0,0
рейтинг
10 февраля 2012 в 12:57

Управление → Контент для сайта: лучше заранее, чем никогда

Многие студии говорят о том, что контент для сайта нужно прорабатывать еще до этапа разработки проекта, но еще большая часть игроков рынка не уделяет этому этапу никакого внимания. Почему? Наверное из-за того, что большинство разработчиков и их заказчиков не осознают реальных рисков.

Проблема подготовки контента для сайта волнует те студии, которые стараются систематизировать свои производственные процессы, заботясь о высоком качестве своих работ. Волнует эта тема и заказчиков, которые столкнулись с менеджментом процесса разработки сайта, ведь зачастую на их плечи ложится нелегкий груз подготовки материалов.

Положение дел относительно этого вопроса практически никак не меняется. Многие наступают на одни и те же грабли раз за разом, не понимая первопричины. Я хочу рассказать, что студия и заказчик могут потерять, если не позаботятся о подготовке контента до процесса разработки сайта.

Риски студии


Испортить свой дизайн

При подготовке дизайн-макета, студия, не имеющая готового контента всего проекта, размещает информацию на страницах сайта (в частности на главной странице) так, как считает нужным, удобным и красивым. Получается хороший макет, он нравится заказчику и его даже утверждают. Но через месяц, в процессе подготовки контента, заказчик вдруг выяснил, что вместо трех тизеров, обозначающих преимущества, ему нужно разместить текстовый список из 8 пунктов, а меню сайта содержит не 5 разделов, которые так удачно смотрятся в горизонтальном блоке, а 9, причем с длинными названиями, а еще… Еще у заказчика оказалось есть важнейший раздел в услугах компании, и он должен быть на главной странице! Эта катастрофа для студии происходит в тот момент, когда сайт уже сверстан и установлена система управления. Чтобы разместить этот контент приходится серьезно изменять дизайн, который никак не был готов к такому повороту событий. Шансы, что студия выйдет из такой ситуации с хорошим дизайном в итоге приближаются к нулю. Такое развитие событий влечет за собой следующий пункт.

Не положить работу в портфолио

Скорее всего, исковерканную работу студия не будет публиковать в своем портфеле. А если студия думает о своем будущем развитии, каждая упущенная возможность опубликовать качественную работу серьезно уменьшает ее конкурентоспособность. Заказчики при выборе подрядчика внимательно изучают результаты работы студии и, если таких результатов очень мало и качество их слабое, студии не стоит рассчитывать на интересные заказы.

Упустить дополнительный функционал, не входящий в ТЗ

Приведу простой пример: под определением «подробное описание товара в каталоге» студия и заказчик подразумевали разные вещи. Студия решила, что это просто большое текстовое поле в карточке товара, заказчик подразумевал и текст, и файлы для скачки, и 3D-view и т.п. Если бы студия сразу получила весь контент от заказчика, вопрос решился бы еще до начала работ, и в ТЗ появились бы соответствующие пункты.

Не доделать сайт или получить висяк

Часто бывает, что когда все сверстано и установлена система управления сайтом, выясняется, что как-то не ладится у заказчика с контентом… То времени у него нет, то просто не знает что писать. Часто это заказчики, которые только делают свои первые шаги в бизнесе. Но и с крупными компаниями бывают затяжки, но в основном из-за сложности согласований. В таких случаях студия либо получает висяк и время от времени получает от заказчика крохи контента, который со скрипом размещается, либо заказчик вообще пропадает.

Не получить оставшуюся часть оплаты или сработать с большим убытком

Описанная в предыдущем пункте ситуация делает либо невозможной для студии получить финальную доплату за свою работу, либо на неопределенный срок отодвигает этот момент. Мало кто из заказчиков согласится заплатить за пустой сайт. Для небольшой узко специализированной студии не получить доплату или ее отложить — катастрофа. В случае, когда заказчик в течение длительного срока время от времени присылает информацию, которая зачастую противоречит предполагаемой структуре, студия тратит большие ресурсы на подгонку своей же собственной работы под новые реалии. Выполняя этот дополнительный объем работ, студия не получает дополнительной оплаты от заказчика за это, таким образом работая в убыток.

Получить недовольного заказчика

Вряд ли студия и заказчик сохранят хорошие отношения, когда заказчик будет требовать то на одной странице разместить «важную информацию», то вместо маленького дополнительного блочка текста из трех строк на внутренней странице поставить галерею выполненных проектов и т.п. Студия скорее всего будет думать, что заказчик такой плохой попался и будет сопротивляться просьбам любыми силами, что с высокой вероятностью приведет к конфликту. Ведь каждый будет уверен, что виноват оппонент.
Более того, сам заказчик останется крайне недоволен:
  • дизайном сайта (вряд ли его посетители по достоинству оценят тот кавардак, который там образовался);
  • функционалом сайта (в большинстве случаев появляется дополнительный функционал, который приходится делать впопыхах и допускать ошибки);
  • сроками разработки (даже не смотря на то, что они затянулись по его вине).

Как вы думаете, заказчик будет такую студию кому-либо рекомендовать? А хорошая сарафанка — это порой основное, на чем живут студии.

Плохая организация труда и перегрузка сотрудников студии

При длительном сроке ожидания контента и его неконтролируемом студией появлении небольшими фрагментами (чаще всего заказчик любит по мере готовности высылать контент) студия не может хорошо спланировать свою трудовую деятельность. В любой момент может прийти очередной фрагмент текста, который может потребовать длительной работы и дизайнера, и программиста. Чаще всего это ведет к плохой организации труда, снижении производительности и перегрузкам определенных специалистов. Как следствие, падает удовлетворенность сотрудников и качество работ.

Риски заказчика


Не получить готовый сайт

Неизбежное обострение отношений со студией из-за дополнительно свалившихся на нее работ скорее всего закончится разрывом. Инициатором в таком случае может выступать любая из сторон — все зависит от реальной ситуации, в которой находятся компании. В таком случае заказчик остается с полуфабрикатом сайта, с котором трудно что-то сделать.

Сорвать срок разработки проекта

Если был календарный план работ, который не учитывал или откладывал подготовку контента на последний этап, то из-за возможных сложностей согласования текстов и дальнейших переделок сайта заказчик рискует сам сорвать срок. Не стоит забывать, что собрать всю необходимую информацию вряд ли удастся из одних рук. Придется налаживать взаимодействие между отделами, подключать специалистов по PR и маркетингу, общаться с топ-менеджерами и, конечно, согласовывать полученные результаты. Мало кто сможет предсказать заранее сколько времени займет этот процесс, но если делать это параллельно с другими этапами работ, очень велики шансы, что быстрее контента будет готов сайт, который, как мы уже выяснили выше, придется еще дорабатывать под представленную информацию. Если же подготовить контент заранее, заказчик может пройти все этапы по сбору и утверждению информации, не срывая поставленных сроков, заложенных на процесс разработки всего проекта. Ведь будет исключен неопределенный по длительности этап, и можно намного точнее просчитать дату предполагаемого запуска ресурса. Также исключаются траты времени на переработку готового сайта под полученную информацию.

Получить низкокачественный результат и не достигнуть поставленной перед новым сайтом цели

Уже замечал ранее, что процесс подгонки контента под уже готовый дизайн и структуру сайта делает почти невозможной задачу сохранить первозданный вид. Он с высокой долей вероятности будет успешно испорчен и вряд ли решит поставленную перед сайтом задачу. Скорее всего сайт превратится в набор слабо связанных информационных элементов, лишенных логики расположения. Если в студии нет заранее готового контента, она не может продумать дизайн всех страниц. Она вынуждена готовить шаблоны на все случаи жизни, а их невозможно учесть. Заказчик гарантировано лишается проработки дизайна внутренних страниц и правильной расстановки приоритетов на главной странице.

Негативное отношение поисковых систем

Как известно, поисковый алгоритм Яндекса учитывает поведенческие характеристики пользователя на сайте и пытается оценивать юзабилити и аккуратность ресурса. Хаотичное представление контента и пугающий пользователя внешний вид сайта может негативно сказаться на показателях оптимизации сайта.

Заключение

Подготовка контента — это один из наиболее трудоемких и длительных этапов всего процесса разработки сайта. Пренебрежение этим фактом ставит под удар успешность всего проекта и вообще его реализуемость. Заказчик и исполнитель должны понимать свои риски, которые возникают при неправильном построении алгоритма работ. Надо помнить одну простую вещь: сайт и дизайн в частности — это всего лишь средство оформления информации, т.е. некая оболочка, которая упрощает работу с ней. А если этой информации нет, что тогда оформлять?
Александр Меркулов @almerkulov
карма
36,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (22)

  • +3
    Расписано от и до. Вы молодец. Плюсанул карму.
    • +3
      Спасибо
    • +11
      Вы молодец что написали что плюсанули карму :)
      • +3
        Вы молодец что похвалили человека который плюсанул в карму =)
        • +15
          Да вы все тут молодцы!
  • 0
    Круто! Спасибо. Буду показывать некоторым мои коллегам, которые весьма неохотно слушали мои доводы. Пусть почитают что умные люди пишут :-)
  • +2
    К сожалению встречаются заказчики предоставляющие тексты потом: «текст отсутствует/разрабатывается, Вы сначала дизайн разработайте». И их количество не уменьшается.
  • +1
    Проблема действительно есть, и думаю, те кто занимается разработкой сайтов — ее видят. Я по крайней мере с ней давно столкнулся.
    Так что теперь, после освещения проблемы, интересуют варианты ее решения.
    Кто как решает это?

    Писать тексты самому — нужно еще уметь, да и бюджет это увеличит, особенно если брать копирайтера. Что может оттолкнуть клиента.
    Ждать пока клиент подготовит тексты, тоже чревато — его может перехватить, то кто не будет этого ждать, соответственно весь бюджет уйдет ему.
    Начать делать сайт и ждать когда будут материалы… Так последствия описаны выше.
    У меня так до сих пор несколько пустых заказных сайтов висит. А с одним я так 9 месяцев его делал, когда реально работы на 2 недели.

    Для себя я пока нашел лишь такой выход:
    1. Брать предоплату но начало работ отложить до полного сбора материалов. Что иногда очень раздражает клиентов, потому что деньги заплатили, а работа не делается… (Почти не использую этот метод)

    2. Исполнять заказ сразу после оплаты, даже без материалов, но предупреждать что у клента есть возможность предоставить материалы в следующие, N дней/недель. Если не укладываются в срок — все последующие действия за доп. плату. (Обычно проблем не бывает, кроме тех что некоторые сайты остаются мертвыми и пустыми...)
    • 0
      Я объясняю, что заказать текст будет стоить намного дороже, чем задействовать штатного сотрудника. И показываю цифры в обоих случаях (текст написан сотрудником заказчика и копирайтером).
  • +1
    поисковый алгоритм Яндекса учитывает поведенческие характеристики пользователя на сайте
    Слышу впервые. Расскажите, пожалуйста, как поисковик учитывает мои действия на сайте?
    • 0
      Мне тоже интересно стало, поэтому я погуглил и нашел вот это (там правда не говорится о самих алгоритмах) и вот это.
    • +1
      СЕОшники уже давно об этом говорят.
      Самое банальное — это если куча отказов и маленькое время провождения на странице — сайт опускается в выдаче.
      • 0
        КАК он узнаёт о том, что я на той странице провёл мало времени?
        • 0
          Если на сайте установлена Я.метрика либо у вас установлен Яндекс.Бар — то данные об этом напрямую отправляются Яндексу.
          Кроме того, можно понять косвенно — если вы кликнули на сайт из выдачи, а через пять секунд кликнули на втором — значит с определенной долей вероятности вам первый сайт не понравился.
        • 0
          Из того что мне известно — Google Analitics, Яндекс.Метрика, ну и те же «инструменты для веб-мастеров»
          Понимаю что из этого выходит, что если счетчик не стоит, то и информация собираться не будет…
          Тут ничего сказать не могу — поисковики не раскрывают свои алгоритмы ранжирования.
        • 0
          Не забывайте, что поисковикам принадлежит ещё и инфраструктура. Например, Google имеет очень большую долю от мирового количества DNS-серверов.
  • +1
    Словил себя на мысли, что мы часто пишем, что это трудоемко, и другое тоже сложно — все этапы процесса разработки сложны и требуют (если вопрос в хорошем результате) профессионализма и пролитого пота :) И от общей слаженной работы зависит результат.

    Если по делу, то дизайнер тоже ведь должен предусматривать тот факт, что сайт может изменяться: новые пункты меню, бОльший объем текста. Я, если честно, редко сталкивался с тем, чтобы «уж совсем все не подходило». Да, было, но это не так критично.

    Если речь о промо-сайте, где нужно чтобы все было красиво, то его нет смысла утверждать без контента. В случае «сайта-визитки» или корпоративного сайта нужно уже думать наперед. В порталах и интернет-магазинах как минимум прорабатывать целевые страницы (главную, каталог, поиск, страницу товара, статьи и т. п.). По сути, когда речь идет о том, что клиент испортил сайт, то это скорее всего касается главных страниц (остальное ведь должно создаваться более-менее масштабируемым). Из этого можно сделать вывод, что нужно больше уделять времени главной (возможно, даже продавать ее с минимальным контентом, или оговаривать что и как будет работать).

    Сейчас мы стараемся продавать время копирайтера (совсем не сильно увеличивает стоимость), который эту дыру закрывает. А ситуации, когда добавляется 10 новых пунктов меню — это уже похоже на отрыв от техзадания и прототипа (если он делался). Я считаю, чтобы не возникало вопросов нужно быть профессионалом и «чувствовать» что ли клиента, глубоко вникать в проект и предлагать хорошее решение, которое нужно было бы только дорабатывать и шлифовать (я даже пост об этом писал). Потомучто переделка ТЗ — вещь довольно серьезная. «Звучит это все, конечно, хорошо», — скажете вы. — «Но в жизни все по-другому». Я в таком случае люблю принимать позицию «раз все плохо, значит, мой косяк» — это оказалось гораздо продуктивнее, чем «клиент — дурак, ничего не понимает». Прочитав статью еще раз, понял, что вы тоже так думаете, и просто говорите о важности проработки контента. Но не удалять же столько писанины — может, я все-таки не зря старался :)
    • 0
      Да, моя идея — показать, что контент не просто важен, а показать, что можно потерять, если не уделять ему больше внимания. По вопросу гибкости будущего сайта, я считаю, что невозможно сделать сайт под все случаи, которые могут возникнуть в процессе его эксплуатации. Нужен разумный компромисс.
  • 0
    У меня с опытом разработки выработался ряд правил, которые позволяют минимизировать риски испортить сайт неликвидным контентом. Во-первых, на этапе дизайна я всегда прошу реальные данные. Если непонятно, что из данных мы будем публиковать как основные параметры, а что сделаем мелким шрифтом то обращаю на это внимание заказчика и мы изображаем из себя маркетологов и прорабатываем этот вопрос.

    Во-вторых я стараюсь избегать меню «на 5 пунктов». Количество пунктов в меню ВСЕГДА меняется. Делаем меню которые могу вместить чуть больше пунктов или чуть меньше, чем нарисовано в макете. В крайнем случае, совмещаем всякие разделы вроде «о нас» и «контакты» в один пункт, благо там информации обычно кот наплакал.

    Ну и очень важно учитывать количество единиц контента — новостей там, картинок или товаров. Узнать хотя бы порядок цифр — около 3, до 10, от 100 или 100500. Этот порядок сильно влияет на способ подачи информации — блоками, списками, фильтрами с выборками или поиском. Иначе хоть формально дизайн и не будет испорчен, но сложная система поиска для таблички из 10 наименований это фейл не меньший чем отсутствие фильтров в каталоге на 400-500 единиц.
  • 0
    Согласен, содержание (контент) определяет форму (сайт). Эта формула проверена с древних времен — «По одёжке встречают, а по уму провожают». Однако мало обозначить проблему. Как облегчить заказчику сбор контента? Какие инструменты рекомендуете? Например, Wiki-система подойдет?
    • 0
      Вопрос очень широкий, но постараюсь показать суть. Инструментарий не так важен для заказчика, он скорее делает работу студии с его контентом более удобной. Чаще всего проблема сбора информации — это проблема организационного характера. Это проблема компетенции менеджеров заказчика, это проблема иерархической лестницы согласований, это проблема взаимодействий между отделами и людьми и т.д. Без решения этих проблем ни одно инструментальное средство не соберет за заказчика контент.
      • 0
        Все верно, инструмент не может генерировать контент, он нужен для помощи заказчику в процессе его работы по сбору контента и для предоставления его в структурированном виде исполнителю. Поэтому и спросил, что вы можете порекомендовать.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.