Пользователь
0,0
рейтинг
9 марта 2012 в 00:21

Разное → Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения

Когда заказчик просит развернуть ПО для eLearning или дистанционного обучения, каждый вкладывает в эти слова свой смысл:
  • Репетиторы и преподаватели, привыкшие к классно-урочной системе, чаще всего имеют в виду вебинары — им хочется просто делать то же самое, что они привыкли, только через интернет.
  • Издатели учебников и преподаватели, не планирующие покидать offline, обычно грезят об электронных учебниках для самостоятельного обучения учеников или для демонстрации на очных уроках.
  • Руководители небольших ВУЗов иногда воображают «магический черный ящик», куда можно загрузить учеников первого курса и вспомнить о них на выдаче диплома. Желательно, чтобы в «ящике» уже «лежали» все учебные материалы и алгоритмы по их применению.
  • В более крупных ВУЗах чаще нуждаются в централизованной системе тестирования, сбора и рецензирования письменных работ с автоматической проверкой их на плагиат.
  • Иногда eLearning представляют «серебряной пулей» решающей все проблемы ВУЗа. Стоит внедрить «eLearning» и всё сразу станет как надо: появятся учебные программы и сами-собой сертифицируются по образовательным стандартам третьего поколения, внедрится болонская система и модульное обучение, откуда-ни-возьмись вырастет ветвистое дерево компетенций, на котором зацветут привязанные к ним учебные материалы и творческие задания, преподаватели перестанут брать взятки, помолодеют и осовременятся, ученики перестанут «сдавать» и начнут «изучать». Достаточно выбрать правильный «eLearning» в красивой коробочке, купить и нажать кнопочку «Установить», а лучше попросить студента «за зачет» бесплатно скачать в интернете и поставить на старенькой машине с Windows 98 в лаборатории.
  • К сожалению, довольно распространена категория заказчиков, которым выделили деньги на eLearning и им нужно их потратить как-нибудь. Как ни странно, для IT-шника это одна из самых проблемных категорий, так как они часто исходят не из целесообразности, а из своих представлений о солидности и престижности тех или иных технологий и терминов.
  • Владельцы языковых школ хотят систему биллинга, учета и контроля видеоконференций, интегрированную с системами оплаты. Нечто, похожее на агентства-таксопарки, только с учителями в видеоконференции вместо таксистов.
  • Кадровые службы нуждаются в инструменте хранения истории повышения квалификации и организации дистанционного обучения и аттестации без отрыва от производства.
  • Новое веяние — электронные журналы и дневники, добровольно-принудительно внедряемые во всех школах, в лице нескольких продуктов-фаворитов, продвигаемых коммерческими компаниями или региональными госучреждениями, обычно — центрами при департаментах образовани. Объединены одной общей чертой: организованы на подобии сервисов сдачи налоговой отчетности online — заполняются вручную, без связи с обучением, в параллель к бумажным журналам. То есть бумажный журнал online, иногда erp/crm (распределение ресурсов, коммуникация с «клиентом»), но образовательной функции либо совсем нет, либо она не пригодна к применению.
  • Существуют и гораздо более экзотические варианты, включающие обучение в виртуальных вселенных, работу с виртуальными моделями и лабораториями и др.


В действительности, понятие eLearning шире всего перечисленного — это прежде всего новая модель учебного процесса, а не просто перенос в online привычных практик, вместе с отсканированными методичками, набитыми на скорую руку тестами и добавлением функции интернет-магазина.
С точки зрения IT, eLearning это прежде всего инфраструктура, обеспечивающая базовые и дополнительные сервисы:
  • аутентификация и авторизация пользователей;
    • ведение реестра пользователей;
    • интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
  • распределение полномочий;
    • контроль доступа;
    • гибкая настройка ролей;
    • назначение и отмена полномочий, доступов к материалам и функциям системы;
    • интеграция с внешними базами данных и системами управления обучением;
  • площадка для выкладки материалов, поддерживающая специфические виды контента:
    • тексты, веб-страницы, аудио- видио- и произвольные файлы;
    • тесты с автоматической проверкой;
    • интерактивные учебные материалы, взаимодействующие с платформой через API;
    • глоссарии с автоподсветкой;
    • подключение внешних образовательных ресурсов по одному из стандартов взаимодействия;
  • коммуникация между пользователями
    • рассылки;
    • прямые текстовые сообщения;
    • форумы;
    • сбор, учет, проверка на плагиат, рецензирование и оценивание работ учащихся;
    • опросы и анкетирование;
    • вебинары и видеоконференции;
    • взаимодействие в виртуальных вселенных;
  • анализ и хранение результатов обучения;
    • журналирование действий пользователей в системе;
    • сохранение оценок и вычисление итогов;
    • ведение портфолио учащихся;
    • обмен данными из портфолио с внешними системами;
    • учет компетенций;
    • передача результатов обучения во внешние системы управления обучением;
    • формирование отчетов, предоставление API для подключения собственных отчетов;
  • взаимодействие с мобильными клиентами.


Этот список можно дополнить, но предлагаю условиться, что управление учебным процессом мы выносим за скобки, так как здесь потребности разных организаций различаются еще сильнее.

Таким образом вырисовывается архитектура eLearning: базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы, такие как вебинары, интерактивные лаборатории и т.д. Исходя из этого, появляются требования открытости, масштабирования, стабильности, расширяемости, документированности и устойчивости развития базовой платформы.

Этим требованиям в полной мере соответствует Moodle — Модульная Объектно-Ориентированная Дистанционная Учебная Среда. Сравнение Moodle с закрытыми и открытыми аналогами не является темой данной статьи. Скажу лишь относительно внутренней или заказной разработки: приберегите эти ресурсы для действительно специфических задач, таких как разработка хороших учебных ресурсов, симуляций, а также разработку или кастомизацию системы управления учебным процессом. Изобретая собственный велосипед вы всё-равно не догоните команду разработчиков, работающую с 2002 года на полный рабочий день: ядро команды разработчиков свободного ПО Moodle являются штатными сотрудниками фонда Moodle в Австралии, который финансируется региональными партнерами и грантами.

Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей), а модульность и поддержка открытых протоколов интеграции с самого начала были приоритетом разработчиков. Помимо этого, в нём на достаточно высоком уровне реализована поддержка всех типов учебной активности, которую можно было реализовать на используемых технологиях. К сожалению, вебинары требуют сервера потокового вещания, который на LAMP-хостинге не живёт, но большинство открытых или коммерческих продуктов этой категории уже имеют готовые модули интеграции в Moodle.

Процесс установки максимально автоматизирован: пошаговый мастер выполняет большую часть работы, от диагностики сервера до создания структуры базы данных. Главное не в пасть в заблуждение — лучше эту работу выполнять опытному веб-мастеру, понимающему, как устроен Internet, как работает Apache, как управлять правами доступа в Linux, что такое Cron, как ходит почта из веб-приложения и как уменьшить вероятность её попадания в спам. Установить Moodle можно и без этого, в конце-концов, есть Денвер, вот только за дальнейшую судьбу такого внедрения и стабильность работы я бы не поручился. Если такого специалиста нет, дешевле и надёжнее привлечь стороннего, чем брать в штат и учить своего: на полный день работы по обслуживанию Moodle от одной системы не наберётся, а загруженность разнотипными задачами снижает качество и мотивацию.

После этих нехитрых манипуляций мы получаем чистую систему, и дальше на первый план выходит организация бизнес-процессов, от которой и зависит успех проекта:
  • Регистрация, обновление и удаление пользователей: кто и когда это будет делать, чем обеспечена достоверность и актуальность данных, удалять или не удалять выпускников и академщиков, как избежать замусоривание реестра пользователей, если данные вносятся в несколько систем — какая из них будет первичной и каков будет механизм интеграции.
  • Назначение и отмена полномочий, в том числе подписка и отписка от курсов: проблемы примерно те же, что и при регистрации. Важно иметь продуманную политику безопасности, и четко ей следовать, в её отсутствие проявляются тенденции к неуправляемому накоплению и расширению полномочий всеми пользователями, в конце-концов все пользователи будут администраторами и вы свою систему не узнаете. Особенно трудно с этим бороться, если полномочий требует высшее руководство. Попробуйте переименовать роль администратора в «мойщика полов в серверой», а администратором назовите роль с правами просмотра и редактирования контента, возможно списка пользователей, но без прав настройки системы и ролей.
  • Наполнение учебными материалами — важнейший вопрос, от которого зависит, будет ли существовать eLearning у вас или это будет просто продвинутая коммуникационная платформа. Об этом процессе нужно знать три вещи: это очень сложно, очень дорого и очень долго. Это нужно понять, смириться и действовать в соответствии с этим. Не бывает бесплатного наполнения контентом. Хорошие учебные материалы, на которые можно смотреть без слёз, не пишутся на энтузиазме, в библиотечный день и т.п. Максимум, преподаватели выложат отсканированные методички с плагиатом из чужих книг и ссылки на википедию. Контент нужно либо покупать, за «живые деньги», не факт, что он будет качественным и будет подходить, зато это быстро. Либо организовывать процесс его разработки, который, как в книгоиздании, помимо авторов предполагает привлечение корректоров, стилистических и научных редакторов, иллюстраторов. Разработка мультимедийного контента требует тех же специалистов, что и съемка фильма или разработка видеоигры. Страшно? Вот почему все так любят вебинары — засунул «говорящую голову профессора Доуэля» в монитор и вот уже «eLearning» готов.
  • Регламенты коммуникации между участниками: какие работы должны сдаваться через систему, когда преподаватель должен их проверить, должен ли написать рецензию и что она должна в себя включать. В какой форме преподаватели консультируют студентов в системе, как скоро и насколько подробно должны отвечать. Это палочка-выручалочка, которая позволяет почти сразу же начать использование системы в учебном процесс, если денег на разработку или покупку учебных материалов нет. Долгострой опасен быстрым угасанием энтузиазма руководства, поэтому нужно стремиться, чтобы система становилась обязательной к использованию в каких-то аспектах как можно скорее.
  • Политики оценивания работ: шкалы, критерии, правила вычисления итогов, выгрузка оценок во внешние системы, их статус и использование (для самоконтроля, для сведения преподавателя, окончательная оценка).
  • Обучение разработчиков курсов и тьюторов работе с системой. Вводный инструктаж для студентов нужен, в основном, если контингент не умеет пользоваться хотя бы вКонтакте, но во-избежание претензий, хотя бы скринкаст или просто инструкцию со скриншотами лучше сделать.
  • Техническая поддержка пользователей. При большом их количестве лучше разделить на первую линию — ответы на типовые вопросы можно поручить любому лаборанту, и вторую линию, чаще всего, вопросы связанные с тонкостями работы Moodle и возможные ошибки, перенаправлять собственному или привлеченному эксперту по Moodle.
  • На обслуживании системы подробно останавливаться не буду, критерии и процедуры везде одинаковые — мониторинг, резервное копировани, своевременное обновление версий.

Если планируются собственные доработки, важно с самого начала поставить строгое условие — никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков, только модули, работающие через API, предусмотренное разработчиками. Этим вы избавите себя от массы проблем, самая страшная из которых — потеря простоты обновления и совместимости с базовой версией, а как следствие, вынужденное принятие на поддержку собственными силами всего кода Moodle, а не только нескольких небольших плагинов.

P.S. В следующей статье, планирую написать обзор типов плагинов и открытых интерфейсов Moodle. Подробное описание процесса установки, на мой взгляд, не тема для аудитории Хабра, но если интересно — пишите.
Alex Djachenko @alexdjachenko
карма
31,0
рейтинг 0,0
Пользователь
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (63)

  • +3
    Хехе, у нас в городе есть один из универов в котором используется Moodle.
    Ну как используется… просто куча doc файлов приаттачено к каждому уроку.
    • 0
      А вообще, было бы хорошо, если бы он был один общий и все его дополняли… А то все что я знаю у нас в городе не представляют из себя вообще никакой образовательной ценности. Какие-то обрывки знаний…
      • 0
        Общий — это уже совсем другой продукт, совсем с другой организацией.
        • 0
          Когда-нибудь к общенациональной ОС и общенациональной навигационной системе добавится и общенациональная LMSка =)
    • +3
      К сожалению, это распространённая картина. И еще относительно благополучно — к каждому уроку материалы есть, а не одна методичка на всю дисциплину.
  • 0
    Мне вот наиболее интересен был бы разбор про соответствие ГОСТам по дистанционному образованию, чтобы была дополнительная аргументация для начальства
    • +2
      А они разве есть, кроме 137 приказа Минобра? Максимум, скорм частично перевели и приняли — так он в Moodle поддерживается.
      Все остальные стандарты касаются не ПО, а бизнес-процессов и материалов, тут система в стороне.
  • +5
    Я могу описать практическое применение Moodle в реальной учебной среде — довольно большой университет (http://goo.gl/qxNjy), с точки зрения пользователя. Вроде на хабре ничего такого пока не было. Есть интерес?
    • 0
      Очень интересно было бы почесть.
    • +2
      Если напишите здесь, или где-то еще — киньте ссылочку, пожалуйста.
      В мае планируем международную конференцию по Moodle в Железноводске — если это как-то связано с вашей деятельностью, можете в виде дистанционного доклада статью оформить и поучаствовать или приезжайте — в мае в Минеральных Водах замечательно :)
    • 0
      Конечно, пишите.
    • 0
      Было бы очень интересно! Вы студент РТУ, преподаватель или админ Moodle?
      • 0
        Студент.
    • 0
      Постараюсь в ближайшее время написать, как выглядит его использование с моей точки зрения.
  • +9
    Уже в который раз встречаю положительные отзывы от moodle. У меня это всегда вызывает удивление. У него же ужасный UI! Я (как студент) пользуюсь им больше полугода, но до сих пор часто не могу найти нужных мне функций. На некоторые разделы можно попасть только из Breadcrumb. Переход по некоторым ссылкам без всякого подтверждения записывает тебя на курс (по ссылке догадаться об этом действии невозможно), а потом невозможно найти, как перестать быть его участником, и так далее.

    Расскажите, как им пользуются? Может, у него есть разные варианты UI и мне попался какой-то неудачный?
    Я, кстати, не считаю команду, работающую с 2003 года, таким уж преимуществом. Боюсь, что именно из-за этого движок выглядит так, как выглядели сайты в начале 2000-х. Такой сервис можно обогнать не догоняя.
    • 0
      Честно-говоря, сходу даже не могу вспомнить, где там все перечисленные ужасы UI, о которых Вы пишите. По-опыту, многие заказчики любят уродовать свой Moodle, выпиливая всю навигацию и элементы интерфейса, до которых могут дотянуться и устанавливая некачественные, но крайне «креативные» шаблоны оформления. Причем делают это либо из предположения о низком уровне способностей пользователей (запутаются), либо из традиционного «огородить, потому что не положено» :) Код Moodle открыт и сложно сказать, чистая ли система перед вами или модифицированная.

      Moodle — очень распространённая система, у неё широкое сообщество, которое напрямую связано с процессом разработки. Совсем уж неудобных вещей там просто не может быть. Я видел довольно много других продуктов — в большинстве UI был в разы хуже.

      Что касается разработки с 2002 года — разные свистелки и мигалки, обеспечивающие современность интерфейса не самое главное преимущество среды дистанционного обучения. Главное — как система делает свою работу: функциональная мощность, гибкость, стабильность развития и открытость для интеграции Moodle превышает практически все коммерческие и некоммерческие аналоги, которые я видел. К тому же, уже давно есть версия 2, интерфейс которой выглядит гораздо современнее и поддерживает AJAX-овские штучки, которые, впрочем, очень часто отключают за ненадобностью или по перечисленным в первом абзаце причинам :)
      • +4
        Как преподаватель, пользующийся Мудлом, могу только поддержать студента и добавить кучу претензий от себя. Студенту, по крайней мере, не приходится сочинять курсы и писать тексты недель. А мне приходится.

        Возможно, в версии 2 что-то допилили, но первая меня совершенно не радует.
        Скажем, чтобы банально подправить текст недели, я кликаю edit, после чего меня уводят (зачем?) с текущей страницы, из-за чего я теряю контекст и не могу оформить все тексты в одном стиле (либо надо руками открывать в новом табе). Затем перекидывают обратно, причём к началу страницы, а не к моей текущей неделе… Хранилище файлов — помойка. Если аккуратно не придерживаться правил именования файлов и расположения их по каталогам, получается месиво. Если над курсом работает несколько человек, приходится в оффлайне договариваться между собой.

        Отсутствуют порою даже самые простые функции. Скажем, нельзя одним кликом загрузить на винчестер все приаттаченные студентами домашние работы к текущей неделе.

        Короче говоря, я использую мудл практически от безысходности, как лучшее из худшего (это аналог вашего выражения «Moodle превышает практически все коммерческие и некоммерческие аналоги, которые я видел»). Обхожусь самой базовой функциональностью: оформить неделю, туда приаттачить слайды лекций, создать форму для присылки домашнего задания (опять в виде аттача), выставить оценки.
        • 0
          Всем не угодишь. Что одним удобно, другим — ад. Хорошо, когда с сообществом разработчиков можно держать контакт, присылать им патчи или потихому дописав для себя аддон (даже не обязательно править ядро, для разработчиков оставлено очень много «ручек», за которые можно схватиться). Это улучшает обратную связь и система не содержит вещей, которые не удобны вообще всем. Но, конечно, под каждого отдельного пользователя никакое ПО не подгонишь.

          Многим идея с кнопкой «редактировать», которая позволяет редактировать материалы на той же странице и в том же виде, как их видят студенты. Всяко-удобнее, чем идти в отдельную админку и править там, или править материал локально и загружать в виде scorm-пакета.

          Про приаттаченные студентами домашние работы — это просто различия в практике работы, как её понимаете вы (скачать, проверить, записать в табличку, залогиниться и выставить результаты) и как её понимают разработчики (открыл работу, кликнул по ссылке, скачалось, открылось в дефолтном редакторе, посмотрел, написал отзыв, поставил оценку, закрыл). К тому же, дописать скриптик, который выплюнет все файлы задания в zip-архиве — несколько строк, поспрашивали бы на форуме на официальном сайте — может у кого-то уже есть.
          • +2
            Про «что одним удобно, другим ад» — да ничего подобного. Это просто устаревший CGI интерфейс. Представьте себе, что вот сейчас, когда я пишу комментарий, меня бы выбросили из Хабрахабра на отдельную пустую страницу и заставили бы писать. Очень удобно?

            Опять же, по поводу скачать или не скачать — тоже не согласен. Вот я веду курс по программированию. Студенты загружают на сервер домашние задания (программы на Java). Как мне быстро убедиться, что файлы не содержат больших частичных совпадений (т.е. списываний друг у друга? Это базовая задача для любого такого курса, а не только моя личная.

            Про «дописать скриптик» — да всё понятно, что можно. Можно в Файрфоксе поставить качалку по типу DownloadThemAll и не мучиться. Но таких вот особенностей и допиливаний — воз и маленькая тележка. К MS Word мало какие скрипты приходится дописывать, скажем. Всё и так работает.
            • 0
              Максим, я отвечаю на комменты, чтобы помочь решить проблемы с Moodle для тех, кто в этом нуждается и чтобы дополнить полезность статьи полезностью рецептов из комментариев. Устраивать здесь холивар в мои планы не входит. Убеждать, что Moodle — истина в последней инстанции — тоже. У меня и самого к разработчикам масса вопросов.

              Я могу только попробовать подсказать как быть с тем, что есть. Тем более, что как вы сами сказали, лучшего ничего нет.
              • 0
                Вот то-то и обидно. Ничего личного, но в вопросах софта для дистанционного образования чётко действует принцип «один с сошкой, семеро с ложкой». Какая-то команда допиливает Мудл как умеет (не стреляйте в пианиста!) К ним полно претензий, но это отдельный вопрос. При этом существует 1001 контора и сервис, которые вокруг этого так или иначе кормятся (проводят семинатры, делают мудл-хостинг, обучают...)

                А я бы хотел видеть хоть одну приличную конкурентную среду. Это ведь для всех было бы лучше. Причё ещё несколько лет назад они были (коммерческие, правда). А потом как-то потихоньку сплыли.

                Но опять же, ничего личного. Просто обидно. Я общаюсь со многими преподавателями, и среди них есть два типа: одни используют мудл и плюются, а другие сидят на собственных самописных решениях. Это довольно печально.
                • 0
                  На мой взгляд, Moodle на его поле «не переиграешь»: это старый, хорошо развитый, очень распространённый проект, в него очень много вложено и этого нельзя сбрасывать со счетов.
                  Самописные решния здесь не имеют шанса — существуют, пока нужны их авторам, при таком же массовом распространении на них бы плевались во-много раз больше.

                  Все эти 1001 конторы, которые кормятся с Moodle — если они официальные партнеры, они отчисляют 10% с доходов на содержание основной команды разработчиков, которые продолжают допиливать Moodle, чтобы он нравился пользователям (насколько это возможно сделать). Это симбиоз. За счет этого фонд Moodle получает достаточное финансирование, чтобы регулярно выпускать новые версии, улучшать систему. Ну, насколько это возможно.

                  Единственный шанс для начинающих с нуля («гаражных») проектов — это изобрести совершенно новую концепцию, которая позволяет делать то же самое и даже лучше, но на 1-2 порядка проще устроена. Вся наша технология так развивается: те же паравозы в самом конце были вершиной инженерной мысли, а потом бац — электровозы, электромотор, редуктор и всё. Дальше снова усложнение.
                  • 0
                    Такие велосипеды выходят со скоростью раз в месяц, и примерно с той же скоростью гибнут. Мудл закончится только тогда, когда на рынок academic LMS выйдет Гугл.
                    • 0
                      Только на таких гигантов вся надежда. Я очень было обрадовался, когда появились новости про OpenClass, но на деле оказалось, что это никакая не LMS, а просто пустышка. А Google там приписывали всюду только ради маркетинга, на самом деле им там и не пахнет.
                      • 0
                        Same here. Я тоже был разочарован. Я хочу LMS от Гугла и авторское средство от Apple. И будет тогда счастье, и не будет больше никакой конкуренции. А то сегодня куда ни кинь, из двух (трех, десяти, тысячи) зол выбирать приходится.
    • 0
      Мне кажется, что тут больше проблема в том, что Вы (и я, кстати, тоже) не видели нормальных реализаций проектов на Moodle. По-моему тут ситуация такая же, как с любой другой CMS – на ней можно сделать как вполне добротный проект, так и откровенный «вырвиглаз». Учитывая, что в институтах очень часто внедрением Moodle (и других вещей) занимаются студенты фактически на общественных началах и без всякого контроля и компетентного руководства свыше, то получается весьма посредственный результат.

      У нас это выглядит так. Я к этому отношения не имею, но если кому интересно контакты могу дать.
    • 0
      Поддержу вас!
      У нас в универе для некоторых предметов используется moodle. Наверно у него классная функциональность и много полезных фич (судя по статье), но как до них добраться никому неизвестно.
    • +1
      Именно из-за ужасного интерфейса мы и отказались внедрять Moodle у нас в вузе. Может система и крута, но когда в ней не могут ориентироваться преподаватели и студенты, то никакой пользы, все только злятся и теряют время.
      • 0
        А что внедрили?
        • 0
          Да ничего. 1 месяц провозились с Moodle, потом SLK попробовали, потом ещё какую-то платформу и тут неожиданно выбор закончился. Так что ничего и не внедрили, решили подождать ещё пару лет, так как пока всё в зачаточном состоянии.
          • 0
            В зачаточном оно было 12 лет назад, когда выбирали между fle3 и «Доцентом», а сейчас уже зрелая стадия у рынка. Я бы не ждал чего-то координально-нового, разве что изобретут совершенно новую концепцию обучения, простую и изящную, не похожую на всё, что было до этого.
            • 0
              Пока всё выглядит как будто дизайн делали программисты =))
              • 0
                Ну, так и есть, а Вы чего ждали? :)

                Вы еще не видели других систем, особенно коммерческих, которые «коммивояжеры» носят по ректорам по лимону за штуку: многие из них похожи на системы складского учета с возможностью выкладывать файлики :)

                • 0
                  Очень даже видел, и отнюдь не по лимону — маловато уже =) по 2 и по 5 лимона были) Благо успевали выгонять их до того, как они мозги промыть успели.
              • 0
                Бесплатный дизайн — бесплатного качества, ничего удивительного. Множество компаний найдут/сделают/допилят дизайн за деньги, но тогда стоимость внедрения Мудла начнет стремительно приближаться к стоимости покупки частной системы.
                • 0
                  Абсолютно справедливо. А вы можете порекомендовать хорошую платную систему? Только не те, о которых рассказывают. А те, которые вы видели собственными глазами и щупали. Я бы очень хотел тыкнуть пальцем, когда меня спрашивают, а что тогда использовать. Но всё не так однозначно даже среди платных платформ. Возможно, я далеко не со всеми из них знаком.
                  • 0
                    Мы продаем Lumesse Learning Gateway, в России их представляет AXES Management. Это SaaS со всеми плюсами и минусами. У них огромный список топовых клиентов, с точки зрения админа и пользователя — вполне на уровне. Впрочем, своих «затыков» полно у любой системы, я десятки коммерческих перевидал, от полного самопала до крутейших международных вендоров.

                    В принципе, к Мудлу только одна претензия: к его бесплатной лицензии нужно не забывать добавлять стоимость как минимум одного платного сотрудника, который занимается её обслуживанием.
  • +2
    > Moodle хорош именно как интеграционная платформа: достаточно стабилен, если не ставить экспериментальные версии (больше 60 тысяч инсталляций выявляют большинство проблем раньше, чем вы их заметите), масштабируем (имеются инсталляции более чем с 1 миллионом пользователей)

    Всё бы хорошо, но есть нюансы. Выявить-то большинство проблем выявят, но вот когда разработчики их починят — большой вопрос.

    Масштабирование «из коробки» практически никакое: нет поддержки read-only slave DB (хотя обещают), нет поддержки X-Sendfile (хотя обещают), по некоторым тикетам напрашивается вывод, что собственно разработчики Moodle нагрузочным тестированием себя не утруждают. На одном и том же сервере инсталляция версии 2.0 по умолчанию ест вдвое больше ресурсов (по времени генерации страницы/данным performance info), чем инсталляция по умолчанию 1.9.

    По коду разбросано вдохновляющее количество хардкода (например, максимальное количество недель в курсе и combobox для него на 52 элемента вместо textbox'а с одним числом, период enrollment'а).

    В итоге, для реализация масштаба ВУЗа не соглашусь с автором в части «никаких правок в ядре, никаких патчей и хаков». Да, нужно постараться максимально их избежать, но делать их всё равно придётся рано или поздно, ибо некоторые вещи через API недоступны. Так что лучше сразу обеспечить наличие под рукой хоть какого-то специалиста в PHP, который умеет вести документацию на доработки и таскать их от релиза к релизу.

    Ну и да, не стоит мне писать, что это OSS, где твой вклад и т.д., ибо я не разработчик. В конце концов, я же не говорю, что хуже Moodle нет, а лишь сожалею, что нет сильно лучше.
    • 0
      По опыту, действительно серьезные вещи правят быстро. Разумеется, обычно не в тот же день, но в ближайшем релизе, иногда даже в ближайшем еженедельном обновлении.
      Есть одна хитрость — мигрируйте на новую ветку не с основной волной, а чуть позже, когда в ней выйдет хотя бы 1, лучше 2-3 минорных релиза.
      С мелочами, да, иногда багрепорты через 2-3 года закрывают со словами «старая версия не поддерживается, в новой не актуально». Впрочем, это еще благополучно для проектов такого масштаба. В коммерческих вообще ответа не добьешься.

      Про масштабирование из коробки — гляньте в статистику количества пользователей сайтов. Им это как-то не мешает. Кеширование обращений к БД — есть, хранение сессий в базе — есть. В большинстве случаев этого больше, чем достаточно. Slave DB еще вопрос, прибавит производительности или убавит, всё-ж в Moodle пользователи постоянно что-то меняют и добавляют, там такого перекоса между записью и чтением нет.

      Конкретно с количеством недель — это было сделано специально: курсы с бОльшим количеством секций слишком тяжелы, их нужно дробить используя механизм мета-курсов. Впрочем, в версии 2 этот параметр настраивается из админки.

      То, что можно сделать через API гораздо шире, чем может сперва показаться. Например, есть механизм подключения файлов с патчами при вызове определенных скриптов — и всё без правки ядра.
      По поводу правок ядра — к сожалению, особенно начинающие разработчики не делают это с должной аккуратностью и «вежливостью» — они вгрызаются в чужой код зубами, и начинают его рвать, как бультерьеры и когда приходит время обновиться, становится понятно, что не то что перенести, даже вычленить их правки из кода на сервере (про GIT они могли и не слышать) не представляется возможным. Вот если нет должного опыта работы с чужим кодом из крупных, развивающихся другой командой проектов, то лучше совсем запретить правки, иначе возможные проблемы превысят всю возможную и невозможную пользу от правок.
      • 0
        Явный кеш БД, вроде как, оторвали в 2.x, мотивируя это «лучшим» DB слоем? Хранить сессии в базе они сами не рекомендуют в вики (да и их сессии намного дешевле хранить на ФС с каким-либо session stickness в кластере). Запросов на чтение из БД в Moodle в разы (если не на порядки) больше, чем на запись, и в недрах трекера даже есть упоминание, венчающееся «мы что-то где-то как-то протестировали, нам не понравилось».

        Я же тоже не просто так написал, я со всем этим реально сталкивался. И те 2.5 Moodle Partner'а, которых я своими глазами видел, либо гасят проблему производительности железом (иногда очень смешно), либо своими собственными разработчиками, которые делают как надо, а не как придётся. Есть, например, забавный тикет, в котором человек спрашивает разработчиков, зачем они раздачу статики от тем оформления запихали в PHP-скрипты. Доводы даже как-то местами понятны, и понятно, что это обходится поставленным впереди прокси-сервером, но ведь это знать надо, что оно вот так-то устроено и вот так-то без последствий лечится.

        В своё время я правки в ядро просто по diff-ам от оригинальной версии посмотрел. Но мне было проще — была задача просто определить, можно ли это всё выкинуть без значительного ущерба для функционала.
  • 0
    Интересно было бы послушать мнения тех кто реально Moodle использует. По своему опыту столкнулся с тем, что для ветки 1.x нет документации на формат бекапов. На 2.х она присутствует только в зачаточном виде, и то в обсуждениях типа «как можно перетащить что-то из 1.9 в 2.х».
    • 0
      Формат бекапов Moodle состоит из двух частей: базовую структуру генерирует сам Moodle, а данные каждого плагина через API по специальным правилам сохраняет и читает плагин. Поэтому единой документации формата быть просто не может — установили себе сторонний плагин, и он добавил свою часть. Можно, конечно, её игнорировать просто. Вообще, если уж вы решились работать с форматами бекапов, то просто посмотрите названия тегов, почитайте рекомендации для разработчиков плагинов по сохранению и восстановлению данных своих плагинов — этого достаточно, чтобы разобраться.
      • 0
        Я про базовую структуру и говорю.
        А как вам нравится, что не все типы вопросов можно забекапить?
        • 0
          Это вопрос к разработчикам сторонних плагинов вопросов, почему они поленились написать код работы с резервными копиями. Из базовой версии должно всё бекапиться. А то что в базовую версию не входит каждый ставит на свой страх и риск, потому что любой может написать плагин и никто ему не указ, можно и на своём сайте выложить.
  • 0
    Может кто подскажет — плагин для поддержки заданий в формате java-апплетов или flash. Просто в качестве примера. Под совой API уже допиливать будем.
    • 0
      Есть три варианта:
      1. Использовать SCORM. Это ведь не просто стандарт запаковки html и картинок в zip-архив, существенная часть стандарта посвящена общению контента из пакета с LMS для сохранения результатов.
      2. Есть плагин, разработанный Дмитрием Пыпыниным из Новосибирского Педагогического: moodle.org/mod/data/view.php?d=13&rid=2493&filter=1
      3. Используйте протокол IMS LTI
      • 0
        Спасибо, что написали про протокол IMS LTI, пойду изучать новинку.
        Кстати, в пакетах SCORM вроде бы есть уязвимость, оценки передаются на сервер в открытом виде, их можно перехватить и подправить. Есть ли какое-нибудь готовое
        решение для шифрования, кроме как править исходные коды модуля? Включение SSL, наверное, не поможет при атаках MITM.

        Интересно было бы почитать про модуль «Электронный Деканат» для Moodle и опыт его использования.
        • 0
          Принцип стандарта SCORM заключается в том, что пакет общается с JavaScript из основного окна браузера, который установила система и который умеет сообщать системе результат. Учитывая, что бОльшая часть вычислений проходит на клиенте, сомневаюсь, что хоть какую-то безопасность можно обеспечить. Есть секьюрные браузеры для тестирования, но они тоже имеют смысл только на машинах, которые можно контролировать.

          Про ЭД напишу обязательно, если после сегодняшнего поста останется возможность еще что-то писать :))) Тут как в CS — не успел оглянуться, и ты — труп :) Сколько лет читал Хабр, а не думал, что тут такие порядки :)
        • 0
          Забыл написать: IMS LTI с версии 2.2
        • 0
          Если требуется безопасность, есть два варианта:
          1. Проводить критические тесты/экзамены/сертификации на сервере, благо в Мудле (и почти любой LMSке) есть встроенный инструмент тестирования.
          2. Пересылать на сервер только _выбор_ в тесте, а проверку его на правильность проводить на сервере, скормовский результат игнорировать.
          • 0
            Про второй вариант можно поподробнее. Например, есть реализованный по стандарту SCORM апплет, кроме итогового результата он передаёт на сервер введённый ответ пользователя, каким образом можно обработать этот ответ на стороне сервера и повторно выставить оценку?
            • 0
              Прошу прощения, комментарий не попал в эту ветку, см. ниже.
  • 0
    Ваш сервер получает данные, которые содержат что-то вроде:

    + [14:11:55.145] LMSSetValue('cmi.interactions.1.id', 'Question_2_78_1331208715144') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.145] LMSSetValue('cmi.interactions.1.time', '14:11:50') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.145] LMSSetValue('cmi.interactions.1.type', 'true-false') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.145] LMSSetValue('cmi.interactions.1.correct_responses.0.pattern', 'False') returned 'true' in 0.001 seconds
    + [14:11:55.146] LMSSetValue('cmi.interactions.1.weighting', '1') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.146] LMSSetValue('cmi.interactions.1.student_response', 'True') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.146] LMSSetValue('cmi.interactions.1.result', 'wrong') returned 'true' in 0 seconds
    + [14:11:55.146] LMSSetValue('cmi.interactions.1.latency', '00:00:01') returned 'true' in 0.001 seconds


    Задача сервера — это анализировать и соответствующе оценивать и скорить. Исходник Мудл открыт, можно допиливать бесконечно. Вопрос, конечно в том, стоит ли игра свеч.
    • 0
      Спасибо за ответ, но я как раз и интересовался решениями без правки исходного текста, так как при этом страдает обновляемость и совместимость системы.
      На данный момент при выполнении SCORM приложения можно запустить программу Fiddler, изменить в ней итоговый балл и отправить на сервер, получается базовая реализация стандарта SCORM в Moodle заведомо не защищена от взлома, причём упоминания об этом нигде нету.
      • 0
        Прощу прощения, но Акела снова промахнулся, коммент мой ниже. Черт пойми что творится :)
  • 0
    Зачем что-то упоминать, если про СКОРМ и так всё давно стопроцентно известно и понятно: он по опредлению, по самой своей сути, по спецификации передаёт результат пользователя в открытом виде типа сmi.status=completed, при этом стандарт ОПИСАН, т.е. никакой обратной инженерии не требуется, бери и меняй что хочешь. Можно менять программой «фидлер», можно одной строкой скрипта, как угодно. Все это знают и все с этим спокойно уживаются. Нужна безопасность — отказываемся от СКОРМА. Нужно удобство/совместимость — используем СКОРМ.

    Вот project Tin Can уже на подходе. Я не углублялся, но возможно там этот вопрос как-то решается. Хотя как его решать, если определение «правильно-неправильно ответил» происходит на стороне клиента?
  • +1
    Интерфейс moodle — это просто жесть
  • 0
    В нашем универе (Москва, один из ведущих экономических ВУЗов) eLearning внедряют начиная с года моего поступления (2002), может и раньше. Если не ошибаюсь, сначала это была самописная система, последние несколько лет — moodle.

    Сейчас я уже сам преподаю, а процесс не особо движется. Скажем так, на том уровне распространение eLearning и осталось: как этим занимались отдельные преподаватели по отдельным предметам — так и занимаются. Да, таких становится больше, но не принципиально.

    Плюс IT-отдел — это как тайное общество, которое делает вид что занимается чем-то жутко сложным, благо руководство очень смутно представляет и контролирует их работу. Скажем, восстановление пароля может затянуться на месяц, или данные могут неожиданно откатиться на полгода назад…

    Не успевает наше образование и наука за технологиями. Пока в ВУЗах не сменится 1-2 поколения преподавателей и руководства, такие кардинальные изменения в обучении (и сознании) не пройдут.
  • 0
    Абсолютно не понятно про что статья? Какой хороший Moodle? Это реклама? С точки зрения программиста код Moodle и его брата ATutor, просто отстой. Единственный плюс, бесплатно :-)
  • 0
    Попытки использования мудла как правило заканчиваются плачевно, сталкивался неоднократно. В лучшем случае это нечто, запущенное в демонстрационном режиме, и не вызывающее ни малейшего желания это трогать. При таком раскладе изобилие реализованных для галочки фич совершенно бессмысленно, так как система морально устарела.

    Честно говоря, на мой взгляд, место платформы для E-Learning сейчас совершенно свободно, налетай.
  • 0
    А вот не подскажете, появился ли для мудла какой-то модуль для обеспечения адаптивности (обучающего контента).
    Как у него сейчас с поддержкой SCORM-а и IMS?
  • 0
    За статью спасибо, давно ждал, когда кто-нибудь напишет о Moodle на Хабре. Функции указанные в статье конечно впечатляют, но почитав комментарии, понял, что негативные ощущения от работы с Moodle не только у меня. Очень ждал релиза Moodle 2.0, но в итоге получилось снова таки не жилец для своего времени. Не должна лидирующая платформа на рынке выглядеть так в 2012 году. Даже несмотря на то, что я плевался на HighLearn во время своей учебы он был в разы удобней и приятней, чем Moodle. Да, платная. А кто сказал, что платформы для для организации обучения должны быть бесплатными? С какой стати?

    В общем, я тоже не вижу на рынке достойных платформ для организации электронного обучения. Мне вот другое странно, если все недовольны, так разве Хабр не то место, где стоит обсудить создание своей, новой платформы, попробовать прописать модель и создать инструмент, который бы радовал глаз и не работал бы через пень-колоду?! Может быть обсудим это дело?
  • 0
    Спасибо за статью!

    Прикрутил автоматическую проверку кода.

    image

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.