Пользователь
0,1
рейтинг
4 апреля 2012 в 16:36

Разное → Учеба в Германии

Добрый день дамы и господа.

В этом топике я предлагаю вам небольшое описание учебы на программиста в Германии. Я живу в этой гостеприимной стране уже семь лет, пять из которых учусь в маленьком специальном высшем учебном заведении (институте?). Первые два года я потратил на оформление бумаг, посещение всяческих курсов и на добровольно-принудительные работы. Мой диплом учителя физики тут не признали, так что официально у меня был только школьный аттестат. С таким образованием нормальную работу не найдешь, поэтому меня и заставили/настойчиво попросили поработать за символическую оплату, но с пользой для общества. Целый год я делал вполне нормальную работу, а получал в десять раз меньше. Через год я наконец то понял, что дальше так нельзя, пошел в местную высшую школу и задал простой вопрос: возьмете? Ответ был: приходи, даже денег дадим! Так началась моя студенческая жизнь в Германии, а так как у меня за плечами две учебы в российских институтах, то у меня есть с чем сравнивать. Если вам интересно в чем различия, прошу под кат.


Итак начнем.

Школа

Да, школа. Высшая, но все таки школа, она так тут и называется: школа. Вот ее сайт и пусть наш админ ломает теперь голову почему сервер упал и что этим русским тут надо. Школа самая простая, не элитная, не известная, провинциальная. Несколько больших компьютерных залов, в каждой аудитории проектор, доска, ничего не обычного. Есть столовка, поесть можно на 2-3 евро. Еда не особо конечно, но и не совсем плохая.

Система оценок

В России принята четырехбалльная система оценок. Официально она пятибалльная, но т.к. единицу все равно не ставят, то считайте, что оценок всего четыре. При этом двойка это худшая оценка, а пятерка-лучшая. В Германии все немного сложнее. Во первых тут все наоборот, чем меньше оценка тем лучше. Во вторых тут оценок не четыре, а… одиннадцать! А именно 1.0, 1.3,1.7, 2.0 и т.д. до четырех. Четыре это последняя оценка, когда экзамен считается сданным. Потом идет пятерка, что означает провал. Чисто теоретически существует еще и шестерка, но ее ставят альтернативно одаренным, я таких не встречал. Немецкая система нравится мне намного больше, т.к. представляет намного больше возможностей для оценки работы.

Предметы

Что мне тут сразу понравилось — никаких левых предметов типа психологии, физкультуры и истории древнего Рима. Все намного прагматичней и это не может не радовать. Хотя есть такие предметы как экономика и управление предприятием.

Каждый предмет оценивается в определенное количество пунктов, так называемых ECTS. Есть предметы «маленькие»(3 пункта), «большие»(6) и «совсем большие»(9). Каждый пункт соответствует одному блоку(90 минут) в неделю. Т.е. предмет на 3 пункта читается один блок в неделю, на 6 пунктов два блока и т.д. По правилам во время учебы надо набрать определенное количество пунктов. Предметы также делятся на обязательные и на предметы по выбору. Диплом это тоже «предмет». За него дается как правило порядка 20 пунктов.

Почти по всем предметам дают домашнюю работу, которая делается как правило в небольших группах(2-3 человека) и со сроком сдачи в неделю. Сдача происходит весьма просто: отправляется майл преподу. Если ответа нет, все хорошо. Домашки считаются засчитанными, если сдано не менее 80%.

Есть еще контрольные работы (тесты). Происходит это так. Группу запускают в компьютерный класс, дают пароль на вход в систему. Каждому раздают листок бумаги с заданием. Разрешено иметь пару чистых листков и ручку. Никакого интернета, никаких книг или конспектов. В задании как правило 3-5 задач, например реализовать какой нибудь алгоритм. Тест считается сданным, если правильно решены половина задач, плюс написана хотя бы одна строчка в еще одной. Красота кода никого не интересует, главное что бы работало. Иногда ставят дополнительные условия, например запрещено использовать рекурсию или определенные пакеты/библиотеки. Через 90 минут компьютеры выключаются, не сохранился, написал в последнюю секунду лишний символ и прога теперь не компилируется — сам виноват.

Уровень проваливших составляет как правило 60-70%. И дело даже не в том, что задания сложные(как раз таки нет), а в стрессе. Куча народа начинает стучать по клавишам, все спешат, правда через полчаса становится намного спокойней, т.к. народ понимает, что написал впопыхах полный бред и пора бы уже подумать.

Контрольная не одна, а несколько. Правило гениально простое: зачет получаешь, если сданы половина плюс еще один тест, но не меньше двух. Пример: если сдал первые две контрольные, зачет получен, следующие тесты можно не сдавать. Если написал всего четыре теста, сдал из них только два, то обязан идти еще на один, и т.д. Т.е. с одной стороны никто тебе не говорит, извини, ты не сдал, приходи в следующем семестре, а с другой стороны семестр тоже не резиновый и когда нибудь заканчивается. К тому же препод обязан провести всего три теста, а там как у него настроение будет.

Начиная где то с третьего семестра вводятся всякого рода проекты. Домашки соответственно исчезают. Тему для проекта как правило выбираешь сам и группа для него организуется тоже самостоятельно. В конце все группы презентируют свои проекты. Для того что бы презентация выглядела нормально, ввели даже специальный предмет, где учат как эту самую презентацию делать и как себя вести. Так что фолии «вырви глаз» очень редки и «разговор со стеной» тоже большое исключение.

Экзамены

На экзамены надо регистрироваться. Делается это через специальную систему. Если зарегистрировался, не пришел и справки от врача нет, сам себе злой буратино, попытка пропала. Если не зарегистрировался, а на экзамен пришел, выгонят из аудитории. Экзамен длится как правило 90 минут. Что можно использовать решает каждый препод сам. Есть у нас один математик, он разрешает использовать все: интернет, ноут, книги. Звонок другу и помощь зала, правда, запрещены. Казалось бы: интернет! аська!(тоже запрещена, но как он это проконтролирует?) Wolframalpha! Не, не помогает.

Все экзамены письменные, за все время у меня был один единственный устный. Иногда вместо экзамена предлагают сделать какой нибудь довольно большой проект. Никаких «автоматов». Списать можно, но не нужно, т.к. если поймают, то сразу же теряется две попытки из трех возможных. Последняя попытка всегда устная и принимается минимум двумя преподами. Не сдал-вылетел. Если вылетел, теряешь право учить эту специальность на всей территории Германии. Здесь правда есть куча всяких нюансов, слава богу, мне не довелось ими интересоваться.

Как и везде есть экзамены легкие и тяжелые. Например на програмировании процент не сдавших в 70% считается полностью в норме. А на предмете «взаимодействия человека и компьютера»(как то так, не знаю как по русски) не особенно большая редкость несдача у 98%. Математика, как правило, тоже трэш полный.

Преподаватели

Все преподаватели очень хорошие спецы. Все имеют многолетний опыт реальной работы. Другой вопрос, что как преподаватели половина из них вообще никакие. Простые вещи объясняют так сложно и нудно, что студенты засыпают. Это настоящая беда.

У каждого препода есть определенные часы для консультаций, просто приходишь и разговариваешь. Так же можно написать майл и всегда получаешь ответ. В общем, с коммуникацией все в порядке.

Камрады

А что камрады? Люди как люди, только немцы. Ко мне относятся вполне нормально, проблем у меня с ними никогда не было. Друзей (немецких) я правда так и не завел. Но немцы и сами даже среди своих «кучкуются». Звериное лицо капитализма, каждый сам за себя.

Практика

В пятом семестре есть предмет, который так и называется: «Проект». Делят группу на несколько мелких групп, по 5-6 человек( в случайном порядке), дают адрес некоторой фирмы и говорят: у этой фирмы к вам заказ, вперед. Считайте, что это настоящая работа, с ТЗ и прочими прелестями. Все взаправду, только денег не платят. Естественно, что этот проект в семестре не один, есть еще и другие. Но этот главный, за него дают 12 пунктов.

В шестом семестре необходимо пройти трехмесячную практику. Где именно ищешь сам. Я делал во франкфуртском аэропорту. Весьма интересно, мне понравилось. Потом проработал там полтора года как стажер. После практики сразу же нужно писать бакалаврскую работу. Естественно желательно ее писать там же где и делал практику. За практику дают 15 пунктов, за работу еще 15.

Отсев

На первом семестре нас было более 70 человек, в аудитории сидеть было негде, сидели в проходах между рядами. Диплом сейчас пишут 9, из них двое из других институтов.Места теперь много, что есть хорошо.

Резюме

Я не знаю как сейчас обстоят дела в России, но мое российское образование нервно курит в сторонке, хотя я и взяток то в России не давал, все сдавал сам. Причем обратите внимание, я учусь в захолустье, в городке с населением в 30 тыс. человек. Почти деревня.

P.S.

И все равно большую часть статей на хабре я читаю и чувствую себя идиотом, такие дела.
Я надеюсь, статья получилось не очень сухой, если есть вопросы, с удовольствием отвечу.

Ну а в конце я таки озвучу главную цель этой статьи:

Господа, если есть тут (есть, я уверен!) программеры живущие в доичьляндии, ищущие соратников по борьбе за светлое будущее своего кармана и желающие что нибудь эдакое замутить на пользу своего банковского счета, пишите мне плиз! Идеи у меня есть, рук всего две, я терпелив и вроде как адекватен, готов выслушать чужие идеи/предложения. Работать на дядю не хочу(за недорого), а время поджимает, скоро я свой диплом закончу и вопрос встанет ребром!

UPDATE: создан гугл-документ с контактами хабралюдей из германии, там же ссылки на группу, присоединяйтесь!
Alexey Schröder @schroeder
карма
10,7
рейтинг 0,1
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разное

Комментарии (108)

  • +2
    А что вы имеете в виду под этим
    Я не знаю как сейчас обстоят дела в России, но мое российское образование нервно курит в сторонке
    Образование настолько плохо в России, по сравнению с немецким? Если так, то как тогда это соотносится с
    И все равно большую часть статей на хабре я читаю и чувствую себя идиотом, такие дела
    Ведь большую часть статей на хабре пишут как раз те, кто получил, или получает образование в России.
    • +3
      здесь есть довольно много статей с большим «погружением» в тему. как правило я себе весьма смутно предтавляю о чем пишет автор.
      немецкое образование нацелено на получение знаний, которые будут нужны каждый день. т.е. приходит вчерашний студент в обычную фирму и начинает работать, знаний ему хватает. знания которые потребуются раз в пятилетку или которые весьма специфичны предлагается учить самому. поэтому база весьма хороша и крепка, но не очень«глубока». я надеюсь я понятно обьяснил.
      • +4
        Это особенности FH — знания даются более прикладные, что ли, а в университетах образование более фундаментальное, намного больше теории. Скажем так, после FH идёшь сразу на производство работать программистом, а после университета можно идти в аспирантуру, делать доктора, а потом уже на производство начальником :)
        • 0
          знаю лично человека, который после бакалавра FH (не диплома!) пошел делать докторскую. И не где нибудь, а в исследовательском институте иммунологии. Так что, FH или Uni, это конечно две большие разницы, но не принципиальные
          • 0
            Увы, это не возможно. Для написания кандидатской (то, что ВЫ называете докторской, Doktorarbeit) необходим как минимум уровень «мастера» Master of Science или сравнимый. Причем после Fachhochschule даже с мастером очень непросто начать писать диссертацию — требуется специальное решение ВУЗа и обычно (из моего опыта, но не личного) требуют доделать что-то из программы мастера того ВУЗа, где пишется диссертация.
            • 0
              этот человек в настоящий момент сидит напротив меня(я сейчас пишу мастерарбайт в этом же институте). Мы учились вместе с 1 семестра, поэтому я знаю его «жизненный путь». после бечелорарбайт он пошел писать докторскую, а я пошел на мастера. вот теперь опять встретились
      • 0
        Т.е. готовят специалистов широкого профиля? Или профильных специалистов с необходимым и достаточным багажом знаний?
        • 0
          И тех, и других.
    • +1
      Как я понимаю в статье сравнивается сам процесс обучения в школе, а не то, что вы можете изучить самостоятельно в свободное время.
      • 0
        именно. но есть один предмет с каим то чудным названием уж и не помню. смысл в том, что приходишь к преподу и говоришь, я хочу сделать проект на такую то тему, будете ли вы меня курировать? фишка в том, что по правилам эта тема не должна изучатся в школе, но иметь отношение к ИТ.
    • 0
      В России образование хорошее, просто плохая система обучения и с нашим образованием сложнее найти работу нежели чем с немецким, будь то у нас или там)
      • 0
        Но, наверное, все-таки не факт, что с немецким дипломом хорошую работу в ИТ сфере найти у нас намного проще, чем с русским дипломом.
      • +15
        >образование хорошее
        и
        >плохая система обучения
        Это как? Здоровье-то у меня хорошее, но болею часто? Человек я честный, но много вру?
        • +1
          Знания дают хорошие и много, но к реальности эти знания мало применимы. Пример из топика: где вы видели предмет, на котором учат делать доклад/проект и выступать с ним? А это довольно важно. И из таких вот мелочей и складывается отрицательная сторона отечественного образования.
          • 0
            Знания дают хорошие, но их нигде не применить? Что это за знания такие, зачем они нужны тогда? (не троллю, просто вы сами себе противоречите)
            • +1
              Знания хороши своей глубиной и в целом обширностью, а применить их сложно из-за того, что зачастую предметы между собой не очень-то связаны, не систематизированы. Знания полученные на одном предмете как бы «зависают в вакууме» и хотя они используются в другом предмете (он на них основан), плавного перехода, связки между этими предметами нет. С одной стороны это хорошо — заставляет думать, «присобачивать» одно к другому, с другой стороны — не все могут даже хорошо зная оба предмета, найти недостающее звено между ними. Я не знаю, как обстоят с этим дела на Западе, но у нас пока что так.
          • +2
            В нашем провинциальном ВУЗе в РФ выступать учили на риторике.
            В ФРГ я не припомню предмета, на котором бы учили именно выступать с докладом, но нас (иностранцев) этому учили на курсах немецкого языка при университете.

            Но, как выше заметил iago, дело не в том, что российское образование хуже или лучше немецкого, а в противоречии «хорошее образование плохая система обучения». Это примерно как, повторюсь, «Человек я честный, но много вру», или как любят тут некоторые заявлять «страна у нас хорошая, но государство перманентно плохое» :)
            • +1
              И это отлично. Дело даже не столько в конкретных предметах, сколько в сплоченности этих предметов. У нас, например, были предметы посвещенные работе в САПР, маткаде, матлабе, симуляторах различных. Но эти предметы были отдельно. Почему бы, например, не взять какую-то курсовую и для ее написания применять те же самые САПР, системы расчетов, моделирования и прочие? В итоге имеем: сданный у большенства «на шару» или «на троечку» курс моделирования (ибо моделирования как такового не было, т.к. не было задачи, были просто разрозненные куски, которые просто показывали какие-то основы данных программ) и рассчитанная за много ночей вручную на калькуляторе курсовая (потому что систему расчета так никто и не решился применить).
      • 0
        Как говорила наш преподаватель по математике в ВУЗе: «В университете учат учиться!»
        Т.е. рассчитывается, что студент большую часть знаний будет получать из самостоятельного обучения (ага, как же...). А преподаватели направят его в нужное русло, подскажут где найти необходимую информацию.
    • +8
      Ну сейчас в России народ получает знания скорее вопреки, чем благодаря нашей системе образования.
  • 0
    Можно подробнее о поступлении?
    • 0
      нужен школьный аттестат. это все.
      • 0
        А какая виза нужна? Обычный многоразовый шенген пойдет?
        И какие вступительные экзамены?
        • 0
          вступительных нет. иногда есть ограничение по среднему баллу в аттестате, но у программистов это большая редкость, берут всех, потом всегда можно выгнать:)
          если поступите дадут студенческую визу. я честно говоря в этом мало разбираюсь, у меня гражданство. но вот жена у меня учится там же, у нее простая виза на 2 года. проблем не было.
          • 0
            Спасибо, в принципе очень заманчиво звучит.
          • 0
            Если вы поступите, тоисть документы пройдут, то в посольстве вам выдают обычную визу на 90 дней, все это без проблем если у вас есть приглашение на учебу, также обязательно предоставить бумажку о том что на счете есть 7500-8000 евро, это что самое сложное, далее оч много тонкостей. Тонкости могу объяснить, рассказать — если не для интереса, потому что оч много всего — нужно по факту.
          • 0
            Виз на 2 года не бывает!!!
            У Вашей жены — разрешение не пребывание, называемый «вид на жительство» (ВНЖ) или residence permit.
            Это совсем не виза, хотя этот документ дает право передвижения в пределах Шенгена.
            • 0
              Шенген бывает кроме всего прочего на 2, 3 и 5 лет.
        • 0
          Нет, для подачи документов необходимо получить специальную визу (Шенген категория «С» study).
          Её можно получить только в том случае, если у Вас есть на руках согласие ВУЗа на прием Вас в качестве студента (Zulassungsbescheid).
          Экзаменов нет, идет конкурс аттестатов, хотя некоторые ВУЗы (например мой, Технический Уни Гамбурга) проводят специальные дополнительные тесты (Auswahlverfahren общее понятие, куда включается и то и другое).
      • +1
        Для иностранцев из России и Украины (за других не скажу) — два года обучения в вузе по близкой специальности или немецкий аттестат с проходным балом, который зависит от количества свободных мест и желающих учиться в этом году. После отмены воинского призыва желающих стало намного больше.
        Для зачисления необходимо знание языка, на котором будет вестись обучение (кое-где обучение на английском, но в 99,9% на немецком).
        Экзамены только на всякие творческие специальности.
        Шенген не нужен, по приглашению из университета дают национальную (не шенген) абитуриентскую визу на три месяца, потом вид на жительство на время обучения.
        Для получения визы надо иметь или поручителя в стране (не обязательно гражданина), или достаточное для проживания количество денег. Эта информация есть на сайтах всех университетов, например здесь: www.aaa.tu-dortmund.de/cms/de/Internationale_Studierende/Studienbewerber/Visum/index.html

        Студенческой визы не бывает.
        • 0
          :):) Как это студенческой визы не бывает?? Вот только сегодня получил.
          • 0
            Прямо так и написано «studentisches Visum»? :)
            • 0
              сейчас спросил у своей занкомой, у нее написано:

              aufenthalterlaubnis
              Erteilungsgrundtudium
              • +4
                Это не виза, а вид на жительство: lingvo.yandex.ru/aufenthaltserlaubnis/ — с ним можно жить и работать (ограниченно) в стране, въезжать и выезжать сколько вам заблагорассудится.
                Визу студентам (и не только) дают для въезда в страну и поступления в университет — это Studienbewerbervisum, она действительна на один въезд и три месяца, если правильно помню.
                Но сути это не меняет, предлагаю прекратить этот спор, можете называть это студенческой визой, так как Erteilungsgrund Studium :)
                • 0
                  я не спорю, я просто сказал как я это понимаю. Пусть будет так. :)
              • +3
                Со школы люблю немецкий язык. Показал эти два слова другу, который только английский знает, так него глаза на переносице сошлись, пока смог прочитать) А почему erteilungs grundstudium слитно? Или слитно тоже пишется?

                … пойду почитаю какую-нибудь книжку на немецком.
                • 0
                  А немцы — они такие… Любят слитно писать. Вот, пара слов, к примеру (из словаря Duden):
                  Grundstücksverkehrsgenehmigungszuständigkeitsübertragungsverordnung
                  Rindfleischetikettierungsüberwachungsaufgabenübertragungsgesetz
                  • 0
                    … и тут я понял, что немецкий я знаю не так уж и хорошо)
            • 0
              Нет, как подчеркнул господин ниже «Aufenthalterlaubnis».
              Я просто так написал потому что интерпретировал это как студенческую визу, потому что ее я и другие студенты получают из-за учебы в университете. :)
            • 0
              Ну на самом деле бывает, но максимум на 90 дней.
              Это Schengenvisum Kategorie C zu Studienzwecken, которая меняется в ближайшем к месту прописки ABH на подходящий Aufenthaltstitel.
          • 0
            Живу и учусь в Берлине — тоже не против программистской дружбы и проектов. :) Пиши!
        • 0
          Уже два года как национальные визы приравнены к шенгенским, хотя и раньше не сильно мешало.
          • 0
            А где это написано? Я об этом ничего не слышал.
      • 0
        Нет, увы, школьного аттестата не достаточно.
        Необходимо иметь два курса (4 семестра) очного обучения для того, чтобы поступить по специальности обучения (приравнено к fachgebundenes Abitur) или диплом, для обучения по неспежной специальности (приравнено к allgemeine Hochschulreife).
    • 0
      Тут нет поступления как такового. Может быть порог вхождения по среднему балу атестата об окончании гимназии на некоторые специальности, например не хуже 2,3 на технические спецальности университета.
      Как для иностранца, живущего в Германии, так и для местного немца, существуют формы, которые берутся на сайте института, заполняются и отправляются почтой вместе с заверенной копией документов. Можно отправлять сразу в несколько ВУЗов. После этого ждать, кто быстрее пришлет положительный ответ.
    • 0
      Я подробно описывал алгоритм поступления в ВУЗы Германии в этом блоге несколько лет назад, с тех пор ничего не изменилось.
      Вот эти посты:
      habrahabr.ru/post/38091/
      habrahabr.ru/post/39417/
  • 0
    Моя жена учится в HS. Все в целом правда, хотя какие-то вещи меняются от школы к школе.
    Официально система 6-балльная, но ставят да: 1.0, 1.3 и т.п. Правда насколько мне известно 1.3 все равно считается за 1 в общем зачете, а 1.7 за 2. Хотя опять же, смотря кто и для чего считает.

    Проваливших у жены значительно меньше, наверное 10-15%, часть сама отсеялась (сложно, неинтересно, по маме соскучились и т.п.).

    >30 тыс. человек. Почти деревня.
    Я жил в 25-тысячном, теперь в 60-тысячном. И я счастлив значительно больше, чем в Петербурге. Во-первых все, что надо есть, во-вторых тишь и спокойствие. Как на курорте.

    А насчет идей и программистской дружбы пиши)
    • +1
      >Я жил в 25-тысячном, теперь в 60-тысячном. И я счастлив значительно больше, чем в Петербурге. Во-первых все, >что надо есть, во-вторых тишь и спокойствие. Как на курорте.
      Как я вас понимаю! Я тут тоже в маленьком городке на юге Баварии живу и очень доволен, но жена вот мечтает переехать в Мюнхен. Она выросла в местной деревушке и ей не хватает огней большого города.
      • 0
        А мы как раз сбежали от суеты больших городов в 125и-тысячник недалеко от вас. И пока нас все устраивает, Мюнхен все таки достаточно суетной город.
    • +1
      а не скучно? или развлечения и не интересуют особо?
      • 0
        Кино есть, бары есть, дискотеки есть, театр даже вроде есть (в 25-тысячном точно был), парки есть, бутики для шоппинга есть. Да все есть) А вообще мне немногое надо, быстрый интернет, да место потеплее.
      • +2
        Интернет — практически неиссякаемый источник развлечений. Так, к слову.
        • 0
          Мне дядя, живущий в Германии, сказал, что у них там следят за соблюдением законов и нехило штрафуют за пиратский контент, так что с развлечениями нужно быть аккуратным. С другой стороны, там есть сервисы типа Netflix, да и Steam никто не отменял.
  • +2
    В принципе в Германии инфраструктура везде довольно хорошо развита + площадь страны позволяет в принципе жить даже в «глухой» деревне и не чувствовать себя отрезанным от цивилизации.
    ЗЫ: Сам живу в городе с населением в ca. 250000.
  • +3
    1. Насколько легко устроится после FH?
    2. 11-летнего школьного аттестата достаточно?
    3. Как вы думаете, если бы вы не учились предварительно в России, хватило ли бы вам знаний сразу после школы на учёбы в FH?
    4. Существуют ли льготы выпускникам FH при поступлении в Uni?
    5. Насколько я понял, учёба бесплатная и есть стипендия? Есть ли какие-либо ежесеместровые сборы?
    6. Как проверяется знание немецкого языка? Теста DAF достаточно? Есть ли возможность обучения на английском языке?
    Теперь чуточку о жизни:
    7. Как вы работали до начала обучения в FH? Получали специальную визу? Хватало ли вам этих денег на жизнь?
    8. Где живете (квартира, общежитие, etc.)?
    9. Сколько в месяц вы тратите на жизнь (аренда жилья, питание, etc.)?
    10. Есть ли возможность работать во время учебного процесса? Хватает ли на это времени?
    • 0
      1. Устроится куда? На работу? Если да, то достаточно легко — главное чтоб знания были.
      2. Нет. Нужно как минимум 2 года универа.
      3. Лично мне было бы оч сложно! Предварительные знания обязательны, хотя учеба мне мало дала, я больше самоучка.
      4. Не знаю.
      5. Учеба бесплатная(но не во всех землях). 250 евро в семестр за студенческий и другие сервисы — оно все окупится сполна. Мой студенческий — это чудо… По всему Берлину, на любом транспорте бесплатно. Стипендию нужно заслужить. В основном есть ДААД стипендиаты. Для гр. Украины такого нет!
      Семестровых сборов нет!
      6. Тест DaF или DSH. Зависит от гохшуле или универа, в основном все на немецком.
      7. Получится обширный ответ. Свои уловки и подводные камни на счет работы.
      8. Можно квартиру, можно общагу — я предпочитаю общагу, квартира будет чуток дороже, но не на много…
      9. Тоже достаточно обширный вопрос — зависит от человека. Я могу вложиться и в 500. Только это экономия страшная…
      10. Все так и делают у кого родители не в состоянии поддержать, или наоборот, кто хочет сам само реализоваться. :) А куда деваться, должно хватать, нужно!!! Все успевать. :)
    • 0
      2. Нет. Но можно «доучиться» до немецкого школьного аттестата на месте. Два года с полудикими мароканцами *trollface*.
      3. Если знать язык — да.
      4. Наоборот, иностранцам с высшим образованием сложнее поступить в университет. Обучение будет, как минимум, платным. Мои знакомые скрывали своё высшее образование :) Да и смысла нет. Лучше делать MBA или идти в аспирантуру — за аспирантуру ещё и зарплату платят.
      5. Платность зависит от университета, города, земли, неба и результатов последних выборов. Сборы есть, большая часть из них идёт на проездной билет. Всё есть на сайтах университетов, ссылку я давал выше.
    • 0
      По пункту 4 напишу из своего опыта:
      При поступлении в Уни на магистра после диплома бакалавра FH мне пришлось сдавать 3 экзамена во время первого семестра, могут быть исключения для FH одной Bundesland или партнерских школ. Эти три экзамена зависят от конкретного факультета и специальности. Но советую такой экстрим только на свой страх и риск, так как разница между учебой в уни и в FH громадная.
    • 0
      4. FH-Schulreife — это все таки высшее образование, поступая в Универ после FH вы идете на второе высшее, а оно намного дороже, чем первое. Да и зачем? в ФХ вы уже получили высшее.
  • 0
    У нас на работе есть пара-тройка студентов. Работают по 4 часа в день. С практическими знаниями сильно туго. Я учился в казахстане и практически все, кто стало позднее программистами: 5 человек из 30, в процессе обучения знали больше, чем давали в институте. И в общем люди больше изучали самостоятельно, чем получали от преподавателей.

    Эти же, вроде как выучили основное, что хватает для работы и пилят по накатанному. Очень тяжело продвигается что-либо новое. Т.к. все это деньги и работодатель неохотно идет на временные затраты. В общем большинство работает по принципу — пришел, откодил, ушел.

    Да и мышление у них другое какоето, там где на проблему надо минут 30, запросто угробят часа 4, при этом 1,5 из них будут совещаться.
    • 0
      Я работаю как студент (WerkStudent) — помощник программиста.
      Все зависит от человека, как и на сколько он хочет развиваться.
    • 0
      >>большинство работает по принципу — пришел, откодил, ушел

      Они должны еще после работы приходить домой и кодить? :) Я бы поостерегся иметь дело с работодателем, который на это рассчитывает.
  • +1
    Ну вообщето вы не правы, это вообще и не школа а ВУЗ а точнее институт.
    • 0
      А точнее университет. Для тех кто не знает немецкий, на английском University of Applied Sciences
      • +1
        Я в таком в Голландии учился. На голландском/немецком это называется высшей школой, на английском натянуто прикладным университетом, но на русский я бы название переводил как техникум/институт. Совершенно не как университет в классическом понимании. Я сейчас учусь в магистратуре хорошего технического университета и от высшей школы обучение отличается кардинально.
        • 0
          В этом ВУЗе получаешь высшее образование. Какой же это техникум?
          • 0
            Думаю, скорее институт)
            Но всё равно институт != университет
          • 0
            Я имею ввиду уровень знаний и подход к обучению, а не корочку. Кстати, высшее образование университета (а там программа бакалавриата по информатике за три года осваивается, в отличие от высшей школы, где надо учиться четыре года) котируется выше, после школы берут не везде, и зарплату как правило предлагают ниже. Но в школу можно поступать на год раньше.
            • 0
              Не всегда. Знаю случаи, когда предпочитали брать выпускников FH, потому что у них 2 семестра практики, в отличии от университетчиков. Кто-то предпочитает людей с опытом, а не багажом теоретических знаний.
  • 0
    Недавно писал на схожую тему: habrahabr.ru/post/139992/
    ИМХО, лучше на магистратуру ехать в Германию ибо тогда не теряется год после школы. Кроме того, я сомневаюсь, что наш бакалавриат в приличном ВУЗе уступает немецкой Fachhochschule.
  • +5
    не советую сразу бросаться работать на себя, если ты конечно не семи пядей во лбу. Рискну заявить, что нет, иначе пошёл-бы в университет, да и математика для информатиков в FH никак на треш не тянет. Поработай пару лет на дядю, покрутись, обзаведись знакомствами, набей шишек, пойми как работает немецкая индустрия. Потом можешь отправляться в свободное плавание. Сразу после FH мутить что-то своё, ИМХО самоубийсво и прямая дорога на социал.
    • 0
      Очень разумный совет. Сколько есть людей, которые сразу после окончания вуза «не хотят работать на дядю». Хотя человеку 35 лет — может знает что делает…
    • 0
      у меня еще почти полгода впереди. естейственно, если к этому времени собственного дохода не будет, пойду работать. опыт работы у меня есть, как я писал, я работал почти 2 года во франкфуртском аэропорту, не самом кстати плохом месте.
      а математика у нас трэш. это я точно говорю, хотя у меня 1.0 и я 2 года работал преподом математики(в россии).
      • +3
        чувак, я весь универ проработал, причём последние полтора года вот тут: mbi-berlin.de Когда пришёл на нормальную работу чувствовал себя желторотым птеньцом. Если ты студент, то к тебе и относятся как к студенту — ничего ответственного не дают, контролируют, в фирменные технологии не посвящают, да и... нормально не платят, хотя умений и рвения, как тебе кажется, у тебя на двух штатных девелоперов хватит. Я с умилением наблюдаю таких свежих бакалавров и мастеров, которые сразу после ВУЗа пышут энергией, рвутся в бой, считают себя самыми умными пупами земли. Только их прыть быстро испаряется, после того как наломают дров и за ними несколько «опытных» будут подчищать концы, задерживаясь на работе перед релизом. Закончить ВУЗ и состояться как девелопер ничего общего, к сожалению, друг с другом не имеет. Важен опыт работы именно как штатного работника всеми вытекающими. Хотя есть единицы, не буду спорить, которым удаётся сразу.
        • 0
          я не спорю. Моя логика проста: поработать я всегда успею. А пока есть время и желание почему бы самому не побарахтаться? Я вот пытаюсь, приносит весьма интересный опыт, иногда весьма от ИТ далекий и от того он еще интересней.
  • –1
    Судя по фоткам на сайте, с девушками в Германской глубинке всё совсем плохо?
    • –1
      Не то слово — УЖАСНО! :(
      • +3
        Меня, как девушку, отправляющуюся учиться в Германию, это очень даже радует XD
        • 0
          Ну если Вам понравится «немецкий менталитет» — то будут за вами «немчики» бегать, хоть отбавляй. :):)
          А так… если подумать: если нету конкуренции — не интересно. :):)
          • 0
            ну почему. Вполне себе курс психотерапии по повышению самооценки :D
            • 0
              Ну если вы в этом нуждаетесь… :)
              С МАМИ едете? :)
              • 0
                Не совсем поняла вопрос. Я вообще на медиадизайн поступаю
                • 0
                  В Москве есть такой универ, Случайно не в Оснабрюк? :)
                  • 0
                    Нет, я ж дизайнер, у меня творческий конкурс, разослала в шесть мест вплоть до Баухауза, авось где-нибудь оценят.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • 0
    offtopic: сколько стоит зарабатывать в год евриков руби прогеру в берлине? спс
    • +1
      еще офтопик — как ведут себя дикие мароканцы ?) Есть мысли доучиться до ихней школы вместо 2х лет ру вуза.
      • 0
        Если верить слухам, лучше отучиться в нашем вузе, потому что ихний Abitur (типа ЕГЭ) — экзамен непростой, и сдавать его на чужом языке то еще удовольствие.
        • 0
          моей жене абитур не признали. она отхидила 2 года в вечерку, сдала несколько экзаменов. теперь у нее немецкий абитур, с которым ее без проблем взяли в институт. и вообще, кто хоть как то себя пинает, тот здесь прорвется. это мой личный опыт и моих знакомых. как говорится, по лежачий камень вода не течет.

          ребятки, которые ходили со мной на добровольно-принудительные работы так туда и ходят. надо мной 5 лет назад все смеялись и мой шеф по этим работам тоже. теперь этот шеф когда меня видит глаза опускает.
  • 0
    В каждом университете поразному, у каждого университета разный уровень. Где-то делают великие открытия, где-то совсем с оборудованием скудно. В моем университете на факультете всего несколько роботов и один учебный конвеер, поэтому студенты ничего толкого не изобретают. Пример: youtu.be/Dfw4X5kTfnI Сейчас работаем над элементами «умного дома», хотя на рынке всё уже есть.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • 0
      Здесь без особых проблем признают дипломы технических специальностей. С гуманитариями все намного сложней. Учителей и врачей не признают почти всегда. Такова специфика Германии. Сейчас вроде как из-за большого недостатка специалистов ситуация понемногу улутчается.
  • 0
    Возможно напишу немного, не по теме статьи, но думаю удачное место.
    Может как-нибудь собраться хабражителями Германии, за кружечкой пива чая, поговорить о погоде, природе, IT?
    • 0
      Было бы очень-очень супер, только вот место встречи...?
      • 0
        для начала нужно «найтись». можно через вордовский документ в дропбокс, куда народ свои данные(скайп/аська/мыло/город) записать сможет. или через группу в фейсбуке.
        • 0
          Группа в facebook или google groups более удобный вариант дял общения и координации.
      • 0
        Я думаю для начала было бы не плохо увидеть список желающих, а потом усреднить расстояние до 1-го интересного города, куда бы все и добрались.
        • 0
          Вот создал Google docs документ, кому интересно — не стесняемся, заходим.
        • 0
          Я думаю, что можно просто пока по никнеймам, именам или кто что пожелает.
          или здесь titanpad.com/
          Или расшареный гугловский документ.

          А потом уже как бы в общем чате договариваться, как обмениваться личной информацией.
        • 0
          Ник ЮЗера и город, или несколько городов в которые не трудно добраться.
          • 0
            Блин, инет глючит. Sorry.
  • 0
    Еще стоит упомянуть, что в ВУЗах обычно есть процент мест для иностранцев при поступлении, т.е. иной раз поступить проще, не надо конкурировать с аборигенами. Я, к сожалению, этого в свое время не знал.
  • 0
    В дойчландии до сих пор нельзя поступать без 1-2 курсов нашего универа?
    • 0
      Кажется законы не поменялись, нет!
  • 0
    Сколько стоит обучение и есть ли льготные места за успеваемость?
    • 0
      зависит от земли. в некоторых 1 семестр=~120€, в некоторых=~600€. если получаете стипендию и ваш результат входит в лутчие 30% по школе, то есть там какая то приятная фишка( вроде как уменьшают долг). Долг появляется из-за того, что половину стипендии надо возвращать(но не более 10 тыс.€).
  • 0
    зависит от земли. в некоторых 1 семестр=~120€, в некоторых=~600€. если получаете стипендию и ваш результат входит в лутчие 30% по школе, то есть там какая то приятная фишка( вроде как уменьшают долг). Долг появляется из-за того, что половину стипендии надо возвращать(но не более 10 тыс.€).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.