Пользователь
0,0
рейтинг
2 февраля 2012 в 14:14

Администрирование → Перспектива системного администратора и облачные сервисы из песочницы

Мы знаем, что с изобретением фабричного конвейера, который позволил автоматизировать ручной труд, произошло массовое сокращение рабочих мест, вместе с тем повысив общие требования к квалификации персонала.
С приходом облачных технологий ситуация повторяется.

В данной статье будет идти речь о перспективах профессионального развития Windows-ориентированного системного администратора.

image

Каковы перспективы?


С приходом облаков пришли инструменты облачной автоматизации. Их использование позволяет сокращать количество специалистов, чей труд можно заменить машинным.

Знаете ли вы примеры из жизни, когда практически все задачи того или иного специалиста можно заменить хорошо автоматизированными процессами?
Уже сейчас рутину, вроде перезаливки компьютеров, заведения пользователей в AD, обновления рабочих станций, создания, укладки бэкапов и подобного может делать само облако.

Скоро никто не захочет платить за ручной труд и длительное ожидание, поскольку рынок предлагает решение тех же задач, но дёшево и быстро. Если речь идёт о специалистах, которые умеют настроить кнопку «сделать хорошо и быстро», то спрос на них только возрастёт.

В качестве демонстрации такой кнопки — несколько скриншотов интерфейса облачного оркестратора Opalis 6.3, который позволяет конструировать по принципу Лего рабочие потоки для задач автоматизации. Потоки выполняются в автоматическом режиме и по расписанию или триггеру.

Сценарий обновления серверных машин:
image

Пример автоматического заведения новых пользователей на основе простого текстового файла с именами пользователей, отданного в оркестратор:

image

Наличие возможности построения уже таких примитивных сценариев, без использования скриптовых языков и с простой drag-n-drop системой приведёт к постепенной потери ценности рутинных навыков и технических позиций.
Простое развёртывание компонентов частной облачной инфраструктуры занимает у лучших специалистов два рабочих дня. А имея на руках все компоненты частного облака и настроенные бизнес-процессы, специалист по облачным вычислениям сможет:
  • Развернуть двадцатку рабочих станций\серверов всего дюжиной кликов
  • Предоставить сервис, с помощью которого сотрудники смогут сами создавать настроенные виртуальные сервера с предустановленными ролями
  • Выдать новому сотруднику все необходимые для работы реквизиты с помощью сервисов облака, создав тикет в системе приёма заявок, который будет автоматически обработан
  • Собрать статистику версий всего используемого ПО и развернуть новые версии без своего непосредственного присутствия и ручной инсталляции
  • Проанализировать залогированные ошибки всех компьютеров в одном окне
  • Поправить большинство из ошибок через то же окно
  • Помочь бухгалтеру, с помощью облачных инструментов сократив процесс сдачи документов в банк с двух часов до десяти минут

Всё это звучит, как шанс явной экономии времени и денег. Как известно, стратегические решения о дальнейшем развитии IT принимают представители бизнеса, а им, по большому счёту, интересны две цифры — это капитальные и операционные расходы на инфраструктуру. Эти цифры облачный рынок выгодно балансирует, поскольку отпадает необходимость содержать свой большой железный ЦОД – можно арендовать мощности облака с тарификацией по часам или затраченным ресурсам.

Уйдёт в прошлое подход, в котором для каждой новой серверной роли нужен новый железный сервер и его необходимо сначала месяц закупать и три дня настраивать вручную, при этом имея большой IT-штат. Покупка нового железного сервера под проект будет чем-то из ряда вон выходящим.

image

Представим неприятный сон из будущего: внезапно сервера Exchange (Sharepoint, SQL, Hyper-V, бухгалтерские системы, виртуализированные рабочие станции, сами виртуальные сервера) исчезли из «стен родной серверной» и мигрировали в автоматизированную облачную среду, которая умеет лечить и конфигурировать себя самостоятельно, лишь изредка требуя участия человека.

Будет ли системный администратор подготовлен к таким изменениям и эксплуатации сервисов в облаке?

Стоп-факторы миграции в публичные облака


Из двух основных причин, почему некоторые заказчики избегают облачных технологий, первая – это угроза безопасности критичных данных. Вторая, как ни странно – непонимание, что есть облачные технологии. Если непониманием можно пренебречь в перспективе обучения, то вопрос безопасности останется открытым.
В данный момент публичные облачные системы обкатываются, требуя развития правовой базы, гарантий неприкосновенности личных данных и эволюции собственных систем безопасности. Однако уже реален вариант реализации гибридного облака: часть сервисов, которые можно отдать вовне — размещаются в публичном облаке, а хранилища с коммерческими данными остаются внутри частного облака организации.

Развитие событий «по облачному сценарию» приведёт к тому, что профессия системного администратора и инженера техподдержки, в сегодняшнем виде, исчезнет. Прогнозируемый состав эталонного IT-отдела будет состоять из руководителей проектов и высококвалифицированых консультантов и архитекторов. Непосредственное обслуживание оставшейся внутри организации инфраструктуры будет дешевле отдать специализирующимся на облачных структурах аутсорсинговым компаниям. Представителям бизнеса, по большому счёту, всё равно, где находится IT-отдел, сервера, как и на чём это работает, если компьютер и приложения исправно выполняют свои сервисные функции.

image

Что бы не потеряться среди общего технического прогресса — необходимо готовится, учиться и повышать квалификацию. Ниже составлены рекомендации, что можно сделать прямо сейчас, не перекраивая профессию кардинально.

Шаги для повышения квалификации


Ищете, как получить компетенции по облачным вычислениям?
Раньше для целей самообучения можно было поднимать виртуалки, но стоял вопрос наличия подходящего железа. Найдено обходное решение — на сайте Microsoft есть виртуальная лаборатория, которая по запросу создаст виртуальную машину с обучающими кейсами по какому-либо продукту. Там же будет выдан и RDP-доступ к обучающей инфраструктуре.
technet.microsoft.com/en-us/virtuallabs/default
Для облачных компонентов необходимо выбрать секцию System Center.

Заинтересованы в развитии инфраструктуры собственной компании?
Покажите руководству заинтересованность в частных облаках, соберите и приведите доводы, выгоды и пользы. Попробуйте сделать так, чтобы в случае, если высший менеджмент задумается про облачные вычисления, первым человеком, которого бы они вспомнили – вы.

Подбираете качественную профессиональную литературу для изучения?
Существует серьёзная книга, написанная на стыке программирования и системного администрирования – Windows Internals, 5th edition. Писал её небезызвестный Марк Руссинович, который обладает доступом к исходникам.

image

Она буквально создана для тех, кто специально хотел изучить что-то посерьёзней и поглубже на тему Windows 2008, при этом без требований что-то программировать и отвлекаться от повседневных задач. С высокой долей вероятности можно, утверждать, что чего-то более глубокого по теме ещё не написано.
Результатом изучения книги будут, как минимум, уникальные (как оказалось) знания и компетенции на русском рынке системного администрирования и глубокое знакомство с тем, как система работает глубоко изнутри.
В российских магазинах средняя цена этой книги – 8000 рублей, при заказе из США через Amazon – вчетверо дешевле. Книга на английском языке, на русский пока что не переведена — это случится, в лучшем случае, через два или три года.

Также полезной является книга File System Forensic Analysis, которая переведена на русский как «Криминалистический анализ файловых систем».

image

Название соответствует содержанию – в ней содержится подробнейшее описание известных файловых систем с инструментами их анализа.

NB: способ чтения тяжёлых книг для тех, кто постоянно чтение таки откладывает – положите и раскройте её перед клавиатурой. И ни в коем случае не убирайте и не закрывайте.

Уже посмотрели все доклады на недавно прошедшем TechEd, но хочется ещё?
Массу интересного и технически полезного материала можно почерпнуть из записей предыдущих TechEd по всему миру: channel9.msdn.com/Events/TechEd

Ищете рациональный путь развития?
В качестве дорожной карты при обучении IT-компетенциям существует сертификация по конкретным областям знаний. Для каждого сертификата Microsoft есть свой набор литературы и кейсов для обучения.
www.microsoft.com/learning/en/us/certification/view-by-name.aspx
Для себя я бы выделил один существенный плюс сертификации — это готовый путь для развития с призами на финише. Не столь важно, как будет называться итоговый сертификат или звание, но куда важнее получаемые во время подготовки знания.

Тем не менее, вышеупомянутая книга Windows Internals может помочь в сдаче одного из самых технически сложных экзаменов, 70-660. Обладая эквивалентными знаниями для сдачи экзамена, можно войти в сотню, если даже не в десятку специалистов соответствующего высокого уровня.

Ни мне, ни в некоторых учебных центрах прецедентов даже попытки сдачи этого экзамена пока неизвестно, поэтому вы вполне можете стать первым из.

Готовы начать заниматься сферой разработки приложений?
Почему бы и не попробовать? В большинстве случаев существуют задачи, которые можно программно автоматизировать, и это будет полезно для практики в вашей текущей компании. К разным продуктам и функциям системы существует набор документированных API-функций и платформ, которые сможет использовать для своих задач даже непрофессионал в разработке.

Что для этого всего нужно? Купить любой самоучитель по любому серьёзному языку или посетить\посмотреть в интернете обучающие курсы.

Знание языков программирования уже само по себе может значительно увеличить практическую ценность системного администратора. Что касается программирования облачных приложений – здесь ситуация меняется незначительно. Обычное .NET-приложение в обычной среде мало чем отличается от облачного в облаке, как и база «земного» SQL также мало отличается от облачной базы Azure. Никакой магии.
Для большинства облаков есть триальные периоды использования, где можно отточить свои навыки.

Знаете ли вы какие-либо ещё способы продвижения?
Александр @AlexandrBorisov
карма
0,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Администрирование

Комментарии (33)

  • –3
    Согласен, сейчас лучшая стратегия в консервативных компаниях — разрабатывать новые сервисы на облаках и интегрировать с внутренними. И самому интересно, и в ногу со временем и риски в глазах руководства мизерные.
  • +16
    Парочка полезных мыслей обёрнуто большой статьёй с пиаром различных сервисом M$…
  • +8
    Сисадмин нужен не только для заведения учеток в AD.
    • +3
      Сисадмин нужен не только для заведения учеток в AD.
  • +8
    Когда-то давным давно с появлением одной из версий MS Windows в недрах M$, кажется, появилась хорошая маркетинговая идея пользователя-как-администратора: щелкнул на кнопку и установил программу, зашел в «контрольную панель» и все сам-себе-мастер настроил с помощью визардов и прочей графической красоты, зачем нам системный администратор? Идея потерпела крах: с той поры администраторов Windows стало намного, намного больше и само администрирование де-факто усложнилось на порядки. Имхо, с развитием облачных сервисов профессия системного администратора будет еще более востребованной, хотя, понятно, станет немного другой (но точно не проще). Глядя на ваш пример автоматического заведения новых пользователей, я вовсе не нахожу его простым: надо — как минимум — понимать что делается на каждом шаге такой цепочки действий.
    Понравилась картинка про роли, но я думаю, что в облачной специфике появятся новые а не только отомрут несколько прежних.
    • –1
      Это верное наблюдение. Если раньше мне достаточно было знать A, B, C, то сегодня чтобы быть востребованным, мне необходимо не только дополнительно знать D, E, и F, но и параллельно учиться G, H, I и J. Некоторые вещи технологии да, сделали куда более автоматизированными, но самих технологий возникло такое количество, что подчас голова пухнет.
      • +2
        Для новых версий операционных систем выпускается масса различных сервисов, которые в одиночку администрировать уже сложно. Прогнозируется, что для каждой роли сервиса будет свой специалист, занимающийся узкой областью задач.
        • 0
          Прогнозируется, почему бы и нет? Вот только для того, чтобы самому быть конкурентоспособным и востребованным, нужно знать гораздо больше, чем та узкая роль, в которой придется сидеть. Хотя бы для того, чтобы подменить заболевшего коллегу или поменять работу, которая не понравилась. И плюс к этому, надо еще и быть в курсе технологий «завтрашнего дня», которые еще не внедрены, но ты уже в теме. Все это достаточно обременительно и тут не обойдешься без поллитры ежедневной работы над собой.
          • 0
            Один из проверенных путей профессионального развития системного администратора — сначала стать специалистом широкого профиля, затем определиться и сузить компетенции до двух-трёх основных областей. При наличии длительного опыта это происходит почти само собой.
  • +2
    >Уже сейчас рутину, вроде перезаливки компьютеров, заведения пользователей в AD, обновления рабочих станций, создания, укладки бэкапов и подобного может делать само облако.

    Да, это конечно серьезные задачи. Вот только пока облака не научатся разворачивать ОС с нуля со всем необходимым ПО (зачастую пиратским) на оффлайновой машине, заменять картриджи у принтеров, настраивать коммутаторы, запихивать их в стойки, отвечать на порой «странные» вопросы юзверей и т.д… Вот пока они всю эту «рутинную» работу облака не научатся делать, говорить о изживающей профессии системного администратора не стоит.
    • +2
      Вообще разворачивать ОС с нуля со всем ПО умеет уже давно SCCM, и такие вещи как MDT/USMT/PXE/AMT/Wake-on-lan при грамотной настройке позволяют практически делать zero-touch installation, имея на старте выключенный компьютер с воткнутой сеткой. Картриджи заменять — это уж простите работа эникейщика. А облачность как раз добавляет слоистость в архитектуру. Администраторам которые ставят клиентские ОС и ПО зачастую не надо и знать про коммутаторы — нижним слоем (сеть, СХД, хосты виртуализации) занимается другая группа, которая в свою очередь не сильно вмешивается в Virtual OS и Application уровни. Ну это для больших компаний и в идеале так должно быть, для небольших фирм затраты на организацию своего облака вообще думаю будут гораздо выше чем сделать все вручную.
    • 0
      Такие операции останутся, поскольку у облачных сервисов есть определённые границы применения. С одной стороны, будет проще — меньше рутины и однообразных задач, с другой — со временем появляется необходимость двигаться куда-то дальше, чем полевое администрирование.
  • +5
    Это не отмирание, а перераспределение компетенций. Когда-то все программы админы компилировали вручную, потом пришла мантра configure-make-make-install, потом появился apt-get и все стало еще проще. В облаке вообще достаточно галочку поставить.

    Однако это все не манна небесная, пришедшая к человечеству с небес. Стюард Фелдман придумал make, кто-то придумал apt-get, кто-то стоит за инфраструктурой AWS, Azure и Google. Мы все знаем, что это десятки, сотни и тысячи крайне квалифицированных кадров. Которые стоят крайне больших денег, тем более не в России, и даже не в Индии, а в Пало-Альто и в Стокгольме, где каждый из этих людей получает тысячи долларов.

    Таким незаметным образом идет перераспределение стоимости между локальным сисадмином и профессионалами и компаниями, которые уже решили задачу, очевидно, более cost-effective методом. Не всегда это действительно cost-effective. Никто не поспорит, что сейчас выделенный сервер с 32 ГБ памяти на борту стоит 50 евро у Хецнера, а хроменький и официально падучий m2.2xlarge от Амазона стоит 650 евро в месяц. Но есть какие-то другие бенефиты — масштабирование, надежность и т.п.

    Параллель из прошлого напрашивается нелицеприятная — переход в облака схож с переходом от ручного труда, ремесла, к мануфактуре, заводам, штамповке и безликим миллионам одинаковых продуктов. :)
    • 0
      Большинство системных администраторов, которых я знаю, почти как те же артельщики инженерной мастерской времён Петра Первого — соответствующего роста, комплекции и умения что-то сделать руками. С приходом облачных структур инженерные таланты не пропадут, просто взгляд на вещи придётся несколько перенаправить, мысля категориями более высокого уровня.
      Есть теория «высокоэтажного дома» (или «1000 футов») — на первом этаже видно в подробностях всё, что лежит на земле, но ограничен обзор вдаль. На последнем же этаже очень хороший обзор и видно горизонт, но каких-то мелких деталей внизу уже не заметить. Облака помогут рассмотреть горизонт чуть лучше.
  • +1
    >Однако уже реален вариант реализации гибридного облака: часть сервисов, которые можно отдать вовне — размещаются в публичном облаке, а хранилища с коммерческими данными остаются внутри частного облака организации.
    Реален, но не тривиален. :)
    Делить какую-то цельную базу на две распределённых занятие уже само по себе рискованное и трудоёмкое.
    А плюс к этому нужно как-то обезопасить внутреннюю часть от проникновения через дыры во внешней.
    Кроме того надёжность в данном случае будет зависеть одновременно от обоих звеньев и соответственно тоже упадёт.
    Интересно узнать по-подробнее о реализации такого распределения.
    • 0
      Простой пример гибридного облака — разметить веб-части приложения в облаке, определяя тем самым хранилище для кэша и ресурсы для выполнения запросов, а базу данных оставить внутри частного облака предприятия. Коммуникации защитить VPN-каналом.
      Миграция самого веб-приложения заключается в разовом прогоне утилиты по миграции и редактированием настроек для соединения с базой.

      Основной вопрос заключается в том, насколько защищена сама организация — сопоставима ли скорость обновления антивирусов и ОС в облаке и внутри, как защищён периметр, как организован мониторинг.
      Пока основными препятствиями для внешних облаков являются скорее не слабость алгоритмов защиты от атак, а гипотетическая недобросовестность хостера, и в тоже время его юридическая защищённость на случай того, если вдруг приедут за изъятием серверов.
      • 0
        А разве хранилище для кэша и ресурсы для выполнения запросов не будут являться отражением существенной части самой базы данных, которую как раз хочется защитить?

        Я думаю юридическая защищённость хостера, пока что как везде — отсутствует. Он не защищён перед властями, то есть изъять могут, если есть ксива и какая-нибудь бумажка :) И врядли власть выпустит закон о полной неприкосновенности информации, хранящейся где бы то ни было.
        • 0
          > А разве хранилище для кэша и ресурсы для выполнения запросов не будут являться отражением существенной части самой базы данных, которую как раз хочется защитить?

          Защитить от чего конкретно?
  • 0
    Уже не один десяток лет многие пытаются сделать «программирование в картинках» в расчёте на обычного человека. Однако по факту оказывается, что обычные человеки не осиливают и этого. Лень им. Думать чего-то надо. Проще дядю напрячь. Этим дядей и оказывается программист/сисадмин.
    • 0
      Автоматизация процессов идет давно, но только сейчас появляются настоящие кроссплатформенные решения, которые встраиваются в любые схемы. Более того, схемы теперь можно собрать из приложений и сервисов. Посмотрите на salesforce, посмотрите на маркетплейсы различных облачных порталов. Мне проще выбрать функционал там, чем объяснять что то и изобретать велосипед.

      Скорость автоматизации процессов в сотни раз превышает скорость появления новых процессов. Поэтому логично предположить, что скоро специалист будет складывать кубики (админ) и специалист который будет эти кубики делать (программер). Каждая офлайновая организация разработает свои кубики и будет использовать чужие.
  • +2
    Разработку софта в некоторых областях тоже автоматизировали (IDE такие как Borland и Visual Studio). И что меньше с тех пор программистов стало? С каждым днём область задач увеличивается. И те, кто раньше получал деньги за настройку сервера через консоль (которую заменили кнопки в ПУ) будет заниматься, например оптимизацией. Никакой трагедии. Просто прогресс.
  • –1
    Это месть программистов сисадминам за то что те быстрее выбиваются в начальники. ИМХО :)
  • +2
    «Нулевой» уровень техподдержки никуда не денется. Кому-то надо чистить мышки, помогать скопировать файлик на дискетку для ПФР, втыкать назад выдранные уборщицей кабеля и давать по шаловливым ручонкам доморощенных «хакеров».
    Серверные стойки тоже не спешат умирать по двум причинам: конфиденциальность данных и скорость доступа. Да, почта переезжает в облака, еще ряд программ тоже, но далеко не все. Автокад, фотошоп и прочие там Солидворксы в ближнайшие надцать лет в облако не переедут, технологии связи пока не те.

    Виртуализация серверов, «собственное облако» — это да, будет применяться и внутри компаний тоже.
    Но всё равно это всё кому-то надо настраивать, и не важно, получает этот кто-то зарплату напрямую от клиента или через аутсорсинговую фирму.
    • 0
      По моему облачные фотошопы и автокады — дело ближайшей пятилетки, в инете хватает «фотошопов онлайн».
      • 0
        Это «MS Paint онлайн», не фотошопы.
        PSD-шник с одним слоем, в котором лежит фотка с 12 мегапиксельной камеры, весит больше 50 мегов. Рабочие файлы у тех, кому действительно нужен фотошоп, а не paint, весят гигабайты.
        Гонять всё это на сервер и обратно — ну, вы сами понимаете.
  • +1
    об облаках разговор идет уже давно, но что-то реального снижения потребности в специалистах на местах не замечено.

    Что же до визуальных консолей и интерфейсов как альтернативы — ну откровенная чушь. Об этом говорили еще во времена NT. Ну и где они сейчас? интернет до сих пор дышит другими технологиями: юниксовыми традициями и скриптованием.

    Я не профессиональный сисадмин, но не раз и не два мне приходилось разворачивать проекты как на виндовые сервера, так и в юникс-среды. Должен заметить, что визарды и консольки только усложняют решение задач сложностью выше начальных, ну просто в силу ориентированности на простейшие типовые случаи. Да, примитивные вещи делаются просто, но современные приложения — это сложнейшие системы, требующие десятков уникальных микроконфигурации на серверах, которые разработчики интерфейсов предусмотреть не могут в принципе.

    Как резюме: облака придут, и уже пришли, но станут просто дополнительным фактором в работе администратора.
    • 0
      Я не против и не за GUI, однако касательно консолей всё же существует определённый баланс.
      Графические инсталляторы новых серверных продуктов в Windows представляют собой просто надстройку под набор выполняемых скриптов. Такие скрипты могут быть написаны на Powershell или представлять аргументы для иных утилит командной строки. Все операции можно делать через консоль (а некоторые — только через неё, это касается как минимум Exchange и Sharepoint), если на то есть потребность.
      Те же микроконфигурации хранятся в файлах (например, такая реализация в IIS) или специальных разделах реестра, которые тоже можно редактировать руками.
      • 0
        Да, именно, эти самые файлы не очень-то и рассчитаны на ручное редактирование, да и реестр — та еще каша, как известно. Это сложилось исторически, но легче от этого не становится.

        Впрочем, я не об этом.

        Вы указываете на то, что облачная инфраструктура может видоизменить — если не устранить — специализацию сисадмина. А я, как разработчик и отчасти администратор, указываю на то, что облачная инфраструктура просто привносит новые возможности и, конечно же, сложности в работу, ни о каком устранении речи не идет.

        А консоли для программирования или сборки этой инфраструктуры в конечном итоге — с ваших же слов! — прячут за собой те самые скрипты и конфиги, в которых тем же спецам надо разбираться.
  • +1
    Расскажу я пожалуй одну сказочку…

    Было время, когда разные большие конторы активно долбили в умы мысль, что уже вот-вот и будет создан супер-язык с помощью которого даже домохозяйка сможет в пару кликов написать нужную ей программу. В результате потенциально те люди, которые могли бы начать трудиться на ниве программирования не шли в отрасль. Ибо зачем, ведь «вот-вот будет создан супер-язык» и они останутся без работы.

    Шли годы… Супер-язык ни как не появлялся, домохозяйки как-то не очень эффективно писали на пра-супер-языке, а прогресс требовал все больше разных и сложным программ. Корифеи пришедшие в отрасль до супер-языка как трудились, так и продолжали трудиться поддерживаю имеющие проекты. Дела до новых проектов им не было, да даже если бы и было, они в них не могли бы принят участие потому как проектов было явно больше. Новых людей тоже как-то было не очень много ведь «появится супер-язык и мы останемся без работы». Да… а проекты росли, росли и росли… а людей все не было и не было… В общем сказочка закончилась и начался кошмарик «дефицит кадров».

    Хм… облака говорите, да?..
  • +1
    Последние пару лет стабильно раз в месяц-два появляется подобная статья. Описанная ситуация и её возможное развитие вполне очевидно. Произойдёт некое смещение центра тяжести в работе системного администратора и всё.
  • 0
    Интересно, про литературку и направление спасибо. Облако вещь интересное.
    Но что касается полного вымирания сисадминов. Конечно, все это возможно, но, с моей дилетанткой точки зрения, через много много много много много много лет.
  • 0
    Надо срочно делать своё облако, с блэкджеком и всем чем полагается.
  • 0
    ИТ-системы внедряют, чтобы «повысить эффективность труда» (читай уволить лишних) кадровиков, бухгалтеров, делопроизводителей, кладовщиков.
    Теперь дошла очередь и до самих админов. Иронично :)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.