8,1
рейтинг
1 марта 2012 в 12:22

Управление → Результаты опроса по управлению знаниями

Данный топик является продолжением поднятой темы управления знаниями в компаниях ИТ-профиля. В ноябре прошлого года я проводил опрос по теме управления знаниями. Целью было определить текущее состояние дел и получить информацию для размышления от сотрудников. Прошло довольно много времени. Думал представить результаты гораздо раньше, но получилось как всегде. В данной статье покажу некоторые картинки, дам общие субъективные комментарии и, надеюсь, напишу еще одну статью о том к каким выводам пришел после погружения в тему.

Общее впечатление

В первую очередь хотелось бы отметить относительно большую вовлеченность хабра-сообщества в проблематику. Не ожидал, что поучаствует столько людей — около 75 человек, особенно учитывая малое количество комментариев к статье. Порадовало и наличие комментариев в самом опроснике. Многие указывали реальные проблемы и пожелания, которые задали вектор дальнейшего развития.

Переходя к иллюстрациям и цифрам сразу хочу оговориться, что результаты опроса не подвергались никаким суровым статистическим обработкам, потому как опрос носил второстепенный характер. Тем более там впоследствии были обнаружены некоторые ошибочки. До более полной картины конечно же далеко;)

Первая часть опросника


Напомню, что первая часть состояла из общих вопросов, которые и проясняли общее состояние дел по управлению знаниями в организации. Было задано 12 вопросов и предложено три варианта ответа (нет, возможно, да — 0, 1, 2 балла соответственно). Чем больше баллов — тем выше уровень развития компании в области управления знаниями. Опросник по сути представлял выжимку книги «Управление знаниями» Джанетто К. и Уиллера Э. Вопросов должно было быть побольше, но в итоге кое-что потерялось. К результатам.

Просто баллы:
  • Среднее количество баллов — 9.28
  • Максимальное количество баллов — 22 из 24
  • Минималььное количество баллов — 0. Если бы обрабатывал результаты, думаю, данный ноль точно попал бы под выброс

Если смотреть по вертикали меньше всего баллов получилось у вопросов:
-В компании есть сотрудники, в должностные обязанности которых входят сбор, классификация, распространение информации(0,43);
-Мы объединяемся с другими организациями для разработки новых продуктов(0,68);
-Персонал направляется в различные организации для приобретения новых знаний и опыта(0,68).


Максимальное количество баллов:
-В компании известно, к кому обращаться за конкретной информацией(1,2);
-Информационные системы соединяют нас с источниками информации, необходимыми для работы(1,08);
-Высшее руководство компании заинтересовано в эффективном управлении знаниями(1,08).


Таким образом, главная проблема — некому заниматься причесыванием информационно-знаниевых потоков, но она более-менее успешно решается чисто на человеческом уровне за счет того, что знаем к кому «если что» обратиться.

Вторая часть


Пора разбавить скучный текст картинками. Во второй части были открытые вопросы. Вставляю в текст презентацию с диаграммами полученных ответов, визуализация все расскажет лучше меня. Здесь в статье плохо видно, а на странице slideshare более-менее.



Свободное поле с пожеланиями так же активно заполнялось. В основном поступали комментарии насчет сложности структурирования информации и знаний, особенно если объемы велики. О необходимости их кодификации с целью последующей машинной обработки или хотя бы более стандартизованного представления.

Я специально заострял внимание на использовании визуальных методик, а именно mind map или интеллект-карт. Остановился на них, потому что любая визуализация воспринимается человеком лучше, а значит нужно обратить внимание на любые возможности использования таких инструментов. Оказалось, что часть респондентов уже попробовала в работе интеллект-карты, в комментариях были упоминания об этом. Как всегда есть и положительный, и отрицательный опыт.

Очень ценным оказалось замечание про workflow. Данная тема в том или ином виде встречалась во многих комментариях. Действительно, с чем корректнее всего увязывать знания, если не с основными процессами, протекающими в организации. В данную ветку тоже пришлось углубиться.

С результатами опроса вроде бы всё, следующий топик будет более предметным, пройдусь по многим обозначенным вопросам и, надеюсь, что без такого длительного перерыва.

Опросник на всякий случай опять открыл. Мало ли на оригинал захочется кому взглянуть. Вот ссылка.
Никита Мельников @NikMelnikov
карма
19,5
рейтинг 8,1
Аналитик
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (7)

  • 0
    Актуальной, для меня, работой занимаетесь. А нормативные документы, (роли в проекте и правила их взаимодействий, правила ветвлений в гите и тому подобное), относятся к знаниям? Или это те самые «письма, приказы, новости», о которых говорилось в первой статье?
    • 0
      В нормативных документах, безусловно, содержатся знания ровно как и в письмах, приказах и новостях.
      Вопрос, мне кажется, в другом. Важно не просто определить объекты, где заключены знания, а где нет. Важно подходить к ним с точки зрения управления знаниями, т.е. делать доступными, как-то структурировать, кодифицировать и тд.

      А определять проще всего из данного в прошлой статье определения, которое было первым.

      Поделитесь секретом, почему для вас актуально данное направление?
      • 0
        Я тот самый «сотрудники, в должностные обязанности которых входят сбор, классификация, распространение информации».

        Соответственно занимаюсь изучением методологий обработки знаний, их практическими реализациями, анализом пользы от этого и т.д.

        Не могу сказать, что почерпнул из Ваших статей что то концептуально новое, для себя, но порадовался, что не одного меня задевают подобные вопросы, (а такое чувство иногда возникает).
  • 0
    Действительно актуальной работой занимаетесь. У нас в команде система управления знаниями играет ключевую роль а все остальное уже вокруг нее вертиться. Кстати было бы очень интересно получить фидбэек о нашем сервисе: живой вики в стиле фанак: rizzoma.com
    • 0
      Rizomma — это доработанный и ребрендированный project volna? видел как раз по осени на хабре статью. Правда тогда как-то ну совсем медленно сервис работал. Так и не стал сильно погружаться. В примере тогда понравилось, что есть представление похожее на mind map. Удобно.
      А что значит в стиле «фанак»? или это фанк)
      • 0
        Ну как поппробывали, если что вот линк rizzoma.com/? Какое впечатление? Что не нравиться?

        Да rizzoma это продолжение projectvona. Раньше мы базировались на google wave и поэтому все тормозило. Сейчас как раз перед смертью волны запустили свой сервис вроде нормально развиваемся. Хотя нужно дальше упрощать, убытрять и интегрировать:)
  • 0
    Сегодня нашел время и подробнее ознакомился с вашим исследованиям.

    Мы тоже сейчас панируем начать исследование в области менеджмента знаний. И конечно же хочется провести опрос. И то что вы провели опрос будет для нас хорошим стартом. Но вообще говоря лучше было бы объединить усилия. Потому что работы тут вагон самой разной. Начиная от продумывание стуктуры опросника и написанием хорошей статьи которая привлечет достаточно много народу, причем желательно и рускоязычной и пондосоязыйной. Заканчивая анализом результатов и построением индуктивных выводов.
    В общем я бы хотел поработать вместе с вами. Вот пример нашего анализа по маркетингу habrahabr.ru/blogs/wave/139475/

    Если интересно то предлагаю для начала обсудить этот проект по скайпу.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.