Пробелы в InDesign и как я их ставлю

    Если в докомпьютерную эпоху набор текста и подготовка оригинал-макета были отдельной профессией, то ныне любой человек, установивший верстальную программу (или даже Word) способен готовить документы к печати.

    В компьютерную эпоху пробелы, как самая несодержательная часть текста, часто обходят должным вниманием при подготовке изданий. Зачастую в документе присутствуют всего два вида пробелов: обыкновенный и неразрывный (в Word'е фиксированной ширины, в InDesign'е — нет). Между тем, пробелов существует около двух десятков, и некоторые из них очень пригождаются в русской типографике.

    Обычный растяжимый пробел, который ставится почти везде, работает аналогично механизму линотипа: при выключке по формату полосы (в компьютерных терминах выравнивание по ширине) пробелы, выполненные в виде клинышков, опускались между словами до тех пор, пока строка не занимала всю отведённую ширину.

    Неразрывный пробел ничем не отличается по ширине и растяжению от обычного пробела, но не может быть заменён переводом строки. Неразрывные пробелы необходимо ставить после почти всех однобуквенных слов (а, в, и, к, о, с, у, я) и до «б» и «ж», иногда после двухбуквенных слов в начале предложения, между числом и единицами измерений (100 грамм, 5 м), между частями названия (InDesign 5.5).

    Этот список может поначалу казаться неполным, потому что в остальных случаях, где мы привыкли ставить неразрывный пробел, ставятся пробельные символы другой величины.


    Итак, какие же ещё пробелы нам предлагает InDesign? (в скобках русские названия, которые я знаю)
    • Em Space (круглая) — пробел шириной в кегль. Почти нигде не нужен.
    • En Space (полукруглая) — пробел шириной в половину кегля.
    • Nonbreaking Space (Fixed Width) — неразрывный пробел фиксированной величины. Величина задаётся в настройках
    • Third Space (третья) — пробел шириной в треть круглой
    • Quarter Space (четвёртая) — пробел шириной в четверть круглой
    • Sixth Space (шестая) — пробел шириной в одну шестую круглой
    • Flush Space — пробел изменяемой ширины, добавляется в конце полностью (с последней строкой) выровненного абзаца
    • Hair Space — одна двадцать четвёртая круглой
    • Thin Space (тонкая) — одна восьмая круглой. В английской типографике добавляется вокруг тире
    • Figure Space — пробел шириной с цифру
    • Punctuation Space — пробел шириной с знак пунктуации (. : !)
    Некоторые из них имеют исключительно историческую ценность, а другие очень и очень улучшают вид издания.

    Шестая ставится вокруг тире и значительно улучшает вид текста: пробелы вокруг тире не растягиваются ни при каких условиях.

    Тонкую можно ставить в математических формулах вокруг знаков +, − и прочих, а также после знака номера или параграфа. Также ею отделяются группы цифр (если их больше четырёх).

    Четвёртой я отбиваю инициалы друг от друга и от фамилии, а также номера иллюстраций/схем (ил. 3). Также четвёртую можно употреблять в сокращениях вроде «и т. д.» «и т. п.».

    Третья, практически неотличимая от обыкновенного пробела, находит применение в списках литературы вокруг одинарной и двойной косых черт, отделяющих составителей и названия сборников.

    Полукруглую я ставлю в некоторых специальных случаях, например в таком: Ил. 3. В. И. Пупкин — между «3.» и «В.».

    ***

    Напоследок хочу вручить несколько (не всегда идеально работающих) индизайновских регулярных выражений, помогающих мне с автоматической расстановкой пробелов.

    Расставляет неразрывные пробелы после однобуквенных слов кроме б и ж:
    Find what: \b([ИЯОВКУСАияовкуса])\b
    Change to: $1~S


    Расставляет неразрывные пробелы до б и ж:
    Find what: \b([ЖбжБ])\b
    Change to: $1~S


    Заменяет пробелы вокруг тире:
    Find what: [~m~>~f~|~S~s~<~/~.~3~4~%]~_[~m~>~f~|~S~s~<~/~.~3~4~%]
    Change to: ~%~_~%


    Заменяет пробелы в инициалах (до фамилии):
    Find what: ([А-ЯA-Z]\.)\s([А-ЯA-Z]\.)\s
    Change to: $1~4$2~4


    Заменяет пробелы после номера/параграфа, (после которого идёт цифра)
    Find what: (№|~6)\s?(?>\d)
    Change to: $1~<


    P.S.: Здесь побольше о истории, но поменьше о применении в бумаге.
    Поделиться публикацией
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 31
    • +1
      Серьезный подход. Век живи век учись.
      • +3
        Такой же серьёзный, как и ко всей вёрстке, ведь дьявол кроется в мелочах…
        • +4
          Полностью согласен. За эти знания специалистов ценят и глубоко уважают.
      • 0
        Спасибо большое. Будем использовать. Отдельное спасибо за регулярные выражения.
        • 0
          Будьте осторожны с ними, особенно с тем, которое с инициалами. Оно не понимает конструкции только И. И. Иванов (два инициала до фамилии с какими-нибудь пробелами между ними). Надо написать более интеллектуальное, но вот как — пока не придумал
        • –3
          Что это за хрень с русскими названиями «круглая» и «полукруглая»? Насколько я помню из тирешных правил, Em и En — это ширина заглавных букв M и N. К чему тут вообще круги приплетены?
          • +5
            Em и En исторически да, но традиционные русские названия — круглая и полукруглая [шпация].
            Здесь в ru_typography обсуждение, почему круглая.
            • 0
              Теперь понятнее, спасибо за линк.
              Значит не один я удивился таким названиям. Ну а минусующим профессорам с хабра конечно все давно известно, как обычно)
          • +1
            Если порыться, то на хабре можно обнаружить детальную статью с историческим экскурсом о пробелах и их использовании. Найдите классику Шульмейстера по ручному набору, ну и профильные форумы никто не отменял :)
            P.S. Молодец, что пытаешься для себя систематизировать.

            • 0
              Шульмейстером и пользуюсь :-)
            • –1
              Объясните, пожалуйста, зачем множить сущности без необходимости? Зачем для только обрамления разделителей составителей использовать отдельный вид пробела?
              • +2
                Чтобы было красиво. Всё для этого!
                • 0
                  Неразрывные пробелы явно делают красиво и удобно. Но третья шпация же «практически неотличимая от обыкновенного пробела», кто эту красоту без микроскопа заметит и без специального образования оценит?
                  • 0
                    А кто заметит разницу между XHTML Transitional и Strict? Да никто из пользователей! Да и браузер, в принципе, плевать. Однако разница есть и исходя из использования можно судить о профпригодности разработчика.
                    • 0
                      Не считаю сравнение корректным. Во-первых, XHTML пишется для машин, а пробелы разной ширины — для людей. Во-вторых, мы тут обсуждаем не индустриальные стандарты, одобренные множеством специалистов, а личные предпочтения одного конкретного специалиста.
                      • 0
                        Типографика — вполне себе стандарт. Причём стандарту лет поболе, чем любому HTML, например.
                        • 0
                          Типографика — область человеческой деятельности.

                          Рекомендации Мильчина и Чельцовой — вполне себе стандарт.

                          Рекомендации m03r'а — предмет обсуждения.
                          • 0
                            Суть статьи — как упростить работу с пробелами в индизе. Лично мнение автор не навязывает и просто приводит как пример. Это не отменяет того факта, что в типографике используется более одного пробела. Вопросы?
                            • 0
                              >Суть статьи — как упростить работу с пробелами в индизе.
                              Только во второй половине. В первой же раскрывается содержание этой самой работа с пробелами с точки зрения автора.

                              Более одного пробела — это хорошо, но плохо, когда их слишком много. Я считаю, что одно из многих приведённых автором правил расстановки пробелов лишнее, и прошу обосновать его необходимость. Ответы?
                              • +1
                                Ответ ниже, но сюда добавлю. Верстальщики-полиграфисты вообще люди заморочистые, то буковку в заголовке на волос пододвинут, то соотношение размеров полей и полосы набора расчитывают, а то вот пробелов наплодят и статьи пишут. В общем у всех свои тараканы в голове и не более.
                • 0
                  На самом деле при разверстывании текста по формату «третья шпация» не растянется и не перенесется и важно тут именно это. А если все равно приходится заменять знак пробела на другой пробельный материал, а Мильчин рекомендует в треть от круглой, то при прочих равных можно и прислушаться.
                • +1
                  Круглую шпацию ставлю в случаях когда корректор настаивает на коротком (n-dash), а таки между m-тире предпочитаю ставить полукруглую. Так-же использую шпацию на цифру при отбивке тире в прямой речи (при верстке по формату пробелы чуть больше, что делает возможным избежать абзацного отступа в узких колонках). Иногда, для пущей выразительности, в текстах колумнистов использую 1/24 для отбивки знаков препинания от слов — очень интересный эффект получается.
                  • +1
                    Ан нет запутался в руссифицированном индизайне, извините! В пробелах между длинным тире ставлю тонкую шпацию (ctr+shft+alt+M), на английский манер. А в коротком тире ставлю 1/4 круглой.
                    • 0
                      Кстати, надо бы и мне попробовать ставить 1/24 (придумал русское название: «волос» :). Заметит ли кто-нибудь? :-) Хотя в ИнДизайне, видимо, это проще сделать GREP-стилями с разрядкой на буквы перед знаками препинания.

                      А вот на цифру при прямой речи — интересная идея, я там четвертинку ставлю.
                    • 0
                      Весь фокус в том, что все эти пробелы неразрывные, а тире можно оставлять в конце строки. И даже нужно, иначе выключка сильно страдает. Поэтому я задаю GREP стиль для пробелов вокруг тире и уменьшаю их ширину до 60±5%.
                      • 0
                        Тире, как и любой знак препинания, абсолютно всегда остается в конце предыдущей строки. Исключение лишь для прямой речи. Вот для этого и нужны неразрывные пробелы.
                        • 0
                          Может еще раз мой комментарий перечитаете?
                          • 0
                            , а тире можно оставлять в конце строки. И даже нужно,

                            Я лишь сделал акцент на том, мо не можно или нужно, а тут нет ни единого варианта расстановки тире.
                            • 0
                              К сожалению, есть. Если поставить с обеих сторон тонкие шпации, то тире перенесется на следующую строку вместе с идущим после него словом. Предыдущее, конечно, тоже захватит, и все будет по правилам, но это нанесет серьезный урон равномерности выключки.
                    • +1
                      Неразрывные пробелы необходимо ставить после всех однобуквенных слов.

                      В случаях с «б» и «ж» привязываю частицы не к последующим, а к предыдущим словам. Так получается сохранить единицы смысла в одной строке.
                      • 0
                        Точно! Сейчас добавлю

                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.