Пользователь
0,0
рейтинг
19 марта 2012 в 16:42

Управление → Выбираем программу для начальника руководителей проектов

Хотелось бы коснуться проблемы выбора программного обеспечения для тех, кто сам не управляет проектами, а является начальником руководителей проектов по разработки ПО. Например, это может быть руководитель проектного офиса или руководитель департамента разработки программного обеспечения (или как там оно может называться). В общем – это человек, которые сам напрямую не управляет проектами, но должен помогать это делать другим. Что такому начальнику хочется знать:
  • Чем заняты сотрудники? Т.е. в каких проектах участвуют и когда освободятся.
  • Кто будет делать новые проекты?
  • Кого попросить заняться неожиданно возникшей проблемой (найти и исправить критическую ошибку, возникшую в самый неподходящий момент; поехать к заказчику, чтобы реанимировать упавшую систему; сопроводить сейла для решения технических вопросов с потенциальным заказчиком и т.п.).
  • Ну и, наконец, когда всё остальное хорошо, просто интересно, а как там дела с проектами?

Хочу поделиться тем, что удалось найти.
Исследование Интернета показало, что такого сорта ПО можно разделить на два класса:
  • Полнофункциональные программы управления проектами.
  • Программы управления несколькими проектами.

Рассмотрим их подробнее.

Полнофункциональные программы управления портфелями проектов


Такие программы сосредоточены на помощи в выборе проектов для исполнения и мониторинга выполнения проектов из портфеля. То есть они исходят из того, что проектов более чем достаточно и надо выбрать оптимальный способ их выполнения. А от некоторых вообще отказаться.
Достоинства
  • Функциональность этих систем позволяет решить все вышеперечисленные задачи. И ещё много чего ещё, если вам это потребуется.

Недостатки
  • Требует внедрения. Системы имеют мощную функциональность, и для их настройки именно для вашего подразделения потребуется выполнить проект по внедрению.
  • Наверняка потребуют изменения уже используемых у вас методов выполнения проектов и замены используемого инструментария.
  • Цена. Как покупки лицензий, так и внедрения.

Коротко говоря, такие системы слишком мощные для решения поставленных задач. Перечислю некоторые системы этого класса, не углубляясь в подробности:

Программы управления несколькими проектами (Multi Project Management tools)


Под программами управления несколькими проектами мы будет подразумевать такие системы, которые позволяют отслеживать ход выполнения проектов и их взаимное влияние друг на друга в процессе выполнения.

Project.Net


Web-приложение для управления проектами и портфелями проектов. Позволяет вести учет рабочего времени, затраченного на выполнение задач, обеспечивает коммуникации между сотрудниками, составлять планы проектов, группировать проекты в портфели проектов и анализировать эти портфели, следить за ходом выполнения проектов и загруженностью сотрудников, создавать отчёты. Подходит для использования в географически распределённых организациях. Парадигма работы с программой аналогична той, что применяется при работе с Jira, Trac и другими так называемыми тикетовыми системами.
Достоинства
  • Open source программа, может быть скачена и использована на основе GNU General Public License. Если нужен хостниг, то он, естественно, платный.

Недостатки
  • Требует Oracle database, которая стоит денег.
  • Потребует настройки под ваши нужды.
  • Могут потребовать изменения уже используемых у вас методов выполнения проектов и замены используемого инструментария.

Premium Project Viewer


Программа позволяет смотреть на несколько файлов в формате Microsoft Project как на один проект. Это позволяет видеть проблемы межпроектного взаимодействия в привычно виде (для тех, кто привык к MS Project). Кроме того, программа предлагает несколько инструментов для анализа проектов и портфеля проектов, а также связь с Bugzilla.
Достоинства
  • Решает все вышеперечисленные задачи.
  • Легко внедрить, т.к. не требует изменения существующего порядка ведения дел.

Недостатки
  • Громоздкий и путанный интерфейс

Multi Project Planner


Программа предназначена для планирования одновременного выполнения нескольких проектов в условиях ограниченных ресурсов. Основным инструментом является общая доска для планирования, которая представляет собой диаграмму Ганта. По горизонтали откладываются дни недели, а по вертикали – исполнители работ. На этой доске лежат выполняемые задачи. Задачи каждого проекта выделены своим цветом. Процесс планирования состоит из 2-х шагов:
1. Создаем в отдельном окне диаграмму Ганта для нового проекта, не обращая внимания на существование остальных проектов.
2. Перетаскиваем получившуюся диаграмму нового проекта на общую доску для планирования. Все проблемы связанные с пересечениями по ресурсам сразу становятся видны. Можно запустить процесс выравнивания ресурсов, который позволит исправить выявленные проблемы оптимальным образом.
Достоинства
  • Удобный, интуитивно понятный инструмент для создания планов нескольких одновременно идущих проектов.

Недостатки
  • Не решает всех поставленных задач, т.к. это инструмент планирования, а не отслеживания хода исполнения проектов.

LiquidPlanner


Web-приложение для управления проектами. Единственная система, которую я знаю, учитывающая неопределённость окончания задачи и проекта. При описании задачи (или проекта) можно указать, что она займёт от, например, от 2-х до 5-ти дней. При выравнивании (leveling) задач и проектов эта информация учитывается. Вся остальная функциональность характерна для хороших систем управления проектами: учёт рабочего времени, организация коммуникации между сотрудниками, планирование, отслеживание хода выполнения работ.
Достоинства
  • Удобный, интуитивно понятный инструмент для создания планов нескольких одновременно идущих проектов.

Недостатки
  • Могут потребовать изменения уже используемых у вас методов выполнения проектов и замены используемого инструментария.

Понятно, что приведённый список не полный. Существует великое множество систем управления проектами и портфелями проектов, но я постарался привести характерные достоинства и недостатки таких систем с точки зрения использования их при управлении руководителями проектов.

Заключение


Итак, если вы большая компания, которая имеет желание, а главное, силы и средства для оптимизации бизнес-процессов управления своими проектами, то вам видимо стоит остановиться на полнофункциональных системах управления портфелем проектов. Нанять консультантов, запустить проект по внедрению и вперёд! При этом не надо забывать, что уже используемые программы управления проектами, из которых вы выросли, придётся выбросить и начать всё заново. Зато вся организация будет охвачена однородным проектным пространством.

Если вы не хотите ничего менять и вам требуется лишь свести воедино данные из уже используемых систем управления проектами, то стоит обратить внимание на Project Viewer.

Project.Net — это продукт для любителей open source и тикетовых систем, которые не пожалеют времени для его настройки под свои нужды.

Для небольших и средних компаний, выполняющих несколько активных проектов одновременно, имеет смысл попробовать такие системы, как LiquidPlanner и ему подобные.
@dimasol
карма
4,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Самое читаемое Управление

Комментарии (19)

  • +2
    Лучше бы с табличкой большой и ценообразование бы указали.
    • –1
      А смысл? Цены и функции интересно сравнивать в сформированных нишах программ. А в данном случае такая ниша ещё не сформировалась, поэтому приходится использовать ПО, в котором есть подобный функционал. И цены на это ПО разнятся от нуля до многих десятков тысяч.
  • 0
    Требует Oracle database, которая стоит денег.

    Экспресс версию отменили уже?

    Опять же лично я использую teambox. Для многих будет оптимален.
    • 0
      Ну систем управления проектами на рынке десятки (если не сотни :)). Я попытался скорее описать типичные проблемы с различными классами систем на примере конкретных систем, нежели сами эти системы.
  • 0
    А как вышеперечисленное живет с TFS-ом? Кто-то разбирался? Ну помимо MSProject, с ним все понятно.
    • 0
      Чтобы кто-то из них этим хвастался — не видел. Кроме того, многие из больших имеют в комплекте свои тикетовые системы.
  • 0
    Должность «начальник руководителей проектов» убивает :)
    В нормально мире выбор инструмента отдаётся на откуп команде.
    • 0
      Какой команде, если проектов десятки и, соответственно, команд много?

      Должность «начальник руководителей проектов» убивает :)

      А чёрт знает, как её назвать. Я, например, руководитель проектного офиса. Реализаций проектов у нас занимается несколько департаментов. В этих департаментах ведутся десятки проектов. Т.е. интегральная информация по проектам нужна мне, а также руководителям департаментов. И как их (в смысле, нас:)) обозвать?
  • 0
    А я Итилиум использую для решения этих задач.
  • 0
    a JIRA как такой инструмент уже не работает?..
    • 0
      Для отслеживания межпроектных деталей Джира не очень подходит. Она всё-таки больше на работу с проектами рассчитана. Т.е. то, что внутри проектов происходит — смотреть удобно, а взаимодействие проектов — нет. Джира, конечно, имеет сотни разных плагинов. Может что-то и есть для этого, но я не видел.

  • 0
    уже несколько месяцев юзаю .
    по сравнению с ms project — не перегружен лишними фичами, интуитивно понятен, есть клиенты под wp7, android, iphone, ipad. служба поддержки русско-говорящаяб адекватная и быстрая. для компаний за доп плату предоставляется дополнительный функционал
    • 0
      не вставилась ссылка
      papirus.net
      • 0
        Ну это система по управлению задачами. Таких десятки, если не сотни. Для отслеживания межпроектных взаимодействий подходит плохо. Не на это рассчитана.
  • 0
    Приведите, пожалуйста пример из практических нужд, на котором было бы видно отличие от систем по управлению задачами. Может быть я не совсем понял концепцию, потому как уловил только: проекты могут влиять друг на друга. Заранее спасибо!
    • 0
      Я рассматривал нужды человека, который не управляет на уровне задач. Он курирует десятки проектов. Ему, как правило, не интересно, что происходит с конкретными задачами. Он отслеживает тенденции более высокого уровня. Это не значит, что в некоторых системах управления задачами не найдётся полезный функционал для такого руководителя. Но, всё же, такие системы проектировались именно в расчете на работу с конкретными задачами. То есть это уровень сотрудников и, если мы говорим не о персональных менеджерах типа MyLifeOrganized, руководителя проекта. Это те, кому важны детали выполнения задачи.
  • 0
    «такому начальнику хочется знать:
    1. Чем заняты сотрудники? Т.е. в каких проектах участвуют и когда освободятся.
    2. Кто будет делать новые проекты?
    3. Кого попросить заняться неожиданно возникшей проблемой (найти и исправить критическую ошибку, возникшую в самый неподходящий момент; поехать к заказчику, чтобы реанимировать упавшую систему; сопроводить сейла для решения технических вопросов с потенциальным заказчиком и т.п.).
    4. Ну и, наконец, когда всё остальное хорошо, просто интересно, а как там дела с проектами?»

    В разных компаниях, конечно, по-разному бывает, но, ИМХО, руководителя проектных менеджеров должны интересовать только п. 4 и частично п. 2 (достаточно ли своей экспертизы у компании для выполнения взятых обязательств по контракту или надо дополнительно привлекать кого-то). Остальное — обязанность линейных/функциональных руководителей, у которых менеджеры проектов, согласно установленной в компании проектной процедуре/методологии, «арендуют» специалистов под проекты. Сейлзы у функциональных руководителей «арендуют» специалистов для участия в своих технических пресейлах и т.д. Не совсем понятно, причем здесь директор проектного офиса?

    Но это в большей степени касается т.н. «проектных» организаций, т.е. зарабатывающих деньги путем выполнения проектов по договорам для внешних компаний-заказчиков. Для внутренних проектов, тем более, айтишных, необходимость наличия руководителя проектных менеджеров (директора проектного офиса и т.д.) вообще вызывает большое сомнение — руководитель подразделения разработки рулит всеми (организовывает, решает конфликты и т.д.).

    Собственно, для п.4 какой-то специализированный софт не нужен, если речь не идет о сотнях проектов. Достаточно хорошо налаженной системы мониторинга и регулярной отчетности по проектам. Рекомендую отличную книгу Kerzner H. — «Project Management Metrics, KPIs, and Dashboards. A Guide to Measuring and Monitoring Project Performance».
    • 0
      Я отсортировал задачи по важности в том порядке, в каком они встают передо мной и моими коллегами. Так что я точно знаю, что и кого у нас интересует :) Не сомневаюсь, что где-то организовано по-другому.

      Остальное — обязанность линейных/функциональных руководителей, у которых менеджеры проектов, согласно установленной в компании проектной процедуре/методологии, «арендуют» специалистов под проекты. Сейлзы у функциональных руководителей «арендуют» специалистов для участия в своих технических пресейлах и т.д.

      Мне кажется, что Вы очень сузили возможные варианты оргструктур компаний, ведущих проектную деятельность :)

      Не совсем понятно, причем здесь директор проектного офиса?

      Проектный офис, даже в своей минимальной конфигурации, мониторит статус проектов.

      Но это в большей степени касается т.н. «проектных» организаций,… Для внутренних проектов, тем более, айтишных…

      Если подразделение занимается только внутренними проектами, то не спорю. Но часто бывает так, что подразделение разрабатывает внутренний проект и, параллельно, делает на его основе заказные работы.

      Собственно, для п.4 какой-то специализированный софт не нужен, если...

      Вот тут уж дело вкуса и денег. Кто-то внедряет огромную систему, а кто-то все записывает на листочке бумажки. Ведь гравное — это результат.
  • 0
    >1. Чем заняты сотрудники? Т.е. в каких проектах участвуют и когда освободятся.

    На такой вопрос идеально отвечает инструмент КНЧР (Кто Над Чем работает) системы Project Kaiser

    image

    Поскольку для вложенности проектов нет ограничений руководитель может этот отчет посмотреть для самого верхнего проекта.

    image
    image

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.