тезис, что гармония музыки заключается в математических паттернах, то есть в повторах.

Сделать музыку без паттернов — задача труднее, чем кажется. Строго говоря, это вообще невозможно, потому что существование структуры из ограниченного количества элементов (какими являются, например, музыкальные ноты), с гарантированным отсутствием паттернов противоречит теореме Рамсея и теореме Ван-дер-Вардена. Однако, Рикард отлично знаком с комбинаторикой, и он поставил другую цель — избавиться от паттернов, которые можно математически обнаружить при современном уровне развития компьютерной техники. Человеческий мозг тоже не в состоянии распознать эти паттерны и, следовательно, не может обнаружить в музыке ничего, что может «понравиться».

Скотт Рикард использовал поля Галуа, на их основе были сгенерированы частоты, похожих на пинги гидролокатора (звуки, которые получает сонар в процессе эхолокации). Частоты преобразовали в массив Костаса 88х88, который соответствует диапазону фортепиано (88 клавиш) и запустили на воспроизведение по линейке Голомба, то есть без повторяющихся интервалов. Чтобы обнаружить паттерны в такой структуре, нужно найти массив Костаса размером 88х88, что представляется невозможным в ближайшее время методом брутфорса.

Сочинить музыку без повторов пытался сочинить около 70 лет назад Арнольд Шёнберг, известный композитор, основатель новой венской школы. Его музыка действительно была похожа на генератор звуков с массива Костаса, но у Шёнберга не было математического образования, да оно бы и не помогло ему в 1940-е годы, потому что Джон Костас опубликовал свою работу в 1965 году.

Что получилось у Рикарда — см. на видео с TEDxMIA.



Скотт Рикард получил степень в области математики, компьютерной науки и электротехники Массачусетского технологического института, защитил кандидатскую (PhD) по прикладной и вычислительной математике в Принстоне. Сейчас он основал кафедру сложных и адаптивных систем в Дублинском университетском колледже, где собирает специалистов из разных областей науки (биология, математика, информатика, геология, экономика и др.) для работы над социально важными проблемами.
Анатолий Ализар @alizar
карма
744,5
рейтинг 102,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Дизайн

Комментарии (160)

  • +13
    Надо же, чем люди занимаются…
    • 0
      Да и зачем было исполнять самую неприятную музыку в мире на рояле «Ямаха»? Может лучше было бы прикатить пианино «Весна»?
  • +92
    Математик сочинил «самую неприятную музыку в мире»

    Да ладно, всякие «Звери» и иже с ними сделали это задолго до математика.
    Музыка из видео вполне может даже понравиться любителям ambient`a.

    Только бы паузы покороче делали.
    • +18
      Ага, тебе паузы не приятны! Значит работает «музыка»
      • +6
        Чуток подинамичнее не помешало бы, это да )
        • +2
          Наоборот… медленнее раз в 16… на синтезаторе или скрипке… был бы настоящий амбиент. :)
        • 0
          Загонял уже этот трек, пора ему альбом выпускать
      • +5
        На мой взгляд, совершенно ничего неприятного. Просто никакой реакции не вызывает.
        • –5
          Потому что на сэмплах это надо делать, а не на нотах. У стонов металла классических инструментов слишком серое звучание, чтобы с их помощью можно было что-то внятно продемонстрировать.
    • +5
      паузы тоже без повторов
    • +1
      Да даже с такими паузами очень приемлемо :) Гораздо лучше, чем помои, которыми зачастую заполнен эфир.
      • 0
        Этому математику надо послушать некоторые творения начинающих dj с promodj, dubstep какой-нибудь
    • +14
      Да что там «Звери». У моих соседей через стенку дочка, осваивающая пианино, похоже, интуитивно до всех этих анти-паттернов дошла. (
      • +9
        Подарите ей перочинный ножик и спросите, знает ли она, что у пианино внутри (с).
  • +84
    С ютуба
    Wait, so this is supposed to be the worlds ugliest music? Have they not heard Rebecca Black? Or Justin Bieber?
    • –5
      Да, кстати! На Бибера весьма похоже! Может, нас разыгрывают?
      • +7
        Вы палитесь.
      • +1
        А кстати, кто это? В последнее время часто что-то его упоминают.
        • 0
          Ой, блин! За дело мне минусов наставили! Я Джастина перепутал с другим Бибером, композитором-авангардистом по имени Генрих. Хотя, как я сейчас догадываюсь, имел в виду даже не его, а другого композитора, музыку которого слышал на концерте, где играли и Бибера тоже.

          А про Джастина теперь знаю из Википедии, что он какую-то попсу исполняет.
    • +2
      Мне больше понравился коммент про дабстеп ремикс.
  • 0
    Да, подобная музыка была бы идеальной для будильника! Установить её, да поставить будильник подальше. Тут хочешь-не хочешь, а по утру придется подрываться, чтобы только не слышать подобного музицирования.
    • +2
      Хотя в данном случае, конечно, мелодия не на столько ужасна.
      • +12
        Merzbow поставьте себе на будильник
      • +5
        Собственно мелодии тут нет. Вообще.
        • +1
          Здесь есть то, что повторяется. Каждый звук — это звук рояля.
          Так что звучит вполне себе даже ничего.

          Чтобы полностью соблюсти условия — им надо было бы каждый звук делать отдельным инструментом. Вот тогда было бы то, что нужно.
          • 0
            Yo, Skrill, drop it hard!
  • +13
    Где скачать отдельно от видео можно? Хорошая музыка, в плейлист поставлю.
    • 0
      Не, оно правда ведь в плейлист с крипи-треками хорошо впишется.
      • +5
        • +3
          Если, имея установленный sox, проигрывать командой
          play mathmusic.mp3 reverse tempo 2
          получится неплохое звуковое сопровождение к триллеру.
          • 0
            да оно и без реверса неплохо звучит, но с tempo 3
          • +1
            Звуковое сопровождение к триллеру — это скорее dark ambient надо использовать. Послушайте творчество товарищей ([ ]) — кстати, заодно вот и готовый квест к какому-нибудь чемпионату по поиску в интернете. :)
            • +1
              • 0
                Отлично, если честно, не ожидал даже (впрочем, не пользуюсь last.fm, поэтому не знал об их способе формирования адреса страницы исполнителя). Там парсер в исходном комменте, правда, сделал из 2 пробелов между скобками 1, но неважно.
                • 0
                  Soulseek ищет
    • 0
      Думаю лучше сразу на рингтон порезать!
  • 0
    Хорош бы еще музыку в формате MP3. Хочется поделиться.
  • +41
    Как человек без музыкального слуха легко сбацаю на пианино более противную вещь даже с повторами.
    • +11
      На пианине бацать и без слуха можно, мимо нот не попадёте. Берите сразу скрипку!
      • +4
        согласен, зональный строй расширит возможности противности за горизонты, при том, что темперированный ограничен заведомо кол-вом нот. Но тут уж математика практически бессильна
  • +15
    Математика точна, а противность субъективна, как быть?
  • +19
    По крайней мере одному человеку эта музыка точно не нравится — пианисту, судя по его лицу.
    • +1
      И по его вздрагиваниям :)
      • 0
        Такое просто очень ложно играть. Возможно он даже фальшивил, и поэтому кривился, но естественно кроме самого пианиста этого никто не заметил. 8)
    • 0
      Кстати, не исключено ещё, что если он хороший пианист, то подсознательно старался приукрасить эти ноты. ИМХО, синтезатор бы лучше справился.
    • +1
      Ему просто шаблон рвет, у него вся мышечная моторика набита играть ритмами. А он тут по нотке долбашит.

      попробуйте на клаве быстро набрать вот это:

      чпварпедваодлсптсмблит
      валодпрвфдлжпаоыфвдл
      поалдрулдаосчмюбтулкж
      дцуклеэуйа

      Вас также скукожит :)
      • 0
        Попробовал. Ничего особенного.
  • +8
    Спасибо, закинул в винамп.
  • +1
    А мне понравилось. Правда. Хуже мелодия выйдет если просто посадить человека за пианино и заставить просто играть.
  • +42
    Музыка начинает играть с 8 минуты видео
    • 0
      с 7:45.
      Ваш Кэп.
  • +6
    Мужик опоздал. Подобное уже делали до него.
    www.youtube.com/watch?v=bGmt2GUKfbE
    • –1
      И правда. Как молотком по нервам бьёт.
    • 0
      омерзительно!!!
    • +1
      круто! ритмично… и авангардно…
    • –1
      Блин, тоже звучит неплохо. Наверное, это на меня так mathcore влияет (в частности, Dillinger Escape Plan). Насчёт ужасной музыки я скорее соглашусь с процитированным выше комментарием с Youtube :D
      • 0
        Та да, как-то после The Tony Danza Tapdance Extravaganza звучит суховато.
  • +4
    Чето медленно играет, видно в шоке ищет ноты ) Я после прочтения заголовка ожидал услышать что-то вроде звука загрузки программы с аудиокассеты для спектрума =)
    • +12
      Для некоторых это приятная музыка детства.
      • 0
        Вызывающая приятную ностальгию — да, но приятная вообще — нееееее =))) Вспомните эти скрипы и завывания! =)))
  • 0
    А ничего так. Для какого-нибудь ужастика или триллера пойдёт — играть в напряжённые моменты…
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    Я чего-то не понял… а что в этой музыке «ужасного»?
    • +9
      Походу ужасность заметна лишь ценителям, т.к. их музыкальное восприятие в большей степени строится на шаблонах гармоник. Интересно как бы они отреагировали на youtube.com/watch?v=GtQdIYUtAHg
      • 0
        А что, вполне, вполне :)
      • 0
        *____* Круто! Запрограммированная музыка!
      • 0
        А вот еще более прикольный вариант из вашей математической серии
        t.co/TjFCl5cq

        Тут правда формула много сложней. Но и результат уже можно в плеере гонять.
      • 0
        О, круто.
        • 0
          Только тошнить начинает :-!
    • 0
      предлагаю послушать, как этот чувак на видео отвечает на ваш вопрос почти 10 минут
  • –4
    А в чём сложность-то? Поставить рандом на ноты — и всё.
    • +2
      cat /dev/urandom >> /dev/dsp
    • +5
      Так там же сказано, что это не рандом. Рандом сделать просто. Здесь же математически расчитаны ноты таким образом чтобы не было повторов. Потому что многие считают, что ритм (то есть повторы) являются тем что делает музыку приятной.
      • +1
        А много ли повторов в рандоме?
        • 0
          А много ли музыки в рандоме? В данном случае речь именно о музыке — то есть последовательности звуков, подчинающейся правилам гармонии. Написать дисгармоничную последовательность звуков действительно нет проблем. И она действительно будет ужасной. Но не музыкой.
  • +3
    Вот такую музыку послушайте. Тоже математик пишет.
    Unpleasant sonata
    • 0
      Так тут сплошные паттерны, она мелодичная, несмотря на оранжировку..)
    • +5
      Знаете, щас школоло тащится от музыки и похуже этой)
    • 0
      Это break core, точнее подобие

      Посмотрите вот это — классика для меня
      www.youtube.com/watch?v=jU1OLnwuQpo

      Пардон за оффтоп.
    • 0
      Цифровые наркотики?
  • +2
    Не вижу(то есть не слышу) вызова в этой мелодии. Так что у автора ничего не получилось.
    • 0
      Инструмент слишком сладкозвучный, чтобы такая музыка приносила неудовольствие.
  • 0
    Местами похоже было на Валентина Сильвестрова, отичная музыка и без повторений.
  • 0
    Действительно, ничего «неприятного» (как было заявлено) нету.
    Специфично — да, но картины Марка Ротко тоже не Айвазовский или Шишкин…
    Найдутся и на такое ценители.
  • +2
    Мне кажется новая мелодия Nokia Tune в стиле дабстеп на порядок противнее.
    nokiatune.audiodraft.com/ — если у кого впечатления поостыли, можно вспомнить.
    • 0
      Лучше бы джазовый вариант выбрали :-(
    • 0
      А как бы их скачатЬ?
  • +5
    Это музыка просто «никакая», а не «неприятная».
    Мне кажется, гораздо более неприятным для уха было бы начинать играть в каком-то ритме, и менять каждые несколько секунд. Или задалбывать одним и тем же некрасивым созвучием.
    • +1
      Фактически это даже музыкой назвать сложно. Звуки, извлекаемые из пианины, не обязательно есть музыка.
  • +1
    лучше бы написали прогу которая берет случайные звуки из Интернета (куски песен, куски видеороликов, куски голосов), определяет их тональность и микширует в различные произведения
    • +1
      вот тоже хороший пример микса имхо
  • –1
    Напоминает Шнитке
  • +1
    Хм, а мне понравилось…
  • +1
    Действительно, очень напоминает Шонберга.
    Побыстрее бы и с аккомпанементом — хорошая симфония бы вышла. Какая-нибудь «для вертолёта с оркестром».
  • +2
    Не так уж все плохо. Кстати, сама по себе нота отдельная нота — уже паттерн и это вполне слушать можно и что-то даже в этом есть. Работы какого-нибудь Ксенакиса многим могут показаться куда как более сложными для восприятия. Видимо, математик никогда не слышал японский нойз ;).
  • +1
    Не, ну это мелодия вполне ничего. До этого товарища уже всё сделано. Филипп Киркоров, Сташевский, Чай Вдвоём, практически вся «Фабрика уродов» — вот кто был первым!
  • +2
    Таким способом учёный хотел проиллюстрировать тезис, что гармония музыки заключается в математических паттернах, то есть в повторах
    — Гармонию музыки действительно можно описать с помощью простых математических выражений. Это в муз. учебных заведениях проходят. Например два звука с разницей частот в 1.5 раза образуют интервал «квинта» (если упрощённо).

    Атональность (см. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C ), как противоположность консонансу, используется давно.

    Сейчас часто применяется акцент на ритм вместо акцента на гармонию в венско-классическом направлении. Но и раньше это использовалось, например известный запил Баха (см. www.youtube.com/watch?v=_3d2tPxVm2Q ) самим автором позиционировался как гармоничное сочетание нескольких темпов в одном произведении.

    Автоматическое создание музыки известно также очень давно, например Моцарту приписывается «Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции».

  • –2
    по-моему, там просто рандомом выбрали ноты…
    • +5
      На видео несколько раз повторяли, что это долеко-долеко не рандомные ноты.
  • +2
    Лучшей иллюстрацией тезиса будет напротив, сочинить самую приятную мелодию. Но, как видим, не осилил.
    • –1
      следуя его логике, надо побольше повторов.
      Даешь ля-ла-ля-ла-;
      ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла
      ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-
      ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-ля-ла-
      ля-ла-ля-ла-
      • +9
        Иными словами современный «тынс-тынс-тынс-тынс-тынс...»?)
        • 0
          Попрошу не путать это ваше «тынс-тынс-тынс» с теплым ламповым «ля-ля-ля»!
    • 0
      Очень точная мысль. И первый ответ на ваш коммент вполне адекватный. Если гармонию и описывать через повторы, то это будут повторы повторы повторы… повторов. (Мета-паттерны.) Разве что так.
  • 0
    Не поверите, я так же играю =)
  • +13
    А меня всегда удивляет другое. Вот в данном случае на сцене перед нами, математик с кандидатской, а на сцене выступает и держится так, будто на курсах ораторского искусства был с самого рождения. У них это что в крови? Причем наблюдаю подобное очень часто, просто очень бросается в глаза. Если выступают наши ученые, то это такие запустившие себя, часто совершенно не внятно рассказывающие дяденьки. У них это обычно энергичные, ухоженные, с отличной дикцией.
    • 0
      По-видимому, в школах выступать учат. Также возможно участие в школьном театре или других публичных мероприятиях.
      К тому же, наверняка есть и привычные забитые математики, они просто на сцену не пробиваются.
    • 0
      Знакомая во ВУЗу училась некоторое время в Кэмбридже (чтоли, могу попутать, может и в окфорде, но не суть важно). Так вот — там в ВУЗах преподают, в том числе, дисциплину, смысл которой можно передать так «Как держать себя на публичных выступлениях и собеседованиях». Собственно, она говорит — очень помогла данная дисциплина при приеме на работу — приняли почти без опыта, но зато сразу на хорошее место и в хорошую компанию. Однако — многие боялись взять её на начальные позиции, мотивируя (негласно) — вы слишком круты для нас. Просто учат подавать себя в обществе. Очень полезный навык, которому, увы, наши люди учатся на собственной шкуре и собственных ожибках вживую, а не в ВУЗе
    • +2
      Как правило у ученых есть еще и преподавательская деятельность, где можно наработать и дикцию и манеру держаться. У нас в универе наверное все преподаватели вели научную деятельность, попадались конечно не очень представительского вида. Думаю небольшая разница заключается в том, что наших преподавателей назначают — студент не может выбрать предмет, преподавателя. А за бугром, то что я слышал, у студентов есть выбор предметов и соответственно преподавателей, непопулярные преподаватели (читай «не внятные») теряют должность.
    • +2
      Наверное, несколько причин.

      У «них» наукой занимаются в университетах. То есть эдакий «освобождённый» (от преподавания) учёный — скорее нонсенс. У «нас», наоборот, это скорее правило, «благодаря» многочисленным НИИ. Наши учёные, которые вдобавок являются действующими профессорами, тоже в большинстве весьма и весьма неплохие ораторы. «Освобождённые» же, да, обычно весьма унылы. Хотя не без исключений в ту и другую стороны.

      Плюс грантовая система. У них она традиционна и родилась давно. Хочешь-не хочешь, проекты надо защищать. Возможно, что и в форме докладов. У нас грантовая система достаточно нова и большинство заявок не требуют устных докладов. Но и здесь времена меняются — учёные из молодых уже достаточно бойки, чтобы не быть совсем унылыми, как упоминаемые вами старпёры. Может больше возможностей участия в конференциях появилось.
    • 0
  • +9
    Бедный пианист…
  • 0
    Кстати и правда не приятная )
  • +1
    Можно было обойтись без математики. Просто пустить кота по клавиатуре прогуляться :)
  • 0
    Здесь больше подходит никакая или пресная музыка, а не неприятная. Музыка это не только ритмы, но и ассоциации. Так можно собрать звуки скрипа по стеклу, всяких насекомых и т.п., все это заритмизировать и бр-р-р — даже представить себе такое неприятно.
  • 0
    У Афекс Твина, по-моему, есть хаотичные треки без капельки паттернов.
  • 0
    Помню в серии Хауса музыка была чья-то с дрелью и всем таким.
  • +1
    я не понял сложности идеи насчет отсутствия патернов.
    возмите любое иррациональное число, например пи или е, где там вы найдете паттерны?
    • +1
      В бесконечной последовательности можно найти бесконечное число повторяющихся участков, однако их нужно искать. Действительно, почему не взять кусок и интерпретировать в ноты… А генераторы шума? Для некоторых алгоритмов можно взять кусок огромной длительности без всяких паттернов…
      • 0
        Сложность в том, чтобы между соседними нотами не было повторяющихся интервалов. И не только соседними — мы можем спокойно расслышать интервал и через несколько нот, если он будет повторяться.
  • +2
    Этому чуваку нужно продавать Айфоны… Мне кажется у него талант…
  • +1
    единственный на хабре пост про гидролактор
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      да мы с первого раза поняли! :)
  • 0
    Полюбому ему надо послушать японского нойза :)
  • 0
    Практически футуризм, ничего удивительного :)
  • 0
    О, здорово. Вот что я поставлю на будильник!
  • +2
    В комментариях не хватает Андрея Горохова и Карлхайнца Штокхаузена.

    www.youtube.com/watch?v=1v7YYvPSYzw

    • 0
      Давно, кстати, заметил — у стремной музыки и партитура выглядит уродливыми крючочками :)
  • 0
    для меня загадка зачем для исполнения самой «уродливой» в мире музыки понадобился пианист такого класса и великолепно настроенный ролять: )
    • +2
      Потому что даже такому пианисту было сложно играть эту музыку с листа. Просто потому что нет никаких закономерностей и повторяющихся движений.
      Попробуйте нарисовать линейку Голомба на полу, а потом прошагать по ней быстрым шагом. Думаю, тогда вы поймете пианиста :)
  • 0
    Я знаю музыку гораздо скучнее и противнее — вот например: www.youtube.com/watch?v=RHp2KO8cUX0 — 9 минут чистой бесмыслицы.
    • 0
      Да это же отличный трек, слушайте громче.
  • 0
    Вор-первых, не самая ужасная музыка, а самая негармоничная музыка. А во-вторых, весьма приятная штука получилась.
  • 0
    набор звуков не есть музыка
  • 0
    Фигня. Моя генерилка midi-мелодий еще в 2003-м году генерировала нечто подобное, когда я случайно перепутал матрицу ковариаций с матрицей корреляций.
  • 0
    Ожидал большего. Ритмичненько, мелодичненько.
  • 0
    Пианист так усердно смотрит в ноты, но по-моему если он даже налажал бы никто бы не заметил.
    • 0
      Мне кажется что он налажал и никто и не заметил :)
  • 0
    Мне понравилось!
  • 0
    Круто! Где FLAC скачать можно?
  • 0
    После трех часов теххауса фоном пока ставил Зимбру — под это уши отдыхают. Всем спасибо, *appl*
  • 0
    Они просто GrindCore не слышали, вот и тешатся в иллюзиях, что могут сочинить самую неприятную музыку. :)
  • 0
    Да это же Mathcore!
  • 0
    А как же на счет 3.1415…?
  • 0
    Нет, на пианино невозможно сыграть «самую неприятную музыку». Звучит вполне сносно. Эта мелодия могла бы стать саунтреком для какого-нить триллера :)

    Вот если бы скрипку какую «помучали», то тогда та, возможн и получилась бы «самая неприятная музыка в мире».
  • 0
    Идиотское предположение об отсутствии повторов как о самом неприятном для человека факторе! Человеческое ухо/мозг больше всего раздражает гармонический диссонанс, т.е. одновременное звучание нескольких нот со специально подобранным дисгармоничным сочетанием частот. С математической точки зрения (если опустить нюансы) звучание интервала (2-х нот) будет тем более диссонансным, чем больше числитель и знаменатель дроби A/B представляющей отношение частот входящих в интервал нот. Т.е. самым приятным после примы (1/1) будет октава (2/1) и квинта (3/2) и т.д. Существует даже несколько метрик «консонансности интервала» (кому интересно — могу подробнее). Желающие могут проверить на собственных ушах в PD или обычном звуковом редакторе.

    То что представленно в ролике — почти что белый шум в замедленном исполнении. Ну и что плохого в белом шуме? Стопудово на основе полученных нот можно написать приятное полифоническое произведение (по простому: одновременно с тем что звучит в ролике должно звучать что-то ещё :)

  • 0
    Когда ж уже «коричневую ноту» расчитают
  • 0
    Ничего нового. Музыка сериалистов, хоть и была не случайна, а наоборот, строго выверена математически, звучала точно так же, см. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%85%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%86.

    А Кейдж так вообще написал фортепианное произведение, взяв за основу Книгу Перемен и составив ноты по строгим правилам на основе текста. В результате получилась случайная и безблагодатная музыка типа той, что на видео: en.wikipedia.org/wiki/Music_of_Changes
  • 0
    Курехин был бы в восторге!
  • 0
    Не знаю. Мозг сразу настроился на паттерн «4 низких ноты — две высоких» и отлавливал его везде, где можно. Единственное неприятное ощущение — что слишком долго приходится ждать следующей ноты, чтобы проверить предсказание.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.