Пользователь
0,0
рейтинг
4 апреля 2012 в 18:07

Разработка → Выбор CMS интернет-магазина: объяснение на пальцах и без сложных схем

CMS*
Статья основана на моем мнении, подкрепленное опытом содания 3-х магазинов (моих), провалом 1 магазина (моего), и консультированием по этим вопросам нескольких десятков предпринимателей.

Статья вызвала холивар в профильной группе между разработчиками и реальными руководителями и владельцами.

В связи с тем, что на Хабре преобладают разработчики, мне искренне интересна реакция и комментарии под углом разработки интернет-магазинов. К сожалению, не могу сильно изменить статью, чтобы не было копипастом (потеряется смысл) — надеюсь модераторы поймут.


Определяем специфику торговли


Первое, что надо сделать тем, кто решил создать платформу для торговли в интернете — определиться, какого рода торговлю он собирается вести: интернет-витрина или полноценный интернет-магазин.

Интернет-витрина – это не бизнес, а точка, на «базаре» под названием интернет. Есть сайт, и есть 1-2 человека, которые осуществляют деятельность, связанную с перевозкой товара со склада поставщика конечному клиенту: прием заказов, реклама, бухгалтерия, доставка.

Интернет-магазин – это торговый бизнес, который отличается от других видов бизнеса тем, что основной канал продаж осуществляется при помощи сайта в интернете. Как и в любом бизнесе, в интернет-магазине основные проблемы (которых нет в интернет-витрине): логистика (а не доставка), сотрудники, макроэкономика компании, склад, стратегический маркетинг, интеграции и взаимодействие разнообразного ПО. Юзабилити, дизайн, реклама где-то глубоко в тылах по важности.

Только не обманывайте себя, если вы себе польстите, то это обойдется тысячами долларов потерь. Не бойтесь ответить трезво, почти все когда-то начинали с интернет-витрины.

Я не затрагиваю вопрос: «как определить, когда инет-витрина перерастает в инет-магазин». Могу только сказать, что сам руководитель или владелец, когда такое происходит — понимает это достаточно быстро.

Понимаете ли вы, что такое ТЗ (техническое задание)?


Большинство дельцов на момент создания интернет-магазина не понимают, зачем им ТЗ, а если понимают, то не знают, как составить, и что в нем должно быть.

Нет ТЗ – не беда. У вас есть 2 выхода:
  • Нанять специалистов, которые его составят. Хорошее ТЗ – это не дешево, но оно того стоит. Составляется 2-4 недели в зависимости от сложности проекта (в срок составления включено время на согласования, переговоры и прочее). Обязательно для интернет-магазинов!
  • Денег на ТЗ нет, ну и фиг с ним. Подходит для интернет-витрин.


Что первично: разработчик или платформа?


Имея ТЗ на руках, рассылаем его по разным агентствам. В итоге получаем КП (коммерческое предложение). Оцениваем стоимость реализации и стоимость владения (последующих разработок) предложенного решения. Разработка полноценного интернет-магазина на основе ТЗ – большая отдельная статья. Вот ряд советов для начала:
  • Личные связи не должны влиять на выбор подрядчика.
  • Подрядчики должны специализироваться на разработке интернет-магазинов, или у которых есть приличное кол-во интернет-магазинов в портфолио. Обязательно, чтобы за последний год было 2-3 интернет-магазина.
  • Отбирайте тех, кто задает вопросы по ТЗ, и дает по нему комментарии. Это самые компетентные и эффективные в сотрудничестве подрядчики.
  • Имеет значение, какую интернет-платформу вам предлагают.


Дальше информация только для интернет-витрин

У вас нет ТЗ, вы не знаете, что в него включать. Но вы знаете, что вам нужна только интернет-витрина. Вы на правильном пути!

Для вас первична – платформа. У вас нет денег, чтобы нанять хороших разработчиков, поэтому вы будете обходиться фрилансерами, дешевыми подрядчиками и знакомыми, всеми по очереди. Это приведет к тому, что движок вашей интернет-витрины превратиться в непролазное болото. 99 из 100, что это случится. Но это будет полезным опытом.

Запомните, нет самой лучшей CMS для интернет-магазина. Все субъективно. Вот вам инструкция, как найти наиболее подходящую CMS.

Не обращайте внимание на количество функций в CMS. Со своим опытом вы будете использовать только базовый набор функций. На остальное не хватит знаний и времени. Гарантирую.

Лучший вариант – аренда интернет-магазина. Тратите меньше денег, вам помогают настроить систему под вас, за непродолжительное время вы поймете, что вам мешает, чего не хватает и какой на самом деле ваш «идеальный» интернет-магазин.

Либо выбираете базовые пакеты из самых популярных CMS. Смотрите демо-версии с вашим набором товаров, выбираете ту, которая вам больше по душе. Все равно косяки CMS (а они обязательно есть) вы поймете только со временем в работе.

Open source движки. Тоже вариант, но найти толкового подрядчика под них – сложнее, чем для платных. Это наилучший вариант, если вы сам себе программист.

Список движков, c которыми вам НЕЛЬЗЯ работать на данной стадии:
Битрикс
Magento
Почему? Они жрут много ресурсов, тяжелые в настройках, разработчики дорогие, избыточны в функционале, как iPhone для бабушек — им бы только звонить и большие кнопки.

Определите стоимость владения и количество разработчиков выбранной CMS


Остановились на 3-4 CMS?
Походите по форумам и сообществам, посмотрите, что говорят о выбранных CMS, какие проблемы и что люди дорабатывали.

Запомните, какую бы CMS вы не выбрали, каждый месяц вы будете что-то дорабатывать. Необходимо определить, сколько это может стоить и как много программистов или компаний работают с этими движками. Задача – определить, сколько стоят типовые разработки. Посмотрите, что бы вы хотели доделать, и идите с этим на биржу фрилансеров или в компании. Пусть считают. Оценивайте стоимость и количество предложений. Естественно, чем больше и дешевле – тем лучше.

Поищите в интернете – сейчас для многих CMS есть платные модули, которые решают многие проблемы. Это хороший знак.

Т.к.списки CMS, которые я лично рекомендовал вызвали споры — тут я их удаляю.

Итоги


Выбор CMS на этапе интернет-витрины – это выбор более удобной панели администрирования и наиболее дружелюбного шаблона пользовательского интерфейса (дизайн вы, скорее всего, будете рисовать на основе этого шаблона) именно для вас. Не ломайте себе голову, какую же CMS выбрать. Все равно через год-полтора, если вам будет куда развиваться – придется с нуля запускать интернет-магазин с другими требованиями.
Как подрезюмировал один мой коллега, после этой статьи: «да по**ю, какую CMS».
Антон Незнамов @Neznamov
карма
34,0
рейтинг 0,0
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Спецпроект

Самое читаемое Разработка

Комментарии (32)

  • +10
    Open source движки. Тоже вариант, но найти толкового подрядчика под них – сложнее, чем для платных.

    Серьезно?
    • +6
      Я думаю что автор имел ввиду именно толковых подрядчиков. На рынке бесплатных CMS довольно большой процент разных личностей, которые сдерут деньги за то что отредактируют вам стандартный шаблон и сляпают вам корявый велосипед из разных плагинов абсолютно игнорируя ваши бизнес-логику. На рынке платных CMS с этим проще, поскольку надо платить разработчику CMS (обычно нехилую сумму) а иногда ещё нужно и лицензирование пройти, и интересные личности там самофильтруются. Хотя всякое бывает…
      • 0
        Если чувак не разбирается в коде CMS, то врят ли он свой напишет лучше.
        • 0
          Какой чувак? Разъясните пожалуйста, не понял.
          • 0
            разработчик
            • 0
              Надо различать между интегратором и собственно разаботчиком CMS. Первый это тот кто вам эту CMS будет устанавливать и подгонять под дизайн. Второй это тот кто эту CMS действительно разрабатывает, то есть член core team для большинства open source CMS или профессиональный разработчик который работает в фирме разрабатывающей проприетарную CMS. Если в первом случае вы будите платить только за интеграцию, то во втором мало заплатить интегратору — надо ещё заплатить за лицензию разработчику. Иногда чтобы стать настоящим интегратором для проприетарной CMS надо пройти сертификацию. Ну и цены на лицензии на право использования тоже не хилые. Например Magento Enterprise стоит 14420 долларов в год. Что я собственно и имел ввиду.
              • 0
                Понятно. Я просто как-то было не подумал. У меня в мыслях были только Open Source движки
                • 0
                  Если вы действительно будете делать себе интернет магазин (а не витрину!) то имеет смысл вложить в это дело много денег так как качество работы магазина прямо пропорционально реализации продукции. Если вы на этом решите сэкономить то потом выйдет себе дороже — будут косяки в заказах, ограниченная конфигурация продуктов, корявая связь с CRM… А разгребать всё это придётся именно вам. Иногда с интегратором заключают договор на проценты от суммы заказов и интегратор будет постоянно поддерживать систему и вносить изменения по вашим запросам.
  • +4
    > Т.к.списки CMS, которые я лично рекомендовал вызвали споры — тут я их удаляю.
    Так комментарии хабра как раз этим и славятся! Огласите весь список, пожалуйста :)
    • +2
      Списки CMS
      Аренда: insales, ecwid, shopium, prom.ua и SaaS решения некоторых CMS.
      Платные CMS (базовые версии): Netcat, Amiro, phpshop, web-asyst.
      Opensource: zencart, prestashop, opencart
      Есть и другие CMS, но я рекомендую обратить внимание на эти.

      Раз уж попросили. Только без вопросов: «почему эти?»
  • –11
    Настолько субъективно что прям
    image

  • +8
    Столько текста, но непонятно, где холивар-то?
    Тезисы статьи:
    Заданы вопросы:
    Какую CMS выбрать? Как ее выбрать?

    Ответы на заданные вопросы:
    Пофигу какую, выбирайте на что глаз ляжет


    Т.е. статья, не смотря на большой объем, крайне низкосодержательная.

    Если хотите, мое имхо для интернет-витрины лучше всего подходят SAAS решения — дешево (и даже бесплатно бывает) и вполне покрывает 99% всех задач. Примеры систем:
    www.salemarket.ru
    www.tiu.ru
    www.pulscen.ru
    и так далее. Плюс такой системы еще и в том, что ваши товары сразу попадают в их каталоги и вы начинаете получать каких-то посетителей оттуда.
    • 0
      Добавлю к списку
      http://go.magento.com/
    • +1
      Надеюсь здесь его не будет)))
      Статьей я попытался решить проблему не в том, какую конкретно выбрать, а в том, что бы люди не парились. Я знаю, что для многих это головная боль! Расслабьтесь! Берите, что понравилось, все равно потом переделывать.

      Многие не принимают этот совет по той причине, что раньше писалось обратное — что это ответственно, важно, и тд и тп. Писалось в основном разработчиками, а не реальными интернет-магазинщиками. Многие думают, что тут как выбор машины — важно много думать.
      А на самом деле нет. Спросите любого знакомого интернет-магазинщика со стажем более года, он доволен своим выбором? Хочет ли он переделать заново?
      • 0
        Статья совершенно справедливая, подход вполне поддерживаю. Если для тех кто создает интернет-витрины, все в принципе понятно, то вот для тех кто хочет действительно создать интернет-магазин крайне важно понимать, что необходимо формировать требования писать ТЗ и уже потом выбирать CMS и считать не столько стоимость создания ИМ, сколько стоимость его владения.
  • +1
    Интернет-витрина – это не бизнес, а точка, на «базаре» под названием интернет.

    Не совсем согласен — достаточно часто делают промо-сайты для акцента на какой-то небольшой группе популярных товаров. Остальные — выделяются в отдельный store-магазин.

    Вообще ожидал какого-то сравнения по основным фичам, лицензии…

    • –1
      Извините за выражения, но это все до сраки. Почти все одинаковые. Практически все фишки вы не будете использовать, особенно те, которыми пытаются выделиться CMS. Гарантирую — вы будете заняты рекламой, «как увеличить продажи», где взять денег, как свести доход — расход и тд.
      • +2
        Вы, прям, Гарантируете это? :)
        Поменьше снобизма.
        • 0
          хм… ну, если в условиях, оговоренных в статье, вы не будете этим заниматься — то никакая CMS вас не спасет.
          и никакого снобизма.
        • +1
          Ну почему же, он дело говорит.

          Когда какая-то CMS пытается выделиться, она пишет — «ТОЛЬКО У НАС есть такая-то фигня! Выбирайте НАС! У конкурентов НЕТ!».

          Потому что это на самом деле какая-то ненужная фигня, которая или вообще не нужна, или легко заменяется устоявшимися более функциональными решениями.

          Главное — работоспособность кода, отсутствие сильных тормозов, контент, нормальная корзина, приятный глазу дизайн.

          Всё равно потом половину плагинов поотключаете.
        • +1
          Я как владелец тоже гарантирую) как раз переходим от «витрины» к магазину. Любую cms надо пилить, вопрос в уровне пиления и знания куда ее пилить собственно. На старте мы бы bitrix банально не осилили, хотя там 90% нужного функционала есть, сейчас же текущий shopscript кажется прикостыленным зомби с примно сотней доработок, а битрикс ничего так системой.
          • 0
            Ничего, Битрикс тоже потом перерастете.
      • 0
        С точки зрения владельца — да.
        С точки зрения разработки и сопровождения — я не стал бы ставить на одну доску, скажем, OpenCart и Magento.
        • 0
          так я и не ставлю
        • 0
          Какое то двусмысленное сравнение магенто и опенкарта, не уточните что имели ввиду?
  • +1
    По большинству вопросов согласен с автором.
    1. Все равно — какая CMS.
    2. Чаще всего начинают с витрины.
    3. Интернет магазин — очень дорого в отличии от витрины.

    Но это все про витрину… А где-же про интернет магазин?

    1. Там сложные бизнес-процессы (особенно логистика)
    2. Бизнес-процессы постоянно меняются.
    3. Бизнес процессы в каждом магазине разные, поэтому приходится держать локальных разработчиков и прокси-начальника, который разъяснит программистам, что надо делать ИМЕННО так, а заказчикам(внутренним), что ТАК лучше не делать А ТО…
    4. Более-менее крупный интернет магазин не обходится без отдела маркетинга, который генерит акции и всячески привлекает посетителей, а так же старается сделать так, чтобы они вернулись потом.
    5. Крупный интернет магазин — это ассортиментная политика, грамотная закупка и построение отношений с поставщиками.
    6. Хороший интернет магазин — это забота о пользователе.
    7. Интернет магазин (не витрина) — это много, очень много работы по разным направлениям.

    Вот если расписать более-менее подробно последние семь пунктов — цены бы статье не было…
    Ждать?
    • 0
      Максим, я не стал задачей описать эти вопросы в статье. По опыту написания статей, проведения консультация могу сказать, что сколько не рассказывай, многие все равно не понимают и не делают.
      А Предложенные вами пункты — каждый для отдельной большой статьи.
    • 0
      По поводу меняющихся бизнес-процессов, не соглашусь — они либо выстроены, либо нет, раз меняются, значит не выстроены, и только настраиваются. В остальном, согласен.
  • 0
    Я не до конца согласен с тем, что выбор CMS не влияет на качество магазина/витрины. По-моему не влияет он только на начальном этапе, когда владелец еще не сталкивался с поддержкой и сопровождением своего детища. Как только возникают вопросы масштабирования, расширения (под масштабированием понимаю увеличение ассортимента, количества товаров и клиентов), сразу выявляются все различия между движками. Причем масштабируемость, очень часто не зависит от стоимости движка или открытости кода.
  • 0
    А для меня основным критерием была поддержка приема электронных денег. И, надо сказать, я не смог найти простого и бесплатного решения. Теперь у меня своя собственная система управления — по началу было тяжело, но со временем все легче
    • 0
      Дальше будет еще легче. Свою систему, если ее не успело испоганить куча фрилансеров с кривыми руками, легко масштабировать и дорабатывать.
  • 0
    Достаточно забавно наблюдать эту статью во многих сообществах связанных с интернет-магазинами, так как в ней очень много личного мнения, которое не совсем логично, если применять его к людям, только планирующим запустить интернет-магазин.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.