20 лет Wolfenstein 3D: модель shareware в играх



    5 мая исполнилось 20 лет с момента выхода культовой игры Wolfenstein 3D, родоначальника жанра «шутер от первого лица». Игра разошлась по миру огромным количеством копий, но не все помнят, что игра на самом деле распространялась по модели shareware. Первый эпизод из 10 уровней бесплатно копировался по BBS, а люди приносили игру друг другу на дискетах. Это была также одна из первых игр, которая распространялась через интернет.

    Первая версия Wolfenstein 3D для DOS вышла 5 мая 1992 года, через три года после появления процессоров Intel 486.

    Разработчиком Wolfenstein 3D была компания id Software с Джоном Кармаком и Джоном Ромеро, а издателем — Apogee Software, позднее известная как 3D Realms. Как раз она считается пионером в использовании модели shareware.

    Сразу после своего основания в 1987 году Apogee Software выпустила несколько игр по такой схеме: пользователь получал полную версию игры со всеми уровнями, а если игра ему понравилась — мог заплатить за неё. За эти деньги он получал техническую поддержку и, возможно, какие-то сувениры. Такая модель оказалась не слишком успешной, так что очень быстро компании сменила подход. Они начали распространять на BBS только несколько первых уровней игры. После оплаты игрок получал остальные уровни (дискетами по почте), техническую поддержку и чит-коды. Такая модель получила название «метод Apogee».

    Кстати, Кармак и Ромеро начали делать игры по заказу Apogee ещё до основания собственной компании id Software, во время работы в Softdisk. Именно благодаря Apogee и вере в модель shareware для PC они приняли решение основать собственную студию.

    Wolfenstein 3D стал безусловным хитом, который наглядно доказал, что shareware является очень эффективным методом дистрибуции. К концу 1993 года было продано более 100 000 копий Wolfenstein 3D.



    Игра до сих пор продаётся через Steam, хотя Джон Кармак давно опубликовал исходные коды Wolfenstein 3D, как и все остальные свои игры.
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама
    Комментарии 53
    • +14
      Блин, как же я скучаю по времени, когда грамотный одиночка мог сделать успешную игру. Сейчас же это исключение из правил(на ум приходит только Нотч).
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Всё-таки сейчас между «ААА» и «инди» — пропасть. Да, инди-игр — вагон и маленькая тележка, но конкурировать в популярности с играми, которые создаются корпорациями, могут лишь единицы, и эти исключения из правил у всех на слуху.
          • +6
            А зачем конкурировать с ААА?
            Вы имеете ввиду «хорошо бы было, если бы одиночка мог продать 10 млн. копий игры по 60 баксов?»
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • +3
              Я вот, например, в восторге от этого парня.
              • +1
                Хорош, спасибо за ссылку.
            • +5
              Мне вспоминается World Of Goo, сделана не одним человеком, но крайне небольшой командой. Сейчас сложно сделать успешную 3d игру(сложно соревноваться с хорошо детализированными, открытыми мирами), слишком требовательны стали игроки, и тут, действительно, minecraft исключение.
              • +3
                Тут не игроки требовательны, а игры без смысла.
                Вы только гляньте на шутеры, сколько их… А изюминки нет (графика не в счет)!
                • +14
                  Разве был какой-то особый смысл в Wolfenstein'е или Doom'е? Да никакого, просто жанр был новым, и никого не беспокоили сюжет и особенности поведения NPC.
                  • 0
                    Ну я думаю, особую ценность Doom имел благодоря мультиплееру. Что-то сложно вспомнить сравнимые по размером образовавшихся сообществ, количеству всяких модов игр. Да и по-моему ни в какие другие игры так долго массово не играли.
                    • 0
                      Конечно, имеется в виду не только Doom и Doom II, но и Quake I — III.
                      • 0
                        Для начала все проходили сингл, у которого на тот момент, насколько я помню, не было конкурентов. Мультиплеер, конечно же, был важнейшей фичей, но он не был доступен столь же легко как сегодня, т.к. требовал модем или локалку.
                        • +1
                          На момент выхода — конечно, но в те годы после (лет 7 для Doom II, например) все играли в мультиплеер. Даже когда были игры с более современной графикой.
                  • 0
                    Да, World of Goo сделали 2 человека, отличный пример.
                  • 0
                    двери аппстора открыты для тебя, грамотный одиночка.
                    • –2
                      Ты хотел сказать «были открыты 3 года назад». Сейчас — нет.
                  • +78
                    Все же прежние шутеры отличались от большинства современных, например следующим:
                    • +25
                      И это ещё не упоминая Descent…
                      • +4
                        да, Descent, в буквальном смысле, выносил мозг своими коридорами — сколько раз ловил себя на том, что пытаюсь наклонить голову градусов так на 90…
                        • 0
                          черт, за ним я тоже соскучился.
                          • +1
                            Поиграв весь день в него, очень странно потом передвигался по квартире.
                            • +4
                              Мне в те времена повезло пару раз поиграться в Descent в стерео-очках. Вот это был полный разрыв мозга.
                              • 0
                                А сейчас может можно?

                                Кстати, у вас-же были анаглиф — как заставили игру выводить изображение в режиме стерео?

                                BTW: Descent 3 на чем-то вообще работает?
                              • +1
                                Descent мне помог натренировать ориентацию — до него я постоянно терялся в городе. А поиграл, и почувствовал, как начинаю запоминать улицы. После трехмерной карты двумерные стали проще Ж)
                              • +1
                                Люди хотят киношный экшен, а не бегать по уровню проклиная всё: «ГДЕ этот чертов ключ!?!?».
                                • +6
                                  Дааа:) и спрашиваешь у друзей — А ты нашел красный ключ в 16м уровне?
                                  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    • 0
                                      Я думаю просто мы не были испорчены слишком навороченными играми. Я когда увидел вторых героев я был в шоке:) До этого для меня самой совершенной игрой был Warcraft 2, и я помню как пытался найти по друзьям Beyond the Dark Portal (или как там это дополнение звали, с лесами из мухоморов), потому что моя сестра его случайно стерла…
                                • 0
                                  В Wolfenstein уровни были скорее похожи на правую картинку :) И довольно-таки линейные.

                                  К слову, в легендарной Half-Life они тоже были простыми, без закоулок. Но игра ушла большим тиражом.
                                • +7
                                  >Игра до сих пор продаётся через Steam, хотя Джон Кармак давно опубликовал исходные коды Wolfenstein 3D, как и все остальные свои игры.
                                  Он опубликовал программный код движка и реализации самой игры. Сама «игра» подразумевает под собой нечто большее — например, труда программистов при создании современного FPS процентов 10-15 от силы.
                                  • +6
                                    и, собственно, к чему я — именно этот остальной труд — карты, графика, звуки, и всё прочее — и стоят тех денег которые до сих пор просят за игры от ID.
                                    Скажем, собрав из исходников Doom III вам всё равно будут нужны игровые архивы для него — которые взять вы, по идее, должны будете из версии игры которую вы купили :)
                                  • +1
                                    Забавная история была о том как Apogee пыталась связаться с Ромеро в обход Softdisk. Тут хорошо рассказана история этих двух компаний:
                                    www.youtube.com/watch?v=7YreEwtV7D0&feature=relmfu
                                    www.youtube.com/watch?v=R972JSi9tE8&feature=relmfu
                                    • 0
                                      А еще можно почитать Masters of Doom.
                                      • +6
                                        Еще в интернете есть галлерея фоток тех времен.

                                        This is a picture of the Shreveport lakehouse that id Software started in. Tom took this pic of John Carmack and me while we were working on the Super Mario 3 demo for Nintendo - so this was sometime in September 1990.
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                      • –6
                                        Во время обработки вашего запроса произошла ошибка:

                                        Данный товар недоступен в вашем регионе

                                        хотя Джон Кармак давно опубликовал исходные коды Wolfenstein 3D, как и все остальные свои игры.

                                        Steam, ты серьезно не хочешь продавать игру к которой уже давно выложили исходные коды?
                                      • 0
                                        Справедливости ради отмечу, что до Wolfenstein были шутеры на точно таком же движке:
                                        www.ag.ru/games/catacomb_abyss
                                        www.ag.ru/games/catacomb_3_d
                                        www.ag.ru/games/corporation

                                        просто она первая набрала такую популярность.
                                        • +1
                                          И да, забыл добавить, что эти игры как раз Кармак с Ромеро и делали.
                                        • 0
                                          • 0
                                            Оно у меня… тормозит. Прогресс такой прогресс.
                                            • 0
                                              Странно. У меня комп старенький, почти все игры тормозят. А здесь всё нормально.
                                          • 0
                                            Может немножко не в тему, но у меня был не просто Wolf3D, а с редактором уровней. Новые уровни делал я сам, они были зубодробильными в плане сложности и покупка полной версии вызывала у меня недоумение.
                                            • +1
                                              что-то было в этих первых играх такое, что заставляло перепроходить их по несколько раз… и дело не только в новизне жанра… это чувство сродни тому, которое заставляет пересмотреть в очередной раз «Великолепную семерку», и не вызывает желания пересматривать «Аватар»…
                                            • +1
                                              I+L+M!
                                              а собак убивать было жалко :)
                                              • 0
                                                Джон Кармак давно опубликовал исходные коды Wolfenstein 3D, как и все остальные свои игры.
                                                Не все. Например, я бы не отказался вглянуть на исходные коды Dangerous Dave, например.

                                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.