–0,1
рейтинг
3 января 2012 в 20:29

Разное → Преподавательская практика

Так сложилось, что я на волонтерских началах захотел преподавать информатику в техническом лицее недалеко от своей работы.

Директриса долго отпинывалась, да и я со своим характером не сахар. Но тем не менее в сентябре мне вручили журнал 7а класса по предмету «Вводный курс информатики и программирования».

Ребята очень активные и веселые. Класс дружный, но при этом абсолютно отсутствует стадный инстинкт и иерархия как таковая.

Практически сразу я понял, что стандартный подход лекция-контрольная не будет здесь работать — это примут 2-3 человека, а остальные просто забьют на уроки. Пятерки для них не важны, а меня все равно заставят поставить нужные для медалей оценки, окончательно подкосив авторитет как учителя.

Как понимаете, мотивировать такой коллектив очень сложно, и я решил что нужно их заинтересовать.



Дав на первом уроке вводную по основным технологиям, которые используются сейчас в отрасли — от С до Node.js, не ударяясь в подробности, и описывая только преимущества, в качестве ДЗ я попросил написать на листочке ту технологию, которая понравилась больше всех и то, чем нравится заниматься во внешкольное время.

На следующем уроке я вытащил несколько из этих листочков и рассказал как я вижу соединение написанных вещей. Импровизация произвела на них впечатление. ДЗ — эссе про то, как они видят объединение этих сфер. И оставил свой мобильник для тех, кому нужна будет помощь в поиске этих связей.

Они сразу поняли, что можно на халяву выполнить дз. Что мне собственно и было нужно. Я пообщался почти с каждым учеником, и хоть не запомнил их имен, но записал все что они собрались делать.

Следующий урок был посвящен жизненному циклу ПО, ДЗ — начать проектировать сформированные в прошлый раз требования.

Они быстро просекли, что я домашку не собираюсь проверять, и у меня на столе оказалось всего 10 проектов, из 20 человек в классе.

Урок я посвятил такому понятию как «команда», рассказал чем занимаются архитекторы, аналитики, front-end программисты, и откуда появились эти профессиии, а именно из-за необходимости разделения данных, логики и представлений. Закончил рассказ словами Брукса, что «первая система обречена быть провальной», предложил переписать проекты, основываясь на полученных знаниях, а для тех, кто не хочет в одиночку заниматься, найти свою команду и определить там свою роль. Те, кто не определился, пишет реферат на тему «роль информационных технологий в современном обществе».

Через неделю у меня было 6 проектов, и один реферат. Второму, кто должен был писать реферат, была предложена тройка и возможность заниматься чем угодно на уроках. Как понимаете, игрушек на компьютерах нет :)

Он согласился, но гордость была задета, и я сыграл на этом, пообещав добавить по одному баллу за каждую сотню символов в минуту печати. Немного рассказал про слепой десятипальцевый метод, про раскладку дворака, про IDE, как они помогают в создании сложных систем, вскользь коснулся профайлера, дебаггера, интерпретаторов, компиляторов и байт-кодовых машин. Дал советы, как нужно подбирать IDE (что такое автокомплит, сниппеты, рефакторинг). На примерах привел необходимость использования VCS, и предложил SVN для этих целей. Заострил внимание на том, что в команде желательно пользоваться одними и теми же версиями программ, пару слов о том, как это помогает в изучении возможностей этих программ. Ну и в качестве дз — настроить среды разработки. В случае возникновения вопросов, для разрешения споров или для получения студенческих лицензий, предложил звонить мне на мобильник.

Следующий урок был посвящен абстракциям, как надо превращать их в код, рассказал о методах уменьшения количества кода, повторном использовании, на примерах показал необходимость создания базовых абстракций, подробно о моделях, контроллерах и представлениях, не забыл о спиральной, водопадной и итерационной моделях разработки. ДЗ — определиться, как будете работать, и создать рабочее приложение, которое я мог бы запустить и проверить.

Собственно этим мы и занимались оставшуюся часть четверти. По итогам я поставил всем оценки. Пятерки выставлял публично, рассказывая, чем этот человек отличился. Четверки и тройки без публичности в дневник, с небольшим вкладышем-комментарием.

В следующей четверти мы занимались наращиванием функционала, а когда не было вопросов, по памяти пересказывал just for fun. Я сразу обозначил, что не требую с них больше полутора часов в неделю. Если кто-то хочет, может перенести разработку в школу — это только приветствуется.

Третью четверть тоже неспеша допиливали проекты, я рассказывал про то, как устроен интернет, о том как он развивался, про то, как борются с высокими нагрузками. Не забыл оптимизацию, помог настроить профайлеры, показал как ими пользоваться и как находить бутылочные горлышки, рассказал о способах стрессового тестирования. Ребята уже были поглощены проектом, Большую часть времени урока я проводил в общении с небольшими группами учеников, пытаясь научить их правильно пользоваться гуглом.

Успеваемость повысилась — ребята действительно прониклись, а совместная работа только подогревала интерес. Более того, уже начали оформляться готовые приложения.

И вот 4 четверть. Тестирование. Поняв, что среди команд разгораются нешуточные дебаты о применяемых технологиях, я решил на этом сыграть. Устроили соревнование — 2 проекта, по результатам имеющие наименьшее число багов, едут на конференцию, защищать школу. Установил редмайн, рассказал как им пользоваться. Для подогрева отдал в тестирование готовые версии наиболее активным критикам, пару советов о проведении тестирования — проверка граничных условий, ввод некорректных данных, использование не типичных последовательностей действий. Намекнул, что если баг исправлен в процессе тестирования, то он закрывается и его как бы не было, и то, что можно тестировать любое приложение, вне зависимости от того, какое задание получила команда.

Теперь мы уже на финишной прямой.

В конце года у нас получились очень неплохие приложения.

Первое находило все аксиомы и теоремы по геометрическому чертежу + умела обучаться по паттернам и написана на ActionScript под AIR.

Второе занималось подсчетом времени, когда ученики должны быть дома, основываясь на электронной версии школьного журнала, и в случае, если до определенного времени ученик не приходил домой и не отмечался в системе, отсылала e-mail по адресу, указанном в этом журнале. Это PHP+JQuery.

Просто, но не примитивно.

Как и было обещано, я съездил с ребятами на конференцию, но к сожалению, мы были вне конкурса, т.к. в школах информатика преподается с 9 класса. Но тем не менее нам дали выступить, мы всласть потроллили москвичей, они тоже не остались в долгу. Нам подарили проектор, и мы отправились по домам.

В сентябре мы решили объединить наши усилиия, начав писать API для проектов. Решили не распыляться, а пилить 2 основных направления — это выйгравшие в прошлом году.

К сожалению, пропустили всероссийскую конфу, но взамен нам подарили несколько паяльных станций, стендов и кучу электронных деталей. Но ребята еще не знают об этом, и считают себя крутыми программистами…

Правду говорят — детство — это неосознанное счастье.

Я смотрю на них и понимаю, что не ошибся с выбором профессии.
Иващенко Александр @crmMaster
карма
–9,0
рейтинг –0,1
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Разное

Комментарии (153)

  • +73
    вот это да. я бы вырос другим человеком если бы у меня был такой учитель информатики!
    • +29
      Если честно, не считаю что данный метод применим в общем использовании.
      Все таки классы бывают разные.

      Я работал с очень хорошими ребятами. Ленивыми, конечно, но любопытными и упертыми. Именно они — главная причина успеха.

      Иногда общаюсь с приятелями, которые тоже преподают. Большинство сталкиваются со стеной юношеской апатии, пробиться через которою намного сложнее чем направить в нужное русло энергию семиклассников.
      • +10
        исходя из прочитанного можно сделать вывод, что вы отличный педагог. Так что не прибедняйтесь :)
        • +21
          Спасибо, но я не считаю, что изобрел что-то новое.

          Мы уже довольно давно используем похожую методологию для обучения стажеров, с той лишь разницей, что не даем выбирать тему проектов.

          Я всегда считал, что задача преподавания — не навязывать общепринятую точку зрения, а показывать, как можно использовать накопленный поколениями опыт для решения возникающих проблем.

          А за двойки из-за не сделанного дз, я бы увольнял тех учителей, которые их ставят.

          Домашка убивает в детях индивидуальность и ломает их характер.

          Любой ребенок может назвать тысячу дел, которые важнее выполнения ДЗ. Да даже если он в компьютерные игры играет.

          Не видел я людей, которым знание геметрических преобразований помогло сделать успешную карьеру, но примеров, когда тактическое и стратегическое мышление, воспитанное компьютерными играми служило трамплином для удачных карьер, я могу привести массу.

          Я не говорю что нужно вообще отказаться от ДЗ, я считаю, что не нужно наказывать за его невыполнение.

          Вот в принципе и вся философия, которой я руководствовался.

          • +3
            Читал и прослезился! Очень правильно, эта тысяча дел действительно лучше во всех отношениях, чем скучная домашка.
            И перед сессией есть время сделать лучшее из этой тысячи!
          • +7
            > Не видел я людей, которым знание геметрических преобразований помогло сделать успешную карьеру

            Разработчики твоей любимой компьютерной игры, например.
          • +2
            > Не видел я людей, которым знание геметрических преобразований помогло сделать успешную карьеру, но примеров, когда тактическое и стратегическое мышление, воспитанное компьютерными играми служило трамплином для удачных карьер, я могу привести массу.

            Фраза вынесла мозг. Во первых, я сделал карьеру на знаниях которые включают геометрические преобразования, линейную алгебру, дифуры и кучу другой штуки — я специалист в разработке игр и CG. Я учился в очень хорошей школе, и учились мы там невероятно много, как для детей. Зато к окончанию университетов у всех была работа — у те кто выбрал ай-ти устраивались в яндекс и гугл без проблем, или в любую компанию на наш выбор. И все благодаря школе. Да: помню когда учился рядом со школой был компьютерный клуб. Там всегда шлялась толпа школьников не с нашего лицея. Удивительно, но когда я уже работал над «Сталкером» в качестве одного из ключевых разработчиков движка — там (возле комп.клуба) все еще шлялись те же самые люди. Только выросли они не в стратегов и умников благодаря варкрафту и контр-страйку, а в гопников.
            Во вторых, тому же варкрафту — лет 15… Если ребенок в него игрался в лет 10, то все ваши специалисты до 25 лет? Мда…
            • +1
              о том что 25 лет — сам такой. Но отлично видел что дети которые проводили почти все свое время за играми ни к чему хорошему не пришли… А те кто выигрывал межнары по информатике — всегда были успешными
          • 0
            Не по всем предметам можно отказаться от домашек. Нельзя отказаться от нее для филологических предметов. Наказывать тоже надо. Поймите, что есть такой нюанс, как воспитание ответсвенности. Вам ОЧЕНЬ повезло, что Вы работаете с детьми из лицея, которые настроены на обучение. Но получилось, что Вы рассматриваете отдельные экземпляры сферических коней вакууме, которые, играя в компьютерные игры, будут развиваться и профессионально, и духовно, и вообще развиваться.

            Я не видела людей, которые без наличия _базовых_ элементарных знаний сделали блестящую карьеру. Чтобы стать кем-то надо стараться, заниматься, и с домашками тоже.

            Вашим детям тоже нужна была мотивация. А многим, ладно, некоторым нужна не мотивация, а Дамоклов мечь в виде несданной домашней работы и двойки за невыученный стих.
  • +1
    интереса ради, в каком городе проживают эти «счастливые» дети?
    • +21
      Санкт — Петербург, иначе зачем нам было троллить москвичей :)
      • 0
        ФТШ, 239 или 30-ка? не угадал? :)
        • +10
          Не угадали. Обычный районный технический лицей.

          Почти во всех районах Спб есть такие лицеи и гимназии. Главное, чтобы учебное заведение носило статус инновационного. В противном случае так издеваться над школьной программой вам не дадут.
          • 0
            Ясно, спасибо.
            Я сам 3-ий выпуск ФТШ.
            Мои дети в этом году заканчивают 4-ый класс. Вот, задумался о дальнейших вариантах…
          • +3
            А в каком-районе школа? Будь у меня дети, я бы не раздумывая отдал бы их к вам, не пожалел бы ни сил ни денег. Как уже сказали выше, я бы вырос совсем другим человеком будь у меня такой учитель. Нам на информатике преподавали только основы пользования компьютером, причем без (!!!) компьютеров, они были, но руководство школы не давало ими пользоваться, ситуация изменилась только в начале 2000х когда я уже закончил школу.
          • +1
            Кстати, да… Вам дали так издеваться над программой! Была удивлена… поражена. Обзавидовалась!
  • +22
    Серьёзно, 7 класс?
    • +10
      А что в этом такого?

      Программирование — не математика.
      Не обязательно обладать большим багажом знаний для реализации своей идеи.

      И не литература.
      Все слова всегда значат одно и то же. Да и набор этих слов небольшой.

      Тот же самый MVC вызвал у детей бурю восторга, когда они поняли что их монструозные идеи можно описать используя столь простой набор элементов.

      Если мы пропускаем информацию через призму нашего опыта, пытаясь объяснить концепции через набор частных явлений, то дети, не обладая таким багажом, принимают эту концепцию сразу в общем виде.
      • +1
        Мда… у меня старший сын в 6 классе и ему на программирование, как и на все компьютерное (окромя игр) глубоко пофиг )) в то же время я до недавнего времени работая в вузе на схожей должности (программирование, администрирование) удивлялся профессиональной никчемностью большинства студентов. Видимо все же контингент у вас подобрался замечательный, либо еще неиспорченный ))
  • +66
    Ваш 7-ой класс умнее чем большинство моего второго курса по специальности «Программист».
    • +40
      Скажу по секрету, мне кажется, что они умнее большинства выпускников по специальности «программист»
      • +6
        Интерес и любопытство — это главное. Нужно только «разбудить».
        • +1
          Нацеленность, а не «я за компанию пошел в этот ВУЗ». Понимание, что тебе это надо, тоже не мало роли играют )
  • +6
    Восхищаюсь педагогами, умеющими ТАК мотивировать!
  • +1
    Тоже, уже не 1 месяц, подумываю о том, что бы преподавать в моей школе(я в ней учился когда то) информатику.
    Не подскажете, что необходимо, что бы позволили обучать растущее поколение?
    Может какие подводные камни?
    • +8
      Главный подводный камень — мозг директрисы.

      Если у вас есть в/о, то препятствий быть не должно.

      Если нет, то квест немного сложнее, но тоже проходим. Я вот прошел, пусть и не с первой попытки.

      Начните со звонка директору.
      • +1
        Большое спасибо. В/о есть, надеюсь получится.
        И на счет учебной программы, вы её на лету составляли, или приходили к директору уже с планами на четверть(месяц)?
        • +4
          Конечно, я составлял план занятий.

          Мой предмет носит информационный характер, и общеобразовательной программы на него просто нет, поэтому я не был ограничен в темах — главное чтобы в рамки предмета попадало.

          Но с 9 класса у нас начнется информатика, а на нее уже есть программа.

          Посмотрим как будут развиваться события.
          • +1
            Есть ли у Вас электронныее версии лекций, возможно презентации? Сам бы с радостью почитал. Уверен Вам пришлось объяснять немало сложных понятий простыми словами. Учитывая возраст слушателей.
          • 0
            присоединяюсь к запросу
    • 0
      Достаточно просто желания и, желательно, диплома о высшем (либо последние курсы). Издеваться над программой дадут (практически в любой школе), но в разумных пределах. Плюс не забывайте, что есть сдающие ЕГЭ, их Вы должны подготовить в соответствии с общими стандартами. Но досконально за уроками никто следить не будет. В журнал пишите одно, рассказываете другое.
      • +3
        Да уж. Этот ЕГЭ со свими маразматическими вопросами уже подпортил мне нервов.
        • +1
          Как сказать. Я, например, считаю, что ЕГЭ по информатике — настолько простая вещь, что обучая практически чему угодно, можно выучить детей вполне нормально для его сдачи.
          • +3
            Натаскать и обезьяну на ЕГЭ можно, но как объяснить детям, что информатика это не только программирование, но и куча непонятных формул.
            • 0
              Зависит от детей :) Вообще, по-хорошему, в обычной школьной информатике, как минимум, содержится три предмета: формальная логика, информатика (теория информации, системы счисления, архитектура ПК и пр.) и информационные технологии. Курс можно менять как угодно, но дать основы по каждому из них просто необходимо.

              Натаскать можно и обезьяну — это, конечно, правда. Я вопрос мотивации решаю обычно фразой из серии «Программистом вы всегда заработаете на „покушать“» + показыванием различных выступлений TED и др. Помогает далеко не всегда, но ищем способы.
              • +5
                Деньги для детей не мотивация.
                Они просто не понимают их ценности.

                Вот «мы поедем на конфу» и «ты сможешь сделать маме классный подарок на новый год» — это мотивация :)
                • 0
                  Не соглашусь. iPhone/iPad хотят практически все. Хотя мотивация с конференциями неплохая. Надо будет провентилировать этот вопрос.
                  • +1
                    Ну, на Айфон/айпад они врядли заработают, хотя мотивация покупаемыми предметами лучше, чем абстрактными деньгами. Но и воспитывать материализм на этом не следует, ИМХО.
                    Вот линию «поверить в себя», «отличиться своими навыками», «показать себя» -как-то правильнее. Даёт больший простор для развития
  • +1
    А если такие вещи делать факультативно?
    Или не наберете достаточно мотивированных?
    • +1
      Зачем дополнительно нагружать детей, если вполне хватает одного-двух часов в неделю.

      Конечно, олимпиадникам нужно больше времени на подготовку — но их подготовкой занимаются другие преподаватели.

      Если ребенок заинтересован в изучении данного направления, он будет тратить на это занятие больше времени. Например, команды победителей проводили в школе много времени, допиливая свои проекты. И довольно часто звонили мне с расспросами.

      Если нет — пусть лучше занимается тем, что ему интересно.

      Факультативы не детям нужны, а родителям, которые считают что дополнительное время, проведенное в школе тождественно получению новых знаний.

      • 0
        Факультатив в Беларуси, например, единственный путь получения дополнительных знаний, выше учебника и программы. Есть у меня подозрение, что и в России есть что-то похожее в обычных школах. Или я не права?
        • 0
          crmMaster говорил не о вредности факультативов вообще, как я понял, а про то, что родителю записывают своих чад на факультативы по своему усмотрению.
          В этом я его поддерживаю.

          А вообще, факультативы, разумеется, единственное спасенье в точки зрения «знаний выше учебника и программы».
  • +14
    Я на пятом курсе програмного обеспечения и даже половины из того, что вы написали у нас не было. Очень странно слышать о преподавании такого в седьмом классе.
    • +1
      Направление изучения предметов в институте лежит в теоретической плоскости.
      Предполагается, что если вы дошли до 5 курса, дебаггер с профайлером настроить вы точно можете без посторонней помощи.
      • +1
        Как узнаю что это и для чего)
        • +3
          Вы на 5 курсе не знаете, что такое дебаггер и профайлер? О_о что за вуз?
          • 0
            Профайлер в обязательную программу может и не входить. Мы вот вручную профилировали, всякими starttime = mtime();… duration = time() — mtime(); и о наличии профайлеров нам никто не говорил (правда было это почти 20 лет назад). Да и дебажили сначала не брикпоинтами и вотчами, а стопами и выводом отладочным, Turbo* IDE от Borland для многих (кто до поступления компа не видел в глаза) стал открытием на втором курсе.
            • 0
              Стоп-стоп. Речь идет о сегодняшнем дне и о 5 курсе. Не входить — не входит, наверное, но о нем как минимум надо было узнать уже
              • +1
                Откуда и, главное, зачем узнать, если для многих учеба заканчивается с выходом за стены вуза (в буквальном смысле — пары закончились, вышел до завтра)? Хорошо если в группе из 15 человек 5 реально интересуется будущей специальностью и расширяют свой кругозор за рамки того, что дают в вузе. Для юольшинства вуз — это продолжение школы — отсидел 5 (10) лет, обязательный минимум сдал, диплом (аттестат) получил и гуляй, пока мама с папой на работу непыльную не пристроят.
  • +3
    Ну вот не знаю как в дестве, может этот метод бы и сработал на мне, но на данный момент, в свои 26 лет я бы с радостью хотел чтобы меня кнутом и пряником стимулировали… ленивый стал донельзя.
  • 0
    Ну вот где вы были когда я учился в школе ?)) Блин на самом деле очень круто, хотя и сложновато для 7го но все равно круто !)
    • +2
      Ничего сложного.
      Сложность технологий в тонкостях их использования. А я не предъявлял к программам ребят реальных требований по производительности. В этом то и хитрость — фактически, все делали очень похожие проекты, объем которых не превышал 1000 строк.

  • +7
    Вспоминаю свою учительницу информатики :(
    Программы на бейсике мелом на доске, а мы их тупо переписываем.
    В основном занимались просто чем хотели. Потом вообще ходить перестали, но это, похоже, было на руку учительнице.
    • +4
      А я арканоид писал, отказываясь переписывать с доски.
      Меня долго пытались вернуть в русло, но после того, как я написал фунцию обмена переменных ассеблерной вставкой через исключающее или мне перманентно поставили 5 и отпустили на все 4 стороны.
    • +2
      Хрен с ней со школой, на 3 курсе по предмету ИИ препод писал код на доске под диктовку. Один раз одногруппник позвал его спросить какую то мелочь, тот глянул в код, глянул на доску, в код — на доску… «Или переписывай как у меня или разбирайся сам».
      • +1
        Угу, у нас в университете примерно так и было. А в школе учительница информатики хоть и не была слишком квалифицированна, но помогала и была только за, если кто-то проявлял инициативу. Вообще, хорошие\плохие примеры есть как со стороны учителей, так и со стороны учеников. И лучшие результаты получаются, когда хорошие учителя и ученики находят друг друга, как в данной статье.
      • 0
        Сталкивался с преподом, который читает вылизанную теорию и не способен ответить на хоть сколько-нибудь неочевидный вопрос по практике и с тем, кто не силен в объяснении теории, но хорошо разбирается в коде и алгоритмах и всегда готов поправить или объяснить те или иные нюансы. Как показала практика, от второго я получил на порядок больше знаний. Так что понимаю Вас и соболезную.
        • 0
          В универе потом очень туго пришлось. Мало того, что я ни одной лекции по программированию понять не мог, так ещё и компа до середины второго курса не было.
          Как вспомню, так вздрогну. Даже не знаю, как у меня удалось выучиться.
          Но с тех пор к программированию так и не легла душа.
    • 0
      Вспоминая свой первый курс университета — аналогично :(
  • +1
    А основной источник дохода, какой, если не секрет?
    • 0
      ERP, CRM системы — внедрение, поддержка, разработка.
      • 0
        Я так и подумал, что преподавание — чисто для удовольствия :)
        • +1
          И это, я считаю, даст намного лучший эффект, чем учитель, получающий основной доход от преподавания и не получающий удовольствия.
          • 0
            100%
          • 0
            Американский вариант набора преподавателей в университеты. Шикарная штука!
  • +1
    очень круто. вы большой молодец :)
  • +3
    Если бы мог, плюсанул бы везде и всюду по 3 раза.
    Вы — молодец! И, судя по описанному, хороший педагог. Не останавливайтесь, часть этих детишек лет через х будет Вас вспоминать хорошими словами!

    И согласе, администрация наших учебных заведений — главное препятствие на пути знаний к учащимся, недавно тоже этот квест пытался проходить, но так и не получилось, будем пробовать обходной маршрут…
  • 0
    После прочтения вспомнил ту информатику которая была у меня в 10 классе несколько лет назад. Очень завидую Вашим ученикам.
  • –3
    Ничего себе у вас команда. Берите на следующий год какой-нибудь проект на фрилансе — и вперед с ними! :)
    • +3
      Не вариант — такую скорость разработки ни один заказчик не посчитает удовлетворительной.
      • 0
        А вы не на полном серьезе, не на заказ, а просто максимально приближенно к реальным условиям.
        • 0
          Кстати, если уж про условия приблеженные к реальным, то можно в сторону Google Code-In посмотреть. Там и денежные призы неплохие.
  • +8
    Как это информатика с 9 класса? С пятого по-моему.

    Читается как фантастический рассказ. Обычный технический лицей… 7 класс… C… Node.js...CVS… профайлер… команды… проекты… стартапы… конференции…
    • +1
      Действительно, с пятого.
      Но на конференции мы все равно не попали в конкурс из-за возраста :(

      Вообще, я не разговаривал с ребятами по поводу того, была ли у них до меня информатика.
      Выйду после нового года, расспрошу подробней.

      К сожалению, я не профессиональный педагог, и плаваю в такого рода формальностях.
      • +4
        Вашу программу преподавания надо обязательно оформить в виде краткой методички в pdf. Чем больше детей получат шанс учиться по ней — тем лучше! Я тоже занимаюсь erp, и у меня дочка в 7 классе ходит на информатику. Если бы была методичка, то мог ( есть само_мотивация) поучить детей…
    • 0
      Я изучал её со второго класса. Класс с пов. изучением англ. языка и информатики.
      • 0
        Скажите мне страну, город и учебное заведение. Я сегодня же займусь поиском варианта создания ребенка и зачисления его в это учебное заведение! В такой класс!
        • 0
          СПб, шк. № 457
          Раньше был отличный сайт, сделанный выпускником этой школы, студентом ИТМО и моим знакомым (по адресу school457.spb.edu.ru) — но сейчас его заменили почему-то УГ по адресу 457spb.ru
        • 0
          Только не знаю есть ли польза от этого изучения. Более менее реальные вещи мы проходили в классе 10ом только, и то это было «как создать простой сайт на html». Еще классе в 7ом проходили «как написать программу манипуляций с массивами на паскале». А так в основном рубились в quake, gta 1 и dizzy =)
  • +5
    >> Урок я посвятил такому понятию как «команда», рассказал чем занимаются архитекторы, аналитики, front-end программисты, и откуда появились эти профессиии, а именно из-за необходимости разделения данных, логики и представлений.

    Хочу эту лекцию для 7 класса! Я тоже учитель. Но обычный учитель информатики. Как понимаете с тем что Вы даете не сталкивался ни на практике ни в теории.
    И вообще более подробное поурочное планирование есть?
    • +1
      Присоединяюсь касательно желания узреть планирование.
      • 0
        Вах, вы — фашисты. Я уже 4 год преподаю — поурочное планирование имею только в голове. Конечно, есть официальное, но…
        • 0
          Зря! Если понять зачем ведется документация, то ведение документации РЕАЛЬНО помогает!
      • +2
        Скиньте ваши мейлы в ЛС, перешлю когда найду.

        Но план не очень подробен, мы сразу договорились что мне дают некоторые поблажки в оформлении документации.

        Конретно урок про команду и взаимодействие внутри нее у меня идет завершающим уроком по циклу «обзор современных технологий разработки и проектирования ПО»

        Самый тяжелый для понимания детей элемент — это представление. Приводить примеры из других наук бесполезно — запутаете еще больше.

        На первых уроках я рассказал ребятам, как используя объектный подход можно создать программу любого предмета окружающего мира, например кота и пса.

        Потом рассказал, как можно, используя декларативный (описательный) и императивный (действенный) подход запрограммировать ситуацию «кот укусил пса».

        На уроке про команду, я попросил разобрать эту ситуацию именно со стороны разделения данных, логики и представления, нарисовав кота и пса на доске (схематично, конечно же)

        Детишки сразу поняли, что данные — это описание кота и пса, а «укусил» — это логика. Но когда я спросил, а где же представление, ребята притихли.

        Но подсказки «чаще всего представление — это схематичное изображение произошедшего» вполне хватило, чтобы они смогли связать рисунок на доске и представление.

        • +2
          А где можно подобным простеньким языком почитать то же самое? Я бы братишке своему дал полистать…
        • 0
          выложите ссылку в пост буду благодарен
    • +3
      И я хочу! Есть ли курс лекций в электронном варианте? Или хотя бы план, самообразованием заняться)
      • +2
        Плюсую. Может в следующем году вы запишите все уроки на видео?
        Если нет — то, пожалуйста, выложите в электронном виде материалы.
    • –4
      Это очень печально, что вы не знаете то, о чем должны рассказать детям.
      • +2
        Не должен.

        В общеобразовательной программе об этом ни слова.
        • 0
          То есть программирование в программе есть, но что это такое и как происходит процесс разработки учитель знать не должен? То есть учитель должен строго следовать программе и не интересоваться ничем вокруг и не расширять свой кругозор в своей области знаний и интересов? Но вы же почему-то так не делаете.
          • 0
            Разницу между «должен» и «может» чувствуете? Плюс атмосфера в коллективе может быть такая, что даже если хочешь и пытаешься «мочь», то нормально работать не дадут. У меня сестра была вынуждена уйти с позиции учителя и классного руководителя на чисто внеклассную работу (благо муж её обеспечивает хорошо), потому что все дети хотели у неё учиться и быть в её классе, и их родители хотели того же (то есть не потому, что была халява) и даже бойкоты устраивали своим учителям. Ну ещё ЕГЭ свою роль сыграло, плакала от того, что ей приходится выпускников не учить чему-то, а натаскивать.
            • 0
              Давайте тогда уточним формулировку. crmMaster ответил мне что учитель «не должен» или «не обязан» этого делать? По-моему имелось ввиду все-таки «не должен», и это очень возмутительно.
              • 0
                Для меня «должен» и «обязан» синонимы. Грубо говоря, любой работник должен исполнять требования должностной инструкции и приказа руководства. Он может проявлять инициативу, но не обязан, особенно если руководство это не поощряет.
  • +5
    Хоть и не популярен Маяковский, но процитирую:

    Я знаю - 
             город 
                   будет, 
    я знаю, 
            саду - 
                   цвесть, 
    когда 
          такие люди 
    в стране 
             в советской 
                         есть! 


    Это про вас, пускай и страна теперь по другому называется.
    • +1
      Судя по отступам, Маяковский писал на Python.
  • 0
    А на какую конференцию ездили троллить, если не секрет?
    • +1
      С любовью министерства придумывать незапоминающиеся названия, полное название не смогу вспомнить, помню точно слова «всероссийская» и «образовательных программ» имени кого-то там.

      Черт, вчера же помнил. Поищу программку.
  • 0
    При таком жестком темпе главное, чтобы никто не отстал.
    Все-таки это массовое образование и все дети — разные.
    • 0
      Я бы не назвал темп жестким.

      Отстающих не было — все худо-бедно завершили свои проекты.
      • +1
        Вообще, это очень странно. У «моих» вызывают сложности даже циклы (с понятными и «живыми» примерами). Вы же чуть ли не в самом начале рассказываете про архитектуру MVC, про которую толком и 30-40% разработчиков рассказать не может :)
        • +1
          У нас в свое время в школе только 2 человека могли писать програмки на Паскале, при том что класс с самого(с первого курса так сказать) начала изучал информатику. Про учительницу могу только положительно отозваться. Тоже самое в универе было. Такое ощущение, что автор живет в параллельной реальности.
          • 0
            У меня — побольше, но правило Паретто плюс-минус работает.
          • 0
            Конечно, были проблемы. Почти всю первую четверть мы изучали синтаксис языков.
            Были ребята, которые так и не смогли даже в конце курса уверенно программировать.
            Конечно, они не получили «отлично», но тем не менее оценкой в большинстве своем довольны.
            • +1
              Каких именно языков если не секрет?
              • 0
                PHP, JS( JQuery), AS3, C++, java, C#(.Net)
                Все более-менее со схожим синтаксисом, как видите.
                • 0
                  Все в один год? Зачем так много? Каши в голове не будет? В программировании решаюшую роль играет мышление, способность логически думать, просчитывать наперед. Как вы учили думать ваших учеников? Можете привести примеры заданий, хотя бы на почту? И ещё вопрос давали ли вы паттерны(кроме MVC), их конкретные реализации на разных языках?
                  • 0
                    Каши в голове не будет. Вы присмотритесь к языкам и просмотрите синтаксис. Но я все еще не верю, что это ДЕТИ 0_о
  • 0
    «Немного рассказал про слепой десятипальцевый метод, про раскладку дворака, про IDE, как они помогают в создании сложных систем, вскользь коснулся профайлера, дебаггера, интерпретаторов, компиляторов и байт-кодовых машин. Дал советы, как нужно подбирать IDE (что такое автокомплит, сниппеты, рефакторинг). На примерах привел необходимость использования VCS, и предложил SVN для этих целей.»

    Вы монстр, если смогли это кратно и понятно объяснить. Про профайлер, например, нам не рассказывали в универе вовсе, а концепцию виртуальных машин и вообще managed code затрагивали очень и очень бегло.
    • +2
      Но тем не менее вам в универе рассказывали об основных методах оптимизации, вычислимости функций, читали теорию автоматов, рассказывали про графы, списки и другие структуры данных.

      Вам рассказали как пользоваться теорией вероятности, и вы обладаете достаточным математическим аппаратом для уменьшения сложности большинства комбинаторных задач.

      Вам рассказывали что такое нормализация базы данных, и вы умеете приводить структуру БД минимум к 4 нормальным формам.

      Вы знаете что такое регулярные выражения, как ими пользоваться, и вы не начинаете паниковать при виде консоли с приглашением bash.

      И после всего этого, как можно сетовать на то, что вас не научили работать с профайлером — инструментом, с которым вы все равно познакомитесь чуть ли не в первые дни своей работы.
      • +1
        Увы, вы несколько переоцениваете уровень даваемых знаний в некоторых технических вузах, в том что не является математикой.
        • +2
          Что такое регекспы, например, знает процентов 10% потока, и это не из института.
      • 0
        Все зависит от преподавателя в ВУЗе, хочет ли он это давать или скажет «Читайте Гугль» (нам так говорили).

        Я не паникую ни в одном из этих случаев, так как научилась обо всем нужном мне сейчас или в дальнейшем узнавать сама. Кстати, потому что домашку у меня проверяли и спрашивали, а разобралась ли я вот тут и вот тут :)
  • 0
    Спасибо, было интересно почитать. Сам вот подумываю над развитием в сторону преподавания: с одной стороны — интересно, с другой — не уверен, что получится. В любом случае, грядущая педпрактика покажет, однако такие посты мотивируют, да.
    А еще интересно узнать вот что: не уверен, как в РФ, но у нас учительская з/п точно не радует, в связи с чем возникает сам вопрос: получается ли совмещать преподавание с программированием для собственного развития и пользы для кошелька.
    • +1
      Я официально работаю по совместительству и мне платят около 5 тыс. руб.
      На уроках в школе я провожу суммарно в месяц около 6 часов + часов 5 во внеурочное.
      Получается около 500 руб час — меньше, конечно, чем на основной работе, но и не так мало, как могло бы показаться.
      • +1
        Государство окупило вложения по полной!
  • +1
    Очень приятно и полезно было почерпнуть опыт преподавания, так как сам нахожусь в примерно аналогичной ситуации, только я работаю с детьми по олимпиадному курсу. И у меня 6 класс. Впрочем, большой роли не играет.

    MVC, php, ActionScript, redmine, профайлеры, команда и все такое прочее греют мою душу, ровно, как и ООП с делфями наперевес, но у меня и так 2 кружка расписано на 2 часа каждый (в совокупности 4 часа в неделю), просто не дадут третий кружок вести. Хотя хотелось бы, ибо проектная работа — самое то на 6 класс. Да и вообще, перегрузка.
  • +1
    Надеюсь на продолжение, в той или иной форме :)
  • +1
    Я бы перевелся в вашу школу, прочитав это!

    Директриса, быть может, захочет прочесть комментарии.
  • +4
    Как жаль, что я будучи студентом колледжа рисовал на информатике домики в пэйнте, по заданию преподавателя… И преподаватель был в точности как в том видео «IP — это интернет портал».

    Автор, вы — большой молодец.
  • –3
    Вам как человеку занимающемуся данной деятельностью про боно, должно быть понятно,
    прививать такое детям нельзя.
    Ведь дети видят как вы им про это рассказываете, как хорошо у них получается, и больщинство детей решит посветить себя этому ремеслу.
    Что будет ждать их когда они прийдут в универсистеты???
    Большая часть их них разочаруется, ведт там совсем-совсем не так.
    Итог: выбрана неверная профессия, нужно начинать искать что-то свое.
    • +1
      Имея такой запас знаний и навыков можно с первого курса (если не в последних классах) устраиваться куда-нибудь стажером и видеть что «так». А к диплому уже синьором быть :)
  • +1
    если Вы вдруг начнёте преподавать в классе 9ом, я бы походил к Вам на уроки, вместо своей магистратуры. Жаль живу далеко…
  • 0
    >> Они быстро просекли, что я домашку не собираюсь проверять, и у меня на столе оказалось всего 10 проектов, из 20 человек в классе.

    Я думаю, что дети просто не привыкли к столь прогрессивному преподаванию, поэтому просто даже не поняли, что вы от них хотите.

    Вы продолжайте, продолжайте. Будет интересно, что будет через год.
    • 0
      Местами попадались здравые мысли, но большая часть содержала непонятные (мягко говоря) концепции
  • 0
    У меня был похожий учитель. Всё-таки это здорово, когда с преподавателем можно поговорить как с другом!
  • +1
    С новыми правилами не могу плюсануть автора, плюсаните его, пожалуйста, за меня. crmMaster, Вы гений! Я даже и подумать не мог, что возможно так преподавать.
    А Вы в университете не пробовали преподавать? Со студентами, наверно, интереснее работать, если применять похожий подход?
  • +2
    7 класс школы? Невероятно. Я многое из того, что вы перечислили, узнала только в магистратуре технического университета.
    Видимо, действительно, очень удачное сочетание талантливого педагога и любознательных и способных детей.
    Вообще, глядя, как быстро развиваются современные дети, особенно в плане освоения техники и компьютеров, уже, наверное, пора перестать удивляться. Это здорово, когда есть люди, которые могут направить их энергию в правильное русло.
    • 0
      Думаю, не последнюю роль сыграло наличие у педагога практического опыта современной разработки. Иначе бы давал только то, что дали в пединституте и что прочитал про опыт других.
      • 0
        Несомненно. Вообще именно этого – реального опыта по преподаваемому направлению – очень не хватает в российских (и не только) вузах.
        Думаю, если бы автор топика преподавал в вузе на профильной специальности (естественно, с соответсвующей программой и ожидаемыми результатами), из его студентов вышли бы отличные специалисты, готовые к реальной работе.
  • +1
    автору респект, я в его годы только о девчонках думал…
    а преподавание в школе расценивал на тот момент как трату времени
    да и судя по окружению поколение на 5+ старше автора со мной на 99% солидарно
    всегда была интересно откуда такой контраст берется…
    • +2
      Все по-разному расплачиваются с общественным долгом.

      Кто-то ходит на митинги
      Кто-то на субботники
      Кто-то получает зп в конверте и согласен на минимальную пенсию.
      Я вот в школе преподавал.
  • +1
    Программа отличная. Но как-то не вяжется она совсем с 7-м классом. Ну совсем не вяжется, прямо не верится, что семиклассники могут это освоить хотя бы в минимальном объеме. Или я безнадежно отстал от нынешней молодежи :).
  • +1
    Закончил рассказ словами Брукса, что «первая система обречена быть провальной»

    O_O, вторая, не?

    А по теме — восхищает ваше умение мотивировать аудиторию. Я бы так не смог.
    • 0
      Вообще, если честно, то обе :)
      Первая — потому что нихрена не знал.
      Вторая — потому что думал что все знаешь

      Но тем не менее, я не соврал ребятам.
  • +5
    А можно краткий курс вашего преподавания в pdf?
  • +1
    Автор «технический мечтатель» и этим всё сказано ;)
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Честно говоря, не понимаю место лицеев в современном российском образовании. Что это по аналогии с советской системой? Углубленная школа, ПТУ, техникум? Техникумы теперь вроде колледжи, а остальное не знаю.
      • +1
        Это «инновационные учебные заведения»
        Со стороны государства — немного расширенный пакет финансирования.
        Со стороны администрации школы — более широкие возможности для модификации школьной программы.
        Со стороны учеников — большая тяга к знаниям.
    • 0
      Ну и что? Я тоже прошел через все это в ФМШ, но немного самостоятельно изученного ассемблера внесло некоторое оживление в дальнейшее развитие навыков программирования, приведших в итоге к выбору профессии.
  • +2
    многие вещи, которые узнали семиклассники я был бы и сам не прочь узнать даже сейчас, потому что до сих пор не сталкивалс, а в вузе этому не учат почему-то
    • 0
      В ВУЗе зачастую учат заносу. А на практике чаще применяется распил и откат. :)
  • 0
    Восхищен, просто нет слов! Спасибо вам огромное за ваш труд и за статью. Если будет продолжение — с удовольствием прочитаю!
  • 0
    Звучит как сказка…
    «на первом уроке вводную по основным технологиям, которые используются сейчас в отрасли — от С до Node.js»

    Пусть я окажусь последним мудаком в потоке восторженных комментариев, но вопгосик-то задам: а какой номер школы-то?

    PS: Учител, слово «выйгравшие» пишется не так.
  • +3
    Я прослезился.
  • 0
    Автор — вы просто супер! Как же повезло этим детям… Я думаю многие здесь мечтают оказаться на их месте.
    Присоединяюсь к просьбе — запишите ваши уроки на видео, или, если вдруг не лень и есть время — опубликуйте их в pdf. Желающих изучить такую кучу технологий простым и понятным языком даже среди взрослых найдётся не мало, я уверен. Я в том числе :)
  • 0
    // Первое находило все аксиомы и теоремы по геометрическому чертежу + умела обучаться по паттернам и написана на ActionScript под AIR. //

    Я побеждал на киевской олимпиаде по информатике, iq тогда был высшим в одной из лучших школ в Киеве по серьезному тестированию — но для меня это звучит как проект, который я бы и в конце ВУЗа не смог закончить без очень серьезной дополнительной мотивации. Просто поразительно, 7 класс? Что это за школа такая?
    • 0
      Соглашусь с комментом. Самого зацепило. С автора пост по заявленному проекту.
  • 0
    То, что Вы сделали — это просто шедеврально!
  • 0
    Шок. Вы просто молодец!
    PS: Присоединяюсь к запросам по поводу вашей программы в pdf.
  • 0
    Побольше бы таких учителей в школах, так со временем и «модернизация» перестала бы быть пустым словом…

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.